Следующий шаг эстрадного искусства был прорывным на постсоветском пространстве, благодаря созданию группы «А-Студио». Возникает множество споров в связи с тем, является ли эта группа казахстанской, если ее восхождение на пьедестал началось в Москве. Глубоко убеждены, что в то время, пока в группе находился Батырхан Шукенов, «А-Студио» была глубоко национальной и казахстанской группой. Этот тот случай, когда лицо коллектива определяет основные константы и направления позиционирования всего коллектива. Дальнейшая карьера Батырхана Шукенова в качестве сольного исполнителя - это следующая стезя отечественного эстрадного искусства.
Современный Казахстан представлен самыми разнообразными жанрами и стилями эстрадного композиторского и исполнительского творчества. Большую роль играют как отдельные аранжировщики и талантливые композиторы (Т.Сарыбаев, Б.Серкебаев, К.Шильдебаев, А.Райымкулова, С.Абдинуров, Р.Гайсин и мн.др.), продвинувшие эстраду на международный уровень, так и организаторы: М.Ергалиев и А.Пономарев -«Азия дауысы»; Ж.Кастеев - организатор и вдохновитель международного фестиваля этно-фольклорного направления на стыке с роком или джазом «The Spirit of Tengry»; Т.Зарипов -организатор «Международного джазового фестиваля» который принимает ежегодно весной зарубежные группы; агентство «Хабар» -организатор ретро-фестиваля «Алма-Ата -моя первая любовь!», который служит сохранением духовной связи поколений алмаатинцев,
УДК 7.01+687.01
ГРНТИ 18
поддержки статуса Алматы как культурного центра страны ; фонд имени Батырхана Шукенова при поддержке фонда Булата Утемуратова -организовал и проводит «Республиканский конкурс исполнителей на медных духовых и ударных инструментах имени Батырхана Шукенова» по шести номинациям: труба, валторна, тромбон, туба, ударные и джазовый ансамбль и многие другие.
Заканчивая статью, подчеркнем, что современная массовая музыкальная культура - это многофункциональный живой организм, в формирование которого вовлечены абсолютно все слои населения, что и определяет динамику ее развития. Эффективные механизмы отбора образцов СММК, откаллибровка посылов, жанров, назначений музыки, строгий подход к делу продюссерства, грамотное руководство, заинтересованное в позиционировании
отечественной культуры в целом и отработка механизмом, согласующихся с индустриально-коммерческими интересами - являются остроугольными вопросами современности Казахстана. Без решения этих вопросов начнется необратимая деградация культурных и духовных ценностей всего общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю.Согомонова. Перевод А.Ю.Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. -С.297-307.
2.https://sdamzavas.net/2-10257.html
РАЗВИТИЕ КОСТЮМА СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХХ- ХХ! ВЕКАХ
Музалевская Юлия Евгеньевна
Канд. искусствоведения,
доцент кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа,
г. Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна LEVELING THE FEATURES OF MASCULINITY AND FEMININITY IN A SPORTS SUIT
АННОТАЦИЯ
XX век стал переломным для истории костюма, именно в этот период женский образ приобретает новые очертания. Сложные платья в стиле модерн уступают место простым формам, женская фигура стремится к андрогинности. Сделать фигуру более стройной и атлетичной помогает активный образ жизни. Набирающее популярность стремление заниматься спортивными упражнениями, подталкивает модельеров к поискам новых материалов и практичных видов одежды, позволяющей достигать лучших результатов. Ускоряющийся ритм жизни постепенно приводит к тому, что спортивный костюм занимает одно из ведущих мест в гардеробе современного человека. К концу ХХ - началу XXI века спорт превращается в образ жизни, а одежда для занятий и активного отдыха становится его неотъемлемой частью. Благодаря практичности и функциональности спортивной урбанистической одежды, она визуально сближает образ мужчины и женщины.
