Научная статья на тему 'Влияние стиля ар деко на женский Европейский костюм двадцатого века'

Влияние стиля ар деко на женский Европейский костюм двадцатого века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2121
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / МОДА / МОДЕЛЬЕРЫ / ХУДОЖНИКИ / АР ДЕКО / ARTISTIC STYLE / FINE ART / DECORATIVE ART / FASHION / MODELERS / ARTISTS / ART DECO

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Берман Елена Александровна

Рассмотрены микростили, сложившиеся в женском костюме первой половины двадцатого века в рамках художественного стиля ар деко, и социально-экономические причины их возникновения. Дана характеристика творческих методов ведущих модельеров 1910-1930 гг., повлиявших на женский костюм всего 20 века. Проведен анализ использования микростилей ар деко при формировании костюма второй половины 20 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE ART DECO STYLE ON THE WOMEN'S EUROPEAN SUIT OF THE TWENTIETH CENTURY

The author considers microstyles formed in a women's suit of the first part of the twentieth century within the artistic style of Art Deco and social and economical reasons of their appearance. She gives characteristics of creative methods of the leading modelers of 1910-1930 who influenced the women's suit of the whole 20-th century. The author carries out the analysis of the use of the Art Deco microstyles when forming the suit of the second half of the 20-th century.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля ар деко на женский Европейский костюм двадцатого века»

УДК 621

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ АР ДЕКО НА ЖЕНСКИЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ ДВАДЦАТОГО ВЕКА Е.А.Берман1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул, Лермонтова, 83.

Рассмотрены микростили, сложившиеся в женском костюме первой половины двадцатого века в рамках художественного стиля ар деко, и социально-экономические причины их возникновения, Дана характеристика творческих методов ведущих модельеров 1910-1930 гг., повлиявших на женский костюм всего 20 века. Проведен анализ использования микростилей ар деко при формировании костюма второй половины 20 века. Ил, 4, Табл.1, Библиогр. 7 назв,

Ключевые слова: художественный стиль; изобразительное искусство; декоративное искусство; мода; модельеры; художники; ар деко.

THE INFLUENCE OF THE ART DECO STYLE ON THE WOMEN'S EUROPEAN SUIT OF THE TWENTIETH CENTURY

E.A.Berman

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St, Irkutsk, 664074

The author considers microstyles formed in a women's suit of the first part of the twentieth century within the artistic style of Ait Deco and social and economical reasons of their appearance. She gives characteristics of creative methods of the leading modelers of 1910-1930 who influenced the women's suit of the whole 20-th century. The author carries out the analysis of the use of the Art Deco microstyles when forming the suit of the second half of the 20-th century. 4 figures. 1 table. 7 sources.

Keywords: artistic style, fine art, decorative art, fashion, modelers, artists, Art Deco.

Костюм - это система определенным образом подобранных предметов одежды и аксессуаров, обусловленная предназначением. Он дает внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, С древних времен костюм выполнял ДЛЯ чолоиокэ двоимую функцию, ОТИОЧЭЯ как

его утилитарным, так и эстетическим запросам [5]. В бытовом представлении костюм является подвижной субстанцией. Модные тенденции постоянно меняются от сезона к сезону, Однако с точки зрения строго научного анализа дело обстоит совершенно иначе. По сути, все двадцатое столетие в европейском костюме сохранялось направление, сформировавшееся на волне художественного стиля ар деко в начале столетия. Попытаемся рассмотреть причины этого феномена.

1. История возникновения стиля ар деко

В первом десятилетии двадцатого столетия на смену стилю модерн пришел и прочно закрепился стиль ар деко (art deco). Появившись как продолжение модерна (art nuvo), он в итоге превратился в его антипода, поскольку достиг своего совершенства благодаря индустриализации и техническому прогрессу, что существенно повлияло на его художественное становление, Именно в это время были изобретены телеграф, телефон, автомобиль, аэроплан, кинематограф. Эти глобальные изобретения оказали глубокое воздействие на формирование стиля. Предшествующий же ар деко модерн наоборот противопоставлял

себя техническому прогрессу, опираясь в первую очередь на рукотворные и природные формы и образы. Бесспорными лидерами нового стиля стали французские художники, а центром - Париж [2]. Другими важными факторами, повлиявшими на ар деко, оказались женская эмансипация и политическая нестабильности первой половины двадцатого вока - 1-я

мировая война, революции в России, 2-я мировая война.

