Научная статья
УДК 42/49 (07) : 378.937
ББК 81.2-9 : 74.480.26
DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.003
Р
а
S
Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3
8 Л №
О *
№ а о
1ORCID № 0000-0001-6638-6610 1
з
Доцент, кандидат педагогических наук, ^
доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ^
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Р
г. Челябинск, Российская Федерация. О
E-mail: [email protected] а
н
к
2ORCID № 0000-0001-5980-5450 Р
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики к
обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный g
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. ск
о
E-mail: [email protected] О
3ORCID № 0000-0001-6644-4091 I
Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
Введение. Статья посвящена проблеме формирования критического мышления в процессе обучения иностранным языкам в педагогическом вузе. Авторы освещают некоторые приемы формирования критического мышления и предлагают варианты их использования на различных этапах урока иностранного языка.
Материалы и методы. В статье представлены следующие методы исследования: обзор работ отечественных и зарубежных исследователей; дефиниро-ваны умения критического мышления, описаны этапы урока для формирования критического мышления, выявлены наиболее эффективные приемы для развития критического мышления, систематизирован и обобщен собственный педагогический опыт авторов и результаты применения описанных приемов в процессе изучения иностранного языка.
Результаты. В результате качественного анализа выявлено положительное влияние применяемых методов на уровень сформированности критического
@ Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А., 2021
л н
и
So в
р о
-к
е
с с е о ч е н и
So и
н о с т р а н н
о*
к
з
а
№
а
е
д а г о г и ч е с к о
уз е
мышления у студентов бакалавров, а именно: улучшаются аналитические способности, растет умение получать необходимые новые знания, критически осмысливать их. Кроме того, в процессе данной работы совершенствуются речевые умения. Благоприятная атмосфера на занятиях мотивирует обучающихся к самообразованию и помогает раскрыть творческий потенциал.
Обсуждение. Как отечественные, так и зарубежные исследователи уделяют большое внимание проблеме формирования и развития критического мышления в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых показал, что развитие критического мышления обучающихся при обучении иностранному языку способствует более успешной межкультурной коммуникации.
Заключение. Делается вывод, что применение рассматриваемых приемов способствует формированию критического мышления, создает условия для развития мотивации, ориентирует на самостоятельное получение новых знаний, раскрывает индивидуальный потенциал каждого.
Ключевые слова: критическое мышление; приемы формирования критического мышления; Инсерт; кластер; тонкие и толстые вопросы; синквейн; Фишбоун; речевые умения.
Основные положения:
- выявлены и описаны этапы урока для более эффективного формирования умений критического мышления у будущих педагогов;
- обоснована необходимость интеграции в процесс обучения иностранному языку приемов для более эффективного формирования умений критического мышления;
- доказана эффективность рассмотренных приемов для повышения уровня мотивации и готовности будущих педагогов к самообразованию.
1 Введение (Introduction)
Современные приоритеты в системе образования требуют от вы-
мышления, таких, как умение находить решение сложных задач, пра-
§
н е
б
0
1
О пускников педагогических вузов сформированных умений критического вильно соотносить цель и средства, прогнозировать возможное развитие
8
событий, анализировать имеющиеся варианты, делать выводы и формуем
^ лировать собственную независимую точку зрения. Развитие умений кри-
^ тического мышления связано с основанной на личностно-ориентирован-
©
нк ном подходе активной самостоятельной деятельностью обучающихся,
е н
£ целью которой является не получение готовых знаний, а поиск, анализ,
^ систематизация, обобщение и критическое осмысление новых знаний. ^ В традиционной методике обучения иностранным языкам была
проведена огромная работа по разработке сущности и содержания различных методов и приемов по формированию и развитию всех видов речевой деятельности. Однако отрыв от естественной среды иноязыч-
а к
ч е
ск
ной культуры, восприятие иноязычной речи и говорение на иностран- ие
а
с
а
е
к
ном языке только в рамках учебного времени делают процесс овладения иностранным языком менее эффективным. Справедливой мы считаем точку зрения Е. Г. Молодых-Нагаевой: «... поскольку коммуни- §
и
з
о
№ а
ни
необходимой обстановки для общения в ходе занятий» [1, 113]. Таким I
к
и
кация является конечной целью обучения иностранному языку и основной компетенцией обучающегося, возникает потребность в создании
образом, необходимо искать и реализовывать новые пути и методы более эффективного обучения иностранному языку. Нам представляется, что формирование умений критического мышления у будущих учителей иностранного языка будет способствовать овладению обучающимися иностранным языком на более высоком качественном уровне.
