Научная статья на тему 'Предпринимательство в общественном мнении россиян'

Предпринимательство в общественном мнении россиян Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
796
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / MARKET ECONOMY / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильева Л. В.

В статье показаны роль и место предпринимательства в социально-экономическом развитии современной России. Актуализирована необходимость социологического анализа отношения россиян к предпринимательству и бизнесу. Осуществлён вторичный анализ данных исследований, реализованных крупнейшими исследовательскими центрами страны. Показано, что существует устойчивый тренд на улучшение отношения населения к бизнесу. Выявлено, что отношение к бизнесу среди россиян не однозначно и дифференцируется в зависимости от его масштаба. Констатировано, что в нашем обществе по-прежнему не сформировано доверие к бизнесу как профессии и социально-политическому институту. По результатам анализа эмпирических данных сделан вывод, что вектор изменений отношения общества и власти к предпринимательству характеризуется позитивной направленностью, что благоприятствует его развитию в нашей стране.The article shows the role and place of entrepreneurship in the socio-economic development of modern Russia. The need for a sociological analysis of the attitude of Russians towards entrepreneurship and business is updated. A secondary analysis of research data carried out by the largest research centers of the country was carried out. It is shown that there is a steady trend towards improving the attitude of the population towards business. It has been revealed that the attitude towards business among Russians is ambiguous and differentiates depending on its scale. It has been stated that in our society, trust in business as a profession and a sociopolitical institution is still not formed. Based on the analysis of empirical data, it is concluded that the vector of changes in the attitude of society and government towards entrepreneurship is characterized by a positive orientation, which is favorable for its development in our country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в общественном мнении россиян»

Предпринимательство в общественном мнении россиян

Васильева Лариса Владимировна

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета, [email protected]

В статье показаны роль и место предпринимательства в социально-экономическом развитии современной России. Актуализирована необходимость социологического анализа отношения россиян к предпринимательству и бизнесу. Осуществлён вторичный анализ данных исследований, реализованных крупнейшими исследовательскими центрами страны. Показано, что существует устойчивый тренд на улучшение отношения населения к бизнесу. Выявлено, что отношение к бизнесу среди россиян не однозначно и дифференцируется в зависимости от его масштаба. Констатировано, что в нашем обществе по-прежнему не сформировано доверие к бизнесу как профессии и социально-политическому институту. По результатам анализа эмпирических данных сделан вывод, что вектор изменений отношения общества и власти к предпринимательству характеризуется позитивной направленностью, что благоприятствует его развитию в нашей стране. Ключевые слова: рыночная экономика, предпринимательство, малый бизнес, социологические исследования, общественное мнение.

Актуальность. Предпринимательство - один из важнейших «столпов» составляющих экономику развитых стран. Эта форма деятельности получила широкое распространение вследствие эволюци-онно сформировавшихся культурно-идеологических особенностей западноевропейского общества, подробно описанных М. Вебером [3]. Сегодня предпринимательство составляет преобладающую часть среди существующих форм организаций, а малый и средний бизнес задействован в самых высокотехнологичных отраслях экономики.

Социальная значимость предпринимательства проявляется как на локальном, так и глобальном уровнях. С одной стороны, данный институт способствует самореализации отдельных индивидов посредством проявления их общественно полезных качеств: дисциплины, сотрудничества, реализации творческого потенциала и др. Это, в итоге создаёт условия для формирования «среднего класса» - основы общественной стабильности. С другой - современные формы предпринимательства оказывают влияние на развитие глобальных рынков [9]. Так, деятельность «стартапов» связанная с постоянным поиском воспроизводимых и масштабируемых бизнес-моделей, привела, к становлению шеринговой экономики, существенно изменившей облик экономических взаимоотношений во многих сферах. Можно констатировать, что в существующих условиях, малый и средний бизнес представляет собой один из ключевых факторов, определяющих вектор развития и социально-экономическое благополучие общества [11].

О понимании государством высокой социальной значимости предпринимательства свидетельствует тот факт, что при обсуждении поправок в Конституцию, внесение которых было предложено главой государства в Послании

Федеральному собранию 15 января 2020 года, бизнес-сообщество предложило пункт, отражающую роль предпринимательства в современной России. Президент одобрил такую инициативу и отметил, что «закрепление в Конституции роли предпринимательства и обязанности государства содействовать его развитию уместно и востребовано» [6].

