Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛАКТИКА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнягина Таисия Владимировна, Ноговицына Надежда Михайловна

В данной статье обоснована актуальность целенаправленной подготовки будущих педагогов к работе с подростками. Определены причины и факторы дезадаптации в подростковом возрасте, описаны формы проявления. Проведена параллель между адаптационным уровнем студентов и эффективностью их работы с подростками. Также в статье представлены результаты диагностического исследования уровня готовности студентов педагогического института к профилактической работе с дезадаптированными подростками, а также анализ результатов эмпирического исследования по частичной апробации программы факультативных занятий «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Портнягина Таисия Владимировна, Ноговицына Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE EDUCATORS FOR WORK ON PREVENTION OF SOCIAL DEADAPTATION OF ADOLESCENTS

This article defines the psychological and pedagogical conditions for preparing students of a pedagogical university for preventive work with maladjusted adolescents. The urgency of purposeful preparation of students for work with "difficult" teenagers has been substantiated. The article presents the experience of educational organizations on the problem of adaptation of young teachers in professional activities. The results of diagnostics of the level of readiness of students of a pedagogical institute for preventive work with maladjusted adolescents, as well as an analysis of the results of empirical research on the stated topic are presented. The program of optional classes "Preventive work with maladjusted adolescents" is also presented.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ»

настоящее время важно не превратить цифровую транстформацию в цифровое обеспечение воспроизводства воспитательных проблем, в том числе и в подготовке будущих педагогов.

Литература:

1. Пономарев Р.Е. Логические проблемы в отечественном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55(IX). - С. 151-163.

2. Пономарев Р.Е. Логические и системные проблемы педагогической подготовки в контексте цифровизации образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - Т. 2, № 70. - С. 163-166.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2020 г. № 1810.

4. Распоряжение Министерства просвещения РФ "Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий" от 18 мая 2020 г. № 44.

5. Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 № 53-Ф3.

6. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Портнягина Таисия Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В данной статье обоснована актуальность целенаправленной подготовки будущих педагогов к работе с подростками. Определены причины и факторы дезадаптации в подростковом возрасте, описаны формы проявления. Проведена параллель между адаптационным уровнем студентов и эффективностью их работы с подростками. Также в статье представлены результаты диагностического исследования уровня готовности студентов педагогического института к профилактической работе с дезадаптированными подростками, а также анализ результатов эмпирического исследования по частичной апробации программы факультативных занятий «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками».

Ключевые слова: дезадаптация, педагогическое образование, подготовка, профилактика, студент.

Annotation. This article defines the psychological and pedagogical conditions for preparing students of a pedagogical university for preventive work with maladjusted adolescents. The urgency of purposeful preparation of students for work with "difficult" teenagers has been substantiated. The article presents the experience of educational organizations on the problem of adaptation of young teachers in professional activities. The results of diagnostics of the level of readiness of students of a pedagogical institute for preventive work with maladjusted adolescents, as well as an analysis of the results of empirical research on the stated topic are presented. The program of optional classes "Preventive work with maladjusted adolescents" is also presented.

Keywords: maladjustment, teacher education, training, prevention, student.

Введение. Ситуация в современной школе требует от молодых учителей таких качеств, которые позволяют оперировать теоретическими знаниями применительно к практической задаче, выдвигать нестандартные решения, использовать рациональные и эффективные педагогические методы и приемы, а также владеть инновационными формами работы в связи с цифровизацией системы общего образования. Стремительные изменения, происходящие в обществе в последнее время, негативно сказываются на социализации детей и подростков - растет количество дезадаптированных подростков. С такими подростками тяжело наладить контакт, проводить коррекционную работу в силу разных обстоятельств, особенно большие трудности испытывают молодые педагоги из-за недостатка практического опыта. Отметим, что роль адаптации в любой сфере жизнедеятельности человека нельзя переоценить, это особенно важно в период активного становления личности подростка. Проблемы в этот период приводят к личностным проблемам, выражающимся в социальной дезадаптации, которые при неблагополучных обстоятельствах могут привести к социальным девиациям. Причинность, протяженность во времени и обратимость являются основными характеристиками социальной дезадаптации, которые повышают эффективность своевременной профилактической работы. В основе профилактической работы всегда лежит подготовка необходимых кадров, обучение их специальным знаниям и формирование навыков работы с дезадаптированными или девиантными подростками. Анализ опроса студентов педагогического института и учебных планов по направлению «Психолого-педагогическое образование» показал, что общепедагогические знания многих выпускников не составляют единую систему функционирующую в реально-практической деятельности учителя. Многие молодые педагоги отметили, что на практике они теряются в ситуации общения с дезадаптированными подростками, многие заранее боятся таких ситуаций, поэтому не хотят идти работать в школу или принимают решение уволиться и искать более спокойное место. Следовательно, необходимо акцентировать внимание на практических занятиях во время обучения, более углубленную подготовку студентов к работе с дезадаптированными подростками.