ABSTRACT
The XX century was a turning point for the history of costume, it was during this period that the female image takes on new outlines. Sophisticated dresses in the Art Nouveau style give way to simple forms, the female figure strives for androgyny. An active lifestyle helps to make the figure more slender and athletic. The increasing
popularity of the desire to engage in sports exercises, pushes fashion designers to search for new materials and practical types of clothing that allows you to achieve better results. The accelerating pace of life gradually leads to the fact that a sports suit occupies one of the leading places in the wardrobe of a modern person. By the end of the XX - beginning of the XXI century, sports are becoming a way of life, and clothing for classes and outdoor activities is becoming an integral part of it. Thanks to the practicality and functionality of sports urban clothing, it visually brings together the image of a man and a woman.
Ключевые слова: спорт, спортивный костюм, вестиментарная мода, модельер Жан Пату, Шанель, футболка.
Keywords: sports, tracksuit, vestimental fashion, fashion designer Jean Patou, Chanel, T-shirt.
Спортивный костюм, с первых этапов его появления и до сегодняшнего дня претерпел огромную эволюцию, отражающую изменения взглядов на тело и представлений о тендере. Его прообразом, предположительно, является одежда для охоты, которую привели к некоторому единообразию для первых коллективных охот в XVIII веке. Костюмы аристократии для верховой езды, созданные в XVII веке, также можно рассматривать как первую разновидность спортивной формы. Для многих видов спорта первые униформы созданы в Англии. Однако спортивная одежда не является изобретением современности. К ней прибегали как к неофициальной одежде во время отдыха придворные при дворах королей. Генрих VIII (1491-1547) был любителем игры в теннис и имел специально сшитый для этого занятия костюм, состоящий из льняной рубашки, бархатного жилета, бриджей и войлочных туфель, пишет Джениффер Крейг в «Краткой истории униформы» [1, с.130].
Индустриализация и социальные
преобразования XIX века повлияли на развитие спорта значительным освобождением от изнурительного труда, в результате которого появилось свободное время для спортивных занятий. В создании формы для них руководствовались представлениями о
мужественности и дисциплине.
Спортивные состязания, имеющие зрелищную составляющую, потребовали создания костюмов, отвечающих современным эстетическим требованиям, которые распространились затем на современный спортивный образ жизни.
Занятия спортивными играми,
актуализирующиеся в современную эпоху, зародились в Древней Греции, родине Олимпийских игр. Изначально состязания в разных видах спорта считались мужской прерогативой. Мужчины выступали обнаженными, что соответствовало идее культа прекрасного человеческого тела, который главенствовал в Греции. Женщины не допускались не только до участия в играх, но и до наблюдения за их проведением. Исключения составляли женщины Спарты. В Средние века женщины уже присутствовали в качестве зрителей на турнирах, вдохновляли мужчин на героические рыцарские подвиги. И только спустя многие века женщины смогли не только наблюдать за спортивными соревнованиями, но и участвовать в них.
На протяжении большого исторического периода специальных костюмов для занятий спортивными упражнениями не существовало -занимались в обычной повседневной одежде. Мужская одежда подходила для этого несравнимо лучше, чем сложносочиненные женские платья, оснащенные корсетами и нижними юбками. Наряду с предубеждениями общества относительно участия женщин в спортивных состязаниях, приспособленность костюма долгое время была одной из причин того, что все виды спорта развивались, в первую очередь, как мужские.
В начале XX века возрастает увлечение спортивными играми, набирают популярность прогулки на велосипеде, катание на коньках, на лыжах, занятия теннисом, плаваньем. Женщины пытались не отставать от мужчин. Они играли в теннис, катались на велосипедах в широких юбках, в корсетах и шляпах, поскольку других вариантов одежды не было. Увеличение интереса к подвижному и здоровому образу жизни привело к тому, что медики поставили во главу угла женское здоровье, категорически настаивая на отказе от корсетов и совершенствовании нижнего белья.
