2014. - № 1. - С. 3-5.
4. Волкова, Л.М. Диагностика профессионального здоровья будущих специалистов гражданской авиации / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 56-59.
REFERENCES
1. Berezovskaya R.A. (2011), "Studies of the attitude to health: the current state of the problem in domestic psychology", Bulletin of St. Petersburg State University. Psychology. Sociology. Pedagogy, No. 1, pp. 221-226.
2. Berezovskaya R.A., "Questionnaire "Attitude to health", available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2922-2019-05-19-07-38-52 (data accessed: 01.04.2021).
3. Bolotin A.E. and Chistyakov V.A. (2014), "Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities", Bulletin of Sports Science, No. 1, pp. 3-5.
4. Volkova L.M. (2019), "Diagnostics of professional health of future specialists of civil aviation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 56-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.05.2021
УДК 796.012
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Яна Сергеевна Галиуллина, старший преподаватель, Эльмира Талгатовна Ахметвале-ева, старший преподаватель, Артем Владимирович Фадеев, старший преподаватель, Александр Владимирович Петров, старший преподаватель, Тагир Фанисович Каримов, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Аннотация
При изучении путей повышения мотивации к двигательной активности учащейся молодежи рассматривались такие аспекты, как уровень физической подготовленности, интересы и мотивы к физкультурно-спортивной деятельности. Определялись истинные показатели двигательной активности. Выяснено, что отрицательное отношение к занятиям физической культурой у школьников старших классов может определяться как субъективными, так и объективными факторами. У значительной части опрошенных нет достаточных мотивов к повышению физической активности. Поэтому их физическая подготовленность находится на низком уровне. Результаты исследования легли в основу разработки экспериментальной технологии дифференцированного подхода к обучению и программы индивидуализации физического воспитания учащихся старших классов, направленной на повышение двигательной активности.
Ключевые слова: учащаяся молодежь, двигательная активность, мотивы, физическая подготовленность, технологии дифференцированного подхода.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p75-80
PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF MOTIVATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN TO BE ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Yana Sergeevna Galiullina, the senior teacher, Elmira Talgatovna Ahmetvaleeva, the senior teacher, Artem Vladimirovich Fadeev, the senior teacher, Alexander Vladimirovich Petrov,
the senior teacher, Tagir Fanisovich Karimov, the senior teacher, Kazan National Research
Technological University
Abstract
When studying the ways to increase motivation for the motor activity of students, such aspects as the level of physical fitness, interests and motives for physical culture and sports activities were considered. The true indicators of motor activity were determined. It was found that the negative attitude to physical education classes in higher school students can be determined by both subjective and objective factors. A significant part of the respondents don't have sufficient motives to increase physical activity. Therefore, their physical fitness is at a low level. The results of the study formed the basis for the development of experimental technology for a differentiated approach to learning and programs for the individualization of physical education of high school students, aimed at increasing physical activity.
Keywords: schoolchildren, motor activity, motives, physical fitness, technologies of the differentiated approach.
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой процесса физического воспитания в старших классах общеобразовательной школы является обусловленность анатомо-физиологическими, возрастными и мотивационными особенностями школьников, совершенствованием и формированием двигательных навыков, психофизических качеств и функциональных возможностей развивающегося организма [1-5]. Определенный интерес для совершенствования процесса физического воспитания представляет исследование физкультурно-спортивных интересов и мотивов оздоровительной деятельности, тесно связанных с физическим совершенствованием и двигательной активностью школьников [2, 3]. В связи с этим, целью настоящего исследования являлось оценка эффективности формирования мотивации школьников старших классов к занятиям физической культурой и спортом.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие девушки-обучающиеся Центра довузовской подготовки Казанского национального исследовательского технологического университета в количестве 64 человек.
Для педагогической диагностики отношения обучающихся 16-17 лет к занятиям физической культурой нами проведен опрос с помощью специально разработанной анкеты. Разработанная анкета предполагала ранжирование 9 видов досуговой деятельности студенческой молодежи.
Мы предположили, что наиболее эффективные пути формирования мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом заключается в следующем:
1) Исследование отношения студентов к физической культуре, раскрытие школьникам жизненных сфер, в которых проявляется деятельностная сущность феномена физической культуры;
2) Тестирование по уровням физической подготовленности школьников на основе ВФСК ГТО. Эффективными являлись следующие урочные и внеурочные формы работы со школьниками:
- очные формы: консультации, родительские собрания, совместные спортивные мероприятия со школьниками и их родителями;
- дистанционные формы: онлайн консультации по вопросам выполнения норм ГТО школьниками, разъяснительная работа с родителями в специально созданных чатах.
