Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ'

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЛЕТНАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНТ-ПИЛОТ / АВИАКОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганин Дмитрий Геннадьевич, Гайкалов Андрей Петрович, Устинова Оксана Николаевна, Пахомов Юрий Михайлович, Волкова Людмила Михайловна

Изучается практико-ориентированный подход системы высшего образования, направленный на подготовку высококвалифицированного специалиста, выявлена положительная связь успешности летной практики и физической подготовленности студентов-пилотов, что еще раз подчеркивает значимость дисциплины «Физическая культура». Налаженные связи вуза с авиакомпаниями дают возможность реализовать систему профессиональной подготовки, позволяют сократить время ввода в строй выпускника вуза, повысить качество профессиональной подготовки, мотивацию студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганин Дмитрий Геннадьевич, Гайкалов Андрей Петрович, Устинова Оксана Николаевна, Пахомов Юрий Михайлович, Волкова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE RELIABILITY OF THE FUTURE SPECIALIST THROUGH THE INTERACTION OF THE UNIVERSITY AND EMPLOYERS

The practice-oriented approach of the higher education system aimed at training the highly qualified specialist is studied, the positive relationship between the success of flight practice and the physical fitness of student pilots is revealed, which once again emphasizes the importance of the discipline "Physical Culture". The established relations of the university with airlines make it possible to implement a system of vocational training, reduce the time of commissioning a graduate of the university, improve the quality of vocational training, motivation of the student.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ»

Как мы видим в зависимости от весовой категории, пола, и особенно от количества проведённых встреч и уровня оппозиции будут те или иные значения показателей технико-тактической подготовленности. Далее нами определялась достоверность различий показателей технико-тактической подготовленности до использования предложенной методики, и после её применения.По итогам использования в тренировочном процессе методики формирования технико-тактического мышления посредством использования метода опосредованной наглядности удалось улучшить показатели технико-тактической подготовленности самбистов группы НП-3 перед соревнованиям: эффективность нападения (Эн%) на 42,5% и 48,4% (до 42,3±1,7, после 60,3±1,9, на соревнованиях 62,8±2), эффективность защиты (Эз%) на 35,4% и на 38,3% (до 49,1±1,8, после 66,5±1,6, на соревнованиях 67,9±1,1), результативность нападения (Рн) на 74,2% и 71% (до 3,1±0,2, после 5,4±0,3, на соревнованиях 5,3±0,4 ), результативность защиты (Рз) улучшилась на 16,7% и 14,3% (до 2,1±0,12, после 1,75±0,15, на соревнованиях 1,8±0,2), общую результативность (Ро) на 311% и 300% (до 0,9±0,12, после 3,7±0,2, на соревнованиях 3,6±0,5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенного исследования была доказана эффективность разработанной методики, поскольку её использование в качестве дополнения к стандартной системе подготовки самбистов к соревнованиям положительно сказалось на росте показателей технико-тактической подготовленности, как в процессе подготовки, так и по ходу выступлений на соревнованиях, что свидетельствует о формировании тактического мышления у самбистов, также были определены примерные показатели технико-тактической подготовленности самбистов первого юношеского разряда в процессе подготовки к соревнованиям, а также по итогам выступления на них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конаков А.В. Показатели технико-тактической подготовленности чемпионов мира 2011 года по боевому самбо / А.В. Конаков // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта - 2012. - № 2 (24). - C. 64-68.

2. Ткачук М.Г. Спортивный отбор в самбо с учетом морфофункциональных показателей и индивидуальной тренируемости / М.Г. Ткачук, А.Г. Левицкий, А.А. Соболев // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта - 2016. - № 3 (133). - C. 236-239.

3. Чумаков Е.М. Технико-тактические показатели самбистов различной подготовленности / Е.М. Чумаков, В.Г. Еганов // Спортивная борьба: Ежегодник. - Москва, 1982. - С. 23-27.

REFERENCES

1. Konakov A. (2012), "Indicators of technical and tactical training of Champions 2011 world combat Sambo", Theory and practice of applied and extreme sports, Vol. 24, No. 2, pp. 64-68.

