Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / ДИАГНОСТИКА / РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Летучева Елизавета Андреевна, Мамедова Лариса Викторовна

Анализ психолого-педагогической литературы, а также опыт показывает, что результативность обучения напрямую зависит от уровня мотивации учащихся к процессу учебно-познавательной деятельности. На современном этапе развития общества актуальным остается вопрос об эффективности методов обучения, которые положительно влияют на развитие у младших школьников познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В данной статье рассматривается развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством применения проектной деятельности в рамках школьного курса «Окружающий мир». Также данной работе приводятся полученные нами результаты в ходе диагностической работы, проведенной с учащимися 3 класса МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри. В заключении работы делается вывод о том, что самостоятельная практическая деятельность нацелена на расширение кругозора ребенка и развитие его познавательных способностей. В процессе самостоятельного поиска и обработки новой информации, младший школьник не только приобретает новые знания, но и получает навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Летучева Елизавета Андреевна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN THROUGH THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE LESSONS OF THE ENVIRONMENTAL WORLD

Analysis of psychological and pedagogical literature, as well as experience shows that the effectiveness of training directly depends on the level of students’ motivation to the process of educational and cognitive activity. At the present stage of development of society, the question of the effectiveness of teaching methods that have a positive effect on the development of a cognitive interest in the content of the educational process in younger students remains relevant. This article examines the development of cognitive interest in children of primary school age through the use of project activities within the school course “The World Around”. This work also presents the results we obtained in the course of the diagnostic work carried out with the pupils of the 3rd grade of MBOU Secondary School No. 15 in the city of Neryungri. In the conclusion of the work, it is concluded that independent practical activity is aimed at expanding the horizons of the child and the development of his cognitive abilities. In the process of independent search and processing of new information, the younger student not only acquires new knowledge, but also acquires the skills of independent work with additional material.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Развитие познавательного интереса у младших школьников посредством организации проектной деятельности на уроках окружающего мира

Летучева Елизавета Андреевна,

студент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова

E-mail: [email protected]

Анализ психолого-педагогической литературы, а также опыт показывает, что результативность обучения напрямую зависит от уровня мотивации учащихся к процессу учебно-познавательной деятельности. На современном этапе развития общества актуальным остается вопрос об эффективности методов обучения, которые положительно влияют на развитие у младших школьников познавательного интереса к содержанию образовательного процесса.

В данной статье рассматривается развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством применения проектной деятельности в рамках школьного курса «Окружающий мир». Также данной работе приводятся полученные нами результаты в ходе диагностической работы, проведенной с учащимися 3 класса МБОУ СОШ № 15 в г. Не-рюнгри. В заключении работы делается вывод о том, что самостоятельная практическая деятельность нацелена на расширение кругозора ребенка и развитие его познавательных способностей. В процессе самостоятельного поиска и обработки новой информации, младший школьник не только приобретает новые знания, но и получает навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом.

Ключевые слова: младшие школьники, окружающий мир, диагностика, развитие, познавательный интерес, проектная деятельность.

В рамках учебно-познавательного процесса, одним из способов развития творческих способностей ребенка, развития познавательного интереса и формирования самостоятельности мышления является проектная деятельность.

Практическая работа педагогов и исследования многих ученых в данной сфере позволяют нам говорить о том, что именно деятельность практического характера и непосредственная взаимосвязь ребенка с окружающим его миром вызывает у учащихся наибольший познавательный интерес. Ведь каждому ребенку больше нравится изучать и работать с тем материалом, который он впоследствии сможет использовать в собственной жизни.

В программе курса «Окружающий мир» для младших школьников раскрывается многогранная ценность природы для человека. Знания, полученные в процессе изучения данного курса, значимы не только в образовательной сфере, но также и в процессе эстетического и нравственного воспитания. Это особенно важно для формирования «духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению» [3].

