Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / РАЗВИТИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / «МЯГКИЕ НАВЫКИ» / ИНОЯЗЫЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поскребышева Татьяна Александровна

В статье рассматривается вопрос развития корпоративной компетенции у студентов технического вуза средствами иноязычной деятельности. Устанавливается важность данной компетенции для будущей профессиональной деятельности выпускника вуза. Определяется значимость работы по развитию корпоративной компетенции у студентов, которую целесообразно проводить преподавателю иностранного языка в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. В статье объясняется значимость данной работы, приводится описание необходимых и эффективных видов деятельности, направленных на развитие корпоративной компетенции у студентов. В статье определяется взаимосвязь развития «мягких навыков» и корпоративной компетенции, приводятся доводы в пользу целостного обучения, учитывающего междисциплинарные связи, следовательно, обеспечивающего эффективное развитие личностных компетенций студентов в процессе получения технического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поскребышева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CORPORATE COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF FOREIGN LANGUAGE ACTIVITIES

The article deals with the development of corporate competence among students of a technical university by means of foreign language activities. The importance of this competence for the future professional activity of a university graduate is established. The significance of the work on the development of corporate competence among students is determined, which is advisable to be carried out by a foreign language teacher at Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev. The article explains the significance of this work, describes the necessary and effective activities aimed at developing corporate competence among students. The article defines the relationship between the development of “soft skills” and corporate competence, provides arguments in favor of holistic learning, taking into account interdisciplinary connections, therefore, ensuring the effective development of students’ personal competencies in the process of obtaining technical education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Занятия проводились с использованием различных форм и методов взаимодействия: тесты; деловые игры; лекция-диалог; индивидуальные и групповые консультации; просмотр видеороликов с последующим обсуждением; дебаты; контрольные работы; ситуационные задачи; просмотр презентационного материала с дальнейшим обсуждением; самостоятельные работы; выступления; рефлексия.

Контрольная диагностика показала положительную динамику. Так количество адаптированных студентов в экспериментальной группе выросло на 2,56% (58,39%), а число дезадаптированных студентов снизилось на 1,76% и составило 6,39%.

Наибольший интерес представляют результаты опроса (тест «Работа с трудными подростками»). В целом показатели на 1 курсе выросли на 12,87% и составили 38,63%, студенты 2 курса тоже имеют средние показатели - 38,83%, мы видим, что процент знаний увеличился на 5,65%. Студенты 3 курса сдали тест на - 48,37%, показатели выросли на 9,01%. Студенты 4 курса показали свои знания на 56,92%, показатели выросли на 8,01%.

После обучения студентов педагогического вуза на факультативном курсе «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками» в результате повторного тестирования мы видим положительную динамику, что подтверждает эффективность разработанной нами программы факультативного курса «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками». После корректировки, доработки и утверждения программы данный курс будет проводиться при наборе слушателей в 2021-2022 уч. г.

Литература:

1. Абдуллаева С.Г. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией: учебное пособие / С.Г. Абдулаева, Л.С. Деточенко, Э.В. Патраков. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 288 с.

2. Абишева Э.Д. Диагностика и коррекция дезадаптивного поведения у подростков / Э.Д. Абишева, Б.Т Туралиева // В сборнике: Образование в XXI веке. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 525-529.

3. Асланов Ш.С. Проблемы социально-педагогической профилактики дезадаптации подростков // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2017. - С. 171-174.

4. Данилов Д.А. Личностно-профессиональная подготовка студента к педагогической деятельности / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, Ю.В. Корнилов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). -С. 97-100.

5. Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие для студентов, изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику / Е. В. Змановская. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. - 287 с.

6. Молодцова Т.Д. Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками: монография / Т.Д. Молодцова, Л.И. Кобышева, С.Ю. Шалова. - М.; Берлин: Директ медиа, 2017. - 147 с.

