Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА ЛИДЕРОВ ЭКОПРОСВЕЩЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА ЛИДЕРОВ ЭКОПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ (ТКО) / ВОЛОНТЕРСТВО / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО / ТРЕТЬЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружакина Ольга Павловна

В данной статье показан уникальный для региона опыт разработки и внедрения программы подготовки волонтеров в области экологического просвещения по вопросам раздельного сбора отходов (РСО) в Удмуртской Республике, по которой обучено 20 волонтеров из числа студентов ВУЗа и учителей города Ижевска. Проект реализуется с декабря 2019 года совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Удмуртской республики и Региональным оператором по обращению с отходами в УР - ООО «САХ», являющегося Региональным оператором по обращению с отходами в Удмуртской Республике. Автором отмечена актуальность подготовки лидеров в системе раздельного сбора отходов, несущих важные эколого-просветительские идеи, что невозможно без развития надпрофессиональных навыков у студенческой молодежи. Показан опыт экологического просвещения и работы со школьниками и студентами в области экологически ответственного обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с позиции внедрения раздельного сбора отходов, предусмотренного природоохранным законодательством РФ, Национальным проектом «Экология» и Территориальной схемой по обращению с отходами в Удмуртской Республике. Экологическое волонтерство является примером активной социальной позиции студентов в решении экологически значимых задач в регионе. Информационно-просветительская работа студентов способствует развитию и реализации их творческого потенциала и взаимодействия учащихся в решении проблем безопасного обращения с отходами. Применение проектного метода в работе с волонтерами направлено на формирование надпрофессиональных компетенций и развитие лидерских качеств. Реализация проекта направлена на интеграцию ВУЗа в новый активно формирующийся сектор экономики региона - утилизация отходов как вторичного сырья. Рассматривается опыт сотрудничества ВУЗа в экопросветительской деятельности как третья миссия Университета и продвижение идей «обучения на протяжении всей жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дружакина Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF POPULATION AND TRAINING OF LEADERS OF ECOLOGICAL EDUCATION

The author show the experience of environmental education and work with schoolchildren and students in the field of safe management of solid municipal waste. The problem of reducing household waste at the stage of consumption of products and goods, minimization of the volume of waste emission into the environment and their placement in landfills and landfills is particularly relevant today for Russia as a whole and the Udmurt Republic in particular. The task of continuous environmental education and education "from kindergarten - school - to higher education" is very important. This is relevant for the formation of an ecologically literate young generation and for the implementation of a program of separate accumulation of waste. The author has developed a volunteer program for the organization and conduct of educational classes in kindergartens, technical schools, schools and universities in the city of Izhevsk. The project implemented jointly with the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Udmurt Republic in 2019.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА ЛИДЕРОВ ЭКОПРОСВЕЩЕНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКА ЛИДЕРОВ ЭКОПРОСВЕЩЕНИЯ

Дружакина Ольга Павловна, к.т.н., доцент (e-mail: druzhakina@mail.ru) Удмуртский государственный университет, г.Ижевск, Россия

В данной статье показан уникальный для региона опыт разработки и внедрения программы подготовки волонтеров в области экологического просвещения по вопросам раздельного сбора отходов (РСО) в Удмуртской Республике, по которой обучено 20 волонтеров из числа студентов ВУЗа и учителей города Ижевска. Проект реализуется с декабря 2019 года совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Удмуртской республики и Региональным оператором по обращению с отходами в УР -ООО «САХ», являющегося Региональным оператором по обращению с отходами в Удмуртской Республике. Автором отмечена актуальность подготовки лидеров в системе раздельного сбора отходов, несущих важные эколого-просветительские идеи, что невозможно без развития надпро-фессиональных навыков у студенческой молодежи. Показан опыт экологического просвещения и работы со школьниками и студентами в области экологически ответственного обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с позиции внедрения раздельного сбора отходов, предусмотренного природоохранным законодательством РФ, Национальным проектом «Экология» и Территориальной схемой по обращению с отходами в Удмуртской Республике. Экологическое волонтерство является примером активной социальной позиции студентов в решении экологически значимых задач в регионе. Информационно-просветительская работа студентов способствует развитию и реализации их творческого потенциала и взаимодействия учащихся в решении проблем безопасного обращения с отходами. Применение проектного метода в работе с волонтерами направлено на формирование надпрофессиональных компетенций и развитие лидерских качеств. Реализация проекта направлена на интеграцию ВУЗа в новый активно формирующийся сектор экономики региона -утилизация отходов как вторичного сырья. Рассматривается опыт сотрудничества ВУЗа в экопросветительской деятельности как третья миссия Университета и продвижение идей «обучения на протяжении всей жизни».

