Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / БАКАЛАВРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна, Дорохов Руслан Сергеевич

Актуальность работы обусловлена необходимостью развития критического мышления студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на факультете иностранных языков и недостаточной разработанностью теоретических и технологических инструментов для эффективной реализации данного процесса. Критическое мышление рассматривается в данном исследовании как особый вид мышления, направленный на решение наиболее значимых учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач с учетом профессиональной деятельности будущего педагога иноязычного образования. Авторы считают, что данный вид мышления должен быть основан на реализации аналитических механизмов, обеспечивающих установление закономерных связей между всеми составляющими процесса иноязычного образования и внедрении системы методических средств, направленных на развитие критического мышления. Освещена проблема развития критического мышления на основе применения системы методических средств, реализующихся во всех видах речевой деятельности - в аудировании, говорении, чтении и письме. Целью исследования является представление технологических аспектов развития критического мышления у будущих бакалавров педагогического иноязычного образования и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса в подготовке кадров данной сферы деятельности. Новизна данного исследования заключается в том, что в нем представлены примеры специально разработанных упражнений на развитие критического мышления во всех видах речевой деятельности, которые могут применяться в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка с целью формирования и развития их критического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Ольга Владимировна, Дорохов Руслан Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF ESL STUDENTS MAJORING IN PEDAGOGICAL EDUCATION

We focus on the problem of the need to develop critical thinking of ESL students majoring in Pedagogical education and the insufficient development of theoretical and technological tools for the effective implementation of this process. Taking into account the peculiarities of pedagogical foreign language education, the authors view critical thinking as a special kind of thinking aimed at solving the most significant educational, developmental, cognitive and educational tasks. We believe that this type of thinking should be based on the implementation of analytical mechanisms that ensure the establishment of regular connections between all components of the process of foreign language education and the introduction of a system of methodological tools aimed at the development of critical thinking skills. We highlight the problem of developing critical thinking based on the use of a system of methodological tools implemented in all types of speech activity - listening, speaking, reading and writing. The purpose of this research is to present the technological aspects of the development of critical thinking in pedagogical foreign language education and the development of educational and methodological support aimed at the implementation of this process in training future ESL teachers. The novelty of this study lies in the fact that it presents examples of specially designed exercises for the development of critical thinking in all types of speech activity. Such exercises should be used in the process of training future foreign language teachers in order to form and develop their critical potential.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, ЕВ SCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 378

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-1 -68-78

Методические аспекты развития критического мышления студентов факультета иностранных языков направления подготовки «Педагогическое образование»

Ольга Владимировна КОНОВАЛОВА*, Руслан Сергеевич ДОРОХОВ

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» 305000, Российская Федерация, г. Курск, ул. Радищева, 33 * Адрес для переписки: cherrygarcia@yandex.ru

Аннотация. Актуальность работы обусловлена необходимостью развития критического мышления студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на факультете иностранных языков и недостаточной разработанностью теоретических и технологических инструментов для эффективной реализации данного процесса. Критическое мышление рассматривается в данном исследовании как особый вид мышления, направленный на решение наиболее значимых учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач с учетом профессиональной деятельности будущего педагога иноязычного образования. Авторы считают, что данный вид мышления должен быть основан на реализации аналитических механизмов, обеспечивающих установление закономерных связей между всеми составляющими процесса иноязычного образования и внедрении системы методических средств, направленных на развитие критического мышления. Освещена проблема развития критического мышления на основе применения системы методических средств, реализующихся во всех видах речевой деятельности - в аудировании, говорении, чтении и письме. Целью исследования является представление технологических аспектов развития критического мышления у будущих бакалавров педагогического иноязычного образования и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса в подготовке кадров данной сферы деятельности. Новизна данного исследования заключается в том, что в нем представлены примеры специально разработанных упражнений на развитие критического мышления во всех видах речевой деятельности, которые могут применяться в процессе подготовки будущих учителей иностранного языка с целью формирования и развития их критического потенциала.

