Научная статья на тему 'Ресурсность высшей школы для социализации личности'

Ресурсность высшей школы для социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСУРСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЛИЧНЫЙ КАПИТАЛ / HIGHER SCHOOL / SOCIALIZATION / RESOURCE / DEVELOPMENT / SOCIAL CAPITAL / PERSONAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тетерин Василий Васильевич

В статье рассматриваются особенности формирования личных и социальных ресурсов у студентов. Доказывается тот факт, что ресурсность высшей школы становится условием и формой социализации личности. Анализируются уникальные и традиционные черты становления личности молодого человека обучающегося в вузе, его социальный и личный капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resource of higher education for the socialization of personality

The article discusses the features of the formation of personal and social resources among students. It is proved that the resource of higher education becomes a condition and a form of socialization of a person. The unique and traditional features of the formation of the personality of a young man studying at a university, his social and personal capital are analyzed.

Текст научной работы на тему «Ресурсность высшей школы для социализации личности»

Ресурсность высшей школы для социализации личности

Тетерин Василий Васильевич

преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Института социальных наук, Иркутского государственного университета, vasiliy.teterin.87@mail.ru

В статье рассматриваются особенности формирования личных и социальных ресурсов у студентов. Доказывается тот факт, что ресурсность высшей школы становится условием и формой социализации личности. Анализируются уникальные и традиционные черты становления личности молодого человека обучающегося в вузе, его социальный и личный капитал.

Ключевые слова: высшая школа, социализация, ресурсность, развитие, социальный капитал, личный капитал

Актуальность развития социальных и личных ресурсов студентов ВУЗов не вызывает сомнений. В современном мире мало обладать знаниями и навыками, необходимо найти среду их применения, устанавливать социальные связи, выстраивать коммуникации и только тогда, молодой человек может рассчитывать на успех. Более того, в течение жизни эти условия приращения социального и личного капитала могут меняться, заставляя получать новый опыт, знания, формы взаимодействия.

Современное общество все больше внимания уделяет такой неуловимой и сложной в измерении составляющей как социальные отношения, поскольку они могут выступать источниками повышения эффективности корпораций и правительств, горизонтальной и вертикальной мобильности индивидов. Учет такого фактора как социальный капитал в разных его формах и проявлениях оказывается важным при изучении вопросов благосостояния общества, уровня развития экономики, общественного развития, функционирования институтов и т.п. В работах классиков социальный капитал (введённый П. Бурдье) позволяет через нематериальные сферы усиливать позиции человека или группы людей [1].

Социальный капитал можно воспринимать как идентификацию аспектов социальной структуры с их функциями, иначе говоря, выявляет ценность аспектов социальной

структуры для акторов как ресурсов в достижении своих целей. Социальные отношения, возникающие в университете, лежащие в основе ресурсов индивида: обязательства и ожидания, которые зависят от надежности социальной среды, способность социальной структуры к передаче информации и норм, сопровождаемых санкциями; виды социальной структуры, формирующие развитие некоторых форм социального капитала (такие ее свойства, как замкнутость, апроприативность социальных организаций).

Рассматривая особенности обучения студентов в ВУЗах мы можем говорить о формировании личного и социального капитала. Иными словами, та информация, что молодые люди черпают во время обучения, которая напрямую относится к рабочим программам по их специальности, производственным практикам, неформальным связям и коммуникациям - может стать основой их успешной реализации в будущем.

Социальный капитал студента, формирующийся во время обучения в вузе, является важным ресурсом наряду с получаемой профессиональной квалификацией. Рассматриваются социальные сети дружбы и сети помощи по учебным вопросам у первокурсников университета: исследуется структура сетей, рассчитываются их характеристики и оценивается взаимосвязь. Взаимодействия студентов на разных факультетах идентичны по характеру, что подтверждается схожей структурой, как сетей дружбы, так и сетей взаимопомощи. Выявлены статистически значимые корреляционные связи между сетевыми характеристиками входящих и

исходящих связей, а также между успеваемостью студента и его положением в социальной сети однокурсников. Дружеские социальные связи более многочисленные, устойчивые и взаимные, чем связи помощи. В каждой сети есть учащиеся, занимающие ключевые позиции с точки зрения посредничества и популярности. Значимым фактором, влияющим на положение студента в сети взаимопомощи по учебе, является успеваемость. Авторы высказывают предположение, что учащиеся, занимающие ключевые позиции в сети как с точки зрения посредничества, так и с точки зрения популярности, имеют наилучшие возможности в использовании социального капитала.

