Ресурсность территории: социальная сущность кластерного развития регионального туризма
Заварзина Юлия Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук, Иркутского государственного университета, [email protected]
В статье рассматриваются условия и формы ресурсного развития территории. На примере развития регионального туризма выявляются перспективы социального моделирования территории. Также, на основе кластерного подхода выявляется специфика развития регионального туризма. Ключевые слова: развитие территории, региональный туризм, кластерное развитие, социальные формы
Позитивное и устойчивое развитие в области туризма региона, а также его постоянный контроль и управление им -трудоемкий и многогранный процесс, основные базовые элементы которого представлены в виде сбора, формирования и использования ресурсов тех объектов, чья туристская привлекательность занимает первое место. Российская Федерация обладает богатым туристским потенциалом, который представляет собой многообразие различных культурных и природных объектов, однако, несмотря на безграничные возможности в туристской сфере, на сегодняшний день весь туристический потенциал страны используется лишь на треть. На данном этапе развития всей туриндустрии в целом наглядно видно, что инфраструктура в этой области нуждается в преобразовании, так как наблюдается неудовлетворенность и дискомфорт со стороны туристов.
По мере развития туризма в регионах, возникают проблемы и трудности, борьба с которыми традиционными способами уже неэффективна и неактуальна, следовательно, объективно напрашивается анализ внутренних и внешних факторов туристической среды. Необходимо четко представлять и формулировать ведущие направления региональных туристских рекреаций, для этого нужно досконально изучить исходное экономическое пространство региона, а именно: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион обладает
своим уникальным внутренним пространством и связями с внешним пространством [8].
В экономическом пласте того или иного региона, туризм занимает базовую позицию, следовательно, в каждой административно-территориальной единице предполагается создание структурного и отраслевого управления. Другими словами, предполагается формирование некоего целостного социально-экономического образования, которое представляет собой координацию предприятий и всех объектов туристско-рекреационного и инфраструктурного назначения, а именно - территориально-рекреационного комплекса. Его существование является бесспорным преимуществом в развитии всего региона.
Туристско-рекреационный комплекс представляет собой огромную социально-экономическую платформу, которая все время находится в динамике, следовательно, она подвержена нескончаемому влиянию внутренних и внешних факторов. Уровень воздействия может быть различным, в зависимости от направленности и продолжительности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что выявление, учет и анализ этих факторов являются первостепенными задачами при формировании и функционировании ту-ристско-рекреационного комплекса.
На сегодняшний день одной из главных и актуальных задач, стоящих перед государством, является развитие ту-ристско-рекреационных комплексов каждого региона, решение которой осуществляется планомерно, с помощью формирования на территории Российской Федерации туристских кластеров и особых экономических зон. При формировании развитии туристско-рекреаци-онных комплексов, необходимо досконально изучить все природно-рекреаци-онные и туристические объекты с целью их дальнейшего эффективного продвижения [7].
В широком формате туристско-ре-креационный комплекс представляет
собой консолидацию всех участников туриндустрии на всей территории Российской Федерации, с целью продвижения туристического потенциала территории и извлечения прибыли.
Туристско-рекреационный комплекс с экономической точки зрения может рассматриваться как составная часть национального хозяйства в целом (Е.А. Котляров, В.С. Преображенский, Л.А. Галачиева, Н.А. Сидорова и др.), а также как одна из форм организации рекреационной деятельности в рамках одной территории (А.А. Коблова, Т.В. Клочкова, Т.В. Николаенко и др.).
В современной литературе существует великое множество определений понятию «туристско-рекреационный комплекс». Рассмотрим некоторые из них. Е.А. Котляров представляет его как форму взаимодействия рекреационных объектов и инфраструктурной составляющей, объединенных в экономической и производственной сферах. Отличительной чертой комплекса является использование единого географического положения, а также природных и экономических ресурсов региона, который является составной частью общего хозяйственного комплекса.
По мнению Д.В. Николаенко территориально-рекреационный комплекс это вид организации рекреационной деятельности, при осуществлении которой максимальным образом достигается ее эффективность и результативность, а также это взаимосвязь всех базовых элементов, которые напрямую принимают участие в функционировании рекреации на данной территории.
Некоторые экономисты, в том числе А.А. Коблова, рассматривают туристско-рекреационный комплекс не только как составляющую часть народнохозяйственного комплекса страны в целом, но, а также делают акцент на том, что с максимально оптимальным использованием туристского потенциала на определенной территории, можно наблюдать формирование уникального туристического продукта на данной территории.
191
Fl
Т.В. Клочкова характеризует турист-ско-рекреационный комплекс с точки зрения взаимодействия трех групп отраслей: санаторно-курортной, турист-ско-экскурсионной и спортивно-оздоровительной, которые при своем взаимодействии гарантируют беспрерывное производство туристско-рекреацион-ного продукта.
Л.Н. Воронкова считает, что турист-ско-рекреационный комплекс можно представить как консолидацию всех задействованных участников туринду-стрии, а именно: туроператоры, ту-рагенты, коллективные средства размещения, рестораны, объекты осмотра и др.
По мнению П.А. Штрек туристско-ре-креационный комплекс - это совместная кооперация всех объектов (как в сфере экономических отношений, так и институтов туриндустрии), принимающих участие в хозяйственной деятельности по обеспечению производства и реализации туристско-рекреационных услуг на данной территории [6].
Мнения авторов отличаются различными подходами и методами к изучению данного понятия, основу которых составляют такие компоненты туристической индустрии как:
■ инфраструктура;
■ ресурсы определенной территории;
■ отрасль гостеприимства.
В общем виде туристско-рекреаци-онный комплекс можно представить в виде сложной системы, взаимосвязанной социально-экономическими взаимоотношениями между всеми участниками туриндустрии определенной территории, обладающей туристическим потенциалом и соответствующей инфраструктурой, рациональное управление которой приведет к развитию качественного обслуживания в сфере туризма и максимальному извлечению прибыли. Так как на сегодняшний день сфера туризма представляет собой передовую и активно развивающуюся платформу, то в условиях современных рыночных от-
ношений, вопрос об извлечении прибыли является достаточно актуальным [5].
Большинство регионов России обладают своим уникальным туристическим потенциалом, например Камчатка - вулканическими образованиями и долинами гейзеров, Татарстан - привлекателен гастрономическим и культурным видами туризма, Иркутская область -наличием озера Байкал, следовательно, туристско-рекреационный комплекс необходимо рассматривать не только на макро, но и на микро уровне.
Туристско-рекреационный комплекс на микроуровне определяется как целенаправленный поток действий, направленный на обеспечение роста интереса к туристическому потенциалу определенной территории, главной целью которого служит удовлетворение запросов и требований гостей данного региона.
Несмотря на наличие десятков различных определений туристско-рекреа-ционного комплекса, его жизненный цикл и дальнейшее развитие зависит от двух главных элементов. Во-первых, это наличие на территории региона уникальных туристических природных и культурных объектов, которые при любом из вариантов развития событий, будут пользоваться спросом на национальной и международной аренах. Во-вторых, наличие развитой инфраструктуры и положительно растущих социально-экономических показателей данной территории.
Социально-экономическая составляющая региона, как правило, включает в себя следующие элементы: объекты культурного и исторического наследия, природный ландшафт, коллективные средства размещения, пункты общественного питания, торгово-развлека-тельные комплексы, организации, занимающиеся туристическим обслуживанием, инфраструктура и др. Все элементы объединены общей целью - развитие туристско-рекреационного комплекса данного региона [4].
Развитие туристско-рекреационного комплекса любого региона зависит от взаимосвязи между структурой и направленностью воздействия комплекса. Чем теснее взаимодействие, тем эффективнее и оперативнее будет происходить развитие всей платформы. В настоящее время принято придерживаться следующей классификации ту-ристско-рекреационных комплексов, которая зависит от основного профиля их деятельности:
- санаторно-курортный;
- туристско-оздоровительный;
- санаторно-туристско-оздорови-тельный;
- охотничье-рыболовный;
- концентрированный.
Санаторно-курортные комплексы,
которые располагаются на определенной территории, в первую очередь используются по своему прямому назначению - в рамках санаторно-курортного лечения. В их состав входят однопрофильные и многопрофильные сана-торно-лечебные учреждения.