Ключевые слова: критическое мышление, бакалавры педагогического образования, иноязычное образование, обучение видам речевой деятельности

Для цитирования: Коновалова О.В., Дорохов P.C. Методические аспекты развития критического мышления студентов факультета иностранных языков направления подготовки «Педагогическое образование» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 1. С. 68-78. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-1-68-78

Original article

DOI 10.20310/1810-0201 -2022-27-1 -68-78

Methodic aspects of the development of critical thinking of ESL students majoring in Pedagogical education

Olga V. KONOVALOVA*, Ruslan S. DOROKHOV

Kursk State University 33 Radischeva St., Kursk 307250, Russian Federation Corresponding author: cherrygarcia@yandex.ru

'3'

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Коновалова О.В, Дорохов Р.С, 2022

Abstract. We focus on the problem of the need to develop critical thinking of ESL students majoring in Pedagogical education and the insufficient development of theoretical and technological tools for the effective implementation of this process. Taking into account the peculiarities of pedagogical foreign language education, the authors view critical thinking as a special kind of thinking aimed at solving the most significant educational, developmental, cognitive and educational tasks. We believe that this type of thinking should be based on the implementation of analytical mechanisms that ensure the establishment of regular connections between all components of the process of foreign language education and the introduction of a system of methodological tools aimed at the development of critical thinking skills. We highlight the problem of developing critical thinking based on the use of a system of methodological tools implemented in all types of speech activity - listening, speaking, reading and writing. The purpose of this research is to present the technological aspects of the development of critical thinking in pedagogical foreign language education and the development of educational and methodological support aimed at the implementation of this process in training future ESL teachers. The novelty of this study lies in the fact that it presents examples of specially designed exercises for the development of critical thinking in all types of speech activity. Such exercises should be used in the process of training future foreign language teachers in order to form and develop their critical potential. Keywords: critical thinking, bachelors in educational studies, foreign language education, teaching various types of speech activity

For citation: Konovalova O.V., Dorokhov R.S. Metodicheskiye aspekty razvitiya kriticheskogo myshleniya studentov fakul'teta inostrannykh yazykov napravleniya podgotovki «Pedagogi-cheskoye obrazovaniye» [Methodic aspects of the development of critical thinking of ESL students majoring in Pedagogical education], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitar-nye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 68-78. https://doi.Org/10.20310/1810-0201-2022-27-l-68-78 (In Russian. Abstr. inEngl.)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из приоритетных направлений в иноязычном образовании будущих бакалавров педагогического образования является развитие когнитивных процессов, важнейшим из которых выступает критическое

мышление. Необходимый уровень развития критического мышления будущих педагогов является основой эффективности решения ими учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач в процессе работы с обучающимися на различных этапах образовательного процесса.

Критическое мышление необходимо систематически развивать у студентов на всех этапах профессионального иноязычного образования, поскольку в данном виде образования наблюдается тенденция к постоянной диверсификации целей и появлению новых образовательных вызовов в условии глобализации.

Развитие критического мышления у студентов направления подготовки «Педагогическое образование» представляется особо значимым в процессе взаимодействия различных языков и культур. Общеизвестно, что языки обусловлены культурой и находятся под влиянием социальных изменений. Традиции и менталитет отражаются в языке, его вокабуляре, грамматических структурах, модальности и т. д. При изучении иностранного языка учащиеся должны принимать эти культурные различия не как отклонение от естественного способа выражения, к которому они привыкли в своем родном языке, а как полностью естественный, хотя и отличающийся, способ словесного выражения в другой культурной среде.

Кроме того, английский язык взял на себя роль lingua franca и используется во всем мире миллионами людей, не носителями английского языка, для межкультурного общения. Но успешная эффективная коммуникация на качественном глобальном уровне невозможна без развитого критического мышления, которое однозначно способствует продуктивному общению в мультикультур-ном контексте.

Студенты-бакалавры - будущие учителя иностранного языка, будущие трансляторы всех видов ценностей, проводники в иные культуры. От того, насколько качественно сформировано их критическое мышление и насколько они подкованы в области методики его развития, зависят следующие поколения учеников. Необходимость как можно быстрее ввести технологию развития критического мышления в преподавание иностранного языка на уровне основного общего образования обусловливает необходимость учить будущих учителей уже сейчас. Учите-

ля будущего поколения должны, закончив университет и начав преподавательскую деятельность, владеть инструментами развития критического мышления, осознавать его исключительную важность и воспитывать учеников, способных мыслить объективно, критически, глубоко и свободно на изучаемом иностранном языке. В связи с этим актуальность изучения механизмов развития критического мышления у будущих педагогов иноязычного образования чрезвычайно высока.