2. Tkachuk M.G. (2016), "Sports selection in sambo taking into account morphofunctional indicators and individual trainability", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 236-239.

3. Chumakov, E.M. and Yeganov V.G. (1982), "Technical and tactical indicators of sambo wrestlers of various preparedness", Wrestling: Yearbook, Moscow, pp. 23-27.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.11.2021

УДК 796.07

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ

Дмитрий Геннадьевич Ганин, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Петрович Гайкалов, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет технологий

управления и экономики, Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Юрий Михайлович Пахомов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Алимжанович Даценко, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

Изучается практико-ориентированный подход системы высшего образования, направленный на подготовку высококвалифицированного специалиста, выявлена положительная связь успешности летной практики и физической подготовленности студентов-пилотов, что еще раз подчеркивает значимость дисциплины «Физическая культура». Налаженные связи вуза с авиакомпаниями дают возможность реализовать систему профессиональной подготовки, позволяют сократить время ввода в строй выпускника вуза, повысить качество профессиональной подготовки, мотивацию студента.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, летная практика, студент-пилот, авиакомпания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p74-77

IMPROVING THE RELIABILITY OF THE FUTURE SPECIALIST THROUGH THE INTERACTION OF THE UNIVERSITY AND EMPLOYERS

Dmitry Gennadievich Ganin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Petrovich Gaikalov, the senior teacher, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Yuri Mikhailovich Pakhomov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Economics, Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Andrey Alimzhanovich Datsenko, the candidate of pedagogical sciences, Saint Petersburg

State University of Civil Aviation

Abstract

The practice-oriented approach of the higher education system aimed at training the highly qualified specialist is studied, the positive relationship between the success of flight practice and the physical fitness of student pilots is revealed, which once again emphasizes the importance of the discipline "Physical Culture". The established relations of the university with airlines make it possible to implement a system of vocational training, reduce the time of commissioning a graduate of the university, improve the quality of vocational training, motivation of the student.

Keywords: practice-oriented approach, flight practice, student pilot, airline.

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация высшего образования в соответствии с развитием производственной сферы, обеспечение ее конкурентоспособности определена ФГОС ВО нового поколения. Одним из стратегических направлений обновления образования является обеспечение мобильности, востребованности, успешности выпускников вузов на рынке труда через взаимодействие вузов с производством, именно практико-ориентированный подход способен выполнить задачу подготовки высококвалифицированного специалиста в любой отрасли экономики [1 ,2]. В нашем исследовании мы рассмотрим систему подготовки на примере авиационной отрасли.

Главной целью Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА) является движение по совершенствованию качества образования, в 2021 году были переработаны учебные планы, программы теоретической, тренажерной и летной подготовки, разработана система профессиональной подготовки авиаперсонала,

создана цепочка, позволяющая выпускникам приобретать профессиональные компетенции, необходимые на производстве. Анализируя результаты практико-ориентированного подхода при обучении, встал вопрос о взаимосвязи успешности летной практики и уровня физической подготовленности студентов факультета летной эксплуатации (ФЛЭ).

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы: анализ научных работ, опрос, анкетирование, педагогическое тестирование, статистическая обработка. Изучался образовательный процесс студентов по профилю «Организация летной работы», занимающихся по курсу дисциплины «Физическая культура» по общепринятой программе и студентов, членов сборной команды вуза по спортивному плаванию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ образовательного процесса вуза свидетельствует, что он представляет собой теоретико-практическое обучение на базе университетского комплекса и летную подготовку в 4-х аэропортах страны. На заключительном этапе летного обучения студенты приобретают навыки взаимодействия в экипаже, отрабатывают полеты днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Созданная система позволяет выпускникам-пилотам провести подготовку на конкретный тип воздушного судна, в конкретную авиакомпанию, что дает возможность значительно сократить время ввода в строй выпускника вуза в авиакомпанию, повысить эффективность профессиональной подготовки и мотивацию студента. Практическая основа профессиональных компетенций студентов-пилотов формируется командным и летно-инструкторским составом, обладающим большим практическим опытом летной подготовки. Для реализации практики студентов-пилотов имеется более 120 учебных воздушных судов, процедурные и комплексные тренажеры, полнофункциональные тренажеры самолетов. Подготовка квалифицированного авиаспециалиста возможна, таким образом, через использование современных моделей обучения [3].

