5. Соловов А.А. Подготовка бакалавров: проблема востребованности выпускников на рынке труда // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2016. - №3.1. - С. 58-64. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/podgotovka-bakalavrov-problema-vostrebovannosti-vypusknikov-na-rynke-truda (дата обращения: 03.10.2021).
6. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. SOFT SKILLS («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // МНКО. - 2021. - №1 (86). - С. 194-196.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Поскребышева Татьяна Александровна
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)
ИНОЯЗЫЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЙ УСПЕШНОГО
КОРПОРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос применения иноязычной деятельности с целью развития у студентов технического вуза умений успешного корпоративного взаимодействия. В статье определяется важность целостной профессиональной подготовки специалиста, которая включает в себя обязательное развитие и совершенствование умений корпоративного взаимодействия. В статье описывается важность профессиональной и личностной подготовки будущего выпускника к деловой коммуникации, которая может происходить в разных сферах, аспектах, с людьми различных должностей, темпераментов и личностных характеристик. Корпоративное взаимодействие основывается на умении человеком управлять своими эмоциями, определять и понимать эмоциональное состояние собеседника, уметь взаимодействовать с ним, учитывая особенности личности собеседника, а также условия ситуации коммуникации. В статье сделан вывод о роли уровня развития «мягких навыков» индивидуума в построении процесса коммуникации. Особую значимость «мягкие навыки» имеют для успешного участия человека в корпоративном взаимодействии с коллегами. Успешное и продуктивное корпоративное взаимодействие невозможно без умений человека работать в команде, чувствовать уверенность в своих мнениях и идеях, составлять логичные высказывания, выстраивать понятную аргументацию.
Ключевые слова: иноязычная деятельность, студент, развитие, корпоративное взаимодействие, профессиональная деятельность, «мягкие навыки», технический вуз.
Annоtation. The article deals with the issue of using foreign language activity in order to develop the skills of successful corporate interaction among students of a technical university. The article defines the importance of holistic professional teaching of a specialist, which includes the mandatory development and improvement of corporate interaction skills. The article describes the importance of professional and personal preparation of a future graduate for business communication, which can occur in different spheres, aspects, with people of different positions, temperaments and personal characteristics. Corporate interaction is based on the ability of a person to manage his emotions, to determine and understand the emotional state of the interlocutor, to be able to interact with him, taking into account the characteristics of the interlocutor's personality, as well as the conditions of the communication situation. The article concludes about the role of the level of development of "soft skills" of an individual in the construction of the communication process. "Soft skills" are of particular importance for the successful participation of a person in corporate interaction with colleagues. Successful and productive corporate interaction is impossible without a person's ability to work in a team, feel confident in opinions and ideas, make logical statements and build understandable arguments.
Keywords: foreign language activity, student, development, corporate interaction, professional activity, "soft skills", technical university.
Введение. Процесс профессиональной подготовки студентов в вузе осуществляется в неразрывной взаимосвязи с формированием и развитием у студентов навыков межличностного общения, а также корпоративной компетенции. Данная работа представляет собой важнейшую часть профессионального образования, поскольку будущий специалист должен чувствовать себя уверенно в аспекте общения с потенциальными работодателями и в отношении выбора компании, в которой он начинает карьеру [3]. Это означает, что будущий выпускник во время обучения в университете не только должен овладеть глубокими профессиональными знаниями по специальности, но также умениями и готовностью к уверенному и продуктивному профессиональному общению, которое может происходить в разных условиях, видах, формах, с людьми разных должностей, национальностей, темпераментов [2].
Данные умения и готовность проявляются как в интеллектуальном, так и в психологическом планах, основываются на так называемых «мягких навыках» личности - навыках, характеризующих целостность человека. «Мягкие навыки» могут включать в себя широкое разнообразие личностных черт, формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека. Особую важность «мягкие навыки» приобретают во время профессионального становления человека. Если ранее человек испытывал сложности общения, проявления собственных интересов, склонностей, проектирования конструктивного образа мышления, и ему не удалость преодолеть или скорректировать их, то в начале карьеры он может столкнуться с еще большими трудностями. Поскольку начало карьеры сопряжено с необходимостью проведения успешной самопрезентации, естественной коммуникации, представления своих умений, выражения культурных ценностей и установок, проявления личностных компетенций, а также с умениями быстро знакомиться с большим количеством новых людей, человеку важно иметь веру в свои силы, чтобы предлагать свои идеи, обучаться новому в своей профессии, добиваться карьерного роста. Таким образом, именно «мягкие навыки» представляют собой неотъемлемую часть становления человека как профессионала, «мягкие навыки» являют собой основу, базу для проявления человеком гибкости мышления, коммуникативности, умения делать правильные и позитивные выводы и заключения, осуществлять личностный и профессиональный рост в нераздельной совокупности и взаимообусловленности.