Ар деко - общее название декоративного искусства в Европе и Америки 10-30-х годов двадцатого века. Мастера стиля ар деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием различных источников. Главная тенденция стиля - ставка на роскошь и внешний шик. Ар деко создавал иллюзию благополучия и "роскошной жизни" в трудные и тревожные довоенные и послевоенные годы. Главной характерной чертой стиля ар деко стала эклектика, выразившаяся в объединении различных стилей и художественных направлений прошлых эпох, влиянии восточного, японского, китайского искусства, а также заимствование и стилизация различных элементов этнических стилей [9]. Так, в стиле ар деко нашли свое продолжение традиционные для модерна темы и мотивы, такие как извилистые линии, необычные сочетания дорогих и экзотических материалов: слоновой кости, эбенового дерева, кокоса, перламутра, бамбука, шагреневой кожи, кожи акулы, ската, крокодила, угря, шкурки ящериц [6]. Другой отличительной чертой сти-

1Берман Елена Александровна, соискатель, доцент кафедры геммологии, тел.: (3952)40-51-15. Berman Elena Alexandrovna, a competitor, an associate professor of the Chair of Gemmology, tel.: (3952)40-51-15,

218

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (37) 2009

Рис.1. Танцовщица Мата Хари е костюме, выполнен- Рис.2. Ж. П. Готье. Из коллекции 2000 з. в испанском ном в испанском микростиле, 1910-е годы микростиле

ля стал подчеркнутый декоративизм, сложившийся под влиянием разработок живописного авангарда: кубизма, фовизма, конструктивизма, футуризма, супрематизма, экспрессионизма, сюрреализма [8].

Эпоха ар деко оказала значительное влияние на формирование женского костюма, в котором появилось множество абсолютно новых элементов. Модный костюм стал частью всего образа жизни, Этому способствовала изменившаяся политическая, экономическая и социальная обстановка в Европе, К концу эпохи модерна во весь голос заявила о себе женская эмансипация, начавшаяся еще в середине 19 в, Повальная индустриализация способствовала появлению женских профессий, таких как телефонистки, телеграфистки, медицинские сестры и другие, Открываются первые женские спортивные клубы. На этом фоне возникает необходимость реформации женского костюма, Впервые в истории моды появляются модельеры, задающие тон в костюме,

Художественные Стили и направления всегда складываются под влиянием многих факторов и, прежде всего, под влиянием культурных традиций эпохи, Стиль ар деко формировался на мощном художественно-культурном субстрате. Так, в 1908 г. в Париже начались гастроли Российской труппы оперы и балета — знаменитые "Русские сезоны", Инициаторами гастролей стали импресарио Сергей Дягилев и художники группы «Мир искусства» во главе с Александром Бенуа, которые стремились познакомить западную публику с русским искусством. Гастроли начались с постановки оперы «Борис Годунов», В 1910 г. с

успехом прошел балет «Шехерезада», в 1911 г, - балет «Нарцисс», в 1912 г, - балеты «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна». Кроме самих постановок на парижскую публику произвели огромное впечатление декорации и костюмы Л.Бакста, А.Бенуа, Н.Рериха, Н.Гончаровой, М.Ларионова, Они создавались к каждому спектаклю по эскизам одного художника, что для того времени было новаторством с позиций единого художественного решения [7]. Декорации и костюмы к некоторым постановкам делали также представители европейского авангарда — Ж.Кокто, П.Пикассо, А.Матисс, Ж,Брак, Это привело к увлечению Востоком, античностью и славянской культурой в массовой моде и интенсивному развитию НОВОГО стиля. Так, сценические костюмы Л, Бакста послужили толчком для повального увлечения ориентализмом в костюме [1].

В 1925 году в Париже состоялась Всемирная выставка современного декоративного и промышленного искусства. Эта выставка, отложенная из-за первой мировой войны на 10 лет, выявила основные тенденции в архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве, развивавшиеся в Европе с начала века. Ее название и дало жизнь самому термину "ар деко" [2].

