Научная статья на тему 'Пути повышения мотивации к двигательной активности учащихся старших классов'

Пути повышения мотивации к двигательной активности учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
351
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОТИВЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА / STUDENTS / MOTOR ACTIVITY / MOTIVATION / PHYSICAL FITNESS / TECHNOLOGY / DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Резенова М. В.

При изучении путей повышения мотивации к двигательной активности учащейся молодежи рассматривались такие аспекты, как уровень физической подготовленности, интересы и мотивы к физкультурно-спортивной деятельности. Определялись истинные показатели двигательной активности. Выяснено, что отрицательное отношение к занятиям физической культурой у школьников старших классов может определяться как субъективными, так и объективными факторами. У значительной части опрошенных нет достаточных мотивов к повышению физической активности. Поэтому их физическая подготовленность находится на низком уровне. Результаты исследования легли в основы разработки экспериментальной технологии дифференцированного подхода к обучению и программы индивидуализации физического воспитания учащихся старших классов, направленной на повышение двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Резенова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASING MOTIVATION FOR PHYSICAL ACTIVITY OF SENIOR SCHOOL STUDENTS

When studying ways to increase motivation for motor activity of students, such aspects as the level of physical fitness, interests and motives for physical culture and sports activities were considered. The true indicators of motor activity were determined. It was found that a negative attitude to physical education classes in high school students can be determined by both subjective and objective factors. A significant part of the respondents do not have sufficient motives to increase physical activity. Therefore, their physical fitness is at a low level. The results of the study formed the basis for the development of experimental technology for a differentiated approach to learning and programs for the individualization of physical education of high school students, aimed at increasing physical activity.

Текст научной работы на тему «Пути повышения мотивации к двигательной активности учащихся старших классов»

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

М.В. РЕЗЕНОВА, РГУФКСМиТ, г. Москва

Аннотация

При изучении путей повышения мотивации к двигательной активности учащейся молодежи рассматривались такие аспекты, как уровень физической подготовленности, интересы и мотивы к физкультурно-спортивной деятельности. Определялись истинные показатели двигательной активности. Выяснено, что отрицательное отношение к занятиям физической культурой у школьников старших классов может определяться как субъективными, так и объективными факторами. У значительной части опрошенных нет достаточных мотивов к повышению физической активности. Поэтому их физическая подготовленность находится на низком уровне. Результаты исследования легли в основы разработки экспериментальной технологии дифференцированного подхода к обучению и программы индивидуализации физического воспитания учащихся старших классов, направленной на повышение двигательной активности.

Ключевые слова: учащаяся молодежь, двигательная активность, мотивы, физическая подготовленность, технологии

дифференцированного подхода.

WAYS OF INCREASING MOTIVATION FOR PHYSICAL ACTIVITY OF SENIOR SCHOOL STUDENTS

M.V. REZENOVA, RSUFCSY&T, Moscow

Abstract

When studying ways to increase motivation for motor activity of students, such aspects as the level of physical fitness, interests and motives for physical culture and sports activities were considered. The true indicators of motor activity were determined. It was found that a negative attitude to physical education classes in high school students can be determined by both subjective and objective factors. A significant part of the respondents do not have sufficient motives to increase physical activity. Therefore, their physical fitness is at a low level. The results of the study formed the basis for the development of experimental technology for a differentiated approach to learning and programs for the individualization of physical education of high school students, aimed at increasing physical activity.

Keywords: students, motor activity, motivation, physical fitness, technology, differentiated approach.

Отличительные особенности физического воспитания в системе среднего образования в старших классах обусловлены возрастными анатомо-физиологическими и мотивационными особенностями учащихся, формированием и совершенствованием психофизических качеств, двигательных навыков и функциональных возможностей организма [1, 3, 4, 5].

Для повышения эффективности физического воспитания определенный интерес представляет изучение мотивов и интересов, связанных с двигательной активностью и физическим совершенствованием учащихся [2, 3]. С целью выявления особенностей отношения учащихся 16-17 лет к занятиям физическими упражнениями было проведено анкетирование.

