Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Алла Александровна, Иванова Галина Павловна

В статье поэтапно описан современный процесс организации проектной деятельности младших школьников на основе активизации познавательного интереса к окружающему миру, а проектная деятельность рассматривается как познавательная технология развития предметного интереса к дисциплине. Объект исследования - начальная школа как пропедевтический уровень освоения проектной деятельности. Предмет - формы и методы формирования познавательного интереса к окружающему миру через участие в учебном проекте. Новизна исследования базируется на акцентах, предложенных к обсуждению в проекте нового стандарта начального общего образования (организация сопровождения процесса проектирования обучающихся, формирование коммуникативных навыков), на новых подходах к разработке тематики и содержания проектов и их оценке (наличие продукта проектной деятельности, самостоятельность, личный вклад в результаты), а также показателях уровня активизации познавательного интереса младших школьников к окружающему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Алла Александровна, Иванова Галина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS BASED ON THE ACTIVATION OF COGNITIVE INTEREST IN THE SURROUNDING WORLD

The article describes step-by-step the modern process of organizing project activities of primary school students based on the activation of cognitive interest in the surrounding world, and project activity is considered as a cognitive technology for the development of subject interest in the discipline. The object of the study is primary school as a propaedeutic level of development of project activities. Forms and methods of forming cognitive interest in the surrounding world through participation in an educational project serve as a subject of the research. The novelty of the research is based on the proposed discussion draft of a new standard of primary General education (organization support the design process of students, the formation of communicative skills), new approaches to the development of the themes and content of the projects and their evaluation (the availability of the product design activity, independence, personal contribution to the results), as well as indicators of the level of activation of the cognitive interest of the surrounding world.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-44-54

А.А. Марченко, Г.П. Иванова

Московский государственный областной университет, 141014 г. Мытищи, Московская область, Российская Федерация

Организация проектной деятельности младших школьников на основе активизации познавательного интереса к окружающему миру

В статье поэтапно описан современный процесс организации проектной деятельности младших школьников на основе активизации познавательного интереса к окружающему миру, а проектная деятельность рассматривается как познавательная технология развития предметного интереса к дисциплине. Объект исследования - начальная школа как пропедевтический уровень освоения проектной деятельности. Предмет - формы и методы формирования познавательного интереса к окружающему миру через участие в учебном проекте. Новизна исследования базируется на акцентах, предложенных к обсуждению в проекте нового стандарта начального общего образования (организация сопровождения процесса проектирования обучающихся, формирование коммуникативных навыков), на новых подходах к разработке тематики и содержания проектов и их оценке (наличие продукта проектной деятельности, самостоятельность, личный вклад в результаты), а также показателях уровня активизации познавательного интереса младших школьников к окружающему миру. Ключевые слова: ФГОС НОО, проектная деятельность, познавательный к интерес, метод учебного проекта, младший школьник, познавательные и творческие способности, окружающий мир

а

ат ки

X 1=

дс оо

¡5 ™ ной деятельности младших школьников на основе активизации познава-z

ян ие

О. Т

оу

Ш Ю

F о

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Марченко А.А., Иванова Г.П. Организация проект-

тельного интереса к окружающему миру // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 44-54. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-44-54

© Марченко А.А., Иванова Г.П., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License Q

The content is Licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License Ife^^H^I

Педагогика и психология образования. 2021. № 4 DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-44-54

A.A. Marchenko, G.P. Ivanova

Moscow Region State University,

Mytishi, Moscow Region, 141014, Russian Federation

Organization of project activities of primary school students based on the activation of cognitive interest in the surrounding world

The article describes step-by-step the modern process of organizing project activities of primary school students based on the activation of cognitive interest in the surrounding world, and project activity is considered as a cognitive technology for the development of subject interest in the discipline. The object of the study is primary school as a propaedeutic level of development of project activities. Forms and methods of forming cognitive interest in the surrounding world through participation in an educational project serve as a subject of the research. The novelty of the research is based on the proposed discussion draft of a new standard of primary General education (organization support the design process of students, the formation of communicative skills), new approaches to the development of the themes and content of the projects and their evaluation (the availability of the product design activity, independence, personal contribution to the results), as well as indicators of the level of activation of the cognitive interest of the surrounding world.

