Научная статья на тему 'Особенности стратегического развития человеческого капитала'

Особенности стратегического развития человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / STRATEGIC DEVELOPMENT / HUMAN CAPITAL / OIL COMPANIES / HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пружинин А. Н.

В статье проводится анализ стратегического развития человеческого капитала. Анализируются условия и формы развития человеческих ресурсов отечественных нефтяных компаний. Выделяются социальные, экономические и культурные ресурсы для стратегического развития человеческого капитала нефтяных компаний.The article analyzes the strategic development of human capital. The conditions and forms of development of human resources of domestic oil companies are analyzed. Social, economic and cultural resources are allocated for the strategic development of the human capital of oil companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического развития человеческого капитала»

Особенности стратегического развития человеческого капитала

Пружинин Александр Николаевич

преподаватель кафедры государственное и муниципальное управление Института социальных наук Иркутского государственного университета, [email protected]

В статье проводится анализ стратегического развития человеческого капитала. Анализируются условия и формы развития человеческих ресурсов отечественных нефтяных компаний. Выделяются социальные, экономические и культурные ресурсы для стратегического развития человеческого капитала нефтяных компаний.

Ключевые слова: стратегическое развитие, человеческий капитал, нефтяные компании, человеческие ресурсы

В полноценный процесс воспроизводства человеческого капитала включают не только представителей бизнеса, но и государство, гражданское общество. Развитие человека начинается с самого рождения и от благополучия и современности оборудования, социального капитала всей среды в целом зависит раскрытие потенциала человека. Современная теория рассматривает развитие человеческого капитала на международном, национальном, региональном и индивидуальном уровнях. В предыдущих параграфах мы уже касались практики международного уровня. Теперь же, подробно рассмотрим национальный и региональный уровни. Рекомендации будут представлены для государственных органов и нефтегазовых компаний, как основных потребителей человеческих ресурсов.

Востребованной характеристикой современного сотрудника, как для государственных структур, так и для бизнеса, являются когнитивные качества человека, его способности принимать управленческие решения в условиях неопределенности, находить эффективные пути решения производственных задач. Подобные качества сотрудников обеспечивают компаниям конкурентное преимущество, инновационный капитал, рост прибыли. В целом, устойчивое развитие компании в неустойчивой современной экономики, гарантии в острой борьбе за лидерство на рынке. И в условиях современной экономики побеждает тот, кто первым использует новые возможности. Данный аспект рассматривался в ряде работ Г. В. Дружинина [1,2,3], М. Г. Тирских [10], О. А. Полюшкевич [4,5], В. А. Скуденкова [9], и автора [6,7,8].

А в соответствии с этим государством в своих программах развития человеческого капитала особое внимание

необходимо уделить высшему образованию. Сегодня сложилась ситуация, что лишь 20% регионов России способны обеспечить себя необходимым количеством трудовых ресурсов и инновационными потенциалом, 14% этих регионов образовательные центры. Большая часть которых расположена в европейской части России [6]. Весь академический поток России направлен в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, что оставляет регионы Сибири и Дальнего Востока без возможности формировать свой человеческий капитал, поскольку большая часть выпускников Московских и Питерских ВУЗов остается в этих регионах для трудоустройства.

Осложняет ситуацию то что исследовательских центров нет в Сибири и Дальнем Востоке. Это осложняет задачу местных властей в формировании приоритетов развития региона. Решением подобной ситуации может стать только создание опорных ВУЗов и создание научно-исследовательских центров в Сибири и на Дальнем Востоке, что, во-первых, выровняет академические потоки, во-вторых позволит регионам эффективнее формировать свой человеческий капитал, в-третьих косвенно посодействует в проблеме экономической самостоятельности регионов. Что немало важно в повышении ИРЧП регионов России, поскольку депрессивные регионы не могут самостоятельно развивать свою инфраструктуру и являются для экономики России вечным минусом. Поэтому развитие высшего образования в России одна из приоритетных задач. Также здесь играет большую роль профессиональная переподготовка. Широкие возможности в повышении квалификации или переходе в другую профессию позволяет гарантировать развитие экономической системы. Особенно это актуально в условиях дефицита рабочей силы, ведь если не хватает количества- необходимо брать качеством. Качественное высшее образование позволяет решить или подгото-

виться к решению к большинству сложных вопросов воспроизводства человеческого капитала, а также является главным ресурсом для перехода в информационную экономику «знаний».