2. Микростили ар деко

В европейском костюме в рамках стиля ар деко можно отчетливо выделить несколько микростилей, таких как испанский (латиноамериканский), восточный (ориентализм), античный (неоерек), китайский (шинуазри), японский, славянский, египетский, геометрический, спортивный и стиль "гарсон".

Испанский (латиноамериканский стиль), В начале 10-х годов самым модным танцем становится аргентинское танго, Сначала его танцевали только на сцене. Характер этого танца требовал более удобной оде>кды. Специально для танго появились юбки с разрезами в стиле "танго", брюки, корсеты и даже духи с названием "Танго", В это же время Европу заполоняют жиголо из Латинской Америки, что также способствует формированию этого стиля в одежде. Характерными чертами костюма в "испанском" стиле стали туфли с перепонками, высокие гребни, веера из перьев лебедя, павлина, цапли и страуса, "манильские" шали с шелковой бахромой (рис.1), вошедшие в моду благодаря русской балерине Анне Павловой [1,3,5].

Античный - неогрек. В первой половине 20-го века возвращается интерес к искусству Древней Греции и Древнего Рима. В связи с этим характерными чертами костюма становятся платья с завышенной талией, отсутствие объемного нижнего белья, глубокое декольте даже в дневных платьях [1,3,5].

Этнический стиль, Для стиля ар деко было характерно увлечение любой экзотикой и заимствование характерных признаков народного костюма экзотических по отношению к западу культур [9].

Восточный стиль - ориентализм, Это увлечение культурой и искусством Ближнего Востока и Северной Африки. Для ориентализма в костюме стали характерны узкие "хромающие юбки", юбки - шаровары, тюрбаны с перьями, ткани и вышивки в восточном стиле [5,7,9].

Китайский стиль - шинуазри. Характерные черты костюма - шелковые халаты с вышивкой, китайские зонтики от солнца. Большое влияние китайский стиль оказал на формирование интерьерного пространства: картины на шелке, лаковые шкатулки, декоративные собачки [9].

Японский стиль. Был особенно популярен в предшествующем ар деко стиле модерн и не потерял своей актуальности в 1910-1920 гг. Характерная черта костюма - рукава-кимоно [6].

Египетский стиль. Раскопки гробницы Тутанха-мона в 1922 г. вызвали настоящую египтоманию в Европе, которая достигла пика в 1923-1924 гг, Характерными чертами костюма становятся геометрические женские стрижки, напоминавшие египетские парики, платья удлиненного силуэта, колье, браслеты, броши и серьги, скопированные с древнеегипетских украшений. Одним из самых распространенных орнаментов 20-30-х годов становится египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце [1,3].

Геометрический стиль. Влияние на этот микростиль оказали популярные в 20-е годы джаз и фокстрот. В костюме и ювелирных украшениях ведущее место занимают симметрия, в отличие от асимметрии модерна, геометрические формы и орнаменты, прямые линии, абстрактные композиции, колористическая черно-белая гамма клавиш рояля. Этот стиль стал особенно популярен для ювелирных украшений, пудрениц, портсигаров [3,8].

Стиль гарсон ("под мальчикв"), К 30-м годам 20-го столетия женщины продолжают активно заниматься спортом и осваивать мужские профессии. Начинается повальное увлечение женщин автомобилями и аэропланами (рис.3). Характерными чертами женского образа становится короткая стрижка, худоба, маленькая грудь, широкие плечи, отсутствие силуэта талия-бедра. Из мужского гардероба женщины перенимают все мужские атрибуты - брюки, галстуки, сигареты, спортивные свитера, Появляются короткие юбки [3,5], Происходит минимализация женского костюма, которая к 1970-м годам окончательно утвердится в стиле минимализм,

Спортивный стиль, Увлечение спортом привело к тому, что элементы спортивной одежды проникли в повседневную одежду. В 1919 году появляются смешанные пляжи. Купальные костюмы становятся более открытыми, В 1920-е гг. купальный костюм представлял собой комбинезон без рукавов из шерстяного трикотажа. Обязательный атрибут пляжного костюма

- резиновая шапочка, носки и купальные туфли. В моду вошел загар как новый знак высокого социального статуса [8]. В 1921 г. знаменитая теннисистка Сюзанна Ленглен впервые надела укороченную плиссированную юбку из белого шелка, белую трикотажную тунику без рукавов и трикотажную повязку на голову вместо шляпы с пером, Очень скоро подобные костюмы стали носить в повседневной жизни. Другая теннисистка -

Хелен Джакобс в 1933 году первая вышла на корт в шортах, что также повлияло на спортивную женскую моду.