В настоящее время существует противоречие между необходимостью разработки теоретических и технологических аспектов процесса развития критического мышления будущих бакалавров в сфере педагогического иноязычного образования и недостаточной изученностью данных аспектов в теории и практике подготовки бакалавров данной сферы.

Целью исследования является представление технологических аспектов развития критического мышления у будущих бакалавров педагогического образования и разработка учебно-методического обеспечения, направленного на реализацию данного процесса в подготовке кадров данной сферы деятельности.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Критическое мышление - это один из видов мыслительной деятельности человека. Продуктивность критического мышления неразрывно связана с развитием у обучающихся способности анализировать, находить смысловые связи, подвергать любую информацию тщательному критическому анализу с целью решения важнейших педагогических задач в сфере иноязычного образования. Критическое мышление является инструментом, обеспечивающим глубинное понимание педагогических проблем и поиск наиболее эффективных способов их решения, складывающихся в педагогических ситуациях в сфере иноязычного образования.

Концепт «критическое мышление» появился более 2500 лет назад и имеет богатую

историю развития. Проблема развития критического мышления была отражена в исследованиях древних философов, среди которых особое место отводится работам Сократа. Сократ подчеркивал исключительную важность поиска доказательств, анализа доводов и предположений в процессе решения ситуаций в различных сферах деятельности, включая педагогическую [1].

Тем не менее, стоит отметить, что термин «критическое мышление» был первоначально введен лишь в середине XX века. В одном из важнейших исследований по проблемам критического мышления и образования Э. Глейзер дал следующее определение критическому мышлению, понимая под способностью мыслить критически три вещи:

1) расположенность к вдумчивому рассмотрению проблем, с которыми приходится сталкиваться в жизненном опыте;

2) знание методов логического исследования и рассуждения;

3) способность применять навык критического мышления [2].

Американский психолог и важнейший специалист в области изучения критического мышления Л. Элдер характеризует критическое мышление как «самостоятельное мышление, которое пытается рассуждать высококачественно и беспристрастно» [3]. Специалист придерживается точки зрения, что люди с развитым критическим мышлением «стремятся жить рационально, разумно, с эмпати-ей к окружающим и стремятся улучшить мир всеми возможными способами, чтобы внести свой вклад в более рациональное, цивилизованное общество» [3]. Такие люди разделяют принцип Сократа, согласно которому «неосмысленная жизнь не имеет ценности», и понимают, что «многие неосмысленные жизни, вместе взятые, приводят к некритическому, несправедливому, опасному миру».

Еще один специалист в области критического мышления Т. Чатфилд придерживается мнения, что оно заключается в активном поиске понимания действительного положения дел посредством тщательной оценки информации, идей и аргументов [4, с. 18].

В отечественном образовании проблема изучения критического мышления всегда вызывала интерес. В 60-70-е гг. XX века впервые данного понятия коснулся выдающийся педагог и психолог П.П. Блонский, и было введено понятие «критичность мышления у обучающихся [5].

В 70-80-е гг. XX века внимание исследователей акцентировалось на законах и правилах практической логики, особое значение для изучения критического мышления имели труды С.И. Векслера, согласно которому критическое мышление отличается контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью [6]. В 1970 г. профессором М. Липманом был создан в США Институт критического мышления.

В 80-90-е гг. XX века критическое мышление понималось как «мышление интегрированное, состоящее из приемов синтетического, аналитического, теоретического, практического, репродуктивного и продуктивного типов мышления» [7, с. 10]. Особый вес в данный период имели работы М. Липмана, который считал, что образование должно реа-лизовывать две основные цели - «передачу знания и культивирование мудрости» [8, р. 9].

