Научная статья на тему 'Креативный предпринимательский университет (на примере ИГУ)'

Креативный предпринимательский университет (на примере ИГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / БУДУЩЕЕ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малых С.В.

В статье дается анализ перспектив развития университетов в будущем. На примере Иркутского государственного университета показывается перспектива развития креативного предпринимательского университета, особенности воздействия на территорию области и страны и специфику формирования связей высшей школы и реза вития территории в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативный предпринимательский университет (на примере ИГУ)»

Креативный предпринимательский университет (на примере ИГУ)

Малых С.В.

В статье дается анализ перспектив развития университетов в будущем. На примере Иркутского государственного университета показывается перспектива развития креативного предпринимательского университета, особенности воздействия на территорию области и страны и специфику формирования связей высшей школы и реза вития территории в целом.

Ключевые слова: креативный университет, предпринимательский университет, развитие университета, будущее университетов

Через высшее образование проходит наиболее активная часть населения, способная развивать социальную структуру. При всей традиционности передачи знаний в рамках института образования, в современных университетах формируется новая среда и система воспроизводства и передачи знания. Современные рамки «общества знания» создают новые ориентиры как знания, так и способов его передачи.

Одним из векторов развития Иркутского государственного университета выступает - развитие предпринимательского сектора. «Под этим термином понимают высшее учебное заведение, способное привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения своей деятельности, университет, использующий инновационные методы обучения» [10, С. 52]. Она выражает тот смысл, что идет поиск ресурсов, которых на данный момент времени в университете нет. Эти ресурсы не ограничены финансами, они могут активизировать социальную активность, интеллектуальный и социальный капитал и вместе с этим приводить к новому ресурсному развитию.

Предпринимательство в университете - это процесс инновационного развития культуры, способствующий общественному прогрессу во всех сферах жизни. Предпринимательство в университете рож-

дает креативный процесс воспроизводства знаний и формирует сам «креативный класс» (Р. Флорида).

Анализируя современное состояние ИГУ, мы можем сказать, что по типологии Ропке, ИГУ как предпринимательский университет развивается частично: сопряженное развитие университета и региона выстроено во множество линий и отражено в ряде публикаций [2,5,6]; члены университета (студенты, преподаватели, администрация) выступают в роли предпринимателей, реализуя культурные, социальные и бизнес проекты, нацеленные на внутреннюю и внешнюю среду университета (Грошева [1] и др., Полюшкевич [7,8,9]); предпринимательское поведение ИГУ как организации выражается в участии в крупных экономических и культурных мероприятиях, проводимых в городе, регионе и стране, а также других технологиях внедрения знаний, полученных в стенах университета в практике.

Важным условием развития ИГУ выступает гибкое взаимодействие с внешней средой. «Предпринимательский университет - это высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах - генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практикупутем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой» [10, С. 55].

Внутренняя социальная среда, формирующая принципы и приоритеты социальной и личной ответственности, индивидуальной включенности в процесс корпоративного

развития университетов, рождает потребность в самостоятельном поиске ресурсов.

Формирование междисциплинарных групп решающих задачи поиска ресурсов, нацеленные не только на производство знания, но и его актуализацию для общественности, презентацию для бизнеса, потенциал для общественного прогресса. Это способствует снижению ограничений представителями различных культур (естественно-научной, гуманитарной, технической). Примером такого взаимодействия выступает Научное сообщество ИГУ «ОСНОВА», предполагающее объединение студентов различных специальностей для решения, организации и проведения совместных проектов и исследований. А также социальные и культурные проекты Профкома ИГУ, нацеленные на активизацию социальной активности студентов и преподавателей, вовлечение их в совместную не учебную деятельность, приводит к формированию неформальных связей, способствующих развитию креативных идей.

