Научная статья на тему 'К проблеме дифференцированного развития скоростно-силовых качеств юных самбистов'

К проблеме дифференцированного развития скоростно-силовых качеств юных самбистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ / СОМАТОТИП / САМБО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович, Нюняев Иван Валерьевич, Яцук Алексей Васильевич

Спортивные достижения в самбо определяются широким спектром требований к спортсмену, однако, специфика соревновательной деятельности диктует особые требования к скоростно-силовой подготовке самбистов. Достижение высоких спортивных результатов в современном самбо невозможно без осуществления индивидуального процесса в тренировочном процессе. Отечественные специалисты предлагают осуществлять принцип индивидуальности, учитывая соматотип спортсмена. Авторы прослеживают взаимосвязь между морфологическими особенности строения тела и развитием физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович, Нюняев Иван Валерьевич, Яцук Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of differential development of power-speed qualities of young sambo athletes

A wide range of requirements determines sports achievements in Sambo for the athlete, however, the specificity of the competitive activity dictates the special requirements for the speed-strength training of Sambo athletes. Achieving high sports results in modern Sambo is impossible without the implementation of the individual process in the training process. Local experts offer to implement the principle of individuality, taking into account the somatotype of the athlete. The authors trace the link between the morphological features of the body structure and the development of physical qualities.

Текст научной работы на тему «К проблеме дифференцированного развития скоростно-силовых качеств юных самбистов»

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 163-167.

5. Лукин, С.А. Влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических качеств детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) / С.А. Лукин, С.Е. Табаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 210-212.

6. Лукин, С.А. Исследование влияния урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на эмоциональное состояние детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) с помощью технологии контроля качества / С.А. Лукин, С.Е. Табаков // Интеграция науки и практики в единоборствах : материалы XVII международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Е.М. Чумакова. - М., 2018. - С. 45-48.

REFERENCES

1. Antonyuk, S.D. and Kozhevnikova, I.V. (2016), "Implementation of the innovation program "Sambo to School" in the framework of the school subject "Physical Education" in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard", Bulletin of Tambov university. Humanities series, Vol. 161, No. 9, pp. 50-57.

2. Eliseev, S.V. (2016), "Analysis of the development of sambo in the Russian Federation (in figures and facts)", Materials of the XV International Scientific and Practical Conference "Integration of science and practice in martial arts", dedicated to the memory of Professor, ZMS, ZT of the USSR Chumakov YevgenyMikhailovich, SCOLIPE, Moscow 19 February 2016, Moscow, pp. 10-14.

3. Nedosekin, A.N. and Shakhov, A.A. (2018), "The model of the formation of professional competencies in sambo in students of undergraduate physical education and sports areas of training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 231-235.

4. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Evaluation of the development of applied skills among schoolchildren of 11-12 years old in the process of sambo lessons in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 3, pp. 163-167.

5. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Influence of the sambo lesson within the framework of the third hour of physical education on the development of physical qualities of children of 11-12 years (5th grade pupils)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 210-212.

6. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Study of the influence of sambo lesson in the framework of the third hour of physical culture lesson on the emotional state of children 11-12 years (students of 5 classes) with the help of quality control technology", "Integration of science and practice in martial arts " XVII International scientific-practical conference collected papers, Moscow, 2018, pp. 45-48.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2019

УДК 796.015.47

К ПРОБЛЕМЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ САМБИСТОВ

Евгений Вячеславович Кошкин, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Иван Валерьевич Нюняев, кандидат педагогических наук, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; Алексей Васильевич Яцук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация

Спортивные достижения в самбо определяются широким спектром требований к спортсмену, однако, специфика соревновательной деятельности диктует особые требования к скоростно-силовой подготовке самбистов. Достижение высоких спортивных результатов в современном самбо невозможно без осуществления индивидуального процесса в тренировочном процессе. Отечественные специалисты предлагают осуществлять принцип индивидуальности, учитывая соматотип спортсмена. Авторы прослеживают взаимосвязь между морфологическими особенности строения тела и развитием физических качеств.

Ключевые слова: скоростно-силовые качества, дифференцирование, соматотип, самбо.