История купальных костюмов
свидетельствует, как сложно происходило реформирование женской одежды. Костюмы для занятий спортом выражали обретение женщиной свободы, но в строго ограниченных пределах. И даже появление гимнастического костюма не означало, что женщинам позволено обнажать тело на публике. Функциональная необходимость обнажения для занятий плаванием не являлась основанием для создания достаточно открытого костюма. Даже так называемое «буркини» в Европе и Америке считалось верхом распущенности. А когда в 1907 году известная пловчиха А. Келлерман появилась на пляже под Бостоном в купальнике, не прикрывавшем колени, ее арестовали. И даже в 1920-е годы продолжался контроль купальных костюмов, например, пляжи в США патрулировались полицейскими, измерявшими соответствие нормам длины купальников. Однако процесс дальнейшего обнажения в купальных костюмах уже было невозможно остановить. И в 1947 году Луи Реар изобрел купальник, не прикрывавший живот, автор назвал его «бикини» в честь происходившего в том году испытания ядерной бомбы на атолле Бикини. Модельер говорил о нем, что «Бикини будет маленьким и разрушительным, как бомба».
Специализированной спортивной одеждой занимался модельер Жан Пату, который впервые
предложил трикотажные комбинезоны для плаванья, революционно преобразовал костюм теннисистки. Его вариант костюма с короткой юбкой и трикотажной футболкой, в котором выступала Сюзен Ленглен на Уимблдонском турнире в 1921 году (рисунок 1, а, б), оказался настолько удачным, что перешел в постоянную экипировку спортсменок.
Затем в 1930-х годах Жан Пату разработал специальный женский костюм для игры в гольф, набирающей в то время популярность. Именно ему принадлежит идея разделения купальных
костюмов (рисунок 1, в) на те, которые предназначались для отдыха и те, в которых тренировались и выступали профессионалы. В дальнейшем этот принцип перешел на одежду для других видов спорта. В его фирменных магазинах существовали отделы, выделенные по названию видов спорта. Модельер изменил отношение к принципам создания спортивных костюмов, предлагая руководствоваться требованиями удобства движения, что было актуально не только для женщин, но и для мужчин.
а б в
Рисунок 1. Спортивные модели Жана Пату: а) Костюм для теннисистки Сюзен Ленглен, б) Сюзен Ленглен на теннисном турнире, в) Костюм для плавания
Трикотажное полотно джерси ранее использовали только для производства белья, но постепенно стало входить в число материалов для одежды верхней группы. С этим материалом работал не только Жан Пату, но и модельер Коко Шанель. Она выбрала направление повседневной одежды, вводя в обиход женские кардиганы, удобные юбки, жакеты. Ее практичные модели из шелкового трикотажа, джемпера для спортивных занятий, внедрение в практику вещей из джерси -начало популяризации спортивного направления в вестиментарной моде.
Несмотря на то, что Жан Пату и Габриэль Шанель работали в разных направлениях и были конкурентами, но суть их творчества сводилась к одной цели - привести костюм к большей эргономичности и функциональности. Результатом работы модельеров и усилий медиков одежда для занятий спортом и, вслед за ней, повседневная, становились все более комфортными. Массовые увлечения спортивными играми обусловили
растущую востребованность в специальной форме и внедрению ее в повседневную жизнь. Процесс шел постепенно на протяжении первой половины ХХ века, затем возникло разделение спортивной одежды на урбанистическую и профессиональную, которые развивались параллельно с учетом индивидуальной специфики. В 1970-х годах в вестиментарной моде закрепилось понятие «спортивного стиля», в большей степени характеризующего урбанистическую ветвь. Благодаря Жану Пату впервые появились магазины с отделами, разделяющими одежду для занятий спортом и одежду для активного отдыха.
Говоря о развитии спортивного направления в вестиментарной моде в нашей стране, необходимо обратиться к творчеству художников-конструктивистов, разрабатывающим модели костюмов для спортсменов. Новым для того времени направлением занималась Варвара Степанова (рисунок 2).
Проэиты спорт.одежды
Рисунок 2. В. Степанова. Эскизные разработки спортивных костюмов
Она основывалась на художественном решении внешнего оформления, упрощении формы делении ее на пропорциональные блоки, в то время как европейских модельеров больше интересовало внедрение новых материалов, таких, как трикотажное полотно, и функциональность в применении.
