МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТКАМИ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ФИТНЕС-КЛУБА
Н.А. ДАРДАНОВА, Е.Н. БОБКОВА, Т.В. БАЛАБОХИНА,
СГАФКСТ, г. Смоленск, Россия
Аннотация
В статье обоснована эффективность методики физкультурно-оздоровительных занятий со студентками нефизкультурных вузов в условиях фитнес-клуба. Разработана методика, позволяющая: учитывать предпочтения студенток в видах двигательной активности, способствовать повышению их мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями разной направленности и улучшать показатели физической подготовленности как показатели здорового стиля жизни молодежи. Отличительной особенностью этой методики стало использование шести фитнес-программ различной направленности три-четыре раза в неделю под руководством инструктора, что привело к достоверному улучшению показателей физической подготовленности студенток и их состава тела.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные занятия, студентки нефизкультурных вузов, мотивация, фитнес-
клуб, здоровый образ жизни.
ORGANIZATION AND CONTENT OF PHYSICAL TRAINING ACTIVITIES WITH STUDENTS OF NON-SPORTS UNIVERSITIES IN FITNESS CLUB
O.N. DARDANOVA, E.N. BOBKOVA, T.V. BALABOKHINA,
SSAPCST, Smolensk, Russia
Abstract
The article substantiates the effectiveness of the method of physical education and health-improving classes with students of non-physical universities in a fitness club. A technique has been developed that allows to take into account the preferences of female students in the types of physical activity, contributes to increasing their motivation to systematic physical exercises of different directions and to improve physical fitness indicators, as indicators of a healthy lifestyle of young people. A distinctive feature of this technique is the use of 6 fitness programs of different orientations three or four times a week under the guidance of an instructor, which led to a significant improvement in the indicators of physical fitness of students
and their body composition.
Keywords: physical culture and health training, students of non-cultural universities, motivation, fitness club, healthy
lifestyle.
Введение
В настоящее время проблема здоровья студентов представляется самой актуальной, так как от состояния здоровья выпускников высших учебных заведений зависит благополучие молодой семьи, производственный потенциал и обороноспособность страны [6]. Несмотря на то что с каждым годом все больше студенческой молодежи посещает фитнес-клубы, бассейны и другие спортивные сооружения, регулярные занятия физической культурой и спортом, к сожалению, еще не приобрели черты устойчивой и целостной системы поведения [1].
Целый ряд научных исследований посвящен совершенствованию процесса физического воспитания студенческой молодежи, но до сих пор кардинальных изменений в решении этой проблемы не произошло [2, 3, 4, 5]. В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития студенток, повышения их физической подготовленности, приобщения к здоровому стилю жизни.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики
е*)
физкультурно-оздоровительных занятий со студентками нефизкультурных вузов в условиях фитнес-клуба.
Практическая значимость состоит в возможности использования в физической подготовке студенток нефизкультурных вузов новых организационно-методических условий, которые позволяют достигнуть цели повышения результатов физической подготовленности как показателя здорового стиля жизни молодежи. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке методических материалов, уточнении программ и планов по физической подготовке; а также дополнят методические разработки и указания фитнес-программ разной направленности.
Задачи исследования:
1. Изучить современные направления фитнеса, применяемые со студентками в условиях фитнес-клубов г. Смоленска.
2. Разработать методику физкультурно-оздоровительных занятий со студентками нефизкультурных вузов в условиях фитнес-клуба.
3. Экспериментально обосновать эффективность методики физкультурно-оздоровительных занятий со сту-
40
дентками нефизкультурных вузов в условиях фитнес-клуба.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись теоретический анализ научно-методической и специальной литературы, педагогическое наблюдение, письменный опрос (анкетирование), педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), контрольно-педагогические испытания (тестирование), методы математической статистики.
Результаты исследования
На одном из этапов исследования был проведен опрос администраторов и анализ официальных сайтов семи крупных фитнес-клубов г. Смоленска, на основании которых выявлено, что более 35% занимающихся относятся к студенческой молодежи, обучающейся в различных вузах г. Смоленска. Из них девушек - 69%, юношей - 31%. По мнению администраторов фитнес-клубов (рис. 1), студентки посещают в основном групповые программы силовой и функциональной направленности (32 и 29%) и в меньшей степени предпочитают занятия в тренажерном зале, водные и ментальные виды фитнес-программ (15, 13 и 11% соответственно).
Я 1 ?
