Научная статья на тему 'Сущность, формы и сферы предпринимательства в России XXI века'

Сущность, формы и сферы предпринимательства в России XXI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3882
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС / СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФОРМЫ РАЗВИТИЯ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY / MANAGERIAL ACTIVITY / BUSINESS / ESSENCE OF ENTREPRENEURSHIP / ROLE OF ENTREPRENEURSHIP / FORMS OF DEVELOPMENT AND MECHANISM OF FUNCTIONING OF ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грахов Алексей Александрович, Грахова Елена Александровна

Актуальность исследования определена небывалым в последние годы подъемом во всем мире, в том числе в Российской Федерации, далеко не нового экономического и организационного явления общества, наполненного новым содержанием, инновационного предпринимательства, привлекающего внимание ученых, представителей бизнеса и государства, являющегося источником развития экономического роста, что объясняет актуальность и необходимость его системного изучения. Цель работы: определить роль современного предпринимательства в инновационном развитии экономики и общества, рассмотрев и систематизировав экономические условия зарождения предпринимательства, различные подходы к определению, его сущностные характеристики, функции и особенности в инструментарии современного управления. Методы исследования. Для рассмотрения и систематизации экономических условий возникновения предпринимательства через различные подходы к определению предпринимательства, его основные характеристики и функции в инструментах современного менеджмента, определяющих роль современного предпринимательства в инновационном развитии экономического общества, применялись общие методы научного знания, системный метод, рамочный метод, сравнительный анализ, прогнозирование и планирование. Результаты. Через изменение форм собственности, совершенствование системы экономических отношений, развитие отечественного производства и законодательства рассмотрены и систематизированы экономические условия зарождения предпринимательства. Представлены основы теории экономического роста через количественные изменения в виде новшеств в различных областях производства и качественном их развитии, направленном на повышение уровня жизни общества как источника развития предпринимательского ресурса и его инновационных форм. Определено, что суть предпринимательской модели поведения заключается в поиске возможностей и реализации полезных идей на практике. Анализ законодательства позволил определить масштабность понятия «бизнес» в отношении определения «предпринимательства», охватывающего различные виды деловых отношений. Факторы сдерживания и роста предпринимательства представлены через спрос на инновационную продукцию и устаревшую материально-техническую базу науки, недостаток квалифицированных кадров и неэффективную государственную поддержку, несовершенство налоговой системы и законодательства, ограниченность финансовых ресурсов и технологий, недокапитализацию инновационных компаний и неразвитость инфраструктуры, сопровождающие инновационную деятельность на фоне отсутствия полноценных научных исследований. Представлена взаимосвязь взаимодействия уровня социального развития страны, уровня управления знаниями инновационных процессов в предпринимательстве и качества национальной инновационной системы предпринимательства. Выявлены причины и проблемы, мешающие устойчивому инновационному развитию предпринимательства, определены пути их решения. Установлены инновационные механизмы предпринимательства и виды их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the research is determined by the unprecedented rise of innovative entrepreneurship in recent years around the world, including the Russian Federation. This economic and organizational phenomenon of the society is not a new on, but it is filled with new content. That is why it attracts the attention of scientists, business and government representatives, being the source of economic growth, that explains the relevance and need for its systematic study. The aim of the research is to determine the role of the modern entrepreneurship in innovative development of the economic and society, considering and systemizing the economic conditions for occurrence of entrepreneurship through various approaches to definition of entrepreneurship, its main characteristics and functions in modern management tools. Methods: general methods of scientific knowledge, the system method, the framework method, comparative analysis, forecasting and planning. Results. Economic conditions for occurrence of entrepreneurship were reviewed and systematized through the change in ownership patterns, the improvement of the system of economic relations, the development of domestic production and legislation, The paper introduces the foundations of the theory of economic growth through the quantitative changes in the form of innovations in various areas of production and their qualitative development aimed at raising the standard of living of society as a source of development of the entrepreneurial resource and its innovative forms. It was ascertained that the essence of the entrepreneurial model of behavior lies in the search for opportunities and the implementation of useful ideas in practice. Analysis of the legislation allowed determining the scope of the concept of «business» with respect to the definition of «entrepreneurship» covering various types of business relations. The factors of business containment and growth are presented through the demand for innovative products and the outdated material and technical base of science, the lack of qualified personnel and inefficient state support, the imperfection of the tax system and legislation, the limited financial resources and technologies, the undercapitalization of innovative companies and the underdeveloped infrastructure that accompany innovation in the lack of full-fledged scientific research. The paper introduces the interrelation between the level of social development of the country, the level of knowledge management of innovation processes in entrepreneurship and the quality of the national innovation system of entrepreneurship. The authors determined the reasons and the problems interfering steady innovative development of business and defined the ways of their decision. Innovative mechanisms of business and kinds of their interaction are defined.

Текст научной работы на тему «Сущность, формы и сферы предпринимательства в России XXI века»

УДК 338.22(47+57)

Грахов

Алексей Александрович,

аспирант кафедры коммерции, маркетинга и рекламы Омской гуманитарной академии, Россия, 644105, г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2А. E-mail:12-m@mail.ru

Грахова

Елена Александровна,

ассистент кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30; старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Томского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 99. E-mail: elena1410@mail.ru

СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ XXI ВЕКА ESSENCE, FORMS AND SPHERES OF ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA OF THE XXI CENTURY

А.А. Грахов, Е.А. Грахова A.A. Grakhov, E.A. Grakhova

Омская гуманитарная академия, Россия Томский политехнический университет, Россия Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия Omsk Humanitarian Academy, Russia Tomsk Polytechnic University, Russia Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia E-mail: 12-m@mail.ru