Туристско-оздоровительные комплексы, расположенные на определенной территории, предназначены для разнообразных видов и форм туризма. Основными инструментами деятельности этих комплексов являются: гостиницы, базы отдыха, пансионаты, хо-стелы, гостевые дома, кемпинги, мотели.
Санаторно-туристско-оздоровитель-ные комплексы используются в целях курортного лечения и поправки состояния здоровья. Такие многофункциональные комплексы состоят из взаимосвязанных групп лечебных, оздоровительных и туристических учреждений.
Охотничье-рыболовные туристско-ре-креационные комплексы нацелены на организацию и осуществление активных форм туризма, таких как рыбалка и охота. Также включает в себя такие инструменты как: зимовье, лодочные станции, дома для рыболовов, навесы и прочее.
Концентрированный туристско-ре-креационный комплекс можно представить как модернизированную форму
взаимодействия различных видов ту-ристско-рекреационной деятельности на определенной территории. В таких комплексах спрос со стороны гостей удовлетворяется с помощью обслуживания соответствующих предприятий и учреждений туристско-рекреационного назначения [3].
Так как туристско-рекреационный комплекс представляет собой активную и динамично-развивающуюся платформу, то на протяжении многих лет наблюдается тенденция видоизменения классификации. Во-первых, это зависит от направленности воздействия комплекса, во-вторых, от того, какой вид туризма развивается.
В зависимости от своей направленности туристско-рекреационный комплекс региона выполняет различные функции (рис.1.).
Создание конкурентоспособного туристического продукта на долгосрочную перспективу является окончательной целью при развитии туристско-рекреа-ционного комплекса в его экономической стезе. Данный туристический продукт, в первую очередь, должен формироваться максимально планомерно, параллельно проводя анализ комплекса в целом, а именно: его жизненный цикл и динамику.
К сожалению, на пути достижения поставленной цели, могут возникать факторы, оказывающие негативное влияние на временной отрезок всего процесса, а также, в ряде случаев, сдерживать развитие туристско-рекреацион-ных комплексов всей страны [9,10,11].
1. Пробел в нормативно-правовой базе туристического законодательства Российской Федерации.
2. Повышение уровня криминогенной ситуации в стране.
3. Низкий уровень жизни населения и его неплатежеспособность.
4. Сложный и долгий процесс получения земельного участка в рамках реализации инвестиционного проекта, в приграничных и прибрежных зонах Российской Федерации.
ц Гп::а 1
Рисунок 1. Функции туристско-рекреационного комплекса
5. Нестабильная рыночная ситуация на международной арене (миграционная и внешеторговая политика).
6. Загрязнение окружающей среды.
7. Недостаточное продвижение туристического потенциала России на международной арене.
8. Отличие российского туристиче-продукта от европейских анало-
ского гов. 9.
туров
Малое количество комплексных которые включали бы в себя посещение нескольких регионов России, в рамках одной туристической программы.
10. Использование туристического потенциала страны не в полном объеме.
11. Низкий уровень развития культуры гостеприимства, инфраструктуры и сервиса обслуживания.
Для того чтобы справиться с таким большим количеством факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие туристско-рекреационных комплексов всей страны, были проработаны следующие направления деятельности:
- необходимость создания региональных программ, направленных на развитие конкретного туристско-рекреа-ционного комплекса региона (атласы,
паспорта, концепции, программы, карты-схемы и прочее);
- расширение и развитие спектра туристических услуг на региональном рынке;
- консолидация всего туристического сообщества страны с целью создания единой платформы;
- формирование туристских систем, на основе взаимосвязи соединений внутри и между регионами, с целью объединения туристско-рекреационных комплексов России;
- разработка целостного туристического продукта с помощью использования всех доступных механизмов системы;
- привлечение инвестиций;
- разработка единого информационного портала туристической сферы всей страны;
- эффективная охранная система достояния России: природы, культуры и истории;
- создание маркетинговых отделов в рамках территории с целью продвижения туристического потенциала данной территории [2].