о £
1= Ё? о с
30
20
10
■ Силовой тренинг
П Функциональный тренинг
□ Водные программы
□ Занятия в тренажерном зале
■ Ментальные программы
Популярные фитнес-программы
Рис. 1. Наиболее популярные фитнес-программы среди студенток, занимающихся в фитнес-центрах г. Смоленска
Выбор студенток в пользу силовых и функциональных занятий связан с высокой интенсивностью занятий, в результате которых достаточно быстро наблюдаются изменения в компонентном составе тела и формировании телосложения в целом, а также большим разнообразием данных направлений, что снимает монотонность при систематических занятиях и тем самым повышает их мотивацию. Занятия в тренажерном зале, ментальные виды (пилатес, йога) и водные программы в основном выбирают студентки, имеющие отклонения в состоянии здоровья, которым необходим индивидуальный подход и оздоровительная направленность занятий.
На основании анализа научно-методической литературы и опроса администраторов фитнес-клубов разработана основа и содержание физкультурно-оздоровительных занятий со студентками нефизкультурных вузов в условиях фитнес-клуба (рис. 2). Длительность занятий составила 6 месяцев с учетом всех принципов оздоровительной тренировки.
Основой проведенного эксперимента стала специально разработанная методика, состоящая из шести программ занятий разной направленности, которые отлича-
лись несложной координационной структурой движений, выполнялись в I (аэробной) и II (аэробно-анаэробной) тренировочной зоне при ЧСС = 120-160 уд./мин:
• «беговая программа»,
• «интервальная тренировка»,
• программа «идеальный пресс»,
• программа «идеальные ноги»,
• «водная программа»,
• «функциональный тренинг».
В течение всего эксперимента студентки занимались по данным программам 3-4 раза в неделю по 45-60 мин под руководством инструктора.
В первые два месяца студенткам было предложено в недельном микроцикле использовать «беговую» программу, программы «идеальный пресс» и «идеальные ноги» по одному разу в неделю с целью постепенного включения в тренировочный процесс и проработки проблемных зон.
В последующие четыре месяца студентки занимались по остальным трем программам с чередованием в недельном микроцикле занятий функциональным тренингом и интервальной тренировкой, между ними - аквааэро-
С*)
0
бикой с целью поддержания физической формы и расслабления при помощи упражнений в воде. Объем тренировочной нагрузки регулировался увеличением в комплексах доли физических упражнений, выполняемых с большой амплитудой, и включением в эти комплексы более сложных движений, требующих проявления значительных усилий. Интенсивность тренировочной нагрузки регулировалась в основном темпом их музыкального сопровождения.
[ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
I СО СТУДЕНТКАМИ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ФИТНЕС-КЛУБА
)
Цель занятий:
повышение показателей физической подготовленности
изменение морфофункционального состояния организма укрепление здоровья студенток нефизкультурных вузов
Задачи занятий:
• оздоровительные
• образовательные
• мотивационные
Методика занятий:
беговая программа программа «идеальный пресс» программа «идеальные ноги» интервальная тренировка аквааэробика функциональный тренинг
Принципы занятий:
■ направленность на оптимизацию состояния функций организма
■ рассеянность, адекватность и разнонаправленность нагрузки
■ систематичность занятий
■ постоянный контроль состояния занимающихся___
Используемые средства:
• основные - физические упражнения по специальной методике (6 программ)
• дополнительные - музыкальное сопровождение, инвентарь и оборудование
Методы упражнений:
равномерный • круговой
интервальный • целостный
переменный • расчлененный
повторный • сопряженного воздействия
Контроль занятий:
оценка показателей морфофункционального состояния и физической подготовленности
Рис. 2. Основы физкультурно-оздоровительных занятий со студентками нефизкультурных вузов
в условиях фитнес-клуба
В результате под воздействием разработанной методики физкультурно-оздоровительных занятий у студенток, принимавших участие в эксперименте, произошли достоверные изменения практически по всем показателям:
> масса тела в среднем уменьшилась на 7 кг и к концу эксперимента составляла 63,2 кг (табл. 1);
> произошло перераспределение компонентов тела:
- увеличился мышечный компонент (с 28,4 до 36,2%) и вода (с 41,2 до 51,3%);
- снизился процент жировой массы (на 10,6%) и висцерального жира (на 1,8%).
Эти изменения имеют прямую зависимость от средств и методов, применяемых на физкультурно-оздоровительных занятиях в фитнес-клубе.
