Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / преподавание иностранного языка в неязыковом вузе / развитие критического мышления студентов / студент / преподаватель / higher education / teaching a foreign language in a non-linguistic university / development of critical thinking of students / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ю. Тарасова

На страницах данной статьи изучены наиболее значимые особенности процесса развития критического мышления будущих экономистов в ходе освоения ими иностранного языка. При этом в первую очередь выводится определение термина «критическое мышление», наиболее адекватное с точки зрения раскрытия заявленной темы. Далее раскрываются некоторые важные особенности такого типа мышления. Даётся краткая характеристика процесса его развития у современных обучающихся, осваивающих экономические специальности. Определённое внимание уделяется также демонстрации той роли, которую иноязычная подготовка играет в ходе обучения студентов-экономистов. Затем рассматриваются конкретные возможности, которые изучение иностранного языка в ходе освоения учебных программ таких дисциплин, как «Иностранный язык», «Интенсивный курс иностранного языка», «Профессионально ориентированный иностранный язык» и др., предоставляет для развития критического мышления обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF ECONOMICS STUDENTS WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The paper studies the most significant features of future economists’ critical thinking developing in the course of mastering a foreign language. The definition of “critical thinking” is derived, the most adequate from the point of view of the stated topic. Some important features of critical thinking are revealed. A brief description of its development in modern students mastering economic specialties is given. Attention is also paid to demonstrating the role that foreign language training plays in teaching economics. The researcher considers specific opportunities that learning a foreign language (at subjects of “Foreign Language”, “Intensive Foreign Language Course”, “Professionally Oriented Foreign Language”, etc.) provides for development of critical thinking in students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378

Tarasova LYu, senior teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: LYUTarasova@fa.ru

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF ECONOMICS STUDENTS WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE. The paper studies the most significant features of future economists' critical thinking developing in the course of mastering a foreign language. The definition of "critical thinking" is derived, the most adequate from the point of view of the stated topic. Some important features of critical thinking are revealed. A brief description of its development in modern students mastering economic specialties is given. Attention is also paid to demonstrating the role that foreign language training plays in teaching economics. The researcher considers specific opportunities that learning a foreign language (at subjects of "Foreign Language", "Intensive Foreign Language Course", "Professionally Oriented Foreign Language", etc.) provides for development of critical thinking in students.

Key words: higher education, teaching a foreign language in a non-linguistic university, development of critical thinking of students, student, teacher.

Л.Ю. Тарасова, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: LYUTarasova@fa.ru

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

На страницах данной статьи изучены наиболее значимые особенности процесса развития критического мышления будущих экономистов в ходе освоения ими иностранного языка. При этом в первую очередь выводится определение термина «критическое мышление», наиболее адекватное с точки зрения раскрытия заявленной темы. Далее раскрываются некоторые важные особенности такого типа мышления. Даётся краткая характеристика процесса его развития у современных обучающихся, осваивающих экономические специальности. Определённое внимание уделяется также демонстрации той роли, которую иноязычная подготовка играет в ходе обучения студентов-экономистов. Затем рассматриваются конкретные возможности, которые изучение иностранного языка в ходе освоения учебных программ таких дисциплин, как «Иностранный язык», «Интенсивный курс иностранного языка», «Профессионально ориентированный иностранный язык» и др., предоставляет для развития критического мышления обучающихся.

Ключевые слова: высшее образование, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, развитие критического мышления студентов, студент, преподаватель.

Актуальность темы данной статьи обусловлена возрастанием значимости «гибких навыков» (англ. - soft skills) в структуре компетентности выпускника экономического вуза (В.В. Авдеев, С.А. Богомаз, А.С. Восковская, Э.Ф. Зеер, С.В. Фомина) [1, с. 209]. В свою очередь, современные педагоги-исследователи и практики указывают на важность в их ряду такого навыка, как критическое мышление (А.С. Восковская, ГС. Гукасова, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Степанова, Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.Н. Шабанова) [2, с. 106].

С другой стороны, важным слагаемым обучения будущих профессионалов соответствующего профиля является их иноязычная подготовка. Достаточный уровень овладения иностранным языком будет способствовать развитию у студентов ряда важных soft skills. В их числе когнитивная гибкость, умение вести переговоры, сотрудничество, клиентоориентированность и критическое мышление (М.И. Беркович, О.Б. Ганпанцурова, Т.А. Кофанова, С.С. Тихонова) [3, с. 160].