Изменение места и роли человеческого фактора в современной экономике обязывает науку и субъектов управления переориентироваться с цели получения прибыли, на цель «создание когнитивного» человека. Опыт развитых стран показывает, что стоимость интеллектуальных активов уже превышает стоимость земли, промышленного оборудования, капитала. Соответственно государство разрабатывает программы по развитию науки и инфраструктуры, в первом стало запуск Сколково, помощь в развитии регионов осуществляет нефтегазовые российские компании, это не является комплексной программой по воспроизводству инновационного человеческого капитала, а всего лишь улучшением его отдельных звеньев. Можно сказать, что информационное общество, на началах своего становления от предыдущего строя отличается в первую очередь согласованностью действий между всеми социальными акторами. В инновационном обществе и экономики сильны эмерджент-ные свойства государства. Обеспечивается это условия благодаря хорошо развитой инфраструктуре, макроэкономической стабильности, высокой предпринимательской активности населения, всё это требует качественных управленческих мер и стратегий.

С точки зрения управленческого подхода в воспроизводстве человеческого капитала на государственном уровне, требуется начать с национального уровня. Российское Правительство давно намеревалось создать экспертное сообщество в своей структуре, для разработки программ развития государства, так вот научный совет по развитию человека при Правительстве РФ сейчас как раз актуален. В его структуру должны входить эксперты и ученые экономических, социальных и других наук, государственных и негосударственных

учреждений. Главная цель которого разработка методик по развитию человеческого капитала страны, прогнозирование возможных проблем и разработка мер их преодоления.

Разработка государственной программы по комплексному развитию человеческого капитала. Реализация подобной программы может быть осуществлено после создания на базе ведущих университетов страны экспериментальных научно-исследовательских институтов.

После обеспечения научными методами воспроизводства человеческого потенциала входит составляющая здоровья, продолжительности жизни и демографической ситуации. Для этого предлагается разработать систему социально-экономического и научного обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. Разработка единой системы по обеспечению регионов достаточным количеством организаций «воспроизводящих человека» - научных, производственных, лечебно- оздоровительных, санаторно-курортных, образования, культуры спорта и туризма. А также реализация идеи здорового образа жизни, как высшей ценности современного социума.

Разработка и принятие концепции семьи, которая на законодательном уровне прописывает обеспечение, необходимое для воспроизводства человеческого капитала (здоровья, образования, развития интеллектуальной сферы) [7].

На основе созданных методик и критериев воспроизводства человеческого капитала создать систему мониторинга изменения развития человеческого капитала, позволяющая отслеживать и прогнозировать изменения в развитии человека. Дополнительной задачей становится разработка рекомендаций для региональной власти, бизнеса, образовательных учреждений по воспроизводству человеческого капитала.

Для развития предпринимательства и его выхода на международную арену, расширение помощи бизнесу через

предоставление необходимой информации, привлечения инвесторов. Выстраивание тактических и стратегических программ развития бизнес, как на национальном, так и на региональном уровне с учетом изменений на внешнем рынке и региональных особенностей ведения бизнеса.

Приоритет поддержки инновационного бизнеса, как мотивация субъектов рыночной экономики на разработку и внедрение инноваций. Организация новаторской деятельности невозможно без программ устойчивого развития- социальной внутренней политики бизнеса. А также без центров обучения инновационных процессов. Для развития новаторской деятельности государству необходимо развивать кадры, понимающие структуру инновационных процессов и способы их организации. Создание подобных центров создаст возможность и будет стимулировать ученых, бизнесменов, управленцев, инженеров, проектировщиков по развитию инновационной деятельности. Подобный метод вполне может запустить волну распространения новаций в стране и расширения инновационной инфраструктуры.

