СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 687(44)
П. А. Шилина
аспирант (24.00.01), Санкт-Петербургский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
СТИЛЬ ПОЛЯ ПУАРЕ И ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В МИРОВОЙ МОДЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
Французский модельер Поль Пуаре оказал большое влияние на формирование современных костюмных форм. Рассматриваются особенности творческой эволюции кутюрье и конкретные приемы, с помощью которых он достигал художественной выразительности в своих работах. Модельер, следуя в начале XX в. собственной концепции и творя не в рамках, а параллельно существующим модным тенденциям, обращался к конструированию одежды путем драпировки и крою из цельного прямоугольного отреза ткани. При этом Пуаре активно использовал отсылки к античному и региональному типам костюма, что отразилось в революционном для того времени минимализме кроя. Исследуется влияние творчества французского кутюрье на современную моду, изучаются реминисценции его методов в коллекциях современных дизайнеров конца ХХ — начала XXI в.: в частности, модельеры Франции, Америки, Италии, Бельгии и Голландии обращаются в своем творчестве к крою, цветовой гамме, силуэту и мотивам декорирования одежды, присущим Полю Пуаре.
Ключевые слова: Поль Пуаре, женский костюм, модернизм, мода, реминисценция, крой, ориентализм
Для цитирования: Шилина, П. А. Стиль Поля Пуаре и его репрезентация в мировой моде конца XX - начала XXI века / П. А. Шилина // Вестник культуры и искусств. — 2019. — № 3 (59). - С. 82-87.
Поль Пуаре способствовал формированию традиций в женском костюме, которые легли в основу современных костюмных форм. Особенности кроя одежды, переосмысление в костюме ориенталистических мотивов, особенности обращения модельера с цветом — эти приемы заимствуются современными дизайнерами при создании модных коллекций.
В первое десятилетие XXI в. обозначился не теряющий своей остроты и сегодня интерес к работам французского кутюрье: его творения после длительного забвения были вновь «открыты» общественности на выставке Института костюма Метрополитен «Пуаре — король моды» в 2007 г. Модельер, следуя в начале XX в. собственной творческой концепции, немало способствовал формированию современных костюмных форм. На волне интереса к творчеству модельера в 2016 г. во Франции осуществилось возрожде-
ние торговой марки Поля Пуаре (Paul Poiret). Многочисленные реминисценции стиля Поля Пуаре в мировой моде конца XX — начала XXI в. подтверждают: в начале прошлого столетия модельер сумел предвосхитить логику развития женского костюма и благодаря выразительным особенностям своего стиля был уверенно вписан в историю моды.
Критиками и исследователями, изучавшими основные аспекты творчества Пуаре, не освещены вопросы связи его работ с современной модой, заимствований современными дизайнерами костюмных форм модельера. Мы исследуем данные аспекты, восполняя существующие пробелы и последовательно формируя представление о творчестве Пуаре и способах и видах обращения к его стилю путем изучения коллекций дизайнеров Европы и Америкии и статей модных критиков и историков моды Запада.
82
Поль Пуаре творил не «в рамках», а параллельно с существующими художественными течениями [7]. При создании моделей кутюрье использовал фрагменты ткани прямоугольной формы для кроя «по прямой» и драпировки. Конструкция костюма при этом опиралась на линию плеч вместо «трехмерного» конструирования, использовавшегося до этого на протяжении многих веков в классическом женском гардеробе [12]. Благодаря таким изменениям Пуаре удалось добиться большой творческой свободы: осваивая ее, он заимствовал мотивы античного и некоторых региональных типов костюма, переосмысливая формы греческого хитона, североафриканского и ближневосточного кафтанов, а также японского кимоно.
Нововведения модельера способствовали изменениям в восприятии женского костюма в начале ХХ в., перенося акцент с объема на плоскость [13, с. 17].