Таким образом, вопросы, связанные с развитием критического мышления лиц, осваивающих экономические специальности средствами иноязычной подготовки, представляют определённый интерес с точки зрения дальнейшего совершенствования этого сегмента отечественной системы высшего образования. Их рассмотрению посвящена настоящая статья.

Соответственно, её цель - изучить ключевые особенности процесса развития критического мышления у будущих экономистов в ходе освоения иностранного языка.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- привести определение термина «критическое мышление», наиболее адекватное с точки зрения раскрытия темы статьи;

- раскрыть основные особенности такого типа мышления;

- дать краткую характеристику процесса его развития у современных обучающихся, осваивающих интересующее нас направление подготовки;

- продемонстрировать роль иноязычной подготовки в ходе обучения студентов-экономистов;

- рассмотреть конкретные возможности, которые изучение ИЯ предоставляет для развития критического мышления у обучающихся.

При решении вышеперечисленных задач применялись следующие методы исследования:

- анализ специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- рефлексия педагогического опыта автора.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней представлены наиболее значимые ключевые особенности процесса развития критического мышления будущих экономистов в ходе освоения иностранного языка.

Теоретическая значимость состоит в определении термина «критическое мышление», наиболее адекватного с точки зрения его эффективного формирования в процессе их иноязычной подготовки.

Практическая значимость видится в раскрытии конкретных возможностей, которые изучение иностранного языка предоставляет для развития критического мышления студентов-экономистов.

Большинство существующих на сегодняшний день определений дефиниции «критическое мышление» являются близкими по своему содержанию

(М.В. Алисевич, Л.А. Ерохина, Д. Клустер, М.В. Мельничук, Л.Н. Степанова) [4, с. 492-493]. Суть их сводится к пониманию под соответствующим термином такой интеллектуальной деятельности индивида, которая характеризуется наличием высокого уровня восприятия, понимания и объективности подхода к окружающему, сегодня практически безграничному, информационному полю. Рассматриваемый тип мышления позволяет члену современного общества демонстрировать следующие качества:

- критическое отношение к любой информации;

- способность к формулированию обоснованных выводов и оценок;

- умение корректно применять собственные знания, умения и навыки в различных ситуациях профессиональной и иных видов деятельности [5, с. 39].

Процесс развития мышления такого типа у будущих экономистов в образовательном пространстве современного вуза преследует две равнозначных цели (табл. 1).

Таблица 1

Цели процесса развития критического мышления студентов-экономистов

№ п/п Цели

1. Формирование у студентов мышления принципиально нового типа, отличающегося открытостью, гибкостью, рефлексивностью и пониманием факта внутренней многозначности различных точек зрения [2, с. 106]

2. Развитие таких личностных качеств, как коммуникативность, креативность, самостоятельность, мобильность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты деятельности

Рассматриваемому процессу, как уже говорилось во вводной части настоящей статьи, сегодня присуща особая актуальность [3, с. 159-160]. Действительно, в эпоху глобального развития информационного пространства только достаточный уровень сформированности критического мышления предоставит выпускникам следующие возможности:

- уверенно действовать в русле перманентно увеличивающихся и обновляющихся информационных потоков;

- систематизировать большие объёмы информации;

- корректно высказывать собственные мысли, базирующиеся на осмыслении существующих точек зрения на те или иные проблемы;

- эффективно реализовывать концепцию обучения на протяжении всей жизни (англ. - life-long learning) [6, с. 101].

Успешное завершение данного процесса с высокой вероятностью будет способствовать повышению уровня исследовательской культуры выпускников. Последний позволит молодым экономистам не просто усваивать существенные объемы информации в ходе будущей профессиональной деятельности, но и выносить рефлексивные и оценочные суждения об этой информации [1, с. 210].

Сегодня стремительное развитие информационных, экономических и PR-технологий способствует повышению спроса на специалистов, владеющих иностранными языками как средством международного общения. С неизбежностью должно вырасти и соответствующее предложение на рынке труда [4, с. 493-494]. Таким образом, обучение иностранным языкам как мощному орудию производства является одной из приоритетных задач современной системы ВО.

По указанной причине их изучение будущими экономистами не сводится к освоению академической дисциплины «Иностранный язык». Оно предполагает успешную учебную деятельность студентов в рамках ряда смежных университетских лингвистических дисциплин бакалавриата и магистратуры (табл. 2).