Особой статьей становится поддержка и развитие гражданского общества, формирование культуры, где главной ценностью становятся личное благополучие, которое должно быть обеспечено качественным образованием, медициной, инфраструктурой, повлечет за собой гражданскую активность в социально-экономическом плане. Власть и бизнес начнут получать обратную связь о своей деятельности, гражданские инициативы, их реализация станут хорошей помощью в развитии государства, что в конечном итоге выразится в росте экономических благ. Под эту цель рекомендуется создание «Национального банка человека» главная цель которого в управлении, развитии и реализации гражданских инициатив в воспроизводстве человеческого капитала [3]. Подобный центр может обучать проектной деятельности, устраивать конкурсы

на решение социальных и экономических задач, аккумулировать и выдавать средства для реализации проектов граждан. Финансирование банка может проходит за счет бюджетных и внебюджетных средств. Подобный банк мог бы взять на себя функцию развития социальной ответственности бизнеса, в первую очередь для нефтегазовой отрасли. Зачем нужна социальная ответственность, какую выгоду компании могут получить и т.п. Также в задачи банка может входить анализ социальной ответственности бизнеса и разработка рекомендаций по присвоению себе новых статусов социально ответственной компании.

На региональном уровне рекомендуется внедрение новых технологий производства уже существующей промышленности. Прогнозирование кадровой политики и развитие центров переподготовки, задача которых - это увеличение мобильности и качества рабочей силы. Прогноз кадровой политики вместе с подобными центрами может обеспечить своевременное наполнение отраслей трудовыми ресурсами.

Создание центров прогнозирования и развития человеческого капитала в регионе с учетом характеристики социально-экономического положения региона. Поиск возможных инвестиционных ресурсов для развития региона. Реализация информационных баз, для осуществления программ электронного правительства [5].

Опыт реализации промышленных форумов показал, что количество компаний-участниц недостаточно для России, в соответствии с этим необходимо усилить информационные компании для привлечения нефтегазовых компании к участию в данном форуме.

Дополнительной задачей в переходе в информационному обществу становится информатизация социума. Но как уже отмечалось ранее, постиндустриальное общество определяется в первую очередь согласованностью действий всех трех основных субъектов управления развитием государства:

гражданское общество, предпринимательство, органы государственного управления. А поэтому России на первых порах необходимо наладить диалог между властью бизнесом и людьми, распределить функции, закрепить их законодательно, и приступить к реализации. Поэтому дальше мы рассмотрим рекомендации для нефтегазовых компаний, которые имеют сложности с воспроизводством человеческого капитала и его главным инструментом - социальной ответственностью

В первую очередь многим нефтегазовым компаниям, не имеющим программ устойчивого развития, планов внутренней и внешней социальной ответственности необходимо осознать - социальная ответственность может являться инвестированием в своё развитие. Проблема негативного восприятия социальной ответственности началось с навязывания государством КСО нефтяным компаниям. Поэтому КСО часто воспринимают, как ещё один налог, который нужно понизить. Поэтому нефтяные компании в первую очередь должны рассмотреть свою социальную ответственность, как инвестиции в производительность своего персонала, надежность промышленного оборудования, положительный имидж в глазах населения и государственной власти для лоббирования своих интересов. Более того встречается практика, когда нефтяным компаниям приходится осуществлять развитие инфраструктуры региона за право добычи углеводородов на этой территории. Следовательно, самый противоречивый вопрос- это внешняя социальная ответственность.

Современным нефтяными компаниям необходимо инвестировать в образование и науку. Сегодня самыми обеспеченными направлениями в области внешней КСО компаний является спорт и культура, дальше идет медицина, экология, социальная инфраструктура территории, и, наука и образование. Как правило сложившаяся социальная поддержка подобных мероприятий не носит системности, и глав-

ное не повышает хотя косвенно прибыль нефтяных компаний. Инвестиции в образование и развитие сотрудничества с ВУЗами, школами могли помочь нефтяным компаниям вопрос острой кадровой нехватки, дополнительно поспособствовали развитию образовательных учреждений. Сотрудничество с научными и исследовательскими центрами поспособствовало бы улучшению характеристик технологического и промышленного оборудования, сокращение затрат на его содержание, износостойкость и т.п. как итог сохранение финансов, их увеличение. Также эксперты могли бы давать рекомендации по внутренней организации фирмы - согласованности полномочий и функций между подразделениями. На наш взгляд, с учетом приоритетов интересов нефтяных компаний и их обязательств, первыми тремя направлениями внешней социальной ответственности должны быть: наука и образование, здравоохранение, экология, ресурсосбережение.

