Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ПРОЕКТОВ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Вера Валерьевна, Мамедова Лариса Викторовна

В данной статье рассматривается развития познавательного интереса посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира. Показано, что данный инструмент позволяет формировать патриотизм, знания в области географии и истории. На первом этапе были подобраны диагностический комплекс, включающие такие методики как методика «Познавательные интересы школьника» (К.Н. Волкова); «Методика с конвертами» (Г.И. Щукина); методика «Опросник изучения познавательной активности учащихся» (Б.К. Пашнев) и представлены учебные проекты выполненными учащимися МБОУС СОШ № 15 г. Нерюнгри, 2 класс (18 человек). Впоследствии подобранная нами проекты помогли определить наиболее подходящие виды проектов для развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. В ходе проведения итоговой диагностики нами было установлено, что составленные проекты принесли положительный результат в части выполнения самостоятельной исследовательской деятельности, а также формирование устойчивого познавательного интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Вера Валерьевна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST THROUGH PROJECT ACTIVITIES IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD

This article examines the development of cognitive interest through project activities in the lessons of the surrounding world. It is shown that this tool allows the formation of patriotism, knowledge in the field of geography and history. At the first stage, a diagnostic complex was selected, including such methods as the methodology “Cognitive interests of a schoolchild” (KN Volkova); “Technique with envelopes” (GI Shchukina); the methodology “Questionnaire for studying the cognitive activity of students” (BK Pashnev) and presented educational projects carried out by the students MBOUUS secondary school № 15, Neryungri, grade 2 (18 people). Subsequently, the projects we selected helped to determine the most suitable types of projects for the development of cognitive interest in children of primary school age. In the course of the final diagnostics, we found that the drafted projects brought a positive result in terms of performing independent research activities, as well as the formation of sustainable cognitive interest.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Развитие познавательного интереса посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира

Никифорова Вера Валерьевна,

студент кафедры Педагогики и методики начального обучения ТИ(Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова E-mail: vera-pavlova-94@list.ru

Мамедова Лариса Викторовна

к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ТИ (ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: larisamamedova@yandex.ru

В данной статье рассматривается развития познавательного интереса посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира. Показано, что данный инструмент позволяет формировать патриотизм, знания в области географии и истории. На первом этапе были подобраны диагностический комплекс, включающие такие методики как методика «Познавательные интересы школьника» (К.Н. Волкова); «Методика с конвертами» (Г.И. Щукина); методика «Опросник изучения познавательной активности учащихся» (Б.К. Пашнев) и представлены учебные проекты выполненными учащимися МБОУС СОШ № 15 г. Нерюнгри, 2 класс (18 человек). Впоследствии подобранная нами проекты помогли определить наиболее подходящие виды проектов для развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

В ходе проведения итоговой диагностики нами было установлено, что составленные проекты принесли положительный результат в части выполнения самостоятельной исследовательской деятельности, а также формирование устойчивого познавательного интереса.

Ключевые слова: проектная деятельность, виды проектов, младший школьный возраст.

Введение. Является общеизвестным факт, что школа должна способствовать тому, чтобы ее выпускники соответствовали тем требованиям, которые предъявляет к ним время. Учителю необходимо на уроках реализовать формы взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе познавательного интереса в школе. Перестав быть для учащегося единственным источником знаний, современный учитель в соответствии с антропоцентрическим подходом в педагогике воспитывает интерес ученика к познанию, к усвоению новых знаний, к способам получения этих знаний об окружающем его мире. Учителю важно развивать в ребенке интерес к учебному предмету и к учению в целом. Все эти факторы обуславливают актуальность данного исследования.

Цель данного исследования: возможности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста к урокам окружающего мира посредством проектной деятельности.

Методы исследования:

I. Теоретические: анализ, синтез, дедукция, сравнение.

II. Эмпирические методы:

1) анализ психолого-педагогической литературы

по теме исследования;

2) методика «Познавательные интересы школьника» (K.H. Boлкoва);

3) «Методика с конвертами» (Г.И. Щукина);

4) методика «Опросник изучения познавательной

активности учащихся» (Б.К. Пашнев).

III. Вспомогательный метод: метод статистической обработки данных Т-критерий Вилкоксона.

В современное образование используются различные методы и формы обучения, которые помогают ребенку развить познавательный интерес в младшем школьном возрасте. Один из таких методов называется «проектная деятельность».

