Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ В СФЕРЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ В СФЕРЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грицких Надежда Викторовна, Кононова Олеся Николаевна, Рыбак Наталья Станиславовна

В статье анализируются особенности развития гражданских инициатив в области креативных технологий. Приводятся результаты массового онлайн-опроса, где показывается осведомленность, восприятие и оценка развития креативных индустрий, особенности и формы развития и перспективы социального моделирования общественного пространства под влиянием креативных индустрий современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CIVIL INITIATIVES IN THE FIELD OF CREATIVE TECHNOLOGIES

The article analyzes the features of the development of civic initiatives in the field of creative technologies. The results of a massive online survey are presented, which shows awareness, perception and assessment of the development of creative industries, features and forms of development and prospects for social modeling of public space under the influence of creative industries of our time.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ В СФЕРЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Особенности развития гражданских инициатив в сфере креативных технологий

Грицких Надежда Викторовна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной философии и социологии, Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: anris@list.ru

Кононова Олеся Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры культурологии и управления социальными процессами, Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: lesya2008@mail.ru

Рыбак Наталья Станиславовна,

студент направления подготовки «Социальная работа», Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: nirk2k@gmail.com

В статье анализируются особенности развития гражданских инициатив в области креативных технологий. Приводятся результаты массового онлайн-опроса, где показывается осведомленность, восприятие и оценка развития креативных индустрий, особенности и формы развития и перспективы социального моделирования общественного пространства под влиянием креативных индустрий современности.

Ключевые слова: гражданские инициативы, креативные технологии, общественное воспроизводство, социальная активность.

Социально-экономическое развитие постиндустриального общества в XXI в. характеризуется интенсивным ростом сферы услуг и интеллектуального творчества. В условиях научно-технологических революций и цифровой трансформации значительно повышается значимость креативных способностей и возможность реализации творческого потенциала человека и общества. Направления, связанные с творческой деятельностью и приносящие доход, образуют особый сектор экономики, который получил название «креативные индустрии». В последние десятилетия креативные индустрии вышли на новый этап своего развития, в котором особое место отводится социальному творчеству, проявляющемуся в реализации государственных и гражданских инициатив.

Креативные индустрии стали одним из ведущих факторов развития нового технологического уклада, формирующегося в цифровом пространстве. Отныне культурные индустрии становятся формой заработка за счет уникальности создаваемых продуктов и индивидуального ресурса человека, вложенных в их производство.

Теоретические основы

Опыт общественного развития подтверждает значительное влияние культуры на динамику социальных изменений и социокультурных процессов. Культура в понимании ученых гуманитарных и общественных наук имеет несколько подходов в изучении и, соответственно, определений. Философский подход рассматривает культуру в качестве системы развития человека как субъекта воспроизводства. При этом особенно выделяется креативная, или творческая, функция человека. Уже здесь мы обращаем внимание на то, что интеллектуальная деятельность лежит в основе культурного воспроизводства. В антропологическом подходе культура состоит из знаний, ве-

31

рований и артефактов, которые помогают людям адаптироваться в биологической и социальной среде и строить собственный жизненный уклад. Собственно, здесь прослеживается хозяйственная, т.е. экономическая функция. В социологическом понимании культуры главным выделяется система ценностей и принципы взаимодействия людей, мы говорим о социализации и интеракции. Обобщая данные подходы, следует определить культуру, как совокупность знаний, навыков и умений, присущих человеку для построения моделей поведения внутри общества и формирования комфортной среды обитания. Полагаем, что любой созидательный процесс строится на основе креативности и творческих способностей.

В развитии социологической мысли по вопросам становления и развития креативных индустрий в аспекте взаимосвязи государства и гражданского общества отчетливо прослеживаются три периода в ХХ-ХХ1 вв. Между тем, следует выделить огромную палитру научных исследований, представляющих предысторию данного вопроса, начиная с античности до начала XX века. На этапе предыстории большое внимание уделялось предмету и методам достижения таких инициатив, что составляло характерную особенность целого ряда столетий. Проведенный теоретический анализ показал, что в традиционном обществе основным путем выдвижения гражданских инициатив являлись народные собрания, которые устраивались по мере необходимости и не имели четкой структурной организации. Особенность до-индустриального периода выделяется в самом способе производства, который был нацелен на обеспечение жизнедеятельности необходимыми ресурсами. Лишь в эпоху Возрождения в русле ан-тропоцентристской тематики человек, его творчество и инициативы стали предметом общественного признания народов и стран.