Результаты исследований показали, что основными причинами, по которым большая часть опрошенных не занимается в свободное от учебы время физическими упражнениями, являются: недостаток свободного времени (31,4%); не занимаются друзья - и я не занимаюсь (от 15 до 18,6%); отсутствие желания, интереса (18,4%); собственная пассивность (11,8%); есть более интересные

занятия (6,4%); не позволяет здоровье (до 3,1%); нет в школе физкультурно-спортивных секций, отвечающих их интересам (от 1 до 2%).

Выявлено, что разнообразие доводов негативного отношения к физической активности можно условно разделить на две группы - объективные и субъективные.

К первым могут быть отнесены - плохое оснащение материальной базы, нехватка квалифицированных кадров, высокая стоимость занятий, негативное отношение родителей, друзей к физической культуре и спорту и т.п.

Ко вторым - нежелание заниматься определенным видом физической деятельности из-за отсутствия мотивов, интереса к занятиям. Респонденты располагают достаточным количеством свободного времени, однако используют его в пользу других видов деятельности.

С целью определения места физической культуры в структуре свободного времени учащимся были предложены десять видов деятельности для проведения досуга. Респонденты должны были проранжировать в порядке значимости каждый вид деятельности соответствующим баллом, где наиболее значимый вид оценивался в 10 баллов, наименее значимый - 1 балл (табл. 1).

Таблица 1

Ранжирование видов деятельности для проведения досуга

Вид деятельности Средний балл Ранговое место

Учебная деятельность, посещение профессионально-ориентированных мероприятий 8,2 1

Времяпрепровождение в социальных интернет-сетях с друзьями 7,6 2

Чтение интернет-ресурсов, прослушивание музыки 6,9 3

Двигательная активность 6,1 4

Домашние дела 5,5 5

Посещение концертов, театров, музеев, клубов, выставок 5,2 6

Выполнение различных поручений 4,8 7

Занятия в различных кружках и секциях 4,3 8

Просмотр кинофильмов, телепередач 3,9 9

Отдых 2,3 10

Результаты ранжирования свидетельствуют о том, что наиболее значимыми занятиями учащихся являются: учебная деятельность, посещение профессионально-ориентированных мероприятий, времяпрепровождение в социальных интернет-сетях с друзьями, чтение интернет-ресурсов, занятия физическими упражнениями. При этом около 60% опрошенных считают, что двигательная активность необходима современному человеку.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что несмотря на положительное отношение респондентов к физкультурной деятельности, у большинства учащихся нет сознательной мотивации к двигательной активности.

Для оптимизации учебного материала изучались интересы и мотивы испытуемых к определенным видам двигательной деятельности. Юношам предлагалось сообщить о своем отношении к физической культуре, каким видом

Распределение результатов тестирования учащихся 16-17 лет (п =

Результаты ниже бронзового знака в тех же испытаниях показали: 42,2;, 48,4; 31,2; 31,2; 26,5 и 42,2%, что составляет более трети всех испытуемых.

Для установления истинной картины об уровне двигательной активности контрольной выборки с учетом установленного ранжирования интересов учащихся были привлечены современные технические средства с биоло-

физических упражнений желал бы заниматься в школе и за ее пределами. Проведенное анкетирование позволило уточнить направленность интересов учащихся. Их ответы на вопросы анкеты имели ряд особенностей: во-первых, их интересы к определенному виду двигательной активности в большинстве случаев соотносились с личными достижениями, показанные юношами в отдельных видах испытаний. Во-вторых, мощным стимулом для выбора двигательной деятельности является психоэмоциональное удовлетворение от занятий. Об этом свидетельствуют данные состояния психоэмоциональной сферы учащихся. В-третьих, учитывалось оснащение учебной базы, место и организация проведения занятий.

В ходе исследования на начальном этапе проводилось тестирование уровня развития физических качеств по нормативам ВФСК ГТО (табл. 2).