Актуальность исследования определена небывалым в последние годы подъемом во всем мире, в том числе в Российской Федерации, далеко не нового экономического и организационного явления общества, наполненного новым содержанием, - инновационного предпринимательства, привлекающего внимание ученых, представителей бизнеса и государства, являющегося источником развития экономического роста, что объясняет актуальность и необходимость его системного изучения. Цель работы: определить роль современного предпринимательства в инновационном развитии экономики и общества, рассмотрев и систематизировав экономические условия зарождения предпринимательства, различные подходы к определению, его сущностные характеристики, функции и особенности в инструментарии современного управления. Методы исследования. Для рассмотрения и систематизации экономических условий возникновения предпринимательства через различные подходы к определению предпринимательства, его основные характеристики и функции в инструментах современного менеджмента, определяющих роль современного предпринимательства в инновационном развитии экономического общества, применялись общие методы научного знания, системный метод, рамочный метод, сравнительный анализ, прогнозирование и планирование. Результаты. Через изменение форм собственности, совершенствование системы экономических отношений, развитие отечественного производства и законодательства рассмотрены и систематизированы экономические условия зарождения предпринимательства. Представлены основы теории экономического роста через количественные изменения в виде новшеств в различных областях производства и качественном их развитии, направленном на повышение уровня жизни общества как источника развития предпринимательского ресурса и его инновационных форм. Определено, что суть предпринимательской модели поведения заключается в поиске возможностей и реализации полезных идей на практике. Анализ законодательства позволил определить масштабность понятия «бизнес» в отношении определения «предпринимательства», охватывающего различные виды деловых отношений. Факторы сдерживания и роста предпринимательства представлены через спрос на инновационную продукцию и устаревшую материально-техническую базу науки, недостаток квалифицированных кадров и неэффективную государственную поддержку, несовершенство налоговой системы и зако-

нодательства, ограниченность финансовых ресурсов и технологий, недокапитализацию инновационных компаний и неразвитость инфраструктуры, сопровождающие инновационную деятельность на фоне отсутствия полноценных научных исследований. Представлена взаимосвязь взаимодействия уровня социального развития страны, уровня управления знаниями инновационных процессов в предпринимательстве и качества национальной инновационной системы предпринимательства. Выявлены причины и проблемы, мешающие устойчивому инновационному развитию предпринимательства, определены пути их решения. Установлены инновационные механизмы предпринимательства и виды их взаимодействия.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, управленческая деятельность, бизнес, сущность предпринимательства, роль предпринимательства, формы развития и механизм функционирования предпринимательства, инновационное предпринимательство.

The relevance of the research is determined by the unprecedented rise of innovative entrepreneurship in recent years around the world, including the Russian Federation. This economic and organizational phenomenon of the society is not a new on, but it is filled with new content. That is why it attracts the attention of scientists, business and government representatives, being the source of economic growth, that explains the relevance and need for its systematic study. The aim of the research is to determine the role of the modern entrepreneurship in innovative development of the economic and society, considering and systemizing the economic conditions for occurrence of entrepreneurship through various approaches to definition of entrepreneurship, its main characteristics and functions in modern management tools. Methods: general methods of scientific knowledge, the system method, the framework method, comparative analysis, forecasting and planning. Results. Economic conditions for occurrence of entrepreneurship were reviewed and systematized through the change in ownership patterns, the improvement of the system of economic relations, the development of domestic production and legislation, The paper introduces the foundations of the theory of economic growth through the quantitative changes in the form of innovations in various areas of production and their qualitative development aimed at raising the standard of living of society as a source of development of the entrepreneurial resource and its innovative forms. It was ascertained that the essence of the entrepreneurial model of behavior lies in the search for opportunities and the implementation of useful ideas in practice. Analysis of the legislation allowed determining the scope of the concept of «business» with respect to the definition of «entrepreneurship» covering various types of business relations. The factors of business containment and growth are presented through the demand for innovative products and the outdated material and technical base of science, the lack of qualified personnel and inefficient state support, the imperfection of the tax system and legislation, the limited financial resources and technologies, the undercapitalization of innovative companies and the underdeveloped infrastructure that accompany innovation in the lack of full-fledged scientific research. The paper introduces the interrelation between the level of social development of the country, the level of knowledge management of innovation processes in entrepreneurship and the quality of the national innovation system of entrepreneurship. The authors determined the reasons and the problems interfering steady innovative development of business and defined the ways of their decision. Innovative mechanisms of business and kinds of their interaction are defined.

Key words: entrepreneurship, entrepreneurial activity, managerial activity, business, essence of entrepreneurship, role of entrepreneurship, forms of development and mechanism of functioning of entrepreneurship, innovative entrepreneurship.

Актуальность предпринимательства определена небывалым в последние годы интересом во всем мире, в том числе Российской Федерации, значимого и далеко не нового организационного явления - общества с инновационной экономикой, привлекающего внимание ученых, представителей бизнеса и государств, определяющего мировые политические процессы.

Развитие практики предпринимательства и его научной концепции обусловлено обострением комплекса социальных проблем и неспособностью общества к их эффективному решению традиционными способами рыночной экономики и государственной поддержки, что определило необходимость рассмотреть истоки и эволюцию предпринимательства: концептуальный подход в определении «предпринимательство», приклад-

ные аспекты развития предпринимательства, факторы сдерживания, роста и устойчивого развития предпринимательства, развитие инновационного предпринимательства; социальный эффект предпринимательства, особенности настоящего - современного периода развития предпринимательства; инновационные механизмы развития предпринимательства и виды взаимодействия, государственное воздействие на предпринимательскую среду.

Истоки и эволюция предпринимательства

Факторы социально-экономического прогресса изменяют направление и содержание экономической политики страны. Их роль в современных условиях определяет весомое значение формирования и развития предпринимательства и предпринимательской деятельности в удовлетворении общественных потребностей и экономическом росте любой страны. Основы теории экономического роста («количественные изменения» - новшества в различных областях) и развития («качественные» - направленные на повышение качества жизни) в начале ХХ века сформулировал Йозеф Шумпетер, определивший сущность инноваций как источник развития и предпринимательский ресурс, создающий спрос на инновации и их избыточное предложение.