Для того, чтобы туристско-рекреаци-онные комплексы развивались в положительном ключе и были нацелены на результат, необходимо постоянно подкреплять их структурными элементами,
которые являются базовыми во всей системе туристско-рекреационных комплексов России, а именно: нацеленность и направленность на долгосрочное развитие; возможность преобразования туристско-рекреационных комплексов в одну из ведущих сфер экономики региона; формирование новых направлений в туризме, а также рост предложения уже существующих услуг; организация динамично развивающихся коммерческих предприятий в системе туристско-рекреационного комплекса [1].
Следовательно, на основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что туристско-рекреационный комплекс представляет собой сложную систему, которая объединяет все структурные элементы туриндустрии региона воедино, результатом деятельности которой является создание и продвижение имиджа региона, его максимальная узнаваемость на российской и международной аренах, стабильно-высокий туристический поток, рост уровня жизни населения региона, а также рост социально-экономического уровня территории. Благодаря воздействию туристско-рекреационного комплекса на экономическую стезю в регионе, появляется возможность структурного видоизменения экономики, а также всех аспектов жизни населения [12].
В настоящее время все чаще и чаще исследователи прибегают к использованию термина «кластер» для того, чтобы охарактеризовать процесс развития туризма на той или иной территории. Впервые термин «кластер» на уровне региона был введен американским экономистом, профессором кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса Майклом Юджином Портером. Он начал применять его с целью выявления особо развитых и набирающих обороты в развитии зон и отраслей на определенной территории [8]. Кластер - некая целостная самостоятельная обособленная единица, которая образуется в результате слияния объектов определенной отрасли.
Кластерный подход в туристической отрасли можно представить как консолидацию участников туристического рынка с целью создания уникального туристического продукта и его дальнейшее продвижение на российском и международном рынках, а также с целью развития инфраструктуры, сервиса и всей системы гостеприимства территории в целом [9].
Рассмотрим различные подходы авторов к определению понятия «туристский кластер».
По мнению А.В. Митрофановой туристский кластер представляет собой объединение предприятий всей туристической отрасли, положительный эффект которых после консолидации достигает своего максимального уровня, вследствие этого возникают инновационные направления деятельности в рамках данной формы организации туризма.
О.Д. Коль считает, что туристский кластер - это некая сеть, состоящая из предприятий различных отраслей и структурных организаций, которые взаимосвязаны между собой. В основном они направлены на то, чтобы в полной мере удовлетворить познавательные, культурные и эмоциональные потребности рекреанта, а также на создание и продвижение имиджа города, его узнаваемость на российском и международном туристических рынках .
А.Е. Бойко дает определение туристскому кластеру с экономической точки зрения и представляет его как совокупность агентов, которые принимают активное участие в создании туристического продукта и взаимодействуют между собой по следующей цепи: производители специализированных услуг - поддерживающие организации - потребители туристских услуг.
По мнению О.В. Лысикова и Е.В. Лу-кьяненко туристско-рекреационный комплекс - это единая система, которая включает в себя как экономические, так и социальные институты всей отрасли туризма и сферы гостеприимства в рамках определенной территории, а
ц Гп::а 1
именно: туроператоры, турагенты, коллективные средства размещения, организации общественного питания, транспортные компании, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, органы государственной власти и др., взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера в целом [5].
В настоящее время дать четкое разделение понятиям туристский комплекс и туристский кластер достаточно проблематично. Изучив историю развития туристической отрасли в России и за рубежом, а также, приняв во внимание сравнительный анализ характеристик комплекса и кластера, сделанный А.А. Катанским, становится очевидным массовое и повсеместное внедрение технологии создания туристско-рекреационных комплексов, опираясь на кластерный подход.
Туристский кластер представляет собой принципиально новую, высокоэффективную, а также максимально результативную форму развития туристского комплекса, который впоследствии будет в состоянии конкурировать на отечественной арене, а также предоставлять широкий спектр услуг населению и иностранным гражданам. Самое главное предназначение туристского кластера заключается в том, что он вносит значительный вклад в развитие экономики региона, а именно: появляется возможность увеличения рабочих мест, роста налоговых поступлений в бюджет, привлечение иностранных инвестиций и пр. [13].
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что туристско-ре-креационный комплекс ориентирован, в первую очередь, на формирование уникального и конкурентоспособного туристического продукта, а также его продвижение и узнаваемость как на российской, так и международной туристических платформах. Вследствие этого можно сделать вывод о том, что кластерный подход непосредственно стимулирует развитие региона в целом. К
плюсам этого подхода можно отнести проведение детального анализа сильных и слабых сторон всех участников кластера, и, отталкиваясь от результатов анализа, внедрять инновационные методы в развитии туристической отрасли.
