Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
540
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грицких Надежда Викторовна, Кононова Олеся Николаевна, Рыбак Наталья Станиславовна

В статье анализируются процессы развития креативных индустрий, выявляется роли и механизмы воздействия цифровых технологий. Авторы приходят к выводу, что виртуализация общества расширяет возможности культурных индустрий, создает потенциально активное поле для развития креативной экономики и новых принципов социального взаимодействия различных институтов общества. Проведенный экспертный опрос показывает ключевые проблемы и особенности развития культурных инициатив в отдельных регионах и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article analyzes the processes of development of creative industries, identifies the roles and mechanisms of the impact of digital technologies. The authors conclude that the virtualization of society expands the possibilities of cultural industries, creates a potentially active field for the development of the creative economy and new principles of social interaction of various institutions of society. The conducted expert survey shows the key problems and features of the development of cultural initiatives in individual regions and Russia as a whole.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Развитие креативных индустрий в условиях цифровизации

Грицких Надежда Викторовна,

кандидат социологических наук, и.о. заведующего кафедрой культурологии и управления, Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: anris@list.ru

Кононова Олеся Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры культурологии и управления социальными процессами, Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: lesya2008@mail.ru

Рыбак Наталья Станиславовна,

магистрант 1 -го курса направления подготовки «Социальная работа», Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: nirk2k@gmail.com

В статье анализируются процессы развития креативных индустрий, выявляется роли и механизмы воздействия цифровых технологий. Авторы приходят к выводу, что виртуализация общества расширяет возможности культурных индустрий, создает потенциально активное поле для развития креативной экономики и новых принципов социального взаимодействия различных институтов общества. Проведенный экспертный опрос показывает ключевые проблемы и особенности развития культурных инициатив в отдельных регионах и России в целом.

Ключевые слова: креативные индустрии, цифрови-зация, виртуализация, социальная динамика, общественное воспроизводство, креативная экономика

В настоящее время в экономике активно развивается сектор креативных индустрий. Организацией Объединенных Наций 2021 год объявлен годом креативных индустрий. Мировое сообщество видит в творческих индустри-ях инструмент устойчивого развития. Не меньшее значение развитию креативной экономики уделяет и Россия: накануне выхода материалов исследования, которое вы держите в руках, Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития творческих (креативных) индустрий. Это весьма прагматичный документ, который содержит однозначные формулировки о том, какие компании можно отнести к креативному предпринимательству, как общество и государство видят креативные индустрии. Утвержденный Председателем Правительства документ достаточно однозначно и точно указывает на барьеры в развитии креативной экономики страны, но самое главное -определяет направления изменений и задачи, которые должны решить органы государственной власти для создания адекватной институциональной среды. Есть и «бонус», который мы все должны получить: новые рабочие места, рост валового национального продукта, но, главное, возможности реализовать свой талант здесь, в стране, при этом сделать продукт творческого труда доступным на мировом рынке. Новые государственные стратегии и концепции появляются достаточно регулярно. Целый ряд исследований, в том числе и это, ярко демонстрируют, что процесс развития креативных индустрий объективен и не зависит от нашего желания и, тем более, моды. Общество, социальная система, а с учетом активного использования цифровых технологий -социально-техническая система подчиняется своим законам и имеет свою логику развития. Иногда в ней происходят глубинные и не всегда управляемые

39

■а : . Л

процессы, которые важно своевременно распознать [10].

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ определил креативные специализации городов. На фоне существенной неоднородности креативных индустрий, ожидаемо, предельной их концентрации в мегаполисах столичного значения, многие российские города, в которых проживают до 500 тыс. человек, по уровню креативной активности не уступают более крупным.

