Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения'

Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1601
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ / JUNIOR SCHOOLCHILD / ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / NON-TRADITIONAL LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Шипкова Анастасия Александровна

Статья посвящена экспериментальной проверке на практике возможности развития познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения. Для выявления уровня познавательной активности учащихся были подобраны следующие методики: опросник познавательной активности Ч.Л. Спилберга и анкета познавательной активности младших школьников А.А. Горчинской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS BASED ON THE USE OF NON-TRADITIONAL FORMS OF TRAINING

The article is devoted to experimental verification in practice of the possibility of developing the cognitive activity of younger schoolchildren through the use of non-traditional forms of education. To identify the level of cognitive activity of students, the following methods were selected: a questionnaire of cognitive activity. Spielberg and the questionnaire of the cognitive activity of A.A. Gorchinskaya younger students.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения»

Педагогика

УДК: 371

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса кафедры начального образования Шипкова Анастасия Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена экспериментальной проверке на практике возможности развития познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения. Для выявления уровня познавательной активности учащихся были подобраны следующие методики: опросник познавательной активности Ч.Л. Спилберга и анкета познавательной активности младших школьников А.А. Горчинской.

Ключевые слова: младший школьник, активность, познавательная активность, нетрадиционные уроки.

Annotation. The article is devoted to experimental verification in practice of the possibility of developing the cognitive activity of younger schoolchildren through the use of non-traditional forms of education. To identify the level of cognitive activity of students, the following methods were selected: a questionnaire of cognitive activity. Spielberg and the questionnaire of the cognitive activity of A.A. Gorchinskaya younger students.

Keywords: junior schoolchild, activity, cognitive activity, non-traditional lessons.

Введение. Вопросы изучения развития познавательной активности обучающихся затрагиваются во всех актуальных источниках психолого-педагогической литературы. В проекте нового ФГОС НОО в общих положениях отражены следующие пункты: «освоение учащимися технологий командной работы на основе личного вклада каждого в решение общих задач, осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей; развитие представлений о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний, расширения возможностей личного образовательного маршрута».

Как известно, изучение проблемы развития познавательной активности человека во все времена были всегда в поле поиска новых подходов. С точки зрения психологической науки, активность это «способность изменить окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» [3, с. 56].

В век информационных технологий, современное начальное образование ставит перед собой цели глубже изучить природу формирования и развития познавательной активности обучающихся, но одновременно с опорой на классическую методологию исследований этот вопрос требует разносторонних решений, что дает много перспектив дальнейшего изучения. Таким образом, в научном педагогическом сообществе, познавательная активность младших школьников рассматривают:

- в активизации познавательного интереса как значимого условия в развитии мотивации к учению (Колесова С.С., Павлова Е.П.) [3];

- в акценте на игровые технологии как средство развития познавательных интересов (Габышева Ю.Ю., Сидорова Е.Э.) [1];

- в творческом характере деятельности, состязательности и включение игровых форм работы на примере LEGO-конструирования (Неустроева Е.Н., Кривошапкина Н.Е.) [5].

По мнению Годовиковой Д.Б., «познавательная активность формирует у учеников стремление получить новые знания об окружающем нас мире, это и есть познавательная потребность» [2, с. 75]. Естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога таким образом, чтобы в нее вовлекались разные стороны психической деятельности в беседах, играх, занятиях в семье.

Нетрадиционные формы обучения позволяют сделать занимательными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и обыденные школьные будни по изучению предметов. Нестандартные уроки отличаются от обычных традиционных уроков дополнительным фантазийным элементом, который способен вызвать у детей интерес и стремление к мыслительной деятельности [3, с. 56].

Цель статьи - изучить на практике возможности развития познавательной активности младших школьников на основе использования нетрадиционных форм обучения.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие 38 учащихся 3 класса. До разработки нетрадиционных форм обучения, нам необходимо было проводить диагностику состояния познавательной активности наших испытуемых. Для этого выбрали метод анкетирования: опросник Ч.Л. Спилбергера и анкета А.А. Горчинской.

Предложенный опросник Ч.Л. Спилбергера направлен на изучение уровней познавательной активности, как актуальных состояний и как свойств личности [9]. Уровень познавательной активности определяется по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы. Высокий уровень - 4,0 - 5 баллов; Средний уровень - 3,0 - 3,9 балла; Низкий уровень - 2,5 - 2,9 балла (табл. 1).