Опрос студентов после летной практики свидетельствует, что у них меняется расстановка приоритетов в дисциплинах, на ведущие места становятся: знание английского языка и фразеология радиообмена; умение работать на тренажерах, в коллективе; высокая физическая работоспособность. Анализ освоения летной профессии показал, что не у всех студентов он проходит гладко. 09.07.2021 г. при осуществлении первого самостоятельного полета студентка Н., выполняя посадку, допустила ошибку, неграмотное исправление которой привело к грубому приземлению и повреждению самолета. Расследование показало, что кроме упущений в методике летного обучения, у студентки были недостатки в физической подготовленности.

В исследовании проведен анализ результатов тестирования летной практики и ее связь с уровнем физической подготовленности студентов. В тестировании принимали участие студенты ФЛЭ, всего 109 человек. Все студенты успешно справились с тестовыми заданиями, однако отмечено разное качество выполнения пилотных заданий. Студенты, имеющие оценки по уровню физической подготовленности на уровне -3,9 баллов, показывают средний результат летной практики на 80-85%, студенты, имеющие 4-5 баллов - 85-90%, почти все студенты сборной университета по плаванию показали результат летной практики на уровне 95-100%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ результатов практико-ориентированного подхода при обучении в авиавузе свидетельствует о взаимосвязи уровня физической подготовленности студентов с успешностью летной практики, что еще раз подчеркивает значимость дисциплины «Физическая культура». Налаженные связи вуза с авиакомпаниями дают возможность реализовать систему профессиональной подготовки, привлекая дополнительный ресурс развития потен-

циала вуза на рынке образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трансформация практического обучения в дуальное обучение в свете актуализации нормативно-правовой базы в области образования / С.А. Берсенева, Л.И. Проскурина, А.Н. Блов, Н.В. Репш, А.С. Коляда // Ученые записки ун-та П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 44-51.

2. Бушма Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки унта П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

3. Волкова Л.М. Использование элементов гидропогружения для тренировки будущих специалистов авиации / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 6 (196). - С. 77-80.

REFERENCES

1. Berseneva, S.A., Proskurina, L.I., Blov, A.N., Repsh, N.V. and Kolyada, A.S. (2021), "Transformation of practical training into dual training in the light of updating the regulatory framework in the field of education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 61 (196). pp. 44-51.

2. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173). pp. 27-31.

3. Volkova, L.M. (2021), "The use of elements of hydro-immersion for training future aviation specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196). pp. 77-80.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.11.2021

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФИЗИЧЕСКОГО И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-7

ЛЕТ

Анастасия Альлеровна Герасимова, доктор медицинских наук, Государственный университет управления, Москва; Иван Игоревич Криволапчук, лаборант-исследователь, Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Викторовна Макарова, кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Елена Васильевна Савушкина, старший преподаватель, Гродненский государственный университет имени

Янки Купалы, Гродно, Беларусь

Аннотация

В исследовании выявлены особенности использования цифровых технологий в режиме дня у мальчиков и девочек 6-7 лет. Мальчики превосходили девочек по величинам показателей экранного времени, времени просмотра телевизора, времени использования компьютерных средств и модифицированного индекса информатизации условий жизнедеятельности. Наряду с этим обнаружены половые различия в отношении ряда показателей физического и моторного развития дошкольников 6-7 лет. Мальчики превосходили сверстниц по объему грудной клетки, массе тела и индексу массы тела. Они опережали девочек по уровню развития скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, силовой и общей выносливости, и в тоже время отставали от них по уровню развития гибкости. Сопоставление величины цифровой нагрузки и уровня двигательной подготовленности показало, что как у мальчиков, так и у девочек, высокая двигательная подготовленность, достигаемая в процессе систематических занятий доступными физическими упражнениями, может явиться фактором оптимизации режима использования цифровых технологий в повседневной жизни.

Ключевые слова: цифровые технологии, моторное, физическое и функциональное развитие, мальчики и девочки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.