В сентябре 2021 года, объявленного ООН Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития, в России была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Несмотря на название документа, описанные в нем механизмы поддержки предлагается в равной степени относить и к мегаполисам, и к другим городам, и даже к негородским территориям. Исследование подтвердило, что креативные индустрии -преимущественно городской феномен, в котором особую роль играют Москва и Санкт-Петербург. Мегаполисы столичного значения заметно опережают другие города-миллионеры и по концентрации креативных индустрий, и по уровню занятости в них. В Москве работает каждый третий занятый в креативных инду-стриях, в Санкт-Петербурге - почти каждый десятый (8,9%). Наиболее велика доля Москвы (в диапазоне от 40 до 60% от всех занятых в креативных индустри-ях страны) в таких индустриях, как: звукозапись, телевидение и радиовещание, образование в креативных индустриях, кино и анимация, ИТ и видеоигры, реклама и PR. Всего в больших (с численностью населения до 500 тыс. человек), крупных (до 1 млн и крупнейших (свыше млн человек) городах трудятся 81% работников креативных индустрий [5].

Теоретические основы

Основными научными подходами в изучении развития креативных инду-

стрий в условиях цифровизации являются: социально-экономический, информационно-технологический, социокультурный, деятельностный, сетевой и интегральный подходы.

Социально-экономический подход рассматривает креативные индустрии как сектор интеллектуального производства. Работы Дж. Хокинса, Р. Флориды, и др. расширили понятие «индустрия культуры» и вводят понятия «креативных индустрий», «креативной экономики», «креативного города», разрабатывают тему креативности как системообразующего фактора общественного развития. Также Дж. Хокинс отмечает, что термин «креативные индустрии» подходит к любой отрасли экономики, в которой преобладают умственные способности и результатом является интеллектуальная собственность.

Информационно-технологический подход представлен официальными документами. Так, в 2021 г. Правительство РФ представило «Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» [8]. Согласно данной концепции, в России обозначен курс на развитие национальной креативной экономики. Еще в 2008 году в докладе ЮНКТАД «Креативная экономика» было отмечено, что ...Интерфейс между творчеством, культурой, экономикой и технологией, выраженный в способности создавать и распространять интеллектуальный капитал, с потенциалом для получения доходов, рабочих мест и экспортных поступлений, в то же время способствуя социальной интеграции, культурному разнообразию и развитию человека.

Социокультурный подход раскрывают Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер в своей знаменитой работе «Диалектика просвещения» в 1947 г. Они подняли тему глобального изменения роли культуры и создали новый термин - «индустрия культуры». Этот предшественник концепта «креативные индустрии» возник как результат критического осмыс-

_ и ипси и

40

ления таких явлений, как «коммерциализация культуры» и «индустриализация культурного производства». Хоркхаймер и Адорно использовали новое понятие в контексте критики растущей массови-зации культуры и появления неклассического искусства.

Деятельностный подход основан на трудовом потенциале, что обосновывает Н. Гарнхэм. По его мнению, креативные индустрии становятся ключевым сектором экономики, как на национальном, так и на глобальном уровне, что создает рост занятости и повышает экспортные доходы. С. Галлоуэй и С. Дан-лоп утверждают, что включение культурных индустрий в креативные связано с экономикой знаний. Исследователи обосновывают, что экономика знаний имеет конкурентное преимущество, так как наукоемкость становится важным аспектом на широком спектре потребительских рынков. Такие индустрии рассматриваются как актив экономики знаний.

Сетевой подход, разрабатываемый М. Кастельсом и Б. Латуром, обосновывает прямую взаимосвязь в развитии государственно-гражданской активности и креативных индустрий в условиях цифровизации.

Интегральный подход представляет М. Кин. В своем исследовании он указывает, что в странах с развитой экономикой услуг, где высокое потребление и распространение культурных продуктов в цифровой среде, отличительный признак культурных и креативных индустрий характеризуется только семантическим значением.

В рамках указанных подходов были сформулированы основные принципы изучения факторов и тенденций развития креативных индустрий в условиях цифровизации, а именно: принцип развития, принцип системности, принцип взаимозависимости, принцип альтернативности. Исходя из представленных принципов, были выделены факторы, способствующие указанному процессу: - За счет повышения роли интеллектуального капитала человека, усиливается значимость интеллектуального

производства в цифровом пространстве. Данный фактор обусловлен повышением значимости государственных и гражданских инициатив, которые находятся во взаимозависимости с креативными индустриями.