Целью данной статьи является изучение вопроса применения иноязычной деятельности с целью осуществления плодотворного влияния на постепенное и планомерное совершенствование умений корпоративного взаимодействия у студентов технического вуза. Данное развитие взаимосвязано с развитием «мягких навыков», что имеет чрезвычайно важное значение в аспекте успешного построения молодым специалистом будущей карьеры.
Изложение основного материала статьи. «Мягкие навыки» включают в себя природную составляющую -свойственные натуре, природе человека образ мыслей, жизни и коммуникации (улыбчивость, дружеский настрой, умения естественного и непринужденного общения, обаяния, смелость в установлении контактов с новыми людьми), и социальную составляющую - те навыки межличностного общения, которые более молчаливый, склонный к интроверсии человек
приобретает, прилагая для этого осознанные усилия, направленные на развитие коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных навыков основано на приобретении человеком соответствующих знаний, осознанном изучении данного вопроса [1].
Такому индивиду сложно понять, к примеру, сущность корпоративной компетенции в связи с его психологической организацией, темпераментом. Но субъект может работать над внутренним пониманием сути и особенностей «мягких навыков», чтобы достигать (при условии внутренней мотивации) значительного улучшения уровня развития собственных навыков межличностного общения. Соответственно, можно сделать вывод, что корпоративная компетенция в большей или меньшей степени развита у каждой личности, находится во взаимозависимости с «мягкими навыками» человека. В соответствии с уровнем развития «мягких навыков» человек либо испытывает сложности в понимании, каким образом следует проявлять корпоративную компетенцию, в связи с недостаточными знаниями и отсутствием осознания стремления научиться корпоративному взаимодействию. Либо быстро, гибко, гармонично «вливается» в коллектив, не чувствуя выраженного дискомфорта, вызывает симпатию у новых коллег, располагает к себе, к нему обращаются с просьбами, следовательно, постепенно он вызывает доверие, одобрение, похвалу. Такое взаимодействие между коллегами, несомненно, будет укреплять и развивать командную сплоченность, способность и желание людей при необходимости быстро собраться и начать работать.
Овладение корпоративной компетенцией может происходить как сопутствующий процесс, сопровождающий коммуникацию между людьми, близко контактирующими и постоянно взаимодействующими, разделяющими проблемы, решающими задачи, людьми, которые в результате длительного общения, сотрудничества, совместной работы, совместных решений сложных задач, проблемных, конфликтных, стрессовых ситуаций становятся близкими по духу друг для друга на основе доверия и уважения друг к другу, в связи с теми профессиональными ситуациями, которые эти люди вместе решали, в связи с теми практическими разработками, над которыми работали или работают, внедрениями, которые внедряют, апробируют, оценивают. В таком случае корпоративная компетенция «перенимается», усваивается как результат взаимной деятельности, в которой участвуют люди, а также как следствие хорошего и трудного времени, успехов и неудач. Именно в процессе сотрудничества, каждодневного взаимодействия с коллегами, в ходе совместного выполнения профессиональной деятельности люди приобретают командный дух, узнают личностные особенности друг друга, устанавливают на основе совместной взаимной деятельности личные взаимоотношения, помогают и поддерживают друг друга, учатся плодотворному распределению обязанностей в зависимости от способностей, личностной направленности, приверженности какому-либо виду активности, практического опыта, знаний, умений. Соответственно, уже на данной стадии, на стадии знакомства, обсуждения, распределения, делегирования работы происходит все более глубокое узнавание личностных характеристик и профессиональных умений, целеустремленности каждого человека, способности и мотивации к творческой деятельности, к проектированию и осуществлению разработок, инноваций, усовершенствованию определенных уже существующих продуктов и внедрению новых. Корпоративный дух, выражающийся в сплоченности и взаимном доброжелательном взаимоотношении между сотрудниками, участии и внимании к мнениям друг друга, способствует благоприятному психологическому климату, являющимся решающим фактором коллективного обсуждения важных вопросов, при котором люди мотивируют друг друга к порождению идей, к обмену мнениями, к поиску важных решений и способов выполнения задач. Когда люди чувствуют свою значимость, социальную нужность и ценность, они направляют энергию творческого и эмоционального потенциала на исследования и непрерывный мыслительный процесс изучения, организации, модернизации, реализации определенных процессов и технологий. Вместе с тем важную роль играют корпоративные нормы, правила, ценности, приоритеты компании. Соблюдение данных правил, корпоративного поведения, учитывающего особенности деятельности компании, интересы и характеристики других сотрудников, будет позволять достигать корпоративного единства во взаимодействии всех сотрудников, будет побуждать каждого специалиста к достижению всеобщих целей [4].
Особое значение для целостной корпоративной слаженности и единства компании и сотрудников имеет тщательное выполнение всеми сотрудниками своих обязанностей (что зачастую является определенным значимым звеном в целостном процессе производства, что означает ответственность каждого сотрудника, занимающегося обеспечением работы конкретной стадии производства).
«Мягкие навыки» имеют большое значение в случае необходимости проведения или участия в переговорах. В переговорах проявляется комбинированное владение и применение «мягких навыков», которые обуславливают выбор способов ведения переговоров. Любые переговоры предполагают установление эмоциональных связей между собеседниками в рамках корпоративных норм (организационных, этикетных, норм взаимодействия людей разных должностей, статусов). Соблюдение данных норм, которые заранее разрабатывает компания, должно обеспечивать эффективность и результативность коммуникации, достижение целей переговоров. Успешность переговоров зависит от каждого участника данного мероприятия. Представители компании, отобранные для участия и проведения переговоров, должны продемонстрировать себя в отведенной роли, последовательно представляя компанию в своем лице и профессии, чтобы создать целостный образ компании, ее достижений, перспектив, показать компанию как выгодного и прибыльного партнера, отвечающего современным международным требованиям и стандартам, существующим в данной отрасли. Таким образом, целостность презентации компании побуждает другую сторону переговоров принимать положительные решения относительно дальнейшего сотрудничества. Соответственно, сотрудники должны уметь создавать о себе впечатление как о творческих, честных, работоспособных, организованных, компетентных специалистах, которые владеют умениями проектирования, планирования и реализации деятельности и различных процессов, а также умениями ведения грамотно построенных и структурированных переговоров.
Только человек, проявляющий не просто заинтересованность в процессе переговоров, а истинный энтузиазм, мощное стремление к победе, прикладывающий интенсивные усилия, проявляющий высокую степень воодушевления, способен привлекать новых клиентов и заключать выгодные сделки. В таком случае каждая новая сделка, соглашение, победа приносит человеку не только бесценный опыт подобного взаимодействия и профессионального применения знаний и «мягких навыков» в их совокупности и взаимосогласованности, но и чувство собственного успеха, результативности своих тактик, стратегий коммуникации и профессиональной самопрезентации, положительные эмоции, радость достижения, а также карьерное продвижение.
«Мягкие навыки», представляя собой сложное и многогранное явление, включают в себя такие компоненты, как здравый смысл, отношение, общение, этикет. Здравый смысл предполагает здравомыслие, благоразумие, адекватное восприятие окружающего мира, событий, изначальное доброжелательное отношение к людям, наличие определенных философских мировоззрений, позволяющих субъекту формировать ценностное отношение к жизни, нравственные установки, образ мыслей и стратегии коммуникации, позволяющие субъекту сохранять психологическое стабильное состояние, ровный эмоциональный фон, стратегии, позволяющие справляться со стрессовыми ситуациями. Вторая составляющая, отношение, предполагает формирование и наличие у человека положительного и мотивированного
отношения к выполняемой работе, без которого невозможно добросовестное выполнение обязанностей, стремление выполнять работу качественно, на высоком уровне профессионализма [6].