7. Решетников Е.А. Педагогическая профилактика дезадаптированного поведения молодежи в условиях образовательного пространства / Е.А. Решетников, О.М. Овчинников // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 11 (116). - С. 59-61.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ

ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития корпоративной компетенции у студентов технического вуза средствами иноязычной деятельности. Устанавливается важность данной компетенции для будущей профессиональной деятельности выпускника вуза. Определяется значимость работы по развитию корпоративной компетенции у студентов, которую целесообразно проводить преподавателю иностранного языка в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. В статье объясняется значимость данной работы, приводится описание необходимых и эффективных видов деятельности, направленных на развитие корпоративной компетенции у студентов. В статье определяется взаимосвязь развития «мягких навыков» и корпоративной компетенции, приводятся доводы в пользу целостного обучения, учитывающего междисциплинарные связи, следовательно, обеспечивающего эффективное развитие личностных компетенций студентов в процессе получения технического образования.

Ключевые слова: студент, развитие, корпоративная компетенция, профессиональная деятельность, «мягкие навыки», иноязычная деятельность, технический вуз.

Annоtation. The article deals with the development of corporate competence among students of a technical university by means of foreign language activities. The importance of this competence for the future professional activity of a university graduate is established. The significance of the work on the development of corporate competence among students is determined, which is advisable to be carried out by a foreign language teacher at Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev. The article explains the significance of this work, describes the necessary and effective activities aimed at developing corporate competence among students. The article defines the relationship between the development of "soft skills" and corporate competence, provides arguments in favor of holistic learning, taking into account interdisciplinary connections, therefore, ensuring the effective development of students' personal competencies in the process of obtaining technical education.

Keywords: student, development, corporate competence, professional activity, "soft skills", foreign language activity, technical university.

Введение. Современные условия жизни, характеризующиеся непрерывным изменением, новыми обстоятельствами, возникающими задачами и трудностями, побуждают научные сообщества особенно внимательно следить за развитием экономики и разнообразных технических сфер в стране. Педагогическому сообществу высших учебных заведений приходится также применять особые средства и методы актуальной профессиональной подготовки будущих специалистов. Несомненно, что владение корпоративной компетенцией признается значимой составляющей профессиональной компетентности специалиста ведущими компаниями и работодателями. О данной компетенции и необходимости, актуальности ее развития у студентов именно во время профессиональной подготовки студентов в вузе заявляют многие авторы [4; 3].

Следует отметить, что студенты осознают необходимость будущей коммуникации в профессиональной сфере и стремятся к улучшению навыков и умений в данной области. Развитию данных умений способствует целенаправленная совместная работа педагогов и студентов, а также нацеленность человека на самообразование, повышение общей культуры, совершенствование умений построения личностных взаимоотношений, в т.ч. корпоративных. Данная совокупность видов деятельности, их реализация будут способствовать достижению успеха человеком в профессиональной области [5].

Развитие корпоративной компетенции у студентов имеет большое значение для профессиональной самореализации в ближайшем будущем, для карьерного продвижения, для быстрой и комфортной адаптации к новым условиям и людям во многих планах: в интеллектуальном (чтобы понимать и успешно выполнять профессиональные обязанности), в психологическом, в эмоциональном, в коммуникативном [1].

Целью данной статьи является изучение вопроса развития корпоративной компетенции у студентов, получающих высшее техническое образование, в процессе которого студенты осваивают умения и навыки иноязычной коммуникации в сфере профессионального общения.