ХХ-ХХ1 вв. характеризуются самой технологией производства и воспроизводства социального творчества, связанной с индустриальными укладами

обществ. В силу такого понимания мы выделяем первый период в развитии научных коммуникаций и научного производства, символизирующих выход на качественно новый путь развития. ХХ век - это целое столетие войн и революций - информационных, технологических, научно-технических, социально-политических, промышленных и др. Это период становления концепций социального мира и социальной турбулентности, открывающих принципиально новые векторы развития человечества. В эти периоды не только формируются новые индустриальные и технологические уклады, реализуются социальные концепции марксизма, демократического общества, постиндустриального общества и др. Именно в ХХ веке впервые пришло осмысление неразрывной связи общественно-экономических преобразований и экономических доктрин, позже нашедших отражение в социально-политических и гражданских теориях. Мы характеризуем данное столетие как эпоху креативных и инновационных импульсов, столь важных для дальнейшего поступательного развития современных обществ. Индустриальное общество характеризуется технологией организованных движений. Промышленная революция позволила развиваться классу рабочих и создавать Профсоюзы, которые представляли интересы работников перед руководством организации и за ее пределами. Данная технология сохраняется и в современном, постиндустриальном обществе. Но, наряду с этим, гражданское общество активно развивается и использует информационные технологии для выдвижения и продвижения собственных инициатив. Цифровое пространство активно используется для продвижения государственных инициатив.

Потребность в инновационных изменениях и поиски выбора новых путей развития обществ четко прослеживается в первое десятилетие ХХ1 века. Фактически на протяжении всех лет этой эпохи до пандемических процессов освоение технологий социального творчества имело поступательный характер. Признание важности государственных и граждан-

32

ских инициатив как фактора развития креативности и инновационности виделось для большинства ученых и государственных деятелей исходным условием для социально-экономического развития России и зарубежных стран. Именно в этот период ставятся вопросы необходимости развития гражданского общества в цифровую эпоху, формирования новых партнерских технологий власти и гражданского общества, широкой применимости цифровых технологий, благодаря развитию Интернет-среды и многое другое. Креативные индустрии в социологической науке рассматриваются с позиции экономического и культурного подходов, что подтверждается концепциями ученых XX-XXI вв. В этих характеристиках проявляется отличие второго периода.

Выделение третьего периода вызвано стремительным нарастанием глобальной нестабильности, изменений представлений о гражданском обществе, важности инициатив и изменений приоритетов на последующие десятилетия эпохи. Социальная турбулентность способствовала выработке новых представлений о креативных индустриях, где огромное значение отныне стало уделяться цифровым трансформациям как креативных индустрий, так и государственных и гражданских инициатив. Изменяя представления о творчестве и открывая его границы в то же самое время в условиях турбулентности, возникла необходимость в их четком упорядочивании и установлении рамочных форматов их существования. Цифровизация способствовала не только быстрому росту научно-технологических революций и производству продуктов креативных индустрий, но и разработке механизмов по их регулированию и контролю. Отныне креативность подлежит «оцифровке» и становится предметом гражданского участия. В этом и состоит уникальность современного периода в развития научного творчества по вопросам взаимосвязи процессов, связанных с развитием креативных индустрий и гражданских обществ.