Key words: project activity, project method, cognitive interest, a primary-school student, cognitive and creative abilities, the surrounding world

ro ^

X

CITATION: Marchenko А.А., Ivanova G.P. Organization of project ctivities g:

of primary school students based on the activation of cognitive interest ¡5

in the surrounding world. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 4. Pp. 44-54. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-4-44-54

z

К X

X Ш О. T

О ^ Ш

— О

Построение проектной деятельности как педагогической технологии занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов в современной системе образования в целом и в начальной школе в частности (Л.В. Байбородова, М.Ю. Бухаркина, А.А. Марченко, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, Л.Н. Серебренников и др.) [2; 5; 7-9]. Ее организация ориентирована на поиск разнообразных способов и приемов решения образовательных вопросов и возникающих учебно-познавательных задач.

Методология нашего исследования данной технологии основана на системно-деятельностном, личностно-ориентированном и компе-тентностном подходах к организации образовательного процесса, ориентированного на развитие познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей младших школьников, что актуально на любом этапе обучения.

Исследователи в области психолого-педагогических наук определяют проектную деятельность и метод проектов в образовательном процессе следующим образом:

- деятельность, свободно выбранная ребенком, в которой он усваивает и присваивает знания, приобретает умения применять и интерпретировать информацию, где происходит интенсивное развитие его мышления, воображения, практических способностей, умений и т.п. [1];

- сложно организованный процесс, предполагающий системные преобразования всех его компонентов [3];

- организованная поисковая деятельность учащихся, которая нацелена на конкретный результат, оформленный в виде практического выхода [9];

- технология, используемая в образовании с целью предоставить учащимся возможность освоить новые знания на основе связи с реальной жизненной практикой [6];

- совместная деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую учебно-познавательную, творческую или игровую цель, согласованность в действиях по решению какой-либо проблемы, значимой для

к участников проекта [3].

^ Программа школьного образования многообразна на каждом из воз-I | растных этапов работы и соответствует индивидуальным особенностям if о самих обучающихся, их потребностям и интересам. Обобщение опыта

I— m „ ^

^ х использования проектной деятельности в рамках метода учебного про-^ § екта проводилось нами на основе педагогического эксперимента в усло-^ виях учебного процесса в общеобразовательном учреждении и изучения ^ ю1 достижений и продуктов деятельности обучаемых по освоению проектной технологии на уроках «Окружающий мир» в начальной школе,

основной задачей которого является формирование у обучающихся представлений о человеке, природе и их взаимоотношениях. Данная учебная дисциплина имеет свои отличительные особенности, заключающиеся в непосредственном смысловом содержании, это позволяет педагогу применять значительно большее число дополнительного материала, в том числе и наглядного, что способствует успешному усвоению информации.

Заинтересованность в учебной дисциплине может быть достигнута благодаря применению различных педагогических тактик и практик (дискуссий, иллюстративного раздаточного материала, внедрения аудио- и видеофильмов и т.д.). Однако, на наш взгляд, наиболее доступным и широко применимым способом развития интереса на уроке является использование метода проектов.

Проектная деятельность младших школьников начинается с выяснения знакомства с нею в учебно-воспитательном процессе ранее, с предыдущим опытом осуществления проектов на этапе начального образования, с групповыми и индивидуальными их формами и т.д. На этом этапе в условиях естественного эксперимента (наблюдение, беседа, опрос) со стороны учителя проводится фиксация и оценка познавательной активности детей, уровня знаний ключевых понятий и т.д. Можно также провести индивидуальное анкетирование, на основании которого делается вывод о выраженности познавательной активности каждого обучающегося. Например, мы обследовали младших школьников с помощью методики Г.И. Щукиной «Методика с конвертами», согласно которой оценивали грамотность, рассудительность школьника, определяли, может ли он ответить, не рассуждая, а сразу; требует ли конкретный ответ от него особых усилий и знаний.

Ключом к успеху являются высокая профессиональная подготовка преподавателя, его педагогическое мастерство, инновационное мышление, направленное на качественные изменения в системе преподавания предмета за счет практического использования инновационных методов и форм обучения, информационно-коммуникационных технологий. Используя современные педагогические технологии, он в процессе обучения должен учитывать всё возрастающие интересы учащихся, а также потребности и ожидания школьников в конечном результате. |

Далее с целью расширения представлений обучающихся об окру- о

жающем мире, развития умения младших школьников осуществлять проектную деятельность, формирования у них интереса к познанию

к I

окружающего мира составляется план проектной деятельности, в кото- ^ ром определяется тематика и содержание будущих проектов с уче- ^ ю1 том доступности детям младшего школьного возраста, соответствия

го н

X

— с Ч и " о со

I *

их интересам и уровню умений. Он ориентирован на перспективу развития младших школьников в условиях нарастания требований и на обеспечение вариативности в использовании методов и средств обучения и т.д. Деятельность по проекту в младших классах может выстраиваться с учетом заранее определенного результата, а выбор темы должен соответствовать интересам ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Примерная тематика и содержание проектной деятельности для младших школьников

я

и

н

а

а н

к и

и п

д с

о о

н в

е

Т и

и я и

я н

и е

р

о

е б

о

Название проекта Содержание проектной деятельности

Мой питомец Обучающиеся готовят презентации с фотографиями своих питомцев, рассказывают об особенностях их поведения и т.д.

