6. Щетинина Д.П., Зинченко С.С. Формирование компетенции «Лидерство» в вузах // Российский психологический журнал. - 2016. - №4. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/formirovanie-kompetentsii-liderstvo-v-vuzah (дата обращения: 19.02.2021).
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МАГИСТРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования и развития лидерских качеств у студентов технического университета. Целью статьи является рассмотрение проблемы развития лидерских качеств у магистров в процессе изучения иностранного языка в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. Рассматриваются основные понятия «лидерство», «лидерские качества», выявляется их значимость для карьеры и жизни. Приводится описание основных характеристик теорий лидерства. Определяются особенности формирования и развития лидерских качеств у студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе с использованием деятельностного подхода.
Ключевые слова: магистрант, развитие, лидерство, лидерские качества, изучение иностранного языка, технический вуз.
An^tatton. The article deals with the formation and development of leadership skills among students of the Technical University. The purpose of the article is to consider the problem of masters' leadership qualities developing in the process of learning a foreign language at Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev. The basic concepts of "leadership", "leadership qualities" are considered, their significance for career and life is revealed. The main characteristics of leadership theories are described. The features of the formation and development of students' leadership qualities in the process of learning a foreign language at university using the activity approach are determined.
Keywords: master, development, leadership, leadership skills, foreign language learning, technical university.
Введение. Несомненно, что изучение иностранного языка имеет большую ценность в плане освоения речевых навыков и умений. Можно с уверенностью утверждать, что данный процесс также оказывает огромное благотворное влияние на развитие разнообразных личностных качеств человека. Личностное развитие в процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе во многом зависит от грамотного построения данного процесса преподавателем. В ходе обучения иностранному языку важно сосредоточить усилия на целенаправленном развитии лидерских качеств личности. Именно лидерские способности, если даже развитые в разной степени у каждого человека, позволяют стремиться к достижению профессиональных и личностных целей в жизни. Студенты, изучая иностранный язык в вузе, имеют большое разнообразие возможностей развивать данные навыки. Данная статья посвящена вопросу развития лидерских качеств у студентов в процессе изучения иностранного (английского) языка в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. Прежде чем описать возможности формирования лидерских качеств у студентов в процессе изучения иностранного языка, важно рассмотреть понятия лидерских качеств и лидерского поведения более подробно.
Изложение основного материала статьи. Лидерское поведение и лидерские качества не ограничиваются каким-либо определенным слоем общества, уровнем образования или профессией. Они могут проявляться в любой роли, которую выполняет человек в обществе, а также в любой ситуации. Тем не менее, ближайшее социальное окружение человека влияет на формирование лидерских способностей личности. Следует отметить, что качества, определяющие хорошего лидера, весьма разнообразны. Ясно, что лидер должен восхищать, вдохновлять других людей своими мыслями и поступками. В то же время многие лидеры очень сильно отличаются друг от друга с точки зрения личности и черт характера. Лидер, в самом общем смысле, должен обладать следующими качествами: позитивный настрой, желание и стремление проявлять инициативу, уверенность, способность к нестандартному, критическому мышлению, ответственность, приверженность своему делу/профессии, высокие личные нравственные качества, доброжелательность, умение управлять своими эмоциями, эмпатия, готовность к новой деятельности, способность к преодолению препятствий и неудач.
Чтобы более четко определить лидерские качества, необходимо рассмотреть теории лидерства.
Самая ранняя теория лидерства утверждает, что лидерство - это врожденное качество, которым человек либо обладает, либо не обладает. Но в более поздних теориях выражалось мнение, что лидерские качества могут быть усвоены посредством правильного обучения и моделирования поведения. Теории лидерства включают в себя теорию черт характера, которая определяет черты характера или качества, свойственные успешному и хорошему лидеру. Данная теория включает следующие качества личности: желание руководить какой-либо деятельностью, координировать работу других людей; целостность личности; наличие нравственных ориентиров; уверенность в своих силах; интеллектуальные способности; поиск новых идей/решений; стремление реализовывать творческий подход к реализации идей; проявление инициативы; целеустремленность; настойчивость и трудолюбие в достижении целей.
Поведенческая теория. Данная теория определяет формирование эффективного лидерства как результата ролевого поведения. Акцент делается на поведенческих моделях, которые определяют хорошего лидера и его влияние на окружающих.
