Научная статья на тему 'Ранние формы спортивного костюма в России: историко-культурная ретроспектива'

Ранние формы спортивного костюма в России: историко-культурная ретроспектива Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1084
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / ИСТОРИЯ СПОРТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ КОСТЮМА / СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ / ОДЕЖДА / МОДА / МОДНЫЙ ЖУРНАЛ / HISTORY OF RUSSIA / HISTORY OF SPORT / PHYSICAL EDUCATION / HISTORY OF COSTUME / SPORTSWEAR / CLOTHING / FASHION / FASHION MAGAZINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шапиро Бэлла Львовна

В статье рассматривается процесс видовой дифференциации ранних форм спортивного костюма. Из общей массы условно «спортивного костюма» выделяется костюм для путешествий, горного туризма и отдыха. Дается характеристика костюма для видов спорта, особенно популярных во второй половине XIX - начале XX вв.: автоспорта, велоспорта, лаун-тенниса, гольфа, крокета, гимнастики и некоторых других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EARLY FORMS OF SPORTSWEAR IN RUSSIA: HISTORICAL AND CULTURAL RETROSPECTIVE

The article deals with the process of specific differentiation of early forms of sportswear in Russia. Of the total mass nominally «sportswear» stands suit for travel, mountaineering and recreation. The characteristic costume sports of most popular in the second half of XIX early XX century: motorsports, cycling, lawn tennis, golf, croquet, gymnastics and others.

Текст научной работы на тему «Ранние формы спортивного костюма в России: историко-культурная ретроспектива»

УДК: 008.009 ББК: 71

Шапиро Б.Л.

РАННИЕ ФОРМЫ СПОРТИВНОГО КОСТЮМА В РОССИИ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Shapiro B.L.

EARLY FORMS OF SPORTSWEAR IN RUSSIA: HISTORICAL AND CULTURAL

RETROSPECTIVE

Ключевые слова: история России, история спорта, физическая культура, история костюма, спортивный костюм, одежда, мода, модный журнал.

Keywords: history of Russia, history of sport, physical education, history of costume, sportswear, clothing, fashion, fashion magazine.

Аннотация: в статье рассматривается процесс видовой дифференциации ранних форм спортивного костюма. Из общей массы условно «спортивного костюма» выделяется костюм для путешествий, горного туризма и отдыха. Дается характеристика костюма для видов спорта, особенно популярных во второй половине XIX - начале XX вв.: автоспорта, велоспорта, лаун-тенниса, гольфа, крокета, гимнастики и некоторых других.

Abstract: the article deals with the process of specific differentiation of early forms of sportswear in Russia. Of the total mass nominally «sportswear» stands suit for travel, mountaineering and recreation. The characteristic costume sports of most popular in the second half of XIX - early XX century: motorsports, cycling, lawn tennis, golf, croquet, gymnastics and others.

Путешествия и спорт становятся важной частью культурной жизни российского общества во второй половине XIX - начале XX вв. Вместе с ростом числа спортивных соревнований в обиходе появляются сначала термин «спорт»1, а затем и «спортсмен» и уже в начале XX в. -«женщина-спортсмен».

Понятие спорта в это время включало в себя несколько иные формы, отличные от современного. В него входили виды, как схожие с современными, так и не вполне привычные сегодня. Наиболее любимы были фехтование, вольтижировка (искусство верховой езды в манеже) и гимнастика. Кроме того, получили распространение стрельба из лука, лаун-теннис, плавание, фигурное катание, спортивная охота и рыбная ловля, искусство управления экипажем, лодкой, вело-, авто- и авиаспорт, футбол, хоккей на траве, водное поло и другие виды.

Элиас, Н. Генезис спорта как социологическая проблема / пер. В. Калиниченко // Логос. - 2006. - № 3 (54). - С. 42.

Занятия спортом требовали свободного, легкого и удобного костюма. Поиском форм одежды, соответствующих современности, в это время занимаются не столько портные, сколько психологи, гигиенисты, медики2.