Потребность ребенка в познании нового может выступать как качество личности учащегося в начальной школе, которое возникает и развивается в процессе учебной деятельности, и также может проявляться в осознанности и положительном отношении ко всему образовательному процессу, обеспечивая тем самым эффективное обучение школьников. Педагогу при работе с детьми необходимо учитывать, что формирование познавательной активности в первую очередь находится в прямой зависимости от уровня развития ребенка, его опыта и знаний, той основы, которая формирует интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Развитие познавательного интереса и повышение уровня успеваемости учащихся начальных классов в процессе обучения имеет большое значение для каждого учебного предмета. Современный учитель обязан творчески подходить к преподаванию предметов курса начального образования, ему необходимо быть специалистом в области различных наук, таких как филология, математика, естествознание и многих других. Это неоднократно подтверждает сложность работы учителя начального звена.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см о см

В современном обществе проблема взаимоотношений между человеком и окружающей природой приобретает колоссальный характер. «Наступила пора воспитывать детей в совершенно новом, гармоничном существованием с окружающим миром, а не в вековой потребительской традиции» [2]. Для ребенка природа является неисчерпаемым источником духовного насыщения. Уже с малых лет, дети активно контактируют с природой в различных ее формах, так как разнообразие неизведанных растений, животных, насекомых, камней привлекает внимание и вызывает интерес именно к практическому изучению, что непосредственно является основой в развитии разносторонней личности. К сожалению, зачастую, учителю начальных классов сложно построить урок курса «Окружающий мир» таким образом, чтобы не только обеспечить эффективное усвоение необходимых знаний в данной сфере, но и удовлетворить любопытство младших школьников. Также для успешного развития творческого потенциала и познавательной активности детей, педагог должен организовать на уроке атмосферу, способствующую не только умственному развитию, но и эмоциональному восприятию окружающего мира. Все это в очередной раз говорит о сложности преподавания в начальных классах.

Именно метод проекта несет в себе большой учебный, воспитательный и познавательный потенциал. Проектная работа в начальных классах способствует актуализации знаний, навыков и умений младших школьников, а также активизирует потребность в развитии ребенка творческой деятельности. Метод проекта должен осуществляться по принципу сотрудничества детей и учителя, что обеспечит формирование деятельного отношения ребенка к миру. Также важна роль родителей в процессе проектной деятельности ребенка, ведь они не только делятся личным опытом и знаниями, но и непосредственно поддерживают ребенка, что повышает его шансы на успешно выполненную работу, а в последующем программируют на успешность обучения в целом.

Проект можно представить, как «деятельность, которая предполагает проведение исследовательской и поисковой работы, представление общественности готового продукта и защиту его в той или иной форме» [1]. Его осуществление связано с поиска и постановки проблемы, непосредственно проектированием, поиском значимой информации, созданием качественного продукта и его презентацией. Проектные работы в начальных классах могут производиться самостоятельно детьми, под руководством педагога или совместно с ним, а также проектные работы могут коллективные (классные) и групповые.

При организации проектной деятельности с младшими школьниками учителю очень важно помнить, что выбор темы при создании проекта должен складываться из интересов, жизненного опыта учащихся и их возрастных особенностей. Также качественно проделанная проектная дея-

тельность поможет ребенку в дальнейшем обучении как в школе, так и в другого рода образовательных учреждениях.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет младшим школьникам выйти за рамки образовательного процесса в окружающий мир, самостоятельно наблюдать за связью между различными школьными дисциплинами, качественно способствует формированию основных компетенций учащихся начальных классов, влияет на качество усвоения знаний и в целом оказывает большое влияние на общее развитие детей. Выше сказанное показывает, что метод проекта выступает эффективным средством развития познавательного интереса учащихся начальной школы.

Цель и результаты исследования

Целью настоящего исследования является развитие познавательного интереса учащихся 3 класса МБОУ СОШ № 15 в г. Нерюнгри на уроках окружающего мира посредством организации проектной деятельности в процессе учебного процесса. Участие в исследовании приняли 28 учащихся. Сроки проведения исследования: январь - май 2021 г. В процессе данного исследования нами были подобранны методики, направленные на определение уровня развития познавательного интереса:

1) Метод диагностики познавательной активности, основанный на опроснике Ч.Д. Спилбергера, который мы адаптировали с ориентацией на тему исследования. Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибалльной шкале, путем определения среднего балла по всем ответам на 19 вопросов анкеты. Результаты диагностики оценивались по следующим критериям: Высокий уровень характеризуется как творческий, который определяется высоким интересом и стремлением проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, а также поиском новых способов для решения задач. Средний уровень познавательного интереса определяется как интерпретирующая активность. Он характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого, желанием овладеть способами применения знаний в различных условиях. Низкий уровень - воспроизводящая активность, что означает стремлением учащихся лишь понять, запомнить и воспроизвести знания, а также овладеть способами их применения по готовому образцу.