Теория управления или управленческая решетка, основанная американскими специалистами в области менеджмента Р. Блейком и Дж. Моултоном, которые определили типологические способы и стили управления взаимодействием членов какой-либо группы. Данная теория предполагает применение эффективных приемов, направленных на предотвращение (профилактику) внутригрупповых конфликтов.
Ситуационная теория, которая призывает при определении наилучшего стиля руководства учитывать важность ситуационных факторов выполнения задачи. Большую роль в данной теории играет взаимодействие
сотрудников, которые работают над выполнением задачи, и руководителей, направляющих ход данного выполнения.
Теория «путь-цель», которая означает умение руководителя осуществлять подход к управлению, характеризующийся использованием стилей руководства, выбор которых зависит от поставленных задач и ситуаций.
Приведенные теории являются одними из самых ранних теорий лидерства, выдвинутых экспертами по менеджменту. Следует отметить, что данные теории характеризуются некоторой ограниченностью, выражающейся в том, что они фокусируются исключительно на лидере и индивидуальном стиле руководства, свойственным данному руководителю. Современная действительность требует пересмотра и изменения управленческого сценария и теорий лидерства.
В настоящее время основное внимание должно уделяться меняющимся условиям жизни, потребностям человека, возрастающей сложности профессиональных задач, изменению организационных реалий. Немаловажную роль играет межкультурный аспект в общении и взаимодействии сотрудников многонациональных и международных компаний. В последнее время большую популярность приобретает теория трансформационного лидерства. Трансформационное лидерство означает значительное личное влияние лидера на людей, с которыми он работает. Данная модель предполагает, что лидер усиливает мотивацию сотрудников, способствует эффективной деятельности, улучшает настрой и моральный дух людей, создает ситуацию успеха, вдохновения, предлагает новые идеи для совместного продуктивного обсуждения. Трансформационный лидер достигает сплочения коллектива. Такие лидеры способны наполнить профессиональные задачи дополнительным творческим смыслом, придать задачам особый «вызов», призванный мотивировать проявление сотрудниками креативности, стремления к инновациям, организационным преобразованиям.
Следует отметить, что для более поздних теорий был характерен переход от индивидуального лидерства к групповому. Групповое лидерство признавалось как лучшая альтернатива личному лидерству. Основная идея группового лидерства состоит в том, что каждый человек способен стать хорошим лидером. В компаниях необходимо создавать благоприятные, доступные каждому сотруднику условия для проявления лидерских качеств. По мнению ведущих специалистов по менеджменту, при планировании и организации работы в командах и группах важно предоставлять возможность каждому работнику брать на себя руководящую роль, проявлять инициативу, высказывать инновационные идеи, предлагать различные проекты.
Развитие и совершенствование лидерских навыков является самой сложной и важной задачей системы образования. Ведь лидерству можно научиться, только прилагая личные собственные осознанные усилия в различных сферах деятельности. Особую актуальность имеет вопрос, каким образом построить наиболее эффективную технологию развития лидерских навыков. В основе обучения лидерству лежит самомотивация человека, его личное желание осваивать и развивать лидерские способности. Первым шагом в возникновении внутренней мотивации к обучению лидерству является осуществление человеком наблюдения за лидерским поведением других людей, восхищение ими, желание попробовать себя в роли лидера. Затем, путем личностных изменений и трансформации человек может достичь определенной степени развития лидерских способностей. Ключевым процессом в данном развитии является личностное изменение (личностный рост), включающее модификацию убеждений и мыслей личности, что способствует появлению энтузиазма по отношению к определенной выполняемой деятельности. В свою очередь, желание поделиться профессиональными идеями, проектами с коллегами, стремление организовать работу в команде/группе способствует сплочению коллектива и более качественному, продуктивному и творческому отношению к работе всех работников. Самое важное в формировании лидерских способностей - постоянное и постепенное привнесение в жизнь человека лидерского поведения. Именно практика реализации и тренировки собственного лидерского поведения, которое по мере регулярного осознанного проявления становится для человека все более привычным состоянием, является залогом успешного и уверенного развития лидерских способностей. Анализируя свои успехи и неудачи, человек избавляется от страха проявлять себя в качестве лидера, и как следствие, принимает решение совершать лидерские действия. Одним из самых сложных этапов проявления лидерских качеств для индивидуума является избавление