Школьники и их родители были проинформированы, что наличие золотого значка ГТО добавляет к результатам ЕГЭ дополнительно 10 баллов;
3) Использование дистанционных технологий на уроках физической культурой (самостоятельное овладение техникой выполнения упражнения, использование специальных мобильных приложений).
Оценка эффективности формирования мотивации школьников старших классов к занятиям физической культурой осуществлялась в период на основании сопоставления результатов физической подготовленности студентов в начале и в конце педагогического
эксперимента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Мы выявили, что главными факторами, по которым большая часть опрошенных отсутствия занятий физическими упражнениями у большей части респондентов в свободное время, являются: нехватка свободного времени (31,4%); я не занимаюсь, поскольку не занимаются мои друзья (от 15 до 18,6%); отсутствие интереса, желания (18,4%); пассивное отношение к жизни (11,8%); есть другие занятия (6,4%); слабое здоровье (до 3,1%); в школе отсутствуют спортивные секции, в соответствии с их физкультурно-спортивными интересами (от 1 до 2%).
Показано, что различие доводов отрицательного отношения к двигательной активности условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные
К первым могут быть отнесены - отсутствие желания заниматься определенными видами двигательной активности ввиду отсутствия соответствующей мотивации, интереса к занятиям физической культурой. Опрошенные обладают свободным временем в достаточном объеме, однако редко его используют по целевому назначению, предпочитая занятия другими видами деятельности, а не спортом.
Ко вторым - недостаточное оснащение спортивным инвентарем, материально-технической базы, отсутствие педагогических кадров высокой квалификации, платные занятия, отрицательное отношение друзей, родителей к занятиям физической культурой и спортом и т.п.
Для определения места занятий физической культурой и спортом в структуре досуга школьникам нами предложены несколько видов деятельности для свободного время провождения.
Школьникам было необходимо проранжировать каждый вид деятельности в порядке личностной значимости соответствующим баллом. При этом, наиболее весомый вид деятельности оценивался в 10 баллов, а наименее весомый - 1 балл (таблица 1).
Результаты опроса показывают, что времяпрепровождение в социальных интернет-сетях с друзьями, учебная деятельность, посещение профориентационных мероприятий, занятия физическими упражнениями чтение Интернет-ресурсов, являются наиболее значимыми занятиями среди школьников. При этом примерно 60% респондентов полагают, что физическая активность современному человеку необходима.
Таблица 1 - Ранжирование видов деятельности для проведения досуга
Вид деятельности Средний балл Ранговое место
Посещение профессионально-ориентированных мероприятий, учебная деятельность, 8,2 1
Приятное времяпровождение в Интернете, социальных сетях с друзьями 7,6 2
Прослушивание музыки, чтение интернет-ресурсов, 6,9 3
Физическая активность 6,1 4
Дела по дому 5,5 5
Посещение театров, концертов, музеев, выставок, клубов 5,2 6
Выполнение поручений взрослых, товарищей 4,8 7
Занятия в различных секциях и кружках 4,3 8
Просмотр телепередач и кинофильмов 3,9 9
Отдых 2,3 10
Таким образом, мы приходим к выводу, что отношение респондентов к занятиям физической культурой хоть и положительное, у большинства школьников сознательная мотивация к физической активности отсутствует.
Для оптимизации процесса физического воспитания изучались мотивы и интересы респондентов к различным видам физкультурной деятельности. Мы предложили юношам сообщить об отношении к занятиям физической культурой, каким видом спорта желал бы заниматься не только в школе, но и за ее пределами. Проведенный опрос дал возмож-
ность уточнить предметную направленность физкультурно-спортивных интересов школьников. Их ответы на вопросы анкеты имели некоторые особенностей. Во-первых, их физкультурно-спортивные интересы чаще всего соотносились с индивидуальными достижениями, которые они показали в отдельных испытаниях. Во-вторых, существенным стимулом для выбора занятий спортом среди юношей является удовлетворенность от занятий, достижение оптимального психоэмоционального состояния. И полученные данные о динамике психоэмоционального состояния школьников лишний раз это подтверждают. В-третьих, мы учитывали оснащение материально-технической базы школы, время и место проведения практических занятий.
