Научная статья на тему 'Профилактика девиантного поведения детей в социально-реабилитационном центре'

Профилактика девиантного поведения детей в социально-реабилитационном центре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / DEVIANT BEHAVIOR PREVENTION / DISADAPTATION / SOCIALIZATION / SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK / SOCIAL REHABILITATION СENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Ушаков Иван Иванович

Статья посвящена изучению возможностей и особенностей профилактики девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационных центров. На основе анализа теоретических источников по проблеме авторы выделяют направления и технологии профилактической работы с дезадаптированными детьми. Раскрыта программа преодоления проблем социализации детей, созданная на базе реабилитационного центра (г. Нижний Новгород). Представлены результаты ее реализации на основе практических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Ушаков Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR OF CHILDREN IN SOCIAL REHABILITATION CENTER

The article is devoted to the study of the possibilities and features of the prevention of deviant behavior of teenagers in conditions of social rehabilitation centres. Based on the analysis of theoretical sources the authors distinguish the direction and technology of preventive work with maladjusted children. Disclosed program of overcoming the problems of socialization of children, created on the basis of the rehabilitation center (Nizhny Novgorod). Presents the results of its implementation through practical research.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантного поведения детей в социально-реабилитационном центре»

Литература:

1. Дронов Александр Алексеевич. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Дронов Александр Алексеевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2009. - 172 с.: ил.

2. Информация о реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/apk/members.htm

3. Государственная программа Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 20132020 годы" Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administratlve/agro_department/programs.htm

4. Информация о пищевых и перерабатывающих предприятиях АПК юга Тюменской области: Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/flnance/apk/pred/more.htm?ld=10947071@cmsArtlcle

5. Приказ Минтруда России от 09.07.2018 N 454н "Об утверждении профессионального стандарта "Агроном" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51709) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303575/

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 мая 2014 г. N 340н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области механизации сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165309/

7. Приказ Минтруда России от 23.08.2018 N 547н "Об утверждении профессионального стандарта "Ветеринарный врач" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2018 N 52496) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309497

8. Приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 N 1172 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2015 N 39687). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188933/

9. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#lxzz4jUKnp5YU

Педагогика

УДК 376.5

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ушаков Иван Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей и особенностей профилактики девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационных центров. На основе анализа теоретических источников по проблеме авторы выделяют направления и технологии профилактической работы с дезадаптированными детьми. Раскрыта программа преодоления проблем социализации детей, созданная на базе реабилитационного центра (г. Нижний Новгород). Представлены результаты ее реализации на основе практических исследований.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, дезадаптированность, социализация, социально-педагогическая работа, социально-реабилитационный центр.

Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities and features of the prevention of deviant behavior of teenagers in conditions of social rehabilitation centres. Based on the analysis of theoretical sources the authors distinguish the direction and technology of preventive work with maladjusted children. Disclosed program of overcoming the problems of socialization of children, created on the basis of the rehabilitation center (Nizhny Novgorod). Presents the results of its implementation through practical research.

Keywords: deviant behavior prevention, disadaptation, socialization, social-pedagogical work, social rehabilitation сenter.

Введение. Проблема девиантного поведения подростков давно и глубоко исследуется, как теоретически, так и практически в различных науках, но продолжает оставаться в категории наиболее сложных, актуальных и дискуссионных. Большинство ведущих исследователей в области подростковых девиаций (С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, В.Н. Кудрявцев, Л.В. Мардахаев, Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко и др.) признают приоритет социальных факторов в развитии отклоняющегося поведения подростков, а девиантное поведение рассматривают как отступление от существующих правил с точки зрения нормативно значимого фактора. Доказано, что при неблагоприятных средовых условиях реакция эмансипации подростка может выражаться в форме различных проявлений девиантного поведения: бродяжничества, буллинга, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей, асоциальных поступков, суицидальных попыток и т.п. [7]. В ситуации трансформации социального сознания, ослабления нравственных ориентиров, связанных с общей политической нестабильностью в мире и непосредственно в российском обществе, социализация молодого поколения характеризуется увеличением количества «трудных» (асоциальных, дезадаптированных, девиантных, социально запущенных и т.д.) детей, которым сложно органично адаптироваться в социуме. Так, Е.В. Змановская отмечает, что в настоящее время наряду с «традиционными» отклонениями появляются новые виды девиаций, связанные прежде всего с развитием всемирной сети: онлайн-зависимость, интернет-преступления, виртуальный буллинг, сексуальные перверсии и т.п. [2, c. 189].

В силу отмеченных факторов задачи комплексной профилактики негативных явлений в детской среде становятся приоритетными, как в психологическом, так и в педагогическом аспектах.

Формулировка цели статьи. Под профилактикой детских девиаций в социально-педагогической теории

и практической деятельности понимается комплекс мер, наиболее эффективно воздействующих на условия и причины, вызывающие развитие негативного поведения на ранних этапах его проявления.

