Научная статья на тему 'ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / ФГОС 3++ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ВУЗ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАКАЛАВРИАТ / PRACTICE / FGOS 3 ++ / PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY / DISTANCE TECHNOLOGIES / BACHELOR'S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова Наталья Валентиновна, Диких Элина Радиковна

Вынужденная организация процесса обучения с помощью дистанционных технологий в вузах определила новые проблемы и эффекты. Статья посвящена описанию опыта и презентации итогов практики, организованной в соответствии с требованиями новых стандартов ФГОС 3++ для подготовки студентов по направлению 49.03.01 «Физическая культура» профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» (уровень бакалавриата). Описано содержание и технологии реализации в условиях дистанционного обучения студентов ознакомительной и педагогической практик для студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». Выявлены риски и эффекты нового формата организации практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багаутдинова Наталья Валентиновна, Диких Элина Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF THE PRACTICE OF BACHELORS OF THE PHYSICAL UNIVERSITY WITH THE USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES

The forced organization of the learning process with using the distance technologies at the universities has identified new problems and effects. The article is devoted to the description of the experience and presentation of the results of the practice, organized in accordance with the requirements of the new standards of the Federal State Educational Standard 3 ++ for the preparation of students in the direction 49.03.01 "Physical culture" profile "Sports training in the chosen sport" (bachelor's level) The content and technologies of implementation in conditions of distance learning for the students of introductory and pedagogical practice for the 1st year students of the Siberian State University of Physical and Sports are described. Organizational risks and effects of the new format of practice are identified

Текст научной работы на тему «ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ставила 4,01-4,15 балла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваисов, К.М. Борьба самбо. Техника и методика обучения: учебное пособие / К.М. Ваисов, Д.В. Кудрявцев. - Омск : [б. и.], 2010. - 82 с.

2. Мальцев, Г.С. Технико-тактическая подготовка самбистов / Г.С. Мальцев, В.В. Зебзеев // Современные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2019. - С. 201-205.

3. Карпов, В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» / В.Ю. Карпов // Социальная политика и социология. - 2013. - № 4-1 (96). - С. 49-58.

4. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Куди-нова, В.Ю. Карпов В.Ю., А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 5. - С. 59-61.

5. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучко-ва, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 167-172.

6. Харлампиев, А.А. Система САМБО: учебное пособие / А.А. Харлампиев. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 528 с.

7. Структура и содержание экспресс-подготовки студентов к сдаче нормативов комплекса ГТО VI ступени по самозащите / Э.А. Аленуров, Р.Р. Алиходжин, Г.С. Афонина, М.Ш. Шакиров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 14-20.

REFERENCES

1. Vaisov, K.M. and Kudriavtsev, D.V. (2010), Sambo fight. Equipment and training technique; textbook, Publishing house of Omsk State Technical University, Omsk.

2. Karpov, V.Yu. (2013), "Innovative approaches to teaching discipline: "Theory and methodology of physical education", Social politics and sociology, No. 4-1 (96), pp. 49-58.

3. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Kudinov, A.A. and Kornev, A.V., (2018), "GTO-complex test: individualization, accessibility and efficiency criteria", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 59-61.

4. Maltsev, G.S. and Zebzeev, V.V., (2019), "Technical and tactical training of sambo wrestlers", Materials XVIII of the International scientific and practical conference "Modern problems of physical training, sports training, improving and adaptive physical culture", Nizhni Novgorod, pp. 201-205.

5. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

6. Kharlampiev, A.A., (2002), SAMBO system: handbook, Publishing house "FAPR-PRESS", Moscow.

7. Alenurov, E.A., Alikhojin, R.R., Afonina, G.S. and Shakirov, M.R., (2020), "Structure and the content of express training of students to delivery of standards of the GTO VI complex of a step on self-defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 14-20.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.08.2020

УДК 378.147

ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наталья Валентиновна Багаутдинова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирской государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Элина Ради-ковна Диких, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педаго-

гический университет

Аннотация

Вынужденная организация процесса обучения с помощью дистанционных технологий в вузах определила новые проблемы и эффекты. Статья посвящена описанию опыта и презентации итогов практики, организованной в соответствии с требованиями новых стандартов ФГОС 3++ для подготовки студентов по направлению 49.03.01 «Физическая культура» профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» (уровень бакалавриата). Описано содержание и технологии реализации в условиях дистанционного обучения студентов ознакомительной и педагогической практик для студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». Выявлены риски и эффекты нового формата организации практики.