Со временем развитие спортивного направления привело к его повышенной популярности, которая вышла за рамки спортивных сооружений.
Уже в 1970-е годы началось увлечение здоровым образом жизни, что способствовало развитию занятий спортом в повседневной жизни. В 1980-х годах произошло дальнейшее сближение спортивной и повседневной одежды.
Окончательно утвердившийся культ молодости вывел на первый план активный здоровый образ жизни, увлечение аэробикой, которое в дальнейшем переросло в массовые занятия фитнесом, завоевало массу поклонников. Демонстрация красивого подтянутого тела превратилась в фетиш. Такое стремительное распространение спортивной одежды привело к тому, что в настоящее время она стала неизменной составляющей гардероба, независимо от того, занимается человек спортом или нет. В спортивном урбанистическом направлении гораздо больше свободы в выборе деталей для самовыражения, оно не подразумевает следования требованиям достижения высоких результатов на соревнованиях. Это одежда для активного отдыха, городских и загородных прогулок.
Тренировочный костюм, ставший главной принадлежностью фитнес-культуры, его внешний вид следовал духу времени, изменялся под влиянием модных тенденций. Женский вариант такого костюма постепенно приобрел все признаки гламурного предмета одежды, выполненный из
плюша, украшенный стразами, вышивкой, он практически утратил свое настоящее предназначение, размыв границы образа. Современные девушки используют этот наряд как для прогулки с детьми, так и для выхода в свет. Таким образом, меняется и отношение к этому виду одежды, который постепенно превращается в один из символов гламура.
Мужской вариант тренировочного костюма получил различные коннотации. Нужно отметить, что с ним были связаны не только положительные ассоциации. Так, «к концу 70-х годов тренировочный костюм превратился в символ маскулинности маргинализированных групп населения. Толчком к формированию этой семантики послужила знаменитая фотография, снятая на Олимпийских играх 1968 года в Мексике, на которой афроамериканские спортсмены, одетые в тренировочные костюмы, поднимают руки в протестном «черном салюте» на подиуме победителей. Это жест, привлекший всеобщее внимание, возвестил о начале радикальных социальных перемен» [2, с.192].
С тех пор тренировочный костюм стал восприниматься как одежда бунта и символизировать «черную силу». В 1980-е годы началась эпоха движения за права афроамериканцев и их музыкальная культура набирает популярность. В музыке с 1970-х господствует хип-хоп, рэп, возникает новый танцевальный стиль - брейк-данс, который требует для своего исполнения спортивного костюма, включающего и спортивную обувь. Как маркер социального бесправия, спортивный костюм выбрали чернокожие исполнители хип-хопа и представители американской рэп-культуры. Своеобразным фетишем представителей новых музыкальных субкультур становятся кроссовки фирм Рибок, Адидас, Найк. Стиль рэперов,
исполнителей брейк-данса завоевывает мир и парадоксальным образом костюм,
символизирующий бунтарские взгляды и обладающий расовой коннотацией, становится излюбленным видом одежды людей, не разделяющих подобных убеждений. Объясняется этот факт с одной стороны увлечением активными видами досуга, а с другой - новым пониманием образа маскулинности. Прежде всего, спорт выражает идею ультрамаскулинности, а спортивный костюм - это, прежде всего символ принадлежности к ней и патриархальному социуму. В тоже время, можно наблюдать и проявление гламурных тенденций. В таком случае, подобно женским вариантам, появляются мужские тренировочные костюмы ярких расцветок с оригинальными, часто цветочными, принтами. Столь насыщенные декорированностью спортивные вещи отсылают к новой тенденции мужского «украшательства», когда образ мужчины максимально приближается к женскому. Подобные костюмы используются эстрадными группами для сценических выступлений и фотосессий. Известны также дизайнерские эксперименты, изменившие спортивный костюм. Модный дом Джанни Версаче разместил на мужском спортивном костюме свой знаменитый логотип с головой медузы Горгоны и орнамент в виде греческого меандра (рисунок 3,а), кроме того, в коллекции дома появились модели спортивного направления, декорированные орнаментом в стиле барокко (рисунок 3, б). Подобные эксперименты с орнаментами не только унифицировали половую идентификацию костюма, но и размыли традиции оформления спортивной одежды, не предполагавшие орнаментацию, за исключением эмблем спортивных команд или других знаков отличий. Благодаря таким экспериментам, тренировочный спортивный
костюм можно поставить в один ряд с предметами, ставшими иконами вестиментарной моды, такими как футболка и джинсы.
