Научная статья на тему 'Формирование эколого-развивающей образовательной среды школы как путь повышения экологической безопасности страны'

Формирование эколого-развивающей образовательной среды школы как путь повышения экологической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЯ ШКОЛЫ / ECOLOGICAL SAFETY / ECOLOGICAL-DEVELOPING ENVIRONMENT / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL OUTLOOK / ECOLOGICAL BEHAVIOR / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / SCHOOL ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Алла Сергеевна, Ягин Валерий Васильевич, Вершинина Анна Юрьевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска путей повешения уровня экологической безопасности, формирования экологической культуры населения планеты, в том числе и России, стране, стремящийся к реализации концепции устойчивого развития. Цель статьи проанализировать педагогические условия повышения эффективности развития экологической культуры в образовательной среде школы, определить трудности и перспективы этой работы. Ведущим подходом к исследованию проблемы стал теоретический анализ монографических, учебно-методических, психолого-педагогических трудов российских авторов, публикаций в периодической печати, кроме того были привлечены данные опроса 90 учителей начального образования, выявляющего субъективную оценку степени комфортности образовательной среды. В статье доказывается, что экологию школы нельзя назвать в полной мере комфортной и отвечающей требованиям всестороннего развития. Проведенное исследование может быть полезным для лиц принимающих управленческие решения в сфере образования, учителей практиков, всех заинтересованных проблемами экологического воспитания граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбатова Алла Сергеевна, Ягин Валерий Васильевич, Вершинина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE ENVIRONMENTAL-DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL AS A WAY TO INCREASE THE ECOLOGICAL SAFETY OF THE COUNTRY

The relevance of the article is due to the need to find ways of hanging the level of environmental safety, the formation of the ecological culture of the population of the planet, including Russia, a country seeking to implement the concept of sustainable development. The purpose of the article is to analyze the pedagogical conditions for improving the development of environmental culture in the educational environment of the school, to identify the difficulties and prospects for this work. The leading approach to the study of problems was the theoretical analysis of monographic, educational, psychological and pedagogical works of Russian authors, publications in periodicals, besides data from a survey of 90 primary education teachers, revealing a subjective assessment of the degree of comfort of the educational environment. The article proves that the ecology of the school cannot be called fully comfortable and meets the requirements of all-round development. The study can be useful for those who make management decisions in the field of education, teachers, practitioners, and all those interested in the problems of environmental education of citizens.

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-развивающей образовательной среды школы как путь повышения экологической безопасности страны»

8. Сокунова, С.Ф. Контроль за уровнем выносливости спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 8. - С. 56-59.

9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 480.

Педагогика

УДК 37; 502(07)

кандидат философских наук, доцент Курбатова Алла Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); доктор биологических наук, профессор Ягин Валерий Васильевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); преподаватель Вершинина Анна Юрьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска путей повешения уровня экологической безопасности, формирования экологической культуры населения планеты, в том числе и России, стране, стремящийся к реализации концепции устойчивого развития. Цель статьи проанализировать педагогические условия повышения эффективности развития экологической культуры в образовательной среде школы, определить трудности и перспективы этой работы. Ведущим подходом к исследованию проблемы стал теоретический анализ монографических, учебно-методических, психолого-педагогических трудов российских авторов, публикаций в периодической печати, кроме того были привлечены данные опроса 90 учителей начального образования, выявляющего субъективную оценку степени комфортности образовательной среды. В статье доказывается, что экологию школы нельзя назвать в полной мере комфортной и отвечающей требованиям всестороннего развития.

Проведенное исследование может быть полезным для лиц принимающих управленческие решения в сфере образования, учителей практиков, всех заинтересованных проблемами экологического воспитания граждан.

Ключевые слова: экологическая безопасность, эколого-развивающая среда, экологическая культура, экологическое мировоззрение, экологическое поведение, экологическое сознание, экология школы.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to find ways of hanging the level of environmental safety, the formation of the ecological culture of the population of the planet, including Russia, a country seeking to implement the concept of sustainable development. The purpose of the article is to analyze the pedagogical conditions for improving the development of environmental culture in the educational environment of the school, to identify the difficulties and prospects for this work. The leading approach to the study of problems was the theoretical analysis of monographic, educational, psychological and pedagogical works of Russian authors, publications in periodicals, besides data from a survey of 90 primary education teachers, revealing a subjective assessment of the degree of comfort of the educational environment. The article proves that the ecology of the school cannot be called fully comfortable and meets the requirements of all-round development.

The study can be useful for those who make management decisions in the field of education, teachers, practitioners, and all those interested in the problems of environmental education of citizens.

