Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ'

СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СТУДЕНТ / МОТИВЫ / ЗДОРОВЬЕ / ВУЗ / ПОПУЛЯРНОСТЬ / ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенко И. А., Низовцева Ю. Я., Долгов А. А., Тамаров И. С., Кузнецова Н. В.

Данная статья посвящена определению отношения студентов к спорту, степени их вовлеченности в спортивную сферу и удовлетворенности спортивной инфраструктурой города (Волгоград). Для решения поставленных проблем был организован онлайн-опрос студентов 1-4 курсов. Опросник состоял из 9 ключевых вопросов. Проанализировав данные, полученные в результате опроса, были предложены рекомендательные мероприятия, направленные на улучшение спортивной инфраструктуры и вовлечение студентов в спортивную жизнь: увеличение количества спортивно-образовательных организаций и спортивных площадок; модернизация спортивного оборудования и инвентаря; использование социальных сетей в качестве продвижения спорта в студенческую жизнь; организация бесплатных спортивных секций, мастер-классов, соревнований; материальная и моральная поддержка начинающих и уже опытных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерошенко И. А., Низовцева Ю. Я., Долгов А. А., Тамаров И. С., Кузнецова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO POPULARIZE SPORTS AMONG STUDENTS

This article is devoted to determining the attitude of students to sports, the degree of their involvement in the field of sports and satisfaction with the sports infrastructure of the city (Volgograd). In order to solve the problems posed, an online survey of 1st-4th year students was organized. The questionnaire consisted of 9 key questions. Having analyzed the data obtained as a result of the survey, recommended measures aimed at improving the sports infrastructure and involvement of students in sports life were proposed: increasing the number of sports and educational organizations and sports grounds; modernization of sports equipment and tools; using social networks as a promotion of sports in student life; organization of free sports sections, master classes, competitions; material and moral support of beginners and already experienced.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ»

REFERENCES

1. Eremenko, V.N., Sinko, O. V. and Fedorova, N.P. (2019), "The role of physical culture in the life of youth", E-SCIO, Vol. 6, No 33, pp. 303-310.

2. Eremenko, V.N., Medvedeva, A.S., and Levchenko, A. A. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimut nauchnykh issledovaniy, No. 3, pp. 353-355.

3. Eremenko, V.N., Tyupenkova, G.E., Pitkin, V.A., Sinko, O.V. and Khamzina, LN. (2018), "Increase of motivation to physical culture classes among students", Modern pedagogical education, No. 3, pp. 59-62.

4. Eremenko, V.N., Sidler, M.O. and Tretyak, I.A. (2018), "The significance of sports activities in the socialization of the individual", Materials of the International Scientific Journal. Practical. Conf., Science and Education, Penza pp. 302-304.

5. Ivanova, N.G. (2006), Differentiation of motor modes of children aged 10-12 years, taking into account the peculiarities of physical and psychophysiological status, dissertation, Krasnodar.

6. Ivanova, N.G. (2003), "Through fitness-to beauty and health", Innovative processes in higher education. Materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference, Krasnodar, pp. 191.

7. Ivanova, N.G. and Urazov, I.Ya. (2018), "Health-saving potential of students studying at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 154-157.

8. Ivanova, N.G. and Leibovsky, A.Yu. (2012), "Compliance of physical development, physical and functional readiness of first-year students of the Kuban State Technological University with regulatory requirements", Physical culture, sport -science and practice, No. 1, pp. 16-19.

9. Ivanova, N.G., Porubayko, L.N., Kozyrenko, E.A. and Zenina M.B. (2017), "Ways to expand the motor mode as one of the main factors of a healthy lifestyle of students", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4, pp. 3-5.

10. Leibovsky, A.Yu. and Ivanova, N.G. (2011), "Motives and needs of students of the Kuban State Technological University in various types of motor activity at physical culture classes", Physical culture, sport - science and practice, No. 3, pp. 41-44.

11. Leibovsky, A.Yu. and Ivanova, N.G. (2012), "Dynamics of indicators of physical development, physical and functional readiness of students of the Kuban State Technological University and compliance of the investigated parameters with the regulatory requirements", Physical culture, sport - science andpractice, No. 3, pp. 59-64.

12. Pitkin, V.A., Tyupenkova, G.E., Eremenko, V.N. and Sinko, O.V. (2018), "Dance as a means of socialization of the personality of students who have deviations in the state of health, freed from physical culture", Original research, No. 2, pp. 87-90.

