4. Retell the text, using the plan and the new words which you have learned. Your story must contain 10 sentences.
Таким образом, предложенный комплекс упражнений позволяет сделать работу по формированию навыков изучающего чтения более результативной. Это проявляется в ее вкладе в развитие основных механизмов, формирующих навыки изучающего чтения, а именно - языковой и смысловой догадки, умения воспроизвести прочитанное в устной и письменной форме, а также в способности определения оценочного характера употребляемых автором лексических единиц.
Выводы. В результате изучения чтения и возможностей интегрирования публицистических текстов в процесс обучения было установлено, что чтение выступает как основа для формирования письменной и устной речи у ученика через ознакомление с новыми лексическими единицами и отработкой грамматического материала. Изучающий вид чтения требует полного погружения в представленную информацию и проработку деталей текста. Применение изучающего чтения способствует формированию языковой догадки, а также логическому соотношению фактов и отработке языкового материала. Для текстов должно быть характерно наличие высокой познавательной ценности и информативной значимости, так как выбранный текст является не только материалом для работы, а ресурсом, способным оказать влияние на мировоззрение учеников.
Вовлечение публицистических материалов в учебный процесс является необходимым компонентом, так как в них содержаться языковые средства характерные для носителей языка на сегодняшний день. Работа с текстом должна способствовать развитию критического мышления, где ученик должен формировать собственное мнение об описанной ситуации и не воспринимать чужую точку зрению как истинную. В результате был разработан комплекс упражнений, направленных на развитие как устной, так и письменной речи. Упражнения посвящены развитию различных умений, что препятствует формированию шаблонного вида мышления.
Литература:
1. Бойко М.В., Зимина М.В. Обучение студентов иностранному языку с использованием дистанционных средств обучения: условия, способы, трудности // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. -С. 64-67.
2. Войнова А.В. Реализация концептуального и социокультурного подходов в системе лексически направленных упражнений // Глобальный научный потенциал. - 2013. - №10(31). - С. 9-12.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
4. Гусева Л.В., Плисов Е.В. Вынужденная дигитализация языкового образования: проблемы освоения иностранного языка в электронной среде // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2020. - №4. -С. 61-70.
5. Клюева М.И., Пронина Н.С. Интенсификация образовательного процесса на уроках иностранного языка в условиях ФГОС // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-1. - С. 165-168.
6. Клюева М.И. Современные подходы к обучению иностранным языкам. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2021. - 86 с.
7. Маслыко Е.А. Настольная книга для преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 2006. - 516 с.
8. Метелькова Л.А. Основные критерии отбора текстов для обучения студентов чтению на втором иностранном языке // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2016. - №3(91). -С. 128-133.
9. Наумова Е.В., Плисов Е.В. Специфика функционирования фразеологических единиц в художественном тексте (на материале русского и немецкого языков) // Функциональные аспекты языка: традиции и перспективы. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2014. - С. 96-105.
10. Пронина Н.С., Зимина М.В. Психологические условия эффективности обучения старших школьников иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. - С. 190-193.
11. Русина И.В., Куцовол Л.П., Евтушенко Г.И. Приемы работы с газетной лексикой на уроке немецкого языка как второго иностранного // Наука и школа. - 2018. - №5. - С. 133-137.
12. Серебровская Н.Е., Кочергина И.С. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 12.
13. Слободенюк Е.А., Плисов Е.В. Вербальная репрезентация образа политика в медиадискурсе: концептуальный анализ: монография. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. - 184 с.
14. The Guardian view on voting rights: don't import US-style suppression // The Guardian. 09.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/mar/09/the-guardian-view-on-voting-rights-dont-import-us-style-suppression (дата обращения 16.08.2021).
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Пономарев Роман Евгеньевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (г. Москва)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются общие воспитательные проблемы педагогической подготовки, а также проблемы, возникающие вследствие цифровизации образования. Автор обращает особое внимание на вопрос о существующем и формируемом ценностном отношении к педагогической теории и практике, к педагогическому знанию, деятельности, коммуникации и мышлению, а значит и педагогической подготовке в целом. Утверждается, что в образовательном процессе, наряду с формированием собственной точки зрения, способов критического отношения к рассматриваемому содержанию, в деятельности образующегося должен появиться этап, устанавливающий для него разумные границы оценочных суждений и умозаключений. Анализируя изменения в области современного образования и педагогической подготовки, вызванные цифровизацией, автор приходит к выводу, что в настоящее время важно не превратить цифровую транстформацию в цифровое обеспечение воспроизводства воспитательных проблем, в том числе и в подготовке будущих педагогов.