На раннем этапе своего развития спортивный костюм не имел видовой дифференциации и был универсален. Первым из этого массива выделился костюм для путешествий и экскурсий, в том числе и для горного туризма3. Он удовлетворял потребности членов тифлисского «Общества любителей естествознания и альпийского кавказского клуба» и одесского «Крымско-Кавказского горного клуба»,

2 Волкова, М.М. Гигиена, красота и реформа женской одежды. - СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1899; Мюллер, И.П. Моя система для дам. Естественный путь к укреплению здоровья и развитию и сохранению красоты / пер. с англ. - М.: Здоровье и красота, 1911.

3 Шапиро, Б.Л. Русский костюм на рубеже XIX - XX веков: системный анализ проблемы и профессиональная лексика. - М.: НИКПЦ Восход -А, 2012. - С. 20.

бывших последователями английского Альпийского клуба - первой в мире организации туристов (еще не спортсменов, так как понятие спорта на момент открытия английского клуба в 1857 г. и отечественных клубов в 1876 и 1878 гг. еще не было общепринятым)1.

Дорожное, или туристское платье отличалось скромностью фасона. Материи выбирались практичные, одноцветные немарких цветов, или клетчатые в английском стиле; зачастую они комбинировались с отделкой кожей. Юбки женских платьев делались несколько короче обыкновенных для свободы движения, их подолы подшивались холстом или плотной тесьмой с прочным краем для защиты от истирания. Юбки для туризма отличались оригинальностью кроя: «Особого внимания заслуживает практичная юбка. Она состоит из узкого тюника с подкладкой, к которой пристегивается нижняя часть юбки. Следовательно, при надобности, например, горных экскурсий, эту нижнюю часть можно снять»2. Костюм из двух предметов дополнялся сорочкой или блузой из креповой материи, которая не требовала глажки и была устойчива к стирке, а также ватерпруфом - дождевым манто из прочной непромокаемой прорезиненной материи, возможно, со съемным капюшоном, который крепился при помощи пуговиц3. Дорожный костюм дополнялся легкой, удобной складной шляпой из легких в уходе материй: полотна или молескина, или вязаной шапочкой. Специфическим аксессуаром была трость. Отметим, что в дорожном костюме, при отсутствии другой удобной одежды, работали в саду и на ферме, использовали его и для спортивных занятий.

Вслед за растущей популярностью спорта появляется и первый вид специализированной одежды, более приспособленной для этого занятия. Поначалу спортивная одежда была

Долженко, Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов: Изд. Ростовского ун-та, 1988. - С. 20-21.

2 Практичные новости спорта // Вестник моды. - 1914. - № 27. - С. 217-218.

3 Там же.

универсальна и условно подходила для большинства видов спорта.

При формировании спортивного костюма учитывалось несколько общих правил. Прежде всего спортивная одежда изготавливалась из тканей, не боящихся ни дождя, ни пыли, ни пота. Чаще всего для этой цели применялись шерстяные материи гомеспэн, уникорд, лоден, шведское шерстяное полотно, габардин, саржа, бюр, шевиот; несколько реже (в силу меньшей практичности) льняное полотно и шерстяной трикотаж джерси. Шерстяной костюм считался пригодным и для зимних, и для летних видов: в холода его дополняли теплой фуфайкой домашней вязки или меховым жилетом. Цвета предпочитались немаркие - все оттенки коричневого и серого либо белый цвет, который считался практичным, так как предметы одежды белого цвета при стирке можно было кипятить, и они отстирывались легче, чем цветные4. Кроме вышеназванных условий, одежда должна была иметь достаточную ширину для свободы движения.

Унифицированный спортивный

костюм дополнялся кожаными сапогами или ботинками на низком, обязательно широком каблуке, гамашами (по случаю гамаши заменялись на аналогичные чехлы для обуви - гетры или краги), прочными перчатками и простой шляпой. Модной деталью костюма для туризма и спорта стали наручные часы; однако во второй половине XIX в. они все еще были скорее предметом роскоши, чем рядовым аксессуаром. Часы крепились на руке с помощью кожаного ремешка или браслета, снабжались механизмом анкерного хода и заводились без ключа5.

Как важный факт, отметим, что первые варианты спортивных костюмов пока еще не регламентировались спортивными правилами и вследствие этого немногим отличались от повседневной одежды.