Ключевые слова: экологическая культура, твердые коммунальные отходы (ТКО), волонтерство, надпрофессиональные компетенции, экологическое лидерство, третья миссия университета

Введение. С началом в 2019 году «мусорной реформы» в России актуализировались задачи информационно-просветительской деятельности с населением по формированию экологической грамотности в области обращения с ТКО, поскольку это одно из условий реализации стратегии

включения отходов в сырьевую базу экономики и минимизации накопленного экологического и техногенного ущерба. Актуальность вопросов информационно-просветительской работы по формированию экологической культуры в области раздельного сбора отходов (РСО) также определены в положениях национальных проектов «Экология» и «Чистая страна». [11, 14, 15]

Наряду с этим, важно воспитывать в молодом поколении бережное отношение к окружающей среде и ее ресурсам. Создание систем раздельного накопления отходов на базе вузов, школ и других образовательных учреждений может стать стартовыми площадками для повышения интереса к проблеме утилизации отходов, к развитию экологической культуры. Такой опыт применяется в США, Голландии, Германии и многих других станах мира [10].

Интеграция ВУЗов в экономику регионов так же способствует включению Университета в актуальные области и новые формируемые направления развития - например, в развитие системы РСО и экопросвещение. [2, 16]

Основная цель проекта - проведение образовательных занятий, уроков в различных формах (игры, квест, интерактивные занятия, встречи с представителями системы управления ТКО и т.д.) силами студенческой волонтерской лиги для учащихся школ, техникумов и ВУЗов; пропаганда идеи раздельного сбора ТКО с целью извлечения той части мусора, которая представляет сырьевую ценность и может быть переработана, что позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду и повысить уровень экологической культуру населения. [7]

Эти цели отвечают принципам «обучения на протяжении всей жизни», поскольку затрагивают формирование экологической культуру всех слоев и возрастов населения. Именно ВУЗы должны стать центрами информационно-просветительской работы в области внедрения РСО в партнерстве с Региональными и Федеральными операторами. Вузы обладают научным и педагогическим потенциалом, способным подготовить грамотных и компетентных лидеров экопросвещения. [5]

В ходе проекта решались следующие задачи:

1. Разработана программа подготовки волонтеров в области информационно-просветительской работы с учащимися детских садов, школ, техникумов и ВУЗов по информационно-просветительской работе в области РСО. Объем программы 72 часа. В ее реализации приняли участие как специалисты в области РСО и государственного управления отходами, так и педагоги и экологи ВУЗа, что позволило обеспечить всесторонность рассматриваемой проблемы и высокое качество реализации программы.

2. Подготовлены волонтеры из числа учащихся ВУЗа и педагогов школ города Ижевска с применением интерактивных форм обучения, такими как игровые технологии, квесты, метод проекта, лекция-дискуссия и др.

3. Разработаны программы экологических уроков для различных категорий слушателей, как персональные проекты волонтеров. Внедрение метода проектов в работе с волонтёрами способствовало реализации творческого потенциала участников проекта, реализации их активной жизненной эколого-социальной позиции в области РСО. 2 проекта (Экофестиваль и Экоквест) представлены на Всероссийские конкурсы и гранты.