Или же организованный в ИГУ конкурс научных проектов «Человеческий капитал Сибири», которые привлек внимание и участие специалистов и студентов разных областей знаний: от социологов до государственных и муниципальных служащих; от историков и политологов до психологов и математиков, от физиков до филологов. Идеи, проекты, новации позволили сформировать основу комплексного развития Сибири как макрорегиона, предложения оформленные в результате анализа всех проектов были представлены в Аппарат Гу-

бернатора и Правительства Иркутской области, для корректировки существующих стратегических планов развития области. Безусловно, не все идеи и модели, предложенные участниками найдут свою реализацию, но идея проекта - развития человеческих ресурсов региона через привлечение специалистов разных областей знаний позволяет говорить о выходе на новый уровень трансформации и применения полученных в университете знаний в изменение реальной социальной политики в регионе.

Еще одним примером выступает проведение креативных конференций в Иркутске в ИГУ (в 2018 и 2019 годах). Тренды и тенденции, определенные в ходе конференций, укрепляются и обретают материальные формы, завоевывают последователей и сторонников. Созданное информационное поле расширяется и вовлекает все больше акторов, в текущем году партнерами Института социальных наук Иркутского государственного университета выступили представители деловых кругов: Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области», Ассоциация выпускников Президентской программы Иркутской области, традиционно нас поддержало Министерство образования, администрация города, администрация университета.

Рядом с классическими университетскими функциями: образования, просвещения, развития, формируются новые задачи: экономической активности, технологической конкурентоспособности, инновационной актуальности, трансфе-

ра инновационных технологий, вывод на рынок продуктов научного поиска, новые бизнесы, развитие и управление интеллектуальной собственностью и много другого. Современный университет - это место соединения экономики и творчества, инновационных технологий и фундаментализма, креативности и основательности. Современный университет - продукт сотворчества в эпоху креативной экономики.

Креативное творчество связано с инновациями, которые являются основополагающими для образовательной, административной, научной, управленческой и любой другой деятельности в рамках университетской среды и за ее пределами - в рамках креативного города, региона, страны [11].

Современному университету для развития креативного потенциала необходимо актуализировать несколько сфер своей деятельности.

1. Философия университета. Необходимо четко сформулировать философию университета, которая позволит понимать и применять на практике задачи и цели высшего образования в эпоху глобализации и виртуализации. Это позволит понимать кто, кого и как должен и может обучать в рамках университетских программ и комплексов для того чтобы из стен университета выходили креативные кадры, способные управлять и развивать город и страну.

2. Уход от потребления. В конце XX и начале XXI веков стало все больше подчеркиваться важность потребительской функции в университетском образовании: абитуриенты и их родители все чаще выбирали вузы и специальности

которые более востребованы рынком, более престижны, дороги и т.д. Происходила подмена качества образования на солидность названия специализации.

3. Творческий потенциал преподавателей. Если педагог высшей школы не видит перспективы собственного роста, пространства для творчества, мало осведомлен о конкурсах и грантах как внутри университета, так и за его пределами, он навряд ли сможет быть хорошим наставником и ориентиром для студентов и молодых ученых. Поэтому, формирование условий для творчества среди преподавателей - является базовым приоритетом университетского образования.

4. Уменьшение административной отчетности и оценочности. Усиление административного давления через внедрение новых схем и планов отчетов, промежуточных аттестаций и оценок деятельности уменьшает творческий потенциал преподавателей и студентов. И в результате приводит к ограничению возможностей креативного развития и креативной реализации. Университеты - это места, где «безграничное» мышление и «неуправляемое» воображение должны развиваться и не должны быть связаны посредством большого количества подотчетной документации.

5. Удовлетворенность социально-психологическим климатом университета. Успех в развитии креатива и творчества среди преподавателей во многом зависит от социально-психологической среды и условий развития корпоративной культуры вуза. Регулирование поведения и внутренней культуры

преподавателей из единых морально-этических норм и правил создает единство всех участников этого процесса. Это уменьшает уровень текучести кадров, повышает привлекательность работы в данном вузе для молодых ученых и способствует общему творческому и креативному развитию преподавателей и студентов.