Аннализ литературы показывает, что понятие проект и проектная деятельность исследована в полном объеме такими педагогами и психологами как Е.С. Полат, П.А. Маслов, В.И. Даль, А.В. Горячев и др.

Так, в учебном пособии В.И. Даль проект определяется как «план, предположение, предначертание, задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже» [2, с. 15].

Е.С. Полат характеризует проект как «развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно контролировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [4, с. 66].

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см со

П.А. Маслов понимает проектную деятельность как «совместную познавательную, творческую деятельность, направленную на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта» [3, с. 123].

В условиях современного мира В.З. Юсупов выделяет пять характеристик проектной деятельности - это: «вид человеческой способности, отличающий его как социальное существо от других биологических организмов; компонент любой деятельности, роль которого состоит в создании образа его будущего результата; самостоятельный вид деятельности, связанный с разработкой проекта и способов его реализации; особый вид познания, дающего основанное на знании, опыте и интуиции представление об объектах, которые могут возникнуть при условии реализации проектной идеи; методология деятельности, нацеленной на получение объективного или субъективного нового результата» [5, с. 35].

По мнению А.В. Горячева, следует выделять такие этапы как: «выбор темы; сбор сведений; выбор проектов; реализация проектов; презентация [1, с. 5].

Таким образом, анализ источников показывает, что сегодня проектная деятельность обозначается педагогами и психологами как наиболее соответствующий требованиям системно-деятельностного подхода метод, предусматривающий активную деятельность со стороны учеников по овладению компетенциями, способствующими их саморазвитию, а также развитие познавательного интереса у детей младшего школьного.

Для достижения цели исследования нами была проведена первичная диагностика, целью которой являлось определение уровня развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

В исследовании участвовали МБОУ СОШ № 15 Республики Саха (Якутия) г. Нерюнгри, 2 класс (18 человек).

Для опытно-исследовательской работы мы использовали 3 методики.

1. Методика «Познавательные интересы школьника» (K.H. Boлкoва).

Цель: определение степени выраженности познавательных интересов школьников.

На листах были представлены 5 вопросов. Учителю необходимо было выбрать из представленных вариантов вопросов один ответ наиболее подходящим для ученика. Результаты представлены на рисунке 1.

По результатам исследования мы видим, что детей с низким уровнем познавательного интереса 9 (50%), детей со средним уровнем 6 (33%), детей с высоким уровнем 3 (17%).

50%

0%

50%

17%

I

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования по методике «Познавательные интересы школьника» (К.Н. Волкова) (Дата проведения: 01.11.2020 г.)

2. Методика с конвертами» (Г.И. Щукина)

Цель: определить уровень развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Данная методика проводилась индивидуально с каждым учеником. Ученикам предлагали 5 конвертов, каждый конверт имел определенное направление работы и наименование. В конверте было 3 вопроса, ученики сами выбирали вопрос, на который хотели ответить. Ответ: точный, ясный, рассудительный, понятный демонстрируется высокий уровень. Ответ: только компетентный и точный говорит о среднем уровне. Ответ: на вопрос без суждений и без конкретности характеризует низкий уровень, пример: да или нет. Результат представлен на рисунке 2.

50%

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 2. Результаты констатирующего этапа исследования по методике «Методика с конвертами» (Г.И. Щукина) (Дата проведения: 02.11.2020 г.)

По результатам исследования можно увидеть, что детей с низким уровнем познавательного интереса по данной методике 8 (44%); со средним уровнем 7 детей (39%); с высоким уровнем 3 детей (17%).

3. Методика «Опросник изучения познавательной активности учащихся» (Б.К. Пашнев)

Цель: изучение познавательной активности обучающихся.

Каждому школьнику совместно с родителями был выдан опросник из 52 вопросов, который содержит 42 вопроса на изучение познавательной активности и 10 вопросов на проявление неискренности в ответах. За каждый совпадающий ответ дается 1 балл в результате чего суммируется и оценивается по шкале уровня познавательной активности: 35-42 - высокий уровень; 20-34 -средний; уровень 0-19 - низкий уровень. Результаты представлены на рисунке 3.

60%

55%

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Рис. 3. Результаты констатирующего этапа исследования по «Опроснику изучения познавательной активности учащихся» (Б.К. Пашнев) (Дата проведения: 03.11.2020 г.)