Сущность предпринимательства как источника развития экономического роста и его основные черты экономическая наука рассматривает более трех столетий, пополняя его элементами нового содержания, что объясняет актуальность и необходимость его системного изучения.

История возникновения понятия предпринимательства (приобретающего направленность на неограниченную прибыль, цивилизованность и профессионализм), зарождающаяся в Средние века с возникновением купечества, торговли, миссионерства и ремесленничества (послуживших созданию акционерных обществ и банков), в целом созвучна с историей его возникновения в России [1] (см. табл. 1).

Таблица 1. Формирование экономических условий зарождения предпринимательства в России

№ Условия зарождения предпринимательства

1 Появление форм собственности на Руси в IX—Х1 вв.

2 Развитие товарно-денежных отношений

3 Совершенствование орудий труда и системы экономических отношений. • Ремесло периода Киевской Руси как основа формирования предпринимательства. • Становление новых, сложных форм производства: подрядов и артелей

4 Развитие отечественного производства. • Становление класса предпринимателей (через формирование организаторских и предпринимательских способностей). • Влияние ростовщического и купеческого капитала на развитие производительных сил Киевской Руси

5 Транзитная торговля Руси как экономическое условие формирования купеческого предпринимательства. • Купечество и его источники в Х-Х1У вв. Профессиональные объединения купцов. • Развитие кредитных отношений и ростовщическое предпринимательство. • Становление класса предпринимателей в сфере торговли и финансов

6 Свод законов «Русская правда» (свод древнерусского права, дошел в списках ХШ—ХУШ вв. в трех редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной)

История российского предпринимательства - неотъемлемая часть отечественной исторической науки. Рост предпринимательства сдерживался на протяжении всей исто-

рии его развития лишь крепостным правом. К началу ХХ в., несмотря на значительное влияние иностранного капитала, предприниматель сформировался в собственника, появление которого приобрело массовый характер.

Концептуальный подход в определении «предпринимательство»

Различие даваемых в экономической литературе определений понятия «предпринимательство» не меняет его сущности. Под предпринимательством понимается деятельность частных лица, предприятий либо организаций по производству товаров и оказанию услуг, основанная на взаимной выгоде заинтересованных лиц [2].

Энциклопедический словарь определяет предпринимательство как (фр. entreprise) «инициативную самостоятельную деятельность граждан», которая «направленна на получение прибыли или личного дохода, осуществляется от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [3]. Краткое определение предпринимательства представляет его как «... деятельность, ... связанную с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой» [4].

Таблица 2. Определение предпринимательства

Этап Сущностное понимание (определение) предпринимательства

Средние века Крупномасштабная ответственная деятельность на строительных или производственных проектах

XVII век Контрактная ответственная деятельность с установленной стоимостью в условиях неопределенности

XVIII век Ответственная деятельность собственника, обладающего информацией, капиталом и знаниями, в т. ч. по удовлетворению своих потребностей, (Р. Кантильон, А. Тюрго, А. Смит, К. Бодо и др.)

XIX век Рациональное функционирование производства в рыночном пространстве по производству и сбыту продукции с получением прибыли (Ж. Батист, С. Фрэнсис, У. А. Маршалл и др.)

XX век Искусство хозяйствования по социально-психологическому типу, рискованная ответственная инновационная деятельность на перспективу по получению предпринимательского дохода (М. Вебер, И. Шумпетер, И. фон Тюнен, Ф. Найт, Д. Макклелланд, П. Друкер, А. Шапиро, К. Веспер, Р. Хизрич и др.)

Примечание: схема отражает интерпретацию понятия «предпринимательство» в зависимости от факторов экономического роста.

Суть предпринимательской модели поведения заключается в поиске возможностей и реализации полезных идей на практике [5]. Изначально же данное определение использовалось для обозначения людей, принимавших на себя риск при сделках покупателей с продавцами, а также при основании новых предприятий [6]. Современное понимание предпринимательства, представленное в работах теоретиков постиндустриального общества, не дает определения сущности предпринимательства, зачастую подменяя ее целью предпринимательской деятельности, имеющей законодательное определение.

Впервые в отечественной теории и практике наиболее полное определение предпринимательской деятельности сформулировано в принятом в 1990 г. Законе РСФСР «О предприятиях предпринимательской деятельности» (действовал до 01.07.2002), где были перечислены права, обязанности и ответственность предпринимателей, гарантии со стороны государства. Детальная характеристика предпринимательства дана частью первой (п. 1 ст. 2) Гражданского кодекса Российской Федерации

(ГК РФ), где указано, что ГК «законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими самостоятельную, рискованную деятельность, зарегистрированными в установленном законом порядке» [7].

Данное определение предпринимательства не совсем точно и глубоко, поскольку не отражает цель, суть и содержание предпринимательской деятельности, характеристика которой сводится к понятию «бизнес» (в переводе с англ. - дело), вне сомнений не означающего торговлю и посредничество. Поскольку главным признаком, отличающим элементы бизнеса и коммерцию от спекуляции, является уплата государству налога с дохода либо прибыль, составляющими бизнеса выступают производственная деятельность, выполнение каких-либо работ, оказание услуг, производство продукции; коммерция, посредничество (в торговой сфере) либо торговая, банковская и биржевая деятельность к предпринимательству же, наряду с финансовой, коммерческой и консультационной, относится производственная деятельность, т. е. деятельность по производству товаров, работ и услуг, что доказывает: «бизнес» - более широкое понятие, чем «предпринимательство», охватывающее различные виды деловых отношений.

Предпринимательство включает в себя инициативную, непрерывную, рискованную, самостоятельную новаторскую деятельность по производству любого вида продукции (либо выполнению работ или услуг), осуществляемую под имущественную ответственность (лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей), с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, достижения новых результатов и получения прибыли в конкурентной борьбе путем «ублажения» потребностей рынка произведенными продукцией и услугами.