6. Развитие предпринимательского духа. Дух инноваций запускает креативность, которая должна и может быть конкурентоспособной, оплачиваемой и публичной. Для этого необходимо проводить лекции и матер-классы по стартапам, продвижению своих идей, созданию социальных проектов, поиску финансирования, франчайзингу и проч. Развитие культуры креативности позволит развивать предпринимательский дух в университетских стенах.

Таким образом, сотворчество университета в креативном городе возможно только через развитие инновационной деятельности педагогов, администрации и студентов. Совместные креативные и творческие команды, работающие на общие интересы, могут изменить социальные условия для развития университетской среды, научного и педагогического сообщества, что позволит быть более эффективными на рынке труда и конкурировать с лучшими университетскими комплексами на равных.

Участие представителей бизнес-сферы является знаковым: бизнес как наиболее чувствительный к экономическим объективным процессам и трендам пул общества делает ставку на креативный компонент. В Иркутской области, как и в России в целом разворачиваются

многочисленные креативные проекты, вырастают креативные структуры, привлекая разнообразных и многочисленных стейкхолдеров и укрепляя определенный конференцией тренд: только реализация креативного потенциала общества и индивидов во всевозможных проявлениях позволит разрешить многочисленные социально-экономические проблемы регионального и общенационального развития, а именно, проблемы трудоустройства и самореализации личности, диверсификации экономики, избавления от сырьевой ориентации, повышения качества жизни и туристической привлекательности на внутреннем и внешнем рынках, улучшения демографической ситуации, изменения направления миграционных процессов, ребрендинга регионов.

Цель нового формата взаимодействия - предоставить площадку многочисленным участникам креативной сферы для многостороннего обсуждения и выработки эффективных решений и синтетических форм; способствовать развитию креативных индустрий и креативных стратегий через внедрение бизнес- и клиентоориентированной идеологии в сферу сервиса и культуры и культуроцентричной философии и креативных стратегий - в бизнес.

Чтобы активизировать данную сферу деятельности необходимо дополнительно стимулировать преподавателей, через введение дополнительных критериев в их эффективный контракт, которые бы включали такие пункты как взаимодействие с другими подразделениями университета в работе социальных, культурных, инновацион-

ных проектов. И тут важны не компетенции, а желание и готовность расширять собственные границы и выходить за рамки стереотипов и ограничений.

Это позволяет перейти к новому типу передачи знаний, не в рамках классического воспроизводства опыта, обусловленного университетской средой, а в рамках требований внешней среды - развития территории, бизнеса, промышленности и прочего. Классические университеты страдают неким «снобизмом» в передаче знаний, и ИГУ не исключение. Но уже имеются явные формы преодоления этого через внедрение разработанных в лабораториях химического факультета добавок к асфальту, способного сделать более прочным (в 50-70 раз асфальтовые дороги), что уже внедрено в производство в Ангарске, и с 2018 года дороги Иркутской области ремонтируются и покрываются новой структурой асфальта.

Университет должен и может выступать как инициатор сотворчества (Малых, Журавлева), способного преобразовывать город и регион. Социальные сети выпускников могут этому активно способствовать. С недавнего времени в ИГУ действует попечительский совет из выпускников ИГУ, ныне занимающих ведущие позиции в социальной, экономической, культурной, политической и иной сферах жизни региона. Они поддерживают современных студентов ИГУ в виде индивидуальных стипендий, выдаваемых именно за комплексное развитие своих навыков в разных сферах университетской и городской жизни; организуют площадки для социального взаимодействия различных заинтересованных

участников, способных изменить место университета в регионе.