- Формируется экономическое поведение населения, что происходит за счет развития креативной экономики и включения результатов проектной деятельности в механизмы принятия управленческих решений.

- Цифровизация экономического сектора и культурного производства включены в систему устойчивого развития креативных индустрий, а также выдвижения и продвижения государственных и гражданских инициатив. XXI век характеризуется широким

распространением информационных технологий. В данных условиях прослеживаются тенденции к широкой реализации партнерских отношений власти, бизнеса и общества. Общественное участие в реализации коммерческих проектов и деятельности органов власти обуславливается возрастанием значимости общественного мнения в принятии управленческих решений и выработки социальных стратегий. Развитие креативных индустрий на сегодняшний день происходит по многим направлениям, куда входят 1Т-технологии, промышленное производство, градостроительство и архитектура, дизайнерская сфера, научное творчество, изобразительная культура и искусство, декоративно-прикладное искусство, сфера гостеприимства и сервиса, культура и искусство в сфере музыкального творчества, сфера принятия управленческих решений, гражданская социальная активность, гостеприимство и туризм,дополнительное образование. Необходимо отметить, что все направления активно реализуются в рамках Национальных проектов России, что является немаловажным фактором в их развитии. Креативные индустрии наиболее успешно развиваются в цифровом пространстве, поскольку информационные технологии расширяют возможности создания и продвижения новых продуктов [14].

41

Современная креативная деятельность отличается формированием особого экономического поведения в цифровом пространстве, вследствие этого происходит цифровизация самого экономического сектора, что влияет на развитие креативных индустрий. Нельзя не отметить культурную составляющую креативных индустрий, которая также является важной частью в процессе креативного производства под влиянием цифровизации. Вопросы креативных индустрий развиваются на разных социальных площадках [1,4,8], развитие института интеллектуальной собственности в условиях цифровизации экономики рассматривали С.А. Агамагомедо-ва и Н.А. Надькина [2], вопросы реализации политики развития креативных индустрий в условиях цифровизации экономики изучали В.Г. Антонова, Ю.А. Елисеева [3], Взаимосвязь инновационных проектов и креативных индустрий в исследовании Э.А. Пахомовой [5], креативность и публичность городского пространства в работах О.А. Полюшкевич [6,7], социальное творчество и цифровизация как креативное пространство развития рассматривала Н.С. Рыбак [9,10], креативные индустрии в культурных индустриях изучали М.С. Соловьев и В.В. Латкин [11], факторы развития креативной экономики региона рассматривала Т.Ю. Фальковская [12, 13] и другие. Данные авторы стали теоретико-методологической основой нашей исследовательской работы.

Особенности проведения и анализ данных экспертного опроса

Экспертный опрос был нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов в сфере креативных индустрий в Иркутском регионе. Интервьюирование было осуществлено при помощи специально разработанного бланка вопросов. Связь с экспертами осуществлялась посредством использования электронной почты. Каждый эксперт заполнял бланк интервью самостоятельно. В экспертном интервьюировании в формате онлайн-

опроса использована региональная репрезентативная выборка, отражающая распределение пропорций между экспертами - представителями от органов власти разного уровня, специализированных организаций, образовательных организаций, общественных структур, в том числе, осуществляющих функции общественной экспертизы, общественного контроля и общественного мониторинга (общественных палат, общественных советов) и проч. По должностному статусу эксперты отобраны по трем категориям: руководители организаций или их заместители; руководители структурных подразделений организации (служб, департаментов, отделов) или их заместители; специалисты разного уровня в организации (в том числе, главные и ведущие специалисты, эксперты, аналитики, консультанты и др.). Объем генеральной совокупности экспертов составил 41 человек. Объем выборочной совокупности экспертов - 20 человек. Принципы отбора экспертов отражены в информационной базе участников экспертного интервьюирования.

Нами была выявлена возможность способствовать развитию креативных индустрий в России и ее регионах. Экспертам было представлено решение о создании экспертно-цифровой платформы в сфере креативных индустрий, которое было ими поддержано (95%). Эксперты считают, что данная площадка будет выполнять следующие функции: интегрировать государственные и гражданские инициативы на своей платформе (29,5%), выполнять информационно-просветительские функции в сфере креативных индустрий (23,5%), объединять представителей экспертного сообщества в выработке единой позиции по развитию креативных индустрий регионе (11,7%), а также координировать деятельность субъектов как гражданских инициатив, так и креативных индустрий; позволять устанавливать и регулировать сетевые взаимодействия на данной платформе с учетом местных ресурсов; выступать в качестве центра консолидации для представителей креативных индустрий; выполнять услуги консалтин-

42

гового центра в сфере креативных индустрий. В рамках указанного функционала на платформе предлагается проведение следующих мероприятий: мониторинговые опросы: массовые и экспертные, форумные мероприятия по продвижению государственных и гражданских инициатив, открытые общественные обсуждения и слушания с приглашением органов государственной власти, просветительские программы по сферам креативных индустрий, общественные экспертизы государственных и гражданских инициатив с целью их дальнейшего продвижения - более половины экспертов (55%) считают, что все они актуальны для экспертно-цифровой платформы в сфере креативных индустрий в Иркутской области. Как показало экспертное интервьюирование, согласие на участие в опросе дали преимущественно специалисты третьего и среднего звена, представляющие органы государственной власти, высшие учебные учреждения бизнес-организации и НКО, имеющие разный стаж работы и сферу специализации. При этом, большинство экспертов (90,0%) дали согласие на использование персональных данных с фамилией (50,0%), либо без фамилии (40,0%) в материалах исследования, что характеризует их как открытую группу экспертного сообщества региона.

Согласно данным, представленным в табл. 1, большинство экспертов считает, что цифровизация способствует развитию креативных индустрий: «да, способствует» - 75%; «скорее способствует, чем не способствует» - 25%.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, способствует ли цифровизация развитию креативных индустрий?», в%

Окончание

№ п/п. Варианты ответов Кол-во чел. Доля, в%

1. Да, способствует 15 75,0%

2. Скорее способствует, чем не способствует 5 25,0%

3. Скорее не способствует, чем способствует 0 0,0%

№ п/п. Варианты ответов Кол-во чел. Доля, в%

4. Нет, не способствует 0 0,0%

5. Затрудняюсь ответить 0 0,0%

Всего 20 100,0%

Данные табл. 2 отражают тот факт, что 65% экспертов разделяют авторское определение понятия «креативные индустрии».

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «В Вашем понимании, креативная индустрия -это...», в%

№ п/п.

Варианты ответов

Отрасль экономики,деятельность которой основывается на реализации творческого потенциала человека с применение информационно-цифровых технологий и ориентирована на создание культурного продукта

Новый технологический уклад, позволяющий коммерциализировать творческие продукты в условиях цифрови-зации

Этап в общественном развитии,характеризу-ющийся ростом интеллектуального капитала и творческого потенциала общества с опорой на информационно-цифровые технологии

Другое

Затрудняюсь ответить

Новый сектор экономики, отвечающий за сохранение и реализацию творческого потенциала населения

Всего

Кол-во чел.

13

20

Доля, в%

65,0%

20,0%

15,0%

0,0%

0,0%

0,0%

100,0%

В рамках проведенного экспертного интервью были выработаны рекомендации для органов региональной и муни-

43

_ 1

4

3

0

0

0

ципальной власти. Задачи для органов власти региона и города совместно:

Первое - статистическое исследование, выявление предприятий, организаций, проектов в сфере креативной деятельности. Такое исследование невозможно без задействования потенциала и авторитета региональных органов власти, ведь речь идет о формировании масштабного реестра организаций или индивидуальных предпринимателей, включая юридические адреса, все контакты, среднесписочную численность и заработную плату, сведения о произведенных собственных товарах и услугах, объемы выручки от реализации продукции, работ, услуг и др.