К 30-м годам женщины становятся более грузными, что еще больше склоняет модельеров к стилизации мужской одежды в женском костюме. Для изобразительного искусства этого периода характерно изображение женских фигур с развитой мускулатурой, Наступает эпоха тоталитарных режимов Муссолини, Франко, Гитлера, Сталина. В мире идет подготовка к новой войне, В моду входит образ женщины-мамы. Идеал - Грета Гарбо: открытый лоб, красные губы, блондинка, женственные формы - грудь, бедра

- без них нельзя родить детей. В моду входят грация, цвета подчеркивающие женственность, длинные волосы, драпировки, юбки удлиняются [5].

Стиль ар деко, благодаря разнообразию слагающих его микростилей, открыл широкие возможности для модельеров, в результате чего в течение столетия появилась плеяда блестящих художников костюма и знаменитых до сегодняшних дней Домов Высокой моды,

3. Модельеры ар деко

Поль Пуаре (1879—1944 зэ.) - первый модельер 20 века и выдающийся реформатор женского костюма, В 1903 г, он открыл собственное ателье, которое вскоре превратилось в известнейший Дом моды. В 1906 г, изменил модный силуэт, отказавшись от корсета и громоздкого нижнего белья, В 1907 г, предложил платья с завышенной линией талии - первые модели в стиле неогрек. В 1910 г. представил "хромающие" юбки. В 1911 г. внедрил шаровары и юбки-

брюки в восточном стиле, В 1911 г. организовал первое в истории моды турне по европейским столицам с участием манекенщиц. С 1911 г. устраивал театрализованные шоу своих костюмов. В эпоху ар деко модный костюм стал частью образа жизни, поэтому Пуаре стремился не только делать платья, но и формировать всю предметную среду, которая окружает человека. Первым из кутюрье он стал создавать коллекции аксессуаров для дома и выпускать духи, названия которых напоминали об увлечении Востоком: "Китайская ночь", "Минарет", "Магараджа", "Запретный плод", "Роза Розины", После первой мировой войны П.Пуаре не принял новый стиль 1920-х гг., отвергая образ женщины "а-ля гарсон", и в 1926 г. был вынужден закрыть свой Дом [3,5], После смерти П.Пуаре возник культ великого Мастера, его имя стало легендой, а история жизни уподобилась мифу. Спустя десятилетия идеи Поля Пуаре обрели вторую жизнь в работах кутюрье второй половины 20 века (Т, Кендзо, К. Диор).

Гэбриель Шанель. "Великая мадемуазель" (1883-1971 гг.) в 1909 г. открыла свой первый шляпный салон в Париже, 1920-1930-е годы стали периодом расцвета Дома моды "Шанель". В связи со 2-й мировой войной в 1939 г. она закрывает Дом и возвращается в Париж лишь в 1954 г., а через год возвращает своему Дому прежнее могущество [3]. Именно Г. Шанель ввела моду на женские брюки, прямые юбки до колен, короткую стрижку, трансформировала мужской пиджак в женский жакет, Она придумала знаменитое "маленькое черное платье", в прошлом - униформу продавщиц и первой стала использовать трикотажное полотно для создания верх-

Рис.З. Актриса Кэтрин Хепберн в костюме микростиля гарсон. 1934год

ней одежды. Свой костюм она наделяла тремя основными качествами - функциональностью, долговечностью и красотой "без затей" [5]. Гениальная философская концепция Г.Шанель - чтобы великолепно выглядеть, не обязательно быть молодой и красивой актуально почти сто лет, а стиль, заложенный ею в 1920-1930 гг. впоследствии стал называться классическим.