Таблица 2

по уровням физической подготовленности 64) на основе ВФСК ГТО

гической обратной связью, способствующие повышению мотивации к двигательной активности. Поэтому все испытуемые были обеспечены фитнес-браслетами, и результаты исследования показали, что суммарный показатель двигательной активности по количеству локо-моций - 34,3%, показатели энергозатрат - 34,4% и продолжительности - 28,2%.

Тест Уровень развития (кол-во чел./%)

Золотой знак Серебряный знак Бронзовый знак Ниже бронзового знака

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Бег на 3000 м (мин, с) 6 9,4 10 15,7 21 32,8 27 42,2

Подтягивание (кол-во раз) 4 6,3 14 21,8 15 23,4 31 48,4

Прыжок в длину с места (см) 9 14,2 12 18,7 23 35,9 20 31,2

Бег на 100 м (с) 7 10,9 18 28,2 19 29,7 20 31,2

Поднимание туловища из положения «лежа на спине» (кол-во раз за 1 мин) 10 15,7 11 17,2 26 40,6 17 26,5

Наклон вперед (см) 5 7,9 8 12,5 24 37,5 27 42,2

Отсюда становится очевидным, что все показатели составляют примерно одну треть от рекомендуемых значений двигательной активности для юношей 1617 лет [3].

Результаты уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет показали, что занятия по дисциплине «Физическая культура» положительно влияют на физическую подготовленность, но при этом не ликвидируют

недостаток в двигательной активности. Это может быть объяснено возрастными особенностями развития организма и не учтенными интересами, не реализуемыми мотивами к физическим занятиям.

С учетом результатов предварительного исследования весь контингент испытуемых (64 чел.) был распределен на три экспериментальные группы (ЭГ), характеристики

которых представлены в табл. 3.

Таблица 3

Характеристика исследуемых групп учащихся по психофизической подготовленности и мотивационной сфере

Группа Психофизическая подготовленность Потребностно-мотивационная сфера

ЭГ-1 (n = 22) Средний уровень развития физических качеств, доминирующие не выявлены. Средний уровень тревожности, ниже среднего уровня психическая устойчивость и эффективность работы Отношение к занятиям физическим упражнениями нейтральное. Проявляют желание продолжать заниматься по программе физического воспитания школы с преобладанием спортивных игр (гандбол)

ЭГ-2 (n = 20) Средний и выше среднего уровень развития физических качеств с преимущественным развитием скоростно-силовых и двигательно-координационных способностей. Средний уровень тревожности, психической устойчивости и эффективности работы Отношение к занятиям физическими упражнениями в основном положительное. Проявляют желание продолжать заниматься по программе физического воспитания школы с преобладанием занятий с элементами единоборств (тай-бо)

ЭГ-3 (n = 22) С преимущественным развитием общей и силовой выносливости. Средний уровень тревожности, выше среднего уровень психической устойчивости и эффективности работы Отношение к занятиям физическими упражнениями в основном положительное. Проявляют желание продолжать заниматься по программе физического воспитания школы с преобладанием занятий силовой направленности (Boot camp)

На основании представленных выше данных строилось планирование учебных и секционных занятий в ЭГ. Как было сказано выше, с учетом типологических групп учащихся по ведущим признакам физического, психического состояния и данных изучения мотивационной

сферы были сформированы три ЭГ. В первой группе осуществлялось комплексное развитие двигательных способностей, во второй - с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых качеств, в третьей - общей выносливости.

1 -е тестирование

Физические качества Психологическое состояние Двигательная активность Пульсометрия

Средства

-^ Гандбол, Тай-бо, Boot Camp,

>4 Фитнес-браслет -► S

2-е тестирование

Двигательная активность Пульсометрия

Средства

Практические рекомендации

Интерактивное общение (соцсеть)

Самостоятельные занятия

Группа Часть учебной программы в неделю Форма занятий

Урочная Внеурочная

Секция Самост. раб.