Ключевые слова: педагогическая подготовка, цифровизация, проблемы воспитания.
Annotation. The article discusses the educational problems of pedagogical training that currently exist and arise as a result of digitalization. The author pays special attention to the question of the existing and emerging value attitude to pedagogical theory and practice, to pedagogical knowledge, activity, communication and thinking. Important importance is given not only to the formation of one's own point of view, but also to the ability to establish reasonable boundaries of value judgments and conclusions. Next, the author analyzes the changes caused by digitalization. He argues that it is currently important not to turn digital transformation into digital support for the reproduction of educational problems.
Keywords: pedagogical training, digitalization, problems of education.
Введение. В предыдущих статьях мы неоднократно обращались к логическим и системным проблемам педагогической подготовки в частности, и педагогического образования в целом [1; 2]. Обсуждение указанных проблем главным образом касалось процесса обучения. При этом и процесс воспитания будущих педагогов не должен выпадать из сферы внимания преподавателей при организации образовательного процесса. Обыденное представление о том, что профессорско-преподавательский состав имеет дело с уже сформировавшимися взрослыми людьми, во многом верно. Как верно отчасти и то, что в студенческом возрасте нужно не столько воспитывать, сколько перевоспитывать. Однако, это касается не всего.
Изложение основного материала статьи. Образование в своей сути предполагает встречу с новым, незнакомым, ранее неизвестным. А если этого нет, то не происходит и само образование. Процесс обучения обеспечивает освоение слушателями, студентами, аспирантами этого нового содержания, к которому относятся и знания, и способы мышления и способы деятельности. Не владея прежде данным содержанием, к моменту встречи с новым, человек еще не имеет окончательно сформированного эмоционально-ценностного отношения к данному содержанию. Его имеющиеся оценки, базирующееся на предыдущем опыте, как правило имеют предварительный характер.
В момент встречи с новым содержанием особо важно значение приобретает то, какое отношение нему возникнет, какую ценность приобретет новая тема, новое педагогическое понятия, умозаключение, закономерность, методическая рекомендация. Может возникнуть вопрос: "Причем тут эмоции и отношение, если речь идет о научных понятиях, логических выводах, эффективных способах обучения и воспитания?".
Эмоции и ценностное отношение не являются основанием для логических построений, однако оценочное отношение к таким построениям может напрямую влиять на действия человека, и даже зная логику, он иногда позволяет себе руководствоваться здравым или не очень здравым смыслом. Приведу пример, с которым доводилось сталкиваться неоднократно, когда кандидаты и доктора педагогических наук, заявляли студентам педагогических специальностей: "Педагогика - не наука! ".
И какая ценность педагогического знания в этой ситуации может возникнуть у студента? Возможно так и на самом деле считают отдельные педагоги? Но неужели они не в состоянии понять, что педагогика исследует образование, а если образование существует, то его можно изучать, в том числе и научно? Не получается ли так, что некоторые собственную научную некомпетентность приписывают сфере педагогического познания?
Педагогическое образование обеспечивает подготовку к деятельности учителя в школе или преподавателя в вузе. А в основе любой, в том числе и педагогической, деятельности лежат ценности. Они являются «надстройкой над человеческой деятельностью, и тем реальным оцениванием, без которого невозможна последняя» [6, с. 971]. Ценности служат ориентиром для взаимодействия преподавателя и студентов, выступают основанием педагогического мышления и коммуникации между коллегами.
Тем не менее, в профессиональное мышление и профессиональную коммуникацию педагогов проникают новомодные понятия и термины, что далеко не всегда оказывает позитивное влияние на развитие педагогической мысли, а нередко и отбрасывает назад. Так в повседневный оборот на самых различных уровнях общения вошли слова "формат", "контент" и многие другие. А педагоги спокойно используют их вместо устоявшихся терминов "форма" и "содержание". Достаточно сложно представить, чтобы такое позволил себе, например настоящий российский философ, утверждая "формат и контент -философские категории". При этом не следует забывать, что использование иностранных слов допустимо только, если в русском языке отсутствуют соответствующие аналоги. Получается, что педагоги, к сожалению, еще и нарушают Ст. 1. Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" [5].
Но не только влияние новомодных терминов, влияние традиций, устоявшихся норм заполнения документов приводит к тому, что педагог зная одно, нередко поступает иначе. К примеру, профессиональные педагоги хорошо понимают, что цель отражает желаемый результат, но при этом в собственных рабочих программах, вместо указания на результат, могут указать и на процесс, и предмет, и на характер совместной деятельности. Это же касается не только рабочих программ, но и документов самых разных уровней.
