Знания и навыки по дисциплине «Спортивное волонтерство» могут использоваться при прохождении производственных практик и написании выпускной квалификационной работы по соответствующей тематике.
Как показал наш опыт преподавания на факультете индустрии и спорта Московском финансово-промышленный университете «Синергия», привлечение студентов к волонтерской деятельности и дальнейшая их подготовка к организации спортивных волонтеров для крупных соревнований является эффективным
Библиографический список
средством повышения результативности профессиональной подготовки будущих спортивных менеджеров.
Полученный ими опыт и система теоретических знаний помогает лучше ориентироваться в функционировании индустрии спорта как таковой, что позволяет рассматривать подготовку спортивных менеджеров к организации деятельности спортивных волонтёров как важную часть профессионального образования данного направления.
1. Леднев В.А. Волонтер - настоящее лицо Игр в Сочи. Качество образования. 2014; № 3: 52 - 55.
2. Горлова Н.И. Мир спортивного волонтерства. Москва: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018.
3. 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ. Спортивный менеджмент. Available at: https://ifur.ranepa.ru/abitur/bakalavriat/sportivniy-menedzhment?utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
References
1. Lednev V.A. Volonter - nastoyaschee lico Igr v Sochi. Kachestvo obrazovaniya. 2014; № 3: 52 - 55.
2. Gorlova N.I. Mir sportivnogo volonterstva. Moskva: GBU goroda Moskvy «Mosvolonter», 2018.
3. 38.03.02 MENEDZhMENT. Sportivnyj menedzhment. Available at: https://ifur.ranepa.ru/abitur/bakalavriat/sportivniy-menedzhment?utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
Статья поступила в редакцию 03.08.22
УДК 378
Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF CLASSROOM AND EXTRACURRICULAR WORK AT A UNIVERSITY. The paper reveals the most significant features of modern Russian university students' classroom and extracurricular work. In order to fully disclose its subject matter, the definition of the term "classroom work" is first given, its specifics are studied in a modern university during the foreign language study. The main forms of classroom work practiced in the modern university educational space are considered. The work investigates the specifics of extracurricular work of modern university students. It is proved that in the modern higher education educational organization space its role is steadily increasing. It is said about the main advantages of various extracurricular work forms on the example of students majoring in a foreign language. The research presents the main features of some independent work forms for modern university students.
Key words: modern university, classroom work, extracurricular work, student, teacher.
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета
при Правительстве РФ, г. Москва E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
В настоящей статье рассматриваются наиболее значимые особенности аудиторной и внеаудиторной работы студентов современного российского вуза. В целях наиболее полного раскрытия её тематики сначала даётся определение термина «аудиторная работа», изучается её специфика в современном вузе в ходе изучения студентами иностранного языка. Затем рассматриваются основные формы аудиторной работы, практикуемой в образовательном пространстве современного вуза. Далее исследуется специфика внеаудиторной работы студентов современного вуза. Доказывается, что в образовательном пространстве современной организации ВО её роль неуклонно возрастает. Говорится об основных преимуществах различных форм внеаудиторной работы на примере освоения студентами учебной программы по дисциплине «Иностранный язык». Производится раскрытие основных особенностей некоторых форм самостоятельной работы студентов современного вуза.
Ключевые слова: современный вуз, аудиторная работа, внеаудиторная работа, студент, преподаватель.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, состоит в том, что в современном вузе учебный процесс включает в основном две части: аудиторную (практические занятия, лекции) и внеаудиторную (различные организационные формы самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям, заполнение рабочей тетради, самостоятельное изучение тем курса, написание рефератов и др.) [1-6]. Деление на эти составляющие в последнее время становится все более ощутимым. Сегодня данная картина выглядит следующим образом:
- 40% - аудиторные занятия;
- 60% - внеаудиторная работа.
Скорее всего, подобный разрыв в пользу второй части будет со временем увеличиваться.
Вышеописанная тенденция способствует возникновению объективной необходимости интенсификации учебного процесса. В свою очередь, перспективным направлением этой, последней, является разработка новых форм организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы будущих профессионалов [5-12].
Подобная интенсификация требует детального изучения особенностей организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов современного вуза. Их анализу посвящена настоящая статья.
В связи с вышеизложенным её цель - изучение основных особенностей аудиторной и внеаудиторной работы в современном вузе.
С поставленной целью коррелируются следующие задачи:
- изучение специфики аудиторной работы в современном вузе;
- рассмотрение основных форм аудиторной работы, практикуемой в образовательном пространстве современного вуза;
- исследование специфики внеаудиторной работы студентов современного вуза;
- раскрытие основных особенностей некоторых форм самостоятельной работы студентов современного вуза.