В дальнейшем спортивный костюм

4 Белые платья: муслин и линон // Модный курьер. - 1914. - № 34. - С. 291.

5 Прейскурант склада часов Юлиус Гене специально для гг. военных. - Тифлис: Тип. Т-ва Либерман и К, 1913. - С. 10.

развивался по пути видовои дифференциации: адаптированный к разным видам спорта, он получает некоторые различия, обусловленные их спецификой.

В элитарных кругах предпочитали верховую езду, гольф, морской и автомобильный спорт, а в чуть более позднее время - авиаспорт. Теннис был любим не только в аристократической среде, но и у так называемого «высшего среднего» класса1. Футболом занимались слои среднего и рабочего класса, а с 1910-х гг. растет его популярность и среди женщин2. Выделяются три направления в развитии спорта: аристократический (любительский), рабочий,

профессиональный. Профессиональный спорт, который на первых порах включал в себя борьбу, поднятие тяжестей, футбол, велоспорт, конный спорт и беговые виды легкой атлетики (чуть позже добавятся теннис и плавание) занимает наиболее видное положение3.

Самым популярным видом спорта этого времени была велосипедная езда. Первый велосипедист появился в России в 1882 г: сначала в Петербурге, затем в Москве4. В 1888 г. на велосипед садятся женщины: Елизавета Жемличка в Москве и Елена Абрикосова в Петербурге. К 1894 г. у них уже было более тридцати последовательниц5, и велосипедный спорт распространился по стране среди широких масс. В 1895 г. любители велосипедной езды были организованы в общество велосипедистов-туристов (Русский туринг-

1 Хмельницкая, И.Б. Спортивные общества и досуг в столичном городе начала XX в.: Петербург и Москва. - М.: Новый хронограф, 2011. - С. 194-197.

2 Суник, А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX вв. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2004. - С. 275; Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема. С. 42.

3 Суник, А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX вв. - С. 63.

4 Физическая культура и спорт в СССР: 40 лет, 1917-1957 / отв. ред. Данилова Л.А. - М.: Физкультура и спорт, 1957. - С. 288.

5 Суник, А.Б. Российский спорт и

олимпийское движение на рубеже XIX - XX вв. - С.

270-271.

клуб)6. Популяризация езды на велосипеде было поддержана отечественной промышленностью, которая наладила их массовый выпуск, в том числе и для дамской езды.

Костюм для катания на велосипеде первоначально представлял собой комплект из пиджака и бриджей у мужчин и жакета и «блумерсов» (широких шаровар длиной до колен на манжетах) у женщин. Увлечение велосипедной ездой, в отличие от многих других видов спорта, требующих дорогостоящей экипировки, было доступно и среднему классу; но, несмотря на распространенность велосипедного спорта, американизированный вариант женского костюма с блумерсами7 не всеми и не везде считался пристойным. Отечественный менталитет не смог полностью принять этот вариант и дополнил его широкой складчатой юбкой, надеваемой поверх шаровар. Несмотря на это, официальное разрешение на городскую езду для женщин было получено только в 1895 г.

Однако нужно отметить, что блумерсы шокировали не только российскую общественность. Так, англичанку леди Габертон во время велопробега не допустили в гостиницу в костюме для езды на велосипеде, состоящем из панталон без юбки и жакета; по этому делу в 1913 г. состоялось судебное разбирательство8.

Велосипедный костюм для обоих полов дополнялся шерстяным бельем, включая чулки до колена9, рубашкой из моющейся (то есть хорошо переносящей стирку) ткани, перчатками (аналогичными перчаткам для верховой езды). Шерстяное или гигиеническое белье из натуральной овечьей или верблюжьей шерсти (также имевшее хождение под названиями белье доктора Густава Егера, белье из берлинской

Долженко, Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. С. 41.

7 American Dress Pattern Catalogs, 1873-1909: Four Complete Reprints / Ed. by N. Bryk. - NY: Dover Publications, 1988. - С. 67.

8 Борьба за рациональный костюм // Модный свет. - 1915. - № 7. - С. 14.

