https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.84
Слезко Юлия Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ "МЯГКИХ" НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
На сегодняшний день конкурентным преимуществом на рынке труда становится наличие у сотрудников "мягких" навыков. Работодатели указывают на неудовлетворительный уровень межличностных, коммуникативных и аналитических способностей выпускников. Владение "мягкими" навыками имеет особую значимость для специалистов в области международных отношений. Большим потенциалом в формировании soft skills обладает дисциплина "Иностранный язык". В связи с этим предлагается включить в иноязычную подготовку студентов-международников методическую систему по формированию "мягких" навыков. В статье рассматривается понятие "мягкие" навыки, выделены две группы "мягких" навыков, актуальных для профессионалов в области международных отношений, предложена методика формирования этих навыков. Адрес статьи: www.qramota.net/materials/2/2019/9/84.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 417-423. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 538 с.
5. Волков А. А. Основы риторики: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 304 с.
6. Горобец Л. Н Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 62. С. 214-218.
7. Далецкий Ч. Б. Формирование риторической компетенции студента в современном вузе // Культурное наследие России. 2013. № 3-4. С. 59-65.
8. Егоренкова Н А. Интеграция риторики и функциональной стилистики в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе // Записки Горного института. 2005. Т. 160. Ч. 1. С. 176-178.
9. Кожина М. Н Стилистический энциклопедический словарь. М.: Флинта; Наука, 2006. 696 с.
10. Марченко О. И. Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. М.: Форум, 2016. 208 с.
11. Носкова Л. Г. Педагогический анализ эффективности преподавания профессионально ориентированной риторики // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26). С. 69-73.
12. Стернин И. А. Практическая риторика. М.: Академия, 2008. 272 с.
13. Стешов А. В., Злыгостева М. Н Методика преподавания риторики с помощью интеллект-карт // Мир русского слова. 2010. № 1. С. 78-85.
14. Тимонина И. В. К вопросу о месте риторики в системе гуманитарного знания // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 6. С. 29-34.
15. Ухова Л. В., Зимина Л. И. Внедрение инновационных образовательных технологий в практику преподавания риторики студентам нефилологических специальностей // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 113-119.
16. https://www.youtube.com/watch?v=WzesxsRl5pE (дата обращения: 20.03.2018).
17. https://www.youtube.com/watch?v=xvblLoR3eqc (дата обращения: 20.03.2018).
18. https://www.youtube.com/watch?v=0vb6Jzw7Pqs (дата обращения: 20.03.2018).
RHETORIC IN MODERN HIGHER SCHOOL: METHODOLOGY FOR TEACHING STUDENTS OF DIFFERENT AREAS OF TRAINING
Otkidych Elizaveta Vadimovna, Ph. D. in Philology Mal'tseva Ol'ga Nikolaevna Kiseleva Mariya Sergeevna, Ph. D. in Philology Far Eastern Federal University, Vladivostok vadimovna001@yandex. ru; olgapin_2004@mail. ru; liasic@list. ru
The article introduces the authors' methodology of teaching rhetoric to students of different areas of training. The paper provides a detailed description of educational modules and sets of exercises for learners with different levels of communicative competence. The authors emphasize the versatility of the proposed teaching aid: it can be used as an autonomous course of rhetoric or as one of the modules; a teacher can extend the tasks, vary the task sequence depending on learning goals and his individual style. The possibility for the proposed methodology integration into informational educational environment of higher school is considered.
Key words and phrases: rhetoric; communication; teaching methodology; communicative competence; individual educational trajectory; electronic informational educational environment.
УДК 378 Дата поступления рукописи: 20.06.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.84
На сегодняшний день конкурентным преимуществом на рынке труда становится наличие у сотрудников «мягких» навыков. Работодатели указывают на неудовлетворительный уровень межличностных, коммуникативных и аналитических способностей выпускников. Владение «мягкими» навыками имеет особую значимость для специалистов в области международных отношений. Большим потенциалом в формировании soft skills обладает дисциплина «Иностранный язык». В связи с этим предлагается включить в иноязычную подготовку студентов-международников методическую систему по формированию «мягких» навыков. В статье рассматривается понятие «мягкие» навыки, выделены две группы «мягких» навыков, актуальных для профессионалов в области международных отношений, предложена методика формирования этих навыков.