С 90-х гг. XX века и по настоящее время данная проблема получила более глубокое освещение применительно к различным сферам образования, включая педагогическую. Следует отметить в этой связи исследования в области иноязычного образования, в которых особое место занимают вопросы, связанные с развитием критического мышления в области решения психологических, лингвистических и социокультурных проблем. Глубокие исследования по проблематике критического мышления представлены исследователями С.И. Заир-Беком, И.В. Муш-тавинской, Д.М. Шакировой и многими другими исследователями. С.И. Заир-Бек в своих работах подробно изложил специфику каждого этапа базовой модели РКМЧП (программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо») [9]. И.В. Муштавин-ская акцентирует внимание на технологии развития критического мышления в системе подготовки учителей и предлагает модель-

ные уроки, направленные на осуществление данной цели [10, с. 45-83]. Д.М. Шакирова в своих работах поднимает широкий ряд теоретических вопросов, связанных с критическим мышлением, и представляет подробный методический инструментарий по развитию критического мышления на уроках [7].

Стоит отметить исследование В.П. Муя-киной, в котором была подчеркнута значимая роль иностранного языка в процессе развития навыков критического мышления студентов и представлена авторская методика развития критического мышления в процессе обучения взаимосвязанным видам речевой деятельности [11]. Н.Ф. Плотникова в своей работе представила модель формирования критического мышления студентов вуза в условиях групповой формы организации обучения [12]. Однако анализ российских и зарубежных теоретических источников, посвященных проблеме развития критического мышления будущих бакалавров педагогического образования, а также накопленный опыт в данной области свидетельствуют о том, что данная проблема является еще недостаточно изученной в сфере современного иноязычного образования будущих учителей иностранного языка, и требует дальнейшего более тщательного анализа и решения.

В данном исследовании критическое мышление рассматривается как особый вид мышления, направленный на решение наиболее значимых учебных, развивающих, познавательных и воспитательных задач с учетом профессиональной деятельности будущего педагога иноязычного образования.

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура занятия, направленного на развитие критического мышления у будущих бакалавров иноязычного образования, включает в себя 3 основных этапа (вызов, осмысление, рефлексия) [9, с. 13].

I этап (вызов) направлен на вызов интереса к получению новой информации на основе уже имеющихся знаний и поощряет

студентов ставить цели занятия самостоятельно. Это первая задача данного периода.

Вторая задача данного этапа заключается в активизации познавательной деятельности студентов. Фаза вызова способствует свободному, безбоязненному высказыванию студентами своей точки зрения на студентов друг с другом посредством обмена позициями по тому или иному вопросу.

II этап (осмысление) предполагает осмысление новой информации и соотнесение ее с уже имеющимися опытом и знаниями, а также всесторонний анализ и обсуждение представленной информации с целью ее дальнейшего применения в процессе решения конкретной педагогической проблемы.

III этап (рефлексия) предполагает проведение рефлексии студентами. В процессе рефлексии происходит присвоение информации, которая в результате анализа превращается в собственное знание. Рефлексивный анализ помогает структурировать хаотичность мыслей и приводит к рождению нового знания. Этап рефлексии - это отличное поле для дискуссий, следовательно, оно активно способствует развитию навыков критического мышления [9, с. 22]

Представляется целесообразным развивать критическое мышление у студентов языковых вузов в процессе овладения такими видами речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение и письмо.

Рассмотрим возможности развития критического мышления в процессе обучения аудированию будущих бакалавров, специализирующихся в области иноязычного образования, на примере конкретных упражнений.

Развитие критического мышления в процессе обучения аудированию предполагает анализ получаемой информации и сопоставление ее с той информацией, которой мы уже владеем, с целью анализа представленной информации и формулирования необходимых выводов.

Одним из упражнений, направленных не только на развитие навыков аудирования, но и на критическое мышление, является работа с текстами песен. Песни не только любимы

студентами как мотивирующий творческий ресурс для изучения иностранного языка, но они также могут быть эффективными источниками развития критического мышления, так как раскрывают авторский замысел, основную идею слушателям. Студентов можно попросить выразить свои предположения о смысле песни, представить свои рассуждения о предпосылках ее написания, предложить историю, побудившую автора написать текст, а потом найти информацию о реальной истории создания песни и сравнить со своими предположениями:

"You are going to hear a song called "I will survive" by Gloria Gavnor. Listen to the song first and then, while listening for the second time, fill in the missing words in the lyrics which you can see on your sheets of paper. After listening, I want you to share your impression. What did Gloria Gavnor try to say in this song? What situation could she have possibly had in her life? What do you consider to be the message of this song? What reasons do you have for your opinion? "1.