2) «Методика с конвертами» автором которой является Г.И. Щукина, ставит перед собой цель определить уровень познавательного интереса младших школьников через учебную или внеучеб-ную деятельность. Данная методика проводится в форме беседы с детьми. Учащимся предоставляется 5 конвертов на их выбор, где каждый конверт имеет определенное название, направление деятельности и цвет. В каждом из этих конвертов по 3 вопроса, ученику предлагается выбрать любой вопрос, на который он хочет ответить. Рассудительный, распространенный и четкий ответ на первый

вопрос оценивается как высокий уровень. Ответ на второй вопрос содержит один конкретный ответ, на этот вопрос ребенку разрешается отвечать не рассуждая, без пояснений. Ответ на третий вопрос, который не требует от ученика особых усилий, оценивается как низкий уровень.

В таблице 1 представлен уровень познавательного интереса исходя из результатов исследования по вышеописанным методикам на начальном этапе развития.

Таблица 1

Результаты исследования

Диагностика на начальном этапе исследования

Окончание

Метод диагностики познавательной активности основанный на опроснике Ч.Д. Спилбергера Уровень познавательной активности

Высокий Средний Низкий

14% 36% 50%

«Методика с конвертами» Г.И. Щукиной Уровень познавательного интереса

Высокий Средний Низкий

7% 43% 50%

На период проведения исследования нами был составлен календарно-тематический план предлагаемых нами детям проектных работ по окружающему миру в соответствии с образовательной программой УМК «Школа России», который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Тема Характеристика деятельности учащихся

«Огонь, вода и газ» Проектное задание: выполнить рисунок «план эвакуации» из своей комнаты. Оформить на альбомном формате и представить работу в классе.

«Дорожные знаки» Проектное задание: работа по группам. Выбрать группу знаков и приготовить презентацию на данную тему с наглядным материалом. Роли в группах выбирают учащиеся.

«Природа и наша безопасность» Проектное задание: придумать и нарисовать условные знаки безопасности, изученные на уроке. Представить свои работы с мини - докладом в классе на выставке.

«Экологическая безопасность» Проектное задание: Выполнить и защитить проект (презентацию с наглядным материалом) на тему «Берегу природу». Проекты выполняются по желанию.

«Для чего нужна экономика» Проектное задание: подготовить доклады с мультимедийной презентацией на тему «Экономика родного края». Защитить свою работу в классе.

«Кто нас защищает» Проектное задание: подготовить сообщение про одну их служб, которая защищает нас и нашу Родину. Представить работу в классе.

«Какая бывает про-мышлен-ность» Проектная работа: работа в группах. Подготовить доклад с мультимедийной презентацией на тему одного из вида промышленности. Представить работу в классе.

Тема Характеристика деятельности учащихся

«Что такое деньги» Проектное задание: работа в парах. Изготовить карточки с изображением различных товаров и денег и с их помощью смоделировать ситуации «бартер» или «купля - продажа»

«Золотое кольцо России» Проектное задание: Смоделируйте вместе с семьей из пластилина или других материалов макет одной из достопримечательностей Золотого кольца. Представить работу на выставке посвященной данной теме.

«Наши ближайшие соседи» Проектное задание: Подготовить доклад с мультимедийной презентацией об одной из стран, граничащих с Россией. Представить работу в классе.

«В центре Европы» Проектное задание: Смоделируйте вместе с семьей из пластилина или других материалов макет одной из достопримечательностей страны в которой мы побывали. Представить работу на выставке посвященной данной теме.

«Обобщение по теме «Страны Европы» Проектное задание: групповое задание. подготовьте вопросы викторины, загадки, кроссворды и др. на ваш выбор и проведите для класса.

В качестве примера рассмотрим одну из проектных работ.

В ходе исследования уровня развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира, в соответствии с составленным нами тематическим планом, совместно с ученицей начальных классов, был разработан проект на тему «Драгоценные камни Якутии». Тема была определена совместно с ребенком, исходя из ее личного интереса к данной теме на основе изучения полезных ископаемых в условиях образовательной программы УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир». Но в данном проекте мы ориентировались на изучение драгоценных камней Республики Саха (Якутия). Ученица самостоятельно подбирала интересный материал в сети Интернет, а также подготовила наглядный материал в виде иллюстраций самых известных драгоценных камней, распространенных на территории Республика (Саха) Якутия. Совместно нами был подготовлен доклад на данную тему. Следует отметить, что ученица выполняла работу самостоятельно, нами были лишь введены корректировки в оформлении и осуществлен контроль выполнения работы. Последним этапом проекта была защита проекта. Школьник чувствовал себя уверенно, был отмечен высокий уровень знания материала, а также активное проявление познавательного интереса к теме проекта. Защита проекта осуществлялась на уровне внеклассного мероприятия в связи с эпидемиологической обстановкой. За данный проект ученица заслуженно получила отметку «отлично». Таким образом, нами была проведена полностью вся указанная работа в тематическом планировании выше.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