В России, переход к рыночной экономике состоялся относительно недавно, что объясняет значительное отставание по ключевым показателям развития малого и среднего бизнеса от западных стран. Его доля в Европе достигает около 60% ВВП. Например, в Великобритании этот показатель составляет 51%, в Германии - 53%, в Нидерландах - 63% [9]. В России же вклад предпринимателей в ВВП страны, согласно данным Росстата составляет 21,9% [1].

Сегодня отечественное предпринимательство переживает этап интенсивного развития [10]. Формируются хозяйственные связи, активизируется производственная деятельность. Методом проб и ошибок осуществляется поиск и формирование ниш для малого и среднего бизнеса. С точки зрения социального исследователя отдельный интерес представляет процесс трансформации общественного мнения, сопровождающий эволюцию отечественного предпринимательства. Выполняя функцию социального одобрения, общественное мнение способно в значительной степени способствовать развитию предпринимательства либо затормаживать этот процесс [12]. Ярким примером последнего, по мнению автора, является устойчивая ассоциация в общественном сознании граждан позднего СССР зарождающегося предпринимательства со спекуляцией.

Разработанность проблемы. Проблема предпринимательства, актуализировавшаяся в связи с переходом к рыночному типу хозяйствования нашла отражение в работах многих учёных.

В отечественной социологии можно выделить ряд направлений исследования предпринимательства. Условия и

факторы развития предпринимательства в России нашли отражение в работах В.Е. Гимпельсона, Э.И. Фетисова, А.Ю. Чепуренко и др. Встроенность предпринимателей в систему социально-экономических и общественных отношений находилась в фокусе внимания Н.И. Лапина, И.А. Юрасова. Как социально-профессиональная группа предприниматели рассматривались Т.И. Заславской, В.Г. Немировским, О.В. Крыштановской. Место предпринимателей в социальной структуре российского общества показано З.Т. Голен-ковой, М.С. Васяниным. Региональную специфику предпринимательства

можно обнаружить в трудах С.В. Гаври-ловской, Т.М. Дадаевой, С.В. Полутина и др. Обширный опыт исследования предпринимательства обобщён в учебной литературе такими авторами, как Ф.Э. Шереги, В.В. Фурсовой, С.М. Хали-ным и др. Работы, представляющие собирательный образ современного отечественного предпринимателя с позиции личностных, социально-демографических и социально-экономических характеристик представлены такими авторами, как В.А. Никонов, О.И. Витков-ская, Н. В. Костенко, Е.П. Никифорова.

Методы исследования. Проблемы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, не теряют своей актуальности на протяжении последней четверти века. В этой связи, вопросы, направленные на выявление отношения граждан к предпринимательству традиционно включаются в мониторинговые проекты крупнейших социологических центров страны. Учитывая, что практически все они предоставляют открытый доступ к результатам своих опросов, у исследователей имеются широкие возможности для вторичного анализа данных по рассматриваемому вопросу.

С целью изучения отношения россиян к предпринимательству автор воспользовался открытыми данными, содержащимися на сайтах Фонда общественного мнения (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного

мнения (ВЦИОМ), Левада-центра. Объектом анализа выступили данные (в виде таблиц, динамических рядов, а также базы данных в формате SPSS доступные для скачивания) на сайтах упомянутых организаций и в ЕАЭСД [4].

Результаты исследования. Отношение россиян к предпринимательству и бизнесу можно измерить при помощи таких показателей, как: прямая оценка отношения респондентов по заданной шкале доверие к профессии предприниматель, оценка роли бизнеса в обществе

В исследованиях ВЦИОМ прямая оценка осуществляется при помощи вопроса «Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)?» по четырёхбалльной шкале с дополнительным вариантом «затрудняюсь ответить». Учитывая, что данный вопрос задаётся с 2009 года, анализ ответов позволяет не только определить текущее отношение, но и выявить динамику отношения за последнее десятилетие.

Распределение ответов показывает стабильный рост положительного отношения россиян к малому и среднему бизнесу [8].

Таблица 1

Динамика отношения россиян к малому и среднему бизнесу __

2009 г. 2011 г. 2013 г. 2017 г. 2019 г.

Хо- 41 45 41 56 48

рошо

Ско- 38 36 42 34 41

рее хо-

рошо

Ско- 9 7 7 4 4

рее

плохо

Плохо 4 5 2 4 2

За- 8 7 8 2 5

труд-

няюсь

отве-

тить

Из приведённых ответов видно, что положительное отношение (совокупность ответов «хорошо» и «скорее хорошо») в 2019 году составил 89%, что

на 10% выше, чем в 2009 году. Доля ответов отрицательного характера (совокупность ответов «скорее плохо» и «плохо»), в свою очередь, снизилась с 13% до 6%.