Важно, чтобы учащиеся предлагали идеи, делали предположения, аргументировали свою точку зрения. После задания они могут найти информацию о создании песни и провести рефлексию, были ли они близки в своей точке зрения к истинным фактам. Даже если их предположения оказались ошибочными, студентов стоит похвалить за проявленную глубину мысли и способность обосновывать свою позицию.

Другим упражнением может быть просмотр видео или прослушивание подкаста на проблемную тематику, например, о проблеме глобального потепления (Climate Change: Why does it Matter?). Студенты должны выполнить задания по аудированию (разного формата), выявить проблему, сказать, что привело к ней, обозначить пути решения согласно тексту (если они были предложены) и предложить свои. Также они могут детально

1 Этот и другие примеры взяты с образовательных сайтов: https://www.bbc.co .uk/learningenglish/russian/ features/6-minute-english; https://esldiscussions.com; https://leamingenglish.voanews.com/.

описать ситуацию в будущем, если проблема не будет устранена.

Watch a video and point out the main problem. What caused this problem? What are the solutions to the problem? What solution canvou offer? Why do you think your solution could help? Describe the scenario if the problem is not solved in the nearest future.

Чтение как вид речевой деятельности обладает огромным потенциалом для развития критического мышления.

Нельзя не согласиться с мнением ученых в данной области, которые считают, что чтение включает анализ, рефлексию, оценку и вынесение суждений [13, р. 147].

Развитие критического мышления в процессе обучения чтению может эффективно осуществляться на основе применения методического приема «смысловое развертывание». Данный прием заключается в том, что текст не читается до конца, а студенты догадываются о его дальнейшем содержании по прочитанному отрывку. Студенты создают «дерево предсказаний», которое представляет собой графический рисунок, в котором ствол дерева - основная тема, а ветви - возможные отсылки от нее, то, о чем может пойти речь в произведении дальше, и на ветвях учащиеся пишут свои предположения, основанные на фактах текста, поведении и мотивах героев и собственных критических суждениях.

"We've read half of the short story "A Pair of Silk Stockings " by Kate Chopin. You can see a leafless tree on the blackboard. Your predictions concerning the development of the plot will-be the leaves of this tree. Please, put down your idea and give good arguments for your idea of the development/ending of the story so your leaf could grow big and strong".

В процессе чтения крайне важно читать текст, глубоко и полно анализируя мотивы и поступки героев, опираясь на их реплики, поведение, авторские ремарки. Вдумчиво прочитанный текст с последующим детальным обсуждением и рефлексией будет способствовать развитию критического мышления. С целью развития критического мышления через чтение на факультете иностранных

языков должен быть тщательно отобран англоязычный материал. Текст должен обладать проблемным характером, содержать значительный аксиологический потенциал и, безусловно, представлять лингвистическую ценность для изучения (наличие актуального вокабуляра, разнообразных грамматических конструкций). Банк вопросов, направленный на глубокий анализ произведения, должен сопровождать каждый текст. Студенты могут делать пометки по мере прочтения текста, чтобы выразить свое согласие, несогласие, удивление, озадаченность теми или иными событиями. Подчеркивание важных для анализа слов, фраз, предложений с целью их последующего обсуждения - навык, который должен быть сформирован у студентов, начиная с младших курсов. Системная разметка для эффективного чтения и размышления ИНСЕРТ, которую разработали ученые Д. Воган и Т. Эстес, а модифицировали и предложили использовать при обучении критическому мышлению К. Мернднт и Д. Стилл, также должна систематично использоваться при работе над чтением. Данная разметка предполагает расстановку студентами при чтении текста знаков, означающих следующие моменты:

• V (эта информация является для меня знакомой);

• + (это информация для меня совершенно новая);

• - (у меня было другое мнение по данному вопросу, это противоречит тому, что я знал раньше);

• ? (у меня есть вопросы по данной информации, мне необходимы разъяснения, уточнения) [9, с. 31].

Read the famous speech of Steve Jobs (Stanford Commencement Address, 2005). Underline all the quotes/ideas that are worth discussing. Be ready to present your point of view on each of them and prepare questions for the other students. Use Insert marking system while reading.

Рассмотрим возможности развития критического мышления в процессе обучения говорению.

Говорение в образовательном процессе -это не только учебная цель, но и самое эффективное средство по развитию критического мышления, так как предлагает большое количество разнообразных, творческих заданий, которые с живым интересом выполняются студентами.

Дискуссия является одной из самых эффективных форм организации занятий, способствующая развитию критического мышления. Представляется целесообразным организация различных видов дискуссий на языковых факультетах на основе просмотра, прослушивания, анализа и обсуждения содержания аутентичных видео- и аудиомате-риалов интернет-сайтов ВВС Learning English - 6 Minute English и Voice of America. Также целесообразно использование сайтов с большим банком вопросов, направленных на развитие критического мышления, например, ESL Discussions.

Рассмотрим особенности организации дискуссии на тему «Путь к успеху». Данная дискуссия может начаться с такого вопроса, как « Что для вас успех? Что вы вкладываете в это понятие? Какие критерии успеха вы можете четко выделить? Обосттте свою позицию. Вы можете задавать вопросы одногруппникам для более четкого понимания их точки зрения». В этом задании, построенном в свободной форме и направленном на развитие критического мышления, студентам дается возможность размышления и анализа понятия «успех», они могут поделиться своими идеями, сравнить ответы друг друга, задавать сложные вопросы и отстаивать свою точку зрения, при этом оставаясь уважительным и открытым другим позициям. Ведущий дискуссии записывает разные ответы, и его задача в конце дискуссии -суммировать все основные позиции и еще раз представить главные аргументы каждого в пользу той или иной точки зрения.

We are going to discuss the topic "Success ". What is success in your understanding? How would you define it? Give us your definition and back up your criteria for success ".

Дискуссия в плане развития критического мышления должна быть представлена далее на более глубоком уровне, когда студенты анализируют качества человека, которые способствуют успеху, и качества, которые могут помешать достижению успеха в жизни, объясняя причину включения той или иной характеристики в список.

You are to think about a person's qualities that can contribute to success and you are to reflect on a person's characteristics that can be damaging for success. Explain each point.

Дебаты также являются ценным ресурсом в плане развития критического мышления и умения публичной речи. Дебаты традиционно проходят в группах, однако существует вариативность их проведения.

Каждой группе дается утверждение. Студенты обсуждают утверждение в течение трех-пяти минут и затем, выбрав своего представителя или разделив свое мнение на всех участников группы, выступают в формате «мы согласны/не согласны с утверждением» и приводят свои аргументы, соблюдая при этом правила публичной речи на иностранном языке. Преподаватель может заранее определить, какая группа будет «согласна», а какая «не согласна», либо студенты, услышав тему, могут разделиться по группам в соответствии со своей изначальной позицией. Группы могут задавать друг другу вопросы после прослушивания всех аргументов в защиту той или иной точки зрения.

You are divided into two groups. One group is to agree with the statement "Homework should be banned" while the other group is to disagree with the statement. Work in teams, discuss the possible reasons together and back up your answer with strong reasoning.

Безусловно, у студентов следует развивать следующие качества для участия в продуктивных дискуссиях и дебатах - способность воспринимать точку зрения оппонентов уважительно; стремление понять другую, подчас противоположную позицию; интеллектуальная открытость; умение смело защищать свою точку зрения, выбирая точные и глубокие аргументы; способность к рефлексии и самокоррекции.

Рассмотрим возможности развития критического мышления в процессе обучения письму.

Сочинения, эссе, рецензии, ведение дневника, редактирование ошибок разного рода в текстах - некоторые из самых популярных заданий в рамках развития критического мышления студентов.

Написание эссе является неотъемлемой частью процесса изучения иностранного языка, и одним из самых проверенных и показательных инструментов для развития критического мышления. Структура эссе дает учащемуся возможность взглянуть на проблему изнутри, рассмотреть ее с разных сторон и, взвесив все «за» и «против», выразить свое аргументированное мнение. При этом бесспорным преимуществом является то, что студенты выражают свою точку зрения на актуальные темы на иностранном языке, что фактически делает эссе как форму работы одним из самых эффективных тренажеров критического мышления на уроках иностранных языков. Темами для эссе могут быть как темы на общую тематику, так и темы, связанные с прочитанными рассказами:

- What would I do if I could magically change our world?

- The future of the world as I see it.

- The person I would like to become.

- The values of our time.

- Career is our life priority.

- Children should have as much freedom as possible.

- The strengths and weaknesses of our educational system.

С учетом специфики подготовки будущих педагогов иноязычного образования необходимо предлагать темы для письменных работ, связанные с профессиональной спецификой, например, работы в формате «согласен/не согласен» с четкой аргументацией:

- Teachers should have some after-school activities with students.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Teachers should have a right to choose teaching materials for the educational process.

- A foreign language teacher should also teach culture.

- It is easier to teach high school students.

- A teacher should not give any grades, just comments.

Стоит обратить внимание на то, что эссе могут быть различными по формату.

Рецензии и отзывы на фильмы, передачи, ролики, книги, статьи, занятия, отели, спортклубы, магазины и т. д. могут быть отличным тренажером критического мышления, так как в рецензии необходимо объективно высказать свою точку зрения касательно того или иного объекта анализа.

Present a review of the movie that you have recently watched. Make sure you evaluate various aspects of the movie. Find at least 2 positive things about the movie as well as two disappointing ones.

Ведение личного дневника способствует развитию саморефлексии и критическому отношению к себе. Безусловно, записи дневника не могут обсуждаться на занятиях (если студент сам не высказывает такое желание), однако необходимо мотивировать студентов вести личные дневники, которые будут эффективным источником развития критического мышления, самоанализа и творческого письма.

In you diary you are to express your thoughts on different issues, put down quotes that make you reflect on the problem, analyze your life events and the outcomes you get.

Редактирование текстов (поиск ошибок) - незаменимое задание в процессе закрепления пройденной грамматической или лексической темы. Важно, чтобы студенты не только нашли ошибки, а могли объяснить ту или иную ошибку.

Find 10 mistakes/all the mistakes (lexical and grammar ones) in the text and explain each of them.

ВЫВОДЫ

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что процесс иноязычного педагогического образования будущих бака-

лавров неразрывно связан с систематическим развитием их критического мышления в ходе овладения такими видами речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение и письмо.

Учебно-методическое обеспечение должно характеризоваться обязательной развивающей направленностью, предусматривающей использование критического мышления как основного инструмента для повышения личностного и профессионального потенциала студента.

Развитие критического мышления в ходе овладения ведущими видами речевой деятельности способствует выведению иноязычного образования на новый качественный уровень, который позволит в дальнейшем сформировать критический потенциал будущих педагогов иноязычного образования.

Критическое мышление необходимо студентам для успешного функционирования в современном обществе, которое ценит личностей, способных уверенно выражать и обосновывать свою точку зрения, при этом оставаясь открытыми и уважительными к позиции других по тому или иному вопросу. Для педагогов процесс развития критического мышления представляет исключительную важность. Будущие учителя иностранного языка должны владеть технологией и методами развития критического мышления для воспитания поколения, способного мыслить глубоко и объективно, способного осуществлять успешную коммуникацию с представителями других культур, при этом точно выражая свои мысли на иностранном языке.

Представляется целесообразным применение системы специальных упражнений, направленных на развитие критического мышления во всех сферах речевой деятельности у будущих бакалавров педагогического образования. Учебные материалы должны быть отобраны с учетом цели развития критического мышления, и задания, направленные на его формирование и развитие, должны носить систематический характер.

Список источников

1. Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.

2. Glaser Е.М. An Experiment in the Development of Critical Thinking. N. Y.: Teachers College, Columbia University, 1941.

3. Elder L„ Paul R. Guide to Critical Thinking. Tomales: The Foundation for Critical Thinking Press, 2007. 49 p.

4. Чатфилд Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. М.: Альпина Паблишер, 2019. 295 с.

5. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.

6. Векслер СЛ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 1974. 24 с.

7. Шакироеа Д.М. Критическое мышление. Казань: ГАОУ ДПО ПРО РТ, 2019. Вып. 3 (Серия «Методологии. Технологии. Инновации»), 146 с.

8. ПртапМ. Thinking in Education. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 304 p.