Творчество кутюрье отмечено исключительно свободным и тонким обращением с цветом. Его формированию способствовало сотрудничество Пуаре со многими художниками. Значительной была его совместная работа с Раулем Дюфи: смелый графический подход художника отражал личное предпочтение Пуаре — его пристрастие к интенсивным цветам. Данный факт иллюстрирует цитата Пуаре из автобиографии: «...Болезненные розовато-лиловые тона были изъяты из употребления... Используя особенно интенсивные тона, я опирался на опыт художников-колористов» [3, с. 180]. Часты в моделях Пуаре акценты теплых цветов — алого, горчичного, фуксии, фиолетового. Пальто и жакеты имеют цветной подклад — цвета бирюзы или фуксии. Терракотовый цвет одеяний навевает мысль об античной керамике, а яркий зеленый — отсылает к индийскому костюму. Нередко Пуаре использует в моделях расцветку ткани в виде чередующихся контрастных полос. Модельер находит выразительную силу в тканях с принтами из крупных элементов, ажурной и бисерной вышивкой.
Пуаре сумел не только создать запоминающийся стиль, но и вернуть привлекательность ориенталистическим мотивам в
костюме благодаря цветовой гамме, оригинальным деталям и легко узнаваемым источникам вдохновения, а также простым, но эффектным силуэтам [6]. Одновременно с приверженностью Пуаре простым формам его любовь к театральным действам и увлечение «Русскими сезонами» порой отражались в творческих исканиях театральностью, гротескностью и освоением смелых фасонов, прообразы которых он мог видеть на сцене.
Упомянутые выше черты творчества Пуаре и сейчас являются актуальными объектами заимствования в коллекциях современных дизайнеров. Способы обращения к его наследию различаются тем, насколько заимствование близко к первоисточнику — исходя из этого их можно категоризировать как реминисценцию, стилизацию, реплику, интерпретацию и цитирование.
Согласно «Словарю стилей» В. Г. Власова, реминисценция является смутным воспоминанием, основанным на ассоциации [2, с. 121]. В реминисценции формальные элементы, мотивы, темы и сюжеты, известные ранее, используются в новых сочетаниях, образуя иные художественные формы: таким образом, они обладают качеством новизны, при этом будучи вторичными, ретроспективными. Реминисценция опирается на заимствование, т. е. различные способы применения ранее созданного материала [1]. В связи с этим можно отметить несколько частных случаев творческой деятельности, которая различается конкретностью обращений к уже созданному. Так, к примеру, цитирование (лат. citatum — 'призывать, называть') означает «дословную» точность заимствования, репликация (лат. replicatio — 'возобновлять, повторять') — заимствование с возможными изменениями, стилизация же предполагает подражание декоративным эффектам. Интерпретацию — результаты творчества, полученные путем творческой переработки первоисточника, — также можно отнести к одному из видов реминисценции. Автор произведения, в данном случае — модельер, может обращаться к ретроспективным мотивам как сознательно, так и непроизвольно, когда переосмысливает текущие художественные тенденции.
83
Пояснив термин и рассмотрев типы реминисценций, перейдем к изучению отдельных примеров в творчестве дизайнеров конца ХХ — начала XXI в. Выбор конкретных модельеров и ансамблей основан на изучении электронных архивов музеев, посвященных истории костюма, а также — на работах западных критиков моды. Выборочность примеров объясняется обширностью изучаемой темы.
Исследуя реминисценции стиля Поля Пуаре в современной моде, в первую очередь мы обратимся к коллекциям французских модных домов. В этих примерах можно отметить большую схожесть с первоисточником, чем у дизайнеров других стран: одной из причин этого является доступность для них наследия французского кутюрье, которое содержится в таких музеях истории костюма, как музей Гальера [10] и Музей прикладных искусств в Париже.