Ключевые слова: практика, ФГОС 3++, физкультурный вуз, дистанционные технологии, бакалавриат.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p17-22

ABOUT EXPERIENCE OF ORGANIZATION OF THE PRACTICE OF BACHELORS OF THE PHYSICAL UNIVERSITY WITH THE USE OF DISTANCE

TECHNOLOGIES

Natalya Valentinovna Bagautdinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Elina Radikovna Dikikh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk State Pedagogical University

Abstract

The forced organization of the learning process with using the distance technologies at the universities has identified new problems and effects. The article is devoted to the description of the experience and presentation of the results of the practice, organized in accordance with the requirements of the new standards of the Federal State Educational Standard 3 ++ for the preparation of students in the direction 49.03.01 "Physical culture" profile "Sports training in the chosen sport" (bachelor's level) The content and technologies of implementation in conditions of distance learning for the students of introductory and pedagogical practice for the 1st year students of the Siberian State University of Physical and Sports are described. Organizational risks and effects of the new format of practice are identified

Keywords: practice, FGOS 3 ++, physical education university, distance technologies, bachelor's

degree.

Утверждение актуализированных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++) внесло некоторые изменения в содержание подготовки студентов вузов. Так, например, вузы, реализующие программы, спроектированные в соответствии с новыми стандартами, получили возможность определять результаты обучения студентов, самостоятельно формулируя название и требования к освоению профессиональных компетенций. Также впервые вводится понятие «примерные основные образовательные программы» (ПООП), включающие в себя: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы дисциплин (модулей), практик. Примерные основные образовательные программы спроектированы в соответствии со стандартом и являются основой для разработки программ подготовки студентов бакалавриата по конкретным дисциплинам. Важным дополнением можно считать то, что примерная основная образовательная программа устанавливает рекомендуемый объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности; планируемые результаты освоения образовательной программы; примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы; рекомендации по разработке фондов оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) или практике, а также рекомендации по разработке программы государственной итоговой аттестации. Так нельзя не отметить, что важным отличием в содержании подготовки сту-

дентов по новым стандартам стало значительное увеличение объема часов и требований к содержанию практик [1, С. 22]. Если рассматривать более детально вопрос организации и содержания практик в соответствии с требованиями новых стандартов для подготовки студентов по направлению 49.03.01 «Физическая культура» профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» (уровень бакалавриата), то количество часов на все виды практик увеличилось по сравнению с предыдущим стандартом (таблица 1).

Таблица 1 - Виды практик в соответствии с ФГОС ВО 3++, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура» профиль «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» (уровень бакалавриата)_

Шифр Направление Вид: тип практики Курс (семестр) Кол-во недель (ЗЕТ) Кол-во часов

очная заочная

49.03.01 «Физическая культура» Профиль: Спортивная подготовка в ИВС Учебная: ознакомительная 1(1) 1(2) 2(3) 108

Учебная: педагогическая 1(2) 2(3) 4(6) 216

Производственная: профессионально-ориентированная 2(4) 3(5) 6(9) 324

Производственная: тренерская 3(5,6) 3,4 (6,8) 10(15) 540

Производственная: преддипломная 4(7) 5(9) 6(9) 324

В 2019-2020 учебном году впервые были организованы учебные: ознакомительная и педагогическая практики для студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (далее - ФГБОУ ВО СибГУФК) в соответствии с требованиями ФГОС 3++ [2].

Профильными организациями для проведения практик стали учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, центры олимпийской подготовки), с которыми заключен договор на прохождение практики; структурные подразделения ФГБОУ ВО СибГУФК - кафедры по профилю подготовки.

Цель ознакомительной практики - сформировать у обучающихся 1-го курса представления о специфике профессиональной деятельности тренера по избранному виду спорта, получить умения и навыки работы с документацией и определить траекторию саморазвития в тренерской деятельности в будущем.

Индикаторами достижения по итогам прохождения ознакомительной практики являются следующие компетенции:

УК-1 - способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК-3 - способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-4 - способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

УК-6 - способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

Целью педагогической практики является подготовка обучающихся к выполнению педагогических задач профессиональной деятельности по реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.