1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 5ч

Гандбол Тай-бо Boot camp Обязательная 75 75 75 25 50

Вариативная 25 25 25 75 50

4-е тестирование

Физические качества Психологическое состояние Двигательная активность Пульсометрия

Средства

Музыкальное сопровождение

Интерактивное общение (соцсеть)

Самостоятельные занятия

Средства

гто

Интеракивное общение (соцсеть) Самостоятельные занятия

3-е тестирование

Двигательная активность Пульсометрия

Рис. 1. Блок-схема повышения двигательной активности учащихся старших классов на основе технологии дифференцированного подхода к обучению

С*)

Разработка экспериментальной технологии дифференцированного подхода к обучению и программы индивидуализации физического воспитания учащихся старших классов, направленной на повышение двигательной активности, построена на основе проведенных исследований (рис. 1).

Особенностью разработанной блок-схемы является комплексный подход к процессу физического воспитания с учетом образа жизни, интересов современной молодежи и требований к оперативности передачи и обмена информацией.

Заключение

На основе результатов исследования нами выяснено, что отрицательное отношение к занятиям физической культурой у школьников старших классов может определяться как субъективными, так и объективными факторами. У значительной части опрошенных нет достаточных мотивов к повышению физической активности.

Поэтому физическая подготовленность у них находится на низком уровне.

Разработанный нами подход с применением современных технических средств позволяет целенаправленно мотивировать учащихся к занятиям различными видами физической культуры и спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Кочетов, И.И. «Дневник тренера»: разработка комплексной системы отбора (на примере биатлона и пулевой стрельбы) / И.И. Кочетов, Е.С. Палехова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. - 2011, № 1. - С. 36-39.

2. Киселева, Е.В. Отношение школьников к участию во Всероссийской олимпиаде по предмету «Физическая культура» в аспекте социологического анализа / Е.В. Киселева, М.В. Жийяр, Т.В. Левченкова, В.Б. Соловьев. - Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2017. - № 2. - С. 77-79.

3. Куликова, Т.М. Формирование мотивации учащихся старших классов к занятиям физической культурой с опорой на традиции карате: автореф. дис. ... к.пед.н.: 13.00.04 /

Куликова, Татьяна Михайловна; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)». - М., 2015. - 24 с.

4. Матвеев, А.П. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев, Е.С. Палехова. - Москва: Вентана-Граф, 2015. - 159 с.

5. Резенова, М.В, Гридчина, Л.А. Эффективность влияния занятий с преимущественным использованием оборудования ТИХ на физическую подготовленность студентов Российской таможенной академии / М.В. Резенова, Л.А. Гридчина // Наука, фитнес, рекреация - 2015. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. - РГУФКСМиТ, 2015. - С. 98-101.

References

1. Kochetov, I.I. and Palekhova, E.S. (2011), "The Diary of coach": development of an integrated selection system (for example, the biathlon and shooting sports), Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka: Detskiy trener: zhurnal v zhurnale, no. 1, pp. 36-39.

2. Kiseleva, E.V., Zhiyyar, M.V., Levchenkova, T.V. and Soloviev, V.B. (2017), The attitude of students to participate in the All-Russian Olympiad on the subject of "Physical culture" in the aspect of sociological analysis, Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, no. 2, pp. 77-79.

3. Kulikova, T.M. (2015), Formation of motivation of high school students to physical education based on the

tradition of karate: autoref. Dis. ... PhD (Pedagogics), Moscow, 24 p.

4. Matveev, A.P. and Palekhova E.S. (2015), Physical education. Grades 10-11: a textbook for educational institutions, Moscow: Ventana-Graf, 159 p.

5. Rezenova, M.V. and Gridchina, L.A. (2015), Efficiency of impact studies using mainly equipment TRX on physical preparedness of students of the Russian customs Academy, In: Science, fitness, recreation - 2015. Proceedings of the all- Russian conference with international participation, Moscow: RGUFKSMiT, pp. 98-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.