Футболка, пройдя длинный путь изменений, из предмета белья превратилась в главную знаковую «икону» моды, несущую в себе жизненную философию ее обладателя. Она широко использовалась представителями различных субкультур, стала главной составляющей спортивного гардероба, как профессиональных спортсменов, так и любителей спортивного образа жизни, а затем перешла в разряд повседневной одежды.
Спортивное направление лишь на первый взгляд представляется несложным. Разнообразие смысловых, категорийных понятий, объединенных под одним названием, включает несколько направлений - одежда для профессиональных занятий спортом, спортивное направление в урбанистическом костюме, стиль жизни, утверждающий здоровый образ жизни и другие категории. Произвольный перенос смыслов, имеющий место в данном случае, типичен для постмодернистской культуры, играющей смыслами и понятиями.
В 2010-х годах и вплоть до сегодняшнего дня популярность набрало новое направление спорт-шик, соединившее в себе элементы нарядной и спортивной одежду. Его особенностью является использование дорогих вечерних материалов, нарядных платьев в сочетании со спортивной обувью, набедренными сумочками. Кроме того, произошло «вторжение» элементов спортивной одежды в деловую и повседневную одежду. Так, в рамках спорт-шика, можно наблюдать, как на строгие классические брюки нашиваются лампасы, а на нарядное платье - яркие канты контрастных цветов.
б
Рисунок 3. Модный дом Дж. Версаче. а) Мужской спортивный костюм с логотипом Модного дома, 2019 г. б) Женский костюм в стилистике спорт-шик, 2018 г.
а
Эти элементы ранее никогда не покидали ассортиментной группы спортивных предметов одежды. Такие примеры позволяют говорить о том, что принцип сочетания несочетаемого постепенно проник из области создания комплектов непосредственно в композицию предметов одежды. Если ранее принцип проявлялся лишь в комбинировании в рамках одного образа, то теперь полностью меняется стилевой контекст отдельных предметов, в которых уживаются элементы разных стилей, что еще больше усложняет понимание самого образа.
Универсальность ценностей,
пропагандируемых спортом, таких как здоровье, самосовершенствование, достижение целей, разделяется всеми. Спорт как вид деятельности демонстрирует различия между мужчинами и женщинами, причем отводит доминирующую роль мужскому полу, и, тем не менее, спортивный костюм становится универсальным предметом одежды, нивелирующим половые различия. Уникальность спортивной одежды в том, что она
востребована представителями обоих полов в равной степени. Ни одно из современных стилевых направлений в вестиментарной моде не имеет такой повышенной популярности и не находит подобного отклика как спортивный образ, что говорит о его востребованности. Возможно, в будущем именно это направление будет удерживать свои ведущие позиции и ляжет в основу создания новых стилевых решений современного костюма.
Список литературы
1.Крейг К. Краткая история униформы. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 240 с. [Kreig K. Kratkaya istoriya uniformy. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2007. (in Russ.)]
2.Терни Дж. Проще не бывает? Семантика тренировочного костюма: театрализация, маскулинность и коллективное тело.// Теория моды. 2016-2017. №42 (Зима). С.192. [Terni Dg, Prostche ne bivaet? Semantika trenirovochnogo kostuma: teatralizatsia, masculinnoct I kollektivnoe telo. 2016-2017; 42: 192. (in Russ.)]