Отличительной особенностью умений критического мышления является поиск решения задач. Следовательно, в процессе обучения о грамотно сформулированный вопрос или проблема играют ключевую роль, так как это мотивирует обучающихся на самостоятельный поиск возможных путей решения. Следующим этапом является поиск аргументов в пользу того или иного решения, так как необходимо с помощью доводов обосновать и доказать его целесообразность в процессе
за
дискуссии. Следовательно, на занятиях, нацеленных на развитие кри- н тического мышления у обучающихся, рекомендуется применять всевозможные виды работы как в парах, так и в группах, поскольку, как точно отмечает М. Г. Заседателева, «социальная интеракция на занятиях по иностранному языку способствует развитию мотивации учения и помогает учащимся лучше запоминать изученный материал» [2, 31]. Аргументация своей точки зрения, обмен мнениями, умение возразить оппоненту и отстоять свою позицию на занятиях по иностранному языку позволяют не только найти решение поставленной задачи, но и
ч е с §
г о
№ н
и ¡0
о
-к
е
с с е
о
буч ч
е н и и н о с
ж о*
I
а
№
а
е
д а
г о
г и
ч е с к о
е
способствуют более эффективному формированию умений аудирования и речевых умений.
Формирование у обучающихся умений критического мышления предполагает определенную организацию урока иностранного языка. Первый этап — аналитико-деятельностный — активизирует уже имеющиеся знания и умения. Это стадия систематизации, дающая импульс к поиску новых знаний. На данном этапе преподаватель может применять различные приемы. Формы работы могут быть различными: индивидуальная, парная, групповая. Приоритетной задачей педагога на данном этапе является мотивирование обучающихся к самостоятельному поиску новых знаний по данной теме, к постановке цели работы.
Особую важность на данном этапе приобретает такая организация занятий, при которой возможна комбинация различных форм работы: индивидуальной, парной и групповой, дающая возможность сформулировать свое мнение, аргументировать и отстаивать его в дискуссии с оппонентом. Задачей педагога при этом является создание комфортной атмосферы, в которой не бывает «правильных» и «неправильных» мнений, а обучающиеся получают возможность безбоязненно высказать свое мнение.
§
» На этапе актуализации содержания обучающиеся переходят от
старых, то есть уже закрепленных, знаний к новым, получаемых с помощью
!
различных методов и приемов, способствующих росту познавательного интереса, наличие которого «стимулирует мотивацию, что является залогом эффективности педагогической деятельности» [3, 52]. Задачей
а «о
« обучающегося является вычленение новых знаний во время чтения, про-• слушивания и обсуждения информации по теме. При этом перед обуча-
N
ющимися ставится задача — фиксировать новую информацию, выбрав
о
1
ж
Ж
о
удобный для них прием из арсенала предлагаемых преподавателем: заполнение рабочего листа, составление таблиц, графиков, поиск ответов на поставленные вопросы. На этапе актуализации содержания происхо-ьЗ дит презентация нового материала. Формы работы могут быть разными,
их выбор определяется особенностями целевой группы, тематическим содержанием, например, лекция, работа с различными видами текстов, прослушивание аудитивных материалов (интервью, научные доклады, дискуссии), а также просмотр видеоматериалов с их последующим анализом. Особое внимание преподавателю следует уделять выбору предлагаемых обучающимся аутентичных материалов, так как необходимо
их познавательный интерес. Актуализация содержания подразумевает не пассивное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста,
ленных задач. Таким образом, на этапе актуализации обучающиеся самостоятельно вычленяют новую информацию из учебных материалов по изучаемой теме, анализируют и сравнивают ее с уже имеющейся, проясняют непонятные моменты, ранжируют полученную информацию по степени значимости.
На рефлексивно-аналитическом этапе обучающиеся выполняют творческие исследовательские задания, критически анализируя предъявленную информацию с уже усвоенными знаниями по теме. Обучающимся предлагаются такие формы работы, как: работа с таблицами и
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Для повышения уровня сформированности критического мышления мы внедрили в процесс обучения иностранному языку ряд приемов.