4. Проведение информационно-просветительской работы с молодежью в области РСО. За год реализации проекта проведено более 30 экоуроков (рис. 1) и 15 экоквестов, в которых приняло участие около 1000 учащихся и жителей города Ижевска.

5.

Рисунок 1 - Экоурок и игра по РСО Рисунок 2 - Информационно-отходов со студентами ФГБОУ ВО разъяснительные мастер-классы для «УдГУ» населения города о правилах РСО

Методы исследования. В работе применены методы анализа данных статистической отчетности о волонтерстве, изучение нормативно-правовой базы в области РСО и волонтерства [3, 9, 19, 20], анализ Федеральных программ «Разделяйснами.ру» [13], «Экология», «Чистая страна», экспертной оценки направлений и технологий обучения волонтеров, сравнительного анализ опыта раздельного сбора отходов Европейских стран.

Наша практика показала готовность активных и экологически сознательных волонтеров реализовывать собственные инициативные экопросве-тительские проекты. Они самостоятельно разрабатывают концепции мероприятий, составляют сценарии конкурсов, реализуя творческое мышление и способствуя личностному развитию, формируя умения работать в команде, создавать команду своего проекта и быть в ней лидером. [1, 4, 5]

Волонтерская деятельность студентов позволяет ее участникам и самим узнать много полезной и важной информации о разделении отходов и их утилизации, получить навыки публичных выступлений, работы с молодежью, в проведении игр, занятий и квестов, способствует формированию их

как специалистов и граждански активных людей, бережно относящихся к окружающей среде. [20]

Целевая аудитория проектов - молодежь и студенты, заинтересованные в экологизации жизни современного общества и сохранении природной среды, а также в изменении образа жизни и в переходе от потребительской модели к экологической («Zero waste»). [12]

Подготовка лидеров в системе раздельного сбора отходов, несущих важные экологопросветительские идеи, невозможна без развития надпро-фессиональных навыков у студенческой молодежи - будущих специалистов. Надпрофессиональные навыки позволят повысить эффективность профессиональной деятельности и привнести творческий компонент в обучение, сформировать целеустремлённость у студентов, развить лидерские качества и умение работать в команде, что, безусловно, даст личностный рост, творческое мышление и конкурентоспособность на рынке труда.

[1, 8, 9]

Формирование экологического мышления у людей - также является формой надпрофессиональной компетенции [1], образа жизни, ответственного за свое рациональное потребление. Опыт показывает, что и старшее поколение заинтересовано в получении информации о «мусорной реформе», о видах вторичного вторсырья и его переработке в регионе (рис.2). [6], т.е. реализуется принцип непрерывного обучения на протяжении всей жизни. ВУЗ становится информационным центром для экологически ответственных граждан.

Важным результатом проекта является разработка программы подготовки волонтеров и обеспечение их методическим кейсом для проведения экоуроков, практика распространения полученного опыта волонтерской деятельности в области раздельного сбора отходов в целом по Удмуртской Республике, взаимодействие с заинтересованными организациями в области РСО и природоохранными государственными учреждениями.

Выводы. Создание и реализация волонтерскиой эколого-просветительской практико-ориентированной деятельности в ВУЗе способствует:

1. созданию и развитию условий реализации творческого и лидерского потенциала учащихся, получению профессионального и коммуникативного опыта, опыта работы в команде и индивидуально, практико-ориентированной работы;

2. формированию социально активной гражданской ответственности по раздельному сбору вторсырья, утилизации вторичного сырья, что способствует повышению экологической культуры населения;

3. формированию экологической культуры молодежи, как основы внедрения РСО, росту доли утилизируемого в регионе вторичного сырья, созданию площадок сбора вторсырья на территории образовательных учреждений;

4. внедрению инновационных педагогических методов и приемов в формировании экополитики и работе с молодежью, с учетом творческих и личностных способностей учащихся;

5. интеграции ВУЗа в инновационную и активно развивающуюся отрасль в области обращения с отходами и формирование на их базе информационно-просветительских центров с реализацией принципа «обучение на протяжении всей жизни».