9 Ивашенцов, А.П. Современный велосипед. Выбор его и применение. СПб.: Изд. Ф.В. Щепанского, 1895. - С. 51.

шерсти1) было особо любимо в среде спортсменов. Тяжелое, плохо стирающееся, дорогое, оно, тем не менее, было весьма популярным у сторонников здорового образа жизни, которые верили, что «чистая шерсть животных обладает способностью вылечивать болезни, не допуская вредных испарений тела»2.

Для повседневной езды

специалистами рекомендовалась шапочка с козырьком, для соревнований - без него3; мода предлагала спортсменам круглые шапочки с пуговкой или кисточкой посередине - так называемые матросские шапочки. Обувью, подходящей для катания на велосипеде, были ботинки или штиблеты с гетрами, на пуговках и со штрипкой, либо сапоги или полусапоги на низком каблуке: обувь для соревнований на треке требовалась без каблуков. Отметим, что уже с начала XX в. езда на велосипеде развивалась в трех направлениях: в рамках велогонок, велотуризма, и как демократичное транспортное средство; соответственно нуждам этих направлений приспосабливался и развивался

универсальный велокостюм рубежа XIX -XX вв.

Первые автомобили, как и специализированная одежда для езды на них, появились в России на рубеже XIX -начала XX вв. Автомобильный костюм для обоих полов представлял собой широкое пальто из непромокаемой материи, дополненное вязаными или кожаными перчатками, фуражкой, шапочкой или шлемом. Иногда вместо шлема дамы надевали «автомобильные» шляпы с козырьком и боковыми крылышками; обязательным элементом этой шляпы была светлая вуаль, закрывающая лицо от пыли: «Шляпа с вуалью для езды в автомобиле. Практичная и удобная для всякой погоды вуаль вздергивается наверху резиновым шнурочком и продергивается шелковой ленточкой. Кроме того, лицо можно еще

1 Ballin, A.S. The science of dress in theory and practice. - London: S. Low, 1885. - Р. 204.

2 Хоторн, Р. Неглиже. Нескромный взгляд под...; пер. с англ. М. Балабановой, С. Неймарк. -М.: КоЛибри. 2008. - С. 139.

3 Там же. - С. 52.

защитить пластинкой из слюды. Фетровая шляпа отделана полосатой кожаной полосой, пряжкой и крылышками», - предлагал журнал «Модный курьер» за февраль 1907 г.4 Этот же выпуск рекомендовал «Пальто и шапочка для автомобиля. Требуется: 8 аршин материи, 4 больших и 8 маленьких пуговиц. Пальто без подкладки делается из клетчатой английской материи с изнанкой. Правый передок переходит налево и застегивается большими перламутровыми пуговицами. Прямая спинка с прорешкой длиною в 20 см схватывается в талии патой с пуговицами ... На боках расположены большие карманы. Широкий отложной воротник и отвороты украшаются строчками. Довольно широкие рукава оканчиваются манжетками, которые украшаются патами с пуговицами. Шапочка из той же английской материи снабжена маленьким козырьком»5. Такой костюм не стеснял свободу движений, не боялся ни дождя, ни пыли и имел элегантный и солидный вид, принятый в высшем обществе, прерогативой которого были прогулки на автомобиле. Об ограниченном распространении автомобиля в России говорит тот факт, что перед Первой мировой войной насчитывалось только 9 тыс. «моторов». Для сравнения, к этому же времени в Италии было 14 тыс. автомобилей, в Германии 57 тыс., Франции 76 тыс., Англии 90 тыс., в США - 101 тыс. машин6. Тем не менее, по свидетельству современников, автомобиль «вошел в практическую жизнь, слившись с нею, как естественно необходимое и действительно утилитарное средство передвижения» .

Теннис (также называемый лаун-теннис), напротив, развивался очень интенсивно. Его популяризации

4 Шляпа для езды в автомобиле // Модный курьер: издание для портних. - 1907. - № 4. - С. 26.

5 Пальто и шапочка для автомобиля // Модный курьер: издание для портних. - 1907. - № 4. - С. 26.