3
а
3
к ^
л
о 3
л а о а
л *
мотивировать обучающихся на получение новых знаний и поддерживать о
и
из
о
№ а
ни
а осознание полученных знаний и их применение для решения постав- 1
к
з
и и ч е с
ко
г
о
№ н
и
№ з
о
к е
с с е о ч
кластерами, выявление логических связей между новой и уже имею- н
и
¡о и
н о с
щейся информацией, более глубокое изучение разделов темы. На рефлексивном этапе важным является обмен мнениями, оценка значимо-
за
сти приобретенных знаний. Обмениваясь мнениями, обучающиеся н встречаются с тем фактом, что полученная информация вызывает различную реакцию и оценку у субъектов образовательного процесса. Поиск истины требует дальнейшего уточнения и коллегиального обсуждения. Следует отметить, что процесс рефлексии способствует развитию
ж о*
з
а
№
а
л
д
о
критического мышления. о
3
^
л
о *
о
з
л
Прием «Инсерт». Данный прием может быть использован на любом этапе занятия по иностранному языку при работе с различными видами текстов и позволяет выделить известную информацию и извлечь новую. Большой удельный вес самостоятельной деятельности способствует повышению познавательного интереса к процессу обучения, запуская механизмы самообразования и самоорганизации. Процесс получения новых знаний и обсуждение их в группах оказывает положительное воздействие на развитие речевых умений обучающихся, а именно: умений чтения, аудирования, письма и говорения.
Составление кластера. Под кластерами понимается графическая организация имеющейся информации. При этом обучающиеся анализируют имеющийся материал и выделяют основные смысловые единицы. Основной задачей является представление информации в виде схемы с обозначением причинно-следственных связей между всеми смысловыми единицами. Универсальность кластеров позволяет преподавателю не только эффективно организовать работу на занятии, но и открывает широкие горизонты для индивидуальной работы.
На уроках иностранного языка с целью формирования критического мышления на аналитико-деятельностном и рефлексивном этапах | этот простой и в то же время эффективный прием может использоваться без особых изменений. Кластер позволяет выделить в новой информации большие и малые смысловые блоки, а также связи между ними.
Процесс составления кластера является творческим процессом, способствующим развитию креативности будущего учителя, которая,
е р
о £
и в
« по мнению В. Г. Рындак, «отражает как потенциал, внутренний ресурс
будущего учителя, проявляющийся в способности к конструктивному, нестандартному мышлению, так и осознание, развитие своего опыта» [4, 4-5]. При его составлении обучающимся позволено дать волю вооб-
о
«
н
е
но ражению и интуиции, установить максимальное количество связей между ра
^ единицами содержания, так как в процессе анализа произойдет ранжи-
^
ьЗ рование информации на значимую и менее значимую. Вовлеченность
всех обучающихся в общую деятельность способствует созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды занятия и позволяет организовать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Прием «тонкие и толстые вопросы». Этот прием можно обозначить как комментируемое чтение или прослушивание нового мате-
относят их с уже полученными (этап актуализации содержания), формулируют «тонкие» (подразумевающие репродуктивный однознач-
описания предметов, явлений, действий или событий в пять строк, пост-
р а
кти и
ч е с к и е а с п е к
риала, в процессе которого обучающиеся вычленяют новые знания и со- о
рми ир
о в а
ни
ный ответ «да» или «нет») и «толстые» (то есть проблемные, подразуме- §
к
р и т и ч е с
ко
г
о
вающие развернутый ответ, что нацеливает на поиск дополнительных знаний и анализ информации) вопросы, выслушивают контраргументы и доказательно высказывают свою точку зрения, подкрепляя ее аргументами с опорой на уже имеющийся опыт. Данный прием можно комби- |
нировать с другими приемами и применять также для развития речевых ле
н
и
умений, а именно умений диалогической речи. в
Прием «Синквейн». Синквейн — это стихотворная форма для о
-к
е
с с е
роенная в определенном порядке, каждая строка при этом имеет опре- ^
у ч е н и и н о с
деленные требования, которые могут варьироваться. В первой строке обучающиеся называют одно существительное, которое должно отразить заявленную тему, для второй строки они выбирают два прилага-
ра
тельных с целью образной иллюстрации темы, третья строка содержит н три глагола для описания действий, в четвертой строке обучающиеся должны выразить свое отношение к теме, в пятой строке обучающиеся должны выбрать существительное, отражающее суть.