Список литературы

1. Антропова, Н. А. Надпрофессиональные компетенции как фактор успеха в профессиональной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 3. - С. 157-158.

2. Балмасова Т.А. «Третья миссия» Университета - новый вектор развития? // Высшее образование в России - 2016. - №8 - С. 48 - 55.

3. Верещак Ю.В. Мир экологического волонтерства. - М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. - 90 с.

4. Дружакина О. П. Метод проектов в информационно-просветительской работе со студентами // Наука Удмуртии. - 2018. - № 4. - С. 42-46.

5. Дружакина О. П. Информационная работа как первый этап формирования операционной системы сбора ТКО // Управление техносферой. - 2018. - Т. 1, вып. 3. - С. 318327.

6. Дружакина О. П. Раздельный сбор отходов жилищно-коммунального хозяйства: оценка степени готовности населения // Наука Удмуртии. - 2017. - № 4. - С. 63-68.

7. Ермолаева Ю.В. Модернизация сектора обращения с отходами в России: поле экспертного анализа // Вестник Института социологии. М., 2019. - Т. 10. № 3. - C. 131150.

8. Кичерова, М. Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения / М. Н. Кичерова, Г. З. Ефимова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf.

9. Лукман С. Айгубов, Курбан И. Хаджиалиев Волонтерская деятельность как средство формирования социально-экологической культуры студента // ЮГ РОССИИ: Экология, Развитие Том 11. - 2016 - № 4 - С. 175 - 182.

10. Никуличев Ю.В. Управление отходами. Опыт Европейского союза. Аналитический обзор. М.: РАН. ИНИОН, 2017. 55 с.

11. Паспорт Национального проекта «Экология» https://www.mnr.gov.ru/ activity/directions/ natsionalnyy_proekt_ekologiya/

12. Принцип «Zero waste» // Википедия - свободная энциклопедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Zero-waste.

13. Серия Всероссийских экоуроков «Разделяй с нами» для школьников 7 - 11 классов // http://разделяйснами.рф

14. Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25001.2018 № 84-р.

15. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике // http://www.minpriroda-udm.ru/deyatelnost/2018-04-24-09-39-08.html

16. Три миссии университета // https://www.vedomosti.ru/society/ articles/ 2020/ 09/29/841592-tri-missii

17. Ульянова Н.В. Формирование экологической культуры школьников на основе интеграции предметных знаний // https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-shkolnikov-na-osnove-integratsii-predmetnyh-znaniy

18. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. 25.12.2018, с изменениями и дополнениями от 19.07.2019).

19. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)"

20. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал. -2018. - Т. 7. № 1(22) - С. 73 - 76.

Druzhakina Olga,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

(e-mail: druzhakina@mail.ru)

Udmurt State University, Izhevsk, Russia

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF POPULATION AND TRAINING OF LEADERS OF ECOLOGICAL EDUCATION

Abstract. The author show the experience of environmental education and work with schoolchildren and students in the field of safe management of solid municipal waste. The problem of reducing household waste at the stage of consumption of products and goods, minimization of the volume of waste emission into the environment and their placement in landfills and landfills is particularly relevant today for Russia as a whole and the Udmurt Republic in particular. The task of continuous environmental education and education "from kindergarten -school - to higher education" is very important. This is relevant for the formation of an ecologically literate young generation and for the implementation of a program of separate accumulation of waste. The author has developed a volunteer program for the organization and conduct of educational classes in kindergartens, technical schools, schools and universities in the city of Izhevsk. The project implemented jointly with the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Udmurt Republic in 2019.

Keywords: ecological culture, environmental safety, solid municipal waste, volunteering, volunteering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.