Креативные форматы развития публичного пространства рассматрива-

лись в рамках международных проектов и технологий развития [1,4,7], развитие института интеллектуальной собственности в условиях цифровизации экономики рассматривали С.А. Агама-гомедова и Н.А. Надькина [2], вопросы реализации политики развития креативных индустрий в условиях цифровизации экономики изучали В.Г. Антонова, Ю.А. Елисеева [3], креативность и публичность городского пространства в работах О.А. Полюшкевич [5,6], социальное творчество и цифровизация как креативное пространство развития рассматривала Н.С. Рыбак [8,9], креативные индустрии в культуре изучали М.С. Соловьев и В.В. Латкин [10], факторы развития креативной экономики региона рассматривала Т.Ю. Фальковская [11] и другие.

В исследованиях проблемы становления и функционирования креативного класса недостаточно, на наш взгляд, уделяется внимания социальному творчеству. В традиции отечественного обществоведения понятие «социальное творчество» часто подменялось понятием «социальная активность», хотя смысл последней категории не покрывает всего семантического поля первой. Кроме того, субъектом социального творчества, как правило, подразумевались массы. По сути, проблема роли социального творчества индивида в жизни общества до сих пор мало изучена, хотя именно потенциал «маленького человека» играет ключевую роль в развитии общества.

Более глубоком анализу представленной проблемы способствует логико-теоретическая интерпретация понятий:

Гоажданское общество - есть общественное единство, спонтанно складывающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества.

Креативные индустрии - это тип социально-культурных практик, доминирующей и объединяющих идей, в которых выступают творческие и культурные компоненты.

Гражданские инициативы - это форма коллективного волеизъявления граждан, посредством которой мнение опре-

33

деленной их группы доводится до компетентного государственного органа или органа местного самоуправления и требует его реагирования.

Данные определения становятся точкой отсчета для анализа гражданских инициатив реально участвующих в социальном воспроизводстве и воздействующем на процессы социального развития.

Особенности исследования

В анкетировании целевой группы населения Иркутской области в формате онлайн-опроса использована репрезентативная выборка, включающая население Иркутской области в возрасте от 18 лет. При объеме генеральной совокупности в 1 829 863 единиц, объем выборочной совокупности составил 300 чел. Статистическая погрешность не превышает 5%. Анкета была размещена в свободном доступе на интернет-портале <^еЬапке1а». Специфика содержания и применения социологического инструментария по массовому опросу: вопросник среднего уровня сложности; приблизительное время заполнения бланка составило от 20 до 35 мин.

По социально-демографическому статусу в исследовании участвовало 166 женщин (55,3%) и 134 мужчины (44,7%).

В проведенном опросе приняли участие респонденты в следующих возрастных категориях: от 18 до 35 лет - 125 чел. (41,7%); от 36 до 45 лет - 94 чел. (31,3%); от 46 до 60 лет - 72 чел. (24%); старше 61 года - 9 чел. (3,0%).

Анализ и обсуждение результатов исследования

В XXI в. пришло понимание, что государственные и гражданские инициативы играют значительную роль в развитии креативных индустрий в России и мире. В этой связи, видится неразрывной взаимосвязь обозначенных инициатив и необходимость поиска путей их продвижения в социально-экономическом развитии. Важно отметить, что закреплению и росту креативного потенциала гражданского общества в развитии государства способствовала цифровизация, что не могло не отразиться на механизмах выдвижения и реализации государственных и гражданских инициатив. Проблема состоит в том, каким образом в условиях глобальной нестабильности, развивать опыт выдвижения и реализации государственных и гражданских инициатив в их взаимосвязи, который служит одним из оснований для развития современных креативных индустрий в условиях цифровой эпохи.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «С какими государственными и гражданскими инициативами в пандемический и постпандемический период Вы знакомы?», в%

№ п/п Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в% Доля чел., в%

1. «Пушкинская карта» (повышение культурного уровня молодежи) 201 25,8% 67,0%

2. «Придумано в России» (система поддержки креативного сектора) 151 19,4% 50,3%

3. «Профессионалитет» (повышение качества образования) 132 17,0% 44,0%

4. «Мы вместе» (оказание волонтерской помощи) 104 13,4% 34,7%

5. «Санитарный щит страны» (прогноз и защита от эпидемиологических вызовов) 95 12,2% 31,7%

