Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности'

Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9935
1176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСКУРСИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА РАЗНОМ ФАКТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ / COGNITIVE INTEREST / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EXCURSION / STAGES OF INTELLECTUAL ACTIONS FORMATION BASED ON DIFFERENT ACTUAL MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова Мария Сергеевна

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности, при проведении экскурсионных занятий, с учетом этапов формирования умственных действий на разном фактическом материале и с учетом ступеней показа экскурсионного объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF cognitive INTEREST among PRIMaRY SCHOOLCHILDREN during AFTER-SCHOOL ACTIVITies

The article considers the problem of development of cognitive interest among younger school students during extracurricular activities, excursion type of lessons taking into consideration the stages of intellectual actions formation based on different actual material and taking into account the steps of excursion object display.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности»

УДК 373.3:374

Якимова Мария Сергеевна

аспирантка кафедры педагогики и психологии начального образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена тел.: (812) 691-19-98

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности, при проведении экскурсионных занятий, с учетом этапов формирования умственных действий на разном фактическом материале и с учетом ступеней показа экскурсионного объекта.

Ключевые слова: познавательный интерес, внеурочная деятельность, экскурсия, этапы формирования умственных действий на разном фактическом материале.

Yakimova Maria Sergeevna

Postgraduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education of Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen tel.: (812) 691-19-98

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AMONG PRIMARY SCHOOLCHILDREN DURING AFTER-SCHOOL ACTIVITIES

The article considers the problem of development of cognitive interest among younger school students during extracurricular activities, excursion type of lessons taking into consideration the stages of intellectual actions formation based on different actual material and taking into account the steps of excursion object display.

Key words: cognitive interest, extracurricular activities, excursion, stages of intellectual actions formation based on different actual material.

Интерес школьников к учению является главным фактором в процессе овладения ими знаниями. А интерес к приобретению знаний формируется у школьников при условии определенной организации учителем учебной деятельности. Она должна быть направлена на развитие его познавательных интересов.

Понятие «интерес», с позиции таких философов, как Г.М. Гак, Г.Е. Глазерман, А.Г. Здравомыс-лов, В.П. Тугаринов и др. [1], отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате взаимодействия и влияния реальных условий жизни и деятельности человека.

Познавательный интерес является одним из важнейших мотивов учения школьников. В младшем школьном возрасте особое место занимает эмоциональное отношение школьника к миру, именно поэтому развитие эмоциональной составляющей в познавательной деятельности в этом возрасте является одним из ключевых.

Познавательные интересы младших школьников изучались очень давно, но в настоящее время круг познавательных интересов младших школьников существенно изменился.

Психолого-педагогические исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.А. Люблинской подтверждают, что такие новообразования младших школьников, как стремление к самостоятельности, повышение познавательной активности, создают благоприятные предпосылки для формирования устойчивого стремления личности к знаниям уже в начальных классах.

Г.И. Щукина вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения: наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения; раньше осознаётся школьниками, носит бескорыстный характер; создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат; развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними [3].

Основы теории познавательного интереса в современной педагогической психологии не ограничиваются рассмотрением его как значимого мотива учения, но и он понимается широко как интегральное личностное образование. Это требует осуществления целенаправленного педагогического руководства познавательным развитием детей и во внеучебное время. Выдвинутое положение подчеркивается в достаточном количестве работ, в которых раскрываются особенности организации внеучебной и внешкольной работы в целях формирования познавательных интересов таких авторов как: И.А. Игошев, В.И. Казаренков, Ю.Я. Левков, В.Н. Липник, П.Н. Манаев, Т.И. Су-щенко, Ю.С. Фильков, B.C. Шевченко и др. Целью работ указанных авторов является изучение эффективных условий, в которых происходит формирование интереса к познанию у подростков и учащихся старшего школьного возраста. Значительно меньше исследователи обращаются к особенностям познавательного интереса в структуре личности младшего школьника.

С появлением нового стандарта для начальной школы, стоит отметить, что большое внимание стало уделяться внеурочной деятельности в учебном плане школы. Но внеурочные занятия не должны

быть прямым продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, ведь тогда они не будут способствовать нормализации учебной нагрузки. В новом ФГОС предполагается, что в начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Развивать познавательный интерес необходимо и в учебной и во внеурочной деятельности. Очень важна система интеграции содержания учебных дисциплин в более свободную практику их применения. Как уже отмечалась, в новом стандарте для начальной школы большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая может выражаться в проведении экскурсионной работы в начальной школе. Экскурсия рассматривается не через знаниевую парадигму, а через виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Экскурсия предполагает широкий перенос знаний в новую среду при активной интегративной познавательной деятельности. Экскурсии можно представить как особый вид познавательной деятельности учащихся, который направлен на самообразование и саморазвитие.

Познавательного интерес проходит несколько стадий развития:

интерес-переживание, изменяющийся при соответствующих условиях в отношение, мотив деятельности;

интерес-направленность, который способствует тому, чтобы ученик осмыслил, оценил объект своего интереса;

интерес-потребность, указывающий на изменение интереса в устойчивую личностную характеристику.