Во многих рассматриваемых нами примерах дизайнерами заимствуются способы обращения Пуаре с восточными мотивами. Ансамбль из осенне-зимней коллекции 2009 г. модного дома Balenciaga, базирующегося во Франции, создает уверенную ассоциацию с творчеством модельера: жакет из черного и бежевого шелка с поясом горчичного цвета мягко ниспадает на черные брюки излюбленного для Пуаре фасона шаровар. В данном примере мы можем отметить присущий кутюрье интерес к ориенталистским фасонам и тонким цветовым акцентам: модельер находился под большим впечатлением от «Русских сезонов», вдохновивших его на создание юбки-«абажура», туник и шаровар. Также приведем в пример костюм из круизной коллекции 2014 г. модного дома Givenchy: последний напоминает нам платье «Сорбет» 1912 г. Сходство обнаруживается здесь и в цветовой гамме, и в фасоне ансамбля: черный жакет с завышенной линией талии, расширяющийся книзу, дополнен брюками в тон с вышивкой цветов в пастельной гамме, создающей эффектный контраст на темном фоне. Цветочные мотивы присутствовали и в ансамбле Пуаре.
В ряде коллекций модного дома Christian Dior можно проследить множественные реплики, заимствования и интерпретации в
используемых силуэтах, крое, цветовой гамме, способе декорирования одежды. Джон Гальяно, дизайнер модного дома, обращался к наследию Пуаре довольно часто, начав изучение его архивов в 1990-х гг.: один из первых примеров использования таких мотивов датируется 1998 г. (весенне-летняя коллекция).
Мы можем выделить конкретные черты заимствований в коллекциях, над которыми работал дизайнер, но следует добавить, что все привлеченные к сравнению примеры также обладают примечательной чертой, близкой духу Пуаре и его стилю — выразительной театральностью, граничащей с гротескностью. Пальто из упомянутой нами коллекции в силуэте, принте на ткани — фрукты на ветках, бутоны цветов со стеблями, — а также меховой отделке ворота и рукавов восходит сразу к нескольким творениям Пуаре и представляет собой своеобразный собирательный образ (в частности, из жакета 1912 г. и пальто «Персия»).
В осенне-зимней коллекции 2009 г. также содержится большое количество реминисценций [8]. Эти ансамбли, в отличие от предыдущих примеров, почти лишены упомянутой гротескности и обладают большей скромностью и универсальностью, поскольку адресуются к передовым моделям кутюрье, в которых проявлялась модернистская тенденция к упрощению. Параллели можно провести, если мы обратимся к силуэту, особенностям обращения с цветом, крою, декоративным элементам, а также манере заимствования мотивов различных культур — ближневосточной, монгольской и русской. Особенный интерес модных домов разных стран вызван верхней одеждой, предлагаемой Пуаре — пальто-коконами, накидками и манто. Часты обращения к мотивам пальто-коконов — к их фасону, изысканным цветовым сочетаниям. Заимствования восходят также к жакету «Степь». Платье цвета фуксии с прямым колоннообразным силуэтом находит соответствие с ранними творениями французского модельера в стиле эпохи Директории, при создании которых Пуаре использовал тонкие, летящие ткани, к примеру — практически идентичное ему платье 1912 г. Эти творения отражают такой аспект в костю-
84
мах Пуаре, как движение: простой крой, отсутствие скованности в силуэтах и легкие ткани позволяют чувствовать себя более свободно.
Пуаре объединял вокруг себя художников и деятелей искусства: их сотрудничество превращалось в плодотворные проекты, сумевшие прославить его модный дом. Так, уже упоминавшийся график и дизайнер текстиля Р. Дюфи создал для пальто «Персия» 1911 г узнаваемый двухцветный принт — с крупными чередующимися бутонами и листьями бежевого цвета на темном фоне. Этот элемент был адаптирован американским дизайнером Марком Джейкобсом в ансамбле из коллекции весна — лето 2014 г. [9]. Узор сочетается с простым кроем блузы и шорт, выигрышно выделяясь благодаря плоскостной трактовке образа. Принт на ткани, из которой выполнен ансамбль Джей-кобса, практически идентичен первоисточнику, поэтому может быть отнесен к реплике. С изменением фасона ансамбль обретает совершенно иное, более современное звучание.
Пример использования одного их самых нестандартных новшеств Пуаре — конструкции туники-«абажура» [12], которая была запечатлена на иллюстрации Жоржа Лепапа «Минарет» 1912 г., — мы можем увидеть в коллекции весна — лето 2011 г. итальянского модного дома Valentino. В современной интерпретации эта конструкция превращается в изящную накидку, опирающуюся на линию плеч, — а в модели Пу-аре она представляет собой удлиненную тунику с вырезом «каре» и завышенной линией талии, расширяющуюся книзу. В модели Valentino, как и у Пуаре, использовалась чрезвычайно легкая полупрозрачная бежевая ткань.
Модный критик Александр Фьюри подчеркивает сходство коллекций итальянского модельера Джорджо Армани с некоторыми творениями Пуаре [4]. В специфической адаптации восточных мотивов, резонирующих с фирменным стилем модного дома, модели Армани перекликаются с моделями Пуаре. Коллекция осень — зима 2011 г. содержит реминисценции в виде мягко задрапированных юбок, широких бархатных отложных воротников на пальто и вышивок в стиле ар-деко, к которым часто обращался французский модельер.
Западные модные критики неоднократно отмечали в творчестве бельгийского дизайнера Дриса Ван Нотена заимствованные у Пуаре элементы, формы, манеру обращения с цветом и декорирования. Ш. Энтони-Даран говорит о схожести таких аспектов в коллекции весна — лето 2008 г. Склонность бельгийского дизайнера к заимствованиям методов Пуаре подтверждает экспозиционное решение ретроспективной выставки «Дрис Ван Нотен: вдохновения», прошедшей в Музее декоративных искусств в Париже в 2014 г. [5]. Ансамбли из упомянутой коллекции экспонировались вместе с платьем «Марракеш», созданным Полем Пуаре в 1924 году. «Непосредственность», упоминаемая Гарольдом Кодой в отношении творчества Пуаре, доступна и Ван Нотену — благодаря заимствованиям из множества культурных источников и сочетания характерного для его коллекций прямого кроя одежды и «плоскостной» трактовки форм, которую мы наблюдаем у Пуаре. Платье «Марракеш» стало прообразом для ансамбля в виде длинной свободной рубашки и прямых брюк свободного кроя: в данном случае дизайнер переосмыслил декор платья, выполненный на восточный манер.
Более ранний пример реминисценций стиля Пуаре в творчестве дизайнера — ансамбль из осенне-зимней коллекции 2004 г. Обе части ансамбля в орнаментации и фасоне схожи с ансамблями дизайна Пуаре. Укороченный жакет Пуаре, выполненный из меха, вызывает ассоциацию с жакетом «Ма-гриб». Орнамент в виде стилизованного бутона розы встречается на многих созданных Пуаре предметах одежды: ее модельер сделал частью своей эмблемы и иногда изображал вместо подписи. Этот элемент повторяется в дизайне Ван Нотена — в схожей абстрактной трактовке. Юбка выполнена из ткани с орнаментом в виде больших бутонов, в нижней части украшена полосами из меха.
Рассмотрим один из самых неординарных примеров обращения к художественным идеям Пуаре — у дизайнеров Виктора Хор-стинга и Рольфа Снёрена для модного дома УюШг&КоЦ", базирующегося в Голландии. Фантастическая иллюстрация Жоржа Лепапа
85
1914 г. изображает платье от Пуаре, своей необычной формой напоминающее ухоженные сады Людовика XV. Спустя почти 100 лет в коллекции весна — лето 2010 г. дизайнерский дуэт создал похожее платье, акцент в идее которого делался на сложную форму, специфическую работу с тканью и плотный материал большого объема. Прорези на платье, изображенном Лепапом, и его цветовая гамма повторяются в их современной интерпретации. Этот пример доказывает, насколько обширным и разнообразным оказалось влияние модной иллюстрации, распространение и развитие которой стимулировал Пуаре.