от страха проявлять данные качества, которые заложены в каждом человеке. Важно осознать и идентифицировать свои страхи для выбора правильной тактики работы с ними и освобождения от них. Страхи классифицируются следующим образом: 1) страхи относительно недостаточно развитых интеллектуальных способностей; 2) негативная оценка коммуникативных способностей; 3) негативная оценка навыков публичного выступления; 4) страх неудачи. Страхи и негативная самооценка собственных определенных умений и способностей являются значительным препятствием для самовыражения личности. Поэтому человеку психологически сложно сконцентрироваться на своих сильных сторонах, а не на недостатках. Следовательно, требуется большая личностная работа со своими мыслями и эмоциями, чтобы остановить повторяющийся сценарий поведения человека, испытывающего трудности активного самовыражения. Зачастую человек может быть профессионально-компетентным и знающим специалистом, но именно заниженная самооценка, страх неудач мешают его профессиональному росту и карьерному продвижению, так как все его достижения и идеи остаются скрытыми и нереализованными. Однако нужно понимать, что неудачи в первое время, когда человек начинает публично, превозмогая свои страхи и неуверенность, выражать лидерские способности, заявляя о своем мнении и видении какого-либо вопроса, являются совершенно нормальным и обычным явлением. Следует оставаться настойчивым и следовать своим стремлениям. Несомненно, что начальный этап проявления человеком лидерских качеств с целью их постоянного развития и проявления связан с эмоциональным дискомфортом и общей тревожностью. Но эти ощущения быстро проходят, если попытки проявления инициативы успешны, человек достигает результатов, испытывает удовлетворенность от своей новой деятельности. Проявление себя в новом (лидерском) качестве позволяет также специалисту почувствовать себя по-новому в профессиональном плане, особенно, если человек испытывает признаки эмоционального/профессионального выгорания из-за однообразной деятельности и невозможности самовыражения по причине внутренней скованности. Общение с коллегами с целью обсуждения наилучших способов решения задач привносит в жизнь человека профессиональное удовлетворение и радость от выполняемой деятельности. Чтобы специалистам стало проще начать проявлять свои лидерские способности на рабочих местах, важная роль принадлежит руководителю предприятия. Руководитель, понимающий
ценность проявления сотрудниками лидерских качеств для личностного роста, а также для деятельности компании, должен создавать благоприятные организационные условия, возможности, стимулирующие личное желание работников заниматься активной мыслительной работой, творческой совместной реализацией новых профессиональных идей и проектов в сплоченной доброжелательной атмосфере. Активизация нестандартного мышления человека, способности к принятию риска, свободному выражению идей; поощрение инициативы, творческого и лидерского поведения; обучение сотрудников новым технологиям; самообучение и самосовершенствование способствуют развитию лидерства и, в конечном итоге, позволяют добиваться общей успешности деятельности предприятия. Большое значение для развития лидерства сотрудников также имеет наставничество, коучинг, грамотное распределение ролей в команде/группе работников, т.е. помощь и поддержка, направленная на продуктивную профессиональную деятельность каждого человека, в т.ч. в области лидерства. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что руководители предприятий должны уделять большое вниманию созданию условий для свободы действий своих сотрудников, что позволит им развивать и применять потенциальный лидерский талант/лидерские качества для радикальных достижений компании.
Несомненно, что подходы к развитию лидерства и стили лидерства должны постоянно совершенствоваться в соответствии с меняющимися реалиями научного и технологического сообществ. Задачи, организационные цели, экономическая ситуация в стране и мире - это факторы, влияющие на развитие и применение лидерства сотрудниками каждой компании.
Лидерство предполагает не только наличие у человека лидерских качеств и характеристик; для развития лидерства требуется знание и применение способов их развития, осознание задач, которые необходимо решать. Важно отметить, что эффективный лидер должен выполнять определенные задачи, требующие его постоянного внимания, глубоких профессиональных знаний, понимания сущности, особенностей и сложностей выдвигаемых проектов. Осуществление данной деятельности требует развитых коммуникативных способностей личности. Человек, желающий стать лидером, обязательно должен обладать коммуникативными способностями. Обладание коммуникативными способностями означает, что человек должен быть искусным собеседником, внимательным слушателем, иметь хорошее образование, быть грамотным, использовать адекватный словарный запас, иметь самообладание, а также уметь создавать и выступать с презентациями.