Применение на практике кластерного подхода в туристической отрасли обусловлено решением актуальных проблем, которые существуют во многих регионах страны: отсталая и неразвитая инфраструктура, уровень сервиса и гостеприимства, низка степень привлекательности внутреннего туризма, отсутствие инвесторов и т.д.
Литература
1. Борисова Ю.В. Влияние динамики предоставления межбюджетных трансфертов на субфедеральном и внутрирегиональном уровнях власти (на примере Иркутской области) / Ю.В. Борисова, Е.С. Беляева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2019. - №45. - 120-134
2. Борисова Ю.В. Конструирование бренда территории в представлениях россиян / Ю.В. Борисова. Социология. -2018. - №2. - С.97-103.
3. Борисова Ю.В. Социально-ресурсное управление конкурентоспособностью территории (на материалах Иркутской области) (научная монография) / Ю.В. Борисова. - Иркутск : Изд-во ИГУ,
2018. - 170 с.
4. Борисова Ю.В. Стратегическое развития территории / Ю.В. Борисова. -Социология. - 2018. - №3. - С.87-93.
5. Заварзина Ю.В., Батьянова Л.Н., Москвитина Н.В. Социально-ресурсное обеспечение конкурентоспособности территории в пространстве сетевого взаимодействия / Ю.В. Заварзина, Л.Н. Батьянова, Н.В. Москвитина // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы I Международной научно-практической конференции. Иркутский государственный университет; Под общей редакцией О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. Иркутск, ИГУ,
2019. - С. 315-318.
6. Заварзина, Ю.В. Гендерные отличия в восприятии территориального развития (на примере Иркутской области) / Ю.В. Заварзина. - Женщина в российском обществе. - 2018. - №4 (89). -С.111-119.
7. Заварзина, Ю.В. Финансовый менеджмент в государственном и муниципальном секторах как инструмент развития территории (на материалах Иркутской области) (научная монография) / Ю.В. Заварзина . - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. - 163 с.
8. Малых С.В. Восприятие территории Иркутской области через новостные телекоммуникации / С.В. Малых // Телекоммуникационные технологии: Актуализация и решение проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях. Сборник научных материалов Всероссийской (заочной) с международным участием научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Хабаровск, Сиб-ГУКИ, 2018. - С. 643-646.
9. Москвитина Н.В. Особенности сельского туризма на территории Байкальского региона / Н.В. Москвитина // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона. Материалы Второй региональной научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2019. - С. 198-201.
10. Москвитина Н.В., Иванов Р.В., Заварзина Ю.В. Снижение трансфертной зависимости от федерального центра как экономико-психологический фактор стабилизации обстановки в регионе / Н.В.Москвитина, Р.В. Иванов, Ю.В.Завар-зина // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины. Материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием. Ответственные редакторы А.Д. Карнышев, В.А. Решетников. Иркутск, ИГУ, 2019. - С. 158-161.
11. Москвитина Н.В., Кадыш Р.М. Основные перспективы развития и консо-
лидации туристской деятельности Се-веро-Байкальского района Республики Бурятия / Н.В.Москвитина, Р.М. Кадыш // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, ИГУ, 2020. - С. 399402.
12. Полюшкевич О.А. Символическое значение территории в сознании сибиряков / О.А. Полюшкевич // Социология. 2018. - № 2. - С. 113-117.
13. Полюшкевич О.А. Территориально-пространственные символы социокультурной солидарности Сибири /
0.А. Полюшкевич // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. - № 4 (47). - С. 293-300.
14. Полюшкевич О.А. Территория как символ консолидации Байкальского региона / О.А. Полюшкевич // DIXI - 2017 : идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики права. Хабаровск, 2017. - С. 129-135.
The resource of the territory: the social essence of the cluster development of regional tourism Zavarzina Yu.V.