На рисунке 3 видно, что с высоким уровнем познавательного интереса 3 детей (17%); со средним уровнем 5 (28%); с низким уровнем 10 детей (55%).

Проведенные нами методики позволяют сделать вывод об уровне развития познавательного интереса не только у каждого ученика класса по отдельности, но и в среднем по 2 классу. В основу составлении проектов мы опирались на методическую программу по предмету «Окружающий мир» за второй класс А.А. Плешакова (УМК «Школа России») предмет включается в себя 6 разделов: «Где мы живем»; «Природа»; «Жизнь города и села»; «Здоровье и безопасность»; «Общение»; «Путешествие».

Данные проекты предназначены для детей младшего школьного возраста МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгри, 2 класс (18 человек). Включает в себя 24 занятия, которые проводятся 1-2 раза в неделю по 45 минут, срок проектов рассчитан на один календарный год, календарно-тематическое планирование занятий представлено в таблице 1.

Таблица 1. Календарно-тематическое планирование занятий, направленных на развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством проектной деятельности на уроках окружающего мира

№ Тема Названия и вид проекта Структура проекта Срок реализации

1. «Родная Страна» «Семья Народов России» Познавательно-творческий Подготовительный и основной (практический) этап: Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике; Рассматривание иллюстраций, фотографий; Проведение цикла тематических занятий. Заключительный этап: Выставка продуктов детской деятельности; подборка пословиц, поговорок, загадок народов России; подборка «Иллюстративный материала». 09.11.2020 г.

2. «Неживая и живая природа» «Природа» исследовательско- творческую Подготовительный этап: Анализ литературы; Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов. Основной (практический) этап: Разработка рекомендации родителям и детям по проведению опыта; Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов Заключительный этап: Рефлексия 12.11.2020 г.

В результате нашей работы мы предлагаем дополнительные виды проектов к урокам «Окружающего мира» за второй класс А.А. Плешакова (УМК «Школа России»), которые помогут младшим школьником развить познавательный интерес.

Структура проектной деятельности представляет собой сочетание видов проектов: познавательно-творческий; исследовательско-творческий; опытно-экспериментальный; исследовательский; информационный; информационно-исследовательский.

Ожидаемые результаты: систематические занятия посредством проектной деятельности, направленных на развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, помогут детям расширились понятия детей об окружающим мире, раскрыться, развить коммуникативные навыки, самостоятельно исследовать проекты, развить логические и экспериментальные умения.

Рассмотрим применяемые нами виды проектов. Мы предлагаем при изучение раздела «Здоровья и безопасность» по предмету «Окружающий мир» провести познавательно-творческий проект: «Осторожно школьник на дороге!», который представлен в таблице 2.

Таблица 2. Паспорт проекта «Осторожно школьник на дороге!»

Характеристика проекта

Наименование проекта «Осторожно школьник на дороге!»

Вид проекта Познавательно-творческий

Основные исполнители проекта: 1) учитель; 2) ученики; 3) родители.

Цель проекта сформировать представления у младших школьниках о дороге и правилах поведения на дороге, формирование дисциплированно-сти на дороге.

Окончание

Характеристика проекта

Наименование проекта «Осторожно школьник на дороге!»

Вид проекта Познавательно-творческий

Основные задачи проекта: 1) формирование представлений детей о дороге и машинах; 2) формирование основ безопасного поведения; 3) расширение словарного запаса; 4) развитие логики и мышления; 5) формирование навыков самостоятельности.

Ожидаемые результаты проекта: 1) сформированы представления о правилах дорожного движения; 2) расширен словарный запас; 3) развита логика и мышление; 4) знание основных дорожных знаков.

Критерий эффективности проекта У детей повысится уровень знаний о безопасности на дороге (светофор, правила движение на улице, безопасный путь к школе).

см оо

Инновационный познавательно-творческий проект «Осторожно школьники на дороге!» реализуется на основе составления карты «Безопасный путь к школе», которые способствуют развитию познавательного интереса и самостоятельности.

Срок реализации проекта: 19-21января 2021 г.

Пространство реализации проекта: учебный кабинет и прогулка на улицу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: подбор необходимых материалов для проведения занятия с детьми; организация работы со всем необходимым методическим материалом, изучение необходимой литературы; разработка наглядного материала для проведения занятия.