При подготовке статьи использовались такие методы исследования, как анализ специальной литературы и педагогического опыта автора.
Её научная новизна состоит в том, что были определены ключевые особенности аудиторной и внеаудиторной работы студентов современного вуза в целях дальнейшего совершенствования соответствующих форм работы.
Теоретическая значимость - в исследовании наиболее значимых особенностей аудиторной и внеаудиторной работы в российском вузе на настоящем этапе его развития. Это, в свою очередь, позволит в дальнейшем исследовать пути их интенсификации.
Практическая значимость состоит в том, что исследование особенностей аудиторной и внеаудиторной работы в современном вузе позволит в дальнейшем произвести эффективную интенсификацию соответствующих аспектов образовательной деятельности.
Таблица 1
Организационные формы обучения, используемые в ходе практических занятий по иностранному языку
Наименование Характеристика Сфера применения
Индивидуальная Задание выполняется студентом независимо от остальной группы. Использование такой формы работы способствует выработке высокого уровня самостоятельности будущего профессионала. Это, в свою очередь, позволит ему в дальнейшем в полной мере реализовать собственный индивидуальный потенциал [7, с. 170] Выполнение заданий с разного рода раздаточным материалом Подготовка индивидуальных проектов и презентаций
Фронтальная Направлена на активизацию совместной деятельности всей группы Объяснение нового материала Проверка навыков чтения, перевода текстов, правильности выполнения упражнений
Групповая Студенты активно включаются в совместную учебную деятельность, направленную на организацию их иноязычной коммуникативной деятельности. Работая в составе групп, студенты, используя знания профильных дисциплин, обсуждают учебные проблемы, решают различные ситуационные задачи, представляющие для них большой профессиональный интерес При изучении студентами языка их будущей специальности, когда необходимо составить глоссарий своего направления подготовки [9, с. 173]
Как известно, термином «аудиторная работа» обозначают такую форму учебной деятельности студентов, которая осуществляется в учебной аудитории под руководством профессорско-преподавательского состава [2; 4].
Если мы говорим об академической дисциплине «Иностранный язык», то основной вид аудиторных занятий - практическое занятие. Данную дефиницию обычно определяют как занятие под руководством преподавателя, во время которого сформированность системы знаний, умений и навыков студентов современного вуза проверяется на практике [1; 7]. При объяснении новой темы практические занятия по иностранному языку зачастую включают элементы лекции.
В этой связи будет нелишним дать определение термину «лекция». Большинство современных педагогов-исследователей и практиков склонны трактовать его как последовательное, логически стройное изложение преподавателем учебного материала в сопровождении демонстрации наглядных пособий. В современном вузе лекции зачастую проводятся с широким использованием ИКТ [3; 4; 8].
В ходе практических занятий по иностранному языку используются индивидуальная, фронтальная и групповая организационные формы обучения (табл. 1).
Как уже говорилось ранее, в последнее время в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов фиксируется устойчивое возрастание роли внеаудиторной работы [1; 2; 3; 8]. Внеаудиторная работа представляет собой такую организацию свободного времени обучающихся, при которой ими усваиваются новые знания, умения и навыки, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности, развиваются способности и личностные качества будущих специалистов [5; 10].
В отличие от аудиторного образования, внеаудиторное отличается большей свободой. Оно не скованно жесткими требованиями, предметно-классно-урочной системой и ролевой регламентацией участников учебно-воспитательного процесса. В процессе осуществления внеаудиторных форм работы студенты лучше осмысливают факты. У них появляется больше возможностей для размышлений над реальным опытом в контексте разных мнений, сопоставления точек зрения и их истолкования [1; 9; 10].
Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку может осуществляться в трёх формах (табл. 2).
На основе вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы.
Аудиторной работой называют такую форму учебной деятельности студентов, которая осуществляется в учебной аудитории под руководством преподавателя.
Основным видом аудиторных занятий по академической дисциплине «Иностранный язык» являются практические занятия.
Во время этих занятий сформированность системы знаний, умений и навыков студентов современного вуза проверяется на практике. При объяснении новой темы практические занятия по иностранному языку зачастую включают элементы лекции.
На практических занятиях по иностранному языку используются индивидуальная, фронтальная и групповая организационные формы обучения.
Таблица 2
Формы внеаудиторной работы по иностранному языку студентов современного вуза
Наименование Описание
Самостоятельная работа согласно рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» Способствует развитию иноязычных умений и навыков обучающихся, закреплению материала, изученного в рамках аудиторной работы. Задания для самостоятельной работы включают языковые упражнения на проверку лексико-грамматических явлений, а также трансформационные упражнения, рассчитанные на развитие монологических навыков студентов. Также включает работу над домашним чтением, переводом текстов, выполнением проектов и презентаций [2; 9]
Научно-исследовательская работа студентов Осуществляется студентами в ходе подготовки научных работ к студенческим научным семинарам, конференциям, «круглым столам» различного уровня. Реализуется на стыке будущей профессиональной деятельности студентов и изучаемого иностранного языка [6, с. 10-11]
Участие студентов в творческих мероприятиях Творческие мероприятия охватывают все студенческие группы, изучающие иностранный язык. В ходе подготовки к ним обучающиеся готовят стенгазеты, сообщения, мини-представления, реализуя при этом знания, умения и навыки, имеющие отношения как к области их будущей профессиональной деятельности, так и к сфере изучаемого языка [4; 5; 10]
Сегодня в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов фиксируется устойчивое возрастание роли внеаудиторной работы.
Она представляет собой такую организацию свободного времени обучающихся, при которой ими усваиваются новые знания, умения и навыки, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности, развиваются способности и личностные качества будущих специалистов.
Осуществляя внеаудиторные формы учебной деятельности, студенты лучше осмысливают факты. У них появляется больше возможностей для размышлений над реальным опытом в контексте разных мнений, сопоставления точек зрения и их истолкования.
Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку может осуществляться в трёх формах: самостоятельная работа согласно рабочей программе дисциплины «Иностранный язык»; научно-исследовательская работа студентов; участие студентов в творческих мероприятиях.
Библиографический список
1. Чиж РН. Формирование иноязычной компетенции будущих художников в области традиционного прикладного искусства в процессе выставочной деятельности. Ростовский научный вестник. 2021; № 2: 73 - 75.
2. Чиж РН. Специфика профессионально-ориентированного иноязычного обучения в профильном высшем учебном заведении. Преподавание иностранного языка в профессиональном контексте: традиции, инновации, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции памяти проф. РП. Мильруда. Тамбов: Издательство ШГПУ 2021: 41 - 47.
3. Хижняк И.М. Обучение в сотрудничестве как эффективный способ овладения иностранным языком. Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов X Международной конференции. Саратов: Издательство СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2018: 276 - 279.
4. Тедорадзе Т. Г Диагностика взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021; № 4 (194): 434 - 439.
5. Васичкина О.Н. Воспитание патриотизма в процессе внеаудиторной и аудиторной работы с молодёжью. Гуманитарные и социальные науки. 2020; № 4: 254 - 261.
6. Арефьева О.С., Арефьева О.В. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза. Вестник марийского государственного университета. 2018; Т. 12; № 4: 9 - 13.
7. Некрасова С.А. Организация самостоятельной внеаудиторной и аудиторной работы студентов по ФГОС Специальности СПО 53.02.05 сольное и хоровое народное пение (по виду хоровое народное пение) МДК 01.01 «Хоровое и ансамблевое пение» (по разделу «хоровое пение»). Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2021; № 4: 162 - 171.
8. Зайцева И.В. Формирование элементов информационной культуры бакалавров в процессе аудиторной и внеаудиторной работы по немецкому языку. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020; Vol. 2-2 (41): 6 - 9.
9. Соколова ГЕ. Особенности интерактивного обучения русскому языку как иностранному на занятиях по развитию устной и письменной речи. Преподаватель XXI век. 2021; № 1, Ч. 1: 168 - 175.
10. Грузина Ю.М., Мельничук М.В. Анализ зарубежного опыта по формированию и развитию молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций. Российский гуманитарный журнал. 2018; Т. 7, № 6: 452 - 463.
11. Мельничук М.В., Алисевич М.В. Проблемы формирования интеллектуальной культуры современного студента. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015; № 5-6: 48 - 51.
12. Мельничук М.В., Осипова В.М. Совершенствование навыков мышления высшего порядка в процессе обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных работ Москва, 2016: 157 - 162.
References
1. Chizh R.N. Formirovanie inoyazychnoj kompetencii buduschih hudozhnikov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva v processe vystavochnoj deyatel'nosti. Rostovskij nauchnyj vestnik. 2021; № 2: 73 - 75.
2. Chizh R.N. Specifika professional'no-orientirovannogo inoyazychnogo obucheniya v profil'nom vysshem uchebnom zavedenii. Prepodavanie inostrannogo yazyka v professional'nom kontekste: tradicii, innovacii, perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii pamyati prof. R.P. Mil'ruda. Tambov: Izdatel'stvo ShGPU, 2021: 41 - 47.
3. Hizhnyak I.M. Obuchenie v sotrudnichestve kak 'effektivnyj sposob ovladeniya inostrannym yazykom. Inostrannye yazyki v kontekste mezhkul'turnoj kommunikacii: materialy dokladov X Mezhdunarodnoj konferencii. Saratov: Izdatel'stvo SGU im. N.G. Chernyshevskogo, 2018: 276 - 279.
4. Tedoradze T.G. Diagnostika vzaimosvyazi auditornoj i vneauditornoj samostoyatel'noj raboty studentov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2021; № 4 (194): 434 - 439.
5. Vasichkina O.N. Vospitanie patriotizma v processe vneauditornoj i auditornoj raboty s molodezh'yu. Gumanitarnye isocial'nye nauki. 2020; № 4: 254 - 261.
6. Aref'eva O.S., Aref'eva O.V. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnikmarijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; T. 12; № 4: 9 - 13.
7. Nekrasova S.A. Organizaciya samostoyatel'noj vneauditornoj i auditornoj raboty studentov po FGOS Special'nosti SPO 53.02.05 sol'noe i horovoe narodnoe penie (po vidu horovoe narodnoe penie) MDK 01.01 «Horovoe i ansamblevoe penie» (po razdelu «horovoe penie»). Novye impul'sy razvitiya: voprosy nauchnyh issledovanij. 2021; № 4: 162 - 171.
8. Zajceva I.V. Formirovanie 'elementov informacionnoj kul'tury bakalavrov v processe auditornoj i vneauditornoj raboty po nemeckomu yazyku. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020; Vol. 2-2 (41): 6 - 9.
9. Sokolova G.E. Osobennosti interaktivnogo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na zanyatiyah po razvitiyu ustnoj i pis'mennoj rechi. Prepodavatel'XXI vek. 2021; № 1, Ch. 1: 168 - 175.
10. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.
11. Mel'nichuk M.V., Alisevich M.V. Problemy formirovaniya intellektual'noj kul'tury sovremennogo studenta. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015; № 5-6: 48 - 51.
12. Mel'nichuk M.V., Osipova V.M. Sovershenstvovanie navykov myshleniya vysshego poryadka v processe obucheniya inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze. Teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: tradicii, innovacii, perspektivy: sbornik nauchnyh rabot. Moskva, 2016: 157 - 162.
Статья поступила в редакцию 03.08.22
УДК 378
Melnichuk M.V., Doctor of Sciences (Economics), Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES AT A UNIVERSITY. The article discusses the main features of the process of patriotic education of modern Russian universities students in the framework of academic classes in the discipline "Foreign Language". To do this, the researchers consider the content of the concept of patriotism and its interpretation in modern Russian society. The work investigates the role of the discipline "Foreign Language" in the professional who is competitive in conditions of a post-industrial society. The researchers prove that it has certain resources not only in the sense of forming future specialists' system of knowledge, skills and abilities they need, but also in the sense of the students' spiritual and moral development. In particular, this concerns forming of patriotism in future professionals. The paper describes the main ways that exist to develop patriotic feelings among students in foreign language classes and pedagogical conditions that contribute to achieving positive results in the relevant field.
Key words: foreign language at university, patriotic education of students, spiritual and moral development of students, student, teacher.
М.В. Мельничук, д-р экон. наук, канд. пед. наук, проф., рук. Департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
В настоящей статье рассматриваются основные особенности процесса патриотического воспитания студентов современных российских вузов в рамках учебных занятий по академической дисциплине «Иностранный язык». Для этого прежде всего рассматривается содержательная сторона понятия «патриотизм» и его трактовка в современном российском обществе. Затем исследуется роль дисциплины «Иностранный язык» в процессе подготовки профессионала, конкурентоспособного в условиях постиндустриального общества будущего. Доказывается, что она имеет определённые ресурсы не только в смысле вооружения будущих специалистов системой необходимых им знаний, умений и навыков, но и в смысле духовно-нравственного развития обучающихся. В частности, это касается формирования патриотизма у будущих профессионалов. Далее изучаются основные возможности, существующие для формирования у студентов патриотических чувств на занятиях по иностранному языку. Описываются педагогические условия, способствующие достижению положительных результатов в соответствующей сфере.
Ключевые слова: иностранный язык в вузе, патриотическое воспитание студентов, духовно-нравственное развитие студентов, студент, преподаватель.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счёт бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации