Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / проектная деятельность / экопроекты / бакалавр педагогики / инфографика / creativity / project activity / eco-projects / Bachelor of Pedagogy / infographics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панеш Бэла Хамзетовна, Буркова Любовь Леонидовна

Статья посвящена актуальной проблеме современной системы высшего образования развитию креативности при организации и реализации проектов, через вовлечение обучающихся (школьников и студентов) в реальные практико-ориентированные исследования. В статье представлен опыт реализации проекта «ЭКОпросвещение школьников через использование инструментов инфографики в социальных сетях на платформе VK Mini Apps», реализуемого в минувшем учебном году в рамках федеральной программы Всероссийской образовательной инициативы «Сириус. Лето: начни свой проект. 2022/23» со студентами факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета. В результате исследования авторами раскрыт потенциал организации проектной деятельности со студентами будущими педагогами в развитии способности обучающегося порождать необычные идеи, находить оригинальные, нестандартные решения, отклоняться от традиционных шаблонов и схем мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to an urgent problem of the modern system of higher education the development of creativity in the organization and implementation of projects, through the involvement of students (schoolchildren and students) in real practice-oriented research. The article presents the experience of implementing the project "Eco-education of schoolchildren through the use of infographic tools in social networks on the VK Mini Apps platform", implemented last academic year as part of the federal program of the All-Russian educational initiative "Sirius. Summer: Start your project.2022/23" with students of the Faculty of Pedagogy and Psychology of Adygea State University. As a result of the research, the authors revealed the potential of organizing project activities with students future teachers in developing the student's ability to generate unusual ideas, find original, non-standard solutions, deviate from traditional patterns and patterns of thinking.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Панеш Бэла Хамзетовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп); кандидат педагогических наук, доцент Буркова Любовь Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современной системы высшего образования - развитию креативности при организации и реализации проектов, через вовлечение обучающихся (школьников и студентов) в реальные практико-ориентированные исследования. В статье представлен опыт реализации проекта «ЭКОпросвещение школьников через использование инструментов инфографики в социальных сетях на платформе VK Mini Apps», реализуемого в минувшем учебном году в рамках федеральной программы Всероссийской образовательной инициативы «Сириус. Лето: начни свой проект. 2022/23» со студентами факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета. В результате исследования авторами раскрыт потенциал организации проектной деятельности со студентами - будущими педагогами в развитии способности обучающегося порождать необычные идеи, находить оригинальные, нестандартные решения, отклоняться от традиционных шаблонов и схем мышления.

Ключевые слова: креативность, проектная деятельность, экопроекты, бакалавр педагогики, инфографика.

Annotation. The article is devoted to an urgent problem of the modern system of higher education - the development of creativity in the organization and implementation of projects, through the involvement of students (schoolchildren and students) in real practice-oriented research. The article presents the experience of implementing the project "Eco-education of schoolchildren through the use of infographic tools in social networks on the VK Mini Apps platform", implemented last academic year as part of the federal program of the All-Russian educational initiative "Sirius. Summer: Start your project.2022/23" with students of the Faculty of Pedagogy and Psychology of Adygea State University. As a result of the research, the authors revealed the potential of organizing project activities with students - future teachers in developing the student's ability to generate unusual ideas, find original, non-standard solutions, deviate from traditional patterns and patterns of thinking.

Key words: creativity, project activity, eco-projects, Bachelor of Pedagogy, infographics.

Введение. Начало XXI века ознаменовалось выдающими научными и технологическими достижениями, что коренным образом повлияло на состояние современного образования в целом. Стратегическая цель образования направлена на реализацию идеи формирования целостного представления об окружающем мире у обучающихся на основе установления междисциплинарных связей, интеграции гуманитарных, естественных, технических наук.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 7, 34, 43, 45) обучающимся предоставляются академические права на развитие своих творческих способностей и интересов. В документе сделан особый акцент на необходимость «развивать у обучающихся интеллектуальные и творческие способности, интерес к научной (научно-исследовательской), творческой деятельности» [6]. ФГОС НОО требует от педагога мобильности, компетентности, умения взаимодействовать с учениками и их родителями, владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, которые будут нацелены на преобразование будущего.

В современных условиях приобретает особую важность выстраивание системы компетенций 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, коллаборация) в образовании как основы для формирования «надпрофессиональных» компетенций у выпускников образовательных организаций, которыми необходимо обладать для конкурентоспособности и востребованности на рынке труда в XXI веке, и определяемая таким образом система компетенций может помочь при формировании новых навыков, развивающих креативное мышление [2].

Гибкие компетенции можно обозначить как компетенции, которые направлены на формирование и развитие системного мышления, эмоционального интеллекта, коммуникативной компетенции, креативного подхода к деятельности и к постоянному расширению своих возможностей и открытий к нововведениям. Они представляют собой комплекс навыков или компетенций, которые можно было бы назвать метапредметными или общими для различных видов деятельности, и включают в себя некоторые характерные черты когнитивной и в целом интеллектуальной деятельности. В связи с этим внимание ученых из разных научных областей приковано к проблеме обнаружения и развития креативного потенциала личности обучающегося в условиях педагогического процесса.

О необходимости формирования у учащихся навыков XXI века говорят многие зарубежные и отечественные педагоги. Одним из таких навыков является креативное мышление. Креативность характеризуется «готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди интеллектуальных способностей личности креативность выделена в особый тип» [7].

С целью анализа имеющихся подходов к определению сущности исследуемого феномена изучены труды отечественных и зарубежных исследователей: Г.С. Альтшуллер, Н.Н. Вересов, И.П. Волков и др. определяют креативное мышление через деятельностные критерии и критерии достижений результатов, М.С. Бернштейн, Э. Боно, И.Н. Семенов -через отдельные внутренние когнитивные критерии, М.М. Бахтин и Р. Арнхейм в концептуальных положениях определяют данную дефиницию как предпосылку художественной и научной деятельности, В. Штерн, Ч.Д. Чистякова, В. Леея, Н.С. Лейтес понимают креативное мышление как особый вид одаренности, типологический и уровневый подходы к творческому мышлению представлены в трудах Л.С. Выготского, JI.M. Веккера, Б.Ф. Ломова, СЛ. Рубинштейна, М.А. Холодной, Я.А. Пономарева и др.

Проведённый анализ научной литературы показал, что достаточно широко рассмотрены вопросы, связанные с формированием креативности, затронуты проблемы формирования критического мышления, но вопросы формирования креативности у обучающихся средствами проектной деятельности не нашли должного отражения в работах педагогов-исследователей, что определяет актуальность исследования.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время российская система образования характеризуется значительными преобразованиями, в результате которых происходит интенсификация, прежде всего, инновационных процессов.

По мнению большинства ученых, креативность приобретаема. В условиях трансформации системы образования повысились требования к таким качествам педагога как умение быстро перестраиваться, находить нестандартные пути решения практико-ориентированных задач и проблем в сложившейся ситуации. В перечне востребованных временем

компетенций особо выделяется креативная компетентность, которая проявляется в ряде качеств и умений, необходимых в профессиональной педагогической деятельности. E.H. Пономарева определяет в системе креативной компетентности педагогов следующие качества и характеристики: потребность в освоении новых методов и технологий, творческий подход к преподаванию предмета в соответствии с конкретной ситуацией; знание современных подходов к развитию творчества; умение использовать приёмы развития креативного мышления [5].

Развитие креативности будущего педагога на высоком уровне определяет инновационный подход к педагогической деятельности, обеспечивает ее целостность, способствует освоению в единстве теории и практики, творческому педагогическому самоопределению, самопроектированию педагогом собственного роста и профессиональных достижений. Если человек будет прикладывать достаточно усилий для развития себя в различных сферах и не будет заканчивать своё развитие в этих направлениях, то его мозг при постановке какой-либо задачи будет придумать совершенно разные варианты решения, что и является креативностью. Креативность является мотивационной основой любого творческого процесса и формируется в зависимости от условий протекания творческих процессов. Творчество понимается не только как процесс создания продукта, но и как средство коммуникации. Е.П. Ильин считает, что: «Креативность - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные, нестандартные решения, отклоняться от традиционных шаблонов и схем мышления» [3].

Как правило, ученые различают понятия креативности и творчества. Если мы говорим об ориентации на личность человека, то целесообразнее использовать понятие «креативность», если же ориентироваться на деятельность и результат, то чаще используют понятие «творчество».

К конкретным характерным чертам креативности авторы относят: любопытство - это потребность проникнуть в суть, изучить природу того или иного явления и критически оценить проблемы в различных областях; настойчивость - качество личности, проявляющееся в стремлении к достижению цели, неотступности в преодолении препятствий, рисков и т.д.; воображение как психический процесс, с помощью которого человек принимает нестандартные решения, используя интуицию; желание взаимодействовать с другими людьми, делиться результатами своих достижений, помогать другим людям и получать от них поддержку; дисциплина в создании креативного продукта [4].

Чтобы аспекты, указанные выше, можно было реализовать, нужен не менее компетентный педагог. Но, к сожалению, сама компетентность, как проблема, не сыскала должного определения и её описание достаточно расплывчато. Даже сейчас сложно сказать, насколько тот или иной педагог компетентен на высоком уровне в своей области. Действительно, можно измерить общепрофессиональные компетенции, но вопрос измерения гибких компетенций, так называемых «компетенций XXI века», остаётся открытым.

Нельзя не отметить, что особая роль в формировании и развитии креативности у будущих педагогов отводится методам и инструментам, реализующим в процессе их профессиональной подготовки. На сегодняшний день есть большое количество техник, которые помогают развивать креативное мышление для реализации различных проектов и возможности предложения нестандартных идей для проектирования различных ситуаций. Существуют различные методы развития креативности у обучающихся, такие как эвристический метод, метод аналогий, метод гиперболизации, метод агглютинации, различные технологические решения дизайн-мышления (антиверсия, метод фокальных объектов, ТРИЗ, «Жизнь сквозь камеру», составление карты эмпатии), метод проектов, игровые методы и др. Данные методы отлично реализуются в команде, где могут находиться носители различных видов мышления. Вышеперечисленные методы напрямую завязаны на трансдисциплинарности, коммуникации и коллаборации.

Метод проектирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания, на всех ступенях образования. Основоположником проектного обучения считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Большой вклад в развитие проектного обучения внесли В. Килпатрик, С.Т. Шацкий П.П. Блонский, Г.К. Селевко, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и другие.

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «проектирование», «исследование». Проектная деятельность рассматривается в неразрывной связи с методом проектов и направлена на получение знаний, на решение жизненно-практических задач; на создание конкретного продукта в соответствии с целью достижения запланированного результата.

И.Д. Чечель, определяя метод проектов как педагогическую технологию, вводит типологию проектов Г81. С целью формирования и развития ключевых компетенций будущих педагогов начального образования реализуется система практико-ориентированных межпредметных проектов. Особое место отводится учебным проектам и их классификации по различным признакам: по доминирующей деятельности обучающихся, по предметно-содержательной области (по комплексности), по временному промежутку.

Специфика проектной работы в системе образования заключается в стимулирующей и направляющей роли педагога. Этапы выполнения проектной работы - это шесть «П»: Проблема (определение темы и цели проекта); Проектирование (планирование и обсуждение предполагаемых стратегий); Поиск информации (изучение информации, определение требований к продукту и формы продукта); Продукт (получение результата и корректировка работы); Презентация (подготовка и защита презентации); Портфолио (все рабочие материалы, черновики, планы, отчеты и др.) [11.

В процессе участия в проектно-исследовательской деятельности у студентов формируются общие и профессиональные компетенции, приобретается опыт проведения мероприятий, развиваются творческий подход и устойчивый интерес к приобретению профессионального опыта.

Эти компетенции успешно формируются в процессе организации и реализации проектов экологической направленности.

В рамках федеральной программы Всероссийской образовательной инициативы «Сириус. Лето: начни свой проект. 2022/23» творческим коллективом, состоящим из преподавателей и студентов факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета, в минувшем учебном году был реализован проект «Экопросвещение школьников через использование инструментов инфографики в социальных сетях на платформе VK Mini Apps».

В процессе подготовки к реализации проекта коллектив единомышленников (консультантов проекта - преподавателей, и наставников - студентов факультета) столкнулся с проблемой недостаточно высокого уровня развития экологической культуры и экологического сознания обучающихся образовательных учреждений Республики Адыгея и Краснодарского края. Было сделано предположение, что проблема повышения уровня экологической культуры населения через пропаганду осознанного экологического поведения может решаться при использовании инфографики в социальных сетях на платформе VK Mini Apps.

Цель проекта: повышение уровня компетенций учащихся образовательных учреждений в сфере экологического просвещения посредством использования инфографики в социальных сетях на платформе VK Mini Apps. В основу нашего экопроекта легла концепция 5 R - идея сохранить экологию путем разумного потребления.

Задачи: привлечь внимание студентов и школьников к проблеме экологического просвещения в нашем регионе, к способам, которые помогут уменьшить свой экологический след (5R); создать инструмент онлайн-диагностики уровня развития экологической культуры и экологического сознания обучающихся; осуществить специальную подготовку учащихся в сфере экологического просвещения через использование инструментов инфографики в социальных сетях.

При проектировании эко-проекта мы выделили 3 этапа: аналитический, этап реализации и обобщающий этап.

Аналитический этап включает анализ проблемы, создание команды и проектирование дорожной карты. На этом этапе нашего проекта работа шла одновременно по нескольким направлениям:

- по поиску и анализу информации о сайтах, которые могут предоставить шаблоны инфографики и инструменты для их самостоятельного изготовления;

- по обобщению информации о местах приема бытовых отходов (пластика, бумаги, стекла, вторсырья и т.д.) в г. Майкопе с целью создания онлайн-карты;

- по разработке экологического календаря при помощи сервиса создания инфографики «SUPA» как одного из способов привлечения внимания школьников к экологическим проблемам общества и возможностям их решения;

- по освоению концепции 5 R, лежащей в основе разумного потребления и возможности уменьшить свой экологический след.

Очень важное направление на аналитическом этапе - анализ возможностей использования веб-приложения VK Mini Apps. Приступив к исследованию, мы провели анализ возможностей мини-приложений VK, и пришли к выводу, что VK Mini Apps - это платформа встраиваемых сервисов VK - приложения внутри социальной сети. Сейчас в этой программе более 5 тысяч активных сервисов, где можно создавать множество сообществ, текстов и даже сайтов.

Используя функциональные возможности приложений была проведена онлайн викторина «Знаешь ты экологию?», «Мифы и правда об экологии», «Неделя интерактивных игр». Была собрана информация о победителях, наиболее активных подписчиках, и встала необходимость тиражирования и популяризации всего накопленного материала. И тут незаменимым для нас стал сервис VK Mini Apps. Мы использовали это приложение доя выявления наиболее активных пользователей нашей соцсети. Мини-приложения ВКонтакте расширяют сообщество единомышленников и предоставляют интересный инструментарий для поддержки креативных идей.

На этапе реализации в практико-ориентированном блоке при планировании мероприятий мы придерживались дат экологического календаря.

Экологический календарь, созданный в рамках проекта, содержит важнейшие российские и международные праздники, цели их проведения, памятные экологические даты, акции, которые проходят в защиту природы. Экологический календарь - это один из способов привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам общества и возможностям их решения. Экологический календарь дает возможность углубить свои знания в экологии. Инфографика, используемая для создания экологического календаря способствует быстрому восприятию школьниками экологической информации.

Наши идеи вышли за пределы университета, нашего региона и даже страны. Консультант проекта Л. Л. Буркова, находясь в Республике Узбекистан по программе академической мобильности, смогла заинтересовать студентов Денауского института предпринимательства и педагогики [1, С. 20]. В результате такого сотрудничества на платформе взаимодействия вузов мы провели 2 вебинара: ознакомительный и проектную сессию.