В современных условиях частью системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних становятся социально-реабилитационные центры. Центры социальной реабилитации несовершеннолетних в России осуществляют деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации.. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних представляет собой учреждение социального обслуживания семьи и детей, деятельность которого направлена на преодоление социально-педагогических проблем, педагогическую коррекцию и реабилитацию детей. Изучение возможностей таких социальных институтов в развитии современных форм и технологий работы с подростковыми девиациями позволяет разрабатывать и популяризировать действенные проекты в означенной области.

Изложение основного материала статьи. В числе разнообразных и взаимосвязанных факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения детей, специалистами выделяются следующие:

- индивидуальный, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

- психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в школьном коллективе;

- личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения, способности и готовности к саморегулированию своего поведения;

- социальный, определяющийся социально-культурными и экономическими условиями;

- социально-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания[3; 6].

Следует подчеркнуть, что эти факторы не являются взаимоисключающими и могут быть в некоторой

мере интегрированы. При разработке программ профилактики и реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров изучаются и учитываются все факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка. Не вызывает сомнений тот факт, что состав детей в центрах сложен: многие находится в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной и социумной дезадаптации.; подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя, ранним сексуальным связям и т.п. Понятно, что деятельность социального педагога в социально-реабилитационном центре имеет свою специфику и требует специальной психолого-педагогической подготовки, т.к. проблемы, с которыми он сталкивается, отличаются сложностью и драматизмом [4; 5].

Не стоит доказывать, что принципиальным подходом к проблеме профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является комплексная социально-педагогическая деятельность, построенная в формате многоаспектной помощи, а именно: психолого - педагогического воздействия, правовых санкций, медицинского вмешательства, социальной поддержки. Так, А.Г. Грецов, выделяет следующие подходы к профилактике девиантного поведения детей:

1. Информационный: заключается в распространении сведений о деструктивном характере и опасности девиантного поведения, о негативных последствиях, к которым приводит такое поведение, для личности и общества.

2. Направленность на выработку навыков рефлексии и саморегуляции, развитие «эмоционального интеллекта».

3. Формирование умений и навыков конструктивно справляться с жизненно важными проблемами.

4. Направленность на выработку умений сопротивляться негативному влиянию социального окружения, на нормализацию отношения подростков со сверстниками и с взрослыми.

5. Укрепление в глазах подростков ценности здоровья как источника жизненного благополучия, формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

6. Приобщение несовершеннолетних к видам деятельности и к жизненным ценностям, несовместимым с девиантным поведением [1, с. 179-180].

На основе анализа теоретических источников и изучения практического опыта по профилактике подростковых девиаций на базе ГКУ СРЦН «Солнышко» (г. Нижний Новгород) была разработана и успешно реализуется авторская программа «Профилактика девиантного поведения» (с 2013 г.). Необходимость разработки программы была вызвана результатами диагностики подростков, отличающихся крайними формами девиантного поведения, а именно: испытуемые не стремятся скрывать собственные нормы и ценности, выражена тенденция к преодолению норм и правил, противопоставление собственных ценностей групповым, стремление «нарушать спокойствие», искать трудности. Подростки имеют предрасположенность к уходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У некоторых детей выявлена низкая ценность собственной жизни, склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях, агрессивные тенденции, слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Программа профилактики направлена на создание условий для формирования у несовершеннолетних объективных, соответствующих их возрасту знаний и умений о правильном образе жизни через привитие здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя, ПАВ).

Задачи:

1. Обобщение знаний несовершеннолетних о полезных и вредных привычках, дать представление о том, что важнее прививать полезные привычки, чем искоренять вредные.

2. Поддержание позитивной самооценки, предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.

3. Предоставление детям возможности попытаться изменить свое поведение, научить принимать ответственность за свое поведение.

4. Выработка адекватных и эффективных навыков правильного общения.

Представим тематический план Программы в таблице № 1.

Таблица 1

Тематический план программы

№ Тема Цель занятия Методы

1. Вступительное Выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений деятельности Беседа, игра-активатор, взаимное интервью.

2. Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность Предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ Беседа, мозговой штурм, дискуссия.

3. Как сказать «Нет!» Формирование здоровых установок и навыков отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления, снижающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ Упражнение, игра, моделирование ситуаций, дискуссия.

4. Я и мои социальные роли Показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски. Групповая дискуссия, ролевая игра.

5. Неагрессивное отстаивание собственного мнения Научить подростков неагрессивно настаивать на своем Мозговой штурм, анализ ситуаций, упражнение.

6. Взаимоотношение полов Научить подростков социальным навыкам, необходимым для взаимоотношений со сверстниками, умению познакомиться с понравившимся человеком Инсценировка и анализ ситуаций.

7. Заключительное Подведение итогов групповой работы Игра, получение обратной связи.

Результаты эффективности программы представлены в данных, полученных из анкеты, которая включала список критериев, по которым подросткам предлагалось оценить проведенную деятельность. Они следующие (см. таб. №2).

Таблица 2

Результаты анкетирования подростков

Утверждение Полностью Частично согласен Частично не Полностью не

согласен согласен согласен

На занятиях я 60% 30% 10% -

приобрел(а) много новой информации

В ходе занятий я 80% 10% 10% -

чувствовал(а) себя комфортно

Я понял(а), что информация, полу- 40% 30% 10% 20%

ченная на занятиях,

пригодится мне в

дальнейшем.