Keywords: ecological safety, ecological-developing environment, ecological culture, ecological outlook, ecological behavior, ecological consciousness, school ecology.

Введение. Широкоформатное поле обсуждения экологических вопросов начало формироваться еще в конце 60-х годов прошлого века, за это время написаны сотни учебников, тысячи диссертаций и монографий, сотни тысяч статей. Почти в каждом исследовании говорится о необходимости перехода на новую модель развития, иначе наступит экологическая катастрофа планетарного масштаба [2], эта новая модель получила название «концепция устойчивого развития».

В 1992г. на конференции в Рио-де-Жанейро озвучиваются пути решения экологических проблем, затем ООН предлагает всем странам заняться разработкой концепции перехода к устойчивому развитию, в результате в 1996 г. в РФ такая концепция принимается. Однако экологические проблемы в нашей стране, к сожалению, нельзя назвать решенными. Более того, приходится констатировать, что до сих пор «население ... не осознает масштабов экологической опасности и в основном остается равнодушным к окружающей природной среде»[15], это многократно обостряет проблему экологической безопасности.

Методологическую базу исследования сформировали труды: Н.А. Агаджанян, Г.И. Аквилева, О.С. Анисимов, Н.Н. Болгар, И.В. Вагнер, А.А. Вахрушев, Н.Ф. Виноградова, Э.В. Гирусов, С.Н. Глазычев, Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина, Н.Н. Демидова, М.А. Дереполенко, С.Д. Дерябо, Е. Н. Дзятковская, О.М. Дорошко, Б.В. Ерофеев, А.Н. Захлебный И.Д. Зверев, С.А. Иванов, Л.С. Квасцова, В.Г. Кезин, З.А. Клепинина, Н.И. Кокшаров, А.Н. Кочергин, С.Б. Лавров, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, А.В Миронов, Н.И. Моисеев, В.В. Николина, В.И. Панов, В.В. Пустовойтов, Н.Ф. Реймерс, В.А. Ситаров, З.Е. Сыдыкова, В.Л. Толбина, Н.А. Фролова, И. В. Цветкова, К.И. Шилин, В.А. Ясвин и др.

Изложение основного материала статьи. Анализ вариантов дефиниции «экологическая безопасность» позволил выделить три позиции, определяемые различиями в методологических подходах, которых придерживаются авторы (Г.А. Атаманов, О.И. Балашова, А.Н. Грешневиков, Е.Л. Егорова, И.Б. Мулин, А.М. Никандров, С.Н. Русин, Г.С. Ферару и др.). В первом подходе делается акцент на защиту человека от различных угроз и природных катастроф, спровоцированных «местью природы»; во втором - подчеркивается необходимость защищать природу от вредного воздействия человеческой деятельности; третья позиция, на наш взгляд, наиболее верная, говорит о безопасности, как о поиске баланса между природой и потребностями человека, т.е. как о «достижении условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей среды и деятельности человека»[12, с.12]. Таким образом, экологическую безопасность можно рассматривать и как отсутствие угроз (как со стороны человека, так и со стороны природы), и как способность противостоять

угрозам, а также волю и умение не создавать эти угрозы, основываясь на принципах гуманизма и гармонии. Сегодня невозможно говорить о приемлемом уровне экологической безопасности - в том числе и в России.

Причины такого положения связывают с низким уровнем экологического образования и просвещения, с недостаточно развитой экологической культурой. Хотя еще сорок лет назад в 1977г. в СССР в г.Тбилиси состоялась международная конференция по вопросам образования в области окружающей среды, а ее итогом стало заявление о необходимости создания образовательных просветительских программ для всех слоев населения[14]. О необходимости экологического воспитания с этого времени говорится постоянно, но особую актуальность эти проблемы приобретают в текущем тысячелетии. Например, в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030г.», подчеркивается важность формирования у населения страны «экологически ответственного мировоззрения и экологической культуры»[13]. Представляется логичным, что выполнение этих планируемых Правительством задач возлагается на развитие экологического обучения и воспитания в системе образования. Анализ нормативных документов, регулирующих эту сферу, доказывает интерес государства к этим проблемам, так в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», конкретизируются основные принципы государственной политики в сфере образования, среди которых названо «бережное отношение к природе и окружающей среде»[17]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России базовой национальной ценностью признается природа - «родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание» [4].

Следует заметить, что определенное документально подтвержденное внимание к проблемам отрицательно коррелирует с реальной ситуацией по их решению. Теоретический анализ позволили выявить, ряд противоречий: между потребностью общества в экологической безопасности и не достаточным уровнем развития экологического мировоззрения; между уровнем экологических знаний и уровнем сформированности экологической культуры; между необходимостью всестороннего развития учащихся и отсутствием комфортной для участников образовательного процесса экологии школы.

Данные противоречия обозначили проблему исследования, сущность которой заключается в анализе психолого-педагогических условий воспитания экологической культуры.

Трактовка понятия «экологическая культура» разнообразна. В узком значении экологическая культура -это результат овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. В рамках этого представления деятельность образовательного учреждения должна быть направлена исключительно на формирование знаний о природе, необходимых для грамотного природопользования.

Первые систематические знания по экологии младшие школьники получают в курсе «Окружающий мир», который имеет очевидную экологическую направленность, дети знакомятся с понятием «экология», они изучают взаимодействия и взаимовлияния человека и природы, живой и неживой природы, пищевые цепи. Систематический мониторинг сформированности знаний по экологии у младших школьников показал, что это изучение происходит вполне успешно, предложенный ФГОС объем знаний оказывается адекватным возрастным возможностям и вполне посильным. Это же положение подтверждают данные опроса учителей, высоко оценивающих знания по экологии детей вверенных им классов. Однако данная учителями оценка развития экологической культуры у учеников, показывает, что экологическое образование нельзя признать достаточным. В этом расхождении очевидно прослеживается осознание учителями того, что экологическая культура выходит за рамки знаниевой компетентности, включая еще деятельный и аксиологический пласты.

Экологическую культуру необходимо трактовать как новое ядро общечеловеческой культуры третьего тысячелетия. Она проявляется не только и не столько в объеме информации, но в наибольшей мере в системе ценностных ориентаций, имеет высокую духовную направленность и складывается из множества составляющих: экологического мировоззрения, экологического мышления, экологического сознания, гуманистических ценностей, нравственного отношения, личной ответственности.

Отвечая на вопрос о своей экологической компетентности, никто не признал отсутствие знаний 0% , 48,9% ответили, что у них больше теоретических знаний, но не хватает практических навыков по организации природоохранной деятельности, 33,3% высоко оценили уровень своих знаний и умений. Все из опрошенных ответили, что видят тесную связь между развитием экологической культуры и уровнем экологической безопасности страны.

Не вызывает сомнения, что «экологическое образование и воспитание - первоочередная важная государственная задача», изменения мировоззрения, формирование экологического сознания и ответственного отношения невозможно без усилий по развитию экологической культуры.

Озабоченность проблемами развития экологического образования привела к тому, что некоторые школы начали позиционировать себя как экологические гимназии, участвовать в движении «зеленых», появляются экологические кружки, разрабатываются факультативы с экологической тематикой [3]. Однако экологическое образование зачастую не приводит к развитию экологической культуры, не становится мотивом для приобретения устойчивых экологических навыков. Проведение природоохранных мероприятий остаются разовыми акциями, не формируя уверенный собственный выбор в пользу экокультурных ценностей.

Задачи решения экологических проблем могут формулироваться только для той социальной среды, где актуальны цели развития, а не выживания, где говорят не просто об условиях обучения, но о создании комфортных, благожелательных для вех участников образовательного процесса условий. Выяснить степень качества этих условий помог опрос 90 учителей нижегородских школ.

Полученные данные показали, что образовательная среда не воспринимается большинством учителей как комфортная и доброжелательная. Так, отвечая на вопрос анкеты, «Оцените, насколько Ваша работа соответствует Вашим требованиям» только 8,9% ответили «полностью соответствует», 64,4 % ответили «частично соответствует», 26,6 % признались, что работа полностью не соответствует их запросам.

Ответ на вопрос «Как часто Вы испытываете стресс на работе?», позволил выяснить, что 36,6% опрошенных испытывают перманентный стресс, 30% испытывают стресс от случая к случаю, 25,5% испытывают стресс редко и 8,8% никогда.

Оценивая свое здоровье 68,8% признались, что болеют часто, 27,7% выбрали ответ 1-2 раза в год, только 16,6% опрошенных ответили, что практически не болеют. Более того, 52,2% постоянно носят с собой лекарства нескольких наименований.

Характеризуя монотонность труда, отметим, что 61% респондентов находят свой труд монотонным в максимальной степени, 27,7% признают, что в их работе есть высокая степень творчества.

10% учителей признали, что их питание нельзя назвать полноценным, 77,7% пожаловались, что имеют неполноценный сон, 35,5% отметили неудовлетворенность своей физической активностью.

Отвечая на вопрос «Приходилось ли Вам сталкиваться с нерациональностью организации учебной деятельности», 66.6% ответили «часто», 33,3% ответили «редко», никто не выбрал вариант «никогда».