Изложение основного материала статьи. Несомненно, что именно коммуникативные умения и навыки обеспечивают успех во многих планах, поскольку навыки межличностного общения будут позволять начинающему специалисту, новому сотруднику построить конструктивное взаимодействие с другими сотрудниками, с коллегами, с руководителями. Эмоциональные и психологические барьеры обусловлены, прежде всего, именно проблемами коммуникации. Личностные проблемы (к примеру, застенчивость, излишняя тревожность, заниженная самооценка), различные страхи (страх публичных выступлений, страх проявления какой-либо вербальной и/или невербальной активности), неспособность заявить о своем видении определенного вопроса, высказать свое мнение препятствуют свободному осуществлению коммуникации, особенно, проявлению корпоративной компетенции. Владение специалистом корпоративной компетенцией предполагает понимание и принятие ценностей, культуры, целей, принципов предприятия, уважение сотрудников, проявление свободы самовыражения в общении с людьми в сфере профессиональной деятельности, умение работать в команде, участвовать в дискуссиях. Умение работать в команде представляет собой важное и сложное, многоаспектное умение, которое включает в себя целый комплекс умений: умение ясно и логично высказывать и аргументировать свою позицию, умение понимать свои эмоции и эмоции других людей, владеть стратегиями регулирования собственных эмоций, владеть способами рефлексии, позволяющими мыслить позитивно, ровно, сохранять положительный эмоциональный фон, положительную самооценку. Соответственно, в случае несправедливого отношения со стороны коллег, различных высказываний, стрессовых ситуаций человек должен владеть техниками, которые позволяют успокоиться и не формировать о самом себе негативных представлений, проявляя здравый смысл и благоразумие, чтобы адекватно оценивать ситуации и отрицательные или критические замечания других людей. Дисциплина «Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности», которую изучают студенты технического вуза, располагает большим потенциалом видов и форм деятельности для развития иноязычных речевых умений, а также личностного развития студентов, развития компетенций, в т.ч. корпоративной. Таким образом, чтобы студентам овладеть корпоративной компетенцией, преподаватель иностранного языка должен заранее продумать, спланировать, спроектировать содержание и средства развития данной компетенции у студентов. Студенты обычно заинтересованы в таком развитии, поскольку подобная подготовка будет способствовать формированию чувства уверенности в своих силах, знаниях, умениях достигать успех в карьере. Корпоративная компетенция тесно связана с навыками межличностных взаимоотношений, которые часто называют «мягкими навыками», используя перевод эквивалентного английского понятия "soft skills". «Мягкие навыки» имеют определенные «скрытые» компоненты, которые часто неверно интерпретируются и цитируются. «Мягкие навыки», необходимые для работы в каждой конкретной компании, могут иметь конкретный, свойственный только данной компании набор ценностей, культурных понятий, целевых положений, деятельностных представлений, которые составляют индивидуальность, специфичность и уникальность организации.

Специалист, обладающий высоким уровнем знаний технических наук, может столкнуться с невозможностью их продемонстрировать по причине отсутствия хорошего уровня развития «мягких навыков». Следовательно, чтобы достигать успех в профессиональной области необходимо сочетание знаний, умений и навыков в технической области и «мягких навыков» [6].

Остановимся подробнее на определении различных аспектов «мягких навыков». Можно с уверенностью утверждать, что основой для развития корпоративной компетенции и навыков межличностного общения являются «мягкие навыки». Это утверждение основывается на том, что «мягкие навыки» характеризуются эмоциональностью и деликатностью, чертами, которые должны быть присущи личности. «Мягкие навыки» представляют собой совокупность, единство вербальных и невербальных личностных умений человека, которые требуют уместного и умелого применения в зависимости от ситуации, от окружающих людей, что означает «тонкое» понимание психологической природы и индивидуальных особенностей человека. «Мягкие навыки» включают в себя умения человека проявлять в нужной мере эмоциональность, такт, ценностное восприятие направленности компании и деятельности коллег, понимать и составлять осмысленные, значимые для конкретного контекста определенной ситуации высказывания, аргументы, идеи, сопровождая свою речь адекватным и соответствующим ситуации поведением, манерами, убеждениями, а также проявляя себя как активного участника разговора. Активный участник должен владеть способностями и мотивацией активно и внимательно слушать высказывания других участников дискуссии, реагировать на данные высказывания, осуществляя анализ, сравнение и оценивание содержания речи коллег.

Таким образом, следует повторно подчеркнуть факт того, что человек должен владеть разнообразным и широким набором личностных черт, качеств, знаний, умений, опыта, которые соединяясь в органическом единстве, развиваясь, обогащаясь, позволяют человеку производить благоприятное и уникальное социальное впечатление, быть и чувствовать себя полноправным членом социального мира компании, в которой он осуществляет свою профессиональную деятельность. Сочетание всех личностных черт, серьезность, вдумчивость, сосредоточенность на деле, внутренняя дисциплина играют большую роль в овладении корпоративной компетенцией [2]. Владение грамотной речью, умением ясно и понятно изъяснять свои мысли, четкая дикция, оптимальный темп и скорость речи - все это имеет особое значение для специалиста высокого уровня. Поэтому любой человек, который готовится проходить собеседование при приеме на работу, должен предварительно подготовиться к данному собеседованию не только в плане соответствия уровня профессиональных знаний желаемой должности, но и в плане успешной демонстрации корпоративной компетенции и навыков межличностного общения. Заинтересованность деятельностью компании, событиями, достижениями, планами, мероприятиями компании, изучение международных связей, которые осуществляет компания, знание особенностей и характеристик деятельности компании, несомненно, будут способствовать формированию положительного впечатления о претенденте на должность у работодателя или специалиста, который уполномочен проводить собеседование. Таким образом, подготовка к собеседованию может включать в себя изучение базовой информации о компании, а также некоторых значимых деталей. Зачастую при наличии такой возможности, следует заранее посетить компанию, в которой специалист собирается

