Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития и совершенствования лидерских компетенций у студентов в процессе иноязычного обучения в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. Целью статьи является подробное рассмотрение лидерских компетенций и способы их развития у студентов вуза. В статье определяется понятие «лидерские компетенции», выявляется значимость их развития для построения будущим специалистом успешной карьеры. Делается вывод о том, что полноценное развитие лидерских компетенций следует осуществлять в условиях целостного образовательного процесса. Описываются способы формирования и развития лидерских компетенций у студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе.
Ключевые слова: целостный процесс, иноязычное обучение, студент, лидерские компетенции, развитие,
вуз.
Annоtation. The article deals with the development and improvement of leadership competencies of students in the process of foreign language teaching at Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev. The purpose of the article is a detailed review of leadership competencies and ways of their development of university students. The article defines the concept of "leadership competencies", reveals the importance of their development for building a successful career by a future specialist. It is concluded that the full development of leadership competencies should be carried out in the context of a holistic educational process. The article describes the ways of forming and developing students' leadership competencies in the process of learning a foreign language at university.
Keywords: holistic process, foreign language teaching, student, leadership competencies, development, university.
Введение. Лидерские качества и навыки, выражающиеся в лидерском поведении, несомненно, способствуют повышению профессиональной производительности и личностному росту человека. Лидерское поведение оказывает положительное развивающее влияние на многие способности и навыки человека, такие как проявление инициативы, коммуникабельность, эмпатия, критическое мышление, способность рассмотреть какой-либо вопрос с разных точек зрения. Следовательно, выявление и развитие лидеров является актуальной задачей для вузов, осуществляющих подготовку будущих выпускников, и компаний, в которых работают как начинающие специалисты, так и опытные профессионалы. В настоящее время компетентностный подход является эффективной основой для развития лидерства. Подход, основанный на компетентности, означает определение лидерских компетенций и их целенаправленное развитие. Следует отметить, что полноценное развитие лидерских компетенций, составляющих целый комплекс знаний, умений и навыков, целесообразно осуществлять только в условиях целостного образовательного процесса, потому что именно целостность обучения позволяет сосредоточить педагогические действия на развитии и совершенствовании целостной личности. Несомненно, будущий выпускник, обладающий целостной, всесторонней личностью, чувствует себя максимально подготовленным не только к качественному выполнению профессиональных обязанностей, но и имеет развитые способности к личностному и профессиональному росту, к новым видам деятельности, сложностям и переменам, к развитию в себе дополнительных компетенций, к проявлению себя в новых ролях. Чтобы данная реализация стала возможной, система образования призвана обеспечить студентов - будущих молодых специалистов - вышеуказанными способностями, готовностью, желанием к применению своих способностей, к работе над собой. Формирование, развитие и совершенствование лидерских компетенций, включающих в себя большое разнообразие умений и навыков, является одним из приоритетов работы преподавателей вуза. Данная статья посвящена рассмотрению лидерских компетенций и вопросу их эффективного развития у студентов в процессе организации целостного процесса иноязычного обучения в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева.
Изложение основного материала статьи. Важно определить ключевые компетенции для лидерства и выбрать стратегии развития и стимулирования данных лидерских компетенций у студентов. Следует отметить, что существуют конкретные лидерские компетенции, характерные для профессиональной деятельности в конкретной компании, в которой будет работать будущий выпускник. Несмотря на это, важно проводить работу над общими лидерскими компетенциями, актуальными для каждой организации, а также развивать у студентов способности к пониманию новых лидерских компетенций, которыми, возможно, придется овладеть на рабочем месте, и обеспечить студентов знаниями, умениями и способностями к данной деятельности. Это обусловлено отличительными индивидуальными особенностями каждой конкретной фирмы/предприятия, а также возможным изменением должностных обязанностей специалиста. В таком случае самообучение и саморазвитие будут являться необходимыми способностями, которые нужно развивать у студентов заранее, в процессе вузовской подготовки. Каждая компания должна создавать условия для проявления и развития лидерских компетенций сотрудников с целью осуществления успешной деятельности и реализации конкурентного преимущества данной компании.