Ключевые слова и фразы: мягкие навыки; эмоциональный интеллект; международные отношения; иностранный язык; межкультурная компетентность.
Слезко Юлия Викторовна, к. пед. н.
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток YuliaSlezko@mail. ru
ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ» НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
На сегодняшний день владение только лишь профессиональными навыками и умениями недостаточно для осуществления эффективной трудовой деятельности. Конкурентным преимуществом в эпоху информатизации
становится наличие у сотрудников «мягких» навыков (soft skills), или, как их иначе называют, «навыков XXI века» [28, р. 458]. Согласно докладу «Россия 2025: от кадров к талантам», начавшаяся цифровизация бизнес-процессов может привести к исчезновению от 9 до 50% существующих в настоящее время профессий в течение десяти лет. Рынок труда будет ориентироваться на «человеческое в человеке», на то, что машины не смогут реализовать: творческое начало, культурные и ценностные аспекты взаимодействия [12, с. 17-19]. Одним из шагов развития человеческого капитала в России может стать перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапред-метных компетенций [Там же, с. 20, 59-60].
Работодатели, отмечая наличие у выпускников вуза академических и профессиональных знаний, не удовлетворены их уровнем межличностных, коммуникативных и аналитических способностей [12; 18; 28]. В научной среде активно изучается вопрос развития soft skills в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла, тренингов [6; 10; 14]. Вместе с тем изучение теоретических исследований, посвященных вопросу формирования «мягких» навыков, показывает, что эта проблема является сложной, и подходить к ее решению следует комплексно. Большим потенциалом в формировании soft skills обладает дисциплина «Иностранный язык» [9; 18; 22].
Владение «мягкими» навыками особенно значимо для будущих специалистов в области международных отношений, которые призваны осуществлять взаимодействие с представителями зарубежных стран и регионов в области политики, дипломатии, бизнеса на языке международного общения - английском и должны быть способны управлять своим эмоциональным состоянием, оказывать влияние на собеседников, достигать компромиссов и успешно разрешать конфликты. В связи с этим в курсе «Иностранный язык в профессиональной сфере» особенно важно сформировать у бакалавров направления подготовки 41.03.05 «Международные отношения» «мягкие» навыки, ответственные за эффективное участие в межкультурной профессиональной коммуникации и личностное развитие.
Актуальность предпринятого исследования обусловлена необходимостью в рамках реализации целей профессионального образования формирования у студентов-международников «мягких» навыков, обеспечивающих эффективную межкультурную коммуникацию, и недостаточной разработанностью в современных лингводидактических исследованиях как в теоретическом, так и в практическом плане вопроса формирования «мягких» навыков в ходе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании методики формирования «мягких» навыков у студентов бакалавриата направления подготовки «Международные отношения» в курсе профессионально ориентированного обучения английскому языку. В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие «мягкие» навыки в контексте профессионального языкового образования в вузе, выявить «мягкие» навыки, подлежащие формированию у специалистов в области международных отношений на занятиях по иностранному языку, разработать методику обучения студентов-международников «мягким» навыкам.
Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке методики формирования «мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов направления подготовки «Международные отношения».
Понятие "soft skills" начинает употребляться в научных работах в 90-е гг. ХХ столетия. Одними из первых к нему обращаются американские и немецкие специалисты в области управления, позже оно появляется в трудах отечественных и зарубежных представителей бизнеса [3] и образования [9; 18; 28]. «Мягкие» навыки принято рассматривать в дополнении к техническим, «жестким» навыкам (hard, technical skills), т.е. профессиональным навыкам, обеспечивающим выполнение профессиональных действий. «Мягкие» навыки -это навыки, связанные с коммуникацией, креативностью и управлением; они определяют эффективность мышления [8]. Исследования показывают, что «жесткие» навыки гарантируют только 15% успеха, в то время как остальные 85% зависят от «мягких» навыков [24]. В отличие от «жестких» навыков, которые можно сформировать и развивать со временем, «мягкие» навыки сложнее освоить и изменить [28].
С одной стороны, в определении «софт скилз» исследователи акцентируют способность человека к межличностным взаимодействиям и его личностные характеристики. Например, soft skills - это социологический термин, относящийся к коэффициенту эмоционального интеллекта человека; набор черт личности, социальные навыки, коммуникативные способности, личные привычки, дружелюбие и оптимизм [25].