Эльза Скиапарелли (1890-1973гг.) в 1927 г. открыла в Париже Модный Дом "Для спорта", В 1934 г, там же появляется ее бутик, один из первых в мире -магазин, торгующий небольшими сериями авторской одежды, Вслед за Г. Шанель Э, Скиапарелли стала использовать трикотаж в коллекциях для повседневной жизни, но в отличие от Г, Шанель она всегда использовала для трикотажа выразительный декор в виде аппликаций мотивов африканского искусства, работ художников-кубистов, рисунков матросских татуировок - змей, якорей, сердец, пронзенных стрелами. Первой она ввела моду на бижутерию, вместо настоящих драгоценностей, создала рисунок, получивший название "рыбий хребет", и изображения омаров, которые с трикотажных изделий впоследствии перешли на шелк и купальные костюмы. В 1927 г. она придумывает трикотажное шерстяное платье черного цвета, украшенное белым бантом [3]. Излюбленным декоративным приемом для Э, Скиапарелли стало использование искусственных насекомых - бабочек, жуков, стрекоз, пауков. Увлечение сюрреализмом и дружба с С.Дали отразились на творчестве Э, Скиапарелли, Особенно поражали головные уборы: шляпа - баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп - и

Рис.4. Д. Армани. Из коллекции 2003г. Костюм, выполненный в микростиле гарсон

черные перчатки с золотыми ногтями, Клапаны карманов на костюмах напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами С.Дали [5]. В Модном Доме Э. Скиапарелли начинали свою творческую карьеру Юбер де Живанши и Пьер Карден. Идеи Э. Скиапаре-лии на протяжении всего 20 века неоднократно переосмысливались в коллекциях таких знаменитых кутюрье, как Пако Рабанн, Соня Рикель, Игорь Чапурин.

Мадлен Вионне (1876-1975 гг.) в 1912 г, создала собственное ателье, в 1923 г. Дом переехал на улицу Монтень, в 1924 г, открыла отделения Дома в Нью-Йорке, в 1939 г. отошла от дел, в 1940 г. Дом закрылся, Идеалом М,Вионне стала античная Греция, Созданные ею костюмы отличались мягкостью ткани и простым силуэтом. Основа кроя - задрапированная геометрическая фигура - квадрат, треугольник или круг, крой по косой (под углом 45 градусов), минимум швов [5], В таких платьях легко было танцевать джаз и водить машину. Прославленный крой М.Вионне по косой вернул в моду Джон Гальяно в 1990 гг.

Таким образом, костюм двадцатого столетия

черпал свои идеи из двух источников: художественных тенденций и предпочтений ар деко и творческой фантазии бессмертных модельеров (таблица).

4. Эволюция костюма под влиянием микростилей ар деко В отличие от предыдущих эпох распространение моды в начале 20-го века приобрело огромный масштаб, Этому способствовали Всемирные выставки, модные журналы, актрисы театра и кино, магазины готовой одежды. Стилем ар деко закончилась новизна моды и началась ее бесконечная стилизация, Сам же стиль ар деко в 20 веке если и выходил из моды, то очень не надолго и уже совсем не заметно [4]. У эклектичного ар деко, собранного из множества микростилей, оказались неисчерпаемые художественные возможности. Каждый из последующих этапов модных тенденций неограниченно черпал в течение всего 20-го века из стиля ар деко идеи, высвечивая в разное время один или несколько его микростилей.

В конце 1930-х и 1940-е годы интерес к костюму был прерван из-за 2-й мировой войны. Практически

Влияние стиля ар дако на формироааниа жанскоао костюма деадцатозо еяка

Микростили Испанский Этнический (Ориентализм Шинуазри) Египетский Геометрический классический А-ля гарсон Античный Спортивный

Кутюрье

Поль Пуаре (1879-1944) 940-1960гг. К.Баленсиага 1960-1970гг. Э.Унгаро 1970гг. К.ЛйГФрфблод 1960-1990гг. Миссонни 1990гг. Ж.П.Готье Р.Джильи Э.Унгаро 1970гг. И.Сен-Лоран 1990гг. Д. Гальяно 1ЭОО-1 ЗЭОгг, Миссонни 1990гг. Валентино А,Мак-куин Д.Версаче 1970гг. К.Лагерфельд 1970гг. И. Сен- Лирап 1970гг. К.Лагерфельд 1970гг. И.Сен- Лирап