Студенты из узбекского вуза подобрали очень интересный материал и поделились своей коллекцией банка инфографики, своей моделью экологического календаря с региональной спецификой и опытом экопросвещения со школьниками. Нам было очень интересно обменяться идеями по такой жизненно важной теме для всех жителей Земли.

По всем этим направлениям деятельности были сделаны буклеты и флаеры, которые впоследствии нами использовались в целях экопросвещения обучающихся при проведении занятий и мастер-классов в школах и колледжах.

Набрав необходимый банк инфографических значков по экологической тематике, студенты-наставники проекта подготовили для учеников Адыгейской республиканской гимназии мастер-класс «Сумка «эко» - аксессуар для тех, кто ценит жизнь». При изготовлении экосумок дети осознали, что, отказавшись от одноразовых пакетов, они вносят свой вклад в спасение Земли. Ребята презентовали свои уже оформленные сумки, демонстрируя творческие подходы и креативные решения.

Придерживаясь принципов концепции 5 R (Reuse - повторно использовать, Reduce - уменьшить, Refuse - отказаться, Recycle - перерабатывать, Rot - компостировать) в рамках реализации мини-проекта «Бумаге-вторую жизнь!» проведен коучинг со студентами колледжа и школьниками по изготовлению рамок и листов из макулатуры и мастер-класс по изготовлению бумаги.

Итоги нашей работы по реализации проекта были обобщены и представлены на 63-й региональной студенческой научно-практической конференции Адыгейском государственном университете (г. Майкоп, апрель 2023 г.), и вызвали неподдельный интерес у слушателей. Каждый из участников осветил один из аспектов нашей работы и представил итоговый результат, по итогу конференции все участники проекта получили грамоты «За успешный старт в науке».

Участие в проекте открывает широкие возможности для обучающихся:

- для школьников предоставляется возможность участия в проектировании на стыке учебных дисциплин экологии, информатики и технологии. Они получают возможность примерить на себя разные роли: модераторов сетевых ресурсов, участников коучинга, различных видов активности под руководством наставников, роли коучей и скиперов;

- студенты получают опыт создания цифровых сервисов (веб-приложений и др. цифровых продуктов), развивают способность использовать современные образовательные технологии (кейс-технологии, технологии развития критического мышления, проектирование, моделирование) в профессиональной деятельности.

Выводы. Работа по развитию креативности и повышению качества проектных умений у будущих педагогов - это непрерывный процесс. Анализ результатов деятельности студентов по экопросвещению школьников через использование инструментов инфографики в социальных сетях на платформе VK Mini Apps показал перспективность реализации проекта как способа совместной деятельности, построенного на интересе обучающихся и компетентности педагога.

Делая вывод, можно обозначить направления, при которых творческое и креативное мышление предположительно сможет развиться в процессе обучения: развитие таких навыков, как критичность, креативность, гибкость и беглость мышления, реверсивность и генерирование идей; готовность получать новые знания и приобретать новые навыки; отход от общепринятого понимания проведения занятий, способность к осуществлению творческого подхода в педагогической деятельности.

Сформированные профессиональные компетенции являются важным условием для продуктивной деятельности в условиях образовательной среды. Считая важной составляющей компетентность самого педагога, можно установить, что проектная деятельность способствует успешному формированию творчества и креативности обучающихся.

Литература:

1. Буркова, Л.Л. Инструментарий для формирования креативной компетенции педагога у студентов еврогруппы / Л.Л. Буркова // Современные тенденции начального образования: интеграция образования и обучения: материалы III Международной науч.-практ. конф. (4 мая 2023 г.). - Джизак: JDPU, 2023. - С. 18-21

2. Варлакова, Ю.Р. Современные форматы развития креативности обучающихся в процессе интеграции «школа-вуз» / Ю.Р. Варлакова, Н.И. Кривых // Северный регион: наука, образование, культура. - 2023. - № 1.-С. 23-28

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 448 с.