6 Автомобили 1913 года. Принятая под высочайшее его императорского величества покровительство ГУ-я международная автомобильная выставка. - С-Петербург, Май. 1913 г: в 2 частях. Часть 1. Легковые автомобили. - СПб.: Издание Императорского Российского Автомобильного Общества, 1913. - 321 с. - С. 26.

7 Там же. С. 7.

способствовали ежегодные первенства России, которые проводились

Всероссийским союзом Лаун-Теннис клубов с 1907 г.1. Состязания проводились на открытых кортах, а с 1911 г. и на закрытых кортах. Общепринятым цветом костюма для игры был белый или светло-палевый. Мужчины надевали полотняную, пикейную или фланелевую рубашку и длинные брюки, также фланелевые или суконные. Пике визуально выглядело белее и дольше сохраняло опрятный вид по сравнению с полотном. Женский костюм состоял из юбки, которая шилась шириной не меньше 2% аршин в подоле; из 4-х полотнищ, таким образом, что заднее полотнище образовывало широкую, расходящуюся внизу складку, либо из гладких полотнищ с четырьмя-пятью широкими, застроченными до колен складками. Блузы к костюму надевали обыкновенные повседневные, из белого батиста, в том числе и напоминающие своим видом мужские рубашки. Единственным обязательным условием при выборе рубашки или блузы была их достаточная ширина для движения рук. Модные журналы рекламировали «красивый костюм для тенниса или гребного спорта. Под юбку, состоящую из трех полотнищ, можно надеть панталоны, как изображено на рисунке. Белая блуза с баской украшается матросским воротником и обшлагами и схватывается в талии лакированным кушаком»2.

Обязательной частью женского варианта костюма для тенниса была нижняя юбка. Поскольку она при резких и быстрых движениях, свойственных этому виду игры, часто открывалась, ее делали белой, очень пышной, с двумя-тремя воланами из вышивки или отделки из кружева. Дамы также надевали белые чулки, плотные, так как ажурные пропускали пыль.

Обувь для игры в теннис выбиралась под стать всему наряду: белая на кожаной или каучуковой подошве без каблука:

низкие сапоги или туфли (равно как для мужчин, так и для женщин), первые были предпочтительнее, так как лучше предохраняли ногу от травм. Головным убором могла быть панама, а для женщин -еще и белая кружевная вуалетка или муслиновый шарф без шляпы или с небольшой шляпкой. Модницы дополняли полотняную шляпу с цветной лентой кушаком, подобранным в ее цвет. Ювелирных украшений не надевали.

После игры на плечи накидывали длинное и свободное пальто или манто из толстого моллетона или аналогичного материала, смотря по погоде; вместо пальто мог быть надет вязаный жакет. Обязательной частью женского костюма для игры в теннис был корсет, который с течением времени делался все легче, и, в конце концов, был заменен на облегченный гигиенический корсет для спорта, отличающийся меньшей утяжкой3. Отметим, что в 1870-е гг., когда русские женщины только начинали играть в теннис, их костюм, согласно западноевропейскому образцу, в обязательном порядке включал положенные модой атрибуты: турнюр и пышные юбки до пят4.

Костюм для крокета был схож с теннисным, но регламентировался значительно упрощенным этикетом, поскольку был распространен в более демократичной среде.

Костюм для игры в гольф имел общие черты, также роднившие его с теннисным костюмом5. Однако у него были и некоторые отличия. К костюму бежевого, серо-зеленого или каштанового цвета надевали сапоги или туфли желтой кожи с толстой подошвой. Если играли на земле, подошва снабжалась гвоздиками. В дождливые дни к нему добавляли гетры из желтой кожи или сукна беж, длиной до

Суник, А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX вв. - С. 245.

2 Практичные новости спорта // Вестник моды. - 1914. - № 27. - С. 217-218.

3 Salen, J. Corsets. Historic Pattern and Techniques. - London: Batsford Ltd, 2008. - Р. 55; Waugh N. Corsets and Crinolines. - New York: Theatre Arts Books, 1990. - Р. 88.

4 Стюарт, М.Л. Платье, корсет и физическая культура во Франции в 1890-1930-е гг. // Теория моды. -2006. - № 1. - С. 143.

