2. Войнова Е.В. Актуальные проблемы воспитания выносливости студентов РУТ (МИИТ) в профессионально-прикладной физической подготовке будущих специалистов транспортной отрасли / Е.В. Войнова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2021. - №1 (35). - С. 27-36.
3. Гибадуллин И.Г. Определение параметров оптимальной физической нагрузки при переменном методе развития общей выносливости юношей студентов посредством легкоатлетического бега / И.Г. Гибадуллин, Л.Н. Кузнецова // Материалы II Международно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - Казань, 2014. - С. 380-381.
4. Махов С.Ю. Совершенствование физической подготовки рукопашников методом функциональной тренировки / С.Ю Махов, Р.В. Еремин // Автономия личности. - 2020. - № 1 (21). - С. 166-177.
REFERENCES
1. Postol, O.L. and Babina,, V.S. (2020), "Complex use of eastern health-improving gymnastics in order to increase stress resistance of future transport industry specialists", Transport Law and Security, No. 1 (33), рр. 182-188.
2. Voinova, E.V. (2021), "Actual problems of endurance education of students of RUT (MIIT) in the professionally applied physical training of future specialists of the transport industry", Physical education and sports training, No. 1 (35), рр. 27-36.
3. Gibadullin, I.G., and Kuznetsova, L.N. (2014), "Determination of the parameters of the optimal physical load with a variable method of developing the general endurance of young men students by means of athletics running", Materials of the II International Practical Conference dedicated to the 40th anniversary of the Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, pp. 380-381.
4. Makhov, S.Yu. and Eremin, R.V. (2020), "Improvement of physical training of hand-to-hand fighters by the method of functional training", Personality autonomy, No. 1 (21), рр. 166-177.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2021
УДК 796.07
ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ СТУДЕНТОВ АВИАВУЗА
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
Отношение человека к своему здоровью образует ядро здоровой личности. Формирование здоровья, осуществляемое в условиях образования, является сложным динамическим процессом. В работе исследуется степень адекватности отношения к здоровью студентов летных специальностей гражданской авиации. Практическая значимость исследования в том, что выявлены основные факторы в элементах укрепления здоровья данной категории студентов, позволяющие реализовать компетентностный подход, сформировать осознанную личную ответственность в сохранении здоровья.
Ключевые слова: отношение к здоровью, студент, факторы здоровья. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p72-75
ATTITUDE TO THE HEALTH OF STUDENTS OF THE AVIATION UNIVERSITY
Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saint Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
A person's attitude to the health forms the core of a healthy personality. The formation of health, carried out in the context of education, is a complex dynamic process. The article exam-
ines the degree of adequacy of the attitude to the health of students of flight specialties of civil aviation. The practical significance of the study is that the main factors in the elements of health promotion of this category of students are identified, which allow to implement a competence-based approach, to form a conscious personal responsibility in maintaining health.
Keywords: attitude to health, student, health factors.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье и отношение к нему являются сегодня актуальными темами дисциплины «Физическая культура», это динамические структуры, постоянно изменяющиеся на каждой возрастной ступени под действием жизненного опыта [1]. Многие авторы отмечают, что здоровье и отношение к нему все более связывается с профессиональным самоопределением, здоровье - значимый компонент профессиональной готовности [3]. Особо актуальна проблема изучения отношения к здоровью студентов гражданской авиации, где предъявляются особые требования к работоспособности авиадиспетчеров и пилотов [4]. Сегодня студенты авиавуза рассматривают здоровье как ресурс будущей качественной профессиональной деятельности, именно в этом возрасте появляется осознанное отношение к здоровью.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА) находится на этапе модернизации образовательного процесса, поиска технологий успешного усвоения дисциплины «Физическая культура», формирования осознанной личной ответственности в сохранении здоровья, разработки эффективных методов и средств, позволяющих подготовить выпускника к требованиям современного авиарынка.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обобщение психолого-педагогической литературы, анкетирование, опрос, методы математической статистики. Использовался опросник Березовской Р. А. [2], позволяющий исследовать уровень сформированности компонентов здоровья и степень адекватности отношения к здоровью. Исследование проводилось в СПбГУ ГА на кафедре физической и психофизиологической подготовки, участвовали студенты 1-2 курсов факультета летной эксплуатации, всего 67 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ изучения понятия «здоровье» свидетельствует, что на сегодня в науке существует множество не только определений, но и нормативных параметров детализации здоровья. Изучение проблемы отношения к здоровью показывает, что обязательным является формирование осознанной ценности и стремления к его совершенствованию. Отношение к здоровью - категория, имеющая свою структуру, позволяющую выделить степень адекватности отношения человека к своему здоровью. Используемая методика позволила получить составляющие отношения к здоровью студентов авиавуза и их значимость по 7-ми бальной шкале (рисунок).
Полученные данные по оценке жизненных ценностей (А) свидетельствуют: у студентов авиавуза на I-ом месте по значимости стоит интересная работа, здоровье и счастливая семейная жизни (по 5,9 баллов), 5,0-5,6 баллов имеют аспекты: верные друзья, материальное благополучие и независимость; менее выражена роль признания и уважения окружающих (4,3 балла).
