Научная статья на тему 'Формирование лидерских качеств у курсантов в процессе изучения иностранного языка'

Формирование лидерских качеств у курсантов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИИ ЛИДЕРА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРНАЯ ЭМПАТИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / LEADERSHIP COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE / CULTURAL EMPATHY / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокрецова Н. М.

В статье рассматривается формирование способности к лидерству у курсантов и слушателей в курсе изучения иностранного языка. Анализируется сходство процесса развития лидерских качеств и изучения второго языка. Определяются возможности учебно-методического сопровождения дисциплины для достижения целей формирования лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокрецова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING LEADER QUALITIES IN THE COURSANTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGE

The article deals with formation of cadets and students leadership in the course of foreign language studies. Similarity of the process of development of leadership skills and learning a second language is analyzed. Possibilities of training and methodological support of the discipline to achieve the objectives of formation of leadership are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерских качеств у курсантов в процессе изучения иностранного языка»

Н. М. Мокрецова ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается формирование способности к лидерству у курсантов и слушателей в курсе изучения иностранного языка. Анализируется сходство процесса развития лидерских качеств и изучения второго языка. Определяются возможности учебно-методического сопровождения дисциплины для достижения целей формирования лидерства.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, компетенции лидера, иностранный язык, культурная эмпатия, организация учебного процесса

N. M. Mokretsova

FORMING LEADER QUALITIES IN THE COURSANTS IN THE PROCESS OF LEARNING FOREIGN LANGUAGE

The article deals with formation of cadets and students leadership in the course of foreign language studies. Similarity of the process of development of leadership skills and learning a second language is analyzed. Possibilities of training and methodological support of the discipline to achieve the objectives of formation of leadership are determined.

Keywords: general cultural competence, leadership competence, foreign language, cultural empathy, organization of educational process.

Реформирование российского высшего образования на его современном этапе отмечено практической направленностью образовательной деятельности. Компетенции обучающихся выступают в качестве целевых установок в осуществлении Федеральных государственных образовательных стандартов. Помимо знания и умения, понятие «компетенция» предполагает способность применять личностные качества (иници-

ативность, целеустремленность, ответственность, толерантность, т.д.) в сфере конкретной деятельности. Более того компетенция подразумевает достаточный профессиональный опыт и сформированную социальную адаптацию, т.е. умение работать в коллективе. Названные компоненты компетенции определяют поведенческие модели, следуя которым в условиях профессиональной деятельности, выпускник высшей школы спо-

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

собен квалифицированно решать задачи и ставить новые. Компетент-ностный подход в области образования включает виды работы с информацией, моделирование деятельности, рефлексию. Помимо способности воспроизводить информацию важна способность к самостоятельному мышлению, готовность к реальным ситуациям.

В результате освоения программы специалитета у выпускника образовательной организации МВД формируются определенные общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции. Изучение курса дисциплины «Иностранный язык», в частности, нацелено на формирование ряда общекультурных компетенций, в числе которых выделяются способности:

1) к работе в коллективе, кооперации с коллегами (ОК-7);

2) к систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

3) креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

4) анализировать свои возможности, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

5) логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);

6) к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-15) [1. С. 3-4].

Очевидно, что речь идет о развитии ряда необходимых социальных навыков полицейского, к которым относятся умение убеждать, находить подход к людям, межличностное общение, ведение переговорных процессов, работа в команде, личностное развитие, управление временем, эрудированность, креативность. Набор формируемых умений и навыков, как представляется, готовит обучающихся к необходимости брать на себя ответственность и вести за собой в реальной деловой и профессиональной деятельности.

В настоящей статье рассматривается роль и место изучения иностранного языка в развитии лидерских качеств сотрудника органов внутренних дел.

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

Вопрос о роли знания иностранного языка руководителем, в том числе высшего звена, неоднократно поднимался различными научными и научно-популярными изданиями. Так, в журнале «Harvard Business Review» [3], одном из самых профессиональных источников знаний по теории и практике менеджмента, упоминаются итоги конференции в Северо-Восточном университете (Northeastern University) США, посвященной вопросам глобального лидерства. Отмечается, что в материалах конференции культурная эмпатия («cultural empathy», «cultural sensitivity»), т.е. чуткое отношение к особенностям культуры, называется первым среди важных человеческих качеств, которые отличают великих лидеров мирового уровня. Один из лучших способов развить культурную эмпа-тию - учить иностранные языки.