Именно подчиненность целям выживания определяет, а иногда и оправдывает сугубо потребительское отношение к природным ресурсам, что абсолютно недопустимо при формировании экологической культуры, реализации концепции устойчивого развития. Разрабатывая новое содержание экологического образования, развивая современные идеи экологии и природосбережения, внедряя инновационные формы и методы в характеристики образовательной среды, формируется экологическое мировоззрение, культура экологически оправданного поведения» [91.

Выводы. Неэффективность экологического образования и просвещения мы связываем с тем, что образовательную среду нельзя назвать эколого-развивающей средой, а экологию школы благожелательной для всех участников образовательного процесса. Вопросу влияния образовательной среды на развитие экологической культуры уделяется не достаточно внимания, хотя именно образовательная среда представляет «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития» [20, с. 12]. Полагаем, что формирования экологической культуры через экологически-развивающую образовательную среду очень перспективно, и будет влиять на экологическую безопасность страны в будущем.

Литература:

1. Беляева, Т.К. Организация проектной деятельности школьников по теме: «Городская среда и здоровье»/ Т.К. Беляева, Н.Б. Солодова, Е.О. Гальянова, К.А. Каманин // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-3. - С. 24-31.

2. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы /Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 1997. - №4. - С. 20.

3. Гринева, Е. А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект / Е. А. Гринева. - «Прометей», 2015. - 160 с.

4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Российская академия образования. — М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

5. Демидова, Н.Н. Система формирования экологической компетентности на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса: теоретико-методологические основы и методическая модель / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева // Вестник Мининского университета. - 2014. - №2(6). - с. 14.

6. Вагнер, И. В., Ткачева, А. Н. Экология детства: факторы культуры, воспитания и профессиональной компетентности педагога / И.В. Вагнер, А.Н. Ткачева // Экология человека. - 2015. - № 9. - С. 21-26.

7. Иванова, Н.В. Исследование образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника / Н.В. Иванова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №9. - С. 232-235.

8. Курбатова, А.С., Беляева Т.К. Роль внеклассной работы в развитии экологической культуры младших школьников / А.С. Курбатова, Т.К. Беляева // Государственный Советник. - 2017. - №4 (20). -С. 65-69

9. Курбатова, А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие младших школьников / А.С. Курбатова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №1. - С. 185-188 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9416 (дата обращения: 25.10.2017).

10. Курбатова А.С., Горюнова А.А. Экологическое образование учащихся начальной школы [Текст] /

A.С. Курбатова, А.А. Горюнова // Начальное образование. - 2017. - Т. 5. - №6. - С. 14-18.

11. Курбатова, А.С., Ягин, В.В. Проблема здоровьесбережения в современной школе / А.С. Курбатова,

B.В. Ягин // Современные проблемы науки и образования - 2016. - №4 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24977 (дата обращения: 18.11.2017).

12. Масленникова, И.С., Горбунова, В.В. Управление экологической безопасностью и рациональным использованием природных ресурсов / И.С. Масленникова, В.В. Горбунова. - СПб.: СПб ГИЭУ, 2007. - 497 с.

13. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года / утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012г. // [Электронный ресурс]. URL: http: // base.garant.ru / 70169264/ (дата обращения: 18.11.2016).

14. Павлов, А.Н. Начала экологической культуры / А.Н. Павлов. - СПб.: РГГМУ, 2006. - 206 с.

15. Петров, К.М. Экология и культура / К.М. Петров. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000. - 365 с.

16. Российская национальная стратегия действий в интересах детей. Указ Президента РФ от 01.06.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www. kremlin.ru /acts/bank/35418 (дата обращения: 04.04.2017)

17. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f84 6/ (дата обращения: 03.10.2018).

18. Ханова, Т.Г. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе / Т.Г. Ханова, М.В. Бывшева, Е.Е.Демидова //Вестник Мининского университета. Том 6. - №2. - 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-11

19. Шилин, К.И. Экология культуры / К.И.Шилин. - М.: Владос, 2013. - 234 с.

20. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

21. Ilaltdinova, E.Y., Frolova, S.V., Lebedeva, I.V. Top qualities of great teachers: National and universal (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 677, pp. 44-52. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6 6

22. Markova, S.M., Sedykh, E.P., Tsyplakova, S.A., Polunin, V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 129-135.DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6 17

Педагогика

УДК: 378.2

старший преподаватель кафедры «Техносферная безопасность» Кучумова Галина Владимировна

Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОКСОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Формирование ноксологической культуры является актуальной проблемой, так как количество источников опасности увеличивается пропорционально развитию техносферы. Повышение качества образования способствует снижению риска инициации чрезвычайных ситуаций, уменьшению количества погибших и пострадавших, значительному снижению материального и инфраструктурного ущерба. В процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта возникают определенные сложности, связанные с противоречиями в нормативно-правовых документах и несоответствием материально-технической базы целям и задачам, сформулированным в них.

Ключевые слова: ноксологическая культура, образовательный стандарт, качество образования, технические системы, сельскохозяйственные предприятия, травмоопасное производство.

Annotation. The formation of safety culture is a relevant issue as the number of hazards increases in proportion to the development of the technosphere. Improving the quality of education helps to reduce the risk of initiating emergency situations, reducing the number of deaths and injuries, a significant reduction in material and infrastructure damage. In the course of implementation of the Federal state educational standard there are certain difficulties connected with contradictions in normative legal documents and discrepancy of material and technical base to the purposes and the tasks formulated in them.

Keywords: safety culture, educational standard, education quality, technical systems, agricultural enterprises, hazardous production.

Введение. Формирования ноксологической культуры студентов высших учебных заведений является одной из важнейших целей при реализации государственных образовательных стандартов. Большое количество, регистрируемых чрезвычайных ситуаций в различных сферах человеческой деятельности демонстрирует остроту и актуальность проблемы. Как правило, аварийные ситуации возникают в результате инициирования целого комплекса причин: технических, организационных и личностных. Но, так или иначе, практически все они связаны с антропогенным фактором: ошибки операторов технических систем, нарушения при эксплуатации технологического оборудования, отсутствие средств защиты, игнорирование требований безопасности либо их незнание приводят к человеческим жертвам, утрате трудоспособности, финансовым и инфраструктурным потерям и другим, долговременным и тяжелым последствиям. Ноксологическая культура должна стать частью мировоззрения студента, естественной потребностью, которая позволит безопасно взаимодействовать со всеми структурными элементами бытовой, производственной, природной среды, повышать качество жизни и обеспечивать необходимый уровень безопасности при выполнении трудовых поручений.

Изложение основного материала статьи. В тексте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВО) указано, что «выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видам профессиональной деятельности, на который ориентирована программа, готов решать профессиональные задачи» в числе которых управление работой коллективов и обеспечение безопасности труда [8]. Кроме образовательного стандарта в процессе формирования ноксологической культуры обучающихся важно учитывать и тот перечень требований, который сформулирован и закреплен в профессиональных стандартах, разрабатываемых и принимаемых в Российской Федерации. В их числе «контроль соблюдения правил и норм охраны труда, требований пожарной и экологической безопасности, разработка и реализация мероприятий по предупреждению производственного травматизма, проведение инструктажа по охране труда» [6].

Насколько студенты готовы реализовать в практической сфере знания, навыки и умения, предъявляемые к уровню их подготовки, и с какими проблемами сталкивается преподаватель при реализации этих задач. Современное сельскохозяйственное производство является энергоемкой, технологичной и, к, сожалению, травмоопасной сферой производства. Работники при выполнении своих трудовых поручений взаимодействуют не только с техническими системами: тракторами, комбайнами, рулонными пресс-подборщиками, косилками, посевными, почвоуборочным машинами и оборудованием, но и с представителями животного и растительного мира. При организации образовательного процесса в учебном заведении необходимо принять во внимание все указанные факторы и особенности будущей профессиональной деятельности обучающихся и подготовить их к работе в этих условиях. При этом значимым направлением в подготовке является выполнение практических и лабораторных работ, предусмотренных учебным планом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: оценка параметров микроклимата производственных помещений, измерение естественной и искусственной освещенности, определение состава и концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, изучение и выбор средств индивидуальной защиты, изучение технических средств тушения пожаров и так далее. Зачастую, при реализации этой части преподаватель сталкивается с некоторыми трудностями, так как материально-техническая база: приборы, оборудование, инструменты морально устарели и не применяются в современном производстве. Сложно заинтересовать студентов, используя архаичные средства, и постоянно проводя сравнительный анализ между имеющимися техническими средствами учебного заведения и оснащением современных сельскохозяйственных предприятий. Одним из способов устранения обозначенного противоречия является заключение договоров и проведение определенных практических занятий на производстве. В реальных производственных условиях студенты могут успешно освоить современную сельскохозяйственную технику и сформировать навыки ее безопасной эксплуатации. Но, как правило, это возможно при изучении специальных дисциплин, прохождении ознакомительных, учебных, производственных практик, и невозможно при выполнении локальных задач, определенных образовательным процессом. В данном случае, необходимо, чтобы оснащение учебных аудиторий и лабораторий соответствовало не только всем целям и задачам, определенным федеральным государственным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.