Изменения климата Данный проект предполагает, что каждый из обучающихся раскрывает по одному из аспектов/ причин, влияющих на изменения климата в условиях современного мира

Вред и польза пластика Проводится исследование полезных и вредных свойств пластика, определяются его негативные последствия на окружающую среду

Водоем - дом из воды Суть проекта заключается в наблюдении за жизнью природных сообществ родного края, подготовка фоторассказа о своих наблюдениях, выражение своего отношения к миру природы

Красная книга Каждому ребенку необходимо подготовить по одному проекту, посвященному одному из животных/птиц, занесенных в Красную книгу

Богатства моего родного края Школьникам совместно с родителями предлагается подготовить информацию о том, какими ископаемыми богат родной край

Полезные и лекарственные растения Дети готовят информацию о полезных растениях, которые могут применяться при несерьезных травмах, простудных заболеваниях и т.д.

Бабочка на цветке От обучающихся требуется рассказать о жизни бабочек, наиболее ярких представителях, их особенностях

Круговорот воды в природе Детям требуется рассказать о том, каким образом происходит круговорот воды в природе, от чего он зависит и т.д.

Наше питание -наше здоровье Детям предстоит рассказать о пищевых привычках и о том, каким образом различные продукты оказывают влияние на организм человека

Система познавательных ориентаций младшего школьника строится на формировании интереса к осуществляемой деятельности, значимости получаемых знаний и достижений. Развитие познавательного интереса, равно как и познавательной активности, на уроках «Окружающий мир» является чрезвычайно важным процессом, который может считаться эффективным только в том случае, если у обучающихся повысился интерес к осуществлению умственной деятельности, возникло стремление работать с информацией и т.д.

Н.Ф. Виноградова отметила, что развитию интереса обучающихся младших классов способствует соблюдение ряда условий. Они актуальны для различных учебных предметов, в том числе и для «Окружающего мира». К их числу относятся:

- слияние познавательной активности и эмоционального состояния ребенка; эмоциональная поддержка может оказываться словесно, при помощи оценок, наглядного материала и т.д.;

- применение имеющегося педагогического опыта и знаний, а также опыта и знаний обучающихся, полученных на жизненном этапе;

- наличие элементов новизны содержания, невозможности решить педагогическую проблему в самый короткий срок;

- поддержка инициативы, предложенной обучающимися, уважительное отношение к точке зрения младших школьников [4]. Основные направления развития познавательного интереса на уроках

предмета «Окружающий мир» могут быть представлены следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование готовности воспринимать учебный материал;

- выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета;

- использование метода создания ситуаций творческого поиска;

- применение метода стимулирования занимательным содержанием. В соответствии с этим, мы утверждаем, что формирование познавательного интереса состоит из ряда методов, например, решение логических задач «Как человек использует дерево в быту?» или выполнении игровых упражнений в процессе игры «Умники и умницы», осуществление каждого из которых или их совокупности оказывает положительное влияние на стимулирование дальнейшей познавательной и творческой 2 деятельности обучающихся. ^ £

Познавательный интерес младших школьников значительным обра- | ™ зом отличается от познавательного интереса среднего и старшего звена, х §

К I

поскольку он предполагает включение в педагогическую деятельность ^ ^ игр, творческой деятельности, внесение креативности, использование ^ иллюстративно-наглядного материала и т.д.

го

В случае, если младший школьник не получает стимулирование, выраженное в формате дополнительной к учебной игровой деятельности, то его стремление продолжать знакомство с конкретным учебным предметом может значительно уменьшиться.

Таким образом, можно говорить о том, что развитие интереса обучающихся на уроках «Окружающий мир» выстраивается по общей модели педагогической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса и познавательной активности обучающихся младших классов.

Проектная деятельность предполагает на следующем этапе ее организации определение вида и типа создаваемого проекта с детьми младшего школьного возраста. И сделать это должен педагог как руководитель проекта, т.к. дети не могут это сделать самостоятельно в связи с особенностями своего возрастного и индивидуального развития.

Мы рассмотрим выполнение проектов младшими школьниками, которые проходят через индивидуальное и групповое участие. В групповых проектах дети под руководством учителя в ученических объединениях и самостоятельно, согласно установленным правилам и своим представлениям и возможностям, могут использовать опыт всех участников проекта, обмениваться мнениями, знаниями, компетенциями, предложить значимый креативный подход к решению возникшей ситуации, проявить изобретательность. При этом все они выстраивают взаимоотношения, осмысливают на фоне высказывания собственного мнения альтернативные подходы остальных участников, осваивают технологию командной работы со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимоуважения.

Индивидуальное построение проектного процесса, выполняемого младшим школьником, сопровождается учителем, преподающим предмет, который обеспечивает доступ к источникам и ресурсам разного уровня, учитывает особенности и личные качества ученика, уровень его обучаемости, способность применять полученные знания и компетенции, эмоционально-психологическое состояние и взаимодействие к с окружением, использует различные виды контроля. При этом школь-^ ник должен быть уверен в позитивном отношении учителя к своей дея-I | тельности и эмоциональной поддержке достижения им поставленных о о целей. Учащийся должен акцентировать свое внимание на собственных ^ х возможностях, способностях, знаниях, умениях, на участии в определе-х § нии целей и действий, средств и ресурсов, значимых для него и дости-^ жимых в проектно-исследовательском пространстве. Ju ю1 Реализация проектной деятельности должна быть обеспечена персо-

нальным «портфелем», который включает:

- паспорт, где обоснованы актуальность темы, определены цели, объект и предмет исследования, поставлены задачи и методы их решения и т.д.;

- календарный план-график или сетевой график, где указываются этапы запланированных мероприятий по реализации проекта, сроки их выполнения, привлекаемые ресурсы, предполагаемые результаты по каждому этапу;

- продукт проектной деятельности и его описание;

- оценочный лист качества проекта. Оценка значимых компонентов проекта предполагает экспертизу

и заключение в письменной форме: продукта проектной деятельности; степени самостоятельности и личного вклада обучающегося в достижение результата; качественного уровня оформления, продвижения проекта и доказательного отстаивания основных его положений. В рамках мониторинга проектной деятельности обращается внимание на сформи-рованность познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных показателей универсальных учебных действий. Уровень их развития у детей также обусловлен получением опыта формулирования основных положений, включенных в паспорт проекта, развитием навыков анализа полученных результатов, включенностью в проектирование разных возрастных групп, параллельных классов, родителей, учреждений дополнительного образования.

Продолжительность осуществления проекта может включать несколько занятий, но не до бесконечности, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста.

В условиях начального общего образования мы особо выделяем творческие проекты, предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов. Как правило, проектным продуктом, предполагающим соответствующее оформление результатов, являются предметы изобразительного или декоративно-прикладного искусства, мини-сочинения, коллажи, фотоальбомы, дневники наблюдений, календари экологических дат и пр.

Наибольший интерес представляют творческие проекты, дающие обучаемым максимальную степень свободы в решении поставленной задачи. Именно в ходе данного вида работы в наибольшей мере раскры- о

вается творческий потенциал участников проекта.

Приведем пример выполнения индивидуального проектного задания, выполненного младшим школьником «Мой питомец». Первоначально ^ р педагог ориентирует обучающегося в предмете исследования, уточня- ^ ¿Г ет общие представления о животном мире и его многообразии, дает

го н

X

— с Ч и " о со

I * = £

К I

_ ш

о о

установку на использование описании, сравнении и группировки изученных природных объектов и явлений, выделяя их существенные признаки; знакомит с правилами работы с доступной информацией о природе и обществе, безопасным использованием электронных ресурсов школы и сети Интернет. Затем ученик самостоятельно выявляет и анализирует особенности жизни и функции животных в окружающем мире. Школьник использует знания, полученные им как из мобильных ресурсов, так и вне учебного учреждения в социуме или в домашних условиях и рассматривает свой проект с позиции его применения в различных жизненных ситуациях, задействуя свой опыт общения с животными с целью соотнесения фактов и явлений в познавательной практике. Далее готовится иллюстрированная презентация, сопровождаемая рассказом об особенностях поведения животных. Согласно новым обсуждаемым положениям ФГОС НОО, учитель обязан контролировать как процесс, так и результаты каждого этапа выполнения учебного проекта [8].

Осуществление данного проекта приводит учащегося к новым знаниям и формирует новые компетенции, в том числе овладение умениями работать с информацией; способности и умения применять полученные знания; активизирует чувство уверенности в себе; помогает выстроить собственную познавательную траекторию, повысить уверенность школьника в свои силы и возможности в достижении поставленных целей.

На рис. 1 представлены данные диагностических срезов уровней сформированности познавательного интереса учащихся третьего класса до и после организации и проведения проектной деятельности, активизирующей познавательный интерес к окружающему миру, которые наглядно иллюстрируют повышение его уровня, а именно полное отсутствие школьников, совсем не интересующихся знаниями об окружающем мире.

0 н

01 Z

К I X ш О. Т О ^ Ш

F о

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий

20 30

■ Средний I

40

Высокий

Рис. 1. Динамика сформированности познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности, %

Современный процесс обучения невозможно представить без внедрения метода проектов в образовании, что является закономерным, позволяющим активизировать познавательный интерес к окружающему миру, развивать творческий потенциал младших школьников, формировать мотивацию к исследовательской и творческой деятельности. Проектная деятельность предоставляет наилучшие условия для освоения знаний, формирования умений и развития учебных действий в разных ситуациях и на разных уровнях взаимодействия обучающихся.

Библиографический список / References

1. Анохина Г.М. Дидактические условия развития личности в системе школьного естественнонаучного образования: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. [Anokhina G.M. Didakticheskie usloviya razvitiya lichnosti v sisteme shkolnogo estestvennonauchnogo obrazovaniya [Didactic conditions for personality development in the system of school natural science education]. Dr. Hab. Dis. Moscow, 2008.]

2. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М., 2013. [Bayborodova L.V., Serebrennikov L.N. Proektnaya deyatelnost shkolnikov v raznovozrastnykh gruppakh [Project activities of schoolchildren in different age groups]. A guide for teachers of educational organizations. Moscow, 2013.]

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2010. [Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaya deyatelnost doshkolnikov [Project activities for preschoolers]. A guide for educators. Moscow, 2010.]

4. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир в 3-4 классах: Книга для учителя. М., 2001. [Vinogradova N.F., Ivchenkova G.G., Potapov I.V. Okruzhayushchiy mir v 3-4 klassakh [The world around us in grades 3-4]. Book for the teacher. Moscow, 2001.]

5. Бухаркина М.Ю. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта». М., 2003. [Bukharkina M.Yu. Prakticheskaya rabota po teme «Razrabotka uchebnogo proekta» [Practical work on the topic "Development of a training project"]. Moscow, 2003.]

6. Карпов Е.М. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы // Экономика в школе. 2001. № 2. С. 3-10. [Karpov E.M. Educational and research activities at school. In search of a new K pedagogical alternative. Ekonomika v shkole. 2001. No. 2. Pp. 3-10. (In Rus.)] Ц

7. Марченко А.А. Метод проектов как творческое стимулирование дея- го тельности младшего школьника // Педагогика и психология образова- х с ния. 2018. № 4. С. 59-65. [Marchenko A.A. The project method as a creative о о stimulation of the activity of a younger student. Pedagogy and Psychology ^ x of Education. 2018. No. 4. Pp. 59-65. (In Rus.)] x g

8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школь- g J ников: книга для учителя начальных классов. М., 2002. [Matyash N.V., g-Simonenko V.D. Proektnaya deyatelnost mladshikh shkolnikov [Project activity ^ of primary school students]. A book for a primary school teacher. Moscow, 2002.]

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; ред. Е.С. Полат. М., 2002. [Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [New pedagogical and information technologies in the education system]. E.S. Polat (ed.). Moscow, 2002.]

Статья поступила в редакцию 02.02.2021, принята к публикации 08.04.2021 The article was received on 02.02.2021, accepted for publication 08.04.2021

Сведения об авторах / About the authors

Марченко Алла Александровна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры начального образования факультета психологии, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московской области

Alla A. Marchenko - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Primary Education of the Faculty of Psychology, Moscow Region State University, Mytishi, Moscow Region E-mail: geoalla@bk.ru

Иванова Галина Павловна - доктор педагогических наук; профессор кафедры начального образования факультета психологии, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московской области

Galina P. Ivanova - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department of Primary Education of the Faculty of Psychology, Moscow Region State University, Mytishi, Moscow Region

E-mail: ivgp@mail.ru

Заявленный вклад авторов

А.А. Марченко - общее руководство исследованием, разработка идеи представленной работы, планирование исследования, участие в подготовке текста статьи

Г.П. Иванова - участие в проведении исследования и подготовке текста статьи, анализ теоретических данных по проблеме исследования

K Contributions of the authors

x

X

ro ¡5 A.A. Marchenko - general direction of research, development of the idea

x i of the presented work, research planning, participation in the preparation of the text ° ° of the article

I— CÛ

<U

s ^ G.P. Ivanova - participation in conducting research and preparing the text

of the article, analysis of theoretical data on the research problem

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукопиа All authors have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.