В статье журнала «Psychological Science» [4] группа психологов доказала, что способность думать на иностранном языке помогает избегать когнитивные ловушки. В результате уменьшаются предрассудки, которые, как известно, в значительной степени влияют на процесс принятия решений (учет рисков, преимуществ) - важной компетенции любого руководителя.

Еще одно исследование, результаты которого приводятся в американском журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences» [5], обращает внимание на особен-

ность билингвов воспроизводить звуки речи. Показано, что такая особенность улучшает внимание и рабочую память говорящего на нескольких языках. Установлено также, что использование двух языков содействует определению значимых факторов в конкретной ситуации.

Уместно также сослаться на выводы исследования, опубликованные в разделе «Science» «New York Times» о том, что билингвизм совершенствует интеллект [6]. Дело в том, что билингвизм развивает исполнительную функцию мозга -систему управления, которая контролирует внимание необходимое для планирования, решения проблем и выполнения любых иных задач, требующих интеллектуальных затрат. Тем самым создается препятствие отвлечению внимания, поддержка переключения внимания с одного объекта на другой и удержания информации в памяти, как, например, в случае запоминания последовательности направления движения при вождении транспортного средства.

Уместно отметить, что в последнее время знание иностранного языка и особенностей других (иноязычных) культур наряду с наличием лидерских качеств учитывается в таких сферах занятости современного западного общества, как предпринимательство, образование, здравоохранение и соцобеспечение, правовые и военные институты.

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

Актуальность вопроса подтверждается тем, что эта взаимосвязь является объектом рассмотрения государственных органов в ряде стран, обсуждается на различных форумах [7; 8; 9]. Американский совет по обучению иностранным языкам (the American Council on the Teaching of Foreign Languages) в 2011 г. создал карту компетенций XXI в. Карта компетенций в области иноязычного образования называет «лидерство и ответственность» важным умением, что, очевидно, связано с велением времени. Связь слов в таком сочетании подразумевает безусловную способность лидера брать на себя ответственность за происходящие события и людей. Действительно, лидерство и ответственность (в широком понимании значения сочетания слов) важны для укрепления порядка, взаимного понимания, межкультурной коммуникации, гражданственности в любом обществе. Не вызывает сомнения и то, что в настоящее время, в эпоху стремительного развития процессов глобализации руководителям любого ранга, гражданским или военным необходимо владеть иностранным языком и системой фоновых знаний культуры других стран.

Изучение вопроса формирования лидерских качеств и обучения иностранному языку в условиях профессионально-ориентированного курса [2; 10] позволяет видеть их определенную взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние. Развитие

лидерства и процесс изучения языка имеют очевидное сходство, поскольку сопровождаются формированием социально и профессионально важных умений и навыков. Кроме того, открытость, инициативность, анализ ситуаций, принятие рискованных решений, выбор лучшего направления деятельности и следование ему характерны как для поведения лидера, так и говорящего на иностранном языке в условиях межкультурной коммуникации. Также стоит упомянуть, что идея формирования лидерских качеств обучающегося прослеживается в содержании рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык» (специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности»), а именно: в целях, задачах курса обучения [1].

Очевидно, что стратегии развития навыков лидерства могут универсально реализоваться в рамках прохождения практически любой дисциплины. Так, изучение дисциплины «Иностранный язык» создает условия для формирования и развития лидерских качеств обучающихся при использовании определенных форм и режимов учебной работы на различных этапах занятия. Развитие лидерских качеств происходит при представлении или защите профессиональных творческих достижений обучающихся (устная презентация, доклад, проект), выполнении заданий с целенаправленным использованием критического мышления (игра, «мозго-

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

вой штурм» или дискуссия). Режим выполнения учебной работы - работа в микрогруппах и командах -также содействует наработке способностей лидера. Рефлексия как этап учебного занятия может включать оценивание курсантом, ответственным за выполнение задания, результатов работы другого или участников микрогруппы.

Следует отметить, что и сам преподаватель иностранного языка, действуя как руководитель учебной группы в период практического занятия, создает пример для формирования лидерских качеств. Отношение преподавателя к другой культуре, его культурная эмпатия -важный компонент моделирования ситуации диалога культур в образовательной среде.