В рамках развития лидерских качеств у студентов целесообразно применять деятельностный подход, который основывается на взаимосвязи психики и деятельности человека. Деятельностный подход рассматривает деятельность человека как целенаправленную, обусловленную внутренними мотивами активность, выполнение которой сопряжено с социальным взаимодействием человека с окружающими людьми. Основным элементом деятельности является действие, неразрывно связанное с сознанием и поведением. Следовательно, именно деятельностный подход может способствовать эффективному развитию лидерского поведения, приобретаемого личностью через предлагаемые педагогом действия и деятельность и создаваемые для этого условия. Опора на принцип деятельностного подхода о социальной обусловленности человеческой деятельности имеет существенное значение, так как лидерские качества могут развиваться только в осознанном и желаемом взаимодействии человека с социумом.
Занятия по иностранному языку являются незаменимым средством развития лидерских способностей у студентов, что, несомненно, будет способствовать успешной профессиональной карьере будущих выпускников. Работа по развитию и совершенствованию лидерских способностей проводится среди магистрантов первого года обучения в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. Магистрантам, изучающим иностранный язык, предлагается большое разнообразие различных видов деятельности, направленных на практическое применение лидерских способностей. Обучение иностранному языку в вузе носит практико-ориентированный характер, выполнение практически всех заданий нацелено на развитие лидерских качеств у студентов. Преимущество иноязычной деятельности для формирования лидерства также состоит в том, что студенты могут тренировать и совершенствовать лидерские качества во всех видах речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, речь. При этом каждый студент имеет возможность выбрать тот вид речевой деятельности, в котором чувствует себя более уверенно и комфортно. В дальнейшем, учитывая особенности студента речевого и личностного характера, преподаватель должен стараться развивать навыки и умения, которые являются слабыми сторонами студента и нуждаются в дополнительной работе. Развитию лидерства также способствует формат выполнения заданий: обычно студенты работают в парах, в группах, в команде.
Выводы. Таким образом, практический опыт преподавания иностранного языка в техническом вузе, а также на практика организации процесса обучения иностранному языку с акцентом на развитие и совершенствование лидерских качеств у студентов, позволяют сделать вывод о том, что студенты заинтересованы в данной работе. Данная заинтересованность объясняется тем, что будущие профессионалы стремятся построить успешную карьеру в ведущих компаниях, которые предоставляют возможность молодым специалистам проявлять свои профессиональные знания и умения, заниматься различными проектами, реализовывать идеи и начинания. Осуществление такой деятельности подразумевает проявление инициативы и лидерских качеств.
Литература:
1. Бендас Т.В. Психология лидерства. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
2. Бородина К.А. Формирование лидерского потенциала у студентов технического университета в процессе профессиональной подготовки // Вестник ЮУрГГПУ. - 2017. - №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-liderskogo-potentsiala-u-studentov-tehnicheskogo-universiteta-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 19.02.2021).
3. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. К вопросу о формировании лидерства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №2 (36). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/k-voprosu-o-formirovanii-liderstva (дата обращения: 14.02.2021).
4. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. - М.: Альпина, 2009. - 300 с.
5. Никулина И.В. Формирование лидерских качеств у студентов // СНВ. - 2016. - №4 (17). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-liderskih-kachestv-u-studentov-1 (дата обращения: 14.02.2021).
6. Пономарёв А.В., Ланцев А.О., Кырчиков М.С. Лидерство в молодежной среде. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 216 с.
7. Шубина И.В. Понятия «Деятельность», «Деятельностный подход» в отечественной науке // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiya-deyatelnost-deyatelnostnyy-podhod-v-otechestvennoy-nauke (дата обращения: 25.02.2021).