Основной (практический) этап: проведение занятия и формирование представлений о правилах дорожного движения и поведения на дороге; расширение словарного запаса детей; обучение детей работать самостоятельно и в группах; работа с родителями.

Заключительный этап: составление выводов по итогам работы, обсуждение пройденного материала

В ходе реализации занятий нами применялись такие методы работы как беседа, блиц-опрос, работа с карточками, игровая деятельность, творческая деятельность.

Исследовательско-творческий проект на тему: «Путешествие по знаку Зодиаку» из раздела «Природа» по предмету «Окружающий мир» реализуется на основе «Мой знак зодиака», который способствуют развитию познавательного интереса и творческих способностей.

Срок реализации проекта: 8 октября 2020 г.

Пространство реализации проекта: учебный кабинет.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: изучение, поиск информации в книгах, беседа с родителями.

Основной (практический) этап: анализ научной литературы.

Заключительный этап: подготовка доклада, презентации, оформление выставки работ «Мой знак Зодиака».

В ходе реализации занятий нами применялись такие методы работы как беседа, творческая деятельность.

Инновационный опытно-экспериментальный проект «Удивительная вода!» реализуется на основе опытов с водой, который способствуют развитию познавательного интереса и самостоятельному исследованию проектов.

Срок реализации проекта: 22 октября 2020 г.

Пространство реализации проекта: учебный кабинет.

Подготовительный этап: использование научной литературы.

Основной (практический) этап: анализ полученной информации, повторения техники безопасности, проведение опытов в классе.

Заключительный этап: подведение итогов о пройденном материале.

В ходе реализации занятий нами применялись такие методы работы как беседа, опытная деятельность.

Исследовательский проект «Земноводная» реализуется на основе выращивания лягушек в домашних условиях, который способствуют развитию познавательного интереса и самостоятельному исследованию.

Основные исполнители проекта: учитель; ученики; родители.

Цель проекта: вырастить лягушек в домашних условиях и отпустить их в естественную среду.

Основные задачи проекта: создать оптимальные условия для развития головастиков в аквариуме; подобрать подходящее питание для головастиков на разных этапах развития; определить подходящие сроки выпуска молодых лягушек.

Ожидаемые результаты проекта: в ходе реализации проекта было отмечено расширение знаний у детей о выращивание лягушек в домашних условиях; проведения работы с исследовательской базой способствует развитию познавательного интереса и самостоятельного исследования.

Критерий эффективности проекта: у детей повысится уровень знаний о выращивание лягушек в домашних условиях.

Обеспечение проекта: ИКТ: проект, принтер, ноутбук; исследование: вода речная, аквариум (емкость), прикорм для рыб; наглядный материал: фото, дневник наблюдения.

Срок реализации проекта: 25 февраля по 25 марта 2021 г.

Пространство реализации проекта: домашние условия (дом, квартира).

Подготовительный этап: анализ научной литературы.

Основной (практический) этап: наблюдение и сравнение за икринками Лягушек; ведем «Дневник наблюдения».

Заключительный этап: презентация, фото данного исследования.

В ходе реализации занятий нами применялись такие методы работы как беседа, наблюдение.

Информационный проект «Мой безопасный дом» реализуется на основе создания альбома «Опасные предметы дома», который способствуют развитию познавательного интереса и творческих способностей.

Основные исполнители проекта: учитель; ученики.

Цель проекта: знакомство детей с теми опасными ситуациями, которые могут случиться дома, формирование основ безопасного поведения детей дома. изучить опасные предметы дома и закрепить правило пользование бытовыми приборами.

Основные задачи проекта: обучить детей основам безопасного поведения в быту; обучить детей правилам поведения в случае возникновения экстренной ситуации; развитие логического мышления; формирование бережного отношения к собственному здоровью; формирование ответственности за свои поступки.

Ожидаемые результаты проекта: в ходе реализации проекта было отмечено расширение знаний у детей опасностей, подстерегающих дома; проведения работы с информационной базой по созданию альбома «Опасные предметы дома» способствует развитию познавательного интереса.

Критерий эффективности проекта: у детей повысится уровень знаний о опасные предметы дома и иметь представление, как ими пользоваться.

Обеспечение проекта: ИКТ: проект, принтер, ноутбук; бумага, картон, карандаши, клей; кабинет, стулья, столы; наглядный материал: фото, картинки.