Гэбриель Шанель (1883-1971) 1970-1990гг. С,Рикель Дольче и Га-банна 1960-1970гг. К.Лагерфельд К.Такада И.Мияке 1980гг. Й.Ямамото Р.Кавабуко 1990гг. 1950-1970гг, Ю.Живан ши П.Карден 1950-1970гг Ю.Жи ванши П.Кар ден 1990гг Д.Арм ани 1950-1970ГГ, Ю.Живанш и П.Карден 1990гг. Д.Армани 1970- 1990гг. С.Рикель

Эльза Скиапарелли (1820-1973) 1960-1990гг. Миссонни 1970-1990гг. С.Рикель 1990гг. И.Чапурин 1960гг. И.Сен- Лоран 1970- 1990гг. П.Рабанн 1990гг. Миссонни 1950-1970гг. Ю.Живан ши П.Карден 1960- 1990гг. Миссонни 1970- 1990гг. С. Рикель

Мадлен Вионне 1876-1975) 1970гг. М. Мак- Фадден 1990гг. Д.Галья но

все Парижские Дома моды были закрыты, Единственным Домом моды, работавшим в оккупированном немцами Париже, был Дом Кристобаля Баленсиаги. Будучи по происхождению испанцем, он в 1940-1960-е годы продолжил и трансформировал испанский микростиль ар деко, заложив принципы искусства Высокой моды. Платья К. Баленсиаги предназначались для больших выходов: короткие накидки, гигантские воланы, шлейфы, драпировки [4,5]. В период войны, голода и разрухи это была мода для избранных,

В 1950-е годы начинается послевоенный рост экономики и вновь появляется интерес к костюму. В Париже заявляют о себе два ученика Э,Скиапарелли -Юбер де Живанши и Пьер Карден. В создаваемых ими женских костюмах главной идеей становится утонченность и простота, изящество линий, четкость формы и силуэта, присущие работам Э.Скиапарелли и Г,Шанель [3], Стиль гарсон получает название классического стиля,

В 1960-е гг., как и 1920-е гг., вновь наступает бум абстрактного геометрического декора. Как продолжение абстракционизма начала века возникает стиль "оптическое искусство", Художники начинают широко использовать зрительные иллюзии, которые достигаются резкими цветовыми контрастами, пересечениями прямых и извивающихся линий [2]. Ткани и трикотажные полотна с черно-белой и цветной графикой -клетками, полосками, геометрическими элементами -получают широкое распространение в массовой моде.

В 1965 году молодой модельер Ив Сен-Лоран создает знаменитую коллекцию трикотажных платьев "Мондриан" без рукавов и воротника. Декором этих платьев становятся цитаты с картин художника-абстракциониста начала века П.Мондриана. В 1966 году им же была создана еще одна трикотажная коллекция, декорированная аппликациями в виде сердец, губ, женских профилей и абриса тела. Мотивы этих аппликаций снова напоминали сюрреалистические идеи Э.Скиапарелли. В конце 1950-х годов в Италии начинает работать модный Дом семьи Миссони, специализирующийся на изделиях из трикотажного полотна, Благодаря Миссони изделия из трикотажа попадают на подиумы Высокой моды [5]. Стили, в которых дом работает с 1960-х годов до настоящего времени - геометрический, этнический, испанский.

В это же десятилетие в европейской молодежной среде формируется новое движение, быстро превратившееся в субкультуру под названием "хиппи". Вместе с другими постулатами эта субкультура сформировала и свое отношение к одежде, Хиппи считали, что одежда должна выражать индивидуальность человека, а моду не могут определять избранные кутюрье. Они отрицали саму идею моды [б]. Основопола гающими элементами костюма хиппи становятся овчинные тулупы, кафтаны, изделия из африканских тканей, трикотаж, экзотические бусы и длинные шарфы, большое количество вышивки, пэчворк, сделанные всевозможными способами цветы, юбки макси, оборки, кружева[4]. На этой волне мода вновь начинает проявлять интерес к этническим и испанскому стилям. Появляется понятие костюма унисекс. Многие

Дома моды начинают активно использовать эти идеи в моде от кутюр и прет-а-порте,

В 1970-е годы наступает эпоха постмодернизма. Снова заговорили об эмансипации женщин. Женщины стали отказываться от миничобок и высоких каблуков, предпочитая одежду, не подчеркивающую пол. В первую очередь это отразилось на деловом костюме. В моде костюм унисекс, трансформированный из микростиля гарсон, одинаково подходящий для обоих полов. На этой волне Ив Сен-Лоран продолжил дальнейшее заимствование элементов мужской моды в женский костюм, Он создал стиль сафари и во всех своих коллекциях использовал брючные костюмы, первым принес элементы молодежной субкультуры хиппи в Высокую моду и прет-а-порте. Творчество Ив Сен-Лорана демонстрирует увлечение восточными, фольклорными и этническими стилями. В результате этих увлечений были созданы "Китайская", "Африканская", "Перуанская", "Русская" коллекции, Другим источником вдохновения для мастера послужили работы таких известных художников первой половины века, как А.Матисс, П.Пикассо, П.Мондриан, Особенно знаменита в данном ряду серия комплектов (жакеты и юбки), в которых образцами для вышивки бисером, золотыми пайетками и нитью послужили натюрморты с цветами Ван Гога. Ив Сен-Лоран первым сделал ставку не на сиюминутную моду, а на то, что остается модным всегда [5].

Эммануэль Унгаро, итальянец по происхождению, возродил на подиуме испанский, ориентальный и этнический стили. Соня Рикель трансформировала идеи "хиппи-стиля" для создания дизайна трикотажного костюма прет-а-порте. К числу ее новаторских идей относятся вывернутые наружу швы и вязаные цветы броши. Соня Рикель вновь ввела моду на черный цвет и сделала свой трикотаж эталоном элегантности [3]. Ее нередко называют второй Коко Шанель. Она сочетала элегантность и строгий крой Г,Шанель и яркие цвета и пышную отделку в виде цветов и воланов испанского стиля. Карл Лагерфельд обратился к стилизации, создав вариации на тему костюмов и платьев 20-30-х гг., благодаря чему в моду вошли пышные орнаменты и графика в стиле ар деко (геометрический стиль),

В середине 70-х годов вновь популярен этнический стиль, В основу лег художественно переосмысленный стиль хиппи, В 1972 г, настал черед увлечения китайскими мотивами. В 1976 г. пришла мода на "русское". В 1977 г. появились египетские мотивы, а в 1980 г. мир захлестнул интерес к Японии. И если до 70=х годов 20 века Япония вдохновляла многих за= падных дизайнеров, начиная с Поль Пуаре и Мадлен Вионне, то о 1970 х годах японские дизайнеры уже задавали тон в европейской моде (Кендзо Такада, Иссей Мияке). В 1980-е годы - Йоджи Ямамото, Рэй Кавабуко. Кроме этнического стиля, они работали с костюмом, в свойственном японскому искусству минимализме. В европейском изобразительном искусстве минимализм получил "статус" художественного направления несколько раньше, в 1960-е годы, став продолжением супрематизма, абстракционизма и эко

прессионизма [9]. С середины 1970-х годов на мировой "модный" рынок выходят американские дизайнеры

- Кельвин Кляйн, Донна Каран, Рой Хальстон, Ральф Лорен, Мэри Мак-Фадден. Они не принимают европейскую романтику, но активно подхватывают идеи миним&лизмв, В моде - крошечные шорты, мини-юбки, простой силуэт, полное отсутствие декора и минимум ювелирных украшений, Эти идеи были почерпнуты американскими дизайнерами из спортивного стиля и стиля гарсон ар деко, Так же как воспоминания об этих стилях в женской одежде вновь появляются не по размеру большие рубашки, брюки и жакеты, жилеты и галстуки. В совершенно противоположном направлении работала Мэри Мак-Фадден [5]. Она прославилась вечерними платьями из полиэстера, напоминающими античные туники и столы. Новый, синтетический материал удачно воссоздал в костюме стиль неогрек,