В связи с тем, что навыки и умения, необходимые для определенной должности, зависят от индивидуальных условий каждой компании и могут меняться, использование компетентностного подхода является приоритетным для успешного развития компетенций, необходимых для различных должностей на разных уровнях в конкретной организации. При организации процесса развития лидерских компетенций личности необходимо учитывать компетенции различного характера, которыми человек уже владеет, а также текущие личностные возможности и способности человека. Сравнение уже имеющегося личностного компетентностного уровня человека с теми лидерскими компетенциями, над которыми планируется работать, является значимым этапом, обеспечивающим успешное развитие нужных лидерских компетенций.
Таким образом, опора на текущие возможности человека с целью выбора наилучшей тактики достижения навыков и компетенций, необходимых для лидерской позиции, позволяет добиваться эффективного и «адресного» совершенствования лидерских способностей. Следовательно, будущий выпускник вуза сможет уверенно и свободно строить успешную карьеру по специальности. Итак, следует определить ключевые лидерские компетенции и способы их развития.
1. Социальный интеллект. Социальный интеллект является одним из лучших показателей эффективности лидерства. Понятие социального интеллекта очень широко, поэтому целесообразно рассматривать данное явление с учетом специфики социальных ситуаций, а также динамики и способности к эффективным действиям в ряде социальных ситуаций. В рамках обсуждения проблемы развития лидерских компетенций и эффективного лидерства социальный интеллект имеет большую значимость в связи с тесной взаимосвязью социализации человека, социальных ролей и проявления способности к лидерству. Следовательно, чтобы развивать социальный интеллект, человек должен постоянно находиться среди различных по характеру и темпераменту людей. Хорошее развивающее действие на развитие социального интеллекта оказывает общение человека с людьми, которые занимают разные должности, его личное умение выстраивать продуктивное взаимодействие с ними, которое основывается не только на выполнении профессиональных задач, но и предполагает личное общение, умение сформировать о себе положительное впечатление, проявить свои лучшие качества. Именно личное взаимодействие является неотъемлемой частью построения эффективных профессиональных взаимоотношений. Таким образом, умения устанавливать личные контакты с людьми, участие человека в различных социальных ситуациях, в т.ч. связанных с работой, развивают его социальную восприимчивость, и как следствие, социальный интеллект.
2. Навыки межличностного общения. Навыки межличностного общения относятся к сфере социального интеллекта. Основная характеристика навыков межличностного общения состоит в том, что данные навыки являются основой возможности личности устанавливать продуктивные взаимоотношения с окружающими людьми. Навыки межличностного общения, относящиеся к «мягким» психолого-социальным навыкам, представляют собой особую важность в формировании лидерских навыков.
Навыки межличностного общения можно рассматривать как подмножество социального интеллекта. Они формируют аспект социальной эффективности, который в большей степени ориентирован на отношения. Таким образом, в связи с тем, что мягкие навыки лидерства лучше всего представлены навыками межличностного общения, актуально направить усилия на их целенаправленное развитие. Развитие и совершенствование данных навыков предполагает, прежде всего, желание к общению как личному, так и профессиональному. Этот процесс неразрывно связан с умением внимательно слушать собеседника и умением правильно реагировать на поступающую информацию в зависимости от ее характера. Что касается личного и профессионального видов общения, следует отметить их тесную взаимосвязь, так как одно невозможно без другого. Личность человека как цельная система включает в себя множество навыков, и профессиональные навыки усваивает именно личность, следовательно, от личности, личностных особенностей, взглядов, в том числе на взаимоотношения с коллегами и клиентами, будет зависеть отношение к необходимому уровню и качеству выполнения профессиональных обязанностей. Для эффективного развития навыков межличностного общения существенное значение имеет понимание сферы коммуникации, а также работа над речью и навыками публичного выступления.