Изменения в приоритетах мотивации и обучения, ценностных и мировоззренческих установках молодых людей отражены в ряде публикаций автора и коллег (И. А. Журавлевой [2,3,4], О. А. Полюшкевич [7]). Инструменты и механизмы развития университетского пространства как условия развития будущего нашли отражение в работах С. В. Малых [6], Ю. В. Заварзиной [5] и другихПоэтому, мы можем утверждать, что важность распределения приоритетов между выделенными в ходе исследования факторами является основной в стратегическом плане развития образования. Она имеет значение в формировании приоритетов, мотивов и целей получения образования и дальнейшего применения полученных знаний на практике в различных сферах жизни.

Наше исследование проходило в 2017 и 2019 году, в нем приняли участие по 1200 студентов (всего 2400) различных специальностей и

ВУЗов Иркутской области, в возрасте от 18 до 24 лет, из них 65% девушки и 35% юноши.

Уровень удовлетворенности обучением напрямую влияет на ресурс-ность обучения в ВУЗе, напрямую связан с социальным и личным капиталом и может восприниматься как вторичный показатель ресурс-ности высшего образования. Уровень удовлетворенности за рассматриваемые три года в отдельных сферах остались такими же (удовлетворенность студенческой средой в 2017 г. удовлетворенность 55,6% в 2019 г. 55,9%; неудовлетворенность в 2017 г. 44,4%, в 2019 г. 44,1%), в отдельных ухудшились (знания по специальности (в 2017 г удовлетворены 43,2%, в 2019 г. -36,6%; не удовлетворены 56,2% в 2017 г. и 63,4% в 2019 г.) и материальными условиями (в 2017 г удовлетворены 44,3%, в 2019 г. -38,7%; не удовлетворены 55,7% в 2017 г. и 61,3% в 2019 г.), а в отдельных улучшились (уровнем преподавания в 2017 г. удовлетворенность 58,3% в 2019 г. 66,4%; неудовлетворенность в 2017 г. 41,7%, в 2019 г. 33,6%).

Таблица 1

Уровень удовлетворенности обучением в

Уровень Знаниями Уровнем Студенче- Матери-

удовле- по специ- препода- ской сре- альными

творенно- альности вания дой услови-

сти ями обучения

2017 201 2017 201 2017 2019 2017 2019

г 9 г г 9 г г г г г

Высоко 18,4 16,8 24,7 32,1 24,7 25,7 17,6 16,3

удовле-

творен

Доста- 23,9 19,8 33,6 34,3 30,9 30,2 26,7 22,4

точно удо-

влетворен

Не очень 23,8 23,9 28,3 21,5 26,7 25,4 29,9 35,8

удовле-

творен

Не удо- 32,4 39,5 13,4 12,1 17,7 18,7 25,8 25,5

влетворен

То, что удовлетворенность знаниями падает, а оценка уровня преподавания растет, является противоречием, которое мы можем объяснить тем, что в ВУЗ приходят школьники имеющие более низкий уровень знаний, чем раньше и поэтому общий уровень знаний более низкий, тогда как преподаватели в силу реформ высшей школы, постоянного обучения и переобучения поставлены в такие условия, что вынуждены регулярно обновлять свои знания и поэтому показывают высокий уровень компетентности.

Среди ответов респондентов можно выделить следующие.

Положительные: Я знаю, где и как можно применять полученные знания в ВУЗе и наши преподаватели - высокопрофессиональные специалисты, идут в ногу со временем, даже при ограниченных возможностях, дают нам представления о современных исследованиях и разработках (М. А., микробиолог, 21 год, 2019 г.). Я очень ценю то место, где сейчас учусь -тут не только дают знания, востребованные на практике, но и сама атмосфера заставляет дышать по новому, развивать новые навыки, раскрывать таланты в КВН, в танцах, интеллектуальных играх и многом другом (А. В., социальный работник, 20 лет, 2017 г.).