5 Записная книжка элегантной женщины. Костюм для тенниса и гольфа // Вестник моды. -1911. - № 32. - С. 322-323.

колен. Обязательной частью экипировки был головной убор - полотняная панама или мягкая шляпа из фетра или мягкой соломы с простой отделкой лентой. С рубежа XIX - XX вв. особенно популярны были вязаные шапочки «поло». Перчатки для гольфа применяли специальные, из белой кожи, отличающиеся от повседневных застежкой на тыльной стороне руки. В холодное время костюм дополнялся непромокаемым пальто или вязаным жакетом.

Костюм для пешей охоты выполнялся из непромокаемых толстых обязательно нешуршащих шерстяных тканей (таких, как лоден, шевиот, гомеспэн) темно-зеленых, каштановых, серых тонов. Клетчатая материя комбинировалась с

гладкокрашеной, и украшалась кожаными вставками и роговыми пуговицами1. Юбка к женскому охотничьему костюму шилась длиной до щиколоток, достаточной ширины, из не менее чем четырех полотнищ. Верхняя одежда снабжалась большим количеством карманов с клапанами. Дамский журнал для портних предлагал к изготовлению «Охотничий дамский костюм с кожаной блузочкой и отделкой. Этот практичный и красивый охотничий костюм состоит из лифа в виде блузочки, и юбки из материи гомеспэн. Лиф и отделка юбки состоят из мягкой кожи красновато-коричневого цвета; клетки желтоватых и коричневых оттенков материи гомеспун, взятой для юбки, как нельзя лучше гармонируют с цветом кожи. Подол юбки с застежкой сбоку на плоских пуговках, обтянутых кожей, обшивают выстроченной кожаной полоской; на правом боку пришивают к юбке в строчку довольно большой карман, отделанный кожаной патой и пуговками. Само собой разумеется, что сообразно с материалом, который берут для блузочки, фасон ее должен отличаться известной простотой»2. Охотничий костюм дополняли толстыми кожаными сапогами, гамашами и простой фетровой шляпой.

1 Охотничий костюм из двух материй // Вестник моды. - 1914. - № 33. - С. 286.

2 Охотничий дамский костюм с кожаной блузочкой и отделкой // Модный курьер: издание для портних. - 1900. - № 18. - С. 154.

Отметим, что костюм для конной охоты, как и костюм для верховой езды вообще, ко второй половине XIX в. уже имел в основном сложившиеся формы и поэтому в рамках данной статьи не рассматривается.

Бум катания на коньках пришелся на 1880-1900 гг., здесь, как и во многих других видах, лидировали обе столицы, с некоторым преимуществом москвичей в конькобежном спорте, и петербуржцев - в фигурном катании. Лучший из московских катков располагался на Патриарших прудах, а в Петербурге самым модным был каток на пруде Юсупова сада, принадлежавший обществу любителей бега на коньках; первоначально катки принадлежали яхт-клубам. Вход на катки, принадлежавшие спортивным клубам, требовал

рекомендаций и накладывал на посетителей некоторые ограничения3. Всего в Петербурге к концу XIX в. насчитывалось около двух десятков катков. Катание на коньках первоначально имело репутацию праздного занятия, но с 1890-х гг. оно трансформируется в фигурное катание на коньках, и для него, как и для конькобежного спорта, разрабатывается система правил и чемпионатов.

Костюм для катания на коньках имел следующие отличия от обыкновенного зимнего костюма: юбка женского платья делалась несколько укороченная; под нее надевалась простеганная на вате, так называемая «ваточная» нижняя юбка или юбка из ткани с начесом (так называемой «пуховой» материи). Модные журналы рекомендовали своим подписчицам: «Наряд для катанья на коньках. Платье, состоящее из тюника, юбки и лифа сделано из темно-зеленой вигони. Внизу под платьем надеваются фланелевые, байковые или даже ватные юбки и теплые панталоны. Высокие ботинки на фланелевой подкладке»4 и «. костюмы из меха. Эти костюмы делаются безо всякой отделки, и состоят из простой юбки и жакета»5. Весьма желательным

3 Хмельницкая, И.Б. Спортивные общества и досуг в столичном городе начала XX в. - С. 105-108.