Несмотря на то, что содержание понятия «предпринимательство» близко понятию «бизнес», они не являются тождественными. К бизнесу относится разовое, единичное количество действий в любой сфере деятельности, предусматривающих получение прибыли, а к предпринимательству - реализация действий, обеспечивающих удовлетворение потребностей рынка на постоянной основе.

Прикладные аспекты развития предпринимательства

Гражданский кодекс РФ подразумевает под предпринимательством осознанность и самостоятельность рискованных действий, направленных на «систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ) [7]. Если правовой регламент данного определения вполне оправдан, то его экономическая природа является значительно шире (см. рис. 1).

Сочетание общеэкономической, инновационной, ресурсной, организаторской, социальной и личностной функций, присущих предпринимательской деятельности, определяют сущность предпринимательства. Необходимость принятия решения в осуществлении данных функций и ответственность за них связывают предпринимательство и управленческую деятельность. Понятие «предпринимательство», основанное на риске, шире понятия «управленческая деятельность», различна и их функциональная сущность. Современный уровень развития предпринимательства есть объективная необходимость развития рыночной экономики через рост: 1) финансовых показателей (количественных показателей), с основой на инновационные технологии и разработки научно-образовательных комплексов и 2) социальной сферы (качественных показателей) - через организационное функционирование, с основой на взаимодействие государства с субъектами предпринимательства.

Предпринимательство - антибюрократический стиль хозяйствования в рыночной среде, основанный на новациях и инновациях, с максимальным привлечен^_

М. Алле, Р. Барр, П. Друкер, Д. Макклелланд, М. Питерс Р. Хизрич, А. Шапиро и др._

Предпринимательство - свободное экономическое хозяйствование различных сфер законодательно разрешенной деятельности, в результате которой, достигая удовлетворения потребностей потребителей и общества в конечном продукте, субъекты рыночных отношений получают прибыль для саморазвития и обеспечения финансовых обязательств_

В.И. Верховин, О.С. Виханский, В.Я. Горфинкель, А.А. Крупанин, О.И. Лаврушин, М.Г. Лапуста, С.Б. Логинов, А.И. Муравьев и др._

Рис. 1. Различие толкования понятия предпринимательской деятельности Примечание: главное различие в толковании существенно - западные авторы делают акцент на инновационность предпринимательской деятельности, что предполагает предприимчивость, а не сделку

Факторы сдерживания и роста предпринимательства

Факторами, сдерживающими развитие инновационного предпринимательства, являются: низкий спрос на инновационную продукцию и устаревшая материально-техническая база науки; недостаток квалифицированных кадров и неэффективная государственная поддержка; несовершенство налоговой системы и законодательства; ограниченность финансовых ресурсов и технологий (длинные деньги и инструменты их превращения в венчурное финансирование); недокапитализация инновационных компаний и неразвитость инфраструктуры, сопровождающей инновационную деятельности; отсутствие полноценных научных исследований в области менеджмента инновационных процессов и неурегулированность вопросов интеллектуальной собственности; слабая вовлеченность России в мировое инновационное сообщество. Порой сдерживающие факторы выглядят негативно в силу их системных угнетающих действий на предпринимательство.

Таблица 3. Проблемы и цели частного бизнеса в России [8, 9]

Цели частного бизнеса (на ближайшие 5 лет) Проблемы

1. Обеспечение будущего компании в долгосрочной перспективе. 2. Привлечение высококвалифицированных сотрудников. 3. Более профессиональное управление бизнесом. 4. Повышение прибыльности. 5. Обеспечение преемственности бизнеса внутри семьи. 6. Создание рабочих мест для других членов семьи 1. Общая экономическая ситуация. 2. Политическая нестабильность, нестабильность рынка. 3. Привлечение квалифицированных сотрудников, необходимость повышения профессионализма, удержание ключевых сотрудников. 4. Ценовая конкуренция. 5. Необходимость непрерывного инновационного развития. 6. Планирование преемственности в компании

Собственные преимущества частного бизнеса - компании находятся в более выгодном положении по сравнению с компаниями другого типа, поскольку в них сильнее развит дух предпринимательства и они способны принять на себя больше рисков Собственные недостатки частного бизнеса -ограниченный доступ к капиталу и, как следствие, трудности в период выхода из кризиса. У 43 % семейных компаний отсутствуют планы преемственности

С-\

Западные

экономисты

/-\

Современные российские экономисты \_У

Следовательно, инфраструктура инновационного предпринимательства должна включать деловой центр или бизнес-инкубатор, технополисы, технопарки (научно-технологические парки) и консорциумы, ведущие исследовательскую деятельность. Как и партнерские связи, организационные и правовые формы деятельности предпринимателей, претерпевающие изменения в меняющейся рыночной среде, предполагают три основные формы развития предпринимательства: единоличное хозяйство, партнерство, корпорацию.

Обзор результатов исследования частного и семейного бизнеса в России показал, что российские частные компании чаще видят проблему в необходимости повышения профессионализма бизнеса в целом по сравнению с компаниями в остальном мире, но при этом реже других считают проблемой ценовую конкуренцию, необходимость внедрения инноваций и планирование преемственности в компании.

Факторы устойчивого развития предпринимательства

Необходимо учитывать, что связующая роль предпринимательства (как наиболее консолидированной группы населения, ключевого фактора высокого экономического статуса и функциональной компетентности с внешней средой и территориальным управлением, которые определяют внешний облик поселений и инвестиционный климат в результате сотрудничестве власти и бизнеса) служит основанием коммуникационного эффекта данного взаимодействия и инновационных процессов.

Основными формами стимулирования активности инноваций в предпринимательстве на основе «лучших практик» зарубежных стран, являются: прямое финансирование (займы и субсидии во Франции, США и др.).; беспроцентные ссуды в Швеции, Германии; дотации и льготное налогообложение, госзакупки - во всех развитых странах, фонды внедрения инноваций (учет рисков) в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах; государственные пошлины для индивидуальных изобретателей в США, Австрии, Германии, Японии и других странах; снижение, пошлин и освобождение от них (тематика изобретения - экономия энергии) в Австрии (отсрочка уплаты), бесплатное делопроизводство по заявкам индивидуальных изобретателей (услуги патентных поверенных, уплата пошлин) в Нидерландах, Германии и Японии.