Отрицательные: То, чему нас сегодня учат в университете, завтра уже не будет никому нужно. Я учусь, чтобы мама была спокойна. А то, что мне понадобиться на работе, меня не научат этому в ВУЗе (А. Н., экономист, 21 год, 2019 г.). Старые здания, слабенький ремонт, преподаватели так себе, а одногруппники вообще отстали от жизни и я нахожусь тут, потому что пока не могу

уехать, но как только появится возможность - я уезжаю из этой страны навсегда! (С. В., рекламщик, 20 лет, 2019 г.).

За три года доля тех студентов, кто планирует работать по специальности и в смежных с ней возросла, но уменьшилась доля тех, кто планирует работать не по специальности, одновременно при этом расширился сектор тех специальностей, по которым они планируют работать и немного увеличилась группа тех, кто нигде не хотел бы работать (в 92% это девушки, в остальных группах распределение равное).

Таблица 2

Планы на трудоустройство после завершения обучения (в%)

цифры (О. Г., социолог, 22 года, 2019 г.).

Таблица 3

Факторный анализ социального и личного

Уровень удовлетворен- Годы

ности 2017 г 2019 г

По специальности 26,9 29,7

По смежной специально- 21,4 24,4

сти

Работа никак не связана 45,2 38,3

со специальностью

Нигде не работать 6,5 7,6

Хочу попробовать устроиться по специальности, а там - как пойдет. Не зря же я столько лет училась. Не по специальности всегда можно найти место (М. Ю., историк, 20 лет, 2017 г.). Я хочу найти работу по смежной специальности, не чистая психология, но чтобы можно было применять полученные знания, например в управлении персоналом или корпоративной культурой на крупном предприятии (П. В., психолог, 2019 г.). Я совсем не планирую работать по специальности - за году учебы я понял одно, социология - это не моя тема, вот досуг и развлечения - это моя стихия и я хотел бы быть ведущим свадеб и юбилеев, давать свои концерты в клубах. Моя жизнь - это музыка, а не

Фактор Переменные Коэф-фици-ент

Знания -Умения -навыки Вес фактора -16,7. Объяснительная дисперсия - 27,6% Знать базовые основы, историю и современные особенности своей специальности. 0,764

Уметь применять на практике основные подходы и методы своей специальности. 0,732

Обладать навыками систематизации и анализа информации по своей специальности и смежным отраслям знания. 0,687

Соци-ально-ком-муника-бельный Вес фактора -13,3. Объяснительная дисперсия - 23,4% Уметь устанавливать доброжелательную среду для выполнения поставленных задач. 0,697

Снимать напряженность и конфликтные ситуации в учебном и рабочем коллективе 0,651

Создавать условия для эффективного взаимодействия с учетом человеческих особенностей членов группы 0,587

Соци-ально-се-тевой Вес фактора -11,8. Объяснительная дисперсия - 20,4% Устанавливать полезные знакомства и связи на практике для последующей реализации социальных коммуникаций 0,614

Проходить стажировки в различных структурах и организациях, способных повысить уровень компетентности в своей сфере 0,602

Выстраивать межличностное взаимодействие с разными кругами профессионалов 0,565

Общекультурный Вес фактора - 9,7. Объяснительная дисперсия - 16,7% Обладать общим уровнем образовательной культуры, широким кругозором, эрудицией 0,599

Быть осведомленным о последних новинках и изменениях в области культуры и искусства, экономики и политики, экологии и науки в целом 0,565

Постоянно читать новые книги и смотреть развивающие фильмы 0,523

При социализации личности в высшей школе актуализируются различные группы факторов, способствующие формированию социального и личного социального капитала студентов, которые в последующем могут стать основой для профессиональной, социальной реализации. Объяснительный потенциал общей дисперсии 88,1%.

Фактор Знания - Умения -Навыки - раскрывает те знания, умения и навыки, которые должны получить студенты, обучаясь на той или иной специальности. Благодаря ему можно судить о квалификации, уровне подготовки, возможности развития и применения своих способностей в разных профильных сферах деятельности. Как ресурс социального и личного капитала он является основой формирования профессионала, специалиста, мастера своего дела. Среди респондентов он имеет максимальное значение.

