Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / УМК «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Алла Александровна

В последние годы в теории и практике обучения особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей. Формирует мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность обучающихся применение в учебном процессе школы методов проектирования. Автор статьи рассматривает формирование положительного отношения школьников к творческой деятельности на примере организации проектной учебной деятельности на уроках «Окружающего мира» с использованием комплекта УМК А.А. Плешакова («Школа России»). Проанализированы объем и структура методического аппарата учебника, перечислены особенности проектной деятельности школьников с разделением по классам, отмечены сильные и слабые стороны авторской программы. Описана модель организации проектной деятельности в начальной школе, разработанная педагогом средней школы г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марченко Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

In recent years, the issue of the development of children's creative abilities in the theory and practice of teaching has been especially relevant. The use of design methods in the educational process of the school forms the motivation of the individual to cognition and creativity, expands the cognitive capabilities and creative activity of students. The author of the article examines the formation of a positive attitude of schoolchildren to creative activities on the example of organizing project educational activities in the lessons of the “World Around” by А.А. Pleshakov using the set of educational materials “School of Russia”. The volume and structure of the methodological apparatus of the textbook are analyzed, the features of the project activities of schoolchildren are listed with division into classes, the strengths and weaknesses of the author's program are noted. The article describes a model of organizing project activities in an elementary school, developed by a teacher of a secondary school in Moscow.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Теория и методика обучения и воспитания

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-31-40 А.А. Марченко

Московский государственный областной университет, 141014 г. Мытищи, Московская область, Российская Федерация

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников

В последние годы в теории и практике обучения особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей. Формирует мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность обучающихся применение в учебном процессе школы методов проектирования. Автор статьи рассматривает формирование положительного отношения школьников к творческой деятельности на примере организации проектной учебной деятельности на уроках «Окружающего мира» с использованием комплекта УМК А.А. Плешакова («Школа России»). Проанализированы объем и структура методического аппарата учебника, перечислены особенности проектной деятельности школьников с разделением по классам, отмечены сильные и слабые стороны авторской программы. Описана модель организации проектной деятельности в начальной школе, разработанная педагогом средней школы г. Москвы.

Ключевые слова: начальная школа, творческая деятельность, методы проектирования, УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова, организация проектной деятельности

Ü2Ü

© Марченко А.А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

31

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Марченко А.А. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 31-40. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-2-31-40

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-31-40 A.A. Marchenko

Moscow Region State University,

Mytishi, Moscow Region, 141014, Russian Federation

Project activity as a condition

for the development of creative abilities

of primary schoolchildren

In recent years, the issue of the development of children's creative

abilities in the theory and practice of teaching has been especially relevant.

The use of design methods in the educational process of the school forms

the motivation of the individual to cognition and creativity, expands

the cognitive capabilities and creative activity of students. The author

of the article examines the formation of a positive attitude of schoolchildren

to creative activities on the example of organizing project educational

activities in the lessons of the "World Around" by A.A. Pleshakov using

the set of educational materials "School of Russia". The volume and structure

of the methodological apparatus of the textbook are analyzed, the features

of the project activities of schoolchildren are listed with division into classes,

the strengths and weaknesses of the author's program are noted. The article

describes a model of organizing project activities in an elementary school,

| developed by a teacher of a secondary school in Moscow.

ro h Key words: elementary school, creative activity, design methods, educational

t 5 complex "World Around" A.A. Pleshakov, organization of project activities o o i— m

Z ^

x k CITATION: Marchenko A.A. Project activity as a condition for the deve-

k i lopment of creative abilities of primary schoolchildren. Pedagogy and

^ ^ Psychology of Education. 2021. No. 2. Pp. 31-40. (In Russ.). DOI: 10.31862/

^ 2500-297X-2021-2-31-40

Одной из ведущих тенденций реформирования начального общего образования выступает гуманистическая парадигма, целенаправленная на создание условий для проявления индивидуальности обучающихся, развитие их креативных возможностей. А приоритетной задачей его дальнейшего развития становится формирование духовной и эмоциональной сферы личности, творческого подхода, что является условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации подрастающего поколения.