Срок реализации проекта: 2 марта 2021 г.

Пространство реализации проекта: учебный кабинет.

Подготовительный этап: подбор необходимых материалов для проведения занятия с детьми; организация работы со всем необходимым методическим материалом, изучение необходимой литературы; разработка наглядного материала для проведения занятия.

Основной (практический) этап: проведение занятия и формирование представлений о безопасном поведении дома; расширение словарного запаса детей; обучение детей работать самостоятельно и в группах.

Заключительный этап: создание альбома «Опасные предметы дома»; составление выводов по итогам работы, обсуждение пройденного материала.

Познавательное развитие: загадки о бытовых предметах; объяснение пословиц; групповая работа с карточками.

Социально-коммуникативное развитие: создание альбома «Опасные предметы дома»; чтение

по очереди «Опасные предметы»; игра «Спасатели»; рисование «Я и приборы».

В ходе проведения занятия у детей: у детей сформирование представление о бытовых приборах и о том, какую опасность они в себе несут; сформировано представление о правилах поведения в случае возникновения опасности; сформировано ответственное поведение за собственные поступки; развито логическое мышление.

В ходе реализации занятий нами применялись такие методы работы как беседа, чтение, работа в группе, работа с картой, наглядной, игровой, творческой деятельности.

После проведения цикла занятий, составленной с целью развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством проектной деятельности, была проведена итоговая диагностика испытуемых по аналогичным методикам. Были получены следующие результаты.

1. Методика «Познавательные интересы школьника» (^К Boлкoва). При сравнении первичных и итоговых данных по методике «Познавательные интересы школьника» (К.Н. Волкова) мы выявили, что высокий уровень увеличился на 39% (рис. 4).

60% 40% 20% 0°%

56%

5Ц%

- -

■ 22% 22% Г I ь

■ Первичная

Средний

Рис. 4. Результаты итоговой диагностики «Познавательных интересов школьников»

(К.Н. Волкова) (Дата проведения: 21. 04. 2021 г.)

Таких детей можно охарактеризовать по следующим показателям: такие дети очень любопытны, то есть, их привлекают новые и незнакомые ситуации или моменты, у них отмечается подлинное стремление к получению знаний; они любознательны, то есть стремятся проникнуть за пределы того, что они уже видели или знают, у таких детей сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворенности полученным результатам, они любят искать выход из трудных ситуаций, постоянно ставят перед собой цель и достигают ее; так же такие дети характеризуются познавательной активностью, они постоянно в поиске интересующей их информации; они имеют высокие показатели в учебной деятельности, постоянно задают педагогу вопросы, стремятся выполнить домашнее задание полностью, могут работать самостоятельно и качественно организовать собственную деятельность; они всегда настроены положительно на получение знаний.

Средний уровень уменьшился на 11%. Такие учащиеся характеризуются не меньшей любознательностью и познавательной активностью, как у учащихся с высоким уровнем. Однако, у них имеются трудности с выдержкой при изучении

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см оо

какого-либо материала, поиском нужной информации и доведением начатого дела до самого конца. Также такие учащиеся не проникают вглубь изучаемого материала, не могут проникнуться полностью чем-то новым и интересным.

Низкий уровень познавательного интереса уменьшился на 28%. Таких детей ничего не интересует, их чаще всего просто невозможно вовлечь в познавательную деятельность. У них не вызывает восторга и интереса выполнение какой-либо исследовательской деятельности, они очень пассивны в учебном процессе, чаще всего успеваемость у них низкая или ниже среднего. Предпочитают заниматься своими делами (играть только в те игры, которые интересуют их, много времени могут проводить за компьютером или играя с мобильным телефоном).

2. «Методика с конвертами» (Г.И. Щукина). При сравнении первичных и итоговых результатов по методике «Методика с конвертами» (Г.И. Щукина) мы выявили следующее, что высокий уровень у детей младшего школьного возраста увеличился на 44% (рис. 5). Такие испытуемые при выполнении задания характеризуются: конверт выбирали целенаправленно, при выполнении задания склонялись к решению познавательных задач, находили оригинальный подход, увлечены выполнением задания, самостоятельно стремились расширить свой кругозор, у детей отмечалось желание работать по дополнительным источникам.