6. «Социальное казначейство» (адресная система поддержки нуждающихся граждан) 59 7,6% 19,7%

7. «Будь гражданином» (развитие гражданской сознательности) 13 1,7% 4,3%

8. Затрудняюсь ответить 12 1,5% 4,0%

9. Все вышеперечисленное 11 1,4% 3,7%

Всего 778 100,0% 259,3%

Анализ представленных в табл. 1 данных показал, что наиболее известной инициативой, реализуемой в России на данный момент, является «Пушкинская карта» (25,8%), что свидетельствует о наиболее активном ее продвижении. О системе поддержки креативного сектора (19,4%) и повышении качества образовании (17%) знает меньше респондентов, что говорит об узкой направленности данных инициатив.

Государственная инициатива - это законодательная инициативы субъектов законодательной власти в РФ. Под законодательной инициативой понимается право внести законопроект, которому соответствует обязанность парламента его рассмотреть. Такое право имеют только субъекты законодательной инициативы, отметим также, что предложения других лиц и органов можно представить или переслать в Федеральное Собрание, но это не влечет обязанности их рассмотреть. Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Государственные инициативы, зачастую носящие законотворческий характер, имеют широкое влияние, в отличие от гражданских. Рассматривая незаконотворческие государственные инициативы, мы говорим о Национальных проектах. На сегодняшний день реализуется 12 проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные качественные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука и университеты», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Туризм и индустрия гостеприимства».

Анализ представленных в табл. 2 данных показал, что в развитии гражданского общества и креативных инду-

стрий прослеживается прямая взаимосвязь, что подтверждает актуальность заявленной темы ВКР.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Прослеживаете ли Вы взаимосвязь в развитии гражданского общества и креативных индустрий в современных условиях?», в%

№ п/п Варианты ответов Кол-во чел. Доля, в%

1. Да, прослеживаю 94 31,3%

2. Скорее прослеживаю,чем не прослеживаю 147 49,0%

3. Скорее не прослеживаю, чем прослеживаю 25 8,3%

4. Нет, не прослеживаю 20 6,7%

5. Затрудняюсь ответить 14 4,7%

Всего 300 100,0%

Инициативу по праву относят к продуктивной социальной деятельности, которая, в отличие от репродуктивной, вносит в общественную практику новшество, выдвигает новую идею. Гражданская инициатива является формой контроля и участия населения в осуществлении самоуправления (чаще всего местного). Гражданские инициативы формируют социальное пространство любого региона, они создают условия для изменения проблемных ситуаций в том или ином региональном социуме. Они формируют и развивают рычаги давления на органы власти, привлекают ресурсы бизнеса и общественности для актуализации и решения тех или иных проблем. Любая территория имеет свои уникальные черты формирования и развития гражданских инициатив. Иркутская область не является исключением в данной сфере. Она обладает социальным ресурсом развития третьего сектора и в том числе - гражданских инициатив.

Гражданские инициативы - это неформальные объединения людей, созданные для решения насущных проблем определенной части населения, соблюдение прав и интересов какой-то группы людей. Помимо этого, гражданские

35

инициативы являются способом реализации и общественного признания для активных и небезразличных людей. Ключевой формой успешной реализации гражданской инициативы является личная и социальная ответственность за реализуемые действия и поступки, идеи и проекты. Основной формой изучения гражданских инициатив выступает их развитие через призму строительства гражданского общества. Гражданские инициативы исходят «снизу», поэтому

их масштабы значительно меньше государственных. Социальные гражданские инициативы выдвигаются с целью улучшения острой местной ситуации на местах, без пролонгирования и масштабирования. Другой вид гражданской инициативы заключается в выдвижении инновационных социальных проектов на соответствующие конкурсы. Как правило, такие проекты направлены на проведение мероприятий по защите экологии, образовательных мероприятий.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Что мешает развитию креативных индустрий в цифровую эпоху?», в%

№ , п/п. Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в% Доля чел., в%

1. Низкий темп цифровизации и/или цифровых трансформаций 127 12,1% 42,3%

2. Низкий уровень профессиональных компетенций в сфере креативных индустрий 114 10,9% 38,0%