4 Наряд для катанья на коньках // Новый русский базар. - 1882. - № 2. - С. 19.

5 Хроника моды // Вестник моды. - 1894. -№ 3. - С. 25-26.

дамским аксессуаром на катке была муфта. Мужчины катались на коньках в обыкновенном спортивном костюме.

Гимнастический костюм состоял: мужской - из фуфайки и длинных брюк со штрипками, женский - из блузы и шаровар свободного фасона: «Широкие шаровары

гладкую, полосатую, мушчатую, в горох . Отметим, что в конце XIX - начале XX вв. купание было привилегией состоятельных людей, поскольку оно происходило в специальных, отдельных для мужчин и женщин купальнях. Общие пляжи появились только перед Первой мировой

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Автомобили 1913 года. Принятая под высочайшее его императорского величества покровительство ГУ-я международная автомобильная выставка. - С-Петербург, Май. 1913 г: в 2 частях. Часть 1. Легковые автомобили. - СПб.: Издание Императорского Российского Автомобильного Общества, 1913. - 321 с.

2. Белые платья: муслин и линон // Модный курьер. - 1914. - № 34. - С. 291.

3. Борьба за рациональный костюм // Модный свет. - 1915. - № 7. - С. 14.

4. Бутовская, М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). - М.: Научный мир, 2004. - 440 с.

5. Волкова, М.М. Гигиена, красота и реформа женской одежды. - СПб.: Тип. Дома призрения малолетних бедных, 1899 - 108 с.

6. Гимнастический костюм // Модный курьер. - 1906. - № 39. - С. 321-322.

7. Гимнастический костюм // Модный курьер. - 1914. - № 37. - С. 324.

8. Демиденко, Ю.В. Цвет и белизна. К истории нижнего белья XX века // Теория моды. - 2006. - № 1 . - С. 97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Долженко, Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов н/Д.: Изд. Ростовского ун-та, 1988. - 192 с.

образуют густые складки, и верхний край обшивается кушачком шириною в 3 см, который пристегивается к нижнему лифу. Нижний край вздергивается резинкой. Блуза ... украшается складками и обшивается синей с белым тесьмой»1. Костюм изготавливался из серого или синего полотна или из шерстяного джерси; блуза -из устойчивой к стирке материи2. Женщины к гимнастическому костюму, согласно морально-нравственным воззрениям эпохи, еще надевали корсет, но делали это все реже. Зачастую корсет заменяли лифом, который пришивался к закрытым сзади панталонам.

Особым видом спортивного костюма был костюм для купания. Отчасти схожий с гимнастическим костюмом, он выполнялся в красно-белой либо сине-белой гамме из нелиняющих сортов саржи, муслина, ситца, хлопчатобумажного трико, альпага; для отделки брали материю другого цвета -

войной .

Относительно новым вариантом был купальный костюм из шелкового трико всех цветов. Шаровары могли быть собранными под коленом на манжету, или оставаться прямыми. Купальный костюм дополняли туфли (завязки дамских туфель крест-накрест часто достигали колен), а у женщин - еще и черные или синие чулки и шапочка с отворотами, либо чепец, сделанный из платка, который завязывали узлом спереди. Все еще необходимым дополнением костюма был зонтик для защиты от солнца, поскольку идеалом красоты все еще считалась

аристократически бледная кожа. В моде были «зонтик Jeannot для морского берега: из клетчатой полушелковой ткани с деревянной ручкой, украшен бантом

1 Гимнастический костюм // Модный курьер. -1906. - № 39. - С. 321-322.

2 Гимнастический костюм // Модный курьер. -1914. - № 37. - С. 324.

Купальные костюмы для дам // Вестник моды. - 1914. - № 31. - С. 265-266.

4 Демиденко, Ю.В. Цвет и белизна. К истории нижнего белья XX века // Теория моды. - 2006. -№ 1. - С. 97.

подходящего цвета. Зонтик Majordome из сюра с большими разноцветными клетками. Длинная ручка украшена шелковым шнурком с кистями»1. Загар, как считалось, приобретался от физической работы на улице, следовательно, он имел репутацию несовместимого с изысканной красотой. Мода на загорелое спортивное тело придет только в 1920-х гг. вместе с реформами Габриэль Шанель2.

