Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дасько Михаил Антонович, Сокарева Галина Валентиновна, Волкова Людмила Михайловна, Рулева Светлана Владимировна, Бякова Татьяна Григорьевна

Исследуются значимые социально-гуманитарные аспекты образования будущих пилотов на базе компетентностного подхода, показано влияние стресса на дисквалификацию пилота, преждевременное старение организма и необходимость применения психоэмоциональной коррекции. Разработанная методика восстановления энергетического баланса включала самостоятельную двигательную активность, освоение техники психорегуляции, диагностику состояний, анализ методов психофизиологического воздействия, использование которых позволяет повысить профессиональное долголетие авиаспециалиста и безопасность воздушного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дасько Михаил Антонович, Сокарева Галина Валентиновна, Волкова Людмила Михайловна, Рулева Светлана Владимировна, Бякова Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-HUMANITARIAN ASPECTS OF EDUCATION BASED ON THE COMPETENCE APPROACH

The significant socio-humanitarian aspects of the education of future pilots based on the competence approach have been investigated; the influence of stress on the disqualification of the pilot, premature aging of the body and the need for psych emotional correction has been shown. The developed method of restoring the energy balance included independent motor activity, mastering the technique of psychoregulation, diagnosis of conditions, analysis of methods of psychophysiological influence, the use of which allows increasing the professional longevity of an aviation specialist and the safety of air transport.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

Д.В. Губа, Ю.С. Воронов // Спортивно-педагогическое образование. - 2021. - № 1. - С. 33-38.

6. Михалев, В.И. Формирование профессиональных компетенций у студентов физкультурного вуза / В.И. Михалев, Н.М. Костихина // Научные труды: ежегодник. - Омск : СибГУФК, 2015. - С 49-56.

7. Оплетин, А.А. Формирование компетенции саморазвития личности студентов средствами физической культуры / А.А. Оплетин // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№10. - С. 13-17.

8. Сазонов, И.Ю. Теоретико-методологические аспекты профессионального воспитания студентов вуза физической культуры / И.Ю. Сазонов, А.М. Кузьмин, И.В. Тарасевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 4. - С. 60-62.

9. Стеблецов, Е.А. Спортивно-оздоровительный туризм и спортивное ориентирование : учебное пособие для вузов / Е.А. Стеблецов, Ю.С. Воронов, В.В. Севастьянов. - Москва : Юрайт, 2020. - 195 с.

REFERENCES

1. Voronov, Yu.S. (2018), "Fundamentals of intellectual training in orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 163, No.9, pp. 63-67.

2. Voronov Yu.S. and Guba, D.V. (2020), "Business games as a tool for the formation of professional competencies among university students specializing in sports and wellness tourism", Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie, No. 3, pp. 28-32.

3. Voronov, Yu.S. and Guba, D.V. (2018),"Fundamentals of the use of orienteering tools in the educational process of university students studying in the profile of training "Sports and wellness tourism", Materials of the IV round table of the Scientific Council on Physical Culture and Sports of the Department of Education and Culture of the RAO: materials of the International Scientific and Practical, Moscow, RAO, pp. 23-29.

4. Voronov, Yu.S. (2021), "Organizational and pedagogical support for the development of the sports reserve training system in cross-country orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 192, No.2, pp. 54-58.

5. Guba, D.V. and Voronov, Yu.S. (2021), "Fundamentals of the use of quest technologies in the educational process of university students studying in the field of training "Recreation and sports tourism", Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie, No. 1, pp. 33-38.

6. Mikhalev, V.I. and Kostikhina, N.M.(2015), "Formation of professional competencies among students of a physical education university", Nauchnye trudy: ezhegodnik, Omsk, pp. 49-56.

7. Opletin, A.A. (2013), "Formation of competence of self-development of students' personality by means of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 13-17.

8. Sazonov I.Y., Kuzmin A.M., Tarasevich I.V. (2018) "Theoretical and methodological aspects of professional education of students of the University of physical culture", Fizicheskaya kultura: vospi-tanie, obrazovanir, trenirovka, No. 4, pp. 60-62.

