Научная статья на тему 'Историко-культурный анализ создания спортивной одежды'

Историко-культурный анализ создания спортивной одежды Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
581
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / МОРАЛЬ / КУЛЬТУРА / ОДЕЖДА / СПОРТИВНАЯ ОДЕЖДА / HISTORY / MORALITY / CULTURE / CLOTHES / SPORTSWEAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бич Юлия Геннадьевна, Битарова Лариса Георгиевна, Тонковидова Анна Викторовна

В статье рассмотрена история костюма во взаимосвязи с историко-культурной реальностью эпохи. Авторами выделяются моральные, этические принципы, которые оказывали воздействие насоздание спортивной одежды. Исследована история спортивной одежды Древней Греции, определено, чтона ее создание оказали воздействие исторические условия, моральные максимы эпохи, которые находилисьв диалектической взаимосвязи с олимпийскими ценностями. Эллинизм, с свойственными ему моральными, культурными нормами стал сферой возникновения соответствующего ему типа спортивной одежды.Средневековая культура и мораль определила, во многом, в рамках феномена рыцарства, формированиеспортивной одежды. Начиная с Нового времени, в связи с экономическими изменениями, возникновением такого явления, как массовый спорт, изменившимися моральными, нравственными критериями общественной жизни, совершенствуется спортивная одежда. В статье отражено взаимодействие моды, спорта испортивной одежды в современную эпоху.The article discusses the history of the costume in conjunction with the historical and cultural realityof everyday life. The authors highlight the moral, ethical principles that influenced the creation of sportswear. Thehistory of sportswear of Ancient Greece is studied, it is determined that its creation was influenced by historicalconditions, moral maxims of the era, which were in dialectic relationship with Olympic values. The era of Hellenism,with the relevant moral, cultural norms, has become the sphere of origin of the type of sportswear corresponding toit. Medieval culture and morality determined, in many ways, within the framework of the phenomenon of chivalry,the formation of sportswear. Since the era of the New Age, in connection with economic changes, the emergenceof such a thing as mass sport, the changed moral and moral criteria of social life, sportswear has been changing andimproving. The article reflects the interaction of fashion, sports and sportswear in the modern era.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-культурный анализ создания спортивной одежды»

УДК 94(470)

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2020-2-115-119

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ

Ю.Г. Бич, Л.Г. Битарова, А.В. Тонковидова

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар,

Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрена история костюма во взаимосвязи с историко-культурной реальностью эпохи. Авторами выделяются моральные, этические принципы, которые оказывали воздействие на создание спортивной одежды. Исследована история спортивной одежды Древней Греции, определено, что на ее создание оказали воздействие исторические условия, моральные максимы эпохи, которые находились в диалектической взаимосвязи с олимпийскими ценностями. Эллинизм, с свойственными ему моральными, культурными нормами стал сферой возникновения соответствующего ему типа спортивной одежды. Средневековая культура и мораль определила, во многом, в рамках феномена рыцарства, формирование спортивной одежды. Начиная с Нового времени, в связи с экономическими изменениями, возникновением такого явления, как массовый спорт, изменившимися моральными, нравственными критериями общественной жизни, совершенствуется спортивная одежда. В статье отражено взаимодействие моды, спорта и спортивной одежды в современную эпоху.

Ключевые слова: история, мораль, культура, одежда, спортивная одежда.

Для цитирования: Бич Ю.Г., Битарова Л.Г., Тонковидова А.В. Историко-культурный анализ создания спортивной одежды // Научный вестник Южного института менеджмента. 2020. № 2. С. 115-119. https://doi. org/10.31775/2305-3100-2020-2-115-119

Конфликт интересов отсутствует

HISTORICAL AND CULTURAL ANALYSIS CREATING SPORTS CLOTHES

Yulia G. Bich, Larisa G. Bitarova, Anna V. Tonkovidova

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Russian Federation

Abstract. The article discusses the history of the costume in conjunction with the historical and cultural reality of everyday life. The authors highlight the moral, ethical principles that influenced the creation of sportswear. The history of sportswear of Ancient Greece is studied, it is determined that its creation was influenced by historical conditions, moral maxims of the era, which were in dialectic relationship with Olympic values. The era of Hellenism, with the relevant moral, cultural norms, has become the sphere of origin of the type of sportswear corresponding to it. Medieval culture and morality determined, in many ways, within the framework of the phenomenon of chivalry, the formation of sportswear. Since the era of the New Age, in connection with economic changes, the emergence of such a thing as mass sport, the changed moral and moral criteria of social life, sportswear has been changing and improving. The article reflects the interaction of fashion, sports and sportswear in the modern era.