Иноязычная среда занятия создает условия для восприятия элементов иной культуры изнутри, тем самым содействуя подготовке руководителей с опытом международного взаимодействия. В контексте межкультурной парадигмы к эффективным способам организации учебной работы, нацеленным на развитие лидерства, языковой компетенции и культурной сенситивно-сти, относятся культурные сценарии, симуляции, ролевые игры, капсулы культуры (рассказы о единичном социокультурном явлении, сопровождаемые сравнением его с подобными явлениями родной культуры), ситуации, проблемные задания, драматизации. Большую результа-

тивность может обеспечить сравнение (сопоставление) результатов, опыта и точек зрения в результате участия в кросс-культурной ситуационной деятельности, кульминацией которой является решение проблемы, ее анализ и рефлексия на основе вопросов «Что вы узнали?», «Чему вы научились?», «Как можно сделать это лучше?».

Тематика профессионально ориентированного курса дисциплины «Иностранный язык» в образовательной организации МВД России также предоставляет возможность для организации учебной деятельности, соединяющей языковой, культурный опыт и формирование способности лидерства. Так, в рамках тем «Столичная полиция Лондона», «Полиция США, функции и задачи», «Полиция России, функции и задачи» предусмотрена работа со званиями и знаками различия полицейских разных стран. Формирование иноязычных умений и навыков происходит при составлении колло-каций, тренировке форм степеней сравнения прилагательных, средств выражения модальности. За изучением аутентичных информационных материалов следует дискуссия, связанная с обсуждением значения звания полицейского и выполняемых им обязанностей в условиях англосаксонской правовой культуры, продвижением по службе, условиями работы и обеспечения жизнедеятельности в зависимости от занимаемой должности и страны.

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

Последующая ролевая игра также преследует цель создать условия межкультурного общения правоохранителей с возможностью лидировать в диалоге, брать ответственность за инициирование высказываний, развивать умение слушать, делать выводы.

Итак, компетенции сотрудников ОВД России - надежный инструмент для определения, измерения, реализации их деловых и профессиональных качеств. Изучение курсантами профессионально ориентированного курса иностранного языка, целенаправленная организация учебного процесса преподавателями дисциплины содействуют формированию лидерства, т.е. способности ставить и достигать актуальные цели, осуществлять гибкие и решительные действия, побеждать в состязании, вдохновлять других на успешную деятельность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Примерная программа. Иностранный язык. Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 030901 - Правовое обеспечение национальной безопасности. М.: ДГСК, 2011.

2. Ануфриенко Л.В. Формирование качеств лидера на занятиях по иностранному языку // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам: материалы IX междунар. науч.-практич. конф. Минск: МИТСО, 2016. С. 154-156.

3. Why America Lacks Global Leaders// Harvard Business Review. URL:

https://hbr.org/2012/08/why-america-lacks-global-leaders (дата обращения

10.01.2017).

4. Keysar B., Hayakawa SL., An SG. The Foreign-Language Effect: Thinking in a Foreign Tongue Reduces Decision Biases // Psychological Science. 2012. 23 (6). Р. 661-668 DOI:10.1177/0956797611432178

5. Krizman J, Marian V., Shook A., Skoe E., Kraus N. Subcortical encoding of sound is enhanced in bilinguals and relates to executive function advantages // PNAS. 2012. 109 (20). P. 7877-7881 doi: 10.1073/pnas. 1201575109

6. Why Bilinguals Are Smarter // New York Times. URL: http://www.nytimes.com/ 2012/03/18/opinion/ sunday/the-benefits-of-bilingualism.html? (дата обращения 12.01.2017)

7. The Heart of the Matter. The Humanities and Social Sciences for a Vibrant, Competitive, and Secure Nation // American Academy of Arts & Sciences, Commission on the Humanities and Social Sciences, 2013. URL: http://humanitiescom-mission.org (дата обращения 14.01.2017).

8. Lead with Languages // American Council on the Teaching of Foreign Languages, 2014. URL: http://vimeo.com/77166262 (дата обращения 14.01.2017).

9. ACTFL 21st Century Skills Map P-21 // American Council on the Teaching of Foreign Languages, 2011. URL: http://www.actfl.org/sites/default/files/ pdfs/21stCenturySkillsMap/p21_worldlangua gesmap.pdf (дата обращения 22.01.2017).

10. Long S. S., LeLoup J. W. Derby L., Reyes, Ramsamooj J. Fusing Language Learning and Leadership Development: Initial Approaches and Strategies // University of North Carolina. Dimension. 2014. P. 11-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.