9. Stebletsov E.A., Voronov Y.S., Sevastyanov V.V. (2020), Sports and health tourism and orienteering, Moscow, Yurait, 195 p.

Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2022

УДК 796.07

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Михаил Антонович Дасько, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Валентиновна Сокарева, старший преподаватель, Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург; Светлана Владимировна Рулева, старший преподаватель, Татьяна Григорьевна Бякова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Аннотация

Исследуются значимые социально-гуманитарные аспекты образования будущих пилотов на базе компетентностного подхода, показано влияние стресса на дисквалификацию пилота, преждевременное старение организма и необходимость применения психоэмоциональной коррекции. Разработанная методика восстановления энергетического баланса включала самостоятельную двигательную активность, освоение техники психо-регуляции, диагностику состояний, анализ методов психофизиологического воздействия, использование которых позволяет повысить профессиональное долголетие авиаспециалиста и безопасность воздушного транспорта.

Ключевые слова: компетенции, физическая культура, психоэмоциональная устойчивость, авиация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p108-112

SOCIO-HUMANITARIAN ASPECTS OF EDUCATION BASED ON THE COMPETENCE APPROACH

Mikhail Antonovich Dasko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Galina Valenti-novna Sokareva, the senior teacher, Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg; Svetlana Vladimirovna Ruleva, the senior teacher, Tatiana Grigoryevna Byakova, the senior teacher, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, , St. Petersburg

Abstract

The significant socio-humanitarian aspects of the education of future pilots based on the competence approach have been investigated; the influence of stress on the disqualification of the pilot, premature aging of the body and the need for psych emotional correction has been shown. The developed method of restoring the energy balance included independent motor activity, mastering the technique of psycho-regulation, diagnosis of conditions, analysis of methods of psychophysiological influence, the use of which allows increasing the professional longevity of an aviation specialist and the safety of air transport.

Keywords: competencies, physical culture, psycho-emotional stability, aviation.

ВВЕДЕНИЕ

Руководство Международной ассоциации воздушного транспорта в настоящее время связывает повышение безопасности воздушных перевозок с новой стратегией в подготовке летного состава, основанной на анализе фактических данных и компетент-ностном подходе, при этом под компетенцией понимается способность достигать результат в деятельности, основанный на личностных особенностях, знаниях, умениях и навыках [5]. В стандарте высшего образования по направлению подготовки «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» указываются 60 общих и 192 профессиональных компетенций, которые должны быть у специалистов летного дела, списки дополняются 10-16 компетенциями, формируемыми при освоении специализаций. Сегодня компетенции не рассматриваются изолированно, они составляют модель, объединяющую профессиональные, личностные и другие компетенции [2]. В модели компетенций, описанной в руководстве по подготовке пилотов гражданской авиации, указаны наиболее важные компетенции: управление траекторией полета воздушного судна (автоматизация, ручное управление), коммуникация, ответственность, психоэмоциональная устойчивость.

Профессиональная деятельность авиаспециалистов неразрывно связана с чрезвычайной ответственностью, высокими требованиями к персоналу, ограниченным лимитом времени на принятие важных решений (без права на ошибку), способностью противостоять неблагоприятным факторам стресса. С одной стороны, стресс нужен для своевременной мобилизации резервов организма как необходимого условия успешного осуществления сложной авиадеятельности, обеспечения ее надежности и безопасности. Достаточно сказать, что на взлете пульс пилота достигает 120-130 уд/мин. при небольших физиче-