В современных условиях работы педагогам начальной школы необходимо определиться с новыми подходами для развития творческих способностей и творческого потенциала младших школьников, формирования у них умений нестандартно видеть проблемы окружающего мира.

Анализируя нормативные документы, в том числе национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» (http://nasha-novaya-shkola.m/?q=node/4), мы выделяем в ней акценты на развитие творческой деятельности, расширение тематики исследовательских проектов, в ходе которых обучающиеся научатся быть открытыми и мобильными ко всему новому в сфере познания, способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.

Для осуществления данных позиций должны быть созданы условия, способствующие творческой самореализации младших школьников. И, прежде всего - это профессиональная компетентность современного учителя в области методики преподавания дисциплин начальной школы, его широкий кругозор и умение осуществлять проектно-исследовательскую работу. Основой становления профессиональной деятельности является формирование целевой, аналитической, проектной и рефлексивной компетенции, научного уровня теоретико-методического мышления, систематических знаний, умений и навыков, качеств личности, позволяющих вести продуктивную педагогическую деятельность.

Согласно требованиям ФГОС ВО нового поколения по направлению подготовки «Педагогическое образование», учитель начальных классов должен владеть проектировочными умениями, уметь планировать, прогнозировать, оценивать целостный педагогический процесс в начальной ^ школе. В требованиях стандартов к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образо- |

вания предусматривается овладение обучаемыми способами решения проблем творческого и поискового характера..., формирование цен- х ш

«

О. О

ностных ориентаций потребности в творческой деятельности» (https:// § ю legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/). г

Проектная деятельность является одним из способов актуализации творческого потенциала личности обучающегося, способствует развитию новых свойств личности, повышает качество учебного процесса, его инновационность, конструктивность и личностный смысл. Она позволяет активизировать познавательную и практическую деятельность, решать задачи, связанные с самостоятельностью и ответственностью школьников как условием самореализации и самосовершенствования.

Исследованию использования метода проектов в системе современного школьного образования посвящены работы Ю.В. Громыко, В.В. Гузе-ева, М.В. Дубовой, А.Н. Леонтьева, М.Б. Павловой, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, Ю.Н. Поляковой, И.А. Сасовой, И.Д. Чечель, Т.И. Шамо-вой и др.

С точки зрения современной дидактики, метод проектов - это способ организации процесса познания, целью которого является создание условий для овладения обучающимися умениями «самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи» [4, с. 67].

Сущность и роль метода проекта как творческого стимулирования деятельности младшего школьника заключается в развитии познавательных интересов, проектных умений и формировании личностных качеств. Проектное обучение играет важную роль в организации самостоятельной работы обучающихся. Только в самостоятельной работе развивается мышление младшего школьника. Личная мотивация при выполнении проектной задачи позволяет достигнуть конечный результат и найти практическое применение задуманному. Важнейшим условием формирования творческих способностей и опыта творческой деятельности является формирование комфортного эмоционального фона, включающего эстетическое, нравственное и познавательное отношение к миру, умение находить особенный взгляд на привычные объекты к и явления окружающего мира [2].

^ Таким образом, проектная деятельность является комплексом, вклю-| | чающим элементы эвристического, проблемного и модельного аспекта

if о обучения младших школьников.

ш Z

I— m ~

^ х Требованиями ФГОС НОО использование метода проектов не пред-

усматривает обязательное выполнение ученических проектов. Тем ян

^ не менее, указывается, что «при оценивании результатов освоения ¿и ^ основной образовательной программы начальной школы должны

использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие

друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы и др.)» (https://legalacts.ru/ doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/4).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что организация проектной деятельности в начальной школе будет эффективной, если у младших школьников сформирована мотивация занятий творческой деятельностью, усвоены метапредметные умения и приобретен опыт использования усвоенных умений в процессе выполнения творческих работ (решение творческих задач).