Ответы респондентов раскрывают данный фактор следующим образом: без знания основ специальности маловероятно, что куда-то можно устроиться, хотя на практике учат иному, но мы хотя бы азбуку уже знаем (О. А., психолог, 20 лет, 2019 г.), умения и навыки, полученные в вузе - бесценны, так как они дают основу от чего можно оттолкнуться, чтобы развиваться дальше (Л. А., маркетолог, 21 год, 2017 г.).

Социально-коммуникабельный фактор позволяет регулировать социально-психологический климат в учебной группе и коллективе, снимать напряженность, стрессовые моменты, решать и заниматься профилактикой конфликтов. Как ресурс социального и личного капитала он

является способом и навыком, позволяющим решать любые вопросы, связанные с работой, семьей, друзьями. Он универсален и позволяет легко и открыто входить в новые пространства, проекты и регулировать отношений с новой средой на равных. Его доля также достаточно значима для многих опрошенных студентов.

Важность данного фактора прослеживается в следующих ответах: умение договариваться, решать споры и конфликты - это способность, которая помогает в любой ситуации, в любое время, если ты знаешь основные способы ухода от конфликта, можешь манипулировать другими участниками, через опробованные на парах упражнения - ты получаешь плюшки для себя (М. А., государственный и муниципальный служащий, 20 лет, 2019 г.), хорошие коммуникативные навыки еще никому не были лишними, в вузе помогли лично мне их раскрыть, через публичные выступления, ведение аргументации при беседе, уважение к оппоненту и так далее, это то, чем я буду пользоваться всю жизнь (Л. А., социолог, 20 лет, 2019 г.).

Социально-сетевой фактор позволяет выстроить необходимые связи для успешной карьеры, достойной зарплаты, хорошего опыта работы для реализации профессиональных навыков и качеств. Как ресурс социального и личного капитала им пользуются не все студенты, одни не пользуются из-за того, что не развит предыдущий фактор (социально-коммуникабельный) - нами прослежена значимая корреляция (р = 0,005); другие из-за того, что ограничены собственными страхами или страхами своего окружения (родите-

лей, друзей), срабатывают социально-негативные установки (меня не возьмут никуда на приличное место, ведь я из простой семьи (А. М., технолог, 20 лет, 2017 г.), я не смогу найти хорошую работу, так как ни у меня, ни у моих родителей нет нужных связей (П. О., экономист, 21 год, 2019 г.).

Те же, кто пользуются им и выделают как значимый, говорят обратные вещи: я смог себя зарекомендовать на практике самым лучшим образом, там ведь тоже смотрят, чтобы голова была на плечах и чтобы говорить мог нормально (С. В., аналитик, 22 года, 2019 г.), я хорошо себя показала на одном месте практики, а потом меня пригласили на оплачиваемую стажировку на все лето туда же и как закончу ВУЗ, я уезжаю в их главный офис работать - я смогла себя зарекомендовать (М. Ю., химик, 22 года, 2017 г.).

Общекультурный фактор позволяет сформировать общий уровень культуры и эрудиции, быть вхожим в любые круги, быть в курсе последних актуальных, новых, модных открытий, изобретений, проектов.

Важность этого фактора социального и личного капитала ценят не все, но все же и он есть среди ответов молодых людей. Они отмечают следующее: я получил много знаний о том, что к моей специальности не имеет прямого отношения, но это обогатило мой личный багаж, я могу рассказать интересные истории в компании, заинтересовать девушек каким-то необычными фактами, я прямо чувствую, как данные знания работают на меня (П. Н., менеджер, 19 лет, 2019 г.), я узнал интересные вещи на общих предметах и на конференциях, которые проводятся у

нас - это стало моим багажом и уже несколько раз себя ловил на том, что рассказываю друзьями истории, которые рассказывали мои преподаватели, говорю их словами и это создает какой-то интерес и уважение ко мне со стороны знакомых и даже неизвестных мне людей, случайно попавших в нашу компанию (А. В., юрист, 22 года, 2017 г.).

Выделенные нами факторы позволяют очертить формы успешной социализации молодого человека. При гармоничном сочетании всех четырех базовых факторов - возможна успешная социализация после завершения обучения в ВУЗе, при доминировании одного или нескольких факторов - могут быть сложности при реализации, но они могут компенсироваться большей выраженностью отдельных факторов.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что ресурсность высшей школы обладает высоким потенциалом для современных молодых людей. Уровень удовлетворенности обучением и планы на работу по специальности являются одними из ключевых показателей роста социального и личного капиталов. Развитие данных направлений деятельности приведет к развитию не только человеческого капитала в регионе и в стране в целом, но и позволит развивать территории Российской Федерации через кадры, обученные на местах.