Согласно стандарту, в процессе прохождения учебной (педагогической) практики частично формируются следующие компетенции:

УК-4 - способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);

УК-6 - способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;

ОПК-1 - способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-

морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста;

ОПК-3 - способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке;

ОПК-4 - способен проводить тренировочные занятия различной направленности и организовывать участие спортсменов в соревнованиях в избранном виде спорта;

ОПК-5 - способен воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения;

ОПК-7 - способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь;

ОПК-9 - способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся;

ОПК-13 - способен осуществлять организацию и судейство соревнований по избранному виду спорта;

ОПК-15 - способен проводить материально-техническое оснащение занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий.

Формой промежуточной аттестации практик является зачет с оценкой.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется посредством балльно-рейтинговой системы оценки (100 баллов: текущий контроль - 44-80 баллов; промежуточная аттестация - 12-20 баллов.). Балльно-рейтинговое оценивание успеваемости обучающихся осуществляется на основе положения о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательных программ (утв. Ученым советом ФГБОУ ВО Сиб-ГУФК, протокол № 12 от 23.06.2016 г.).

К собеседованию допускаются обучающиеся, освоившие программу практики на 55% (набравшие от 44 баллов). Итоговая оценка по практике выставляется на основе баллов, набранных в процессе промежуточной аттестации.

Разделы (модули) практик имеют разное содержание.

Ознакомительная практика имеет в своей структуре организационный и учебно-ознакомительный раздел (модуль).

В содержание педагогической практики входят следующие разделы (модули): организационный, учебно-методический, учебно-спортивный, учебно-исследовательский, а также воспитательная работа с обучающимися спортивных школ.

Организационная работа в течение практик предполагала распределение студентов в профильные организации, участие первокурсников в установочных конференциях по практикам, где они знакомились с целью и задачами практик. Кроме этого практиканты проходили инструктаж по технике безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий и были ознакомлены с правилами внутреннего распорядка профильных организаций; составляли индивидуальный план работы на период практики. По итогам практики студенты готовили развернутый письменный отчет.

Учебно-ознакомительная работа предполагает знакомство первокурсников со спецификой тренерской деятельности, трудовыми функциями тренера, изучение и анализ программно-нормативных документов; регламентирующих профессиональную деятельность тренера; посещение, анализ и обсуждение в группе тренировочных занятий, проводимых тренерами.

В рамках выполнения заданий учебно-методического раздела студентам было предложено проанализировать Дополнительную общеразвивающую программу по физическому воспитанию с элементами избранного вида спорта и Дополнительную предпро-фессиональную программу в области физической культуры и спорта по избранному виду спорта (базовый уровень сложности); составить план учебного процесса для группы ба-

зового уровня сложности на один год; разработать планы-конспекты учебно-тренировочных занятий, практического занятия по ОФП, теоретического занятия; провести инструктаж по технике безопасности на занятиях физической культурой и избранным видом спорта; в качестве помощника тренера провести теоретическое и практическое занятие по ОФП.

Выполняя учебно-спортивную работу, практиканты должны были составлять план физкультурно-спортивных мероприятий на период практики; план-комплекс гигиенической зарядки; разрабатывать сценарии и участвовать в организации, проведении и судействе физкультурно-спортивного праздника, дня здоровья, зарядки и других мероприятий оздоровительного, досугового характера и активного отдыха (по выбору студента, не менее 2-х мероприятий); участвовали в организации и судействе физкультурно-спортивного праздника, дня здоровья и других мероприятий оздоровительного характера.

Подбор тестов по общей физической подготовленности (ОФП) обучающихся спортивных школ, проведение тестирования по ОФП занимающихся, а также интерпретация полученных результатов стало содержанием учебно-исследовательской работы студентов в период педагогической практики.

Однако организация педагогической практики, которая проходила во втором семестре прошедшего учебного года, имела особенности в связи с пандемией коронавиру-са. Общемировым вызовом 2020 года стала ситуация, обусловленная эпидемиологической обстановкой во всех странах. Общество впервые за долгое время столкнулась с ситуацией реальной опасности для жизни большого числа людей.