Изложение основного материала статьи. В своем исследовании мы опирались на труды Г. Спенсера, А. Ухтомского и др., изучавших теорию процесса адаптации. Вопросы социальной адаптации и реабилитации дезадаптированных детей и подростков исследовали такие отечественные и зарубежные исследователи, как Абдуллаева С.Г., Асланов Ш.С., и др. Большой вклад в выявление эффективных форм и методов педагогического воздействия на детей с проблемами в социализации внесли отечественные педагоги и психологи: Абишева Э.Д., Змановская Е.В., Решетникова Е.А. и др. Вопросы личностно-профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности разрабатывали такие ученые, как Данилов Д.А., Корнилова А.Г., Молодцова Т.Д.

С целью выявления уровня подготовки студентов-будущих педагогов к работе с подростками в условиях общеобразовательной организации была разработана и частично апробирована программа факультативного курса «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками».

Анализ научной литературы по теме исследования показал, что основной задачей профилактики социальной дезадаптации является включение подростка в систему общественно значимых отношений и получение ими позитивного социального опыта. Данная работа предполагает индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности,

улучшение условий воспитания в семье и школе, повышение авторитета обучающегося в среде сверстников и т.д. Для того, чтобы молодые педагоги были готовы к такой работе необходимо студентам предоставить возможность получения дополнительных знаний и практических навыков общения с дезадаптированными подростками, развивать у них уверенность в своих силах, совершенствовать коммуникативные навыки, повышать уровень самооценки.

В рамках эмпирического исследования, которое осуществлялось в 2020-2021 учебном году на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова» в г. Якутске, была проведена диагностика с помощью следующих методик:

- анкета Т.Д. Молодцовой по выявлению профессиональной направленности студентов в процессе обучения;

- психологический автопортрет студента;

- тест «Работа с трудными подростками» и др.

Всего в исследовании приняли участие 60 студентов 1-4-х курсов.

Таблица 1

Уровень знаний студентов в сфере работы с трудными подростками (контрольная группа)

№ Курс Уровень знаний (%)

1 1 23%

2 2 34%

3 3 41%

4 4 52%

Таблица 2

Уровень знаний студентов в сфере работы с трудными подростками (экспериментальная группа)

№ Курс Уровень знаний (%)

1 1 25%

2 2 37%

3 3 41%

4 4 56%

Как мы можем убедиться из таблиц 1 и 2, опрос студентов по тесту «Работа с трудными подростками» показал, что доля студентов, знающих специфику работы с «трудными» подростками, растет от курса к курсу, что логично. Так, например: в экспериментальной группе на 1 курсе в контрольной группе только 25,76% студентов отметили, что имеют общее представление о работе с трудными подростками, а на 2 курсе количество возросло до 33,18%, на выпускном курсе уже 48,91% продемонстрировали знания по этому вопросу. В контрольной группе 27,20% первокурсников имеют общее представление о работе с трудными подростками, на 2 курсе - 35,01%, на 3 курсе - 41,37%, и 52,32% выпускников показали свои знания.

Кроме того, мы определили уровень адаптированности студентов в своих академических группах, т.к. это является условием для успешной работы с подростками на практике или в будущей профессиональной деятельности. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень адаптированности студентов

№ Уровень адаптированности Экспериментальная группа Контрольная группа

1 адаптированные 55,83% 56,84%

2 частично адаптированные 36,02% 37,02%

3 дезадаптированные 8,15% 6,14%

В ходе беседы выявлено, что по мнению студентов, им помогают адаптироваться в коллективе личностные качества (интеллектуальные способности, коммуникабельность, самостоятельность, широкий кругозор, терпимость), студенты указали на качества, мешающие адаптироваться в группе - это склонность к конфликтам, резкость в общении, неумение слушать, отсутствие собственного мнения, агрессивность.

Исходя из результатов диагностического исследования и с целью систематизации знаний студентов о социальной адаптации и особенностях дезадаптации детей и подростков, а также изучение инновационных форм и методов социально-педагогической профилактики социальной дезадаптации подростков в общеобразовательной организации была разработана программа факультативного курса «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками» для бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование.

В рамках факультатива предполагалось дать студентам комплексное представление об основных понятиях (адаптация, дезадаптация), определить последствия социальной дезадаптации, выражающиеся в девиациях; помочь студентам составить психолого-педагогическую характеристику дезадаптированных детей и подростков; рассмотреть виды психолого-педагогической помощи при возникновении дезадаптации у детей и подростков; освоить методы работы с подростком и его близким окружением.

После прохождения данного курса студент педагогического вуза сможет выявлять дезадаптированных подростков в общеобразовательном учреждении, применять диагностические методики для выявления дезадаптированного поведения и интерпретировать их; будет знать о психолого-педагогических особенностях «трудных» детей и подростков и оказывать помощь детям и подросткам оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Выводы. Программа факультатива была частично апробирована в онлайн формате среди студентов 1-4-х курсов в течение трех месяцев (октябрь-декабрь 2020г.). Всего проходили факультативный курс 60 студентов, которые записались по желанию. Студенты разделились на две группы по 15 человек: 1 группа - 1-2 курсы, 2 группа - 3-4 курсы.