Справедливости ради следует сказать, что данные проблемы свойственны не только образованию и педагогической науке. Иногда научное знание оказывается менее ценным, чем практическая необходимость. Достаточно вспомнить как в прошлом году Правительство РФ утвердило Постановление [4], согласно которому грибы, были отнесены к овощным культурам, хотя еще со школьной скамьи известно, что есть Царство животных, Царство растений, Царство грибов и Царство бактерий.
Аналогичные примеры, связанные с работой учителей и преподавателей, можно было бы приводить и дальше. Однако и упомянутых достаточно, чтобы обратить внимание на вопрос о существующем и формируемом ценностном отношении к педагогической теории и практике, к педагогическому знанию, деятельности, коммуникации и мышлению, а значит и педагогической подготовке в целом.
Конечно же не только ценности определяют поведение человека, направляют его действия, выступают принципиальными основаниями человеческих поступков. В системе отношений ценность - действие (поступок) важное значение приобретают рамки, границы допустимого. Рамки, которые будут определяться иными ценностями, ориентирами, ситуацией и отношениями, существующими в обществе.
Отчасти справедливая критика авторитарности и гуманитарной догматичности "советской" педагогики с середины 80-х и на протяжении 90-х годов ХХ века запустила процессы гуманизации и гуманитаризации отечественного образования. И если идеи свободного образования и свободной школы не приобрели массового характера, то ценность самостоятельности в мышлении и деятельности образующихся получила широкое распространение. Значимость самостоятельной работы, получила закрепление в учебных планах подготовки студентов, ценность самостоятельной точки зрения по рассматриваемому вопросу вошла в коммуникативное пространство школьных уроков и университетских семинаров.
Несомненно, это обогатило возможности современного образования, в котором педагогический процесс запускает не только понимание текста учителя в школе или преподавателя в вузе, но и процессы мышления, рефлексии, критики рассматриваемого содержания и общей дискуссии. И если в педагогическом процессе темы для мыслительной работы и коммуникации участников образовательного процесса задаются как правило педагогом, то при переносе этих сформированных умений и навыков за пределы педагогической ситуации возникают проблемы.
Сегодня существует немало обывателей, чувствующих себя экспертами при ответе на вопросы: "Как учить? Как лечить? Как страной руководить? Интернет открыто демонстрирует, как представители молодого, и не только молодого поколения обрушиваются с критикой самого разнообразного содержания, высказывают непрофессиональные суждения по серьезным вопросам. С оной стороны, мы имеем дело с ценностью самостоятельной точки зрения, с другой, наблюдаем не лучшие формы её воплощения в повседневной практике обмена мнениями так называемыми "диванными экспертами".
В образовательной ситуации рамки дискуссии находились под пристальным вниманием, под контролем педагога. А если его нет рядом и функцию сохранения границ допустимого в дискуссии поддерживать некому, то высока вероятность того, что сформированные умения и навыки вырываются на "свободу" и ведут себя далеко не всегда адекватно. Означает ли это необходимость переоценки самостоятельности и ценности самостоятельной точки зрения и отказа от них?
С нашей точки зрения, это было бы серьёзной ошибкой, т.к. с неизбежностью приводило бы к появлению усеченных способов организации образовательного процесса. На наш взгляд, в образовательном процессе, наряду с формированием собственной точки зрения, способов критического отношения к рассматриваемому содержанию, в деятельности образующегося должен появиться этап, устанавливающий для него разумные границы оценочных суждений и умозаключений.
Если в начале формирования данных качеств человек не может высказать обоснованного суждения, учить его ограничивать высказывание будет преждевременно. Но как только человек научился формулировать и высказывать самостоятельную точку зрения, необходима проблематизация о границах допустимых суждений. По сути, речь идет о критике собственной позиции, но не критике как её разоформлении и разрушении, а о критике как установлении рамок - не только критика чужого содержания, но и критика собственной, иногда первой пришедшей на ум, точки зрения. Данная критика может позволить осуществить переход от просто самостоятельной точки зрения, к самостоятельной разумной точки зрения.
В рамках педагогической подготовки несомненно необходимо учесть данное обстоятельство. Во-первых, в отношении самих будущих педагогов, уберегая их от необоснованных, но самостоятельных утверждений и умозаключений. Во-вторых, включая в методическую подготовку не только освоение способов поддержки самостоятельных высказываний, критику чужих точек зрения, но также и критическое отношение к собственному содержанию.
Цифровая трансформация, обеспечивая современными цифровыми инструментами самые различные сферы деятельности, уже этим самим фактом оказывает на них влияние [4]. Использование технологий больших данных (Big Data), обработка этих данных посредством технологии искусственного интеллекта и др. открывает далеко идущие перспективы.