TO THE PROBLEM OF DIFFERENTIAL DEVELOPMENT OF POWER-SPEED QUALITIES OF YOUNG SAMBO ATHLETES

Evgeny Vyacheslavovich Koshkin, the candidate ofpedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Ivan Valeryevich Nyunyaev, the candidate of pedagogical sciences, Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation;

Alexey Vasilyevich Yatsuk, Perm State Humanitarian and Pedagogical University

Annotation

A wide range of requirements determines sports achievements in Sambo for the athlete, however, the specificity of the competitive activity dictates the special requirements for the speed-strength training of Sambo athletes. Achieving high sports results in modern Sambo is impossible without the implementation of the individual process in the training process. Local experts offer to implement the principle of individuality, taking into account the somatotype of the athlete. The authors trace the link between the morphological features of the body structure and the development of physical qualities.

Keywords: speed-power qualities, differentiation, somatotype, Sambo.

Вопросы спортивной подготовки борцов различной специализации к соревновательной нагрузке достаточно широко освещены в научных исследованиях. Защита большого количества диссертационных исследований, казалось бы, должна охватить все аспекты формирования спортивного мастерства. Однако, мнения некоторых авторов, а также практический опыт показывает, что практически все аспекты спортивной подготовки самбистов нуждаются в усовершенствовании [6, 7].

Более того, изменения международных правил соревнований по самбо, также диктуют необходимость внесения кардинальных изменений в учебно-тренировочный процесс самбистов. Изменения в международных правилах соревнований по борьбе самбо представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ международных правил соревнований по самбо

№ п/п До сентября 2014 года После сентября 2014 года

1. Поединок заканчивается досрочно при разнице в 12 баллов. Поединок заканчивается досрочно при разнице в 8 баллов.

2. Оцененное действие - «активность». Пропадет «активность» как оцененное действие.

3. Время утешительных поединков 5 минут. Время утешительных поединков 3 минуты.

4. Запрещено скрещивание ног в партере на туловище соперника. Разрешено скрещивание ног в партере на туловище соперника, без выпрямления ног.

5. Наличие замечания оказывает решающее значение в исходе поединка при равенстве баллов. Наличие замечания не влияет на исход поединка при равенстве баллов, побеждает самбист «по последнему движению».

Сравнительный анализ изменений международных правил соревнований по самбо свидетельствует о ярко выраженной направленности нововведений на увеличение интенсивности и динамичности поединка. Очевидным для всех фактом является то, что интенсивность и динамичность поединка зависят от уровня скоростно-силовой подготовки самбистов. Конечно же, спортивные достижения в самбо определяются широким спектром требований к спортсмену, однако, специфика соревновательной деятельности борьбы самбо обуславливает особые требования к скоростно-силовой подготовке самбистов.

Авторы указывают на необходимость учета особенностей и требований соревновательной деятельности при планировании и организации тренировочного процесса. Становится очевидным, достижение высоких спортивных результатов немыслимо без особого внимания к развитию скоростно-силовых качеств, занимающихся уже на начальных этапах тренировочного процесса [1, 6, 7].

Совершенствование процесса скоростно-силовой подготовки юных самбистов является одной из важнейших педагогических задач, требующей своего решения. Специфика борьбы самбо показывает, что исход поединков во многом зависит от скоростно-силовой подготовленности юных самбистов к схватке. Таким образом, проблеме скоростно-силовой

подготовки юных самбистов необходимо уделять пристальное внимание [1].

В ходе исследований нами установлено, что решение вопросов скоростно-силовой подготовки юных самбистов невозможно без реализации принципа индивидуализации в спортивной тренировке.

В практике спортивных единоборств детально изучены вопросы повышения технико-тактического арсенала борцов, основываясь на принципах индивидуализации с учетом морфологических особенностей спортсменов. Однако, в настоящий момент в научно-методической литературе вопрос развития скоростно-силовых качеств самбистов с учетом соматотипа остается малоизученным [1-8].

Обобщение опыта спортивной практики юных самбистов свидетельствует о недостаточном уровне индивидуализации в ходе скоростно-силовой подготовки. Известно, что каждый человек уникален особенностями своего телосложения - соматотипом. Отечественные исследования свидетельствуют о наличии взаимосвязи между морфологическими особенностями строения тела и развитием физических качеств. В связи с этим исследования в области развития скоростно-силовых качеств самбистов с учетом соматотипа приобретают особенную актуальность [3, 4, 8].