Литература

1. Бурдье П. Homo academicus. М.: Издательство ИЭП, 2018. 464 с

2. Журавлева И.А. Образование в ресурсном пространстве молодежи // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований Материалы XVII Всероссийской

научной конференции молодых ученых в области гуманитарных и социальных наук. Редколлегия: В.В. Петров, А.Н. Артемова, О.А. Персидская, А.А. Санженакова. Новосибирск, НЦ РАН, 2019. С. 136-139.

3. Журавлёва И.А. Образовательный контекст трудовой реализации российской молодёжи // DIXI -2019 : идеи, гипотезы, открытия в социально-гуманитарных исследованиях сборник научных трудов. Хабаровский государственный университет экономики и права. Хабаровск, 2019. С. 71-78.

4. Журавлева И.А., Тетерин В.В. Стратегия модернизации российского образования (социально-философский аспект) // Трансгрессия социокультурного пространства Материалы V Всероссийской научной интернет-конференции. Иркутск, ИГУ. 2017. С. 35-43.

5. Заварзина Ю.В., Батьянова Л.Н., Москвитина Н.В. Социально-ресурсное обеспечение конкурентоспособности территории в пространстве сетевого взаимодействия // Социальная реальность виртуального пространства материалы I Международной научно-практической конференции. Иркутский государственный университет; Под общей редакцией О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. Иркутск, ИГУ. 2019. С. 315-318.

6. Малых С.В. Социальная ответственность университета в развитии территории // Социология. 2019. № 3. С. 75-79.

7. Полюшкевич О.А. Социальное образование как технология социальных лифтов // Социальное образование в современной России: смена парадигм и поиск новых решений научно-методические мате-

риалы : К 25-летию социологического образования в России. Иркутск, ИГУ. 2014. С. 96-99.

Resource of higher education for the socialization of personality

Teterin V.V.

Irkutsk State University

The article discusses the features of the formation of personal and social resources among students. It is proved that the resource of higher education becomes a condition and a form of socialization of a person. The unique and traditional features of the formation of the personality of a young man studying at a university, his social and personal capital are analyzed.

Key words: higher school, socialization, resource, development, social capital, personal capital

References

1. Bourdieu P. Homo academicus. M .: IEP

Publishing House, 2018.446 s

2. Zhuravleva I.A. Education in the youth resource space // Actual problems of humanitarian and social research Materials of the XVII All-Russian scientific conference of young scientists in the field of humanities and social sciences. Editorial Board: V.V. Petrov, A.N. Artemova, O.A. Persian, A.A. Sanzhenakova. Novosibirsk, SC RAS, 2019.S. 136-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zhuravlyova I.A. The educational context of

the labor realization of Russian youth // DIXI - 2019: ideas, hypotheses, discoveries in social and humanitarian studies, a collection of scientific papers. Khabarovsk State University of Economics and Law. Khabarovsk, 2019.S. 71-78.

4. Zhuravleva I.A., Teterin V.V. The modernization

strategy of Russian education (socio-philosophical aspect) // Transgression of the socio-cultural space Materials of the V All-Russian Scientific Internet Conference. Irkutsk, ISU. 2017.S. 35-43.

5. Zavarzina Yu.V., Batyanova LN, Moskvitina

N.V. Social and resource support for the competitiveness of the territory in the space of network interaction // Social reality of the virtual space materials of the I International scientific and practical conference. Irkutsk State University; Under the general editorship of O. A. Polyushkevich, G. V. Druzhinin. Irkutsk, ISU. 2019.S. 315-318.

6. Malykh S.V. Social responsibility of the university in the development of the territory // Sociology. 2019.No 3.P. 75-79.

7. Polyushkevich O.A. Social education as a technology of social elevators // Social education in modern Russia: a paradigm shift and the search for new solutions, scientific and methodological materials: On the 25th anniversary of sociological education in Russia. Irkutsk, ISU. 2014.S. 96-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.