4. Панеш, Б.Х. Цифровизация образовательного процесса в вузе как условие развития креативности будущего педагога / Б.Х. Панеш // Портрет креативного педагога: сборник материалов дискуссионной площадки, проводимой в рамках открытия Года педагога и наставника (Телемост АГУ - ДИПП, 30 марта 2023 г.). - Денау: ДИПП, 2023. - С. 38-40

5. Пономарева, E.H. Инновационно-креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя / E.H. Пономарева // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 2. - С. 42-47

6. Федеральный закон 29.12.2012 N 273-ФЭ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.08.2023)

7. Хашаева, А.Б. Формирование креативного мышления молодежи / А.Б. Хашаева // Вестник Института комплексных исследованийаридныхтерриторий,-2013.-N» 1(26).-С. 118-122

8. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1988. - №3. - С. 8-15

Педагогика

УДК 37.062.5; 316.46

кандидат педагогических наук Панченко Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (г. Мурманск); студент Макотра Галина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (г. Мурманск); студент Афонина Арина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический университет» (г. Мурманск)

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ

ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье обоснована актуальность установления субъект-субъектного взаимодействия участников образовательных отношений и проблема реализации различных стилей педагогического руководства (авторитарного, демократического, либерального и делового) в школе и вузе. Установлено, что выработанный в ходе деятельности стиль руководства определяет выбор методов, которые педагог использует при решении профессиональных задач. В ходе экспериментального исследования выявлены особенности используемых педагогами школ и преподавателями вуза стилей руководства и их интерпретация как самими педагогическими работниками, так и обучающимися.

Ключевые слова: школа, высшее учебное заведение, учитель, преподаватель, обучающиеся, руководство, стиль руководства.

Annotation. The article substantiates the relevance of establishing the subject-subject interaction of participants in educational relations. The problem of implementation of various styles of pedagogical leadership (authoritarian, democratic, liberal and businesslike) at school and higher educational institution is outlined. It has been established that the leadership style developed during the activity determines the choice of methods that the teacher uses in solving professional problems. In the course of the pilot study, the dominant leadership styles were identified. The features of the styles of pedagogical leadership used by school teachers and university teachers and their interpretation by both the teaching staff and students are revealed.

Key words: school, higher educational institution, teacher, lecturer, students, leadership, leadership style.

Введение. Демократизация управления и гуманистический характер образования являются принципами государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [10]. Особое значение обретает субъект-субъектное взаимодействие, первый опыт которого обучающиеся получают в образовательных отношениях с педагогами, реализующими образовательную деятельность в школе и вузе.

Реализация этих отношений в значительной мере обусловлена содержанием действий педагогов. По Г.Н. Серикову, субъект-субъектные образовательные отношения между педагогами и обучающимися и установка на сотрудничество «дают возможность объединения личных энергоресурсов всех партнеров в совместном решении образовательных задач» [7, С. 9].

Сопоставительный анализ научных трудов современных отечественных исследователей позволил установить, что:

- под руководством понимается деятельность по определению целей и путей их достижения; стратегия развития и управления [11]. При этом деятельность образовательной организации базируется на стабильном и динамичном стиле руководства - важнейшем инструменте, необходимым «для формирования такой обстановки в коллективе образовательной организации, которая будет способна удовлетворять потребность всех его участников в творчестве» (Е.В. Везетиу [1, С. 75]);

- известны различные классификации стилей педагогического руководства [1; 2; 4; 12 и др.], среди которых -авторитарный, демократический, либеральный и деловой стили [8];

- в организационном контексте в направлении прогнозирования поведения в учебной деятельности обнаружены взаимосвязи показателей локуса контроля с особенностями деятельности субъектов образовательного процесса, в том числе и их восприятием стиля управления (Л.Н. Дегтеренко [3]);

- стиль, применяемый педагогом, напрямую соотносится с поведением обучающихся, которые могут как принимать, так и отвергать адресованную им модель руководства (Е.А. Вьюгина [2]);

- выработанный в ходе деятельности стиль руководства определяет выбор методов, которые педагог использует при решении профессиональных задач. При этом уровень конгруэнтности учителя, преподавателя находится в равной зависимости от стремления к позитивному сотрудничеству с целью решения учебно-воспитательных задач как педагога (в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.