С одной стороны, появляются новые возможности регламентации самых разнообразных процессов, осуществляемых людьми, с другой, открываются возможности перепоручения техническим устройствам, роботам, алгоритмам выполнение тех функций, которые ещё недавно могли выполнять только люди. Это не может не отразиться и на списке профессий будущего, это не может пройти стороной сферу образования, а значит это должно учитываться и при проектировании, и при осуществлении процесса педагогической подготовки.
Вместе с компьютерной и иной техникой в сферу профессионального общения будет проникать и терминология, использованная как в производстве техники, так и необходимая при её эксплуатации. Руководствуясь ценностями сохранения и развития отечественной культуры, в ходе подготовки будущих педагогов необходимо содействовать формированию четкого отношения к возникающим группам понятий и терминов. Нельзя признать позитивным беспринципный отказ от устоявшихся слов в угоду новомодным иностранным терминам, имеющим аналоги в русском языке. Другое дело, если в сферу русского языка пополняют термины и понятия, не имеющие аналогов в русском языке, но необходимые и для профессиональной деятельности, и для профессионального мышления.
Технологии больших данных и искусственного интеллекта позволят регистрировать и обрабатывать нюансы образовательного процесса, объем которых невозможно отдельному педагогу обработать "в уме". Это несет за собой и этические проблемы. С одной стороны, возникает соблазн наблюдения всех за всеми, в результате чего и приватность, и личная жизнь в какой-то момент становится достоянием общественности. Возникнет проблема нравственного самоопределения. С одной стороны, тотальный контроль за участниками образовательного процесса и их безопасность, с другой - свобода и право на личную жизнь.
Уже сегодня мы сталкивались с тем, что фотография учителя из социальной сети могла стать причиной его ухода из школы, то, что будет когда усилится тотальность контроля, для которого уже изобретен соответствующий цифровой инструментарий. Многие родители поддерживают такое усиление контроля, мотивируя это прежде всего безопасностью ребенка. Но нельзя исключать и то обстоятельство, что цифровой контроль может распространиться и на отношения родителей и детей в семье, технически это также возможно.
Готовность к публичной жизни, существенному ограничению приватности, способность организации не только профессиональной деятельности, но и личной жизни в условиях нарастающего контроля, становится одной из ключевых компетенций педагога в условиях цифровой трансформации сферы образования. Причем эта ситуация не очень-то и нова. Аудио записи учебных занятий в школах и вузах при помощи диктофонов делаются достаточно давно. Сегодня в профессиональной деятельности с согласия преподавателя ведутся видеозаписи лекций и семинаров. А при проведении занятий дистанционно, как школьник, так и студент, может сделать видеозапись и без разрешения.
Другой немаловажный аспект педагогической подготовки состоит в том, что некоторые функции педагога заменят так называемые "умные" устройства. В методических рекомендациях Министерства просвещения Российской Федерации говорится, что посредством технологии искусственного интеллекта будет обеспечиваться "Симуляция поведения учителя, в перспективе - использование технологии для создания «обучающих компаньонов», которые будут учить человека на протяжении всей его жизни, определять изменения в уверенности и мотивации учащегося и в случае надобности помогать ему" [4, с. 15]. Формирование готовности к изменениям, обусловленных цифровизацией станет одной ключевых задач современной педагогической подготовки.
Не только технологии больших данных и искусственного интеллекта принесет в образовательный процесс цифровая трансформация. Технологии виртуальной и дополненной реальности, цифровых коммуникаций и много других еще неизвестных инструментов появятся могут появиться в сфере образования в ближайшие годы. Важно подчеркнуть, что цифровая трансформация не только обеспечивает образовательный процесс новыми цифровыми инструментами. Цифровая трансформация вызывает системный эффект. Изменения затронут не только средства, они коснуться всех элементов педагогической системы: идей и принципов, лежащих в её основе, цели и содержания педагогической системы, её методов и форм, изменения не обойдут стороной и участников образовательного процесса.
Выводы. Цифровая трансформация образования предполагает переход от текущего положения дел к новой ситуации, когда использование цифровых средств и технологий открывает новые возможности для современного образвоания. Воспитательные проблемы педагогической подготовки, примеры которых приведены в настоящей статье, возникли до проводимой и очень масштабной цифровизации. Сложившаяся ситуация не может не навести на мысль о том, что в
настоящее время важно не превратить цифровую транстформацию в цифровое обеспечение воспроизводства воспитательных проблем, в том числе и в подготовке будущих педагогов.
Литература:
1. Пономарев Р.Е. Логические проблемы в отечественном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55(IX). - С. 151-163.