Второе - экспертный опрос по оценке потенциала креативных индустрий в городе Иркутске и, по мере накопления опыта и развития инфраструктуры исследования, в Иркутской области. В составе экспертов продюсеры, директоры «креативных» бизнесов»; представители власти (администрации края, города), занимающиеся вопросами культуры и социального развития; потребители из 4-х возрастных групп.

Третье - проведение серии глубинных экспертных интервью с ведущими специалистами сферы креативных ин-дустрий города

Четвертое - разработка рекомендаций для городской и региональной власти, учитывающих и структуру сектора креативной экономики, и наиболее активных ее акторов, и наиболее востребованных направлений развития.

Пятое - картирование творческого пространства города, формирование центров компетенций и проектных офисов, вступление в международную сеть креативных городов.

В результате комплексного социологического исследования было выявлено следующее: цифровизация способствует развитию креативных индустрий (94,7%). В современных условиях прослеживается взаимосвязь в развитии гражданского общества и креативных индустрий (80,3%) по направлениям продвижения государственных и гражданских инициатив (21%), реализации

и самореализации субъекта в креативных индустриях (17,9%), а также в участии граждан в общественных проектах (13,2%). Анализ данных также показал, что развитию креативных индустрий в цифровую эпоху способствуют усиление значимости интеллектуального производства в цифровом пространстве (17,2%), формирование экономического поведения (15,4%), а также общая цифровизация культурного производства (13,6%) и экономического сектора (13,1%). Большинство опрошенных разделяют мнение что «формирование социально-профессиональной структуры 1Т-специалистов в России будет способствовать развитию креативных индустрий» (91,7%).

Было определено, что государственные и гражданские инициативы играют определенную (47,7%) роль в становлении и развитии креативных индустрий в России. Здесь следует отметить, что уровень активного продвижения государственных инициатив выше, чем уровень активного продвижения гражданских инициатив. В то же время уровень активного продвижения государственных и гражданских инициатив в Иркутской области оценивается как средний (60,3%) с тенденциями на улучшение. При этом продвижение государственных и гражданских инициатив «актуализирует новые направления развития сфер, связанных с реализацией социального и человеческого капитала». Самой известной государственной инициативой является «Пушкинская карта», которая направлена на повышение культурного уровня молодежи, также популяризируется инициатива «Придумано в России», являющаяся системой поддержки креативного сектора. Выявлено, что основным лидером государственных инициатив являются органы законодательной власти (47,3%), а гражданских - общественные советы при исполнительных органах власти (44,3%).

Мы делаем вывод о том, что цифро-визация находится на стадии внедрения во многих отраслях деятельности общества, но не произошла полностью. Как отмечают респонденты, цифровизация

44

позволяет расширить коммуникативные каналы и упростить многие процессы, но не во всех сферах. В отношении креативных индустрий, цифровизация выступает основополагающим элементом и движущей силой. Вопросы выдвижения государственных и гражданских инициатив, которые также отражены в анкете, вызвали интерес респондентов, поскольку на сегодняшний день в России растет гражданская социальная активность. Несмотря на средние оценки активности продвижения гражданских инициатив, прослеживается тенденции к ее увеличению.

Основной упор в этом направлении делается на общественные советы при органах власти, студенческую молодежь и инициативные группы по отдельным вопросам. Государственные инициативы наиболее популярны среди населения за счет более активного продвижения в следствии широких возможностей. Проект по повышению культурного уровня молодежи считается наиболее известным и успешным. Понимание населением понятия «креативные индустрии», совпадает с нашим, поскольку большинство респондентов выбрали авторское определение в соответствующем вопросе. Тем не менее, общее отношение к креативным индустриям неоднозначное за счет разнообразия задействованных в них сфер. Так, при выборе основных креативных индустрий, многие делали упор на дизайн, архитектуру, музыку и кино, не задумываясь о туризме, образовании и науке.