Высокий уровень позитивного восприятия малого и среднего бизнеса в полной мере коррелируют с оценкой его роли в нашей стране. Отвечая на вопрос «Как вы считаете, деятельность российских предпринимателей и бизнесменов идет сейчас обществу на пользу или во вред?», три четверти респондентов (74%) указывают на пользу предпринимательства (Совокупность ответов «Определенно на пользу» и «Скорее на пользу»). Аналогичные результаты наблюдаются и в исследованиях Левада-центра [6]. Согласно данным с сайта компании, в конце 2019 года по вопросу отношения к предпринимателям в России исследование зафиксировало максимальный показатель за 16 лет измерений. 80% опрошенных считает, что деятельность малого и среднего бизнеса идет на пользу стране. Учитывая, что формулировки Левада-центра отличаются от тех, что используются ВЦИОМом, наблюдаются и некоторые различия в данных, однако высокий уровень хорошего отношения населения к предпринимателям виден и здесь.

Анализ распределения данного вопроса в разрезе социально-демографических характеристик показывает, что чаще всего позитивное отношение к малому и среднему бизнесу встречается среди молодых, материально обеспеченных россиян, которые могут позволить покупку товаров длительного пользования. Хуже всего относятся малообеспеченные граждане, которым едва хватает денег на еду. Скорее всего это связано с тем, что те, кто не может представить себя на месте предпринимателей и испытывает зависть и неприязнь к социально активным и успешным людям.

Основная польза от предпринимательства, по мнению россиян, проявляется в создании рабочих мест и обеспече-

нии занятости (28%), пополнении государственного бюджета за счёт отчисления налогов (13), обеспечении доступности товаров и услуг для людей (12%), а также обеспечении разнообразия и возможности выбора товаров и услуг (10%).

Комментируя высокий уровень хорошего отношения к предпринимательству, эксперты отмечают, отход населения от стереотипов 90-х годов и рост надежд на предпринимательство, как созидающий фактор. В частности, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов прокомментировал положительное отношение населения к малому предпринимательству следующим образом. «Пора менять курс, хватит уже правоохранителям все свои бизнес-налеты объяснять идеологически: мол, мы же чистильщики, а народ требует расправы с вороватым бизнесом. Общественный тренд изменился. Народ за бизнес, за людей, создающих добавленную стоимость, из которой платятся зарплаты и налоги, которые содержат вас, дорогие блюстители порядка. Относитесь к нам с должным уважением и защищайте наши права, а не народ от нас» [2].

Высокий уровень хорошего отношения россиян характерен только для малого и среднего бизнеса. По отношению к крупному бизнесу ситуация значительно отличается. В исследовании ВЦИОМ 2017 года респондентам задавался вопрос «Как Вы относитесь к владельцам крупного бизнеса?». Положительное отношение (совокупность ответов «хорошо» и «скорее хорошо») выразили 67%, а отрицательное (совокупность ответов «скорее плохо» и «плохо») - 28%.

Похожие результаты наблюдаются и в исследованиях Левада-центра. На сегодняшний день позитивное отношение к крупному бизнесу наблюдается у 58% респондентов, которые считают, что его деятельность идёт на пользу стране. Несмотря на то, что отношение к крупному бизнесу обычно хуже, чем к малому и среднему, но и к нему с 2013 года преобладает позитивное отношение.

Сопряжённость вопроса ВЦИОМ с социально-демографическими характеристиками респондентов позволил выявить показательную тенденцию: позитивное отношение к представителям крупного бизнеса снижается с повышением возраста респондентов (рис. 1.)/

Рис. 1. Отношение россиян к владельцам крупного бизнеса

Эти данные можно объяснить постепенным перемещением в старшие возрастные группы поколения, ставшего свидетелем приватизации крупных предприятий. Ваучерная приватизация по мнению большинства населения была несправедливой, поскольку давала преимущества руководителям этих предприятий, позволяла им добиваться нужные решения на собраниях акционеров и выкупать акции у работников предприятий по заниженным ценам. У современной же молодёжи не только отсутствуют негативные ассоциации, связанные с крупным бизнесом, зачастую наоборот - крупные бизнесмены и главы корпораций являются примером для подражания.