Организация проектной деятельности в начальной школе предполагает выполнение проектных заданий, которые включают решение творческих задач, творческих работ разного характера и учебных проектов. Она «повышает мотивацию к обучению, способствует формированию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Обучающиеся приобретают навыки переноса знаний в другой контекст, т.к. учатся не столько запоминать факты, сколько использовать информацию, самостоятельно решать "творческие задания"» [1].

Формирование положительного отношения к творческой деятельности рассмотрим на примере организации проектной учебной деятельности на уроках «Окружающего мира» с использованием комплекта А.А. Плешакова (УМК «Школа России») [3]. Программой предмета предусмотрено выполнение творческих заданий, решение творческих задач и выполнение учебных проектов, что «дает ученикам ключ к осмыслению личного опыта, позволяет сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, способствует освоению способов познания окружающего мира» [Там же] формированию ценностно-ориентировочного отношения к творческой деятельности, как интересной, увлекательной, доставляющей радость открытия и эстетического удовлетворения. Особенности содержания курса и его значимость для развития личности учеников требуют от учителя использования методов, обеспечивающих системно-деятельностный подход к организации познавательной деятельности.

Методический аппарат учебника А.А. Плешакова содержит систему творческих заданий, выполнение которых обеспечивает усвоение предметных знаний, умственных приемов и умений на основе организации | практической деятельности учащихся, а также организацию совместной

проектной деятельности учащихся при участии родителей и педагога. ^ х Авторская программа курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова ^ §

(УМК «Школа России) предусматривается выполнение четырех проек- ^ тов в первом классе; по шесть - во втором и третьем и не менее двух ^ ю1

по выбору в четвертом классе.

Анализируя особенности организации проектной деятельности в 1-м классе, можно сделать следующие выводы: целью ее осуществления является знакомство с понятием «проект» и активизация интереса обучающихся к работе над проектами; тематика предлагаемых к выполнению в 1-м классе проектов («Моя малая Родина»; «Моя семья»; «Мой класс и моя школа»; «Мои домашние питомцы») учитывает значимые для ребенка семи лет жизненные ценности.

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий (УУД) на основе использования метода проектов с учетом возрастных особенностей первоклассников (отсутствие умений, необходимых для выполнения проектов) достигаются уже в процессе выполнения первых проектов по предложенной тематике, т.к. обучающиеся получают опыт творческой работы со взрослыми (преимущественно родителями) над заданием, требующим конкретного материального воплощения.

Проанализировав особенности проектной деятельности во втором классе (темы проектов - «Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии», «Родословная», «Страны мира»), мы сделали следующие выводы: с целью достижения планируемых результатов в ходе подготовки проекта необходимо обеспечить использование приемов сравнения, формулировки выводов, создание схем, чтения и сопоставления карт.

Темы проектов третьего класса («Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий») имеют воспитательную направленность и предполагают компилятивную работу с готовой информацией на недоступном для обучающихся уровне. Творческим проектом выступает только проект по созданию музея путешествий.

В четвертом классе обучающимся предлагается выполнение двух долгосрочных проектов, выполняемых в первом и втором полугодиях. Выбор темы проектов свободный, например: «Всемирное наследие природы», «Заповедники и национальные парки», «В дворянской усадьбе» к и др. Проанализировав процесс их выполнения учащимися, можно сделать вывод, что предполагаемая проектная деятельность соответствует требованиям ФГОС НОО (https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-

го

го н

^ X X 1=

0 о rf-ot-06102009-n-373/). При этом умение учителя создать атмосферу

н m

1 -

творческого поиска на уроках, активизация использование творческих

заданий обеспечивают творческий настрой и мотивацию участия обуча-ян

^ ющихся в проектной деятельности.

¿и ^ Таким образом, условиями, обеспечивающими эффективность орга-

низации проектной деятельности и вытекающими отсюда факторами

развития творческих способностей на уроках предмета «Окружающий мир», выступают: профессионализм, креативность учителя; использование современных технологий и метода наглядности; организация самостоятельной познавательной деятельности; поддержка и стимулирование творческой познавательной деятельности; развитие межличностных отношений сверстников.