В работе акцентировано внимание на факторах, оказывающих, по мнению студентов СПбГУ ГА, наибольшее воздействие на состояние их здоровья (Б). Опрос показал, что наиболее значимыми факторами по данному аспекту являются: образ жизни (6,4 балла) и экологическая обстановка (6,0 баллов), далее следует учеба, особенности питания (по 5,3 балла), замыкают факторы здоровья - качество медицинского обслуживания, наличие вредных привычек и недостаточная забота о своем здоровье (5,1-4,1 балла).
Рисунок - Степень адекватности отношения к здоровью студентов СПбГУ ГА А - оценка жизненных ценностей, Б - факторы, влияющие на здоровье, В - средства поддержания здоровья и
их регулярность
Одной из составляющих отношения к здоровью является поведенческая характеристика, реализуемая в поступках человека, она влияет на мотивацию самосовершенствования в социальном и профессиональном взаимодействии. В работе проанализированы формы и регулярность применения различных средств поддержания здоровья (В). Студенты летных специальностей СПбГУ ГА регулярно и активно занимаются физическими упражнениями, спортом (5,9 балла), избегают вредных привычек (5,6 балла), следят за своим весом (4,9 балла). Меньше внимания студенты обращают на режим сна и отдыха (3,9 балла), посещение бани (сауны), применение элементов закаливания (3,5-3,3 балла. Студенты авиавуза редко посещают врача с профилактической целью (2,6 балла), что объясняется обязательным систематическим прохождением врачебно-летной экспертной комиссии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании проанализировано отношение к здоровью студентов, выявлены значимые факторы в оценке их жизненных ценностей, акцентировано внимание на элементах укрепления здоровья. Полученные результаты свидетельствуют, что в вузе гражданской авиации студенты летных специальностей для сохранения здоровья должны пристальное внимание обращать на увеличение двигательной активности и применение упражнений профессиональной направленности для повышения резервов организма в борьбе с возможной неблагоприятной экологической авиационной ситуацией.
В условиях трансформации образования в СПбГУ ГА, применяемые технологии способствуют реализации компетентностного подхода, формированию осознанной личной ответственности в сохранении здоровья, отмечена высокая информированность студентов в области здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березовская, Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р.А. Березовская // Вестник СПбГУ. Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 221-226.
2. Березовская, Р.А. Опросник «Отношение к здоровью» / Р. А. Березовская. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2922-2019-05-19-07-38-52 (дата обращения: 01.04.2021).
3. Болотин, А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. -
2014. - № 1. - С. 3-5.
4. Волкова, Л.М. Диагностика профессионального здоровья будущих специалистов гражданской авиации / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 56-59.
REFERENCES
1. Berezovskaya R.A. (2011), "Studies of the attitude to health: the current state of the problem in domestic psychology", Bulletin of St. Petersburg State University. Psychology. Sociology. Pedagogy, No. 1, pp. 221-226.
2. Berezovskaya R.A., "Questionnaire "Attitude to health", available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2922-2019-05-19-07-38-52 (data accessed: 01.04.2021).
3. Bolotin A.E. and Chistyakov V.A. (2014), "Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities", Bulletin of Sports Science, No. 1, pp. 3-5.
4. Volkova L.M. (2019), "Diagnostics of professional health of future specialists of civil aviation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 56-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2021
УДК 796.012
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Яна Сергеевна Галиуллина, старший преподаватель, Эльмира Талгатовна Ахметвале-ева, старший преподаватель, Артем Владимирович Фадеев, старший преподаватель, Александр Владимирович Петров, старший преподаватель, Тагир Фанисович Каримов, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Аннотация
При изучении путей повышения мотивации к двигательной активности учащейся молодежи рассматривались такие аспекты, как уровень физической подготовленности, интересы и мотивы к физкультурно-спортивной деятельности. Определялись истинные показатели двигательной активности. Выяснено, что отрицательное отношение к занятиям физической культурой у школьников старших классов может определяться как субъективными, так и объективными факторами. У значительной части опрошенных нет достаточных мотивов к повышению физической активности. Поэтому их физическая подготовленность находится на низком уровне. Результаты исследования легли в основу разработки экспериментальной технологии дифференцированного подхода к обучению и программы индивидуализации физического воспитания учащихся старших классов, направленной на повышение двигательной активности.
Ключевые слова: учащаяся молодежь, двигательная активность, мотивы, физическая подготовленность, технологии дифференцированного подхода.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p75-80
PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF MOTIVATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN TO BE ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Yana Sergeevna Galiullina, the senior teacher, Elmira Talgatovna Ahmetvaleeva, the senior teacher, Artem Vladimirovich Fadeev, the senior teacher, Alexander Vladimirovich Petrov,
the senior teacher, Tagir Fanisovich Karimov, the senior teacher, Kazan National Research
Technological University