Творческие аспекты повседневности не всегда осознаются их участниками и наблюдателями. Но их ситуативный потенциал (возможности) всегда присутствуют в пространстве. Включаемость в это пространство провоцирует создание креативной повседневности, которая от обычных действий «толкотни в маршрутке» или «привычного потребления в супермаркете» может вырасти до творческого действия на улице, торговом комплексе, парке или набережной. Примером может служить прошедшее 12 апреля 2019 года в ТРК «Модный квартал» научно-популярное мероприятие «Секрет да Винчи», организованное студенческим научным обществом ИГУ и творческой организацией «Без бокала нет Шагала». Организаторы представили всем желающим посетителям торгового центра возможность проявить себя настоящими художниками. Вся работа проходила на первом этаже у фонтана, где были установлены три холста для будущего триптиха. Темой картины стал космонавт, исследователь планет, так как мероприятие проходило 12 апреля, в День космонавтики. Итогом совместного творчества стал триптих «Будь первым». Он стал символом призыва действовать и создавать что-то новое вопреки стереотипам [3].

Таким образом, креативность и творчество выступают неотъемлемыми характеристиками повседневной жизни людей. Зачастую они «зашиты» в повседневных нормах, знаниях и ритуалах, но при этом способствуют созданию сотворчества между незнакомыми

людьми, которые в процессе взаимодействия выдают уникальный творческий продукт - формирующий социальную сеть университета и города. Люди, участвующие в креативных индустриях - меняют пространство под свои ценности и взгляды, свои идеалы и представления не только через сам творческий процесс (создания спектаклей, благотворительных аукционов, открытых выставок и проч.), но и через вовлечение в эти процессы общественности, людей далеких от профессиональной сферы креативных индустрий, но вовлекающихся в ее в процессе повседневной жизнедеятельности. Этот факт сам по себе меняет повседневную реальность города, менталитет его жителей. Это меняет установки на образование и способы его получения. В этой связи ИГУ выступает центром образовательного ресурса региона.

Помимо этого, уже не одно десятилетие при ИГУ существует бизнес-школа, на Сибирско-американском факультете и Байкальской бизнес-школе, которые привлекают нынешних управленцев из разных секторов, к получению более актуальных и современных знаний в стенах университета, формируя как дополнительные социальные связи, так и новые совместные проекты. Это рождает более высокий уровень социального капитала у всех участников этого взаимодействия.

Это формирует новую потребность - развитие «пожизненного образования» в ИГУ. Общество слишком быстро меняется, чтобы знания полученные в 20 лет, были столь же актуальны и в 50. Увы, учиться необходимо всегда. Новое качество, ори-

ентиры и стандарты может дать ИГУ. Существующие программы повышения квалификации, переподготовки, новые магистерские программы -позволяют регулировать социальное развитие общества. Этому способствует как привлечение практиков в той или иной сфере в преподавание или чтение локальных мастер-классов или практикумов, так и переподготовка самих преподавателей, стажировки в других университетах и компаниях.

При этом, самообразование преподавателя, личная генерация новых знаний - является условием успеха данных проектов. Это позволяет ему встраиваться в новые коллективы, решать нестандартные задачи, выходить на новый уровень актуализации и решения проблем.

ИГУ стоит на пороге новой модели управления. На данный момент, старая модель пока функционирует, но в ее уже внедрились новые технологии, механизмы и инструменты, которые позволяют сделать переход к университету будущего - университету предпринимательскому.

Для реализации новых образовательных индустрий в ИГУ необходимо изменить сам подход к понимаю этих процессов. Для реализации большинства креативных проектов необходимо развивать коммуникации, вне зависимости от того это проект арт-искусства, граффити, образовательного лоф-та, творческой мастерской или чего-то еще. Причем коммуникации как внутри сети профессионалов в данной области, так и коммуникация с широкой публикой - это своего рода социальный капитал образования будущего. В этом ключе медийные ресурсы выступают ос-

новным источником распространения информации об образовательных проектах и перспективах роста. «Выход в народ» выступает инструментом продвижения новых образовательных идей в городском пространстве.