3. Эмоциональный интеллект, навыки эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект дополняет социальный интеллект и представляет собой способность индивида общаться на эмоциональном уровне, адекватно понимать и оценивать эмоциональные ситуации и эмоции (собственные и других людей), уметь оставаться в гармонии со своими эмоциями. Эмоции, их выражение составляют личное обаяние человека, лидерскую «харизму» - умение стать лидером, который нравится людям; способности владеть и демонстрировать притягательную силу лидера/руководителя. Работа над развитием эмоционального интеллекта включает в себя понимание невербальных сигналов других людей, особенно сигналов, связанных с эмоциями. Человеку может потребоваться научиться контролировать свои эмоции, а также характерные индивидуальные эмоциональные вспышки. Для этого важно уметь/научиться анализу своих эмоций и эмоций других людей, понимать причины их возникновения и выражения, делать продуктивные выводы из данного анализа, и в соответствии с данными выводами применять новые подходы к коммуникации. Людям, испытывающим сложности с выражением своих чувств и эмоций (зачастую по причине внутренней скованности), нужно практиковаться в конструктивных способах эмоционального выражения. На работе в сфере профессиональной коммуникации именно эмоции человека покажут его личностную вовлеченность в определенную деятельность, что будет служить доказательством активности специалиста в каком-либо вопросе. И наоборот, человек, энергично и упорно занимающийся поиском решения какой-либо проблемы, но при этом воздерживающийся от высказываний об опыте своей работы, от совместных обсуждений, рискует остаться незамеченным в плане его достижений и трудолюбия. Следовательно, профессиональные и карьерные продвижения неразрывно связаны с эмоциональной сферой человека, с умением выражать свои эмоции соответствующим образом.
4. Благоразумие, здравомыслие. Здравомыслящий человек может высказывать разумные суждения, выбирать разумные линии поведения, проявлять мудрость, открытость, восприимчивость к точкам зрения и мнениям коллег. Чтобы развивать в себе данные качества, важно анализировать свои мысли и стараться учиться более широкому, критическому мышлению. Человек должен стремиться культивировать в себе способности к разносторонним взглядам, интересоваться различными отношениями к изучаемому вопросу, принимать их во внимание при выборе конкретного курса действий.
5. Смелость, мужество, настойчивость, упорство и стойкость в какой-либо деятельности.
Стойкость или мужество - ценные свойства, характерные для лидера. Это объясняется тем, что лидерские способности включают в себя смелость идти на обдуманный риск, а также мужество отстаивать собственные идеи, принципы, достигать поставленных целей. Чтобы развивать данные качества, требуется прилагать большие усилия, основанные на совершенствовании личностных ориентиров и ценностей.
6. Управление конфликтами. Этот межличностный навык «высшего порядка» помогает сотрудникам и руководителю избегать или разрешать конфликты межличностного характера. Можно с уверенностью утверждать, что конфликты ведут к постоянно нарастающей общей тревожности и нервозности в коллективе и препятствуют качественному взаимодействию членов организации. Лидер должен обладать соответствующими умениями и компетенциями по профилактике и недопущению конфликтных ситуаций, а
также по управлению и грамотному решению конфликтов. Несомненно, такие навыки сложны в освоении, поэтому человеку, нацеленному на получение знаний по разрешению конфликтов, необходимо изучать стратегии поведения лидера/руководителя, направленного на управление конфликтами.
Жизненно важный аспект управления конфликтом заключается в том, чтобы помочь сторонам, вовлеченным в конфликт, пойти на компромисс (при этом каждая сторона должна иметь возможность отказаться от чего-либо) или сотрудничать (беспроигрышный исход).
7. Принятие решений.
Способность принимать правильные решения или руководить процессом принятия правильных решений входит в число ключевых компетенций лидеров. Способы принятия решений могут быть различными по своему действию и эффективности. Отличительное качество хорошего лидера заключается в том, что он должен знать, когда и какое решение должно быть принято, когда коллеги должны быть проконсультированы и вовлечены в процесс принятия решений, и даже, возможно, когда приходит время «сделать шаг назад» и позволить другим принимать решения. Именно понимание и грамотная оценка текущего момента имеет большое значение для принятия правильного и выгодного решения. Научиться этому можно только благодаря опыту в подобной деятельности, который можно получить в результате систематической работы по тщательному изучению определенных ситуаций. Опыт складывается не только из удач и успеха; ошибочные решения также имеют значение для обогащения опыта человека. Ошибки являются ценной информацией для специалиста, анализируя которую, человек приобретает больше знаний и умений. Ошибки содержат в себе материал, который способен научить человека новому; позволит понять, какие стороны нуждаются в доработке или корректировке.
Важно заметить, что в результате беседы со студентами и по опыту педагогического наблюдения, студенты отмечают большую продуктивность работы и лучшее понимание тех тем и видов речевой деятельности, которые вызывали у них первоначальные трудности и требовали более сосредоточенных и упорных усилий.
8. Политические навыки.