Несмотря на хорошее отношение к предпринимательству как социально-экономическому явлению, в нашем обществе по-прежнему не сформировано доверие к бизнесу как профессии и социально-политическому институту. В вопросе, который традиционно включается в мониторинговые проекты ВЦИОМа - «Насколько Вы доверяете представителям следующих профессий?», наряду с другими присутствует вариант «предприниматель, бизнесмен». Динамика ответов на этот вопрос в целом, положительная, но не за счёт роста тех, кто доверяет, предпринимателям, а по

причине снижения доли тех, кто не доверяет и их перехода в категорию затруднившихся с ответом (табл. 2.).

Таблица 2.

Оценка респондентами доверия представителям профессии «Предприниматель, бизнесмен»

2010 г. 2012 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г.

Скорее/по лно-стью доверяю 21 21 26 32 22

Скорее/со-вер-шенно не доверяю 45 50 43 36 27

Затрудняюсь ответить 34 29 31 32 51

В вопросах Левада-центра, направленных на выявление институционального доверия населения, также задаваемых в режиме мониторинга, можно отметить приблизительно те же значения. В вопросе «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверия президент и следующие государственные органы, общественные движения и организации?» в сентябре 2019 г. безусловное доверие малому и среднему бизнесу выражали 26%, а крупному бизнесу лишь 16%. На фоне доверия населения таким институтам, как армия (63%), президент (60%), спецслужбы (48%), церковь (40%), доверие бизнесу выглядит более чем скромно.

Выводы. По результатам проведённого вторичного анализа данных можно сделать ряд выводов. Во-первых, исследования, проводимые крупнейшими отечественными центрами изучения общественного мнения, представляют схожие результаты, что позволяет с высокой долей достоверности оценить ситуацию в сфере отношения населения к предпринимательству. Во-вторых, отношение к предпринимателям в России

положительное и оно улучшалось на протяжении последних лет. Сегодня подавляющее большинство опрошенных считает, что деятельность малого и среднего бизнеса полезной для общества. В-третьих, существуют различия в мнениях россиян относительно собственно предпринимательства (малого и среднего бизнеса) и крупного бизнеса. В первом случае положительное отношение выше. Это можно объяснить сменой поколений, а также возможностью экстраполировать на себя роль предпринимателя и самозанятого, в отличие от владельца крупного бизнеса. В-четвёртых, несмотря на позитивное отношение к предпринимательству как социально-экономическому явлению, в нашем обществе по-прежнему не сформировано доверие к бизнесу как профессии и социально-политическому институту. В целом вектор изменений отношения общества и власти к предпринимательству характеризуется позитивной направленностью, что благоприятствует его развитию в нашей стране.

Литература

1. 30 октября состоялось заседание Научно-методологического совета Росстата [Электронный ресурс] // сайт Федеральной службы государственной статистики - URL: https://www.gks.ru/council_meetings/docu ment/68632

2. Большинство россиян заявили о невозможности честного бизнеса в России [Электронный ресурс] // Сайт медиахолдинга РБК (РосБизнесКонсалтинг) - URL: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2019/5c6 c1dd09a79477ebc9646f4

3. Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / Макс Вебер - 3-е изд., доп. и испр. - Москва ; Центр гуманитарных инициатив ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2016. - 649 с.

4. Единый архив экономических и социологических данных [Электронный ресурс] - URL: http://sophist.hse.ru/

5. Заварзина Ю.В., Батьянова Л.Н., Москвитина Н.В. Социально-ресурсное обеспечение конкурентоспособности территории в пространстве сетевого взаимодействия вузов [Текст] / Ю.В. Заварзина, Л.Н. Батьянова, Н.В. Москвитина // Социальная реальность виртуального пространства материалы I Международной научно-практической конференции. Иркутский государственный университет; Под общей редакцией О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. 2019. С. 315-318.

6. Как заниматься бизнесом в России [Электронный ресурс] // Сайт АНО «Левада-Центр». - URL: https://www.levada.ru/2020/03/18/kak-zanimatsya-biznesom-v-rossii/

7. Полюшкевич О.А. Введение в социологию управления: учебное пособие. вузов [Текст] / О.А. Полюшкевич. -Иркутск, ИГУ, 2013. 164 с.