Соответствие спортсменов специфике современного самбо требует от тренерского состава поиска эффективных средств для развития скоростно-силовых качеств, с учетом минимальной затраты сил и времени, но повышением спортивных результатов. При этом многие исследователи, в области спорта, для решения поставленных задач применяют со-матотипирование [3, 6, 7, 8].

Практика свидетельствует, что одним из наиболее значимых принципов индивидуализации является учет морфологических особенностей телосложения спортсменов. Они в значительной степени влияют на степень развития скоростно-силовых качеств, от которых зависит рост технического мастерства юных самбистов. Нами установлено, что в настоящий момент в научной литературе вопросы развития скоростно-силовых качеств у юных самбистов с учетом соматотипа не изучались.

В ходе проведенного исследования нами проведен опрос 25 тренеров по самбо Пермского края, для выявления и обоснования педагогических условий, необходимых для развития скоростно-силовых качеств у юных самбистов. Результаты этого исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для развития ско-

ростно-силовых качеств у юных самбистов (п=25)

№ п/п Педагогические условия Ранговый показатель, %

1. Осуществление индивидуального подхода при разработке тренировочных заданий, направленных на развитие скоростно-силовых качеств 30,6

2. Реализация скоростно-силовой подготовки спортсменов в начале основной части тренировочного процесса 26,4

3. Учет стиля ведения поединка при подборе тренировочных средств для развития скоростно-силовых качеств 15,7

4. Взаимосвязь скоростно-силовой подготовки с техническим мастерством спортсмена 11,3

5. Учет морфологических особенностей строения тела спортсмена 9,8

6. Акцентированное развитие скоростно-силовых качеств самбистов с учетом соматотипа 6,2

Выявлено, что в основе успешной соревновательной деятельности лежит развитие скоростно-силовых качеств. Большинство респондентов осознают, что реализация принципа индивидуальности является наиболее результативным для развития скоростно-сило-вых качеств спортсменов. Выполнение скоростно-силовой нагрузки в начале основной части тренировочного процесса - является следующим по значимости педагогическим условием. В ходе развития скоростно-силовых качеств у юных самбистов необходимо учитывать и особенности стиля ведения поединка. Значимым педагогическим условием респонденты отметили взаимосвязь скоростно-силовой подготовки с техническим мастерством

спортсмена. В ходе исследования установлено, что респонденты большое внимание уделяют учету влияния морфологических особенностей спортсмена на развитие их скоростно-силовых качеств. Респонденты отмечают необходимость акцентированного развития ско-ростно-силовых качеств самбистов с учетом соматотипа.

ВЫВОД

В настоящее время недостаточно хорошо разработаны вопросы дифференцирования средств развития скоростно-силовых качеств у юных самбистов, где основу дифференцирования составляет учет соматотипа. До настоящего времени проблема развития ско-ростно-силовых качеств у юных самбистов с учетом их соматотипов не освещена. Проведенный научный обзор, а также выявленные педагогические условия, необходимые для развития скоростно-силовых качеств, свидетельствуют об эффективности учета индивидуальных морфологических особенностей тела спортсменов для развития скоростно-сило-вых качеств.

Развитие скоростно-силовых качеств у юных самбистов с учетом их соматотипов позволит успешно решить педагогические задачи повышения технического мастерства спортсменов, специализирующихся в самбо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егиазарян, А.А. Развитие скоростно-силовых способностей борцов вольного стиля с использованием предельных отягощений : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Егиазарян Арутюн Андра-никович. - Москва, 2018. - 139 с.

2. Зебзеев, В.В. Анализ состава тела дзюдоистов-юниоров, представляющих разные стили ведения соревновательного поединка / В.В. Зебзеев, Ф.Х. Зекрин, О.С. Зданович // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - № 3. - С. 69.

3. Зебзеев, В.В. Модель формирования навыков боевых приемов единоборств у курсантов различных соматотипов / В.В. Зебзеев, Е.В. Кошкин // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 6. - С. 99.