Отметим, что гражданские и государственные инициативы также относятся к креативным индустриям и активно в них развиваются благодаря цифро-визации. Креативность в гражданской социальной активности представляется в проектной деятельности по социально значимым вопросам и поощряется государственной поддержкой. Общий низкий уровень осведомленности о креативных индустриях подтверждает актуальность создания Экспертно-цифровой платформы в сфере креативных индустрий в Иркутской области, о чем свидетельствуют результаты соответствующего вопроса.

По мнению населения, задачи, которые будет выполнять представленная платформа, являются важными и обоснованными. На площадке платформы будут работать специалисты-социологи, эксперты различных креативных индустрий, IT-специалисты и ученые. Проект, разработанный нами, направлен на консолидацию представителей креативных индустрий Иркутской области на единой базе с целью обмена опытом, решения общих проблем, разработки стратегий и продвижения проектов.

Литература

1. Creative Economy Report 2008 / UNC-TAD. - https://unctad.org/en/docs/ditc-20082cer_en.pdf

2. Агамагомедова, С.А. Развитие института интеллектуальной собственности в условиях цифровизации экономики / С. А. Агамагомедова, Н.А. Надькина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2019. -№ 1. - С. 4-16.

3. Антонова В. Г., Елисеева Ю.А. Реализация политики развития креативных индустрий в условиях цифровизации экономики [Электронный ресурс] // Петербургский экономический журнал. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/realizatsiya-politiki-razvitiya

4. Креативные индустрии Иркутской области [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив, в Иркутской области - URL: https://100go-rodov.ru/attachments/1/38/5d2669-322 c-4f9b-893c-90b45e00b440/Irkutsk.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пахомова Э.А. Взаимосвязь инновационных проектов и креативных индустрий / Э.А. Пахомова // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2021. -№ 11. - С. 53-58.

6. Полюшкевич О.А. Креативность публичного пространства провинциальных городов / О.А. Полюшкевич // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона. Материалы Третьей регио-

45

нальной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. - С. 30-35.

7. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики в провинциальном городе: креативность и профанность публичного пространства / О.А. Полюшкевич // Социология. 2021. - № 4. -С. 129-135.

8. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 года № 2613-р «О Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» [Электронный ресурс] // Консорциум «Кодекс». - URL: https:// docs.cntd.ru/document/608746222

9. Рыбак Н. С Социальное творчество как фактор территориальной интеграции в России в современных условиях (на примере Иркутского региона) // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [науч. ред.: Т.И. Грабельных]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. -С. 245-247.

10. Рыбак Н.С. Цифровизация городского пространства как показатель развития современного города и его // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [науч. ред.: Т.И. Грабельных]. - Иркутск: Изд-во ИГУ,2021.- С. 422-424.

11. Соловьев М.С., Латкин В.В. Креативные индустрии как сектор культуры [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и специальных наук. - иЯ1_: https://cyberlen-тка.ги/аг^с1е/п/кгеа^пуечп^^и-как-sektor-kultury

12. Фальковская Т. Ю. Социально-гуманитарные факторы развития креативной экономики региона / Т.Ю. Фальковская // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона: Материалы Третьей региональной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2021. - С. 7-9.

13. Фальковская Т.Ю. Креативный университет для креативной экономики (научно-практический Центр «Креативный город» как инструмент развития креативных компетенций студентов) / Т.Ю. Фальковская // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом,социальном и культурном пространствах региона. Материалы Третьей региональной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2021. - С. 43-47.

14. Грицких Н.В., Кононова О.Н., Рыбак Н.С. Особенности развития гражданских инициатив в сфере креативных технологий // Социология. 2022. № 5. С. 28-37.