Таблица 1
Показатели компонентного состава тела студенток нефизкультурных вузов в ходе эксперимента (X ± с)
№ п/п Показатель До эксперимента После эксперимента P
1 Длина тела(см) 167,9 ± 4,5 167,9 ± 4,5 > 0,05
2 Масса тела (кг) 70,3 ± 3,9 63,2 ± 3,8 < 0,05
3 Жировая масса (%) 39 ± 1,6 27,4 ± 1,4 < 0,05
4 Мышечная масса (%) 28,4 ± 3,2 36,2 ± 2,7 < 0,05
5 Вода(%) 41,2 ± 2,0 51,3 ± 1,8 < 0,05
6 Висцеральный жир (%) 11 ± 1,5 8,5 ± 1,3 < 0,05
Отметим, что на начало эксперимента у студенток жировая масса превышала норму, по окончании - данный показатель пришел в норму (27,4%). Такая же тенденция наблюдалась в распределении мышечной массы и висцерального жира. Недостаток воды в организме приводит к замедлению обменных процессов. В начале эксперимента у студенток данный показатель составлял 41,2% и был в недостатке. В ходе систематических
занятий у них наблюдалось достоверное улучшение - до 51,3%, что соответствует норме.
Отметим, что результаты физической подготовленности студенток и развитие их двигательных качеств улучшились практически во всех тестах, исключение составили результаты в беговых тестах (5,2 и 6,02%). В них наблюдается только естественный прирост (табл. 2).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности студенток нефизкультурных вузов
в ходе эксперимента (X ± с)
№ п/п Контрольно-педагогические испытания До эксперимента После эксперимента Т (%) Р
1 Наклон, стоя на гимнастической скамейке (см) 15,16 ± 1,25 17,26 ± 1,17 12,9 < 0,05
2 Челночный бег 4x9 м (с) 11,750,20 11,04 ± 0,15 6,23 < 0,05
3 Сгибание и разгибание рук в упоре «лежа» (кол-во раз) 15,48 ± 1,68 18,26 ± 1,58 16,4 < 0,05
4 Поднимание туловища в «сед» из и.п. «лежа на спине» (кол-во раз за 1 мин) 38,35 ± 1,37 42,35 ± 1,13 15,7 < 0,05
5 Прыжок в длину с места (см) 166,97 ± 3,48 183,10 ± 4,10 9,3 < 0,05
6 Бег на 2000 м (мин, с) 730 ± 45 693 ± 49 5,2 < 0,05
7 Бег на 100 м (с) 18,65 ± 0,46 17,56 ± 0,47 6,02 < 0,05
8 Статическое равновесие (с) 23,32 ± 4,60 30,19 ± 5,77 25,68 < 0,05
В качестве подтверждения эффективности разра- о мотивации к началу занятий. Выявлено, что студентки,
ботанной методики физкультурно-оздоровительных участвующие в эксперименте, стали наиболее ответствен-
занятий со студентками был проведен опрос об их отно- но относиться к занятиям физическими упражнениями,
шении к оздоровительному и тренировочному процессу, в целом положительно, изменилась мотивация (табл. 3).
Таблица 3
Результаты опроса студенток в ходе эксперимента
Варианты ответов До эксперимента (%) После эксперимента (%)
Как Вы считаете, важно ли заниматься физкультурно-оздоровительной деятельностью?
Да, это очень важно 15 34,6
Скорее да, чем нет 17,6 38,9
Не обязательно заниматься 42,9 16,7
Не задумывалась об этом 24,5 9,8
Какими видами физкультурно-оздоровительной деятельности в целом Вы занимаетесь?
Посещаю секционные занятия в вузе 29,5 13,1
Хожу в тренажерный зал 9,2 31,7
Занимаюсь фитнесом (групповые занятия) 11,3 30,1
Бегаю в парке или на стадионе 11,4 18,7
Систематически ничем не занимаюсь 38,6 6,4
Как часто Вы занимаетесь различными видами физкультурно-оздоровительных занятий?
Очень редко 15,3 4,5
Как получится 31,1 16,5
3-4 раза в месяц 40,8 22,3
Систематически (не менее двух раз в неделю) 12,8 56,7
Окончание табл. 3
Варианты ответов До эксперимента (%) После эксперимента (%)
Какой Ваш главный мотив к началу занятий?
Похудеть/корректировать телосложение 32,2 35,9
Хочу познакомиться с людьми, ведущими ЗОЖ 6,7 12,7
Ходить в зал (заниматься фитнесом) модно 30,2 11,1
За компанию с подругой 19,8 4,3
Укрепить свое здоровье 6,9 36
Другие варианты 4,2 -
Так, на первое место среди важных мотивов к началу занятий студентки, участвующие в эксперименте, отнесли укрепление здоровья (36%) и коррекцию телосложения (35,9%), студентки, не участвующие в эксперименте, на первое место ставят социальный статус занятий фитне-сом.