4. Зекрин, А.Ф. Антропометрические особенности дзюдоистов юниоров разных весовых групп / А.Ф. Зекрин, Ф.Х. Зекрин, В.В. Зебзеев // Теория и практика физической культуры. - 2015. -№ 4. - С. 11.

5. Зекрин, А.Ф. Дифференцирование средств технико-тактической подготовки дзюдоистов-юниоров разных весовых групп : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Зекрин Артем Фанавиевич. -Чайковский, 2017. - 151 с.

6. Коломийчук, А.А. Индивидуализация технико-тактической подготовки борцов вольного стиля на основе учета их морфологических особенной : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Коломийчук Андрей Алексеевич. - М., 2011. - 164 с.

7. Кондаков, А.М. Технико-тактическая подготовка самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учетом весовых категорий : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кондаков Алексей Михайлович. - Омск, 2010. - 179 с.

8. Кошкин, Е.В. Индивидуально типологические особенности курсантов разных соматотипов / Е.В. Кошкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 94-98.

REFERENCES

1. Egiazaryan, A.A. (2018), Development of speed-power abilities of wrestlers of free style with use of limit weights, dissertation, Moscow.

2. Zebzeev, V.V., Zekrin F.H. and Zdanovich, O.S. (2014), "Analysis of body composition of judokas-juniors, representing different styles of conducting a competitive duel", Science and sport: modern tendencies, No. 3, pp. 69.

3. Zebzeev, V. V. and Koshkin, E.V. (2018), "Model of formation of skills of fighting techniques martial arts cadets of different somatotypes", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 99.

4. Zekrin, A.F., Zekrin, F.H. and Zebzeev, V.V. (2015), "Anthropometric characteristics of Junior judokas of different weight groups", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 11.

5. Zekrin, A.F. (2017), Derivation of means of the technical-tactical preparation ofjudo-juniors of different weight groups, dissertation, Tchaikovsky.

6. Kolomeychuk, A.A. (2011), Individualization of technical and tactical training of wrestlers of free style on the basis of the account of their morphological special, dissertation, Moscow.

7. Kondakov, A.M. (2010), Technical-tactical training of sportsmen of 11-12 years by means of special coordination exercises taking into account weight categories, dissertation, Omsk.

8. Koshkin, E.V. (2017), "Individually typological features of cadets of different somatotypes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 94-98.

Контактная информация: kochkin.evg@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2019

УДК 796.011.3

КОНСТРУКТИВНОСТЬ БЛОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ

Вадим Юрьевич Крылатых, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Олегович Миронов, кандидат педагогических наук, Александр Федорович Самоуков, кандидат педагогических наук, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

РФ, Москва

Аннотация

В статье разрабатывается блочная структура организации учебно-тренировочных занятий со студентами управленческих специальностей. Выявлены приоритетные систематизирующие и когнитивные способности обучаемых. Сформулированы компоненты профессионального мастерства будущего специалиста, формируемые в процессе современного занятия по физической культуре. Разработана структура современного учебно-тренировочного занятия, основу которой могут составлять следующие блоки: информативный, коммуникативный, контрольный, интроспективный, организационный, стимулирующий. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность блочной формы организации учебно-тренировочных занятий по физической культуре в овладении студентами общими и профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: блочная структура организации учебно-тренировочных занятий, профессиональные компетенции, педагогическая технология, студенты управленческих специальностей, динамическая структура занятия.

CONSTRUCTIVENESS OF BLOCK ORGANIZATION OF TRAINING LESSONS

WITH STUDENTS

Vadim Yuryevich Krylatykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrew Olegovich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, Alexander Fedorovich Samoukov, the candidate of pedagogical sciences, Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian

Federation, Moscow

Annotation

The article develops a block structure of the organization of training sessions with students of managerial specialties. The prioritized systematizing and cognitive abilities of students are identified. The components of the professional skills of the future specialist are formulated, which are formed in the process of modern physical culture classes. The structure of the modern training session has been developed, the basis of which can be the following blocks: informative, communicative, controlling, introspective, organizational, stimulating. The results of the study characterizing the effectiveness of the block form of the organization of training sessions in physical culture in mastering students of general and professional competencies are presented.

Keywords: block structure of the organization of training sessions, professional competence, educational technology, students of managerial specialties, dynamic structure of classes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.