В свою очередь, неотъемлемой частью «отношения» является желание, потребность, направленность человека, настрой, эмоциональная расположенность к полноценному взаимодействию (коммуникации) с коллегами в различных аспектах, связанных с профессиональной деятельностью. Компонент «общение» подразумевает способность индивида доносить информацию, изложенную в устной или письменной формах, до собеседника, собеседников, аудитории, слушателей, коллег таким образом, при котором цель, содержание и смысл информации выступающего воспринимаются и интерпретируются слушателями точно так, как он предполагает.
Следовательно, при таких условиях (соответствия между сообщением информации одной стороной и пониманием информации другой стороной в процессе общения) люди могут достигать цели коммуникации, включающие необходимость принятия каких-либо действий. Соответственно, следующий компонент «этикет» означает поведение сотрудников определенной компании, которое осуществляется на основе установленных в данной компании норм, правил, установок, требований к поведению сотрудников, а также к взаимодействию сотрудников между собой, к взаимодействию сотрудников и клиентов.
Иноязычная деятельность предполагает возможность выбора преподавателем тех видов и форм работы, которые будут наилучшим образом развивать необходимые навыки и умения. Несомненно, что для достижения цели эффективного развития у студентов умений корпоративного взаимодействия преподаватель моделирует условия и ситуации, участие в которых позволяет студентам наиболее продуктивно применять и совершенствовать данные умения. Следует отметить, что занятия иноязычной деятельностью по своей сути предполагают общение студентов друг с другом, выражение идей и мыслей по различным темам, а также чувств, мнений и эмоций. Иноязычное обучение предоставляет студентам возможность практического освоения новых коммуникативных стратегий и навыков, в т.ч. в разнонаправленных областях профессиональной деятельности. Таким образом, осуществляя иноязычную подготовку студента технического вуза, преподаватели стремятся к достижению целостности образования, выражающейся в междисциплинарной взаимосвязи, что позволяет выпускнику владеть умениями корпоративного взаимодействия не только на русском, но и на английском языках. Данная подготовка характеризует выпускника как квалифицированного специалиста, а также значительно увеличивает его шансы на реализацию своих способностей и знаний в отечественных и международных компаниях.
Выводы. Развитие «мягких навыков» представляет собой сложный процесс, поэтому, если говорить о студенческом возрасте, данные навыки в большей мере уже сформированы. Однако понимая значимость развития данных навыков для настоящей и будущей профессиональной и личностной самореализации, студент может при грамотно выстроенной работе добиваться значимого улучшения уровня развития «мягких навыков» [5]. Следовательно, преподаватели вуза должны планировать и реализовывать грамотную и целенаправленную работу по развитию умений корпоративного взаимодействия у студентов, используя средства как учебной, так и внеучебной деятельности. Иноязычная деятельность благодаря ее многогранным возможностям позволяет преподавателю осуществлять особенно эффективное развитие данных умений у студентов, обеспечивая таким образом возможности построения студентами (будущими молодыми специалистами) успешной карьеры.
Литература:
1. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. - 2018. - №4. - С. 198-207. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-determinanty-razvitiya-soft-skills (дата обращения: 01.10.2021).
2. Дружинина Е.Н. Система взаимодействия вуза и работодателя по содействию адаптации выпускников педагогического вуза к рынку труда // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 43-49. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-vzaimodeystviya-vuza-i-rabotodatelya-po-sodeystviyu-adaptatsii-vypusknikov-pedagogicheskogo-vuza-k-rynku-truda (дата обращения: 01.10.2021).
3. Зотов А.В. Формирование корпоративной компетентности студентов технического вуза в условиях профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28823 (дата обращения: 21.09.2021).
4. Коноплянский Д.А. Требования рынка труда к подготовке конкурентоспособных выпускников вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - №3 (3). - С. 20-25. -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/trebovaniya-rynka-truda-k-podgotovke-konkurentosposobnyh-vypusknikov-vuza (дата обращения: 15.09.2021).
5. Слезко Ю.В. Формирование «мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-международников // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2019. - №9. -C. 417-423.
6. Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // МНКО. - 2018. - №2 (69). - С. 145-147. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-soft-skills-myagkih-navykov-u-studentov-vuzov-cherez-sistemu-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 19.09.2021).