3. Сосуществование разных укладов, как креативных, так и некреативных 111 10,6% 37,0%

4. Незрелость гражданского общества в понимании важности креативных индустрий 108 10,3% 36,0%

5. Низких уровень развития рынка интеллектуальных услуг 97 9,2% 32,3%

6. Доминирование старых технологических укладов 97 9,2% 32,3%

7. Отсутствие креативного контента в масс-медиа 93 8,9% 31,0%

8. Несформированность общественного мнения по вопросам внедрения креативных индустрий 92 8,8% 30,7%

9. Отсутствие креативной цифровой среды 91 8,7% 30,3%

10. Дезинтеграционные процессы в обществе 41 3,9% 13,7%

11. Невысокий уровень развития экономики знаний 34 3,2% 11,3%

12. Сопротивление новому 24 2,3% 8,0%

13. Затрудняюсь ответить 12 1,1% 4,0%

14. Все вышеперечисленное 7 0,7% 2,3%

15. Другое (а именно: непонимание сектора со стороны государства - 1; их ненужность? Гораздо лучше пойти в филармонию на Листа, чем слушать современный цифровой мусор, и это не тупое сопротивление новому, это благородный и обоснованный консерватизм - если, конечно, я верно поняла Вашу мысль, потому что в опросе нет четких определений,это зря - 1. 2 0,2% 0,7%

Всего 1050 100,0% 350,0%

Исходя из анализа данных табл. 3 ясно, что основными препятствиями в развитии креативных индустрий в цифровую эпоху являются: «низкий темп циф-

ровизации и/или цифровых трансформаций» - 12,1%; «низкий уровень профессиональных компетенций в сфере креативных индустрий» - 10,9%.

36

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Назовите основные факторы, которые способствуют развитию креативных индустрий в цифровую эпоху?», в%

№ , п/п. Варианты ответов Кол-во ответов Доля ответов, в% Доля чел., в%

1. Усиление значимости интеллектуального производства в цифровом пространстве 141 17,2% 47,0%

2. Формирование экономического поведения 126 15,4% 42,0%

3. Цифровизация культурного производства 111 13,6% 37,0%

4. Цифровизация экономического сектора 107 13,1% 35,7%

5. Рост культурно-просветительской активности 95 11,6% 31,7%

6. Наличие креативного контента в масс-медиа 93 11,4% 31,0%

7. Повышение роли интеллектуального капитала человека 64 7,8% 21,3%

8. Формирование креативной среды 48 5,9% 16,0%

9. Все вышеперечисленное 20 2,4% 6,7%

10. Затрудняюсь ответить 14 1,7% 4,7%

Всего 819 100,0% 273,0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ представленных в табл. 4 данных показал, основными факторами, способствующими развитию креативных индустрий в цифровую эпоху, являются усиление значимости интеллектуального производства в цифровом пространстве (17,2%), формирование экономического поведения (15,4%), а также общая цифровизация культурного производства (13,6%) и экономического сектора (13,1%). Таким образом прослеживается соразвитие культуры и экономики через креативные индустрии.

Выводы

Государственные и гражданские инициативы, их виды, механизмы выдвижения и продвижения, технологии реализации в креативных индустриях в российском регионе практически не раскрываются при анализе открытых источников, содержащих статистическую, правовую и социологическую информацию. Для развития креативных индустрий в рамках реализации Национальных проектов создаются Государственные программы, направленные на поддержку гражданских инициатив в сфере культуры, экономики и социального развития государства и его регионов. Гражданские инициативы, активно развивающиеся и реализующиеся в среде студенческой молодежи,

являются неотъемлемой частью креативных индустрий за счет инновационно-сти и социальной ориентации. Видится перспективным внедрение обучающих курсов для креативных представителей муниципальных и региональных некоммерческих организаций. Активная работа органов общественного контроля в иркутской области способствует развитию региональных креативных индустрий при поддержке экспертного сообщества.