Таблица 2

Дисциплины, в рамках которых происходит изучение будущими экономистами иностранного языка

Курс Дисциплина

1-2 «Иностранный язык»

«Интенсивный курс иностранного языка»

3 «Профессионально ориентированный иностранный язык»

4 «Иностранный язык в межкультурной коммуникации»

«Иностранный язык для делового общения»

1 (магистратура) «Иностранный язык в академическом общении» [2, с. 108]

На взгляд автора, действенными средствами развития критического мышления будущих экономистов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» являются:

- проектная деятельность [7, с. 150];

- обучение в сотрудничестве;

- предполагающее общение.

При этом развитие критического мышления учащихся посредством проектной деятельности и предполагающего обучения может осуществляться при подготовке ими проектов на следующие темы:

- The best accommodations for students;

- My family tree;

- My Dream House [8, с. 421].

На старших курсах при освоении учебных программ таких дисциплин, как «Профессионально ориентированный иностранный язык», «Иностранный язык для делового общения» или «Иностранный язык в академическом общении», необходимой является активизация интеллектуальных умений в усвоении академических знаний профессионально ориентированного иностранного языка [1, с. 210-211]. В данном случае на первый план выходят:

- формирование у обучающихся умений, связанных с проведением дискуссий в диалоге или полилоге;

- развитие умения студентов приводить доводы в защиту своей позиции;

- обучение эффективному применению метода «мозгового штурма»;

- складывание у студентов навыков аргументированной оценки различных проблем [6, с. 98].

Развитие у будущих экономистов соответствующих качеств представляется возможным в ходе изучения следующих тем:

- The Law of Demand;

- Market Economy;

- Import Phase-out [7, с. 149].

В ходе их усвоения достижению интересующих нас результатов с большой вероятностью будет способствовать проведение ролевых игр коммуникативной направленности [9, с. 168-169]. Эти, последние, основываются на активном иноязычном общении между участниками образовательного процесса, с одной стороны, знаниях студентов о лингвистических и культурных особенностях стран изучаемого языка - с другой [8, с. 423].

Библиографический список

Например, в ходе изучения курса «Иностранный язык в межкультурной коммуникации» может быть смоделирована следующая ролевая ситуация, участниками которой являются студент-старшекурсник и студент, прибывший по обмену из другой страны. Можно предложить учащимся выстроить небольшой разговор при встрече между ними. Его темами могут быть:

- тема и задачи курсового исследования;

- ход работы по написанию курсового проекта [9, с. 170].

В ходе формирования критического мышления будущих экономистов при изучении вышеперечисленных дисциплин может быть результативным метод ситуационного анализа [5, с. 52]. Суть его заключается в том, что в процессе аудиторной и внеаудиторной работы студентам предлагается осуществить критический разбор текста - описания определённого события из литературы или СМИ. Следует при этом обратить их внимание на то, что подобный разбор должен осуществляться с опорой на общеизвестные или заданные преподавателем параметры [4, с. 494].

На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что сегодня фиксируется существенное возрастание роли так называемых «гибких навыков» в структуре компетентности выпускника экономического вуза. В их ряду немаловажным является критическое мышление.

С другой стороны, важным слагаемым обучения будущих профессионалов соответствующего профиля является их иноязычная подготовка. Достаточный уровень усвоения учебных программ соответствующих дисциплин с высокой вероятностью будет способствовать развитию у студентов ряда важных soft skills, в том числе интересующего нас в рамках настоящей статьи.

Процесс развития мышления рассматриваемого типа у будущих экономистов в образовательном пространстве современного вуза преследует две равнозначных цели. Первая - сформировать у студентов мышление принципиально нового типа, отличающееся открытостью, гибкостью, рефлексивностью и пониманием факта внутренней многозначности различных точек зрения. Вторая - развитие таких личностных качеств, как коммуникативность, креативность, самостоятельность, мобильность, толерантность, ответственность будущих экономистов за собственный выбор и результаты деятельности.

В эпоху глобального развития информационного пространства только достаточный уровень сформированности критического мышления предоставит выпускникам следующие возможности: уверенно действовать в русле перманентно увеличивающихся и обновляющихся информационных потоков; систематизировать большие объёмы информации; корректно высказывать собственные мысли, базирующиеся на осмыслении существующих точек зрения на те или иные проблемы; эффективно реализовывать концепцию обучения на протяжении всей жизни.