Образование - это сфера, которая должна была раньше всех отреагировать на резкое изменение ситуации. У образовательных организаций всех уровней образования не было времени адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Выполнение учебных планов и продолжение организации образовательного процесса напрямую зависело от скорости перехода к новым формам взаимодействия не только учителя и ученика, преподавателя и студента, но и всех субъектов образовательного процесса: родителей, социальных партнеров, сетевых партнеров и т.д. Особенно это важно в процессе организации практики студентов. Практически единственным инструментом для решения поставленных задач стало использование информационных технологий для удаленного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Резкий всплеск популярности информационных технологий, обеспечивающих удаленную коммуникацию и взаимодействие между людьми, стал очевидным общемировым трендом. Более того, сегодня можно с уверенностью говорить, что именно информационные технологии для организации дистанционной коммуникации явились тем инструментом, который позволил без потерь качества освоить содержание образования студентам вузов.

Ввиду сложившейся ситуации стала очевидной необходимость пересмотреть содержание практики таким образом, чтобы у студентов была возможность его реализовать дистанционно.

Первые результаты организации практики в соответствии с новыми стандартами в новых условиях можно подводить уже сейчас.

Для организации практики в условиях дистанционной работы образовательных организаций тренеры профильных организаций и преподаватели вуза консультировали студентов онлайн, согласно составленному расписанию методических занятий; студенты, в свою очередь, размещали отчётную документацию на образовательный портал вуза. У студентов не вызвало затруднений и ознакомиться с трудовыми функциями тренера, правилами внутреннего распорядка профильных организаций и программно-нормативными документами. На официальных сайтах учреждений дополнительного образования в большинстве случаев, эта информация имеется. Кроме того, новым и интересным опытом стала подготовка и проведение событий с детьми онлайн. Такими событиями стали онлайн консультации детей по проведению занятий, веб-квест, онлайн зарядка.

В последнюю неделю практики появилась возможность выполнить часть запланированной практической работы: были проведены учебно-тренировочные занятия по ОФП, досуговое мероприятие и гигиеническая зарядка на свежем воздухе с обучающимися спортивных школ. С руководителями спортивных школ есть договорённость о привлечении студентов к работе в качестве помощников тренеров в период проведения набора детей в детско-юношеские школы осенью 2020 г. Предполагается, что таким образом студенты смогут восполнить пробелы в учебно-исследовательской работе, участвуя в организации и проведении тестирования по общей физической подготовке обучающихся спортивных школ. Подводя итоги практики, организованной в дистанционном формате, можно сформулировать риски, с которыми столкнулись преподаватели и студенты. Несмотря на прохождение практики в полном объеме, можно отметить следующее:

- отсутствие полноценного общения с тренерами и детьми, так как не было возможности познакомиться с каждым ребенком лично и с группой в целом;

- невозможность реализовать себя в роли тренера, стоящего перед воспитанниками со свистком, обрести полноценный педагогический опыт и опыт тренерской деятельности, который реализуется при живом общении;

- рациональное распределение своего времени при подготовке к занятиям.

К несомненным эффектам можно отнести следующие позиции:

- дистанционный формат - единственный выход из сложившейся ситуации для освоения содержания практик и выполнения учебного плана;

- содержание практик было освоено в полном объеме;

- студенты получили бесценный опыт, который без сомнения пригодится для реализации профессиональной тренерской деятельности в нестабильной современной реальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Завьялова, Г.Е. Сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВО (ФГОС 3+) и ФГОС ВО (ФГОС 3++) по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) / Г.Е. Завьялова, М.В. Панибратенко, Л.А. Реут // Грани познания. - 2018. - № 3 (56). -С. 21-25.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. - URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf (дата обращения: 22.08.2020).

REFERENCES

1. Zavyalova, G.E., Panibratenko, M.V. and Reut, L.A. (2018), "Comparative analysis of educational standards of FGOS HE (FGOS 3+) and FGOS HE (FGOS 3 ++) in the direction of «Pedagogical education» (with two training profiles)", Granipoznaniya, No. 3 (56), pp. 21-25.

2. Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction of Training 49.03.01 Physical culture (bachelor degree), available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf (access date: 08/22/2020).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.08.2020

УДК 796.853.262

МОДЕЛИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПОЕДИНКЕ В

СПОРТИВНОМ КАРАТЭ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ирина Сергеевна Бакирова, соискатель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Борис Анатольевич Подли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.