проходить собеседование, не только для проявления серьезного интереса к должности, но и для собственной эмоциональной стабильности и психологической уверенности во время собеседования, чтобы избежать чувства растерянности и чрезмерной тревожности, которые могут быть вызваны новой обстановкой или неизвестными обстоятельствами.

«Мягкие навыки», которыми обладает каждый индивид, способны выражать достоинства личности сразу во многих аспектах, демонстрируя быстроту реакций человека, сообразительность, эмпатию, такт, умение решать проблемные ситуации, урегулировать конфликты, проявлять стрессоустойчивость, самообладание, гибкость мышления, собственное достоинство и самоуважение, и в то же время проявлять доброжелательность, внимание, участие, простоту в общении, душевное расположение. Позитивный настрой, легкий нрав являются природными предпосылками к успешному развитию «мягких навыков». Соответственно, совокупность душевных, психических свойств, а также нравственные ценности, человеколюбие - это качества и природные особенности человека, которые будут являться хорошей основой для естественного развития корпоративной компетенции, которая, как мы уже определили, является своеобразным «ответвлением» межличностных навыков человека. Межличностные навыки отражают также манеры, культурные нормы, умения соблюдать этикет, модели поведения, которые характеризуют человека, создают его неповторимый социальный образ, особенно в корпоративной области, в сфере профессионального общения. Человек, занимая определенную должность и начиная профессиональную деятельность на каком-либо предприятии, должен понимать, что он становится субъектом нового социального (корпоративного) круга. Это означает, что его новые коллеги наблюдают за ним, общаются с ним, делают выводы о его личностных характеристиках, профессионализме, о его отношении к профессии, своим обязанностям, к новому коллективу и компании, выводы о его компетенциях. Следовательно, все окружающие люди, взаимодействующие с ним, создают собственное впечатление о данной личности, которое наряду с общим мнением составляет его образ и отношение к нему в компании. Поэтому педагогу так важно использовать процесс обучения и социальный круг группы студентов как образ будущего рабочего микроклимата, чтобы оказать студентам помощь в поиске своего оптимального поведения и проявления корпоративной компетенции, основанной на межличностных навыках взаимодействия с людьми в профессиональной области. Преподаватель должен планировать и реализовывать такие формы и виды деятельности, которые будут способствовать овладению студентами навыками конструктивного общения, умениями управления эмоциями, овладению умениями работы в команде. Эти умения являются следствием глубокого понимания своих личностных проблем, которые требуют коррекции или развития, а также понимания личностных особенностей собеседника, что будет позволять определять темперамент другого человека, с которым, к примеру, необходимо проводить переговоры. Поэтому со студентами необходимо проводить беседы, направленные на изучение и осознание таких знаний, которые, студенты, возможно не владеют. Подобные беседы должны иметь непринужденный спонтанный характер, моделировать реальные условия коммуникации, в процессе которой студенты сами на собственном практическом опыте (с поддержкой и разъяснениями педагога) понимают сущность ведения переговоров или взаимодействия с представителями иностранных предприятий, или обсуждения основных вопросов выпуска новой продукции. Таким образом, наиболее естественными для таких бесед могут являться специально созданные условия иноязычной деятельности, максимально реалистичной и приближенной к будущей профессиональной деятельности студентов. Данные условия будут позволять студентам проявлять себя в разных социальных ролях, осознавать свои проблемы, нуждающиеся в дополнительном развитии. Такая работа будет способствовать развитию личностных качеств и компетенций студентов, в индивидуальном порядке позволяя педагогу сосредоточить усилия на построении общей деятельности, в которой каждый студент будет эффективно решать индивидуальные несовершенства или устранять определенные неумения. Следует отметить, что специально подобранная для каждого студента деятельность, коллективная форма взаимодействия, а также тот факт, что студенты в течение продолжительного времени общаются друг с другом, являются факторами, позволяющими избежать психологических барьеров в процессе осуществления командной деятельности, следовательно, можно достигать положительных результатов личностного развития, личностных новообразований. Данная работа также будет побуждать студентов предварительно продумывать свой внешний и внутренний образ, включая речь, невербальные средства общения, улучшать и корректировать отдельные черты личности, развивать определенные умения, совершенствовать образ мыслей, стремиться к внутреннему стабильному психологическому состоянию, заниматься познавательной деятельностью, которая является неотъемлемой частью жизни образованного человека, чтобы производить достойное впечатление на работодателя. Корпоративность требует от человека умения адаптироваться к новым людям, условиям деятельности, обязанностям. Корпоративность предполагает преданность корпорации, учет корпоративных принципов в любой деятельности, а также в процессе коммуникации. «Мягкие навыки» позволяют человеку эффективно осваивать корпоративную компетенцию, развитие «мягких навыков» способствует сплочению коллектива, следовательно, укреплению командного духа, стимулированию командного импульса, побуждающего каждого члена корпорации проявлять активность.