В вопросах развития инфраструктуры региона присутствия ориентироваться не только на запросы власти, но и жителей территорий. Если во взаимодействии с нефтяной промышленностью появляется общественность - это будет создавать максимально благоприятный имидж в глазах населения, положительным эффектом для компании это будет обладать при условии набора персонала на территории присутствия [7].

Внутренняя социальная ответственность нефтяных компаний уже традиционно исполняет необходимый минимум перед своими сотрудниками: своевременная выплата зарплаты, оплата отпуска, больничного, наличие дополнительных социальных гарантий. Это безусловно помогает сохранить нужный уровень характеристик человеческого капитала компании, но не отвечает задачам его воспроизводства. Для повышения производительности необходимо вводить инструменты корпоративного обучения с помощью корпоратив-

ных институтов, подготавливающих сотрудников именно к тем управленческим, организационным и промышленным вопросам, которые нужны компании. Практика взаимодействия с образовательными центрами и курсами переподготовки решает подобные задачи, но уступает по эффективности корпоративному обучению. Передовой практикой в корпоративном обучении обладает компания «Газпром» которая с 1 руб. инвестиций в своего сотрудника получает 4 руб. прибыли. Эта практика решает вопрос когнитивного капитала, который несёт в себе два основных актива: рыночный - тот потенциал который максимально эффективно реализуется при высоком когнитивном потенциале. Человеческие активы- совокупность коллективных знаний, лидерских, управленческих качеств. Помимо введения практики корпоративного обучения для повышения когнитивного капитала компании, необходимо вводить структурные подразделения (расширять полномочия уже имеющихся) специализирующихся на вопросах развития человеческого капитала с точки зрения структурного и организационного капитала.

В современных нефтяных компаниях нет отделов по развитию этих видов капиталов. Основная функция структурного капитала- это управление потоком информации во времени в пространстве компаний, сокращение времени обменных процессов информации и знаний, сокращение принятия управленческих решений и технологических процессов, иными словами это анализ взаимодействий сотрудников между друг другом и повышение эффективности этого взаимодействия. В соответствии с этим вторая функция данного капитала - это передача, объединение знаний и опыта. Подобный анализ необходим не только для рационализации взаимодействия сотрудников, но и для согласования новых функций со старыми при усложнении структуры фирмы. Подобным капиталом в первую

очередь пользуются передовые инновационные компании Intel, Sony, ADM, в их практике подобный капитал необходим для распределения производственного или управленческого ноу-хау, иными словами реализовывать «прорывные» идеи сотрудников в практике компании без «залёживания» проектов, установления интеллектуальной собственности и награждения новатора, введения его проекта в обыденную жизнь членов команды и всей фирмы. Внешняя функция структурного капитала компании - это своевременное реагирование на меняющиеся обстоятельства рынка.

Развитие социальной ответственности бизнеса- выгодно самому бизнесу, как показало исследование в предыдущем параграфе топ-менеджеры пренебрегают им из-за так называемой «психологии временщиков», соответствующая политика не ориентирована на долгосрочное развитие, её главная цель прибыль. Современные управленческие методологии доказывают, что при смещении акцентов с прибыли на воспроизводстве человеческого капитала, применение новых управленческих форм, разработке стратегий долгосрочного развития и добросовестное качество исполнения своих обязанностей перед стейкхолдерами, прибыль компании планомерно увеличивается, сокращаются угрозы срывов планов по развитию компании. Иными словами, воспроизводство человеческого капитала - это выгодная, надежная стратегия по получению прибыли и развития компании [8].