Анализ стадий развития познавательного интереса ребенка позволил установить направление его развития: от интереса к внешним проявлениям - к внутренней сущности предмета познания, от созерцательного отношения - к деятельностному участию. Начавшись в результате репродуктивной деятельности, интерес развивается и усиливается путем введения ребенка в проблемную ситуацию, требующую творческого поиска, фантазии и воображения. Развитие интереса-потребности, как устойчивой черты личности, требует от учителя правильного отношения к уровням, стадиям его развития.

Эффективной методической попыткой является организация интегративной деятельности учащихся в рамках проекта «Культуротворческая школа», предложенного А.П. Валицкой [2]. В учебной деятельности интеграция знаний и компетенций происходит за счет унификации основных понятий и технологий деятельности. В практике «Культуротворческих школ» впервые делаются попытки осуществления принципа интегративного обучения и освоения культурной среды за счет возможностей как учебной, так и внеурочной деятельности.

Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.

В свою очередь неосознанный интерес порождает всеядность в выборе круга чтения, просмотра телевизионных передач, занятий в часы досуга, что мало содействует укреплению доминирующих интересов и определившихся склонностей школьника.

Целесообразно развивать познавательный интерес, используя проектную деятельность на экскурсии. При проведении экскурсионных занятий следует обратить внимание на следующие основные положения: экскурсия должна быть дополнением к урокам и объединять знания (А.Я. Герд); использование активной самостоятельной работы (Б.К. Райков); выдвижение на первый план образовательных задач (О.С. Богданова); побуждение к интеллектуальной активности с помощью поисковой деятельности (Л.М. Маневцова); целостное формирование познавательного интереса происходит в реально работающей системе «Культуротворческой школы» (А.П. Валицкая); инновационное построение экскурсионной деятельности можно осуществлять, используя параметры познавательного интереса выделенные (Т.А. Барышева).

Исходя из анализа психологической литературы, следует обратить внимание на следующие параметры познавательного интереса, на которые обращает внимание Т.А. Барышева:

сензитивность, восприимчивость к информации;

эмоциональная модальность интереса. Позитивное (негативное, нейтральное, амбивалентное) отношение к окружающему миру;

диапазон (многосторонность) познавательных интересов;

осознанность - сознательный выбор объекта познавательного интереса, стремление получить информацию о нем;

избирательность - направленность интереса;

устойчивость проявления интереса в различных условиях;

глубина - интерес не только к внешней стороне аспектов среды, но и к сущности, причинам, связям. Аргументация;

активность, инициативность, актуальное стремление к творческой деятельности; самостоятельность - проявление познавательного интереса без стимуляции со стороны взрослого;

действенность - выражение интереса в практике, в собственной деятельности; мотивация перспективы - стремление продолжать познание.

Исходя из этих параметров, можно ориентироваться на эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Поскольку все методики проведения экскурсионной работы уже известны, имеет смысл опираться на композицию, которая бы повысила уровень познавательного интереса в младшем школьном возрасте. Для этого нужно пройти следующие этапы:

подготовительная работа по тематике экскурсии в классе (беседа с детьми о том, что они уже знают по этой теме);

постановка на экскурсии проблемного вопроса или задания, на котором бы впоследствии базировалась вся экскурсия;

непосредственный тактильный контакт с объектом экскурсионного показа; использование в ходе экскурсии игровых моментов; переключение внимания школьников;

по итогам проведения экскурсии дать школьникам творческое задание: составить ребус, кроссворд, нарисовать рисунок наиболее понравившегося объекта экскурсионного показа.

Экскурсионную работу следует проводить с учетом этапов формирования умственных действий на разном фактическом материале, а также с учетом ступеней показа экскурсионного объекта:

Учитель рассказывает материал (задания проблемного характера перед школьниками не ставятся), фактически детям отводится пассивная роль.

Экскурсия проводится с учащимися в частично-поисковом режиме. Учитель рассказывает материал с использованием вопросов проблемного характера.

Учитель организует план работы, школьники самостоятельно распределяются по группам. Группа самостоятельно выбирает тему и с учителем составляет план работы по проведению экскурсии. Потом группа защищает свой проект на его публичном осуждении.

Каждый ученик работает индивидуально дома, а в классе представляет презентацию своей работы и происходит ее обсуждение.

Все четыре предыдущие позиции соединены: учитель знакомит с экскурсионным материалом; учитель использует вопросы проблемного характера;

ученики разбиваются на группы и под руководством учителя разрабатывают свои экскурсии; ученики индивидуально готовят презентации своих экскурсий, затем происходит обсуждение работ в классе.

Таким образом, организуется и умственная и действенная самостоятельность школьников. Так реализуется поэтапное формирование умственных действий.

В сегодняшней школе большое значение приобретает эстетическая составляющая в образовании. Именно поэтому во внеучебной деятельности доля эстетических занятий со школьниками существенно возрастает. Приведенные выше структуры этой деятельности позволяют целостно и глубоко организовать внеучебную работу в начальной школе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

2. Валицкая А.П. Урок - событие в культуротворческой школе // Валицкая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. СПб., 2006.

3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.