Выводы. Таким образом, можно с уверенностью утверждать о целесообразности развития корпоративной компетенции у студентов средствами иноязычной деятельности на протяжении всего (целостного) обучения в техническом вузе. Постепенное усложнение учебной программы, появление новых видов деятельности, которые связаны с непосредственным усвоением знаний и практических умений по техническим специальностям, должно находиться во взаимосвязи с изучением студентами иностранного языка в техническом вузе, а также должно находить отражение в преподавании иностранного языка, нацеленного на обеспечение не только иноязычного обучения студентов, но и их разностороннего развития. Особые условия должны создаваться для студентов в рамках их профессиональной подготовки, что подразумевает грамотное введение видов иноязычной деятельности педагога и студентов, направленных на раскрытие потенциала личности каждого студента в русле формирования и развития у студента понимания сущности и ценности корпоративной компетенции, готовности к проявлению и совершенствованию корпоративной компетенции, развитие которой взаимосвязано с развитием «мягких навыков» личности.

Литература:

1. Зотов А.В. Формирование корпоративной компетентности студентов технического вуза в условиях профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. - URL: https://science-education.ru/m/artide/view?id=28823 (дата обращения: 23.09.2021).

2. Локтаева Н.Н. Понятие «Мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - №4 (64). - С. 28-34.

3. Маршалова Е.С., Рыжова Н.И. Тенденции профессиональной подготовки специалиста в области корпоративных маркетинговых коммуникаций с учетом конъюнктуры рынка труда и взаимодействия с работодателями // Преподаватель XXI век. - 2019. - №2-1. - С. 34-46. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-professionalnoy-podgotovki-spetsialista-v-oblasti-korporativnyh-marketingovyh-kommunikatsiy-s-uchetom-konyunktury-rynka (дата обращения: 01.10.2021).

4. Рыскулова М.Н. Корпоративные компетенции студентов вуза // Высшее образование сегодня. - 2016. - №1. -С. 34-37. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/korporativnye-kompetentsii-studentov-vuza (дата обращения: 15.09.2021).

5. Соловов А.А. Подготовка бакалавров: проблема востребованности выпускников на рынке труда // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - №3.1. - С. 58-64. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/podgotovka-bakalavrov-problema-vostrebovannosti-vypusknikov-na-rynke-truda (дата обращения: 03.10.2021).

6. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. SOFT SKILLS («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // МНКО. - 2021. - №1 (86). - С. 194-196.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

ИНОЯЗЫЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЙ УСПЕШНОГО

КОРПОРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения иноязычной деятельности с целью развития у студентов технического вуза умений успешного корпоративного взаимодействия. В статье определяется важность целостной профессиональной подготовки специалиста, которая включает в себя обязательное развитие и совершенствование умений корпоративного взаимодействия. В статье описывается важность профессиональной и личностной подготовки будущего выпускника к деловой коммуникации, которая может происходить в разных сферах, аспектах, с людьми различных должностей, темпераментов и личностных характеристик. Корпоративное взаимодействие основывается на умении человеком управлять своими эмоциями, определять и понимать эмоциональное состояние собеседника, уметь взаимодействовать с ним, учитывая особенности личности собеседника, а также условия ситуации коммуникации. В статье сделан вывод о роли уровня развития «мягких навыков» индивидуума в построении процесса коммуникации. Особую значимость «мягкие навыки» имеют для успешного участия человека в корпоративном взаимодействии с коллегами. Успешное и продуктивное корпоративное взаимодействие невозможно без умений человека работать в команде, чувствовать уверенность в своих мнениях и идеях, составлять логичные высказывания, выстраивать понятную аргументацию.