Мы полагаем, что особенно эффективно применение синквейна на этапе рефлексии. Благодаря использованию данного приема у обучающихся активизируется аналитическая деятельность и формируется критическое мышление, которое помогает вычленять основную информацию, сортировать, обобщать и делать выводы, что способствует фор-
ж о*
§
а
№ п
е д а г о г и ч е с к о
е
мированию у них информационно-аналитической компетенции, под которой понимается «инновационность педагога, владение современными образовательными технологиями, способность и готовность использовать их в процессе педагогического проектирования» [5, 170].
Прием «Фишбоун». Суть данного приема заключается в решении поставленной перед обучающимися задачи. Обучающиеся должны заполнить схему, напоминающую рыбий скелет. При работе с текстом обучающиеся должны критически осмыслить и проанализировать содержание, выделив в нем основную проблему, графически располагающуюся в голове. В верхней части скелета они записывают основные понятия, относящиеся к проблеме, нижнюю часть скелета обучающиеся заполняют связанными с проблемой фактами. Краткость, выдвигаемая как необходимое условие использования данного приема, способствует целостности восприятия проблемы. В хвосте резюмируется проблема и делается вывод. Прием «Фишбоун» применим на всех этапах занятия по иностранному языку. Прием позволяет использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы, формирует критическое мышление, учит самостоятельно искать решение проблем.
Прием «Таблица З-Х-У». Название приема расшифровывается
§
ж как «знаю - хочу узнать - узнал» и используется для систематизации Ü уже имеющихся знаний. Кроме того, использование подобной таблицы !
в процессе работы развивают способность и готовность обучающихся к целеполаганию для получения новых знаний, что является основой для формирования критического мышления. Первая колонка «знаю»
и
«о
« представляет собой системное изложение уже имеющихся знаний, вто-• рая колонка «хочу узнать» содержит перечень вопросов, на которые
N
обучающиеся хотят найти ответы, третья колонка «узнал» заполняется
о
по мере получения и критического осмысления новых знаний, нового
Ж
о
учебного материала. Универсальность данного приема дает возможность как актуализировать имеющиеся знания, так и мотивировать обучаю-ь^ щихся на получение новых знаний и критическую оценку полученной
информации.
Прием «Идеал». Обучающиеся должны самостоятельно сформулировать проблему, условием является формулировка темы с использованием вопросительного слова «как». Следующим шагом является поиск и обсуждение на изучаемом языке различных вариантов решения проблемы. Затем из множества предложенных вариантов вы-
необходимых аргументов. Данный прием реализуется, как правило, в
Качественный анализ результатов применения описанных выше приемов показывает, что большинство педагогов-бакалавров имеет критическое мышление, сформированное на достаточно высоком уровне.
а
3
к ^
л
о 3
е а о а
е *
бираются самые эффективные. Последним этапом является выбор о
рм
единственного верного, то есть «идеального» решения с приведением и
р
о в а
ни
групповой работе на этапе рефлексии, что будет способствовать фор- §
к
р и т и ч е с
ко
г
о
мированию иноязычных речевых умений обучающихся на более высоком уровне.
Внедрение данных приемов в процесс обучения иностранному языку в высшей школе способствовало развитию критического мышления студентов и позволило так организовать процесс обучения иностранному языку, что уровень сформированности у обучающихся иноязычных речевых умений значительно повысился, что было О констатировано нами по результатам анализа проделанной работы.
3 Результаты (Results)
В процессе практической деятельности на факультете иностранных языков нами были интегрированы в процесс обучения иностранным языкам вышеперечисленные приемы с целью более эффективного
а
формирования критического мышления у будущих педагогов. Со- § гласно социальному заказу общества, современный высококвалифицированный педагог должен не только уметь организовать образовательный процесс на достаточно высоком уровне, но и быть в состоянии найти, проанализировать, критически осмыслить и систематизировать,
ж 3
So
о
-к
л
о
о л
о
ч
Л
л
ж 3
So 3
ж
о
о
ж о*
з
а
№
а
л
д
г
а также передать другим новые знания. г
3
л
л
о *
о
з
л
Данный факт подтверждает успешность прохождения педагогами-бакалаврами педагогической практики, во время которой они демонстрируют умение критически мыслить и подбирать материал, адекватный поставленной им задаче. Еще одним доказательством эффективности проводимой работы является высокий уровень удовлетворенности работодателей уровнем подготовки выпускников-бакалавров. 4 Обсуждение (Discussion)
Педагогическая проблема формирования критического мышления в процессе профессиональной подготовки будущих учителей в целом и в процессе обучения иностранным языкам, в частности, находит отклик в работах отечественных и зарубежных ученых. Интерес педагогической общественности к этой проблеме достаточно высок, поскольку ее актуальность в настоящее время стала особенно высока, когда в мире и Российской Федерации стали говорить о необходимости формирования и развития softskills, или так называемых мягких навыков на всех этапах допрофессиональной и профессиональной подготовки человека к жизни и деятельности в современном, многозадачном и быстро изменяющемся мире, а также о таком современном тренде в
образовании, как его софтизация.
§
g В контексте современных образовательных трендов очень точ-
vi?
0
1
q разовательными учреждениями и педагогами в частности сегодня ста-
ным и верным нам представляется утверждение о том, что «перед об-
вятся новые задачи: подготовить такого специалиста, который бы быстро мог адаптироваться в любой профессиональной среде» (Н. В. Пота-
и
50
>| пова, Т. С. Панина) [6, 95]. Очевидно, что современная профессио-
• нально-педагогическая среда характеризуется обилием цифровых тех-
N
нологий, неоднородностью образовательного контента, эмоциональной
о ж
50 Ж
о
насыщенностью, динамичностью, что требует от учителей новой формации высокого уровня сформированности способности и готовности ориентироваться в информационном потоке, противостоять угрозам в ме-ьЗ диасреде, быстро и качественно усваивать и критически осмысливать
большие объемы информации, уметь отделить главное от второстепен-
а
ного, первичное от вторичного и на основе этого принять верное и §
ж
Л
№
о §
ж № а о а
№ §
обоснованное решение.
Сказанное выше корреспондируется с точкой зрения ученых кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» Е. В. Гнаты-
концепции которых применение методов, средств и форм развития критического мышления у студентов педагогического вуза есть не что иное,
шиной, Н. С. Касаткиной, Е. Ю. Немудрой и Н. С. Шкитиной, в §
ж
а
о № а ж
как «система, нацеленная на обработку информации, связанной с ос- §
§
а ж
ж
Л
№
о §
г о
новными темами курса, ее критическое осмысление и анализ, нахождение противоречивых характеристик в этой информации, отделение главного от второстепенного, несущественного, выдвижение гипотез как вариантов решения проблемы, выбор наиболее приемлемого варианта, подтверждение реальными фактами и событиями, связанными с решаемой проблемой, корректировка первоначальных вариантов решений», что «коренным образом будет отличаться от традиционной § системы профессионально-педагогической подготовки» [7, 24].
По мнению И. И. Замощанского, А. М. Конашковой и В. Э. Степанова, критический стиль мышления будущего специалиста «формирует гражданскую и профессиональную культуру, базирующуюся на осознанном и неконфликтном принятии решений, учете разных нюан-
а
сов и факторов, всестороннем анализе ситуации и рациональном вы- § боре», а потому «и ученик школы, и студент высшего учебного заведения могут получить полноценное знание только при условии развития критического мышления» [8, 126]. Американский ученый и практик в сфере профессионального образования П. Пиплс в своих работах делает акцент на интерактивности процесса обучения, без которой, по его мнению, невозможно качественно подготовить современного специалиста, творчески и критически мыслящего, оригинально подходящего к решению нестандартных задач. Нельзя не согласиться с позицией автора о
л §
ж ¡0
о
-к
№
о о №
о
Л
Л
№
§ ж ж § о о
ж о*
§
3
а
№
а
№
д
а
г о
г ж
Л № о § о
3 №
том, что «учащиеся, пришедшие из школ, в которых нормой была зубрежка, познакомившись с интерактивными и групповыми формами обучения, меняют свои представления о том, что такое студент, о его роли в обучении и ответственности за собственное образование и о том, чем им могут пригодиться в дальнейшем эти новые практики и новое понимание» [9, 117].
Эти точки зрения, коррелирующие друг с другом, позволяют сделать вывод о том, что в организации современной профессиональной подготовки студентов необходима опора на развитие критического мышления студентов, их способности и готовности активно работать с информацией, подвергать ее критическому анализу. И эта работа будет тем эффективнее, чем чаще в образовательном процессе преподавателями будут использоваться интерактивные методы обучения студентов.
