Научная статья на тему 'Проблемы формирования ноксологической культуры студентов аграрного университета'

Проблемы формирования ноксологической культуры студентов аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОКСОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРАВМООПАСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / SAFETY CULTURE / EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATION QUALITY / TECHNICAL SYSTEMS / AGRICULTURAL ENTERPRISES / HAZARDOUS PRODUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучумова Галина Владимировна

Формирование ноксологической культуры является актуальной проблемой, так как количество источников опасности увеличивается пропорционально развитию техносферы. Повышение качества образования способствует снижению риска инициации чрезвычайных ситуаций, уменьшению количества погибших и пострадавших, значительному снижению материального и инфраструктурного ущерба. В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта возникают определенные сложности, связанные с противоречиями в нормативно-правовых документах и несоответствием материально-технической базы целям и задачам, сформулированным в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучумова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF NOXOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF AGRARIAN UNIVERSITY

The formation of safety culture is a relevant issue as the number of hazards increases in proportion to the development of the technosphere. Improving the quality of education helps to reduce the risk of initiating emergency situations, reducing the number of deaths and injuries, a significant reduction in material and infrastructure damage. In the course of implementation of the Federal state educational standard there are certain difficulties connected with contradictions in normative legal documents and discrepancy of material and technical base to the purposes and the tasks formulated in them.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования ноксологической культуры студентов аграрного университета»

Педагогика

УДК: 378.2

старший преподаватель кафедры «Техносферная безопасность» Кучумова Галина Владимировна

Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОКСОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Формирование ноксологической культуры является актуальной проблемой, так как количество источников опасности увеличивается пропорционально развитию техносферы. Повышение качества образования способствует снижению риска инициации чрезвычайных ситуаций, уменьшению количества погибших и пострадавших, значительному снижению материального и инфраструктурного ущерба. В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта возникают определенные сложности, связанные с противоречиями в нормативно-правовых документах и несоответствием материально-технической базы целям и задачам, сформулированным в них.

Ключевые слова: ноксологическая культура, образовательный стандарт, качество образования, технические системы, сельскохозяйственные предприятия, травмоопасное производство.

Annotation. The formation of safety culture is a relevant issue as the number of hazards increases in proportion to the development of the technosphere. Improving the quality of education helps to reduce the risk of initiating emergency situations, reducing the number of deaths and injuries, a significant reduction in material and infrastructure damage. In the course of implementation of the Federal state educational standard there are certain difficulties connected with contradictions in normative legal documents and discrepancy of material and technical base to the purposes and the tasks formulated in them.

Keywords: safety culture, educational standard, education quality, technical systems, agricultural enterprises, hazardous production.

Введение. Формирования ноксологической культуры студентов высших учебных заведений является одной из важнейших целей при реализации государственных образовательных стандартов. Большое количество, регистрируемых чрезвычайных ситуаций в различных сферах человеческой деятельности демонстрирует остроту и актуальность проблемы. Как правило, аварийные ситуации возникают в результате инициирования целого комплекса причин: технических, организационных и личностных. Но, так или иначе, практически все они связаны с антропогенным фактором: ошибки операторов технических систем, нарушения при эксплуатации технологического оборудования, отсутствие средств защиты, игнорирование требований безопасности либо их незнание приводят к человеческим жертвам, утрате трудоспособности, финансовым и инфраструктурным потерям и другим, долговременным и тяжелым последствиям. Ноксологическая культура должна стать частью мировоззрения студента, естественной потребностью, которая позволит безопасно взаимодействовать со всеми структурными элементами бытовой, производственной, природной среды, повышать качество жизни и обеспечивать необходимый уровень безопасности при выполнении трудовых поручений.

Изложение основного материала статьи. В тексте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО) указано, что «выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видам профессиональной деятельности, на который ориентирована программа, готов решать профессиональные задачи» в числе которых управление работой коллективов и обеспечение безопасности труда [8]. Кроме образовательного стандарта в процессе формирования ноксологической культуры обучающихся важно учитывать и тот перечень требований, который сформулирован и закреплен в профессиональных стандартах, разрабатываемых и принимаемых в Российской Федерации. В их числе «контроль соблюдения правил и норм охраны труда, требований пожарной и экологической безопасности, разработка и реализация мероприятий по предупреждению производственного травматизма, проведение инструктажа по охране труда» [6].

Насколько студенты готовы реализовать в практической сфере знания, навыки и умения, предъявляемые к уровню их подготовки, и с какими проблемами сталкивается преподаватель при реализации этих задач. Современное сельскохозяйственное производство является энергоемкой, технологичной и, к, сожалению, травмоопасной сферой производства. Работники при выполнении своих трудовых поручений взаимодействуют не только с техническими системами: тракторами, комбайнами, рулонными пресс-подборщиками, косилками, посевными, почвоуборочным машинами и оборудованием, но и с представителями животного и растительного мира. При организации образовательного процесса в учебном заведении необходимо принять во внимание все указанные факторы и особенности будущей профессиональной деятельности обучающихся и подготовить их к работе в этих условиях. При этом значимым направлением в подготовке является выполнение практических и лабораторных работ, предусмотренных учебным планом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: оценка параметров микроклимата производственных помещений, измерение естественной и искусственной освещенности, определение состава и концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, изучение и выбор средств индивидуальной защиты, изучение технических средств тушения пожаров и так далее. Зачастую, при реализации этой части преподаватель сталкивается с некоторыми трудностями, так как материально-техническая база: приборы, оборудование, инструменты морально устарели и не применяются в современном производстве. Сложно заинтересовать студентов, используя архаичные средства, и постоянно проводя сравнительный анализ между имеющимися техническими средствами учебного заведения и оснащением современных сельскохозяйственных предприятий. Одним из способов устранения обозначенного противоречия является заключение договоров и проведение определенных практических занятий на производстве. В реальных производственных условиях студенты могут успешно освоить современную сельскохозяйственную технику и сформировать навыки ее безопасной эксплуатации. Но, как правило, это возможно при изучении специальных дисциплин, прохождении ознакомительных, учебных, производственных практик, и невозможно при выполнении локальных задач, определенных образовательным процессом. В данном случае, необходимо, чтобы оснащение учебных аудиторий и лабораторий соответствовало не только всем целям и задачам, определенным федеральным государственным

образовательным стандартом, но и активно применялось на объектах экономики. В таком случае преподаватель сможет достаточно качественно подготовить студента к проведению соответствующего вида и объема работ на производстве.

Безусловно, невозможно сформировать навыки работы с приборами и оборудованием, оценивать химическую и радиационную обстановку, выявлять угрозы биологического характера без системных и качественных теоретических знаний. И в этом аспекте основным «врагами» преподавателя являются время и противоречия в нормативно-правовых документах. К первой группе факторов стоит отнести то, что с одной стороны, образовательная деятельность регламентируется государственными образовательными стандартами, а с другой учебные заведения могут вносить корректировки, которые не всегда являются благом. Существенным недостатком является то, что набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО, что на практике реализуется сокращением часов по некоторым учебным дисциплинам. Например, количество аудиторных часов по безопасности жизнедеятельности сократилось со 130 до 108, меньше стало лекционных, практических и лабораторных занятий и большее количество часов вынесено на самостоятельную работу студентов, а некоторые виды работ исключены из учебного процесса дисциплины. Сокращение количества аудиторных занятий не позволяет преподавателю уделить достаточного внимания всем вопросам, возникающим у студентов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Предметная область этой сферы научных знаний довольно широкая, так как источники и факторы опасности существенно отличаются в зависимости от конкретных ситуаций и условий. При разработке лекционного курса преподаватель должен учитывать не только общие требования нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности, но и активно применять требования отраслевых стандартов. Например, при обучении бакалавра направления подготовки «Агроинжинерия» преимущественное внимание нужно уделить физическим факторам источников опасностей (машинам, механизмам, оборудованию) так в процессе трудовой деятельности выпускник будет взаимодействовать с этими техническими системами. Если студент осваивает программу бакалавриата направления подготовки «Агрономия» важно изучить негативное влияние химических факторов, например пестицидов и агрохимикатов на организм человека, а так же обратить внимание на источники опасности, связанные с эксплуатацией технических систем в процессе выращивания продукции растениеводства открытого или закрытого грунта. Специалист, получающий образование по направлению «Ветеринарный врач» должен знать источники биологической опасности, способы и методы защиты от них в нормальном режиме функционирования предприятия и в условиях чрезвычайной ситуации. Но этот объем отраслевой информации должен базироваться на знании общих законов, норм и требований безопасности, которые формируются у студента в процессе освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». При выполнении курсовых работ по профильным дисциплинам важно изучать вопросы обеспечения безопасности, формировать навыки работы с массивом информации, регламентирующим отраслевые правила и нормы безопасности, а также локальные документы, принятые на объекте экономики, и выполнять соответствующие разделы в письменных работах. Действующий ФГОС ВО устанавливает, что дисциплины (модули) по безопасности жизнедеятельности реализуются в базовой части бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации дисциплин (модулей) определяется организацией самостоятельно [8]. Это положение создает конфликт интересов и позволяет образовательной организации отказываться от некоторых видов учебных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Пересмотр норм времени на выполнение расчетно-графических работ, проверку контрольных работ, проведение зачетов и экзаменов в сторону уменьшения также не способствует получению качественных знаний студентами и ставит преподавателя в условия перманентного стресса ввиду значительной аудиторной нагрузки и большого количества обучающихся. Как следствие качество преподавания снижается, и это связано не только с психоэмоциональным состоянием преподавателя, но прежде всего с нехваткой времени. Данная учебная дисциплина предполагает постоянное отслеживание изменений, вносимых в нормативно-правовые документы: федеральные законы, государственные стандарты, санитарные нормы и правила, отраслевые требования безопасности, которые преподаватель должен своевременно учитывать в лекционных и практических курсах. Так же негативно сказывается отсутствие в выпускной квалификационной работе раздела «Безопасность жизнедеятельности» на подготовку студентов-выпускников некоторых направлений подготовки. Образовательный стандарт регламентирует, что трудоемкость самостоятельной работы по подготовке указанного раздела выпускной квалификационной работы составляет не менее 2 зачетных единиц и определяется вузом в зависимости от области знаний и характера выпускной квалификационной работы. И на этом основании принимаются необоснованные решения об исключении раздела из выпускных квалификационных работ студента, что в свою очередь не способствует закреплению полученных знаний, навыков, умений и формированию ноксологической культуры выпускника. А в некоторых случаях укрепляет превратное представление о возможности манипулирования локальными документами, формального подхода и пренебрежения вопросами обеспечения безопасности в профессиональной деятельности.

Выводы. В рамках реализуемой программы на территории Тюменской области построены и введены в эксплуатацию крупные животноводческие комплексы в Исетском, Юргинском, Ярковском, Голышмановском, Нижнетавдинском районе. Расширяется линейка товаров, производимых предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию, повышается ее качество [3]. Активно развивается растениеводство, сохраняются площади обрабатываемых сельскохозяйственных земель, выращиваются как традиционные виды растений, так и новые для территории сельскохозяйственные культуры. Особо значимые успехи достигнуты в отрасли растениеводства закрытого типа, что особенно актуально в условиях резкоконтинентального климата южных районов Тюменской области [2]. Для устойчивой работы объектов, производящих сельскохозяйственную продукцию, занимающихся ее переработкой, и реализации приоритетных проектов в агропромышленном комплексе нужны специалисты с таким уровнем ноксологической культуры, который позволит и в дальнейшем приобретать новые знания и навыки, осваивать другие виды деятельности, формировать безопасные условия в коллективе и обеспечивать устойчивое функционирование объектов сельскохозяйственного производства.

Литература:

1. Дронов Александр Алексеевич. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Дронов Александр Алексеевич; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2009. - 172 с.: ил.

2. Информация о реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/apk/members.htm

3. Государственная программа Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 20132020 годы" Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administratlve/agro_department/programs.htm

4. Информация о пищевых и перерабатывающих предприятиях АПК юга Тюменской области: Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/flnance/apk/pred/more.htm?ld=10947071@cmsArtlcle

5. Приказ Минтруда России от 09.07.2018 N 454н "Об утверждении профессионального стандарта "Агроном" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2018 N 51709) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_303575/

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 мая 2014 г. N 340н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области механизации сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165309/

7. Приказ Минтруда России от 23.08.2018 N 547н "Об утверждении профессионального стандарта "Ветеринарный врач" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.10.2018 N 52496) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_309497

8. Приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 N 1172 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2015 N 39687). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188933/

9. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#lxzz4jUKnp5YU

Педагогика

УДК 376.5

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ушаков Иван Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей и особенностей профилактики девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационных центров. На основе анализа теоретических источников по проблеме авторы выделяют направления и технологии профилактической работы с дезадаптированными детьми. Раскрыта программа преодоления проблем социализации детей, созданная на базе реабилитационного центра (г. Нижний Новгород). Представлены результаты ее реализации на основе практических исследований.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, дезадаптированность, социализация, социально-педагогическая работа, социально-реабилитационный центр.

Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities and features of the prevention of deviant behavior of teenagers in conditions of social rehabilitation centres. Based on the analysis of theoretical sources the authors distinguish the direction and technology of preventive work with maladjusted children. Disclosed program of overcoming the problems of socialization of children, created on the basis of the rehabilitation center (Nizhny Novgorod). Presents the results of its implementation through practical research.

Keywords: deviant behavior prevention, disadaptation, socialization, social-pedagogical work, social rehabilitation сenter.

Введение. Проблема девиантного поведения подростков давно и глубоко исследуется, как теоретически, так и практически в различных науках, но продолжает оставаться в категории наиболее сложных, актуальных и дискуссионных. Большинство ведущих исследователей в области подростковых девиаций (С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, В.Н. Кудрявцев, Л.В. Мардахаев, Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко и др.) признают приоритет социальных факторов в развитии отклоняющегося поведения подростков, а девиантное поведение рассматривают как отступление от существующих правил с точки зрения нормативно значимого фактора. Доказано, что при неблагоприятных средовых условиях реакция эмансипации подростка может выражаться в форме различных проявлений девиантного поведения: бродяжничества, буллинга, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей, асоциальных поступков, суицидальных попыток и т.п. [7]. В ситуации трансформации социального сознания, ослабления нравственных ориентиров, связанных с общей политической нестабильностью в мире и непосредственно в российском обществе, социализация молодого поколения характеризуется увеличением количества «трудных» (асоциальных, дезадаптированных, девиантных, социально запущенных и т.д.) детей, которым сложно органично адаптироваться в социуме. Так, Е.В. Змановская отмечает, что в настоящее время наряду с «традиционными» отклонениями появляются новые виды девиаций, связанные прежде всего с развитием всемирной сети: онлайн-зависимость, интернет-преступления, виртуальный буллинг, сексуальные перверсии и т.п. [2, c. 189].

В силу отмеченных факторов задачи комплексной профилактики негативных явлений в детской среде становятся приоритетными, как в психологическом, так и в педагогическом аспектах.

Формулировка цели статьи. Под профилактикой детских девиаций в социально-педагогической теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.