Представим конкретный опыт реализации вышеназванных положений учителем начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 1296» г. Москвы Еленой Владимировной Ефремовой. Мы проанализировали результаты ее экспериментальной работы по методике организации проектной деятельности и формированию творческих способностей младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир». Педагогом разработана модель организации проектной деятельности в начальной школе, структуру которой составляют следующие компоненты: принципы организации проектной деятельности, выполняемые функции, компоненты педагогического процесса и условия организации проектной деятельности.

В эксперименте приняли участие дети из двух классов, общее количество - 49 человек. 3«А» класс (23 ученика) был определен как экспериментальная группа, 3«Б» (26 учеников) - как контрольная.

Опытно-экспериментальная работа проводилась учителем в четыре этапа:

1) исследование уровня сформированности творческих способностей у учеников контрольного и экспериментального классов;

2) в экспериментальном классе организация образовательной деятельности на уроках осуществлялась в соответствии с положениями разработанной модели, в контрольном классе в традиционной форме (формирующий этап);

3) контрольное исследование уровня сформированности творческих способностей (итоговый этап);

4) сравнительный анализ динамики развития творческих способностей в экспериментальном и контрольном классах.

На основе проведенного опытно-экспериментального исследования к

сделаны выводы об эффективности использования разработанной модели. ^

С учетом базового определения понятия творческих способностей | | как интегральной характеристики личности, включающей мотивацию о

н т

и уровень интеллектуального развития, исследование уровня развития ^ х творческих способностей проводилось на основе использования двух ^ §

~ о; I

методик: диагностика познавательной активности «Таинственное пись- ^ мо» (Н.И. Гуткина) [1]; методика исследования уровня сформированно- ^ ю1

сти универсальных учебных действий - таксономия Бенджамина Блюма

на основе методики оценки результативности применяемых технологий и методов обучения в трех перекрывающихся сферах: когнитивной, эмоциональной и психомоторной.

С целью выявления уровня сформированности творческих способностей составлены тесты, выполнение заданий которых потребовало определенного уровня сформированности знаний и умений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большая часть обучающихся двух классов имели базовый уровень сформированности когнитивных способностей. Педагогом была проведена предварительная диагностика уровня познавательной активности с использованием методики «Таинственное письмо» и определены критерии оценки сформированности познавательной активности: высокий - расшифровал полностью; средний - приступил к расшифровке, но не окончил; низкий - не приступал к расшифровке.

Уровень познавательной активности к началу формирующего этапа эксперимента в обоих классах был невысоким. В 3«А» классе 53% обучающихся продемонстрировали низкий уровень, 26% - средний и 21% высокий уровни познавательной активности. Таким образом, 79% учеников продемонстрировали низкий и средний уровень познавательной активности.

В 3«Б» у 38% обучающихся был выявлен низкий уровень познавательной активности, у 39% - средний и у 23% - высокий, т.е. 77% обучающихся имели низкий и средний уровень познавательной активности.

Далее образовательная деятельности на уроках в экспериментальном классе осуществлялась в соответствии с положениями разработанной модели. Влияние использования проектной деятельности на развитие умственных умений и познавательной активности прослеживалось на основе сравнения результатов входной (констатирующей) и итоговой диагностики по методу Б. Блюма в экспериментальном 3«А» классе.

Для организации и проведения формирующего эксперимента учителем начальных классов Е.В. Ефремовой были подготовлены варианты творческих заданий для 3-х классов. В частности, уроки-проекты выпол-I нялись по темам, которые позволяют предусмотреть исследовательскую 2 ^ деятельность обучающихся. Например, урок-исследовательский проект ^ ^ по предмету «Окружающий мир» по теме «Состав и свойства воздуха». | ™ Для дальнейшего проведения эксперимента были использованы уроки и ия разного типа. Творческие задания использовались, как правило, на этапе ^ ш текущего и итогового контроля: ю1 а) с целью развития логических способностей была проведена работа ч с «Облаком слов»;

б) задания на выстраивание логических схем, например, деньги, покупка товара, товар, покупатель, продавец;

в) задания на обнаружение существующих пробелов для своевременного их устранения - это тестовые творческие задания вариативного характера;

г) использование игры «Бинго» при изучении темы «Для чего нужна экономика».