На начальном этапе в ходе проведенного исследования тестировался уровень развития двигательных качеств в соответствии с нормативными требованиями ВФСК ГТО (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение результатов тестирования по уровням физической подготовленной_
Уровень развития (кол-во чел./%)
Тест Золотой знак Серебряный знак Бронзовый знак Ниже бронзового знака
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Бег на 3000 м (мин, с) 6 9,4 10 15,7 21 32,8 27 42,1
Подтягивание (кол-во раз) 4 6,3 14 21,8 15 23,4 31 48,4
Прыжок в длину с места (см) 9 14,2 12 18,7 23 35,9 20 31,2
Бег на 100 м (с) 7 10,9 18 28,2 19 29,7 20 31,2
Поднимание туловища из положе-
ния «лежа на спине» (кол-во раз за 10 15,7 11 17,2 26 40,6 17 26,5
1 мин)
Наклон вперед (см) 5 7,9 8 12,5 24 37,5 27 42,2
Для получения более объективных данных относительно уровня физической активности контрольной группы с учетом ранжирования физкультурно-спортивных интересов школьников нами использовались средства мобильного обучения, которые способствуют повышению мотивации учащихся к оздоровительной деятельности. В связи с этим, все участники эксперимента были обеспечены мобильными приложениями, фит-нес-браслетами. Результаты исследования показывают, что интегральный показатель физической активности по продолжительности - 28,2%, показатели энергозатрат - 34,4% и количеству локомоций - 34,3%. Таким образом, можно сделать вывод, что все исследуемые показатели на 30% соответствуют рекомендуемым значениям физической активности для школьников 16-17 лет [3].
Результаты опроса показывают, что средства мобильного обучения способствуют увеличению уровня физической подготовленности школьников. Это обусловлено тем, что занятия физической культурой оказывают положительное влияние на двигательную подготовленность. Однако недостаток в физической активности они не ликвидируют. Мы полагаем, что данное обстоятельство обусловлено особенностями возрастной динамики данных показателей развивающегося организма, а также не учтенными физкультурно-спортивными интересами и мотивами к занятиям физической культурой.
На заключительном этапе педагогического эксперимента мы протестировали динамику развития двигательных качеств в соответствии с нормативными требованиями ВФСК ГТО (таблица 3).
Из представленных результатов можно видеть положительную динамику результатов физической подготовленности, что свидетельствует об высокой эффективности разработанной методики подготовки школьников старших классов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО.
Таблица 3 - Распределение результатов тестирования по уровням физической подготовленности учащихся 16-17 лет (п = 64) на основе ВФСК ГТО в начале и в конце педагогического эксперимента_
Тест Уровень развития в динамике (%)
Золотой знак Серебряный знак Бронзовый знак Ниже бронзового знака
До После До После До После До После
Бег на 3000 м (мин, с) 9,4 10,9 15,7 20,3 32,8 42,2 42,1 26,6
Подтягивание (кол-во раз) 6,3 7,8 21,8 29,7 23,4 21,9 48,4 40,6
Прыжок в длину с места (см) 14,2 15,6 18,7 20,3 35,9 39,0 31,2 25,1
Бег на 100 м (с) 10,9 12,5 28,2 34,3 29,7 26,6 31,2 26,6
Поднимание туловища из положения «лежа на спине» (кол-во раз за 1 мин) 15,7 18,8 17,2 20,3 40,6 42,2 26,5 18,7
Наклон вперед (см) 7,9 9,4 12,5 14,0 37,5 45,3 42,2 31,3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования показывают, что негативное отношение к физической культуре и спорту у учащейся молодежи может определяться как объективными, так и субъективными факторами. У большинства респондентов выявлена низкая мотивация к оздоровительной деятельности. Поэтому на низком уровне у них находится физическая подготовленность. Апробированный нами дифференцированный подход с использованием современных средств мобильного обучения целенаправленно позволяет мотивировать школьников к занятиям физической культурой и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фазлеева, Е.В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е.В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 87-88.
2. Васенков, Н.В. Всероссийский спортивный комплекс «ГТО»: готовность студентов к выполнению норм и требований / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 2 (11). - С. 65-68.
3. Фазлеева, Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 83-85.
4. Касаткин А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 10-13.
5. Фролова, Е.В. Исследование готовности учителя к инновационной профессиональной деятельности / Е.В. Фролова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы конференции / II Рос. межрегион. науч.-практ. конф., 16-18 мая 2002. - Москва ; Челябинск : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2002. - С. 342-345.
REFERENCES
1. Fazleeva, E.V. (2009), "Basic tendencies in dynamics of parameters of health and physical preparedness of TSHPU students for the last five years", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp.87-88.
2. Vasenkov, N.V. and Minnibaev, E.Sh. (2016), "All-Russian sport complex "TRP": readiness of students to meet the standards and requirement", Science and sport: modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 65-68.
3. Fazleyeva, E.V. and Vasenkov, N.V. (2010), "Problems of motivation of physical activity of the university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 83-85.
4. Kasatkin, A.A. (2012), "Motives of health-improving activity of female students within university education", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 10-13.
5. Frolova, E.V. (2002) "Study of teacher's readiness for innovative professional activity", Proceedings of the Conference Psycho-pedagogical studies in the education system, Chelyabinsk, may 16-18, 2002, рр. 342-345.
Контактная информация: [email protected]