DEVELOPMENT OF CREATIVE INDUSTRIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Gritskikh N.V., Kononova O.N., Rybak N.S.

Irkutsk State University

The article analyzes the processes of development of creative industries, identifies the roles and mechanisms of the impact of digital technologies. The authors conclude that the virtualiza-tion of society expands the possibilities of cultural industries, creates a potentially active field for the development of the creative economy and new principles of social interaction of various institutions of society. The conducted expert survey shows the key problems and features of the development of cultural initiatives in individual regions and Russia as a whole.

Keywords: creative industries, digitalization, virtualization, social dynamics, social reproduction, creative economy

References

1. Creative Economy Report 2008 / UNC-TAD. - https://unctad.org/en/docs/ditc-20082cer_en.pdf

2. Agamagomedova, S.A. Development of the Institute of Intellectual Property in the Conditions of Digitalization of the Economy / S.A. Agamagomedova, N.A. Nadkina // News of higher educational institutions. Volga region. Economic sciences. - 2019. -No. 1. - P. 4-16.

3. Antonova V. G., Eliseeva Yu.A. Implementation of the policy of development of creative industries in the conditions of digitalization

46

of the economy [Electronic resource] // Petersburg Economic Journal. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-politiki-razvitiya

4. Creative industries of the Irkutsk region [Electronic resource] // Agency for Strategic Initiatives, in the Irkutsk region - URL: https://100gorodov.ru/attachments/1/38/5 d2669-322c-4f9b-893c-90b45e00b440/Ir-kutsk.pdf

5. Pakhomova E.A. The relationship between innovative projects and creative industries / E.A. Pakhomova // Accounting and taxation in budgetary organizations. - 2021. - No. 11. - P. 53-58.

6. Polyushkevich O.A. Creativity of the public space of provincial cities / O.A. Polyushkevich // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. Materials of the Third regional scientific-practical conference. Irkutsk, 2021. - S. 30-35.

7. Polyushkevich O.A. Prosocial practices in a provincial town: creativity and profanity of public space / O.A. Polyushkevich // Sociology. 2021. - No. 4. - S. 129-135.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of September 20, 2021 No. 2613-r "On the Concept for the Development of Creative Industries and the Mechanisms for Implementing Their State Support in Large and Largest Urban Agglomerations until 2030" [Electronic resource] // Kodeks Consortium. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/608746222

9. Rybak N.S. Social creativity as a factor of territorial integration in Russia in modern conditions (on the example of the Irkutsk region) // Global and regional influences in the

system of modern societies: coll. scientific tr. / FGBOU VO "ISU"; [scient. Ed.: T.I. Gra-belnykh]. - Irkutsk: IGU Publishing House, 2021. - P. 245-247.

10. Rybak N.S. Digitalization of urban space as an indicator of the development of a modern city and its // Civilizational shifts in the development of a modern city: collection of articles. scientific tr. / FGBOU VO "ISU"; [scient. Ed.: T.I. Grabelnykh]. - Irkutsk: ISU Publishing House, 2021. - P. 422-424.

11. Soloviev M.S., Latkin V.V. Creative industries as a sector of culture [Electronic resource] // International Journal of the Humanities and Special Sciences. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-industrii-kak-sektor-kultury

12. Falkovskaya T. Yu. Socio-humanitarian factors in the development of the region's creative economy / T. Yu. Falkovskaya // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region: Proceedings of the Third Regional Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2021. - S. 7-9.

13. Falkovskaya T. Yu. Creative University for a Creative Economy (Scientific and Practical Center "Creative City" as a Tool for the Development of Students' Creative Competences) / T. Yu. Falkovskaya // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. Materials of the Third regional scientific-practical conference. Irkutsk, ISU, 2021. - S. 43-47.

14. Gritskikh N.V., Kononova O.N., Rybak N.S. Features of the development of civil initiatives in the field of creative technologies // Sociology. 2022. No. 5. pp. 28-37.

47

r*!

Lt p.nco ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.