Достаточно активно в научно-педагогической среде обсуждается проблема формирования и развития критического мышления обучающихся в процессе их обучения иностранному языку. По мнению Ф. М. Маршевой, «формирование умений критического мышления неразрывно связано с формированием речевых умений в процессе
обучения всем видам речевой деятельности, поскольку предметом ре-
§
» чевой деятельности является мысль» [10, 1091].С позиции И. Г. Жого-вой и Е. В. Кузиной, «способность мыслить критически в современном информационном пространстве дает индивиду возможность самостоятельно приобретать надлежащие знания, осознавать возникающие трудности и находить пути их решения, компетентно работать с посту-
50
О £
и
50
« пающими данными, оценивать, уметь анализировать, выдвигать гипо-
о «
ж
50 Ж
о
тезы решения проблем, формулировать выводы, мыслить творчески, а
а
йн
^
также быть толерантными в различных ситуациях общения» [11, 236].
Как справедливо отмечает Н. В. Янкина, «развитие навыков критического мышления, помогает учащимся улучшить навыки общения, расширить свой словарный запас и научиться использовать язык в ^ различных межкультурных коммуникативных контекстах» [12, 113].
а
Эта мысль развита в работах С. Н. Антоновой и Т. Ю. Плетяго, которые рассуждают, с одной стороны, о необходимости развития критического | мышления у студентов высшей школы средствами иностранного языка, а с другой стороны, отмечают важность способности и готовности обу-
к Л
е о § ж е ао
чающихся мыслить критически для освоения иностранного языка и №
§|
принятия иноязычной культуры, поскольку при изучении иностран- § ного языка «студенту приходится действовать в условиях постоянного а
выбора, гибкого реагирования на «инаковость» чужой культуры, тем а самым проявляя высокий уровень критического мышления» [13, 3]. Таким образом, при рассмотрении категорий «иностранный язык» и «критическое мышление» можно констатировать определенный дуализм: для качественного и эффективного изучения иностранного языка студентам необходимо иметь критическое мышление, но и собственно процесс изучения иностранного языка предоставляет и педагогу, и обучающемуся благодатную почву для развития критического мышления.
своих трудах Н. Л. Московская и В. П. Старичкова. Признавая детерминированность формирования и развития у обучающихся умения
способности требованиями компетентностной парадигмы в высшем образовании, авторы делают акцент на том, что «стихийное формирование критического мышления студенческой молодежи малоэффективно, поэтому необходима специально организованная работа, направленная на стимулирование развития интеллектуальной сферы личности» [14, 184]. Полностью разделяя точку зрения авторов, смеем предположить, что только постоянная и непрерывная работа с обучающимися по формированию и развитию у них критического мышления позволит достичь высоких результатов и позволит подготовить будущего выпускника вуза к эффективной профессиональной деятельности.
О необходимости перманентности работы со студентами по я
ао
формированию и развитию у них критического мышления говорят в е
о о
№ о
ч Л
№
§ж
мыслить критически, готовности развивать когнитивные и креативные §
§
о о | а а § §
о*
§
3
а
№ а
№ д
а г о г ж Л № о § о
3 №
45
5 Заключение (Conclusion)
На основе анализа результатов апробации предложенных приемов формирования критического мышления у студентов-бакалавров нами были сделаны следующие выводы:
- обучающиеся умеют анализировать имеющиеся знания по теме, самостоятельно получать новые знания, а также критически осмысливать, сравнивать и систематизировать их;
- приемы, представленные в настоящей статье и являющиеся успешными примерами реализации в рамках образовательного процесса в вузе технологии развития критического мышления обучающихся, развивают мотивацию обучающихся и ориентируют их на получение новых знаний;
- в процессе деятельности, опосредованной критическим анализом информации и действий по решению поставленных учебных задач, создается индивидуальный вектор движения будущих педагогов к поставленной цели;
- применяемые приемы позволяют создать психологически комфортную и безопасную обучающую среду, дающую возможность будущим учителям раскрыть свой индивидуальный потенциал и сфор-
! мировать иноязычные речевые умения на более высоком уровне.
50 О
!
¡S3
50
ж о
tq
Библиографический список
1. Молодых-Нагаева Е. Г. Стратегии обучения иностранному языку // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 113-115.
2. Заседателева М. Г. Роль парной и групповой форм работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Челябинского
s
50 SJ
§ государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 29-35.
3. Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А. Формирование интерактивной компетенции будущих педагогов как основа педагогической резильентно-сти // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогиче-
о
ж ского университета. 2021. № 1 (161). С. 46-64.
4. Рындак В. Г. Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 4-9. ^ 5. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Роль самостоятельной работы
ь^ студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно-анали-
тической компетенции будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 169-174.
6. Потапова Н. В., Панина Т. С. Педагогическая наука о проблеме развития надпрофессиональных навыков студентов // Вестник Кузбасского государ- ^
а
ственного технического университета. 2021. № 2 (144). С. 93-98.
о
7. Формирование критического мышления студентов педагогического а вуза / Е. В. Гнатышина [и др.] // Вестник Южно-Уральского государственного гу- ^ манитарно-педагогического университета. 2021. № 2 (162). С. 21-49. о
8. Замощанский И. И., Конашкова А. М., Степанов В. Э. Критическое ^ мышление как инструмент профессионального и личностного развития студентов
вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. 2 (82). С. 122-126.
9. Пиплс П. Развитие речи и критического мышления у студентов в программах Бард-колледжа // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 116-131. о
а
10. Маршева Ф. М. Развитие критического мышления студентов на заня- ^ тиях по иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. р
2015. № 1-1. С. 24-31. |
а
11. Жогова И. Г., Кузина Е. В. Развитие критического мышления в кон- ^ тексте профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы // ^ Язык и культура. 2017. № 38. С. 227-239.
12. Янкина Н. В. Развитие критического мышления студентов для форми- а' рования межкультурной компетентности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 2 (230). С. 109-114.
13. Антонова С. Н., Плетяго Т. Ю. Развитие критического мышления студентов вуза средствами иностранного языка // Мир науки. 2018. Т. 6, № 4. С. 3.
14. Московская Н. Л., Старичкова В. П. Иностранный язык как инстру- а мент развития критического мышления // Вестник Северо-Кавказского федераль-
л
3
ал
а 3
о S
s
а
ного университета. 2018. № 5 (68). С. 180-185. g
Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3
1ORCID No. 0000-0001-6638-6610 §
a
Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, §
g
Associate Professor at the Department of German Language and German a
Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical S
University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: baro§ele@ya§dex.ru ^
e
2ORCID No. 0000-0001-5980-5450 g
o
Candidate of Pedagogic Sciences, °S.
Associate Professor at the Department of German Language and German l
Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical
University, Chelyabinsk, Russia. r
ii
E-mail: [email protected] yy'
3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology, Lecturer at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
PRACTICAL ASPECTS OF FORMING CRITICAL THINKING IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
Abstract
Introduction. The article is devoted to the problem of the formation of critical thinking in the process of teaching foreign languages in a pedagogical university. The authors highlight some techniques for the formation of critical thinking and offer options for their use at various stages of a foreign language lesson.
Materials and methods. The article presents the following research methods: an overview of works of Russian and foreign researchers; the skills of critical thinking are defined, the stages of a lesson for formation of critical thinking are described, the most effective techniques for development of critical thinking are identified, the authors' own pedagogical experience and the results of applying the described techniques in the process of foreign language learning are systematized and generalized.
Results. As a result of qualitative analysis, positive influence of the applied methods on the level of future teachers'critical thinking formation was
0 revealed, namely: analytical skills are improved, the ability to acquire the neck
§ essary new knowledge and critically comprehend it grows. In addition, in the -g process of this work, speech skills are improved. A favorable atmosphere in ro the classroom motivates students to self-education and helps to unleash their .S creative potential.
Discussion. Both Russian and foreign scientists pay great attention to ,ch the problem of the formation and development of critical thinking in the process of future teachers' professional training. Analysis of works of Russian and foreign scientists showed that the development of students' critical think-^ ing in teaching foreign language contributes to more successful intercultural ¡^ communication.
Conclusion. It is concluded that the use of the considered techniques contributes to the formation of critical thinking, creates conditions for the development of motivation, orients towards the independent acquisition of new knowledge, reveals the individual potential of everyone.
Keywords: Critical thinking; Methods of forming critical thinking; Insert; Cluster; Thin and thick questions; Cinquain; Fishbone; Speech skills.
Highlights:
The stages of the lesson for more effective formation of future teachers' critical thinking skills are identified and described;
The need to integrate techniques into the process of teaching foreign r
a
language for more effective formation of critical thinking skills is substantiated;
The efficiency of the considered techniques to increase the level of l motivation and readiness of future teachers for self-education is proved.