Нельзя отрицать тот факт, что все организации или группы наполнены своего рода «политикой». Чтобы двигаться вперед, люди пытаются приобрести союзников, нарушают правила и продвигают свои личные планы. Лидер, способный к эффективному управлению группой, должен являться хорошим политическим «игроком», быть осведомленным о правилах, которым необходимо следовать для успешного управления политическим поведением людей, чтобы предотвратить нарушение социального взаимодействия внутри группы или организации. Чтобы развивать политические компетенции и приобретать политические навыки, как и другие высокоразвитые лидерские компетенции, важно изучать вопросы, связанные с социальной динамикой и взаимодействием с людьми, а также применять полученные знания на практике.
9. Навыки и умения оказывать влияние на других людей.
Лидерство, по своей сущности, является умением осуществлять влияние на поведение других людей. Таким образом, эффективный лидер проявляет мастерство социального влияния и обладает способностью управлять властью справедливым и разумным способом. Важную роль при этом играет применение межличностных или «мягких/гибких» навыков, а также умение приводить хорошо продуманные и убедительные аргументы в пользу своих высказываний. Умение рассмотреть вопрос с разных точек зрения необходим для подготовки к предстоящим переговорам, когда актуально продумать не только собственную позицию, но и предположить, какова будет позиция второй стороны переговоров, постараться заранее проанализировать стратегию и тактику поведения предполагаемых партнеров, чтобы спланировать наиболее действенное и выгодное предложение для сотрудничества.
Выводы. Занятия по иностранному языку предлагают большой потенциал для организации совместной деятельности педагога и обучающихся, направленной на развитие и совершенствование лидерских компетенций у студентов. Грамотное планирование процесса обучения иностранному языку позволяет преподавателю развивать все указанные лидерские компетенции у студентов в ходе выполнения студентами различных специально подобранных заданий во всех видах речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение). Можно с уверенностью утверждать, что задания, нацеленные на развитие речевых умений и навыков студентов, всегда выполняются в определенном контексте или коммуникативной ситуации. Это предполагает активное участие студентов во взаимодействии с одногруппниками, опыт принятия на себя различных ролей, решение каких-либо коммуникативных, деловых, профессиональных задач, используя подготовленные и неподготовленные высказывания. Данная деятельность позволяет студентам выбирать нужную линию поведения и практиковаться в выражении лидерских компетенций в различных областях коммуникации как личной, так и профессиональной. В конечном итоге, данный опыт и практика служат незаменимым средством формирования основы для дальнейшего совершенствования и применения выпускником собственных способностей для построения успешной карьеры и жизни.
Литература:
1. Анисимов Н.Д., Бударин П.Ю., Касьяник Ю.В. Оценка способностей к лидерству и командному сотрудничеству у студентов // Вестник ГУУ. - 2014. - №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sposobnostey-k-liderstvu-i-komandnomu-sotrudnichestvu-u-studentov (дата обращения: 19.02.2021).
2. Крюкова Н.А., Басов О.Н., Малярова Н.А. Методологические основы подготовки молодых лидеров: компетентностный подход // Кластеры. Исследования и разработки. - 2016. - №3 (4). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/metodologicheskie-osnovy-podgotovki-molodyh-liderov-kompetentnostnyy-podhod (дата обращения: 19.02.2021).
3. Марковская И.М. Лидерство: командный подход // Психология. Психофизиология. - 2008. - №31 (131). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/liderstvo-komandnyy-podhod (дата обращения: 19.02.2021).
4. Ольшанская Е.В. Социально-психологические характеристики лидерства в студенческих группах первого курса // Вестник ЮУрГГПУ. - 2018. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-liderstva-v-studencheskih-gruppah-pervogo-kursa (дата обращения: 19.02.2021).
5. Приходько Н.В. Профессионально значимые лидерские качества: сущность, понятие, особенности развития // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-znachimye-liderskie-kachestva-suschnost-ponyatie-osobennosti-razvitiya (дата обращения: 19.02.2021).
6. Щетинина Д.П., Зинченко С.С. Формирование компетенции «Лидерство» в вузах // Российский психологический журнал. - 2016. - №4. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/formirovanie-kompetentsii-liderstvo-v-vuzah (дата обращения: 19.02.2021).
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования и развития лидерских качеств у студентов технического университета. Целью статьи является рассмотрение проблемы развития лидерских качеств у магистров в процессе изучения иностранного языка в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. Рассматриваются основные понятия «лидерство», «лидерские качества», выявляется их значимость для карьеры и жизни. Приводится описание основных характеристик теорий лидерства. Определяются особенности формирования и развития лидерских качеств у студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе с использованием деятельностного подхода.
Ключевые слова: магистрант, развитие, лидерство, лидерские качества, изучение иностранного языка, технический вуз.
An^tatton. The article deals with the formation and development of leadership skills among students of the Technical University. The purpose of the article is to consider the problem of masters' leadership qualities developing in the process of learning a foreign language at Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev. The basic concepts of "leadership", "leadership qualities" are considered, their significance for career and life is revealed. The main characteristics of leadership theories are described. The features of the formation and development of students' leadership qualities in the process of learning a foreign language at university using the activity approach are determined.
Keywords: master, development, leadership, leadership skills, foreign language learning, technical university.
Введение. Несомненно, что изучение иностранного языка имеет большую ценность в плане освоения речевых навыков и умений. Можно с уверенностью утверждать, что данный процесс также оказывает огромное благотворное влияние на развитие разнообразных личностных качеств человека. Личностное развитие в процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе во многом зависит от грамотного построения данного процесса преподавателем. В ходе обучения иностранному языку важно сосредоточить усилия на целенаправленном развитии лидерских качеств личности. Именно лидерские способности, если даже развитые в разной степени у каждого человека, позволяют стремиться к достижению профессиональных и личностных целей в жизни. Студенты, изучая иностранный язык в вузе, имеют большое разнообразие возможностей развивать данные навыки. Данная статья посвящена вопросу развития лидерских качеств у студентов в процессе изучения иностранного (английского) языка в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. Прежде чем описать возможности формирования лидерских качеств у студентов в процессе изучения иностранного языка, важно рассмотреть понятия лидерских качеств и лидерского поведения более подробно.
Изложение основного материала статьи. Лидерское поведение и лидерские качества не ограничиваются каким-либо определенным слоем общества, уровнем образования или профессией. Они могут проявляться в любой роли, которую выполняет человек в обществе, а также в любой ситуации. Тем не менее, ближайшее социальное окружение человека влияет на формирование лидерских способностей личности. Следует отметить, что качества, определяющие хорошего лидера, весьма разнообразны. Ясно, что лидер должен восхищать, вдохновлять других людей своими мыслями и поступками. В то же время многие лидеры очень сильно отличаются друг от друга с точки зрения личности и черт характера. Лидер, в самом общем смысле, должен обладать следующими качествами: позитивный настрой, желание и стремление проявлять инициативу, уверенность, способность к нестандартному, критическому мышлению, ответственность, приверженность своему делу/профессии, высокие личные нравственные качества, доброжелательность, умение управлять своими эмоциями, эмпатия, готовность к новой деятельности, способность к преодолению препятствий и неудач.
Чтобы более четко определить лидерские качества, необходимо рассмотреть теории лидерства.
Самая ранняя теория лидерства утверждает, что лидерство - это врожденное качество, которым человек либо обладает, либо не обладает. Но в более поздних теориях выражалось мнение, что лидерские качества могут быть усвоены посредством правильного обучения и моделирования поведения. Теории лидерства включают в себя теорию черт характера, которая определяет черты характера или качества, свойственные успешному и хорошему лидеру. Данная теория включает следующие качества личности: желание руководить какой-либо деятельностью, координировать работу других людей; целостность личности; наличие нравственных ориентиров; уверенность в своих силах; интеллектуальные способности; поиск новых идей/решений; стремление реализовывать творческий подход к реализации идей; проявление инициативы; целеустремленность; настойчивость и трудолюбие в достижении целей.
Поведенческая теория. Данная теория определяет формирование эффективного лидерства как результата ролевого поведения. Акцент делается на поведенческих моделях, которые определяют хорошего лидера и его влияние на окружающих.
Теория управления или управленческая решетка, основанная американскими специалистами в области менеджмента Р. Блейком и Дж. Моултоном, которые определили типологические способы и стили управления взаимодействием членов какой-либо группы. Данная теория предполагает применение эффективных приемов, направленных на предотвращение (профилактику) внутригрупповых конфликтов.
Ситуационная теория, которая призывает при определении наилучшего стиля руководства учитывать важность ситуационных факторов выполнения задачи. Большую роль в данной теории играет взаимодействие