Успешное завершение процесса его развития с высокой вероятностью будет способствовать повышению уровня исследовательской культуры выпускников.

Эффективными средствами складывания критического мышления будущих экономистов на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» являются проектная деятельность, обучение в сотрудничестве и предполагающее общение.

На старших курсах в ходе освоения учебных программ таких дисциплин, как «Профессионально ориентированный иностранный язык», «Иностранный язык для делового общения» или «Иностранный язык в академическом общении», необходимой является активизация интеллектуальных умений в усвоении академических знаний профессионально ориентированного иностранного языка.

В указанном случае на первый план выходят формирование у обучающихся умений, связанных с проведением дискуссий в диалоге или полилоге; развитие умения студентов приводить доводы в защиту своей позиции; обучение эффективному применению метода «мозгового штурма»; складывание у студентов навыков аргументированной оценки различных проблем.

При этом достижению интересующих нас результатов с большой вероятностью будет способствовать проведение ролевых игр коммуникативной направленности.

В процессе формирования критического мышления будущих экономистов по ходу изучения иностранного языка также может быть результативным метод ситуационного анализа.

1. Залитинова С.А., Даудова Д.М., Муталимова А.М. Развитие soft skills (гибких навыков) в процессе подготовки будущих социальных педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 208-211.

2. Нефёдова М.А. Развитие критического мышления в процессе изучения иностранных языков (на неязыковых факультетах). Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019; № 4 (52): 104-112.

3. Алиева А.Р Теоретические подходы к формированию «гибких навыков» (soft skills) в процессе подготовки будущих бакалавров и магистров творческих профессий. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 159-161.

4. Дигтяр О.Ю. Формирование креативного образа системного мышления студентов неязыковых вузов при обучении английскому языку. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 492-494.

5. Корешникова Ю.Н., Авдеева Е.А. Заинтересовать нельзя заставить. Роль академической мотивации и стилей преподавания в развитии критического мышления студентов. Вопросы образования. 2022; № 3: 36-66.

6. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления. Психологическая наука и образование. 2020; Т. 25, № 6: 88-103.

7. Гайдаренко В.А. Формирование принципов реализации межкультурной коммуникации как части методики преподавания иностранных языков. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 148-151.

В. Морозова Д.Р Преподавание иностранных языков студентам медицинских вузов (на примере английского и китайского языков). Инновации. Наука. Образование. 2020; № 13: 41В—42В.

9. Яковлева В.Н. Использование игровых технологий в иноязычном обучении будущих специалистов. Роль и место информационных технологий в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: лэтернл, 201В: 168-170.

References

1. Zalitinova S.A., Daudova D.M., Mutalimova A.M. Razvitie soft skills (gibkih navykov) v processe podgotovki buduschih social'nyh pedagogov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 208-211.

2. Nefedova M.A. Razvitie kriticheskogo myshleniya v processe izucheniya inostrannyh yazykov (na neyazykovyh fakul'tetah). Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 4 (52): 104-112.

3. Alieva A.R. Teoreticheskie podhody k formirovaniyu «gibkih navykov» (soft skills) v processe podgotovki buduschih bakalavrov i magistrov tvorcheskih professij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 159-161.

4. Digtyar O.Yu. Formirovanie kreativnogo obraza sistemnogo myshleniya studentov neyazykovyh vuzov pri obuchenii anglijskomu yazyku. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 492-494.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Koreshnikova Yu.N., Avdeeva E.A. Zainteresovat' nel'zya zastavif. Rol' akademicheskoj motivacii i stilej prepodavaniya v razvitii kriticheskogo myshleniya studentov. Voprosy obrazovaniya. 2022; № 3: 36-66.

6. Koreshnikova Yu.N., Frumin I.D. Professional'nye kompetencii pedagoga kak faktor sformirovannosti kriticheskogo myshleniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2020; T. 25, № 6: ВВ-103.

7. Gajdarenko V. A. Formirovanie principov realizacii mezhkul'turnoj kommunikacii kak chasti metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 148-151.

В. Morozova A.R. Prepodavanie inostrannyh yazykov studentam medicinskih vuzov (na primere anglijskogo i kitajskogo yazykov). Innovacii. Nauka. Obrazovanie. 2020; № 13: 418-428.

9. Yakovleva V.N. Ispol'zovanie igrovyh tehnologij v inoyazychnom obuchenii buduschih specialistov. Rol' i mesto informacionnyh tehnologij v sovremennoj nauke: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: A'ETERNA, 2018: 168-170.