Таблица 1

Результаты опросника: распределение уровней познавательной активности детей

Уровень познавательной активности Количество детей

Высокий уровень - 4,0-5 9 (24%)

Средний уровень - 3,0-3,9 24 (63%)

Низкий уровень - 2,5-2,9 5 (13%)

Из данных проведенного опросника было установлено, что среди 38 детей, 24 (63%) учащихся имеют средний уровень познавательной активности, 9 (24%) - высокий и 5 (13%) - низкий. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых познавательная активность находится на среднем уровне.

Вместе с тем, мы выбрали методику А.А. Горчинской по определению актуального состояния познавательной активности младших школьников [8]. Анкета предназначена для оценки степени выраженности познавательной активности младших школьников, которая состоит из 5 вопросов, имеющими возможные варианты ответов (например, нравится ли тебе решать сложные задачи?). Обработка данных: Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) об умеренной; ответы в) о слабой выраженности. Результаты обработки ответов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкеты: распределение выраженности познавательной активности детей

Степень выраженности познавательной активности Количество детей

Сильно выраженная 10 (26%)

Умеренно выраженная 20 (53%)

Слабо выраженная 8 (21%)

Из данных проведенного анкетирования можно сделать вывод, среди 38 учащихся, 20 (53%) респондентов имеют умеренную степень выраженности, 10 (26%) детей - сильную и 8 (21%) - слабую степень выраженности познавательной активности. Следовательно, результаты говорят о необходимости целенаправленной педагогической работы по повышению познавательной активности младших школьников.

По итогам проведенных методик можно констатировать, что в классе уровень познавательной активности детей - средний. Это говорит об устойчивости волевых усилий ребенка, что наблюдается в стремлении довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. С опорой на такие наблюдения и с целью повышения познавательной активности на уроках мы разработали нетрадиционные уроки, которые включают в себя иные способы и приёмы возбуждения интереса детей в мире познания и идей. Большинство заданий, как правило, представлены в игровой форме. Таким образом, проведены следующие нетрадиционные уроки: 1. Урок-путешествие; 2. Видеоурок; 3. Квест-урок.

1. Урок-путешествие по предмету «Окружающий мир».

Тема «Путешествие по странам Европы».

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету, их кругозор и воспитание культуры общения.

Нужно продумать маршрут путешествий, приготовить нужный раздаточный материал, акцентируя детей на особо важных этапах путешествия. Ход путешествия ученики должны фиксировать в карточках.

Это восьмой урок в разделе «Путешествия по городам и странам» предлагаемый автором программы А.А. Плешаковым. На предыдущих уроках формировалось умение на карте находить страны Европы, называть столицы, определять границы и в тексте знакомиться с достопримечательностями. На последующих уроках будет проводится работа по знакомству с другими государствами Европы, по закреплению полученных знаний и умений работать по карте. Для путешествия разделили заранее класс на 4 группы. Дети получают конверты или билеты на самолет. На каждом билете есть цветовая пометка. Как любым путешественникам, им нужна карта. Каждая группа получает карту Европы, на которой обозначена схема движения по странам. Номера на карте по порядку указывают, куда сначала идет группа, в какую часть Европы путешествует. При прибытии в определенную часть Европы дети выбирают конверт с заданиями. После выполнения задания проверяют свою работу и оценивают себя, закрасив кружок на своем билете нужным цветом (зеленый - все правильно, желтый - есть ошибки, красный - не справился с заданием). Так начинается наше путешествие по Европе.

Представленный, как пример, урок-путешествие способствует релаксации, т.е. снятию нервной нагрузки за счет смены деятельности, что очень важно для здоровьесбережения. Развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, сравнение, умения выделять главное, делать выводы); поддерживает устойчивый интерес к изучаемому материалу на протяжении всего учебного занятия; вырабатывают коммуникативные умения и способствуют установлению эмоциональных контактов между участниками учебного процесса.

2. Видеоурок по предмету «Литературное чтение».

Тема «Агния Львовна Барто».

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством А.Л. Барто; обучение правильному чтению стихов и развитие памяти, речи, мышления.