До начала эксперимента 38,6% студенток не занимались систематически физическими упражнениями. После эксперимента 93,6% студенток стали систематически заниматься различными видами двигательной активности, из них 56,7% - не менее двух раз в неделю и 22,3% - 3-4 раза в месяц, что позволяет судить о выработке положи-
тельной мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности в целом.
Заключение
Физкультурно-оздоровительные занятия со студентками нефизкультурных вузов, организованные в условиях фитнес-клуба, способствуют повышению их мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями разной направленности и позволяют улучшить показатели физической подготовленности как показатели здорового образа и стиля жизни молодежи, что подтверждает гипотезу исследования.
Литература
1. Витько, С.Ю. Физическое воспитание как основа развития, совершенствования и гармонизации человека в условиях технического прогресса / С.Ю. Витько, Т.И. Ма-каренкова, Е.Ю. Внукова, И.Н. Антонова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: Сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. -Чебоксары: ООО «ЦНС "Интерактив плюс"», 2016. -С. 103-106.
2. Григорьев, А.Ю. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Григорьев Александр Юрьевич. - Тула, 2011. - 170 с.
3. Губернаторов, А.А. Методика физкультурно-оздоровительных занятий со студентками на основе приоритетного использования атлетической гимнастики и тренажеров / А. А. Губернаторов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - Тула, 2013. - С. 56-65.
4. Орлова, К.О. Влияние физкультурно-оздоровительных занятий с преимущественным использованием ТИХ-оборудования на профессионально важные качества студенток факультета «таможенное дело» / К.О. Орлова, М.В. Резенова // Наука, фитнес, рекреация - 2017: мате-
риалы Всероссийской конференции с международным участием 6-7 апреля 2017 г. - Москва, РГУФКСМиТ, 2017. - С. 124-129.
5. Резенова, М.В. Уровень физической подготовленности и его коррекция у студентов нефизкультурных вузов с учетом их интересов к различным видам физкультурно-спортивной активности / М.В. Резенова, Л.А. Гридчина // Наука, фитнес, рекреация - 2017: материалы Всероссийской конференции с международным участием 6-7 апреля 2017 г. - Москва, РГУФКСМиТ, 2017. - С. 151154.
6. Тропина, Л.К. Студенческий фитнес-фестиваль и дис-семинация опыта внедрения современных фитнес-техно-логий в процесс физического воспитания в школах и вузах / Л.К. Тропина, С.Н. Алексанян, О.А. Шарина, Л.А. Коваль // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в образовательных организациях: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Екатеринбург, 11 декабря 2015 г.) / под общ. ред. Н.Б. Серовой, отв. за вып. Д.Ю. Нархов; Уральский федеральный ун-тет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. -Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2016. - С. 393397.
References
1. Vitko, S.J., Makarenkova, T.I., Vnukov, E.Y. and Antonov, I.N. (2016), Physical education as a basis for the development, improvement and harmonization of man in terms of technological progress, In: Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovanij: ot teorii k praktike: Sb. materialov VIIMezhdunar. nauch.-prakt. konf., CHeboksary: OOO "CNS 'Interaktiv plyus'", pp. 103-106.
2. Grigoryev, A.Yu. (2011), Formation of motor competence of students in the process of physical education at the University: dis. ... Ph.D. (Pedagogics), Tula, 170 p.
3. Gubernatorov, A.A. (2013), Methods of physical culture and health classes with students on the basis of priority use of athletic gymnastics and simulators, Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport, Tula, pp. 56-65.
4. Orlova, K.O. and Rezenova, M.V. (2017), The influence of physical culture and health classes with the predominant use of GTO equipment on the professionally important qualities of students of the faculty "customs", In: Nauka, fitnes, rekreaciya - 2017: materialy Vserossiy-
skoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 6-7 aprelya 2017 g, Moscow: RGUFKSMiT, pp. 124-129.
5. Rezenova, M.V. and Gridchina, L.A. (2017), The level of physical fitness and its correction in students of non-cultural universities, taking into account their interests in various types of sports activity, In: Nauka, fitnes, rekreaciya - 2017: materialy Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 6-7 aprelya 2017 g., Moscow: RGUFKSMiT, pp. 151-154.
6. Tropina, L.K., Aleksanyan, S.N, Sharina, O.A. and Koval, L.A. (2016), Student fitness festival and dissemination of experience in the introduction of modern fitness technologies in the process of physical education in schools and universities, In: Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta v obrazovatel'nyh organizaciyah: mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem, pod obshch. red. N.B. Serovoj, otv. za vyp. D.Yu. Narhov; Ural'skij federal'nyj un-tet im. pervogo Prezidenta Rossii B. N. Elcina, Ekaterinburg: izd-vo Ural'skogo un-ta, pp. 393397.