ских усилиях. С другой стороны, влиянием стресса во многом обусловлено преждевременное старение организма, все более нарастающее снижение среднего возраста дисквалификации летного состава по состоянию здоровья - он приближается к 37-38 гг., т. е. к возрасту, когда в большинстве профессий наступает расцвет творческих сил и возможностей. Таким образом, подготовка квалифицированных пилотов, отличающихся профессиональным долголетием - весьма значимая задача, а разработка методов роста психоэмоциональной устойчивости - актуальная проблема.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ научно-методической литературы, опрос, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, математические методы. Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУ ГА). В исследовании приняли участие студенты, связанные с подготовкой пилотов и диспетчеров по управлению воздушным движением: «Организация летной работы» и «Организация использования воздушного пространства» - всего 48 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Отличительная особенность поведения пилота и диспетчера воздушного движения в состоянии психоэмоционального стресса в том, что шаблонные действия протекают быстрее, приобретая автоматизм. В ситуациях невысокого стресса может наступать адаптация, приводящая к восстановлению качества деятельности. В случае повторения стресса, наоборот, наступает обострение эмоционального реагирования, связанного с ожиданием, нарушается оценка временных интервалов и адекватности рабочих действий выполняемой задаче. В экстремальной ситуации могут быть не только «молниеносные» и единственно правильные действия, но и заторможенные, неадекватные реакции, вплоть до полного отказа от действий в течение продолжительного периода [1,2]. Для восстановления энергии, которая была израсходована для адаптации, требуется специальная методика психоэмоциональной коррекции [3], которую необходимо осваивать будущим пилотам и диспетчерам воздушного движения гражданской авиации.

На кафедре физической и психофизиологической подготовки СПбГУ ГА разработаны некоторые аспекты восстановления энергетического баланса у студентов факультета летной эксплуатации. Методика включала:

- самостоятельную двигательную активность (бег, ходьба, спортивное плавание, спортивные и подвижные игры, тренажерная и лыжная подготовка, фитнес и т.д.);

- знакомство с методиками снятия усталости, отдыха и тренировки зрительного и вестибулярного анализаторов; изучение техники психической саморегуляции, которая включала три основных модуля: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания, активное включение чувственных образов, использование программирующей и регулирующей роли слова (психическая саморегуляция была направлена на выработку умений и навыков у будущих специалистов гражданской авиации самостоятельно контролировать и регулировать психофизиологическое состояние);

- проведение психодиагностики состояния - для оценки психического здоровья студентам рекомендовалась методика определения душевного равновесия, рекомендованная С. Степановым, диагностика доминирующего настроения, методика выявления и анализа причин эмоционального дискомфорта, тесты нервно-психической адаптации, оценка оптимизма и активности личности, изучение состояния тревожности при помощи шкалы самооценки Ч. Спилбергера [4] и др.;

- овладение технологией мышечной релаксации через освоение аутогенной тренировки и ее модификаций, оценка успешности используемых методик для нормализации и улучшения самочувствия, помощи при напряженных и экстремальных ситуациях;

- умение в организации активного отдыха, досуга, массовых мероприятий;

- развитие коммуникативных способностей студентов;

- знакомство с коррекционными аппаратно-программными комплексами, интегрирующими различные психофизиологические методы воздействия.

Оценка разработанной методики осуществлялась по тесту на стресс Ю.В. Щербатых [6] по 10-ти балльной шкале и определяющему основные причины и уровень проявления стресса у студентов (таблица).

Стресс-фактор Влияние эксперимента t P

До (Х±т) После (Х±т)

Реакция на учебный стресс 20,0±0,45 22,3±0,48 3,5 <0,001

Личностные качества студентов 20,7±0,36 22,4±0,38 3,3 <0,001

Влияние стресса на здоровье 18,2±0,39 16,1±0,33 4,1 <0,001

Базовый стресс 75,1±1,45 69,9±1,32 2,6 <0,05

Динамический стресс 52,5±1,01 48,6±0,95 2,8 <0,01

Итоговый стресс 43,2±0,88 39,8±0,69 3,1 <0,001

Полученные результаты свидетельствуют: на высоком уровне достоверности улучшилась стрессоустойчивость по факторам, вызывающим учебный стресс, самореализация по личностным качествам и укрепление здоровья (Р<0,001), все студенты СПбГУ ГА справляются с данными стресс-факторами и их показатели находятся в норме, которая составляет N=12-30 баллов.