2. Пономарев Р.Е. Логические и системные проблемы педагогической подготовки в контексте цифровизации образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - Т. 2, № 70. - С. 163-166.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2020 г. № 1810.
4. Распоряжение Министерства просвещения РФ "Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий" от 18 мая 2020 г. № 44.
5. Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" от 01.06.2005 № 53-Ф3.
6. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
Педагогика
УДК 378.2
магистрант Портнягина Таисия Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В данной статье обоснована актуальность целенаправленной подготовки будущих педагогов к работе с подростками. Определены причины и факторы дезадаптации в подростковом возрасте, описаны формы проявления. Проведена параллель между адаптационным уровнем студентов и эффективностью их работы с подростками. Также в статье представлены результаты диагностического исследования уровня готовности студентов педагогического института к профилактической работе с дезадаптированными подростками, а также анализ результатов эмпирического исследования по частичной апробации программы факультативных занятий «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками».
Ключевые слова: дезадаптация, педагогическое образование, подготовка, профилактика, студент.
Annotation. This article defines the psychological and pedagogical conditions for preparing students of a pedagogical university for preventive work with maladjusted adolescents. The urgency of purposeful preparation of students for work with "difficult" teenagers has been substantiated. The article presents the experience of educational organizations on the problem of adaptation of young teachers in professional activities. The results of diagnostics of the level of readiness of students of a pedagogical institute for preventive work with maladjusted adolescents, as well as an analysis of the results of empirical research on the stated topic are presented. The program of optional classes "Preventive work with maladjusted adolescents" is also presented.
Keywords: maladjustment, teacher education, training, prevention, student.
Введение. Ситуация в современной школе требует от молодых учителей таких качеств, которые позволяют оперировать теоретическими знаниями применительно к практической задаче, выдвигать нестандартные решения, использовать рациональные и эффективные педагогические методы и приемы, а также владеть инновационными формами работы в связи с цифровизацией системы общего образования. Стремительные изменения, происходящие в обществе в последнее время, негативно сказываются на социализации детей и подростков - растет количество дезадаптированных подростков. С такими подростками тяжело наладить контакт, проводить коррекционную работу в силу разных обстоятельств, особенно большие трудности испытывают молодые педагоги из-за недостатка практического опыта. Отметим, что роль адаптации в любой сфере жизнедеятельности человека нельзя переоценить, это особенно важно в период активного становления личности подростка. Проблемы в этот период приводят к личностным проблемам, выражающимся в социальной дезадаптации, которые при неблагополучных обстоятельствах могут привести к социальным девиациям. Причинность, протяженность во времени и обратимость являются основными характеристиками социальной дезадаптации, которые повышают эффективность своевременной профилактической работы. В основе профилактической работы всегда лежит подготовка необходимых кадров, обучение их специальным знаниям и формирование навыков работы с дезадаптированными или девиантными подростками. Анализ опроса студентов педагогического института и учебных планов по направлению «Психолого-педагогическое образование» показал, что общепедагогические знания многих выпускников не составляют единую систему функционирующую в реально-практической деятельности учителя. Многие молодые педагоги отметили, что на практике они теряются в ситуации общения с дезадаптированными подростками, многие заранее боятся таких ситуаций, поэтому не хотят идти работать в школу или принимают решение уволиться и искать более спокойное место. Следовательно, необходимо акцентировать внимание на практических занятиях во время обучения, более углубленную подготовку студентов к работе с дезадаптированными подростками.
Изложение основного материала статьи. В своем исследовании мы опирались на труды Г. Спенсера, А. Ухтомского и др., изучавших теорию процесса адаптации. Вопросы социальной адаптации и реабилитации дезадаптированных детей и подростков исследовали такие отечественные и зарубежные исследователи, как Абдуллаева С.Г., Асланов Ш.С., и др. Большой вклад в выявление эффективных форм и методов педагогического воздействия на детей с проблемами в социализации внесли отечественные педагоги и психологи: Абишева Э.Д., Змановская Е.В., Решетникова Е.А. и др. Вопросы личностно-профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности разрабатывали такие ученые, как Данилов Д.А., Корнилова А.Г., Молодцова Т.Д.
С целью выявления уровня подготовки студентов-будущих педагогов к работе с подростками в условиях общеобразовательной организации была разработана и частично апробирована программа факультативного курса «Профилактическая работа с дезадаптированными подростками».
Анализ научной литературы по теме исследования показал, что основной задачей профилактики социальной дезадаптации является включение подростка в систему общественно значимых отношений и получение ими позитивного социального опыта. Данная работа предполагает индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности,