Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО МАССМЕДИАЛЬНОГО ТЕКСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО МАССМЕДИАЛЬНОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНЫЙ МЕДИАТЕКСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грицаенко Алина Викторовна, Резник Татьяна Павловна

Теоретически и практически обосновывается внедрение модели построения урока по обучению иноязычному чтению на базе медиатекста в процесс обучения иностранному языку с акцентом в целеполагании на формирование критического мышления. Описаны методические основы обучения иноязычному чтению с использованием приемов развития критического мышления. Представлен опыт внедрения разработанной модели в практику преподавания иностранного языка на этапах старшей школы - младших курсов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грицаенко Алина Викторовна, Резник Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF ORGANIZING A LESSON DIRECTED TO THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF READING A FOREIGN LANGUAGE MASS MEDIA TEXT

The article deals with the theoretical and practical substantiation of the model of organizing a lesson directed to teaching of foreign language reading on the basis of mediatext in the process of foreign language teaching with the focus on the development of critical thinking in target setting. There is described the methodological basis of foreign language teaching with the use of the techniques of the development of critical thinking. There is presented the experience of the implementation of the developed model in the practice of foreign language teaching at the stages of senior high school - first courses of the university.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО МАССМЕДИАЛЬНОГО ТЕКСТА»

Вестн. Марий. гос. ун-та. 2019. Т. 13. № 3. С. 344351.

4. Луговой А.Ю. Аспекты осмысления и ментальная структура феномена патриотизма // Научные исследования в образовании. 2011. № 3. С. 5-7.

5. Сысоева Н.А. Воспитание патриотизма студентов педагогического вуза в условиях внедрения новых образовательных стандартов // Концепт.

2014. Т. 20. С. 366-370.

* * *

1. Vinogradova T.Ya. Psihologicheskie aspek-ty formirovaniya patriotizma studenchestva v sovre-mennyh usloviyah // Materialy dokladov 47 Mezh-dunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii pre-podavatelej i studentov (Vitebsk, 23 apr. 2014 g.). Vitebsk, 2014. S. 31-34.

2. Zhuravlev A.L., Yurevich A.V. Patriotizm kak ob#ekt izucheniya psihologicheskoj nauki // Psihol. zhurn. 2016. T. 37. № 3. S. 88-98.

3. Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organiza-cionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrio-ticheskogo vospitaniya studentov vuza // Vestn. Marij. gos. un-ta. 2019. T. 13. № 3. S. 344-351.

4. Lugovoj A.Yu. Aspekty osmysleniya i men-tal'naya struktura fenomena patriotizma // Nauch-nye issledovaniya v obrazovanii. 2011. № 3. S. 5-7.

5. Sysoeva N.A. Vospitanie patriotizma studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah vnedreniya novyh obrazovatel'nyh standartov // Koncept. 2014. T. 20. S. 366-370.

Development of students' patriotism in the context of the pedagogical education

The article deals with the analysis of the specific features of the development of patriotism of future teachers. There are revealed the structural components, functions and stages of the establishment of patriotism. There are given the results of the social and psychological research devoted to the study of the different aspects ofpatriotism.

Key words: patriotic education, students' youth, structural components of patriotism, results of empirical study, educational activities in university.

(Статья поступила в редакцию 05.08.2021)

О Грицаенко A.B., Резник Т.П., 2021

а.в. грицаенко, т.п. резник

(Волгоград)

педагогическая модель построения урока по формированию критического мышления в процессе чтения иноязычного массмедиального текста

Теоретически и практически обосновывается внедрение модели построения урока по обучению иноязычному чтению на базе медиатек-ста в процесс обучения иностранному языку с акцентом в целеполагании на формирование критического мышления. Описаны методические основы обучения иноязычному чтению с использованием приемов развития критического мышления. Представлен опыт внедрения разработанной модели в практику преподавания иностранного языка на этапах старшей школы - младших курсов вуза.

Ключевые слова: иностранный язык, иноязычный медиатекст, педагогическая модель, обучение чтению, критическое мышление, развитие критического мышления через чтение и письмо.

Современное информационное медиапро-странство диктует новые стандарты обучения: особо важным умением выступает поиск информации, оперирование ею и применение в конкретной жизненной ситуации. Представленная цепь подразумевает также рождение нового знания на основе имеющегося. Данный процесс опирается на определенный объем умений и навыков работы с различными источниками знаний с целью их последующего расширения и углубления. Такие интеллектуальные умения отражают сформированность критического мышления (КМ) индивида.

Будучи целью и средством обучения, иностранный язык способствует развитию критического мышления. В связи с тем, что на современном этапе конечным результатом обучения иностранному языку понимается наличие у учащегося достаточно сформированной иноязычной коммуникативной компетенции (т. е. готовности и способности осуществлять иноязычное речевое общение), перед учителем встает задача не только дать знания о грамматическом строе языка, обучить речевым клише и специфичным нюансам оформле-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ния текста, но и развить у обучающихся умение критически мыслить, самостоятельно приобретать знания и умело оперировать ими.

Таким образом, ученики на выходе из школы должны обладать навыками анализа, обобщения, абстракции и конкретизации при работе с информацией, что формально закреплено в действующих нормативных документах - ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО): среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы находим «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников» [5]. Данное условие можно выполнить при помощи развития навыков чтения с применением технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Целью нашего исследования стало выявление наиболее эффективных приемов работы по развитию критического мышления при обучении чтению аутентичных медиатекстов учеников старших классов, создание комплекса упражнений, направленного на формирование КМ, с последующей апробацией.

Апробация и внедрение основных идей и результатов исследования осуществлены в процессе опытно-экспериментальной работы на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

В настоящее время в науке существует большое количество определений критического мышления. Однако, как полагают Ахраш Н. Биссел и Паола Лемонс, все имеющиеся определения отражают лишь ".. .some basic features, and that they all probably address some component of critical thinking" [9, p. 67] («...некоторые основные черты, и что все они, вероятно, касаются какого-либо компонента критического мышления») (перевод наш. -А.Г., Т.Р.).

Д.М. Шакирова предлагает следующую формулировку: «Критическое мышление - это способности и потребности человека: а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них; б) сознавать истинность или ложность теории, положения, алогичность высказывания и реагировать на них; в) уметь отделять ложное, неверное от

правильного, верного; критически анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет, задачу, вносить коррективы, показывать образец мысли, высказывания, поведения; это выражение собственного ценностного отношения, ценностной ориентации; г) это умение доказывать и опровергать, правильно оценивать предмет, задачу, поведение, процесс, результат и т. д.» [8, с. 52].

Лингводидакты, в частности A.A. Филиппова, под критическим мышлением понимают «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [6, с. 110]. Данное определение характеризует мышление как такой тип, который используется при решении разного рода задач, вероятностной оценке действий, анализе и подведении итогов, а также принятии решений.

В настоящем исследовании под критическим мышлением понимается мотивированный индивидуальный интеллектуальный процесс активной и эффективной обработки информации посредством анализа и синтеза, включающий следующие ключевые навыки: критический анализ, оценку предмета действительности, грамотное выражение собственной точки зрения, ее аргументированность, рефлексию по отношению к собственным действиям и действиям других, оценку информации с точки зрения логичности/алогичности, умение находить ошибки и исправлять их.

Структурно данное нами определение опирается на критерии сформированности критического мышления Д. Клустера [4]. Так, на первое место нами была выдвинута мотивация. Будучи фактором регуляции действий и поступков индивида, мотивация предстает отправной точкой критического мышления. Имея мотивировку, индивид принимает решения самостоятельно с большей легкостью, при этом находясь в социуме (самостоятельность вкупе с социальностью). Ключевые навыки КМ предстают показателем его сформирован-ности и отражают действия индивида: анализ, аргументация и, как итог, рефлексия.

Феномен формирования критического мышления в процессе обучения в школе связан с проблемой оценки его уровня. Учеными были предложены различные критерии: логичность, умение анализировать, оценочность, системность и др. В нашей работе мы решили придерживаться критериев, предложенных Д. Клустером:

1) самостоятельность - решения, принимаемые учеником, должны носить индивидуальный характер («Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать своей головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы» [4, с. 7]);

2) мотивированность - информация предстает отправным пунктом критического мышления, поскольку «знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически» [Там же];

3) социальность - использование в обучении групповых форм работы (дискуссионные качели, использование технологии «6 шляп мышления»; различные виды публикаций и письменных работ учащихся);

4) умение анализировать информацию -умение находить главное на фоне избыточного; умение видеть сильные и слабые стороны высказывания, находить логические ошибки; умение находить недостающую информацию.

5) аргументация - умение подтверждать собственную точку зрения, при этом учитывая мнения окружающих; умение приводить убедительные доводы; умение правильно и корректно выражать собственные мысли.

6) рефлексивность - умение адекватно оценивать собственную работу и работу других, развитый навык самоанализа.

На основании вышеуказанных критериев нами были выделены уровни сформирован-ности критического мышления обучающегося, которые отражены в табл. 1. Как можно заметить, каждый уровень вытекает из другого, границы между уровнями условные, возможно выделение подуровней.

Достичь продвинутого уровня возможно при внедрении в процесс преподавания ино-

странного (английского) языка технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), авторами которой стали американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл и С. Уолтер.

Анализируемая технология состоит из трех этапов, первый из которых носит название стадии вызова (evocation): здесь происходит пробуждение имеющихся знаний и интересов к получению новой информации. Важным фактором является сочетание индивидуальной и групповой форм работы, что способствует формированию познавательного интереса школьника. Результатом данной стадии должна явиться собственно выработанная или определенная учеником цель дальнейшей учебной деятельности. Второй этап -стадия осмысления (realization), когда происходит получение и закрепление новых знаний путем активной перестройки собственных представлений для включения в свою картину мира новой информации. Последним этапом предстает стадия рефлексии, характеризующаяся осмыслением, рождением у ученика нового знания [2].

Ниже представим приемы РКМЧП, которые могут использоваться на занятиях по иностранному языку. Так, в рамках первой фазы, которая предполагает актуализацию уже имеющихся у ученика знаний на заданную тему, могут быть использованы следующие типы заданий:

- «бортовой журнал»;

- таблица «З - Х - У»;

- «плюс - минус - интересно».

Под приемом «бортовой журнал» следует понимать заполнение таблицы с двумя колонками: «Что мне известно по данной теме?» и «Что нового я узнал из текста?». Первую ко-

Таблица 1

Уровни развития критического мышления школьника

Уровень характеристика

Низкий Умение критически мыслить отсутствует либо развито очень слабо, ученик несамостоятелен в плане принятия решений, навык анализа информации находится на низком уровне, отсутствует желание подвергать информацию сомнению

Средний Ученик видит сильные и слабые стороны высказываний, пытается рассмотреть проблему с разных точек зрения, что не всегда удается. Встречаются недочеты в построении прогнозов и их обосновании

Продвинутый Ученик умеет определять причинно-следственные связи, устанавливать соотношения между явлениями действительности, обладает гибкостью ума. Высокий уровень самостоятельности, развита способность анализа поставленных задач, отмечен высокий уровень рефлексии. Ученик предлагает конкретные решения проблемного вопроса

лонку ученики заполняют на фазе вызова, а последующую - лишь на фазе осмысления.

Таблица «З - Х - У» отражает конкретные действия ученика с информацией, т. е. то, что он знает (колонка 1), что хочет узнать (колонка 2) и что узнал (колонка 3). В таблице также присутствуют графы с колонками «Категория информации» и «Источники информации» [3, с. 104].

Прием «плюс - минус - интересно» представляет собой «заполнение таблицы на основе определения положительных и отрицательных моментов какого-либо явления, подхода и т. д. Положительные стороны указываются в столбце "Плюс", отрицательные - в столбце "Минус", информация, вызывающая интерес, заносится в столбец "Интересно "» [Там же, с. 84].

На второй фазе - осмысления - можем внедрить приемы «бортовой журнал», таблицу «З - Х - У», а также ИНСЕРТ (I.N.S.E.R.T. -Interactive Notation System for Enhanced Reading and Thinking).

Суть последнего из вышеперечисленных приемов заключается в оформлении специальных пометок во время чтения:

P (уже знакомая информация); + (новая информация); - (противоречит моим представлениям); ? (информация непонятна или недостаточна) [Там же, с. 31].

Данные пометки выносятся в виде таблицы, что позволит структурированно представить уже обработанную в уме информацию.

На заключительном этапе, помимо вышеперечисленного, используется такой прием, как эссе. Эссе предстает одним из способов отразить рефлексию, поскольку, выражая свое отношение к прочитанному, свои идеи на бумаге, ученики таким образом подводят итог проделанной ими работы.

В нашем исследовании мы предприняли попытку формирования КМ обучающихся посредством внедрения в процесс обучения аутентичного медиатекста, под которым мы вслед за Н.В. Чичериной понимаем «продукт иноязычной медиакультуры в совокупности его имманентных характеристик, к которым относятся многомерность, многоплановость, языковое наполнение, динамический характер, социально-регулятивная природа». данная разновидность концепта «медиатекст» является настоящим ценным учебным материалом с учетом учебно-методического аспекта [7, с. 26].

Благодаря своей аутентичности иноязычный медиатекст как средство обучения отве-

чает не только общеметодическим принципам, но и принципу комплексного развития иноязычной коммуникативной компетенции и ме-диаграмотности при работе с текстами иноязычной медиакультуры [7, с. 24]. Данный принцип предполагает создание дидактико-ме-тодических условий, позволяющих взаимосвязанно развивать умения и навыки иноязычной коммуникативной компетенции и медиа-грамотности в различных ситуациях учебного взаимодействия с иноязычными медиатекста-ми [Там же, с. 24].

Мы полагаем, что именно на основе текстов медиа возможно полноценно сформировать критическую грамотность, поскольку тексты подобного рода отвечают всем принципам критического мышления: «размышления, трансформации, действия; сосредоточенности на проблеме и ее сложности; динамических стратегий, адаптированных к контексту, в котором они использованы; отказа от банальности путем глубокого исследования вопроса с разных точек зрения» [10].

Резюмируя вышесказанное, мы можем отметить, что дидактический потенциал медиа-текста раскрывается посредством анализа его структуры, смыслового наполнения и языкового оформления. Социокультурная насыщенность, аутентичность текста массмедиа дает возможность не только сформировать навыки успешной работы с информацией, но и включить обучающихся в диалог культур.

Обращаясь к практическому этапу исследования, стоит оговорить, что в связи со сложившейся в настоящее время санитарно-эпидемиологической обстановкой проведение исследования в общеобразовательном учреждении оказалось невозможным, поэтому базой послужил Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Нами была проведена работа по формированию критического мышления у студентов второго курса Института иностранных языков в условиях преподавания дисциплины «Практический курс первого иностранного языка».

Объяснением выбора группы испытуемых, с которой проводилась работа, служит фактор возможности прямого переноса на них комплекса упражнений, разработанного для старшеклассников, в силу схожести языкового уровня: студенты второго курса владеют языком на уровне В1-В2; выпускники на выходе из общеобразовательного учреждения должны владеть иностранным языком на уровне В1, из учреждений с углубленным изучением языка - В2).

Целевой компонент

Учитель Ученик

Создание условий для развития навыков Наличие потребности в развитии

критического мышления (далее - КМ) критического мышления

на базе общеобразовательного учреждения

Интегративная цель

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся

посредством развития КМ

Содержательный компонент

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Рабочая программа по предмету «Английский язык» + разработанный курс упражнений, направленный на развитие КМ

1 г

Организационный компонент

Использование методических приемов: таблица З - Х - У, КУБИК, ИНСЕРТ, синквейн, мозговой штурм, Fishbone и т. п. Средства обучения: раздаточный материал, комплекс упражнений

Форма организации

Ученик (парная, групповая, индивидуальная работа, домашняя работа, самостоятельная работа) Учитель (дискуссионные качели, традиционный урок, фасилитированное обсуждение, читательская конференция)

1 г

Диагностико-коррекционный компонент

Диагностика уровней развития критического мышления Коррекция уровней развития критического мышления

Уровни: низкий уровень, средний, продвинутый Формы проведения коррекции: групповая, индивидуальная

1 г

Результативный компонент

1. Наличие у школьника сформированной коммуникативной компетенции 2. Наличие у школьника определенного уровня развития критического мышления

рис. 1. Модель развития критического мышления в процессе обучения английскому языку

Эмпирический этап данного исследования открыл констатирующий эксперимент, целью которого стало выявление уровня сфор-мированности критического мышления обучающихся. для достижения данной цели были применены следующие методики: методика определения интеллектуальных умений (тест-опросник Ю.Ф. Гущина), тест Липпмана «Логические закономерности», методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова.

Общий анализ результатов эксперимента показал, что у студентов хорошо развито логическое мышление, они способны планировать собственные действия и осознавать свое

отношение к происходящему, умеют анализировать поступки других людей, однако рефлексивный анализ собственных действий осуществляют поверхностно.

Именно поэтому мы посчитали, что особое внимание при разработке комплекса упражнений следует уделить заданиям, направленным на формирование навыков анализа и синтеза информации, а также на умения аргументированно выражать собственную точку зрения, находить доводы в тексте.

Выявленные результаты мы соотнесли с уровнями сформированности критического мышления обучающихся и пришли к выво-

Бис. 2. Fishbone

ду, что у каждого испытуемого наблюдается средний уровень. Полагаем, что такой результат объясняется отсутствием в общеобразовательных учреждениях достаточной установки на формирование критического мышления учащихся. Хотя ФГОС СОО содержит требования по формированию элементов КМ в разделе метапредметных и некоторых предметных результатов освоения программы (общественные науки, естествознание), в результатах освоения дисциплины «Иностранный язык» они не сформулированы.

Именно поэтому для эффективной организации процесса обучения иноязычному чтению в общеобразовательной школе нами была разработана педагогическая модель построения урока, направленного на развитие критического мышления в процессе чтения иноязычного массмедиального текста. Теоретической базой послужили положения М.Л. Варла-ковой, а также созданная ей модель построения урока физики, направленного на развитие КМ [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При создании данной модели были учтены следующие принципы:

1) систематизации (данный принцип отражает единство всех структурных компонентов);

2) анализа и синтеза;

3) рефлексии.

Как видно, перечисленные принципы тесно перекликаются с этапами ТРКМ: вызов - осмысление - рефлексия. При построении модели мы не отказывались от традиционных принципов организации урока (рис. 1).

При разработке данной модели мы исходили из того, что именно содержание урока определит выбор методических приемов преподнесения материала.

Рассмотрим практическое применение данной модели на примере проведенного занятия, которое было организовано в формате дискуссионного клуба, посвященного анализу статьи "Nostalgia, remorse, and terrible tabloids: Why we're all suddenly talking about the Noughties" [11].

Обращение к текстам социокультурной направленности можно объяснить популяризацией среди российской молодежи интернет-площадок (Tik-tok), содержащих развлекательный контент, характерный преимущественно для западной культуры.

На стадии вызова мы предложили учащимся ознакомиться с приемом Fishbone (рис. 2). После прочтения заголовка статьи им необходимо было отразить на листе бумаги рыбный скелет и пошагово выполнить следующие задания:

1) выделение проблемы (культура нулевых - ностальгия или новый виток моды?);

2) этап мозгового штурма: определение причин (работа в группе), их отражение на верхних костях скелета;

3) подтверждение причин - выбор фактов (нижние кости);

4) определение ответа на поставленный вопрос - оформление хвоста.

В нашем случае мы ограничились обнаружением проблемы, причин и фактов, подтверждающих наличие данного явления, по-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ИНСЕРТ

Таблица 2

P + - ?

Gen-Z are said to glamorize the era "20-year-rule" states that massmarket pop culture and fashion operate in cycles of around 20 years A new trend has emerged, where Noughties tabloid journalists and paparazzi photographers issue public apologies for their behaviour There are people who were deeply wounded by the decade and want to explore those scars

Friends and The Office were the most streamed shows on Netflix The Covid-19 pandemic was part of the reason the documentary got the green light The reason for the fall of the paparazzi industry was, quite simply, the rise of social media The change in attitudes towards women

скольку целесообразнее делать выводы уже после прочитанного студентами текста.

Мы посчитали необходимым ввести в предтекстовый этап так называемые pre-reading questions, непосредственно связанные с проблематикой выбранного текста:

1. People of Gen-Z. Who are they?

2. What do you know about Free Britney Movement?

3. What are the main features of pop-culture?

4. Why did "Friends" and "The Office" become the most popular shows streamed on Netflix?

5. Does the fact of media-bullying really exist? Why?

Этап чтения текста организовывался на основе приемов ТРКМ: обучающиеся использовали прием ИНСЕРТ, результаты которого были отражены в виде таблицы (см. табл. 2).

На послетекстовом этапе был использован прием «КУБИК», который был модифицирован в соответствии с целями и задачами проводимого занятия. Для обсуждения данной формы проведения занятия были разработаны задания в соответствии с уровнями мыслительной деятельности, представленные в виде шести граней кубика. Наиболее успешный вариант организации дискуссии - разделение группы на 6 подгрупп, каждая из которых получает инструкцию по работе над одной из граней кубика. Задача каждой группы - оформить свою «грань». В конце происходит демонстрация подгруппами результатов своей деятельности.

Приведем пример инструкции по работе над гранями кубика.

1. Первая грань «Ассоциации»:

Dear groupmates!

You'll have to create an associative image of the main topic of our lesson. You can represent it in the form of a certain color scheme or geomet-

ric shapes; you can create a picture that appears in your mind's eye when you think of this activity; you can actually draw a portrait of a certain person, which, in your opinion, reflects the features of the activity. In a word, you can reflect whatever you like in your associations.

After the discussion in the group, draw up the "image" on a separate sheet.

Организованная таким образом работа позволила вовлечь всех обучающихся и подвести итоги всего занятия (после выступления заполнили «хвост» рыбы).

В качестве домашнего задания мы предложили организовать подготовку ко внутри-групповому конкурсу ораторского мастерства: предоставили темы, которые подразумевают активную выработку собственной позиции и наличия доказательной базы (аргументации). Данный вид деятельности поспособствует формированию навыков обнаружения доводов и умелой аргументации собственной точки зрения.

Приведем предложенный список тем.

1. Real wealth is never measured in money or possessions.

2. Beauty is not only in the eye of the beholder.

3. Hyper active kids don't need medication.

4. Online friends show more compassion.

5. Graffiti must be recognized as art.

6. Video games are not to blame for violence at school.

7. Celebrities are not role models.

8. School system is responsible for low test scores.

По нашему мнению, использование данного рода упражнений вкупе с медиатекстом того или иного характера позволит сформировать КМ на достаточно высоком уровне, поскольку приведенный комплекс обращен к когни-

тивным, аналитическим способностям ученика, а также его личностным качествам и умениям, направленным на построение прогнозов и установление причинно-следственных связей, что в полней мере соотносится со структурой КМ.

В проведенном занятии не отражен ди-агностико-коррекционный компонент представленной выше модели урока. данный компонент вытекает из предыдущих ее компонентов, он представляет собой выявление уровня сформированности КМ школьника. Учителем производится анализ первоначальных и конечных результатов работы. отсутствие прогресса в развитии КМ говорит о необходимости коррекции учебного процесса [1, с. 78].

данное занятие показало, что обучающиеся успешно овладевали навыками обработки информации и ее грамотного применения в процессе аргументации: отмечено, что произведение мыслительных операций потребовало меньшего количества времени по сравнению с первым занятием (разница в 5 мин.).

Грамотное применение таблицы «ИН-СЕРТ» позволило сократить время поиска нужной информации для организации аргументированного высказывания, специальные пометы, созданные во время прочтения текста, значительно упростили работу с информацией.

Таким образом, проведенное нами исследование может служить доказательством того, что формирование умения мыслить критически при работе с иноязычным текстом будет происходить плодотворнее, если в процесс обучения будут внедрены как активные методы обучения, так и тексты медиа, а работа будет организовала на основе предлагаемой педагогической модели построения урока, направленного на развитие критического мышления. данный комплекс средств даст обучающимся возможность овладеть навыками выделения главной мысли текста, аргументации собственной точки зрения, а также вычленения нужного из большого количества информации, что является одним из важнейших навыков выпускника.

список литературы

1. Варлакова М.Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике: дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2015.

2. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе: учеб.-метод. материалы по программе повышения квалификации

«Современные педагогические и информационные технологии». Н. Новгород, 2007.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд., дораб. М., 2011.

4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М., 2005. С. 5-13.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 11 дек. 2020 г.) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 20.05.2021).

6. Филиппова А.А. Развитие критического мышления в рамках дисциплины «Иностранный язык» [Электронный ресурс] // Евразийский гуманитарный журнал. 2017. № 2. URL: https://cyber leninka.ruarticle/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-v-ramkah-distsipliny-inostrannyy-yazyk (дата обращения: 23.09.2020).

7. чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008.

8. Шакирова Д.М. Тенденции в развитии высшего образования в странах Запада: возможности их реализации в России. Казань, 1999.

9. Ahrash N. Bissell, Paula P. Lemons. A New Method for Assessing Critical Thinking in the Classroom // Bioscience. Vol. 56. Is. 1, January 2006. P. 66-72

10. McLaughlin M., Devoogd G. Critical Literacy: Enhancing Students' Comprehension of Text. N.Y., 2004.

11. Micha Frazer-Carroll. Nostalgia, remorse, and terrible tabloids: Why we're all suddenly talking about the Noughties [Electronic resource] // The Independent. 2021. URL: https://www.independent.co.uk/arts-enterta inment/tv/features/2000s-female-celebrities-britney-jade-

goody-b1814995.html (дата обращения: 15.05.2021). * * *

1. Varlakova M.L. Razvitie kriticheskogo mysh-leniya uchashchihsya v processe obucheniya fizike: dis. ... kand. ped. nauk. Kurgan, 2015.

2. Grudzinskaya E.Yu., Mariko V.V. Aktivnye metody obucheniya v vysshej shkole: ucheb.-metod. materialy po programme povysheniya kvalifikacii «Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii». N. Novgorod, 2007.

3. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaya I.V Razvitie kri-ticheskogo myshleniya na uroke: posobie dlya uchite-lej obshcheobrazovat. uchrezhdenij. 2-e izd., dorab. M., 2011.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

4. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshle-nie? // Kriticheskoe myshlenie i novye vidy gramotno-sti. M., 2005. S. 5-13.

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvenno-go obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i na-uki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. №№ 413 (red. ot 11 dek. 2020 g.) [Elektronnyj resurs] // Konsul'tant plyus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_131131/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).

6. Filippova A.A. Razvitie kriticheskogo mysh-leniya v ramkah discipliny «Inostrannyj yazyk» [Elektronnyj resurs] // Evrazijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raz vitie-kriticheskogo-myshleniya-v-ramkah-distsipliny-inostrannyy-yazyk (data obrashcheniya: 23.09.2020).

7. Chicherina N.V. Koncepciya formirovaniya me-diagramotnosti u studentov yazykovyh fakul'tetov na osnove inoyazychnyh mediatekstov: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. SPb., 2008.

8. Shakirova D.M. Tendencii v razvitii vysshego obrazovaniya v stranah Zapada: vozmozhnosti ih re-alizacii v Rossii. Kazan', 1999.

Pedagogical model of organizing a lesson directed to the development of critical thinking in the process of reading a foreign language mass media text

The article deals with the theoretical and practical substantiation of the model of organizing a lesson directed to teaching of foreign language reading on the basis of mediatext in the process of foreign language teaching with the focus on the development of critical thinking in target setting. There is described the methodological basis of foreign language teaching with the use of the techniques of the development of critical thinking. There is presented the experience of the implementation of the developed model in the practice offoreign language teaching at the stages of senior high school-first courses of the university.

Key words: foreign language, foreign language media text, pedagogical model, teaching of reading, critical thinking, development of critical thinking by the means of reading and writing.

(Статья поступила в редакцию 28.07.2021)

О Насилевич Я.Г., 2021

я.Г. насилевич

(ростов-на-дону)

ПРИЕМЫ ЭЙДЕТИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ В ВУЗЕ

Исследуются эйдетические приемы обучения, представляющие систему произвольных приемов запоминания на основе конкретно-образного мышления. Несмотря на разнообразие методических технологий, способствующих активизации иноязычного словаря, учащиеся испытывают ряд проблем, связанных с запоминанием и воспроизведением информации. Раскрываются наиболее простые и эффективные эйдетические приемы, описывается опыт их использования на занятиях по английскому языку в вузе.

Ключевые слова: эйдетика, эйдетические приемы, мнемонические приемы, обучение иностранному языку, расширение словарного запаса, произвольное запоминание.

Одним из важнейших аспектов в изучении иностранного языка является заучивание большого объема лексических единиц, при этом объем вводимой лексики постепенно увеличивается и усложняется, и усвоение новых слов становится скучным и рутинным занятием для учащегося. Трудности в освоении иноязычного вокабуляра в большинстве случаев связаны с неумением студентов организовать свою учебную деятельность и отсутствием у них опыта в использовании приемов произвольного запоминания. Желание учащегося обогащать свой активный словарь во многом зависит от интересно спланированных видов работы и овладения студентами простыми и эффективными методами, способствующими усвоению и накоплению иноязычной лексики изучаемого языка. Перед преподавателем стоит задача пополнения и активизация иноязычного словаря учащихся, использования изученной лексики в различных контекстах и ситуациях общения.

Слова представляют собой самые сильные средства выражения мыслей и чувств человека в устной и письменной форме. «Словарный запас следует рассматривать как внутреннюю часть изучение языка, необходимую для передачи смыслов; он открывает путь к общению». Исследователь Д. Хармер четко определяет: «...если языковые структуры составляют скелет языка, то словарный запас обеспе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.