13. Pitkin, V.A., Ivanova, D.D. and Kholodnaya, L.A. (2019), "Increase of motivation to physical culture classes", The problems of modern education, No. 5, pp. 171-177.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.05.2021

УДК 796.011.1

СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Ирина Александровна Ерошенко, старший преподаватель, Юлия Яковлевна Низовце-

ва, преподаватель, Аркадий Александрович Долгов, старший преподаватель, Иван

Степанович Тамаров, старший преподаватель, Наталья Викторовна Кузнецова,

старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

Данная статья посвящена определению отношения студентов к спорту, степени их вовлеченности в спортивную сферу и удовлетворенности спортивной инфраструктурой города (Волгоград). Для решения поставленных проблем был организован онлайн-опрос студентов 1-4 курсов. Опросник состоял из 9 ключевых вопросов. Проанализировав данные, полученные в результате опроса, были предложены рекомендательные мероприятия, направленные на улучшение спортивной инфраструктуры и вовлечение студентов в спортивную жизнь: увеличение количества спортивно-образовательных организаций и спортивных площадок; модернизация спортивного оборудова-

ния и инвентаря; использование социальных сетей в качестве продвижения спорта в студенческую жизнь; организация бесплатных спортивных секций, мастер-классов, соревнований; материальная и моральная поддержка начинающих и уже опытных спортсменов.

Ключевые слова: спорт, студент, мотивы, здоровье, вуз, популярность, заинтересованность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p131-135

WAYS TO POPULARIZE SPORTS AMONG STUDENTS Irina Alexandrovna Eroshenko, the senior teacher, Yulia Yakovlevna Nizovtseva, the teacher, Arkadiy Aleksandrovich Dolgov, the senior teacher, Ivan Stepanovich Tamarov, the senior teacher, Natalia Victorovna Kuznetsova, the senior teacher, Volgograd State Technical University

Abstract

This article is devoted to determining the attitude of students to sports, the degree of their involvement in the field of sports and satisfaction with the sports infrastructure of the city (Volgograd). In order to solve the problems posed, an online survey of 1st-4th year students was organized. The questionnaire consisted of 9 key questions. Having analyzed the data obtained as a result of the survey, recommended measures aimed at improving the sports infrastructure and involvement of students in sports life were proposed: increasing the number of sports and educational organizations and sports grounds; modernization of sports equipment and tools; using social networks as a promotion of sports in student life; organization of free sports sections, master classes, competitions; material and moral support of beginners and already experienced.

Keywords: sport, student, motives, health, university, popularity, interest.

ВВЕДЕНИЕ

Современный ритм жизни требует от нас большого количества энергии и сил противостоять стрессам и временным проблемам. Образ жизни студентов преисполнен умственными нагрузками, стрессами, вызванными различного рода причинам. Для противостояния такого рода психологическим испытаниям необходима сильная воля, внутренний стержень, что позволяет держать под контролем ситуацию и не впадать в отчаяние. Спорт является одним из способов воспитания личности, а не только средством укрепления здоровья студента, его физического совершенствования и полезным времяпровождением. Спорт является одним из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. [1; 2]. Эффективность занятия игровыми видами спорта доказана наукой. Занятие игровыми видами спорта формирует высокую мотивацию у студентов, повышает нервно-психическую устойчивость к стрессам, улучшает умственную работоспособность студентов и положительно сказывается на успеваемости студентов [4]. Студенты, занимающейся спортом и физкультурой, отличаются повышенной активностью в повседневной жизни, они в большей степени целеустремлены, решительны, трудолюбивы, напористы, ответственны и всегда нацелены на достижение поставленных целей [2]. Т.е. преимущества от занятия спортом многогранны, и для студента, желающего обладать ими, есть немало способов, так как спорт включает в себя множество подвидов и каждый сможет найти что-то наиболее себе подходящее с учетом определённых факторов и причин. Так как большую часть времени студенческая молодёжь проводит в стенах вуза, то определяющим фактором в формировании привычки к спортивному образу жизни будет является организация спортивной деятельности в учебных заведениях, мы так же не исключаем, а в большей степени полагаемся на возможность самостоятельного формирования у студентов интереса к спортивной деятельности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования является изучение отношения и степени вовлечённости студентов в спортивную сферу.