Задания базового уровня выполняли все ученики класса - 100%; задания «продвинутого» (повышенного) уровня на начальном этапе выполняли 59% учеников, после проведения формирующего эксперимента - 93%; задания творческого уровня на начальном этапе не выполнил ни один ученик, после проведения формирующего эксперимента - 57% учеников.

Если в начале эксперимента ученики успешно выполняли задания, требующие превращения информации в знания (факты, нормы, закономерности, принципы), но не справлялись с заданиями, требующими умений анализировать факты, делать выводы и умозаключения, то после проведения формирующего эксперимента с такими заданиями успешно справлялись 57% учеников.

Для выявления динамики в развитии творческих способностей на уроках предмета «Окружающий мир» через проектную деятельность проведено повторное исследование уровня сформированности УУД и уровня развития познавательной активности.

В экспериментальном классе высокий уровень познавательной активности выявлен у 87% обучающихся, в контрольном классе уровень познавательной активности остался на прежнем уровне.

В экспериментальном классе младшие школьники с интересом отнеслись к выполнению задания. У детей сформировалась мотивация, ожидание интересного задания, над которым нужно подумать. В контрольном классе интереса к заданию дети не проявили. Их интересовало только, будут ли за выполнение задания выставлены оценки. Выяснив, что оценки не предусмотрены, задание выполняли неохотно.

Сравнение результатов тестирования в экспериментальном и конт- Л

го

рольном классе позволяет подтвердить правильность гипотезы о том, ^ ^ что использование метода проектов способствует развитию творческих и

г " н со

способностей младших школьников. ш х

Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать х §

использование разработанной модели по развитию творческих способ- х^ ш

ностей младших школьников через проектную деятельность в качестве ^

методических рекомендаций. ,

Библиографический список / References

1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010. [Kak proektirovat UUD v nachalnoy shkole. Ot deystviya k mysli [How to design universal learning activities in elementary school. From action to thought]. Manual for teacher. A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya (et al.); A.G. Asmolov (ed.)]. Moscow, 2010. (In Russ.)]

2. Марченко А.А. Метод проектов как творческое стимулирование деятельности младшего школьника // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 59-65. [Marchenko A.A. The project method as a creative stimulation of the activity of a junior school student. Pedagogy and Psychology of Education. 2018. No. 4. Pp. 59-65. (In Russ.)]

3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая программа. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 кл.: Пособие для учителя. М., 2014. [Pleshakov A.A. Okruzhayushchiy mir. Rabochaya programma. Predmetnaya liniya uchebnikov sistemy «Shkola Rossii». 1-4 kl. [Surrounding world. Working program. Subject line of textbooks of the "School of Russia" system. 1-4 cl.]. Manual for teacher. Moscow, 2014. (In Russ.)]

4. Яцкова О.Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX в. // Теория и практика образования в современном мире: Материалы международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012). СПб., 2012. С. 73-76. [Yatskova O.Yu. The problem of the development of creative abilities of children in pedagogy of the XX century. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (g. Sankt-Peterburg, fevral 2012). St. Peterburg, 2012. Pp. 73-76. (In Russ.)]

Статья поступила в редакцию 20.11.2020, принята к публикации 10.02.2021 The article was received on 20.11.2020, accepted for publication 10.02.2021

ct

0

I—

01

z

к x X Ш О. T О ^ Ш ю F о

Сведения об авторе / About the author

Марченко Алла Александровна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры начального образования факультета психологии, Московский государственный областной университет, г. Мытищи Московской обл.

Alla A. Marchenko - PhD in Pedagogy; аssociate ргofessoг at the Departments of Primary Education of the Faculty of Psychology, Moscow Region State University, Mytishi, Moscow Region

E-mail: geoalla@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.