9. Заир-Бек С.II., Муштаеилская IIB. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.223 с.

10. Муштаеилская IIВ. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2009. 84 с.

11. Муякина В.П. Формирование критического мышления у студентов как реализация развивающего потенциала учебного предмета «Иностранный язык»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011.22 с.

12. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2015. 84 с.

13. Cottrell S. Critical Thinking Skills: Developing Effective Analysis and Argument (2nd edition). L.: Palgrave Macmillan, 2011. P. 147.

References

1. Kessidi F.K. Sokrat [Socrates], St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2001, 352 p. (InRussian).

2. Glaser E.M. An Experiment in the Development of Critical Thinking. New York, Teachers College, Columbia University Publ., 1941.

3. Elder L„ Paul R. Guide to Critical Thinking. Tomales, The Foundation for Critical Thinking Press, 2007, 49 p.

4. Chatfild T. Kriticheskove myshleniye. Analiziruv, somnevaysya, formiruv s\>ove mnenive [Critical Thinking. Analyze, Doubt, Form Your Opinion], Moscow, AlpinaPubl., 2019, 295 p. (In Russian).

5. Blonskiy P.P. Izbrannyve pedagogicheskiye proiz\>edeniva [Selected Pedagogical Works], Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of RSFSR Publ., 1961, 695 p. (In Russian).

6. Veksler S.I. Raz\>itive kriticheskogo myshleniya starsheklassnikov v protsesse obucheniva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of Critical Thinking of High School Students in the Learning Process. Cand. ped. sci. diss, abstr.]. Kiev, 1974, 24 p. (InRussian).

7. Shakirova D.M. Kriticheskove myshleniye. Vvp. 3 (Seriya «Aletodologii. Tekhnologii. Innovatsii») [Critical Thinking. Issue. 3 (Series "Methodologies. Technologies. Innovations")]. Kazan, Institute for the Development of Education of the Republic of TatarstanPubl., 2019, 146 p. (In Russian).

8. LipmanM. Thinking in Education. Cambridge, Cambridge University Press, 2003, 304 p.

9. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V. Raz\>itive kriticheskogo myshleniya na uroke [The development of Critical Thinking in the Classroom], Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2011, 223 p. (In Russian).

10. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiva raz\'itiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchi-telya [Technology for the Development of Critical Thinking in the Classroom and in the System of Teacher Training], St. Petersburg, KARO Publ., 2009, 84 p. (InRussian).

11. Muyakina V.P. Formirovaniye kriticheskogo myshleniya и studentov kak realizatsiya raz\>ivayushchego potentsiala uchebnogo predmeta «Inostrannvv vazvk»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of Critical Thinking among Students as a Realization of the Developing Potential of the Subject "Foreign Language". Cand. ped. sci. diss, abstr.]. Stavropol, 2011, 22 p. (InRussian).

12. Plotnikova N.F. Formirovanive kriticheskogo myshleniva studentov vuza v usloviyakh komandnov formv organ izatsii obucheniya [Development of Critical Thinking of University Students in the Conditions of a Command Form of Organization of Training], Kazan. Kazan Federal University Publ., 2015, 84 p. (In Russian).

13. Cottrell S. Critical Thinking Skills: Developing Effective Analysis and Argument. London, Palgrave Macmil-lanPubl., 2011, p. 147.

Информация об авторах

Коновалова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, (ЖСШ: 0000-0001-7015-0838, с11егг^агаа(й)уапс1ех.ги

Дорохов Руслан Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, (ЖСГО: 0000-0002-9731-2347, гиз1ап_к11Г8к(й)тш1.ш

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 11.10.2021

Одобрена после рецензирования 14.01.2022

Принята к публикации 11.02.2022

Information about the authors

Olga V. Konovalova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory of Language and Methods of Foreign Languages Teaching Department, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, ORCID: 0000-00017015-0838, cherrygarcia(S)yandex.ru

Ruslan S. Dorokhov, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory of Language and Methods of Foreign Languages Teaching Department, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, ORCID: 0000-00029731-2347, ruslan_kursk(S!mail.ru

Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.

The article was submitted 11.10.2021 Approved after reviewing 14.01.2022 Accepted for publication 11.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.