Подводя итоги анализа результатов массового опроса, мы делаем выводы о том, что изучение креативных индустрий является актуальным вопросом для разных возрастных групп. Оценивая результаты исследования, нельзя не отметить широкое разнообразие направлений в креативном секторе экономики России в современных условиях. Ярко выделяется IT-сфера и диджитал-технологии в совокупности с дизайном, архитектурой, музыкой и киноиндустрией. Анкета была разработана с учетом трех направлений: отношение населения к цифровизации, понимание креативных индустрий и значимость создания Экспертно-цифровой платформы в сфере креативных индустрий.

По результатам вопросов первого блока мы делаем вывод о том, что циф-ровизация находится на стадии внедре-

37

ния во многих отраслях деятельности общества, но не произошла полностью. Как отмечают респонденты, цифрови-зация позволяет расширить коммуникативные каналы и упростить многие процессы, но не во всех сферах. В отношении креативных индустрий, цифро-визация выступает основополагающим элементом и движущей силой. Вопросы выдвижения государственных и гражданских инициатив, которые также отражены в анкете, вызвали интерес респондентов, поскольку на сегодняшний день в России растет гражданская социальная активность. Несмотря на средние оценки активности продвижения гражданских инициатив, прослеживается тенденции к ее увеличению. Основной упор в этом направлении делается на общественные советы при органах власти, студенческую молодежь и инициативные группы по отдельным вопросам. Государственные инициативы наиболее популярны среди населения за счет более активного продвижения в следствии широких возможностей. Проект по повышению культурного уровня молодежи считается наиболее известным и успешным.

Большинство респондентов выбрали авторское определение в соответствующем вопросе. Тем не менее, общее отношение к креативным индустриям неоднозначное за счет разнообразия задействованных в них сфер. Так, при выборе основных креативных индустрий, многие делали упор на дизайн, архитектуру, музыку и кино, не задумываясь о туризме, образовании и науке. Отметим, что гражданские и государственные инициативы также относятся к креативным ин-дустриям и активно в них развиваются благодаря цифровизации. Креативность в гражданской социальной активности представляется в проектной деятельности по социально значимым вопросам и поощряется государственной поддержкой.

Общий низкий уровень осведомленности о креативных индустриях подтверждает актуальность создания Экспертно-цифровой платформы в сфере креативных индустрий, о чем свидетельствуют результаты соответствующе-

го вопроса. По мнению населения,задачи, которые будет выполнять представленная платформа, являются важными и обоснованными. На площадке платформы будут работать специалисты-социологи, эксперты различных креативных индустрий, IT-специалисты и ученые.

Литература

1. Creative Economy Report 2008 / UNC-TAD. - https://unctad.org/en/docs/ditc-20082cer_en.pdf

2. Агамагомедова, С.А. Развитие института интеллектуальной собственности в условиях цифровизации экономики / С.А. Агамагомедова, Н.А. Надькина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2019. -№ 1. - С. 4-16.

3. Антонова В. Г., Елисеева Ю.А. Реализация политики развития креативных индустрий в условиях цифровизации экономики [Электронный ресурс] // Петербургский экономический журнал. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/realizatsiya-politiki-razvitiya

4. Креативные индустрии Иркутской области [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив, в Иркутской области - URL: https://100go-rodov.ru/attachments/1/38/5d2669-322 c-4f9b-893c-90b45e00b440/Irkutsk.pdf

5. Полюшкевич О.А. Креативность публичного пространства провинциальных городов / О.А. Полюшкевич // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона. Материалы Третьей региональной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. - С. 30-35.

6. Полюшкевич О.А. Просоциальные практики в провинциальном городе: креативность и профанность публичного пространства / О.А. Полюшкевич // Социология. 2021. - № 4. -С. 129-135.

7. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 года № 2613-р «О Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механиз-

38

мов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» [Электронный ресурс] // Консорциум «Кодекс». - URL: https:// docs.cntd.ru/document/608746222

8. Рыбак Н. С Социальное творчество как фактор территориальной интеграции в России в современных условиях (на примере Иркутского региона) // Глобальные и региональные воздействия в системе современных обществ: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [науч. ред.: Т.И. Грабельных]. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2021. -С. 245-247.