Keywords: history, morality, culture, clothes, sportswear

For citation: Bich Y.G., Bitarova L.G., Tonkovidova A.V. Historical and Cultural Analysis Creating Sports Clothes. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2020; (2): 115-119. (In Russ.) https://doi. org/10.31775/2305-3100-2020-2-115-119

There is no conflict of interests

Костюм в рамках той или иной культуры, как правило, связан с многофункциональным значением, определяющимся в ходе решения разнообразных задач. В работе И. Тарабукина говорится

о том, что одежда выступает архитектурным феноменом, называется «архитектура sui generis (в своем роде)», являясь ограничителем и оформителем определенного фрагмента пространства, проеци-

руя во вне тело человека [1]. Одежда, в том числе и спортивная, понимаемая как искусственная, съемная форма, близка человеку. Важен тот факт, что эта искусственная форма формируется в истории и в определенном типе культуры, на основе определенной системы ценностных, моральных норм. Эта съемная искусственная форма наиболее близка к человеку, она непосредственно-пластически выражает его пространственный образ, сформированный в определенной историко-культурной среде [2]. В ряде исследований говорится о том, что одежда выступает средством создания человеческого габитуса, в широком смысле того восприятия человека человеком, которое связано с внешним видом, костюмом. С точки зрения П. Бурдьё именно габитус позволяет дифференцировать положения окружающих людей, а также «чувствовать свое место» в историческом пространстве эпохи [3].

Целью данной статьи выступает рассмотрение спортивной одежды на основании тех историко-культурных, ценностных, моральных детерминат, которые определяли ее создание и формирование. При проведении исследования применялись исторический, аналитический и ретроспективный методы.

Обращаясь к определяющей роли морали в определенных историко-культурных условиях, можно отметить, что еще в Древней Греции императивный характер морали оценивал деяния свободных граждан и повелевает им поступать соответственно сословным принадлежностям [4]. Как отмечал Пифагор, три категории людей по сословиям приходят на Олимпийские игры. Низший класс состоит из тех, кто приходит покупать и продавать, следующий повыше, из тех, кто состязается. Но, лучше всех, однако, тем, кто приходит просто посмотреть (Пифагор). Древнегреческая цивилизация выработала самоуправляющийся контроль над поведением граждан через законы, обычаи и религию. Определенные действия квалифицировались как преступные и наказывались, другие проявления поведения назывались безнравственными и подвергались общественному порицанию. В одежде преобладала простота и практичность. Мужчины и женщины архаического периода носили легкие тонкие шерстяные покрывала - пеплосы, которые надежно укрывали в холодное время года в горах. Его можно было использовать также ночью вместо покрывала. На смену пеплосу пришел фарос, выполнявший такие же функции. Со временем он превратился в хитон из легкой ткани, используемый на все случаи жизни.

Древние греки заложили основы научной системы физического воспитания и культуры тела, сопряженные с существующими нормами морали.

Начиная с VIII века до н.э. на Немейских, Пифий-ских, Дельфийских, Олимпийских играх атлеты, исключительно юноши, выступали обнаженными. Исключение составляли правившие четверкой лошадей возницы, одетые в длинные хитоны.

Античные философы утверждали, что мораль и нравы у всех народов различны, они связаны не только с человеческими чувствами, но и с местными обычаями и меняются по мере того, как изменяются времена и умонастроения. Нравы вавилонян и египтян, основанные на религиозных представлениях казались им варварскими. Но в самой Греции существовали самые разные и противоположные друг другу обычаи. В Спарте женщины носили одежды с высоким разрезом, а девочкам позволяли вместе с мальчиками нагими заниматься спортом. Афиняне возмущенно отвергали это как безнравственность. Войны и политические кризисы нередко приводили к изменчивости в одежде, что отмечали стратег Фукидид и поэт Аристофан. На моде сказалось воздействие восточно-ионийской чувственности: она стала элегантна, нарядна и утратила свою простоту, «архаическую скромность» [5].