Я думаю, мне будет легче находить общий 50% 40% - 10%

язык с людьми

В ходе занятий я 60% 20% 20% -

получил(а) ответы на

вопросы о своем

поведения

После занятий я 60% 10% 20% 10%

задумался об отказе от

вредных привычек (курение, употребление алкоголя).

Из ответов следует, что подростки положительно относятся к проведенным профилактическим мероприятиям. Большинство участников исследования получили ответы на свои вопросы, узнали необходимую информацию, приобрели новые знания и навыки, которые в дальнейшем могут быть ими использованы в реальных жизненных ситуациях.

Выводы. Возрастание количества детей с трудностями в социализации определяет необходимость поиска новых организационно-методических форм и технологий профилактики подростковой дезадаптации. Центры социальной реабилитации для несовершеннолетних являются одним из важнейших ресурсов предупреждения и преодоления девиантного поведения детей. Данные социальные институты создают особую стимулирующую среду, которая развивает инициативу, творчество воспитанников, способствует

реализации индивидуальных возможностей, способствует организации атмосферы доброжелательности и защищенности.

Литература:

1. Грецов, А.Г. Тренинговые технологии первичной профилактики аддиктивного поведения подростков и методика оценки их эффективности / А.Г. Грецов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. №153-1. - С. 178-185

2. Змановская, Е.В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения / Е.В. Змановская // Вестник ТГПУ. 2013. № 5 (133). С. 189-195

3. Ларионова, С.О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 90-94

4. Лебедева, И.В., Горлова, В.Г. Интеграция кейс-метода и дистанционного обучения в подготовке социальных педагогов. В сборнике: «Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики». Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». 2015. С. 261-265.

5. Лебедева, И.В., Шоронова, О.В. Инновационная направленность личности педагога // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-5. С. 902-906.

6. Перешеина, Н.В. Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 192 с.

7. Повшедная, Ф.В., Лебедева, И.В. Семья в контексте детско-подростковой дезадаптированности // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 349.

Педагогика

УДК 37.01

преподаватель Лебедева Наталья Алексеевна

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России (г. Пермь)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития и формирования иноязычной коммуникативной компетенции у курсантов ведомственных вузов, будущих юристов и кинологов. Также рассмотрен ее компонентный состав. Проанализирована литература и сделан вывод о том, чем является коммуникативная компетенция в рамках профессиональной деятельности и для чего она нужна будущим выпускникам ведомственных вузов, в частности кинологам и юристам.

Ключевые слова: компетенция, иностранный язык, обучение в ведомственном вузе, формирование компетенций, курсант, иноязычная коммуникативная компетенция, умения, кинологи, международные связи.

Annotation. The article discusses the role of philosophy in the training of future professionals dog trainers. Given the ontological and logical grounds the necessity of formulating and solving the fundamental question of philosophy. Disclosed heuristic, methodological significance for philosophy for dog trainers, as well as the influence of philosophy on ethical aspects of the profession.

Keywords: teaching philosophy, philosophy for dog trainers, the main question of philosophy, the role of philosophy, function of philosophy.

Введение. В последнее время возрос спрос на изучение иностранного языка в сфере профессиональной деятельности. В условиях широких международных связей с другими странами важно общаться с иностранными специалистами, развивать профессионально-деловые и личные контакты с зарубежными партнерами, коллегами, читать различные издания на иностранном языке. В последнее время возрос спрос на изучение иностранного языка по специальности не только в гражданских высших учебных заведениях.

Спрос будет расти и дальше. Объясняется это расширением международных контактов в профессиональной сфере, расширением многоязычного и межкультурного взаимодействия и взаимопонимания на основе глобального взаимодействия и всеобщей глобализации в мире. Целью обучения иностранному языку в ведомственном вузе является овладение иностранным языком как средством коммуникации в профессиональной сфере (юридической, зоотехнической и т.д.), так и приобретения профессионально направленной иноязычной компетентности для успешного выполнения дальнейшей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В общей стратегии обучения иностранным языкам будущих юристов, кинологов и зоотехников предусмотрено требование по развитию иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения, что соответствует международным требованиям в области овладения иностранным языком для специальных целей и предполагают достижение курсантами уровня не ниже В2 международной шкалы уровня владения английским языком.

Описанное выше определяет необходимость для обучающихся умения самостоятельно разбираться во множестве иноязычной информации, извлекать нужную и адекватно ее оценивать, определять области применения, теоретическую и практическую значимость для решения профессиональных задач. Постоянное обращение к различным иноязычным источникам информации позволяет получать, накапливать, обновлять знания.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что её теоретическая и практическая разработанность недостаточно раскрыты в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Формулировка цели статьи: автор ставил перед собой задачу проанализировать и сформулировать теоретическую основу формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов ведомственных вузов, а также выявить организационно-дидактические условия формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.

Изложение основного материала статьи. Целью обучения иностранному языку в ведомственных высших учебных заведениях является овладение иностранным языком как средством коммуникации, так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.