Оборудование: видео-презентация, аудиозаписи, учебник литературного чтения.

Урок содержит в себе видео материал с биографией А.Л. Барто, после просмотра идет обсуждение с детьми, что позволяет закрепить просмотренный материал. Далее, дети знакомятся с творчеством писательницы. Для этого использовали хорошую аудиозапись стихотворения «Разлука». После прослушивания, идет разбор стихотворения. Для следующего стихотворения тоже была использована аудиозапись, но задание было на выразительное чтение. Практиковать видеофильм на уроке помогает также

развитию внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной активности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.

Такой вид работы активизирует интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.

3. Экологический квест-урок по предмету «Окружающий мир».

Тема «Послание Синички».

Цель: формирование экологической культуры; привитие любви и бережного отношения к птицам.

Оборудование: изображение птиц, кормушка, карточки с изображением пищи для птиц, конверты с посланиями, альбомные листы, цветные карандаши.

Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Во время квест-игры обучающиеся сталкиваются с различными заданиями, которые переходили от одного маршрута к другому. Дети выполняли задания в нахождении, отгадывании, проявляя познавательную активность, эмоционально реагируя на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Таких методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, существует великое множество, однако мы остановим наше внимание на технологии квеста, как одной из разновидности игровой технологии. Таким образом, использование квест-урока вполне подходит для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Выводы. Все представленные формы обучения являются лишь одним из вариантов разрешения проблемы развития познавательной активности обучающихся в начальной школе. На всех этапах занятий ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность творческого характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Но, тем не менее, оптимальных результатов можно добиться, продолжив работу по реализации нетрадиционных форм обучения на уроках математики, русского языка, основы безопасности жизнедеятельности и т.д.

Литература:

1. Габышева Ю.Ю., Сидорова Е.Э. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников / сборник трудов «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»: материалы VII Всероссийской НПК Якутск. Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. С. 139-141.

2. Годовикова Д.Б. Развивающее обучение. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.

3. Колесова С.С., Павлова Е.П. Активизация познавательного интереса младших школьников в развитии мотивации к учению / сборник трудов «Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе»: материалы IV Всероссийской НПК Якутск. Чебоксары: Изд-во Интерактив плюс, 2015. С. 36-38.

4. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: СПб, 2014. - 857 с.

5. Неустроева Е.Н., Кривошапкина Н.Е. Влияние LEGO-конструирования в формировании познавательной активности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта: ГПА ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», 2019. - № 62(1). - С. 212-216.

6. Сычева Г.Н. Лучшие нестандартные уроки в начальной школе: русский язык / Г.Н. Сычева н/Д: Феникс, 2014. - 190 с. - (Библиотека учителя).

7. Хабибуллина Ф.Г., Куренова Н.А., Зиганшина Г.Г. Мастерство учителя // Школьная педагогика. -2016. — №4. — 14-16 с.

8. Электронный ресурс: «Диагностика познавательной активности младшего школьника (А.А. Горчинская)». URL: https://multiurok.ru/blog/diaghnostika-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshiegho-shkol-nika-a-a-gorchinskaia.html (Дата обращения: 21.05.2019).

9. Электронный ресурс: Инфоурок > Начальные классы > Другие методич. Материалы > Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников: опросник Ч.Д. Спилбергера. URL: https://infourok.ru/diagnosticheskie-meropriyatiya-po-opredeleniyu-urovnya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov-1499491.html (Дата обращения: 21.05.2019).

10. Электронный ресурс: «Подготовлены новые проекты Федеральных государственных образовательных стандартов». URL: http://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3009030 (Дата обращения: 01.04.2019).

Педагогика

УДК: 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Козырская Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье представлены и проанализированы результаты эмпирического исследования уровня сформированности представлений младших школьников о безопасном поведении, что позволило определить дальнейшие пути и возможности для его формирования, в контексте возрастных особенностей развития в различных видах деятельности.

Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, здоровый образ жизни, младший школьный возраст, формирование.

Annotation. The results of the empirical research of the junior school children idea about safe conduct level are analyzed and presented in this article, what allows to choose the ways and opportunities of its formation in the context of age characteristics development in different activity categories.

Keywords: safety, safe behavior, healthy lifestyle, primary school age, developing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.