Развитие инновационного предпринимательства

Настоящий период развития экономики предполагает новаторскую и инвестиционную деятельность в предпринимательстве, его социализацию, в которой маркетинговые, ценовые, инновационные стратегии предпринимательства выполняют не только экономические функции, определяющие магистральные пути развития экономических и организационных инноваций, но и социальные, определяющие развитие государства, конечной целью и задачей действий которого является социальное развитие. Следовательно, инновационное предпринимательство - это построение бизнеса на основе новых идей, новых продуктов и новых технологий.

Инновационная составляющая в управлении предпринимательством возникает как результат решений и действий, ориентированный на формирование новой продукции. Ее успешное применение позволяет:

• сформировать навыки решения сложных задач преобразования новых идей в успешный бизнес;

• применить возможности динамики современных технологий;

• принимать методологические решения при трансформации технологических возможностей в новые продукты и идеи;

• эффективно взаимодействовать при их решении.

Социальный эффект предпринимательства

Социальный эффект предпринимательства заключается в том, что инновации, создаваемые предпринимательскими структурами, оказывают колоссальное влияние на общество. Производя товары и оказывая услуги, они делают жизнь качественней, повышают производительность труда, благотворно влияют на здоровье, настроение населения, при этом наполняя мир необходимыми товарами. В то же время инновации обостряют ряд морально-этических вопросов, обусловленных особенностями отдельных общественных групп населения, позволяя компаниям анализировать их покупательскую способность, поднимать вопросы защиты частной жизни.

Во всем мире существует гигантский интерес к предпринимательской деятельности, малому и среднему предпринимательству - основе благосостояния развитых стран. В США, Англии, Франции этот показатель составляет более 50 %, в Японии и второй экономике мира, Китае - 60 %. В России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет лишь 20 %.

Хотя по данным отчета GEM (Всемирный мониторинг предпринимательства) за 2011-2013 годы наибольшая доля начинающих предпринимателей характерна для стран с низким средним доходом на душу населения, где мало достойных рабочих мест, впечатляет их доля в странах с высоким и средним доходом - в Ирландии (8,2 % в 2011 и 9,2 % в 2013), Испании (7,6 % в 2011 и 5,2 % в 2013) и Соединенных Штатах (9,6 % в 2011 и 12,7 в 2013), где практически каждый десятый американец активно участвует в организации бизнеса, является собственником или наемным директором предприятия, существующего менее 3,5 лет [9].

Россия занимает 47-е место в мире по условиям ведения бизнеса для женщин. По данным индекса женского предпринимательства (Index of Woman Enterpreneurs) Mastercard 32,6 % владельцев бизнеса в России - женщины. По этому показателю страна занимает 4-е место в мире и не входит в состав экономик, ориентированных на эффективность. По уровню предпринимательства Россия отстает как от стран Восточной Европы, так и от стран БРИКС. То, что Россия вновь оказалась последней среди групп среднеразвитых стран с показателем роста около 5 %, говорит о крайне высоком уровне пессимизма в отношении позитивных изменений для развития предпринимательства. Низкие показатели предпринимательской активности объясняются условиями, существующими в стране, монополизмом на рынках, отсутствием необходимых институтов государственной поддержки предпринимательства, что объясняет интерес к частно-государственному партнерству и инновационным формам поддержки предпринимательства в целом. Вместе с тем частный и семейный бизнес в России показал темпов роста за последний год наравне со странами БРИКС. С большей вероятностью российский частный бизнес будет стремиться к росту и в течение следующих 5 лет. Большинство российских частных и семейных компаний (76 %), прогнозирующих рост, уверены в том, что смогут его обеспечить, хотя индекс предпринимательской уверенности в 2014 демонстрировал отрицательную динамику [10]. Среди менеджерской элиты стало больше уверенности в том, что в течение предстоящего года восстановится рост мировой экономики: 29 % против 27 %. [11].

Особенности настоящего - современного периода развития предпринимательства

По результатам проведенного PwC в 2017 году XX Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, Россия остается в числе стран, которые представляют интерес для мирового делового сообщества с точки зрения развития бизнеса [11]. В рейтинге Doing Business-2017 Россия поднялась на 40-е место [12]. Согласно индексу экономического настроения 2015 года, 7 % опрошенных респондентов заявляют об от-

сутствии или несовершенстве правовой основы развития малых предприятий, 58 % респондентов - о недостаточном спросе на продукцию МСП и 42 % недостатке собственных финансовых ресурсов [13].

Согласно Указу Президента России «О долгосрочной государственной экономической политике» [14] и плану мероприятий по улучшению инвестиционного климата в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НИИ), была поставлена задача повысить позицию страны в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» Doing Business до 20-й в 2018 году. Для решения данных задач, отраженных в «дорожной карте» по их реализации, необходимо определить особенности настоящего периода развития экономики страны и стратегические действия инновационного этапа предпринимательства [15].

Таблица 4. Особенности российской экономики и источники роста предпринимательства

Особенности настоящего периода развития экономики страны Источники роста как стартовые точки плана действий предпринимательства

• выход сектора услуг на роль центра развития; • ускоренное развитие сетевых форм организации бизнеса; • рост благосостояния; • развитие телекоммуникаций; • замедление роста населения и продвижение в сторону зрелости товаров по кривой жизненного цикла; • стремление к качеству товара и разнообразности форм удовлетворения потребителей, стимулирование развития науки • учет закономерностей нового времени и форм приспособления к ним; • научно-обоснованный выбор основных направлений реализации предпринимательских программ развития; • определение видов деятельности и обозначение путей их повышенного контроля; • уменьшение степени риска и определение ресурсов и методов его управлением; • повышение культуры предпринимательства (правовой, интернет-культуры и т. д.) и ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств; • значимость миссии предпринимательства и достижение его целей

Инновационные механизмы развития предпринимательства

Механизм реализации местной экономической политики активно отрабатывается в настоящее время через частно-государственные партнерства - объединения материальных и нематериальных ресурсов общества и частного сектора для создания общественных благ или оказания общественных услуг и т. д. на долговременной и взаимовыгодной основе, предусматривающий решение государством или местным самоуправлением совместно с частными предприятиями вопросов благоустройства и развития территории, инженерной и социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Возможность их создания позволяет предпринимательству реализовывать в своих сообществах: услуги, реализуемые в настоящее время; будущие услуги, рассматриваемые местными властями; инициативные предложения частного сектора.