8. Путин согласился закрепить в Конституции роль предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальная страница газеты «Известия». - URL: https://iz.ru/980502/2020-02-26/putin-soglasilsia-zakrepit-v-konstitutcii-rol-predprinimatelstva

9. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир [Электронный ресурс] // Институт экономики роста им. Столыпина П.А. - URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/

10. Три четверти столичных предпринимателей считают, что открыть бизнес в Москве легко [Электронный ресурс] // Сайт ВЦИОМ, пресс-выпуск №4167 от 13 Февраля 2020. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1 0158

11. Фарахутдинов Ш.Ф. Малый и средний бизнес отдалённого российского региона: особенности и условия существования [Текст] / Ш.Ф. Фарахутдинов // Экономика и предпринимательство. 2016. - № 3-2 (68). - С. 322-327.

12. Шереги, Ф. Э. Социология предпринимательства : учебное пособие для вузов [Текст] / Ф. Э. Шереги. - 2-е изд.,

перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 448 с.

Entrepreneurship in the public opinion of Russians

Vasilieva L.V.

Tyumen Industrial University

The article shows the role and place of entrepreneurship in the socio-economic development of modern Russia. The need for a sociological analysis of the attitude of Russians towards entrepreneurship and business is updated. A secondary analysis of research data carried out by the largest research centers of the country was carried out. It is shown that there is a steady trend towards improving the attitude of the population towards business. It has been revealed that the attitude towards business among Russians is ambiguous and differentiates depending on its scale. It has been stated that in our society, trust in business as a profession and a sociopolitical institution is still not formed. Based on the analysis of empirical data, it is concluded that the vector of changes in the attitude of society and government towards entrepreneurship is characterized by a positive orientation, which is favorable for its development in our country.

Keywords: market economy, entrepreneurship, small business, sociological research, public opinion.

References

1. On October 30, a meeting of the Scientific and

Methodological Council of Rosstat [Electronic resource] // the website of the Federal State Statistics Service - URL: https://www.gks.ru/council_meetings/docu ment/68632

2. Most Russians declared the impossibility of

honest business in Russia [Electronic resource] // Website of the rBc media holding (RosBusinessConsulting) - URL: https://www.rbc.ru/politics/20/02/2019/5c6c 1dd09a79477ebc9646f4

3. Weber M. Selected: Protestant Ethics and the

Spirit of Capitalism [Text] / Max Weber - 3rd ed., Ext. and rev. - Moscow; Center for Humanitarian Initiatives; St. Petersburg: University Book, 2016 .-- 649 p.

4. A single archive of economic and sociological

data [Electronic resource] - URL: http://sophist.hse.ru/

5. Zavarzina Yu.V., Batyanova LN, Moskvitina

N.V. Social and resource support for the competitiveness of the territory in the space of network interaction of universities [Text] / Yu.V. Zavarzina, L.N. Batyanova, N.V.

Moskvitina // Social reality of virtual space materials of the I International scientific-practical conference. Irkutsk State University; Under the general editorship of O. A. Polyushkevich, G. V. Druzhinin. 2019.S. 315-318.

6. How to do business in Russia [Electronic

resource] // Site of ANO "Levada Center". -URL:

https://www.levada.ru/2020/03/18/kak-zanimatsya-biznesom-v-rossii/

7. Polyushkevich O.A. Introduction to the sociology of management: a training manual. universities [Text] / O.A. Polyushkevich. - Irkutsk, ISU, 2013.164 s.

8. Putin agreed to enshrine the role of entrepreneurship in the Constitution [Electronic resource] // Izvestia official page. - URL: https://iz.ru/980502/2020-02-26/putin-soglasilsia-zakrepit-v-konstitutcii-rol-predprinimatelstva

9. Sector of small and medium-sized enterprises: Russia and the world [Electronic resource] // Institute for Growth Economics named after Stolypina P.A. -URL: http://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir/

10. Three-quarters of metropolitan entrepreneurs believe that opening a business in Moscow is easy [Electronic resource] // VTsIOM website, press release No. 4167 dated February 13, 2020. - URL: https://wciom.ru/index.php?id= 236 & uid = 10158

11. Farahutdinov Sh.F. Small and medium business in a remote Russian region: features and conditions of existence [Text] / Sh.F. Farakhutdinov // Economics and Entrepreneurship. 2016. - No. 3-2 (68). - S. 322-327.

12. Sheregi, F. E. Sociology of Entrepreneurship: a textbook for universities [Text] / F. E. Sheregi. - 2nd ed., Revised. and add. - Moscow: Publishing house Yurayt, 2020. - 448 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.