Развитие человеческого капитала России, в первую очередь его интеллектуальных особенностей - это процесс, который выгоден государству, бизнесу и обществу. Организация подобного процесса требует активного участия всех членов общества, организаций его потребляющих и создающих. Как показывает практика западных компаний и государств- инвестиции в человеческий капитал приносят прибыль ещё большую, чем инвестиции в традиционные факторы капитала: земля, оборудование,

недвижимость. Большая доля экономики развитых государств состоит из реализации человеческих активов, нежели из материальных активов. И Россия стремится туда же. Для этого необходимо создавать социальную экономику - это необходимость в сложившихся условиях, если Россия не начнет повышать долю ВВП в инвестирование в науку и образование, здравоохранение, социальную политику, то к 2025 году мы можем получить сильнейший разрыв между нашим уровнем человеческого капитала и уровнем стран запада, большой семерки. Увеличение инвестиций до 20-30% от ВВП, создание социальной экономики — это только начало. Впереди перед государством стоят задачи по созданию конструктивного диалога между собой и бизнесом, нахождению новых взаимовыгодных форм сотрудничества, как мы уже не раз замечали: переход к информационному обществу начинается с разграниченных функций, согласованности действий и единой стратегии развития между предпринимательством, государством, гражданским обществом. Для государства приоритетными задачами в области развития человеческого потенциала являются развитие образования и науки. Создания исследовательских центров в Сибири и Дальнем Востоке, развития систем переподготовки. Создание экспертного общества в структуре Правительства РФ по воспроизводству человеческого капитала, а также разработки стратегий по развитию регионов [9]. Автономность экономики регионов России важная часть в формировании человеческого капитала, поскольку это условие, в дальнейшем позволит экономике страны развиваться быстрее и увеличивать долю инновационного потенциала секторов промышленности и увеличивать качество жизни в целом. На региональном уровне задача государственной власти на данный момент - это помощь во внедрении практики разработки кадровой политики региона. Для его прогноза его насыщения кадровыми ресурсами.

Партия бизнеса также важна для воспроизводства человеческого капитала. Современные нефтяные компании представляют нашу страну на международном рынке, а нефтегазовый сектор экономики - это примерно половина бюджета Российской Федерации, поэтому обеспеченность кадровыми ресурсами необходимое условие. Нефтегазовые компании, своей внешней социальной ответственностью помогают развиваться науке и образованию, спорту и здравоохранению, что в целом повышает уровень жизни в регионах присутствия, и как следствие увеличивает экономический эффект от человеческих ресурсов. В развитии своей внешней социальной ответственности нефтяным компаниям необходимо сменить приоритеты КСО с одноразовой помощи на плановую с достижением результатов, выгодными нефтяной компании. К этим направлениям в первую очередь относятся наука и образование, далее следует здравоохранение, как ключевое условие для развития и реализации любого человека и обязательные направления: соблюдение норм экологической безопасности и сокращение энергозатрат. Данная модель КСО может подходить к любой нефтяной компании и удовлетворяет всех основных стейкхолдеров.

Дальнейшие меры касаются внутренней системы ответственности. Для наибольшей отдачи от роста производительности персонала нефтяным компаниям необходимо вводить функции по развитию структурного и организационного капитала, анализировать происходящие рабочие процессы и управленческие решения, внедрять новые управленческие технологии [10]. Наиболее приоритетным направлением развития своего человеческого капитала для нефтяных компаний является корпоративное обучение, которое реализуется, как собственным корпоративным институтом, так и с помощью внешних образовательных центров, государственных и негосударственных организаций.

Нефтяным компаниям в целях комплексного воспроизводства человеческого капитала следует:

1. Выбрать преимущественным направлением внешней социальной ответственности науку и образование для обеспечения своего производства квалифицированными рабочими и управленческими кадрами.

2. Разрабатывать и реализовы-вать практику корпоративного обучения для повышения квалификации персонала для эффективного решения управленческих и производственных вопросов с учетом условий и особенностей развития компании.

3. Добавить в структуру своих подразделений отдела по управлению и развитию человеческого капитала компании для целенаправленного и комплексного развития всех характеристик человеческого капитала, в том числе структурного и организационного капитала компании.

4. Развитие практики взаимодействия с общественными гражданскими организациями с целью поддержки гражданских инициатив в сфере развития инфраструктуры региона для реализации подобных проектов и создания положительного имиджа в общественном мнении.

5. Выстраивание корпоративной социальной ответственности согласно следующей модели: наука и образование, здравоохранение, экология, энергосбережение, остальное для максимальной выгоды самой компании и соблюдении обязательств перед государством и гражданами, а также для максимальной пользы от социальной политики компании в воспроизводстве внутреннего и внешнего человеческого капитала.