Статья поступила в редакцию 13.01.23

УДК 378

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Physical Education, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: Uvarova.NN@rea.ru

Vysotskaya T.P., senior teacher, Department of Physical Education, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow, Russia),

E-mail: Vysotskaya.TP@rea.ru

TRAINING OF SPORTS VOLUNTEERS IN A NON-CORE UNIVERSITY. The paper highlights the main potencies that exist in effective training for sports volunteers in a non-core university in Russia. A brief analysis of the current physical culture and sports development in the country is given. The importance of problems associated with training of sports volunteers in non-core universities is proved. Specifics of the volunteers' activities at the current stage are investigated. The main qualities necessary for their development in the course of training in a higher education organization are highlighted. Some aspects of theoretical training for students in the corresponding activity are considered. The main features of practical training of volunteers in a non-core university are studied.

Key words: higher education, development of physical culture and sports in Russia, sports volunteering, training of sports volunteers, student, teacher.

Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва,

E-mail: Uvarova.NN@rea.ru

Т.П. Высоцкая, ст. преп., ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, E-mail: Vysotskaya.TP@rea.ru

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ В НЕПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

На страницах данной статьи освещаются основные потенции, существующие для эффективной подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза на современной стадии развития системы высшего образования Российской Федерации. Перед началом их рассмотрения даётся краткий анализ современной стадии развития физической культуры и спорта в нашей стране. На его основании доказывается важность проблем, связанных с обучением спортивных волонтеров в пространстве непрофильных вузов. Затем исследуется специфика деятельности волонтеров на современном этапе развития соответствующего движения. Исходя из этого, выделяются основные качества, необходимые к развитию у них по ходу обучения в организации высшего образования. Далее рассматриваются некоторые аспекты теоретической подготовки студентов к соответствующей активности. Изучаются основные черты практической подготовки волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза.

Ключевые слова: высшее образование, развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, спортивное волонтерство, обучение спортивных волонтеров, студент, преподаватель.

Актуальность выбранной темы может быть обоснована, если принять во внимание факт насыщенности спортивной жизни нашей страны в первой четверти XXI в. крупными событиями, не исключая международных [1, с. 184-185]. Подобные мероприятия отличают небольшая протяжённость во времени и в ряде случаев - ограниченные бюджеты [2, с. 39]. Таким образом, рациональным представляется использование ресурсов, предоставляемых волонтерской деятельностью в целях привлечения квалифицированных кадров, необходимых для их организации и проведения (Л.В. Абдалина, И.В. Герлах, ГК. Овруцкая, Е.А. Паклина, И.А. Татаринцева) [3, с. 55].

Сегодня главным источником пополнения рядов участников волонтерского движения выступает студенческая молодежь (И.В. Быстрова, М.Р. Идиатуллина, М.В. Певная) [4, с. 79-80]. Соответственно, встаёт вопрос о возможности подготовки её представителей к соответствующей деятельности средствами учреждений высшего образования (Л.С. Айгубов, С.В. Болотов, И.В. Герлах, Н.В. Грувер, Е.А. Палкина, М.В. Певная, К.И. Хаджиалиев) [5, с. 258]. Его частичному решению посвящена наша статья.

Её цель - освещение основных потенций, существующих для эффективной подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза на современной стадии развития системы высшего образования в РФ.

Достижению этой цели будет способствовать решение следующих задач:

- исследовать специфику деятельности волонтеров на современном этапе развития соответствующего движения;

- выделить основные качества, необходимые к развитию у будущих спортивных волонтеров в ходе обучения в организации ВО;

- рассмотреть некоторые аспекты теоретической подготовки студентов к соответствующей активности;

- изучить основные черты практической подготовки волонтеров в образовательном пространстве непрофильного вуза.

В ходе написания статьи авторами применялись следующие методы исследования:

- изучение специальной литературы, на страницах которой затрагиваются проблемы, связанные с эффективной подготовкой представителей учащейся молодёжи к участию в волонтерском движении;

- анализ педагогического опыта авторов.

Её научная новизна заключается в том, что были исследованы ключевые возможности, существующие для эффективной подготовки спортивных волонтеров в образовательном пространстве непрофильных ОО.

Теоретическая значимость - в определении наиболее значимых качеств, развитие которых у будущих волонтеров в ходе обучения по программам высшего образования сегодня представляется необходимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.