References
1. Molodyh-Nagaeva E.G. (2016), Strategii obucheniya inostrannomu
cs
o n
№
yazyku [The strategies of foreign language learning], Obshchestvo: soci- o
ologiya, psihologiya, pedagogika, 5, 113-115. (In Russian). |
a
2. Zasedateleva M.G. (2017), Rol' parnoj i gruppovoj form raboty v
povyshenii motivacii studentov k izucheniyu inostrannogo yazyka [The role of 0
f
pair and group work in improving motivation of students to learn a foreign c
i
language], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni- c
versiteta, 8, 29-35. (In Russian). ~
th
3. Bystraj E.B., Baronenko E.A. & Rajsvih Yu.A. (2021), Formirovanie n
interaktivnoj kompetencii budushchih pedagogov kak osnova pedagogicheskoj n
g
rezil'entnosti [Formation of future teacher interactive competence as a basis of n
pedagogical resilience], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumani- h
e
tarno-pedagogicheskogo universiteta, 1 (161), 46-64. (In Russian). r
4. Ryndak V.G. (2014), Formirovanie kreativnosti budushchego e uchitelya pri izuchenii pedagogicheskih discipline [Formation of the future s
te a
teacher's creativity in the study of pedagogical disciplines], Chelovek i obra-
zovanie, 2 (39), 4-9. (In Russian). h
5. Skorobrenko I.A. & Vorozhejkina A.V. (2019), Rol' samostoyatel'noj g raboty studentov pedagogicheskogo vuza v processe formirovaniya infor- o macionno-analiticheskoj kompetencii budushchih uchitelej [The role of peda- i gogical university's students'independent work in the process of forming the fu- n ture teachers' information-analytical competence], Vestnik Shadrinskogo n gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (44), 169-174.(In Russian). a
6. Potapova N.V.& Panina T.S. (2021), Pedagogicheskaya nauka o e
s
probleme razvitiya nadprofessional'nyh navykov studentov [Pedagogical science about the problem of development of over-professional skills of students], Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2 d
(144), 93 -98. (In Russian). |
g
7. Gnatyshina E.V., Kasatkina N.S., Nemudraya E.Yu. &Shkitina N.S. ~ (2021), Formirovanie kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of critical thinking of pedagogical university students], Vest-nik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2 (162), 21 -49. (In Russian). y
»
P e
8. Zamoshchanskij I.I., Konashkova A.M., & Stepanov V.E. (2021), Kriticheskoe myshlenie kak instrument professional'nogo i lichnostnogo razvitiya studentov vuza [Critical thinking as a tool for professional and personal development of university students in higher education], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2 (82), 122-126. (In Russian).
9. Pipls P. (2015), Razvitie rechi i kriticheskogo myshleniya u studentov v programmah Bard-kolledzha [Empowering Students through Language & Critical Thinking: The Bard College Language & Thinking Program], Vo-prosy obrazovaniya, 4, 116-131. (In Russian).
10. Marsheva F.M. (2015), Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku [Development of students' critical thinking in foreign language classes], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 1-1, 24-31. (In Russian).
11. Zhogova I.G. & Kuzina E.V. (2017), Razvitie kriticheskogo myshleniya v kontekste professional'no-orientirovannogo obucheniya studentov vysshej shkoly [Developing critical thinking skills in the professional education of higher school students], Yazyk i kul'tura, 38, 227-239. (In Russian).
12. Yankina N.V. (2021), Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov dlya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti [The development of critical thinking in foreign language classes at a university as a way to form the intercultural competence ofstudents], Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2 (230), 109-114. (In Russian).
13. Antonova S.N. & Pletyago T.Yu. (2018), Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov vuza sredstvami inostrannogo yazyka [Development of critical thinking of university students by means of a foreign language], Mir nauki,6, 4, 3. (In Russian).
^ 14. Moskovskaya N.L. & Starichkova V.P. (2018), Inostrannyj yazyk
^ kak instrument razvitiya kriticheskogo myshleniya [Foreign language as a tool for the development of critical thinking], Vestnik Severo-Kavkazskogo feder-
-o
о
О
s^ al'nogo universiteta, 5 (68), 180-185. (In Russian).
e
£
n e n o r a
СЦ £
Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 03.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 03.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.