В конце нашей работы, в мае 2021 г. была проведена итоговая диагностика по тем же методикам, которые применялись нами на первом этапе исследования. Результаты исследования отражены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты итоговой диагностики

Метод диагностики познавательной активности основанный на опроснике Ч.Д. Спилбергера Уровень познавательной активности

Высокий Средний Низкий

21% 39% 40%

«Методика с конвертами» Г.И. Щукиной Уровень познавательного интереса

Высокий Средний Низкий

11% 50% 39%

Итак, на протяжении всей работы младшие школьники активно работали на уроках окружающего мира, проявляли инициативу в выборе заданий для индивидуальной работы. Уровень познавательного интереса учеников на уроках окружающего мира был увеличен на 5,5%, что говорит о положительном влиянии внедрения проектной деятельности в учебный процесс. Также следует отметить, что за период исследования 14% всех учащихся исправили свои оценки за работу на уроках с оценки «3» на оценки «4» и «5».

Также можно отметить, что осуществление проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе включает в себя процесс преобразования позиции учителя. Если в условиях образовательного процесса учителя рассматривают только как носителя готовых знаний, то в условиях реализации проектной деятельности он становится организатором познавательной и исследовательской деятельности младших школьников. Из этого вытекает изменения психологического климата в классе, так как учитель переориентирует работу учащихся в различные виды самостоятельной деятельности поискового и творческого характеров.

Самостоятельная практическая деятельность ориентирована на расширение кругозора ребенка и развитие его познавательных способностей. В процессе самостоятельного поиска и обработки новой информации, младший школьник не только приобретает новые знания, но и получает навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом.

Литература

1. Гарданова, Э.Ф. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как

Ц средство формирования ключевых компетентен

см о см

ностей / Э.Ф. Гарданова // Журн. Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 935-936.

2. Егоркина А.В. Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира. URL: https://docplayer.ru/36118061-Razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayushchego-mira. html (дата обращения: 21.03.2021)

3. Погудина Л.С. Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе. URL: https://multiurok.ru/files/proektnaia-deiatelnost-na-urokakh-okruzhaiushche-1. html#:~: text (дата обращения 20.03.2021)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). - М.: Просвещение, 2010. - 32 с

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN THROUGH THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES IN THE LESSONS OF THE ENVIRONMENTAL WORLD

Letucheva E.A., Mamedova L.V.

North-Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova

Analysis of psychological and pedagogical literature, as well as experience shows that the effectiveness of training directly depends on the level of students' motivation to the process of educational and cognitive activity. At the present stage of development of society, the question of the effectiveness of teaching methods that have a positive effect on the development of a cognitive interest in the content of the educational process in younger students remains relevant.

This article examines the development of cognitive interest in children of primary school age through the use of project activities within the school course "The World Around". This work also presents the results we obtained in the course of the diagnostic work carried out with the pupils of the 3rd grade of MBOU Secondary School No. 15 in the city of Neryungri. In the conclusion of the work, it is concluded that independent practical activity is aimed at expanding the horizons of the child and the development of his cognitive abilities. In the process of independent search and processing of new information, the younger student not only acquires new knowledge, but also acquires the skills of independent work with additional material.

Keywords: junior schoolchildren, the world around, diagnostics, development, cognitive interest, project activities.

References

1. Gardanova, E. F. Design and research activities of primary schoolchildren as a means of forming key competencies / E.F. Gardanova // Zh. Young scientist. - 2014. - No 4. - C. 935936.

2. Egorkina A.V. The development of cognitive interest in younger schoolchildren in the lessons of the surrounding world. URL: https://docplayer.ru/36118061-Razvitie-poznavatelnogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayushchego-mira.html (date accessed: 03/21/2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Pogudina L.S. Project activities in the lessons of the surrounding world in primary school. URL: https://multiurok.ru/files/ proektnaia-deiatelnost-na-urokakh-okruzhaiushche-1.html#:~: text (date of access 03/20/2021)

4. Federal state educational standard of primary general education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 6, 2009 N373). - M.: Education, 2010. - 32 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.