Важным этапом в развитии человеческих ресурсов нашей страны является конструктивный диалог власти и бизнеса, который подразумевает активное участие общественности. Согласованность ролей и действий, общая стратегия, позволит максимально быстро

достигнуть устойчивой экономики и создать условия для перехода в информационное общество.

Литература

1. Дружинин Г. В. Корпоративные общности и их роль в изменении социально-правового пространства // Теория государства и права. 2019. № 1. С. 3943.

2. Дружинин Г. В., Пружинин А. Н. Воспроизводство человеческого капитала в отечественных компаниях // Социология. 2019. № 3. С. 62-70.

3. Дружинин Г. В., Пружинин А. Н., Мамруков Е. В. Стратегии развития человеческого капитала нефтяных компаний // Социология. 2019. № 1. С. 114-123.

4. Полюшкевич О. А. Введение в корпоративную социальную ответственность. Иркутск. Изд-во ИГУ, 2013. 146 с.

5. Полюшкевич О. А. Тенденции развития корпоративной социальной ответственности: федеральный и региональный аспекты // Проблемы управления развитием социальных систем: личности, организации, территории. Сборник научных трудов. Иркутск, 2014. С. 103-110.

6. Полюшкевич О. А., Пружинин А. Н. Ресурсы развития человеческого потенциала в крупных нефтяных компаниях Иркутской области // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Под науч. ред. Н.Н. Даниленко, О.Н. Баевой. 2018. С. 341-346.

7. Пружинин А. Н. Человеческий капитал нефтяных компаний // Социология. 2018. № 4. С. 151-154.

8. Пружинин А. Н. Анализ корпоративного образования нефтяных компаний (на примере компаний «Роснефть» и «Газпром нефть») // Государственная служба. 2019. № 4. С. 58-65.

9. Скуденков В. А. Роль экономических санкций в изменении качества жизни и социально-экономических притязаний россиян (на примере Иркутской области) // Социология. 2018. № 3. С. 250-255.

10. Тирских М. Г., Дружинин Г. В. Корпорируемость социальных общностей: социологические и правовые аспекты // Социология. 2019. № 4. С. 6073.

Features of the strategic development of

human capital Pruzhinin A.N. Irkutsk State University

The article analyzes the strategic development of human capital. The conditions and forms of development of human resources of domestic oil companies are analyzed. Social, economic and cultural resources are allocated for the strategic development of the human capital of oil companies. Key words: strategic development, human

capital, oil companies, human resources References

1. Druzhinin GV Corporate entities and their role

in changing the socio-legal space // Theory of State and Law. 2019.No 1. S. 39-43.

2. Druzhinin G. V., Pruzhinin A. N. Reproduction

of human capital in domestic companies // Sociology. 2019. No. 3. P. 62-70.

3. Druzhinin G. V., Pruzhinin A. N., Mamrukov

E. V. Strategies for the development of human capital of oil companies // Sociology. 2019.No 1. S. 114-123.

4. Polyushkevich O. A. Introduction to corporate

social responsibility. Irkutsk ISU Publishing House, 2013.146 s.

5. Polyushkevich O. A. Trends in the development of corporate social responsibility: federal and regional aspects // Problems of managing the development of social systems: individuals, organizations, territories. Collection of scientific papers. Irkutsk, 2014.S. 103-110.

6. Polyushkevich O. A., Pruzhinin A. N. Resources for the development of human potential in large oil companies in the Irkutsk region // Activization of the intellectual and resource potential of the regions. Materials of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Under the scientific. ed. N.N. Danilenko, O.N. Bayeva. 2018.S. 341-346.

7. Pruzhinin A. N. The human capital of oil companies // Sociology. 2018. No. 4. P. 151154.

8. Pruzhinin A. N. Analysis of corporate education of oil companies (for example, Rosneft and Gazprom Neft) // State service. 2019.No 4.P. 58-65.

9. Skudenkov V. A. The role of economic sanctions in changing the quality of life and socio-economic claims of Russians (on the example of the Irkutsk region) // Sociology.

2018. No. 3. P. 250-255.

10. Tirskikh M. G., Druzhinin G. V. The corporatability of social communities: sociological and legal aspects // Sociology.

2019.No 4.P. 60-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.