Анализ базового, динамического, итогового показателей стрессоустойчивости также подтверждает положительное влияние разработанной методики (P<0,001-0,05) на стресс-факторы будущих пилотов и диспетчеров по управлению воздушным движением. Организация учебного процесса, направленного на развитие умений, навыков и способностей действовать эффективно в нестандартных и сложных аварийных ситуациях, способствует формированию профессиональных авиационных компетенций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитию авиастресса способствуют огромные скорости, новые механизмы, психоэмоциональная нагрузка. Внедрение в учебный процесс будущих пилотов и авиадиспетчеров методик развития психоэмоциональной устойчивости позволит повысить профессиональное долголетие специалистов, безопасность судов гражданской авиации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 22-26.

2. Волкова Л.М. Качества и навыки студента авиационного вуза для профессионального пилотирования авиалайнера / Л.М. Волкова, А.А. Даценко, Л.В. Митенкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 68-71.

3. Пискун О.Е. Проблемы психологической адаптации студентов младших курсов технических вузов средствами физической культуры / О.Е. Пискун, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 11. - С. 38-39.

4. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 351 с.

5. Прохорова М.В. Целостная модель компетенций пилотов гражданской авиации / М.В. Прохорова, А. Л. Ларина, Н.В. Ямушева // Психолог - 2017. - № 6. - С. 40-58.

6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 256 с.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuikova, E.G., and Volkova, L.M. (2019), "Stress resistance of students of different training profiles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172, pp. 22-26.

2. Volkova, L.M., Datsenko, A.A. and Mitenkova, L.V. (2020), "Qualities and skills of an aviation university student for professional piloting of an airliner", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180). pp. 68-71.

3. Piskun, O.E. and Chistyakov, V.A. (2016), "Problems of psychological adaptation of students of junior courses of technical universities by means of physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 11. pp. 38-39.

4. Nikiforov, G.S. (2005), Health Psychology Workshop, Peter, St. Petersburg.

5. Prokhorova, M.V. Larina, A.L. and Yamusheva, N.V. (2017), "Integral model of civil aviation pilots' competencies", Psychologist. No. 6, pp. 40-58.

6. Shcherbatykh, Yu.V. (2006), Stress Psychology and correction methods, Peter, St. Petersburg. Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 19.04.2022

УДК 796.325

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

13-15 ЛЕТ

Светлана Станиславовна Даценко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж

Аннотация

Статья посвящена изучению развития физических качеств волейболистов 13-15 лет. Частными задачами исследования являлись: изучить динамику уровня развития физических качеств у юных волейболистов 13-15 лет; выявить основные тенденции и межиндивидуальные различия в темпах прироста физических качеств; выявить структуру взаимосвязи между различными показателями физической подготовленности спортсменов. Проведенные исследования выявили взаимосвязь в динамике различных проявлений двигательной активности. Практически для всех изученных контрольных упражнений установлена средняя и тесная взаимосвязь друг с другом. Это, с одной стороны, свидетельствует о взаимовлиянии изученных тренировочных упражнений друг на друга, а с другой стороны, говорит о наличии общих факторов прироста.

Ключевые слова: межиндивидуальные различия, динамика показателей, этапы исследования, контроль, взаимосвязь темпов прироста.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p112-116

STUDYING THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF VOLLEYBALL PLAYERS AGED 13-15 YEARS OLD

Svetlana Stanislavovna Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar; Alla Vitalievna Ezhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Voronezh State Academy of Sports

Abstract

The article is devoted to the study of the development of physical qualities of 13-15 years old volleyball players. Particular objectives of the study were: to study the dynamics of the level of development of physical qualities in young volleyball players aged 13-15; to identify the main trends and interindividual differences in the rate of growth of physical qualities; to reveal the structure of the relationship between various indicators of the physical fitness of athletes. The conducted studies have revealed the interrelation in the dynamics of various manifestations of motor activity. For almost all the studied control exercises, an average and close relationship with each other was established. This, on the one hand, indicates the mutual influence of the studied training exercises on each other, and on the other hand, indicates the presence of common growth factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.