Irkutsk State University
The article discusses the conditions and forms of resource development of the territory. On the example of the development of regional tourism, the prospects for social modeling of the territory are revealed. Also, based on the cluster approach, the specifics of the development of regional tourism are revealed. Keywords: territory development, regional tourism, cluster development, social forms References
1. Borisova Yu.V. The influence of the dynamics
of the provision of intergovernmental transfers at the sub-federal and intra-regional levels of government (for example, Irkutsk region) / Yu.V. Borisova, E.S. Belyaev // Bulletin of Tomsk State University. Economy. -2019. - No. 45. - 120-134
2. Borisova Yu.V. Designing a brand of territory
in the views of the Russians / Yu.V. Borisov. Sociology. - 2018. - No. 2. - S.97-103.
Ц гп::д. 1
3. Borisova Yu.V. Social-resource management
of the competitiveness of the territory (based on materials from the Irkutsk region) (scientific monograph) / Yu.V. Borisov. - Irkutsk: Publishing house of the ISU, 2018 .-170 p.
4. Borisova Yu.V. Strategic development of the
territory / Yu.V. Borisov. - Sociology. - 2018. - No. 3. - S.87-93.
5. Zavarzina Yu.V., Batyanova LN, Moskvitina
N.V. Social and resource support of the competitiveness of the territory in the space of network interaction / Yu.V. Zavarzina, L.N. Batyanova, N.V. Moskvitina // Social reality of virtual space. Materials of the I International scientific-practical conference. Irkutsk State University; Under the general editorship of O. A. Polyushkevich, G. V. Dru-zhinin. Irkutsk, ISU, 2019 .-- S. 315-318.
6. Zavarzina, Yu.V. Gender differences in the
perception of territorial development (on the example of the Irkutsk region) / Yu.V. Zavar-zin. - A woman in Russian society. - 2018. -No. 4 (89). - S.111-119.
7. Zavarzina, Yu.V. Financial management in
the state and municipal sectors as a tool for the development of the territory (based on materials from the Irkutsk region) (scientific monograph) / Yu.V. Zavarzin. - Irkutsk: Publishing house of the ISU, 2018 .-- 163 p.
8. Malykh S.V. Perception of the territory of the
Irkutsk region through news telecommunications / S.V. Malykh // Telecommunication technologies: Updating and solving the problems of training highly qualified personnel in modern conditions. A collection of scientific materials of the All-Russian (correspondence) with international participation in a scientific conference of teachers, graduate students and students. Khabarovsk, SibGUKI, 2018 .-- S. 643-646.
9. Moskvitina N.V. Features of rural tourism in
the Baikal region / N.V. Moskvitina // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. Materials of the Second Regional Scientific and Practical Conference. Irkutsk, ISU, 2019 .-- S. 198-201.
10. Moskvitina N.V., Ivanov R.V., Zavarzina Yu.V. Decrease in transfer dependence on the federal center as an economic and psychological factor for stabilizing the situation in the region / N.V. Moskvitina, R.V. Ivanov, Yu.V. Zavarzina // Interdisciplinary resources of economic psychology in the formation of ethnoregional identity and a positive image of a small homeland. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. Responsible editors A.D. Karnyshev, V.A. Reshetnikov. Irkutsk, ISU, 2019 .-- S. 158161.
11. Moskvitina N.V., Kadysh R.M. The main prospects for the development and consolidation of tourism activities in the North Baikal region of the Republic of Buryatia / N.V. Moskvitina, R.M. Kadysh // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems and prospects. Materials of the VI All-Russian scientific-practical conference. Irkutsk, ISU, 2020 .-- S. 399-402.
12. Polyushkevich O.A. The symbolic meaning of the territory in the consciousness of Siberians / O.A. Polyushkevich // Sociology. 2018. - No. 2. - S. 113-117.
13. Polyushkevich O.A. Territorial and spatial symbols of the sociocultural solidarity of Siberia / O.A. Polyushkevich // Bulletin of the Pacific State University. 2017. - No. 4 (47). -S. 293-300.
14. Polyushkevich O.A. Territory as a symbol of consolidation of the Baikal region / O.A. Polyushkevich // DIXI - 2017: ideas, hypotheses, discoveries in social and humanitarian studies, collection of scientific papers. Khabarovsk State University of Law Economics. Khabarovsk, 2017 .-- S. 129-135.