Задачи: обоснование необходимости присутствия спорта в жизни обучающейся молодёжи, исследование, анализ и оценка текущего положения цепочки отношений спорт-студент, разработка мероприятий по повышению заинтересованности студентов спортом и физической культурой.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе социологического исследования с помощью онлайн-опроса было опрошено около 300 студентов вузов Волгограда. В качестве респондентов были выбраны студенты 1-4 курсов. Онлайн-опрос позволяет за достаточно короткое время (в индивидуальных случаях может быть установлен четкий временной интервал) узнать мнения большого количества респондентов о проблеме, которая интересует авторов. Данный метод оперативен и не вызывает затруднений в использовании, но мы хотим отметить, что не претендуем на абсолютную точность полученных результатов, но считаем, что в разрезе конкретной выборки и условий проведения исследования, полученные и проанализированные данные окажутся полезными. Опросник состоял из 9 ключевых вопросов, с помощью которых было установлено: отношение студентов к спорту, вид спорта, который для них в приоритете, мнение студентов об организации спортивной деятельности в их вузе и в г. Волгоград, а так же способы повышения заинтересованности к спорту и физической культуре. Результаты исследования для наглядности были представлены в виде диаграмм. В исследовании применялись общенаучные методологи анализа и синтеза, логического анализа, методов сбора данных, описания и обработки полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам опроса было выяснено, что более 90% респондентов положительно относятся к спорту. В основе любого действия лежат положительные намерения, т.е. высока вероятность привлечь студентов к занятию спортом.

По распределению видов спорта на основании интереса студентов лидирующие позиции занимает баскетбол (60,3%). Баскетбол - игра, которая очень популярна среди студенческой молодежи. Она привлекательна за счёт своей эмоциональности, зрелищно-сти, быстроты, техники. Баскетбол - спортивная игра, которая развивает у игроков: скорость, ловкость, прыгучесть, быстроту, координацию, гибкость, выносливость [1]. Важный навык, который приобретается в процессе игры - стратегия и умение работать в команде, эффективное сотрудничество. Без сомнений это один из самых эффективных видов спорта. На втором месте оказался ответ «другое» (13,8%). Среди многообразия предложенных видов спорта (плавание 1,7%, легкая атлетика 3,4%, фитнес 12,1%, волейбол 6,9% и др.) немало респондентов ответили «другое», исходя из этого, можно предположить, что имеется пассивное отношение к спорту и низкая заинтересованность студентов спортивной деятельностью. Почетное третье место заняла категория «фитнес» (12,1%). Студенту особенно важна быстрота реакции, выносливость, а все эти качества может дать спортивный фитнес.

Формирование мотивации к занятию спортом и физической культурой у студентов является одной из важнейших задач в обеспечении образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура». Обучаясь в высшем учебном заведении, студент сталкивается с дефицитом двигательной активности, в результате чего может наблюдаться эмоциональное и умственное переутомление, что снижает умственную работоспособность студента. Поэтому мотивация играет важную роль, необходимо искать дополнительные стимулы для того, чтобы повысить интерес к спорту. Определение таких стимулов к заня-

тиям физической культурой и спортом, вдохновляющих человека, даёт возможность сформировать потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями [4]. На вопрос «Что Вас мотивирует к занятию спортом?» большая часть респондентов в качестве мотива выбрало «укрепление здоровья» (32,8%) и «любительский интерес» (32,8%), «приобщение к здоровому образу жизни» и «занимался раньше профессионально и хочу построить на этом карьеру» распределились 22,4% и 12,1% соответственно. Данный результат является положительным, так как студенты осознают необходимость присутствия спортивных нагрузок и большинство проявляют любительский интерес, а соответственно можно полагать, что они самостоятельно мотивируют себя.

Что касается проблемы спортивной инфраструктуры города и ВУЗов, то здесь ситуация несколько напряжена. Ситуация не является критической, но большинство респондентов отдали свои голоса за улучшение спортивной инфраструктуры города (65,5%), причем только 31% опрошенных студентов были удовлетворены спортивной инфраструктурой. Относительно организации спортивной деятельности в вузах (олимпиады, секции, тренерство, наличие спортивного оборудования) львиная доля респондентов (58,6%) высказалась положительно, 37,9% опрошенных студентов испытывали затруднения с выбором ответа. На вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли организаций, предоставляющих услуги спортивного характера, в г. Волгоград?» 70,7% респондентов были заинтересованы в увеличении количества спортивных организаций, 10,3% выказали безразличие и только 19% ответили отрицательно. Это говорит о положительной тенденции, так как большинство опрашиваемых были заинтересованы в развитии спортивного сектора в своем городе. Таким образом, студенты проявляют интерес и желание заниматься спортом, но из-за отсутствия надлежащих условий, большинство так и остается в категории «есть интерес и желание, но нет возможности».

Наибольшую значимость для нас представляют проблемы, с которыми столкнулись студентами, когда решили начать заниматься спортом. Чаще всего студентов не устаивало состояние и качество спортивного оборудования и инвентаря 34,5% от общего числа опрошенных. Следующие по значимости проблемы - бюджет (25,9%), месторасположение спортивных объектов (17,2%) и нехватка спортивных организаций (15,5%). Уве -личение количества спортивных организаций и введение акций, купонов может стать первым шагом на пути решения данных проблем.

В качестве возможных причин отсутствия интереса к спорту студенты выделены наиболее приоритетные: нехватка времени (50%), не позволяет бюджет (24,1%), интересуюсь другим (15,5%). Остальные причины, которые респонденты сами могли указывать (интересуюсь другим, лень) распределилось в равных пропорциях 1,7% .

На вопрос, что может повысить популярность спорта среди студентов, львиную долю заняла категория «материальное поощрение» 50%, на втором месте 32,8% размещаются награды. Остальные варианты ответов, предложенные респондентами (бесплатные секции, добровольность спорта во время учебной деятельности, преимущество перед другими, повышение квалификации тренерского состава, доступность, проведение соревнований с другими городами) распределись в равных пропорциях 1,7%.

Следует отметить, что подобные мероприятия, приведённые студентам, имеют основание быть, их реализация, действительно, может изменить отношение большинства студентов к спорту, а возможно и не только студентов. Материальное поощрение, без сомнений, самое эффективное как оказалось, но доступность и удобство расположения спортивных организаций играют не последнюю роль. Можно сделать вывод, что многим не в полной мере осознают значимость спорта и рассматривают его исключительно из материальных соображений. Мы не имеем право осуждать наших респондентов, но на основе проведённого опроса можно сделать вывод, что соревнования, дух соперничества, квалифицированный тренерский состав весьма важный фактор, влияющий на мотивацию студентов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате проведённого социологического опроса мы выяснили отношение студентов к спорту и установили возможные причины отсутствия интереса к спорту. Проанализировав данные, авторы могут предложить следующие мероприятия, способствующие популяризации спорта и физической культуры среди студентов: привлечение СМИ (освещение спортивных мероприятий, событий, набора в секции); увеличение количества спортивно-образовательных организаций и спортивных площадок; модернизация спортивного оборудования и инвентаря; использование социальных сетей в качестве продвижения спорта в студенческую жизнь; организация бесплатных спортивных секций, мастер-классов, соревнований; материальная и моральная поддержка начинающих и уже опытных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахарева С.Ю. Опыт использования подвижных игр в совершенствовании скоростных способностей студентов-баскетболистов 1 курса / С.Ю. Бахарева, Л.М. Дурова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28580 (дата обращения: 01.04.2021).

2. Воронов Н.А. Влияние спортивной деятельности на становление личности человека / Н.А. Воронов // Эпоха науки. - 2018. - №15. URL: http://eraofscience.com/EofS/Vypyski2018/15-sentjabr2018/41.pdf (дата обращения: 01.04.2021).

3. Колосова Е.В. Физическая культура и спорт как профилактика эмоциональных перегрузок у студентов / Е.В. Колосова // Страховские чтения. - 2020. - № 28. - С. 194-199

4. Кутергин Н.Б. Формирование у студентов высших учебных заведений мотивации к занятиям физической культуры и спортом / Н.Б. Кутергин, А.П. Коруковец // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 59-4. - С. 17-19.

REFERENCES

1. Bakhareva, S.Y. and Durova, L.M. (2019), "Experience of using movement games in improving the speed abilities of students-basketball players of 1 year", Modern problems of science and education, No. 1, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28580 (date accessed: 01.04.2021).

2. Voronov, N.A. (2018), "Influence of sports activities on the formation of human personality", Age of Science, No. 15, available at: http://eraofscience.com/EofS/Vypyski2018/15-sentjabr2018/41.pdf (date accessed: 01.04.2021).

3. Kolosova, E.V. (2020), "Physical training and sports as prevention of emotional overload in students", Strakhovskie readings, No. 28, pp. 194-199.

4. Kutergin, N.B. and Korukovets, A.P. (2020), "The formation of students' motivation for physical culture and sports", Trends in science and education, No. 59-4, pp. 17-19.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.04.2021

УДК 378.147

НОВЫЕ РЕАЛИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19

Марина Николаевна Жегалова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Анжела Владимировна Скивко, доцент, Виталий Яковлевич Кутенков,

старший преподаватель, Татьяна Витальевна Гладкова, старший преподаватель, Волгоградский государственный университет

Аннотация

Дистанционное обучение является комплексом образовательных услуг вуза, предоставляемых с помощью информационно-образовательной среды. Самостоятельность и доступность в вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.