9. Рыбак Н.С. Цифровизация городского пространства как показатель развития современного города и его // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города: сб. науч. тр. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; [науч. ред.: Т.И. Грабельных]. - Иркутск: Изд-во ИГУ,2021. - С. 422-424.

10. Соловьев М.С., Латкин В.В. Креативные индустрии как сектор культуры [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и специальных наук. - URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/kreativnye-industrii-kak-sektor-kultury

11. Фальковская Т. Ю. Социально-гуманитарные факторы развития креативной экономики региона / Т. Ю. Фальковская // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространствах региона: Материалы Третьей региональной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. - С. 7-9.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CIVIL INITIATIVES IN THE FIELD OF CREATIVE TECHNOLOGIES

Gritskikh N.V., Kononova O.N., Rybak N.S.

Irkutsk State University

The article analyzes the features of the development of civic initiatives in the field of creative technologies. The results of a massive online survey are presented, which shows awareness, perception and assessment of the development

of creative industries, features and forms of development and prospects for social modeling of public space under the influence of creative industries of our time.

Keywords: civic initiatives, creative technologies, social reproduction, social activity.

References

1. Creative Economy Report 2008 / UNC-TAD. - https://unctad.org/en/docs/ditc-20082cer_en.pdf

2. Agamagomedova, S.A. Development of the Institute of Intellectual Property in the Conditions of Digitalization of the Economy / S.A. Agamagomedova, N.A. Nadkina // News of higher educational institutions. Volga region. Economic sciences. - 2019. - No. 1. - P. 4-16.

3. Antonova V. G., Eliseeva Yu.A. Implementation of the policy of development of creative industries in the conditions of digitalization of the economy [Electronic resource] // Petersburg Economic Journal. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-politiki-razvitiya

4. Creative industries of the Irkutsk region [Electronic resource] // Agency for Strategic Initiatives, in the Irkutsk region - URL: https://100gorodov.ru/attachments/1/38/5 d2669-322c-4f9b-893c-90b45e00b440/Ir-kutsk.pdf

5. Polyushkevich O.A. Creativity of the public space of provincial cities / O.A. Polyushkevich // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region. Materials of the Third regional scientific-practical conference. Irkutsk, 2021. - S. 30-35.

6. Polyushkevich O.A. Prosocial practices in a provincial town: creativity and profanity of public space / O.A. Polyushkevich // Sociology. 2021. - No. 4. - S. 129-135.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of September 20, 2021 No. 2613-r "On the Concept for the Development of Creative Industries and the Mechanisms for Implementing Their State Support in Large and Largest Urban Agglomerations until 2030" [Electronic resource] // Kodeks Consortium. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/608746222

8. Rybak N.S. Social creativity as a factor of territorial integration in Russia in modern conditions (on the example of the Irkutsk region) // Global and regional influences in the system of modern societies: coll. scientific

39

Соцмоïïогмfl №5 2022

tr. / FGBOU VO "ISU"; [scient. Ed.: T.I. Gra-belnykh]. - Irkutsk: IGU Publishing House, 2021. - P. 245-247.

9. Rybak N.S. Digitalization of urban space as an indicator of the development of a modern city and its // Civilizational shifts in the development of a modern city: collection of articles. scientific tr. / FGBOU VO "ISU"; [scient. Ed.: T.I. Grabelnykh]. - Irkutsk: ISU Publishing House, 2021. - P. 422-424.

10. Soloviev M.S., Latkin V.V. Creative industries as a sector of culture [Electronic re-

source] // International Journal of the Humanities and Special Sciences. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnye-industrii-kak-sektor-kultury 11. Falkovskaya T. Yu. Socio-humanitarian factors in the development of the region's creative economy / T. Yu. Falkovskaya // Creative strategies and creative industries in the economic, social and cultural spaces of the region: Proceedings of the Third Regional Scientific and Practical Conference. Irkutsk, 2021. - S. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.