В период эллинизма (конец IV в. - I в. до н.э.) девушкам разрешено было участвовать в Олимпийских играх. Их спортивная одежда - короткий хитон (экзомис или экзомина): прямоугольный кусок ткани, скрепленный на левом плече и подпоясанный по бёдрам. Городские жители Греции и Рима, посещающие спортивные состязания, предпочитали греческую моду, дополненную восточными мотивами. Иосиф Флавий отмечал, что иерусалимские дамы демонстрировали свои новые платья в цирках. Зрители смотрели больше на их великолепие, чем на борьбу, которая происходила на арене. Борцы же были одеты в простые «архаические» одежды. Моральное негодование, которое вызывало всякое обновление моды, выразил римский философ Сенека (4г. до н.э.- 65 г. н.э.). «Конец пришел добрым нравам! Торжествует бесстыдство в одежде! Мертвы добродетель и приличие! Человечество становится все хуже! Так говорили во времена наших отцов, так говорим мы сегодня, и то же станут повторять наши дети»[6].

В европейском Средневековье преобладает христианская религиозная этика. Многообразие античных воззрений, их вольность и агонистический дух уступают место идейным канонам библейской морали. Мировоззрение формируется в русле двух тенденций: развитие личности в рамках религиозной христианской догматики, и пропаганда рыцарской культуры - спортивных турниров, этики, военных походов. Философы занимаются поисками способов преодоления греховности и гордыни для осознания христианских добродетелей. Теологи на-

вязывают мысль о порочности тела, называют его «прибежищем дьявола» и греховным сосудом. «Что же сказать мне о телесных наслаждениях, жажда которых наполняет душу беспокойством, а избыток порождает раскаяние?» вопрошает Боэций [7]. В то же время в эпоху Крестовых походов, проводимых под эгидой Папства, рыцарство становится главной военизированной силой. Приобретают популярность спортивные состязания: упражнения с обручем, борьба, верховая езда и конечно, главное ристалище - рыцарские турниры. Спортивные игры систематизировались и подразделялись на подвижные, спортивные и военные. Главный девиз рыцарских турниров - отдать «жизнь королю, сердце даме, а честь себе» воспевался в куртуазной лирике. Культивация спорта для избранных - светских феодалов (рыцарей), приводит к ограниченности выбора спортивного стиля одежды. Специальных одежд не было, занимались в обычных повседневных костюмах - узкие облегающие штаны - шос-сы, короткий жакет со шнуровкой и широкими рукавами. Турнирные доспехи отличались от воинских изяществом, качеством отделки. Особенно славились доспехи, сделанные мастерами Италии и Франции. Латы, щит и шлем украшали богатой чеканкой. Верх шлема венчала вуаль (полоска цветной, вышитой ткани), которая спускалась на спину. Турнирные доспехи можно считать первым специальным спортивным костюмом [7].

В Новое время капитализация производственных отношений приводит к формированию в общественном сознании психологии потребления. В 50-е годы XVII века в среде богатых дворянок Англии и Франции появился костюм для охоты и верховой езды. Покроем и целым рядом деталей он напоминал мужской. Широкая юбка и жюстокор (кафтан), повязанный по талии шарфом. На плече эполет -пучок из лент. Шляпа со страусовыми перьями и мужской галстук. Иногда женщины под низ надевали мужские штаны. Этот костюм послужил основой для костюма «Амазонки» XVIII и XIX веков. В XIX веке женщины сидели в седле боком. Поэтому платье амазонки было с треном. В это время входят в моду цилиндры с вуалью. Трены перестали носить, когда женщина села в мужское седло. Теперь костюм «Амазонка» состоял из юбки и штанов этой же ткани или юбки - штанов, жакета и небольшой шапочки. В дальнейшем юбку заменили брюки. Мужской костюм для верховой езды в XVII веке не отличался от обыденного. В Англии мужчины для удобства закалывали передние полы кафтана. В 80-х годах XIX века интерес к физической культуре и спорту возрастает, зарождаются и активно действуют различные спортивные клубы. В 1896 году возродились Олимпийские игры. Удобной спортивной одежды тогда не было, атлеты бежали в

белых брюках и черных сапогах. Только один бегун Томас Бёрке вместо сапог имел туфли, напоминающие наши шиповки. Немецкие атлеты, по описанию современника, были одеты в «незатейливое одноцветное трико с рукавами во всю длину рук и обыкновенные панталоны» [7].