100% 50%

0%

1% Э 39% 44%

17% ■ i 17% E

■ Первичная

■ Итоговая

Высокий Средний Низкий

Рис. 5. Результаты итоговой диагностики «Методика с конвертами» (Г.И. Щукина) (Дата проведения: 22.04.2021 г.)

Средний уровень детей уменьшился на 22%. При выполнении задания такие учащиеся чаще всего имели случайный выбор конверта, дети склоняются как к решению поставленных задач, так и к заданиям репродуктивного характера, у детей сочетается как увлеченность, так и безразличие, желание работать по дополнительной литературе имеется, но не долго и по той, которая интересна самому ребенку, нет стремления расширять свой кругозор.

Низкий уровень уменьшился на 22%. Конверт дети выбирали случайно, предпочитают задачи репродуктивного характера, при выполнении задания действия элементарны, отмечается безразличность при выполнении задания, нет желания увеличить свои знания и работать по дополнительной литературе.

У таких детей интерес неосознан, на отдельных предметах в учебном процессе интерес может появиться, но при этом так же быстро и исчезнуть, активность на уроке так же ситуативная, задания

может выполнить только по образцу, часто списывает, дает заученные фразы, в свободное время занимается случайными делами, если читает, то круг чтения довольно невелик.

3. Методика «Опросник изучения познавательной активности учащихся» (Б.К. Пашнев). При сравнении первичных и итоговых данных по методике «Опросник изучения познавательной активности учащихся» (Б.К. Пашнев) мы выявили, что высокий уровень увеличился на 49%. Средний уровень уменьшился на 11% испытуемых (рис. 6).

80% 60% 40%% 20°% 0%

66%

§% 2

55%

28%

Й7% ■ .7% ■ ■

■ Первичная

■ Итоговая

Высокий Средний Низкий

Рис. 6. Результаты итоговой диагностики «Опросник изучения познавательной активности учащихся» (Б.К. Пашнев) (Дата проведения: 23.04.2021 г.)

Необходимо отметить, что значительно уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем на 38%. Такие учащиеся не проявляют интерес у учебно-образовательной деятельности и школе в целом, то есть внутренняя позиция школьника у них не сформирована.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в процессе работы нами было установлено, что составленные проекты принесли положительные результаты: преобладает высокий уровень познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Литература

1. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 3-9.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 352 с.

3. Маслов П.А. Творческая самореализация младших школьников в проектной деятельности. - Волгоград: Ин-т педагогика, 2008. - 218 с.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в теме образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. - М.: Академия, 2002. -272 с.

5. Юсупов В.З. Проектирование образовательной программы школы. - М.: Академия, 2001. -48 с.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST THROUGH PROJECT ACTIVITIES IN THE LESSONS OF THE SURROUNDING WORLD

Nikiforova V.V., Mamedova L.V.

TI (f) North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

This article examines the development of cognitive interest through project activities in the lessons of the surrounding world. It is shown

that this tool allows the formation of patriotism, knowledge in the field of geography and history. At the first stage, a diagnostic complex was selected, including such methods as the methodology "Cognitive interests of a schoolchild" (KN Volkova); "Technique with envelopes" (GI Shchukina); the methodology "Questionnaire for studying the cognitive activity of students" (BK Pashnev) and presented educational projects carried out by the students MBOUUS secondary school № 15, Neryungri, grade 2 (18 people). Subsequently, the projects we selected helped to determine the most suitable types of projects for the development of cognitive interest in children of primary school age.

In the course of the final diagnostics, we found that the drafted projects brought a positive result in terms of performing independent research activities, as well as the formation of sustainable cognitive interest.

Keywords: Project activity, types of projects, primary school age.

References

1. Goryachev A.V. Project activity in the Educational system "School 2100" // Primary school. - 2004. - No. 5. - p. 3-9.

2. Dal V.I. Illustrated explanatory dictionary of the Russian language. - Moscow: AST: Astrel, 2006. - 352 p.

3. Maslov P.A. Creative self-realization of junior schoolchildren in project activities. - Volgograd: In-t pedagogika, 2008. - 218 p.

4. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the topic of education: textbook. manual for students of higher education institutions and the education system. qualification of teaching staff. - M.: Academy, 2002. - 272 p.

5. Yusupov V.Z. Design of the school's educational program. -Moscow: Akademiya, 2001. - 48 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.