В целом популяризация спорта во второй половине XIX - начале XX вв. как части новой современной культуры впервые в России запустила процесс формирования и первичной видовой дифференциации костюма для спорта, туризма и отдыха. Изложенные материалы не описывают отечественный спортивный костюм во всей его исчерпывающей полноте, но свидетельствуют о тех отличиях от западноевропейского, прежде всего английского образца, которые определялись своеобразием историко-культурного

процесса России.

1 Описание модных рисунков из журнала «Moniteur de la Mode» // Вестник моды. - 1888. -№ 29. - С. 313-315.

2 Бутовская, М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). - М.: Научный мир, 2004. - С. 378.

10. Записная книжка элегантной женщины. Костюм для тенниса и гольфа II Вестник моды. -1911. - M 32. - С. 322-323.

11. Ивашенцов, А.П. Современный велосипед. Выбор его и применение. - СПб.: Изд. Ф.В. Щепанского, 1В95. - 277 с.

12. Купальные костюмы для дам II Вестник моды. - 1914. - M 31. - С. 265-266.

13. Мюллер, И.П. Моя система для дам. Естественный путь к укреплению здоровья и развитию и сохранению красоты I пер. с англ. - М.: Здоровье и красота, 1911. - 147 с.

14. Наряд для катанья на коньках II Новый русский базар. - 1882. - M 2. - С. 19.

15. Описание модных рисунков из журнала «Moniteur de la Mode» II Вестник моды.

- 1888. - M 29. - С. 313-315.

16. Охотничий дамский костюм с кожаной блузочкой и отделкой II Модный курьер: издание для портних. -1900. - M 1В. - С. 154.

17. Охотничий костюм из двух материй II Вестник моды. - 1914. - M 33. - С. 286.

18. Пальто и шапочка для автомобиля II Модный курьер: издание для портних. -1907. - M 4. - С. 26.

19. Практичные новости спорта II Вестник моды. - 1914. - M 27. - С. 217-218.

20. Прейскурант склада часов Юлиус Гене специально для гг. военных. - Тифлис: Тип. Т-ва Либерман и К, 1913. - 31 с.

21. Стюарт, М.Л. Платье, корсет и физическая культура во Франции в 1890-1930-е гг. II Теория моды. - 2006. - M 1. - С. 143.

22. Суник, А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX вв.

- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2004. - 763 с.

23. Физическая культура и спорт в СССР: 40 лет , 1917-1957 I отв. ред. Л.А. Данилова - М.: Физкультура и спорт, 1957. - 375 с.

24. Хмельницкая, И.Б. Спортивные общества и досуг в столичном городе начала XX в.: Петербург и Москва. - М.: Новый хронограф, 2011. - 336 с.

25. Хоторн, Р. Неглиже. Нескромный взгляд под...; пер. с англ. М. Балабановой, С. Неймарк. - М.: КоЛибри, 2008. - 326 с.

26. Хроника моды II Вестник моды. - 1894. - M 3. - С. 25-26.

27. Шапиро, Б.Л. Русский костюм на рубеже XIX - XX веков: системный анализ проблемы и профессиональная лексика. - М.: НИКПЦ Восход - А, 2012. - 352 с.

28. Шляпа для езды в автомобиле II Модный курьер: издание для портних. - 1907. -M 4. - С. 26.

29. Элиас, Н. Генезис спорта как социологическая проблема I пер. В. Калиниченко II Логос. - 2006. - M 3 (54). - С. 41-62.

30. American Dress Pattern Catalogs, 1873-1909: Four Complete Reprints / Ed. by N. Villa Bryk. - NY: Dover Publications, 1988. - 168 р.

31. Ballin, A.S. The science of dress in theory and practice. - London: S. Low, 1885. - 273 р.

32. Salen, J. Corsets. Historic Pattern and Techniques. - London: Batsford Ltd, 2008. - 128 р.

33. Waugh, N. Corsets and Crinolines. - New York: Theatre Arts Books, 1990. - 176 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.