Спорт постепенно становится массовым увлечением, зрелищным мероприятием и прибыльным делом. Число любителей росло из года в год. Развивается индустрия спортивных товаров, в том числе и одежды. Из всех видов спорта самое большое влияние на развитие и реформу женской одежды оказал велосипедный спорт. Вопреки протестам и всевозможным предрассудкам велосипедисты вынуждены были надеть разрезную юбку (юбка-штаны) и жакет. Привычка к корсету была так велика, что он сохранился. Позднее жакеты делали на корсажных косточках. Но с развитием автомобильного спорта от корсета отказались окончательно. Автомобилистки стали носить широкие пальто, затем на смену пришли куртка, свитер и гольфы [8].

Пожалуй, ни один костюм не вызвал столько горячих споров, как купальный. В 18 веке аристократки входили в воду в атласном платье с кринолином. Постепенно купание становилось модным, как и верховая езда. Появляется первый купальник - длинный халат с большим количеством сборок у шеи. Такой «мешок» оказался очень неудобным. Более решительные женщины для купания надевали укороченное платье, не забыв затянуть себя в корсет. Костюм дополняли шляпа с бантиками и ленточками и вязаные туфельки со шнуровкой. Спасаясь от загара, дамы держали в руках зонтик. В таком виде они заходили в воду. Костюм девушки был несколько облегченный, нечто вроде комбинезона. В конце 19 века женщины пошли на неслыханную смелость. Для купания они надели тунику, стянутую в талии и штанишки. Такой пляжный костюм продержался довольно долго - до 20-х годов XX века. Силуэт менялся в зависимости от моды. Было модным украшать пляжные костюмы множеством пуговиц, лент, бантиков, вышивкой. Мужчины купались в полосатых комбинезонах из тика или саржи. В начале XX века появляются трикотажные купальные костюмы, но, когда такой обтягивающий костюм надела женщина, негодованию не было конца [9].

На I Олимпиаде 1896 года теннис, или, как его тогда называли, лаун-теннис, был включен в программу обязательных игр. Костюмы для игры в теннис делали из светлой ткани. Мужчины играли в брюках и рубашках с мягким воротником, женщины - в платьях модного силуэта, затянутые в корсет. Но очень скоро платья заменили юбкой с кофтой. Здравый смысл побеждал, юбки становились все короче и легче.

В конце XVIII века в Европе многие молодые люди увлеклись катанием на коньках. До начала XX века катались в обычных костюмах. Любители лыжного спорта тоже не имели специальной одежды. Женщины носили длинные юбки, полупальто и большие шляпы. И лишь с 20-х годов, особенно в 30-е годы, спортивные костюмы стали удобными [10].

Активно развивается индустрия спортивных товаров. Корпорации, фирмы переориентированы на изготовление спортивной одежды и способствуют ее продвижению массовому потребителю. Спортивная одежда оказала большое влияние на развитие костюма. Цветные рубашки с карманами, брюки с поясом, мягкие фетровые шляпы, кепи, различные свитеры и куртки перешли из спортивной одежды в повседневную. Несмотря на капризы моды, спортивный стиль в одежде всегда популярен. Причинами такой популярности стали следующие факторы: расширение географии спортивных состязаний; увеличение количества международных спортивных соревнований по разным видам спорта; рост и усиление транснациональных корпораций, занимающихся изготовлением спортивных товаров и одежды.

Мода на спорт потребовала символики, атрибутики, определенных речевых императивов и знаковых отличий по видам спорта, наносимых на одежду. Все это в рамках, так называемой спортивной дипломатии, которая развивалась в след спортивным мегасобытиям [10]. Популяризация отдельных видов спорта привели к появлению большого количества клубов фанатов. К примеру, фанаты футбольного питерского клуба «Зенит», московского клуба «Спартак», баскетбольного краснодарского клуба «Локомотив». Любовь к игрокам выражается у болельщиков идентификацией с личностью известного спортсмена, подражанием и желанием носить футболку под его номером [11].