Занятия проводились с использованием различных форм и методов взаимодействия: тесты; деловые игры; лекция-диалог; индивидуальные и групповые консультации; просмотр видеороликов с последующим обсуждением; дебаты; контрольные работы; ситуационные задачи; просмотр презентационного материала с дальнейшим обсуждением; самостоятельные работы; выступления; рефлексия.

Контрольная диагностика показала положительную динамику. Так количество адаптированных студентов в экспериментальной группе выросло на 2,56% (58,39%), а число дезадаптированных студентов снизилось на 1,76% и составило 6,39%.

Наибольший интерес представляют результаты опроса (тест «Работа с трудными подростками»). В целом показатели на 1 курсе выросли на 12,87% и составили 38,63%, студенты 2 курса тоже имеют средние показатели - 38,83%, мы видим, что процент знаний увеличился на 5,65%. Студенты 3 курса сдали тест на - 48,37%, показатели выросли на 9,01%. Студенты 4 курса показали свои знания на 56,92%, показатели выросли на 8,01%.

После обучения студентов педагогического вуза на факультативном курсе «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками» в результате повторного тестирования мы видим положительную динамику, что подтверждает эффективность разработанной нами программы факультативного курса «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками». После корректировки, доработки и утверждения программы данный курс будет проводиться при наборе слушателей в 2021-2022 уч. г.

Литература:

1. Абдуллаева С.Г. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией: учебное пособие / С.Г. Абдулаева, Л.С. Деточенко, Э.В. Патраков. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 288 с.

2. Абишева Э.Д. Диагностика и коррекция дезадаптивного поведения у подростков / Э.Д. Абишева, Б.Т Туралиева // В сборнике: Образование в XXI веке. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 525-529.

3. Асланов Ш.С. Проблемы социально-педагогической профилактики дезадаптации подростков // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. Материалы V Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - 2017. - С. 171-174.

4. Данилов Д.А. Личностно-профессиональная подготовка студента к педагогической деятельности / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, Ю.В. Корнилов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). -С. 97-100.

5. Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие для студентов, изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику / Е. В. Змановская. - 5-е изд., стер. - Москва: Академия, 2018. - 287 с.

6. Молодцова Т.Д. Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками: монография / Т.Д. Молодцова, Л.И. Кобышева, С.Ю. Шалова. - М.; Берлин: Директ медиа, 2017. - 147 с.

7. Решетников Е.А. Педагогическая профилактика дезадаптированного поведения молодежи в условиях образовательного пространства / Е.А. Решетников, О.М. Овчинников // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 11 (116). - С. 59-61.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ

ИНОЯЗЫЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития корпоративной компетенции у студентов технического вуза средствами иноязычной деятельности. Устанавливается важность данной компетенции для будущей профессиональной деятельности выпускника вуза. Определяется значимость работы по развитию корпоративной компетенции у студентов, которую целесообразно проводить преподавателю иностранного языка в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева. В статье объясняется значимость данной работы, приводится описание необходимых и эффективных видов деятельности, направленных на развитие корпоративной компетенции у студентов. В статье определяется взаимосвязь развития «мягких навыков» и корпоративной компетенции, приводятся доводы в пользу целостного обучения, учитывающего междисциплинарные связи, следовательно, обеспечивающего эффективное развитие личностных компетенций студентов в процессе получения технического образования.

Ключевые слова: студент, развитие, корпоративная компетенция, профессиональная деятельность, «мягкие навыки», иноязычная деятельность, технический вуз.

An^tatton. The article deals with the development of corporate competence among students of a technical university by means of foreign language activities. The importance of this competence for the future professional activity of a university graduate is established. The significance of the work on the development of corporate competence among students is determined, which is advisable to be carried out by a foreign language teacher at Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseev. The article explains the significance of this work, describes the necessary and effective activities aimed at developing corporate competence among students. The article defines the relationship between the development of "soft skills" and corporate competence, provides arguments in favor of holistic learning, taking into account interdisciplinary connections, therefore, ensuring the effective development of students' personal competencies in the process of obtaining technical education.

Keywords: student, development, corporate competence, professional activity, "soft skills", foreign language activity, technical university.

Введение. Современные условия жизни, характеризующиеся непрерывным изменением, новыми обстоятельствами, возникающими задачами и трудностями, побуждают научные сообщества особенно внимательно следить за развитием экономики и разнообразных технических сфер в стране. Педагогическому сообществу высших учебных заведений приходится также применять особые средства и методы актуальной профессиональной подготовки будущих специалистов. Несомненно, что владение корпоративной компетенцией признается значимой составляющей профессиональной компетентности специалиста ведущими компаниями и работодателями. О данной компетенции и необходимости, актуальности ее развития у студентов именно во время профессиональной подготовки студентов в вузе заявляют многие авторы [4; 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.