Совместное финансирование крупномасштабных проектов и финансовое участие государства в бизнес-проектах с целью привлечения частных инвестиций для реализации важных социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение, должно предусматривать мотив, содержание и механизм взаимодействия взаимодействующих структур. В табл. 5 представлены причины заинтересованности в данном взаимодействии.

Таблица 5. Название Причины заинтересованности предпринимательства

в ЧГП и виды взаимодействия

1 Причины заинтересованности предпринимательства в ЧГП:

• обеспечение доступа в сегменты экономики с минимальной ролью бизнеса и поддержки государства при реализации крупномасштабных проектов малой рентабельности (с большими сроками окупаемости)

• ликвидация проблемных зон экономического развития с низким уровнем развития инфраструктуры (пример, транспорт) и повышение роли бизнеса в направлениях политики, обеспечивающих рост качества человеческого капитала

2 Виды взаимодействия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• любое взаимодействие государства и бизнеса по достижению общих целей развития (совместная разработка стратегических документов, нормативных правовых актов)

• способ финансирования отдельных проектов (механизм привлечения инвестиций); концессия; государственный (муниципальный) заказ

• продвижение государством частных проектов российских компаний за рубежом

• совместная работа по улучшению имиджа России

3 Содержание взаимодействия (на всех стадиях проекта):

• вид совместной деятельности и совместного регулирования деятельности

• разработка и управление проектом

• строительство и материально-техническое обеспечение

• финансирование; эксплуатация и менеджмент

• содержание объекта; маркетинг услуг и коммуникации

Инновационные механизмы предпринимательства и виды их взаимодействия

Понятие частно-государственного партнерства не имеет законодательного и научного определения. Современная экономическая литература, рассматривая вопросы предпринимательства, зачастую ограничивается вопросами истории его возникновения либо организацией предпринимательской деятельности - от выбора идеи и видов предпринимательства до форм его развития и механизма функционирования, касаясь при этом вопросов эффективности предпринимательской деятельности исключительно исходя из финансовой прибыли, не затрагивая (либо обходя) социальную составляющую.

Недопустимость данного механизма может обозначить риск кризиса, состоящий в том, что, фокусируясь на сиюминутных проблемах и предопределяя глобальные цели, цели на перспективу, невозможно избежать исключительно путем смены операционной среды предприятия и в одном лице являться крупнейшим собственником и крупнейшим регулятором. Следовательно, государству необходимо сокращать свое присутствие в конкурентных областях экономики.

Так, с июля 2015 г. начала работать новая практика взаимодействия бизнеса с государственными компаниями: для государственных компаний стала обязательной практика квотирования заказов на товары и услуги компаний малого и среднего бизнеса. По мнению предпринимательского сообщества, с учетом результатов «контрольных закупок», проводимых Клубом лидеров, создание единой электронной торговой площадки [16] явится одним из условий успеха развития инновационных форм предпринимательства.

Государственное воздействие на предпринимательскую среду

Обустройство России, начинающееся с устройства жизни поселений, территорий, должно предусматривать генеральный план развития территорий (являющийся регламентацией их использования), а стратегические планы развития и сотрудничества власти и бизнеса, как составные его части, должны выражать не только интересы обеих

сторон, но и формы совместной деятельности предпринимательских структур и пути их решения. Необходимость учета того, что территориальные возможности определяют структуру предпринимательства, само оно наоборот определяет, в свою очередь, важность регулирования данного вида деятельности со стороны государства, комплекс его форм и методов.

Таблица 6. Направления развития и реализации инновационных предпринимательских программ (по результатам ПМЭФ) [14,15, 20]

Направления развития Содержание

УЛУЧШЕНИЕ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА 1.Создание дополнительных стимулов для новых развивающихся компаний: введение налоговых каникул в отношении индивидуальных предпринимателей, фиксация налоговых ставок (на 4 года); существенное снижение фискальной нагрузки на малый и средний бизнес в рамках специальных налоговых режимов. 2. Обновление федерального законодательства, регулирующего условия для ведения бизнеса: предоставление налоговых льгот для вновь создаваемых промышленных предприятий - гринфилдов (рассматривается предложение предоставлять данное регулирование и льготы для всех новых инвестиций); освобождение от уплаты налогов капиталов и активов, возвращающихся в Россию из-за границы. 3. Изменение подходов органов власти контрольно-надзорных структур к работе с предпринимателями: обозначение мер по повышению прозрачности российских компаний и их подразделений за рубежом по принципу понятности, открытости (поправки внесены в законодательство); освобождение субъектов малого предпринимательства, работающих без серьёзных нарушений от проверок (на 3 года). 4. Анализ правоприменения, отслеживание лучших мировых практик и опыта (эффективность каналов обратной связи - Агентство стратегических инициатив): национальный рейтинг инвестиционного климата как инструмент повышения качества управления на всех уровнях власти; создание центра обмена лучшими практиками госуправления и формирования бизнес-среды, штабов - проектных офисов, обеспечивающих внедрение лучшие механизмы создания благоприятного инвестиционного климата