Литература

1. Грошева Н.Б., Грошева Е.К., Катровский Ю.А. Инновационные модели взаимодействия как фактор снижения стратегических рисков бизнеса // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы. Сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2019. С. 386-389.

2. Журавлева И.А., Тетерин В.В. Обучающееся сообщество профессиональных управленцев: от идеи к технологии // Управление человеческими ресурсами в органах государственного и муниципального управления: технологии, инновации, достижения материалы. Иркутский государственный университет, Институт социальных наук. 2018. С. 87-94.

3. Иркутяне разгадали «Секрет да Винчи» [Электронный ресурс] URL: https://isu.ru/ru/news/newsitem.html? action=show&id=7026 (дата доступа: 02.07.19).

4. Константинов Г.Н., Филоно-вич С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-62

5. Малых С.В. Воздействие имиджа Иркутского государственного университета на территориальное развитие // Социология. 2018. № 4. С. 129-135.

6. Малых С.В. Роль бренда университета в формировании

имиджа города Иркутска // Урбанистика. 2018. № 3. С. 123-133.

7. Полюшкевич О.А. Интеллектуальный капитал университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 5. С. 25-27.

8. Полюшкевич О.А. Социальная ответственность университетов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 26-29.

9. Полюшкевич О.А. Социальный капитал преподавателя университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 5. С. 23-26.

10. Филонович С.Р. Life-long ^гптд^оследствия для высшей школы // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 55-67

11. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy. 1998.

12. Никулин Л.Ф., Сулимова Е.А. Влияние современных технологий на парадигму менеджмента // Инновации и инвестиции. 2018. № 2. С. 125-131.

Creative Entrepreneurial University (on the

example of ISU) Malykh S.V.

Irkutsk State University

The article analyzes the prospects for the development of universities in the future. The example of the Irkutsk State University shows the development of a creative entrepreneurial university, the peculiarities of the impact on the territory of the region and the country and the specifics of the formation of high school relations and the development of the territory as a whole. Key words: creative university, entrepreneurial university, university development, future of universities

References

1. Grosheva N.B., Grosheva E.K., Katrovsky Yu.A. Innovative models of interaction as a factor in reducing strategic business risks // Effective management of the economy: problems and prospects. Proceedings of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference. Simferopol, 2019.S. 386-389.

2. Zhuravleva I.A., Teterin V.V. Learning com-

munity of professional managers: from idea to technology // Human Resource Management in State and Municipal Administration: Technologies, Innovations, Achievements Materials. Irkutsk State University, Institute of Social Sciences. 2018.S. 87-94.

3. Irkutsk residents guessed "The Secret of Da

Vinci" [Electronic resource] URL: https://isu.ru/ru/news/newsitem.htm l?action =show&id=7026 (access date: 07/02/19).

4. Konstantinov G.N., Filonovich S.R. What is

an entrepreneurial university // Education. 2007. No 1. S. 49-62

5. Malykh S.V. The impact of the image of the

Irkutsk State University on territorial development // Sociology. 2018. No. 4. P. 129135.

6. Malykh S.V. The role of the university brand

in shaping the image of the city of Irkutsk // Urban Studies. 2018. No. 3. P. 123-133.

7. Polyushkevich O.A. Intellectual capital of the

university // Alma mater (Bulletin of higher education). 2018. No. 5. P. 25-27.

8. Polyushkevich O.A. Social responsibility of

universities // Alma mater (Bulletin of higher education). 2012. No. 11. S. 26-29.

9. Polyushkevich O.A. Social capital of a uni-

versity teacher // Alma mater (Bulletin of higher education). 2015. No. 5. P. 23-26.

10. Filonovich S.R. Life-long learning: implications for higher education // Education Issues. 2009. No 4. S. 55-67

11. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy. 1998.

12. Nikulin L.F., Sulimova E.A. The influence of modern technology on the management paradigm // Innovations and Investments. 2018. No. 2. P. 125-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.