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что костюм, в том числе и спортивный костюм, возникает в рамках той или иной культурной среды, на него оказывают воздействие моральные нормы, этические принципы, а также в целом историко-культурный фон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М.: «ГИТИС», 1994. 421 с.

2. Зиновьева Л. Е. Костюм и идентичность: представление о себе и представление себя // Вестник ПГГПУ. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2013. №1. С. 57-62.

3. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.

4. Тонковидова А.В., Ругина А.А. Категория свободы, представленная в идеале греческого воспитания как основа нравственного воспитания в вузах физической культуры // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2007. № 1-4. С. 54-55.

5. Сенека Л.А. Философские трактат. СПб.: Алетейя, 2001. 400 с.

6. Блохина И. В. Всемирная история костюма. Москва: АСТ, 2014. 192 с.

7. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века. Москва: Согласие, 2013. 526 с.

8. Вейсе Х.Г. Энциклопедия материальной культуры. Разделы 4-6 : энциклопедия. Москва: Директ-Ме-диа, 2012. 1868 с.

9. Вейсе Х.Г. Энциклопедия материальной культуры. Разделы 7-9 : энциклопедия. Москва: Директ-Ме-диа, 2012. 1049 с.

10. Леонтьева Н.С., Леонтьева Л.С., Мельникова Н.Ю., Коренева М.В. Организация и проведение спортивных мегасобытий как фактор спортивной дипломатии // Спортивно-педагогическое образование, 2020. № 1. С.21-28.

11. Битарова Л.Г., Бич Ю.Г. Экзестенциальное осмысление человека в системе массовой культуры // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 1. С. 86-90.

REFERENCES

1. Tarabukin N.M. Essays on the history of the costume. Moskow, GITIS, 1994. 421 p. (In Russ.)

2. Zinovieva L.E. Costume and identity self-image and self-representation. Bulletin of the Perm State Pedagogical University. Humanitarian and social sciences. 2013; (1): 57-62. (In Russ.)

3. Bourdieu P. Social space and symbolic power. Moscow, Institute of Experimental Sociology; St. Petersburg, Aletheia, 2007. 288 p. (In Russ.)

4. Tonkovidova A.V., Rugina A.A. The category of freedom, presented in the ideal of Greek education as the basis of moral education in universities of physical education. Physical Culture, Sport - Science and Practice. 2007; (1-4): 54-55. (In Russ.)

5. Seneca L.A. Philosophical treatise. St. Petersburg, Aletheia, 2001. 400 p. (In Russ.)

6. Blokhin I.V. World History of Costume. Moscow, AST, 2014. 192 p. (In Russ.)

7. Kozyakova M.I. Story. The culture. Everyday. Western Europe: From Antiquity to the 20th Century. Moscow, Consent, 2013. 526 p. (In Russ.)

8. Weiss H.G. Encyclopedia of material culture. Sections 4-6: Encyclopedia. Moscow, Direct Media, 2012. 1868 p. (In Russ.)

9. Weiss H.G. Encyclopedia of material culture. Sections 7-9: Encyclopedia. Moscow, Direct Media, 2012. 1049 p. (In Russ.)

10. Leontyeva N.S., Leontieva L.S., Melnikova N.Yu., Koreneva M.V. Organization and conduct of sports mega-events as a factor in sports diplomacy. Sports and teacher education. 2020; (1.): 21-28. (In Russ.)

11. Bitarova L.G., Bich Yu.G. Existential understanding of a person in the system of mass culture. Integrated communications in sports and tourism: education, trends, international experience. 2018; (1): 86-90. (In Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Бич Юлия Геннадьевна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 495 55 94, e-mail: Yulia_bich@mail.ru

Битарова Лариса Георгиевна, старший преподаватель кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 355 53 20, e-mail: bitarova_larisa@mail.ru

Тонковидова Анна Викторовна, старший преподаватель кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия. Тел.: (961) 518 79 19, e-mail: tonkovidova@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Bich Yulia Gennadyevna,

Candidate of Historical sciences, Associate Professor at Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 495 55 94, e-mail: Yulia_bich@mail.ru

Bitarova Larisa Georgievna, Senior lecturer at Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 355 53 20, e-mail: bitarova_larisa@mail.ru

Tonkovidova Anna Viktorovna,

Senior lecturer at Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications of the Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar, Russia. Ph.: (961) 518 79 19, e-mail: tonkovidova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.