К 1970-м годам разнообразие стилей, царившее на страницах модных журналов, поражало своим количеством, а самой модной новинкой десятилетия стали синтетические ткани - легкие, красивые, очень практичные, требующие минимум ухода [4], Это означало, что устойчивое понятие о моде, каким оно было к началу 20 века, практически исчезло, Новое поколение могло надевать что угодно и когда угодно, Все стили мирно соседствовали друг с другом, успешно сочетались, что и являлось характерной чертой постмодернизма. В связи с этим к середине 1970-х годов выделилось два главных направления в костюме

- классическая одежда, основы которой были заложены Г.Шанель и художественная, в продолжение работ П.Пуаре и Э.Скиапарелли.

В 1980 г., как и во времена Поля Пуаре, модельеры стали вновь править миром. Скромность вышла из моды, Правила хорошего тона изменились: если у вас были деньги, то это демонстрировалось; если их не было, одежда создавала впечатление, что они есть. Вещи, их цена и марка стали свидетельствовать о месте владельца в обществе и его банковском счете, Появляется понятие яппи - новое поколение бизнесменов, для которых костюм рассматривается как залог успеха [5].

В 1990-е годы наряжаться в повседневной жизни становится неприлично, По всему миру наблюдается возвращение к минимализму. Мода начинает терять свою диктаторскую позицию, Стиль унисекс распространяется во всем мире и во всех социальных слоях: джинсы, футболка, свободные брюки, свитер, обувь на плоской подошве, кроссовки, Наряду с тягой

к простоте и функциональности возвращаются к жизни и традиции самого сложного портновского искусства. С подчеркнутой аскетичностью костюма соседствует нарочитая театральность и красочность. Европейская богема вновь начинает носить концептуальную дизайнерскую одежду [3].

В начале 1990-х годов ведущим модельером от-кутюр становится Джон Гальяно. В своих коллекциях он возвращает знаменитый крой по косой М.Вионне, шелка, украшенные сложной вышивкой в память о Поле Пуаре, японские кимоно, индейские рисунки, В 1998 году он представляет коллекцию, навеянную сюрреалистами и рисунками Жана Кокто, а в 1999 году на следующую коллекцию его вдохновляют рисунки русских супрематистов и форма китайской армии [5].

В 1990-е годы по-прежнему остается популярной этническая тема, Индийские, японские, китайские мотивы появляются в коллекциях Валентино, А.Мак-куина, Д.Версаче, Дольче и Габанны. Ромео Джильи делает красочные вариации на темы костюмов и декораций Л.Бакста и А.Бенуа к спектаклям Русских сезонов в Париже 1907-1914 гг, Жан Поль Готье использует испанские мотивы, модные в эпоху ар деко (рис,2), Джоржио Армани стилизует другие модные тенденции ар деко, связанные с увлечением женщин того времени автомобилями и аэропланами (рис.4), В конце 1990-х годов отношение к моде стало выражаться в создании собственного стиля, нежели в формальном следовании новым тенденциям с подиумов.

Библиографический список

1. Всемирная история костюма, моды и стиля I И.В. Блохина. Минск: Харавест, 2007.400 с.

2. История искусства: Художники, памятники, стили / пер, с исп, Т В, Сафроновой, Г.Ю, Соколовой, М.: Астрель; ACT, 2006. 393 с.

3. История моды / Э.Такер, Т.Кингсвелл; пер. с англ. И.Бельченко. М.; ООО "Издательство ACT ": ООО "Издательство Астрель", 2003,144 с,

4 История костюма, 1200-2000 / Джоан Нанн; пер с англ, Т, Супуновой, М,; Астрель: ACT, 2005, 343 с,

5. Мода и стиль / редколлегия: М.Аксенова, Т.Евсеева, А.Чернова и др. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. 480 с.

6. Модерн / Джудит Миллер совместно с Дж. Бейс, Д. Paro и С. Перро; пер. с англ. Т. Граблевской, О. Сухаревой (мл.) м.: ACT: Астрель, 2005,240 с.

7. Русский театр: 1824-1941. 2-е изд. М.: "Интеррос", 2006. 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.