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУПРАВЛЕНИЯ 5. Запуск механизма постоянного совершенствования управленческих кадров и создания новых рабочих мест учётом лучших международных практик: формирование класса эффективных государственных менеджеров, понимающих запросы бизнеса и системы госуправления; создание корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (финансовая, юридическая, методическая поддержка, доступ к государственным закупкам и закупкам госкомпаний)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ 6. Запуск проектов, поэтапного внедрения принципов модернизации технологий на перспективу через эффективную систему трансфера зарубежных технологий; системную основу капиталов институтов развития; создание формата взаимодействия государства и бизнеса в сфере трансфера технологий

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 7. Повышение качества образования с учетом перспектив развития технологий и рынков: создание резерва руководящих кадров вузов (инженерно-технических специалистов) через научные лаборатории, новые компании, образовательные программы; повышение качества среднего профессионального образования, создание системы дуального образования, разработка современных профессиональных стандартов; создание системы механизмов сопровождения и поддержки талантливых детей

Примечание. Пути консолидации данных механизмов поддержки предпринимательства можно определить как направления развития и реализации инновационных предпринимательских программ.

Государственное воздействие на предпринимательскую среду с целью повышения эффективности рыночной экономики, регулирования условий предпринимательской деятельности и эффективной социальной политики, обеспечивает эффективность функционирования рыночной среды, экономическую стабильность и решение социальных проблем [17]. Инновационная деятельность - процесс создания фундамента предпринимательской деятельности [18]. Предпринимательская деятельность оказывает существенное влияние на силу и устойчивость экономики в силу инноваций и создания рабочих мест в последние два десятилетия вектор экономической активности повернулся в сторону небольших инновационных компаний по причине их уникальной способности к инновациям и ориентации на решение специализированных государственных задач, приоритетными из которых являются - улучшение делового климата, подготовка кадров для экономики и госуправления, образование, технологии.

Направления реализации и развития инновационных предпринимательских программ обозначили приоритеты развития предпринимательства, которые определяет государство: улучшение делового климата, подготовка кадров для экономики и госуправления, развитие образования и технологий [19]. При этом революционные реформы и преобразования должны базироваться на преемственности и последовательности (см. табл. 6).

Модернизация и постоянное технологическое развитие должны стать требованием законодательства, создающим для компаний стимулы инвестировать в разработку отечественных технологий, повышать социальный статус российского предпринимательства в мировой экономике (пример: перспектива освоения азиатского рынка продовольствия и т. д.).

Заключение

Сегодня важнейшим тезисом в заявлениях и докладах Правительства РФ является утверждение о необходимости модернизации страны, построении инновационной экономики и создании предпринимательской инфраструктуры.

На данный момент предпринимательство является особым видом деятельности, характерным специфичным сектором экономики, функционирующим в соответствии с присущими ему закономерностями. Это сложное явление, предусматривающее многоуровневую структуру, связанную с общим подходом и общеэкономической стороной роста эффективности производства в данных условиях функционирования рыночной экономики, результатом деятельности которого выступает коммерческий эффект (деньги), а главной функцией - преумножение собственности, основанное на саморазвитии, успешности, конкурентоспособности, генерировании и реализации на свой страх и риск новых идей. Предпринимательство - одна из самых интересных, интригующих и благодатных сфер человеческой деятельности в России XXI века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы предпринимательства: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / под ред. Н.П. Иващенко. - М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. - 168 с.

2. Основы предпринимательства / под ред. Н.П. Иващенко. - М.: Проспект, 2017. - 336 с.

3. Павлов М.Ю. Формирование и использование творческого потенциала человека в экономике, основанной на знаниях. - М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. - 176 с.

4. Личность предпринимателя / Г.Е. Третьяк, Н.В. Гуремина, М.В. Цыпленкова, А.А. Султанова, А.Н. Лаптёнок. URL: https://monographies.ru/en/book/view?id=246 (дата обращения: 15.05.2017)

5. Орлова Л.В. Самоорганизация предпринимателей малого и среднего бизнеса: модель функций общественного объединения предпринимателей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 1. - С. 89-93.

6. Козырева И.М. Малое предпринимательство в России: повседневные проблемы и трудности развития // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2015. -№ 1 (37). - С. 43-58.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.05.2017).

8. Исследование частного и семейного бизнеса в России 2016. Вчера, сегодня, завтра. URL: http://www.pwc.ru/ru/publications/family-business-survey-result.html (дата обращения: 15.05.2017).

9. Верховская О.Р., Дорохина М.В., Сергеева А.В. Национальный отчет. Глобальный мониторинг предпринимательства. URL: http://www.gsom.spbu.ru/images/cms/data/faculty/gem_2013_final20_all.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

10. Воронина Ю. Узы крепнут. Семейные компании настроены на рост // Российская Бизнес-газета. -URL: https://rg.ru/2014/12/02/biznes.html (дата обращения: 15.05.2017).

11. Российский выпуск 20-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира. 2017 г. С надеждой всматриваясь вдаль. URL: http://www.pwc.ru/ru/assets/ceo-survey.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

12. Благоприятность условий ведения бизнеса. Российская Федерация. URL: http://russian. doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia (дата обращения: 15.05.2017).

13. Индекс экономического настроения (ИЭН ВШЭ) в IV квартале 2015 года. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indeks-ekonomicheskogo-nastroeniya-indeks-vshe-v-i-kvartale-2015-goda (дата обращения: 15.05.2017).

14. О долгосрочной государственной экономической политике: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129343/ (дата обращения: 15.05.2017).

15. «Дорожные карты». Планы мероприятий в рамках Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата и их исполнение. URL: http://government.ru/roadmaps (дата обращения: 15.05.2017).

16. «Влияние экосистемы МПС на мировую экономику»: панельная сессия Петербургского международного экономического форума // Официальный сайт Петербургского международного экономического форума. URL: https://www.forumspb.com/ru/2017/sections/68/materials/351/sessions/ 1825#translation (дата обращения: 15.05.2017).

17. Diagnosing a firm's internal environment for corporate entrepreneurship / D.F. Kuratko et al. // Business Horizons. - January-February 2014. - V. 57. - Iss. 1. - P. 37-47.

18. Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/investclimate/ (дата обращения: 15.05.2017).

19. Ireland R.D., Kuratko D.F., Morris M.H. Is Your Firm Ready for Corporate Entrepreneurship? // Journal of Business Strategy 27, no. 1, 2006, pp. 10-17.

20. Об утверждении плана реализации в 2015-2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 06.03.2015 № 373-р (ред. от 29.12.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176415/ (дата обращения: 15.05.2017).

REFERENCES

1. Osnovy predprinimatelstva [Fundamentals of Entrepreneurship]. Ed. by N.P. Ivashchenko. Moscow, Ekonomicheskiy fakultet MGU im. M.V. Lomonosova Publ., 2016. 168 p.

2. Osnovy predprinimatelstva [Fundamentals of Entrepreneurship]. Ed. by N.P. Ivashchenko. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 336 p.

3. Pavlov M.Yu. Formirovanie i ispolzovanie tvorcheskogo potenciala cheloveka v ekonomike, osnovannoy na znaniyakh [Formation and use of the creative potential of man in a knowledge-based economy]. Moscow, Ekonomicheskiy fakultet MGU im. M.V. Lomonosova Publ., 2016. 176 p.

4. Tretyak G.E., Guremina N.V., Cyplenkova M.V., Sultanova A.A., Laptenok A.N. Lichnost predprinimatelya [Entrepreneur's personality]. Available at: https://monographies.ru/en/book/view?id=246 (accessed 15 May 2017).

5. Orlova L.V. Samoorganizatsiya predprinimateley malogo i srednego biznesa: model funktsiy obshchestvennogo obedineniya predprinimateley [Self-organization of entrepreneurs of small and medium-sized businesses: a model of the functions of a public association of entrepreneurs]. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika ipsikhologiya, 2015, no.1, pp. 89-93.

6. Kozyreva P.M. Maloe predprinimatelstvo v Rossii: povsednevnye problemy i trudnosti razvitiya [Small business in Russia: everyday problems and development challenges]. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny v regione: fakty, tendentsii, prognoz, 2015, no. 1 (37), pp. 43-58.

7. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ [The Civil Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 N 51-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (accessed 15 May 2017).

8. Issledovanie chastnogo i semeynogo biznesa v Rossii 2016. Vchera, segodnya, zavtra [The study of private and family business in Russia 2016. Yesterday, today, tomorrow]. Available at: http://www.pwc.ru/ru/publications/family-business-survey-result.html (accessed 15 May 2017).

9. Verkhovskaya O.R., Dorokhina M.V., Sergeeva A.V. Natsionalny otchet. Globalny monitoring predprinimatelstva [National report. Global Business Monitoring]. Available at: http:// www.gsom.spbu.ru/images/cms/data/faculty/gem_2013_final20_all.pdf (accessed 15 May 2017).

10. Voronina Yu. Uzy krepnut. Semeynye kompanii nastroeny na rost [The bonds are getting stronger. Family companies are determined to grow]. Rossiyskaya Biznes-gazeta. Available at: https://rg.ru/2014/12/02/biznes.html (accessed 15 May 2017).

11. Rossiyskiy vypusk 20-go Ezhegodnogo oprosa rukovoditeley krupneyshikh kompaniy mira. 2017 g. S nadezhdoy vsmatrivayas vdal [The Russian edition of the 20th Annual survey of executives of the world's largest companies. 2017 With hope peering into the distance]. Available at: http://www.pwc.ru/ru/assets/ceo-survey.pdf (accessed 15 May 2017).

12. Blagopriyatnost usloviy vedeniya biznesa. Rossiyskaya Federatsiya [Favorability of business conditions. Russian Federation]. Available at: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia (accessed 15 May 2017).

13. Indeks ekonomicheskogo nastroeniya (IEN VShE) v IV kvartale 2015 goda [Economic sentiment index (HSE) in the IV quarter of 2015]. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/indeks-ekonomicheskogo-nastroeniya-indeks-vshe-v-i-kvartale-2015-goda (accessed 15 May 2017).

14. O dolgosrochnoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy politike. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 N 596 [On the long-term state economic policy. Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2012 No. 596]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129343/ (accessed 15 May 2017).

15. «Dorozhnye karty». Plany meropriyatiy v ramkakh Natsionalnoy predprinimatelskoy initsiativy po uluchsheniyu investitsionnogo klimata i ikh ispolnenie. ["Road maps". Action plans within the framework of the National Entrepreneurship Initiative to improve the investment climate and their implementation]. Available at: http://government.ru/roadmaps (accessed 15 May 2017).

16. Vliyanie ekosistemy MPS na mirovuyu ekonomiku: panelnaya sessiya Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma [Influence of MPS ecosystem on the world economics. St. Petersburg International economic forum]. Ofitsialny saitpeterburgskogo mezhdunarodnogo jekonomicheskogo foruma Available at: https://www.forumspb.com/ru/2017/sections/68/materials/351/sessions/1825#translation (accessed 15 May 2017).

17. Kuratko D.F. Diagnosing a firm's internal environment for corporate entrepreneurship. Business Horizons, January-February 2014, vol. 57, Iss. 1, pp. 37-47.

18. Agentstvo strategicheskikh initsiativ [Agency for Strategic Initiatives]. Available at: https://asi.ru/investclimate/ (accessed 15 May 2017).

19. Ireland R.D., Kuratko D.F., Morris M.H. Is Your Firm Ready for Corporate Entrepreneurship? Journal of Business Strategy 27, no. 1, 2006, pp. 10-17.

20. Ob utverzhdenii plana realizatsii v 2015-2016 godakh Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Order of the Government of the Russian Federation No. 373-r of 06.03.2015 (Edited on December 29, 2015) "On approval of the plan for the implementation in 2015-2016 of the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the period to 2020"]. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 06.03.2015 N 373-r (red. ot 29.12.2015). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176415/ (accessed 15 May 2017).

Дата поступления 25.05.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.