В данной статье мы рассмотрели разнообразные обращения крупных современных модных домов к творческому наследию французского модельера начала ХХ в. Эти примеры иллюстрируют дальновидность взглядов Пуаре на женский костюм и универсальность его творческих приемов. В изученных сравнениях заимствовались форма, текстильные принты, способы переосмысления региональных и театральных мотивов в костюме, тонкие цветовые сочетания, являющиеся важным выразительным средством в эстетической системе Пуаре. Присущность этих мотивов обширной структуре модных коллекций показывает систематичность заимствований, а также отражает конкретный порядок и последовательность, с которыми дизайнеры подходили к наследию модельера. Модные дома по-разному обращаются к творческим приемам Пуаре, в зависимости от их истории, поддерживаемой эстетики и выбранных акцентов при создании коллекций.
Таким образом, освещая вопросы связи работ Пуаре с современной модой и заимствований современными дизайнерами костюмных форм модельера, мы пришли к выводу: наследие модельера в значительной мере повлияло на развитие моды в начале ХХ в., а затем было уверенно вписано в историю моды.
1. Багдасарова, И. Р. Термин «реминисценция» в искусствознании (теория вопроса) / И. Р. Багдасарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2011. - № 130. - С. 205-213.
2. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. Т. 8: Р - С / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. — 843 с.
3. Пуаре — король моды. Каталог к выставке. — Москва : АзБука, 2011. — 308 с.
4. Fury A. Haute Couture A/W 2011 Armani Prive: Show Peport [Electronic resource]. Showstudio. Available from: https:// showstudio.com/collection/armani_ prive_haute_couture_a_w_2011/show_ report (accessed: 10.05.2019).
5. Martin J. In bloom: Dries Van Noten's first retrospective exhibition at Paris' Musée des Arts Décoratifs [Electronic resource]. Wallpaper. Available from: https://www. wallpaper.com/fashion/in-bloom-dries-van-notens-first-retrospective-exhibition-at-paris-muse-des-arts-dcoratifs (accessed: 05.05.2019).
6. Koda H., Bolton A. Paul Poiret (1879— 1944) [Electronic resource]. The Metropolitan Museum of Art. Available from: http://www.metmuseum.org/toah/hd/ poir/hd_poir.htm (accessed: 04.05.2019).
7. Menkes S. Paul Poiret: Pre-Modern magic at the Met [Electronic resource]. The New York Times. Available from: http://www. nytimes.com/2007/05/07/style/07iht-fpoiret. 1.5595977.html?_r=0 (accessed: 17.04.2019).
8. Mower S. Fall 2009 Ready-to-Wear: Christian Dior [Electronic resource]. Vogue. Available from: https://www.vogue. com/fashion-shows/fall-2009-ready-to-wear/christian-dior (accessed: 01.05.2019).
9. Miller K. Vintage Inspiration Board: Marc Jacobs S/S 14 [Electronic resource]. WGSN. Available from: http://www.wgsn.com/ blogs/vintage/vintage-inspiration-board-marc-jacobs-ss-14 (accessed: 01.02.2019).
10. Palais Galliera Collection [Electronic resource]. Palais Galliera. Available from: http://palaisgalliera.paris.fr/ (accessed: 10.05.2019).
11. Thurman J. In fashion cut loose. Paul Poiret's revolution [Electronic resource]. The New Yorker. Available from: http://www newyorker.com/magazine/2007/05/21/ cut-loose (accessed: 07.05.2019).
12. Video: 'Poiret: King of Fashion' at the Met [Electronic resource]. Vimeo. Available from: https://vimeo.com/5613382 (accessed: 07.05.2019).
13. Walker H. 2011. Less Is More: A History of Minimalism in Fashion. London: Merrell. 192 р.
Получено 30.07.2019
86
P. Shilina
Post-graduate student (24.00.01), Department of Art History, Saint-Petersburg State University of Culture and Arts E-mail: [email protected]
The Style of Paul Poiret and its' Representation in the World Fashion of the late XX - early XXI century
Abstract. French designer Paul Poiret had a great influence on the formation of modern costume forms. The article is observing the features of couturier's creative evolution and specific techniques, by which he was achieving the artistic expression in his works. The fashion designer, was following at the beginning of the XX century his own concept and was creating - not within the framework, but in parallel with existing fashion trends, - the design of clothes by draping and cutting from a solid rectangular fabric piece. At the same time, Poiret was actively using the references to ancient and regional types of costume, which have been reflected in the minimalist cut, revolutionary for that time. The author explores the influence of the French couturier on contemporary fashion, studying the reminiscences of his methods in the collections of contemporary designers of the late XX - early XXI century: in particular, the designers of France, USA, Italy, Belgium, and Holland are referring to colors, silhouettes and decorating motifs of Paul Poiret's creations.
Keywords: Paul Poiret, women's costume, modernism, fashion, reminiscence, cut, orientalism
For citing: Shilina P. 2019. The Style of Paul Poiret and its' Representation in the World Fashion of the late XX - early XXI century. Culture and Arts Herald. No 3 (59): 82-87.
References
1. Bagdasarova I. 2011. The term "reminiscence" in art history (question theory). Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. No 130 : 205-213. (In Russ.).
2. Vlasov V. 2008. Novyy entsiklopedicheskiy slovar' izobrazitel'nogo iskusstva [New encyclopedic dictionary of visual arts]: in 10 vol. Vol. 8: R - S. St. Petersburg : Azbuka-klassika. 843 p. (In Russ.).
3. Puare - korol' mody [Poiret - the king of fashion]. 2011. Moscow : AzBuka. 308 p. (In Russ.).
4. Fury A. Haute Couture A/W 2011 Armani Prive: Show Peport [Electronic resource]. Showstudio. Available from: https://showstudio.com/collection/armani_prive_haute_couture_a_w_2011/show_report (accessed: 10.05.2019). (In Eng.).
5. Martin J. In bloom: Dries Van Noten's first retrospective exhibition at Paris' Musee des Arts Decoratifs [Electronic resource]. Wallpaper. Available from: https://www.wallpaper.com/fashion/in-bloom-dries-van-notens-first-retrospective-exhibition-at-paris-muse-des-arts-dcoratifs (accessed: 05.05.2019). (In Eng.).
6. Koda H., Bolton A. Paul Poiret (1879-1944) [Electronic resource]. The Metropolitan Museum of Art. Available from: http://www.metmuseum.org/toah/hd/poir/hd_poir.htm (accessed: 04.05.2019). (In Eng.).
7. Menkes S. Paul Poiret: Pre-Modern magic at the Met [Electronic resource]. The New York Times. Available from: http://www.nytimes.com/2007/05/07/style/07iht-fpoiret. 1.5595977.html?_r=0 (accessed: 17.04.2019). (In Eng.).
8. Mower S. Fall 2009 Ready-to-Wear: Christian Dior [Electronic resource]. Vogue. Available from: https:// www.vogue.com/fashion-shows/fall-2009-ready-to-wear/christian-dior (accessed: 01.05.2019). (In Eng.).
9. Miller K. Vintage Inspiration Board: Marc Jacobs S/S 14 [Electronic resource]. WGSN. Available from: http:// www.wgsn.com/blogs/vintage/vintage-inspiration-board-marc-jacobs-ss-14 (accessed: 01.02.2019). (In Eng.).
10. Palais Galliera Collection [Electronic resource]. Palais Galliera. Available from: http://palaisgalliera. paris.fr/ (accessed: 10.05.2019). (In Eng.).
11. Thurman J. In fashion cut loose. Paul Poiret's revolution [Electronic resource]. The New Yorker. Available from: http://www.newyorker.com/magazine/2007/05/21/cut-loose (accessed: 07.05.2019). (In Eng.).
12. Video: 'Poiret: King of Fashion' at the Met [Electronic resource]. Vimeo. Available from: https://vimeo. com/5613382 (accessed: 07.05.2019). (In Eng.).
13. Walker H. 2011. Less Is More: A History of Minimalism in Fashion. London: Merrell. 192 p. (In Eng.).
Received 30.07.2019
87