Ключевые слова: иноязычная деятельность, студент, развитие, корпоративное взаимодействие, профессиональная деятельность, «мягкие навыки», технический вуз.

Annоtation. The article deals with the issue of using foreign language activity in order to develop the skills of successful corporate interaction among students of a technical university. The article defines the importance of holistic professional teaching of a specialist, which includes the mandatory development and improvement of corporate interaction skills. The article describes the importance of professional and personal preparation of a future graduate for business communication, which can occur in different spheres, aspects, with people of different positions, temperaments and personal characteristics. Corporate interaction is based on the ability of a person to manage his emotions, to determine and understand the emotional state of the interlocutor, to be able to interact with him, taking into account the characteristics of the interlocutor's personality, as well as the conditions of the communication situation. The article concludes about the role of the level of development of "soft skills" of an individual in the construction of the communication process. "Soft skills" are of particular importance for the successful participation of a person in corporate interaction with colleagues. Successful and productive corporate interaction is impossible without a person's ability to work in a team, feel confident in opinions and ideas, make logical statements and build understandable arguments.

Keywords: foreign language activity, student, development, corporate interaction, professional activity, "soft skills", technical university.

Введение. Процесс профессиональной подготовки студентов в вузе осуществляется в неразрывной взаимосвязи с формированием и развитием у студентов навыков межличностного общения, а также корпоративной компетенции. Данная работа представляет собой важнейшую часть профессионального образования, поскольку будущий специалист должен чувствовать себя уверенно в аспекте общения с потенциальными работодателями и в отношении выбора компании, в которой он начинает карьеру [3]. Это означает, что будущий выпускник во время обучения в университете не только должен овладеть глубокими профессиональными знаниями по специальности, но также умениями и готовностью к уверенному и продуктивному профессиональному общению, которое может происходить в разных условиях, видах, формах, с людьми разных должностей, национальностей, темпераментов [2].

Данные умения и готовность проявляются как в интеллектуальном, так и в психологическом планах, основываются на так называемых «мягких навыках» личности - навыках, характеризующих целостность человека. «Мягкие навыки» могут включать в себя широкое разнообразие личностных черт, формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека. Особую важность «мягкие навыки» приобретают во время профессионального становления человека. Если ранее человек испытывал сложности общения, проявления собственных интересов, склонностей, проектирования конструктивного образа мышления, и ему не удалость преодолеть или скорректировать их, то в начале карьеры он может столкнуться с еще большими трудностями. Поскольку начало карьеры сопряжено с необходимостью проведения успешной самопрезентации, естественной коммуникации, представления своих умений, выражения культурных ценностей и установок, проявления личностных компетенций, а также с умениями быстро знакомиться с большим количеством новых людей, человеку важно иметь веру в свои силы, чтобы предлагать свои идеи, обучаться новому в своей профессии, добиваться карьерного роста. Таким образом, именно «мягкие навыки» представляют собой неотъемлемую часть становления человека как профессионала, «мягкие навыки» являют собой основу, базу для проявления человеком гибкости мышления, коммуникативности, умения делать правильные и позитивные выводы и заключения, осуществлять личностный и профессиональный рост в нераздельной совокупности и взаимообусловленности.

Целью данной статьи является изучение вопроса применения иноязычной деятельности с целью осуществления плодотворного влияния на постепенное и планомерное совершенствование умений корпоративного взаимодействия у студентов технического вуза. Данное развитие взаимосвязано с развитием «мягких навыков», что имеет чрезвычайно важное значение в аспекте успешного построения молодым специалистом будущей карьеры.

Изложение основного материала статьи. «Мягкие навыки» включают в себя природную составляющую -свойственные натуре, природе человека образ мыслей, жизни и коммуникации (улыбчивость, дружеский настрой, умения естественного и непринужденного общения, обаяния, смелость в установлении контактов с новыми людьми), и социальную составляющую - те навыки межличностного общения, которые более молчаливый, склонный к интроверсии человек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.