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития навыков иноязычного делового общения у студентов Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева. Обосновывается важность обучения студентов деловому иностранному языку в вузе и владения студентами навыками официального англоязычного общения. Целью статьи является обсуждение проблемы обучения студентов старших курсов навыкам прохождения успешного собеседования при приеме на работу на английском языке. Приводится подробное описание общей подготовки студентов к рабочему собеседованию. Определяется актуальность данной подготовки для студентов вуза. Описываются способы эффективного сочетания данной работы и развития речевых навыков студентов.
Ключевые слова: иноязычное деловое общение, развитие, навык, обучение иностранному языку, собеседование, студент, вуз.
Annоtation. The article deals with the development of foreign language business communication skills among students of Nizhny Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev. The article substantiates the importance of teaching students a business foreign language at university and the students' proficiency in official English-language communication. The purpose of the article is to discuss the problem of teaching senior students the skills of passing a successful job interview in English. A detailed description of the general preparation of students for a work interview is provided. The relevance of this training for university students is determined. The methods of effective combination of this work and development of students' speech skills are described.
Keywords: foreign language business communication, development, skill, foreign language teaching, interview, student, university.
Введение. Обучение иностранному языку студентов старших курсов технического вуза всегда связано с большой ответственностью и желанием, стремлением преподавателей сделать данный процесс максимально эффективным и полезным для будущей профессиональной деятельности студентов. Это также обусловлено тем, что студенты имеют возможности построить успешную карьеру в международных компаниях. Несомненно, что подготовка к такой карьере требует хорошего владения иностранным языком. Но даже работа по специальности на отечественном предприятии в настоящее время предполагает регулярные встречи с иностранными партнерами, а также позволяет молодым специалистам посещать зарубежные компании для обмена опытом и изучения инновационных технологий, применяемых за рубежом. Молодой специалист, заинтересованный в своей специализации, всегда стремится к разработке и реализации собственных новых идей, вдохновение и научную основу для которых можно находить в чтении материалов о новейших открытиях, совершаемых в мире, а также изучая и анализируя производственные процессы и деятельность заграничных компаний, которые предоставляют подобную информацию на своих аутентичных сайтах. На данных сайтах многие крупные компании сообщают о поиске новых сотрудников, приглашая их к сотрудничеству. Таким образом, изучение и владение деловым иностранным языком никогда не утрачивает актуальность. В процессе обучения студентов в вузе особое значение приобретает развитие умений и способностей к прохождению успешного собеседования при приеме на работу как на английском, так и на русском языках. В процессе беседы со студентами старших курсов было выяснено, что многие студенты не владеют полезной и нужной информацией, как следует подготовиться к данному событию, испытывают страхи и трудности, размышляя о предстоящих собеседованиях, которые им предстоит посетить в ближайшем будущем. Поэтому было решено на занятиях по иностранному деловому языку уделить пристальное внимание данному виду деятельности: 1. Ознакомить студентов с практическими советами (изложенными на английском языке) по успешному прохождению собеседований при приеме на работу. 2. Провести практическую работу по усвоению данных рекомендаций (в виде диалогов, ролевых игр, круглых столов), призванных помочь студентам приобрести знания и реальный опыт собеседования на английском языке. Данная работа позволяет студентам применять на практике полученные знания, тренироваться в умении проходить собеседование в разных смоделированных условиях приема на работу в разнообразных компаниях и при различных обстоятельствах. Студенты на практике «репетируют» потенциальное собеседование; преподаватель при этом организовывает данный процесс таким образом, чтобы придать непредсказуемый характер собеседованию, эмоциям и реакциям его участников. Студенты отвечают на большое разнообразие предполагаемых вопросов, которые могут быть заданы не только относительно профессиональных навыков специалиста и его научных интересов, но и о его личности и личных качествах, которые напрямую влияют на умения устанавливать контакты в коллективе и выполнять должностные обязанности. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса развития навыков иноязычного делового общения у студентов старших курсов в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева.
Изложение основного материала статьи. Можно с уверенностью утверждать, что собеседование - это важнейший процесс для каждой компании, которая нуждается в найме сотрудников. Это интерактивный процесс, в котором обе стороны взаимодействуют с личностями друг друга. Это двусторонний процесс общения, когда работодатель задает вопросы кандидату, не обязательно для того, чтобы получить ответ, но для того, чтобы определить его личностную направленность, оценить личностные качества, отношение к профессии, умения принимать решения, навыки презентаций и публичного выступления.