Эмоциональный интеллект, в свою очередь, представляет собой «способность отслеживать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию, чтобы управлять собственными мыслями и действиями» [15, с. 30]. Эмоциональный интеллект включает такие характеристики, как «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишать себя способности думать, сопереживать и надеяться» [2, с. 63]. Эмоциональная одаренность, полагает Д. Гоулман, - это метаспособность, определяющая продуктивность пользования любыми другими навыками и умениями, включая интеллект [2]. «Академический ум не имеет никакого отношения к эмоциональной жизни» [Там же, с. 60]. Успешность обучающихся в учебных дисциплинах не означает, что они также успешны в коммуникации, обладают эмпатией, умеют контролировать свои эмоции, способны эффективно разрешать конфликты и пр. В свою очередь, неуправляемые эмоции связывают интеллект [Там же, с. 142]. Кроме того, для усвоения знаний, достижения мастерства в профессии необходимо уметь погрузиться в поток вдохновения,
который составляет одну из способностей эмоционального интеллекта. Студенты, испытывающие вдохновение в ходе обучения, добиваются больших успехов независимо от их потенциала [Там же, c. 154].
С позиции методических целей важно, что, несмотря на определенную сложность, эмоциональный интеллект можно развивать [2; 15]. Эмоциональное научение происходит в течение всей жизни, а «темперамент - это не судьба» [2, c. 77, 335, 345].
С другой стороны, ряд авторов определяют «мягкие» навыки, акцентируя их роль в профессиональной карьере. «Мягкие» навыки - это черты характера, улучшающие способность человека взаимодействовать с другими людьми, повышающие его работоспособность и перспективы карьерного роста [26]. «Мягкие» навыки -это личные качества, особенности, таланты или уровень вовлеченности человека, которые отличают его от других людей со схожими умениями и компетентностью [Цит. по: 28].
Мы согласны с точкой зрения преподавателя корпоративной коммуникации М. Роублс, которая в толковании этого понятия объединяет обе точки зрения. «Мягкие» навыки состоят из навыков межличностного общения (interpersonal skills), личностных качеств (personal qualities) и атрибутов профессиональной карьеры (career attributes) [Ibidem]. Навыки межличностного общения характеризуют отношения человека с другими людьми. Личностные качества включают, например, дружелюбность, способность управлять своим временем, организационные умения. Атрибуты профессиональной карьеры предполагают коммуникативные умения, способность работать в команде, лидерские качества и владение клиентским обслуживанием [Ibidem].
Действительно, soft skills необходимы в профессиональной и повседневной жизни. Особенностью «мягких» навыков является то, что их применение не ограничено профессией. Они постоянно развиваются в ходе их использования в повседневной жизни и на рабочем месте [Ibidem].
Термин «мягкие навыки» отличается от понимания навыков как способности выполнять действие, основанное на знаниях, практике, требующей тренировки. Soft skills - это особенности характера, жизненная позиция, стиль поведения, определяющие успешность человека в качестве руководителя, участника переговоров. Их суть скорее заключается в том, кем индивид является, нежели в том, что он знает [Ibidem]. Стоит отметить, что в зарубежной методической науке с середины 50-х гг. XX столетия не принято разделять понятия «навыки» и «умения», для их обозначения используется одно и то же слово - skills [1].
Исследователи указывают на то, что «мягкие» навыки не относятся к какой-либо профессии или специальности [4; 17]. На наш взгляд, хотя «мягкие» навыки в основном универсальны, тем не менее та или иная специальность предполагает акцент на определенных навыках. Так, в предпринимательстве - это навыки взаимодействия с людьми, способность завоевать аудиторию, умение развивать своих сотрудников [8]. «Софт скилз», актуальные для врача, - это эмпатия, активное слушание, понимание, владение этикой общения с пациентом [28].
Специфика профессиональной деятельности в области международных отношений состоит в том, что она принадлежит типу «человек-человек» в соответствии с психологической типологией профессий [Цит. по: 11]. Компетенции социального взаимодействия занимают главную часть профессиональных компетенций международников [Там же]. Специалисты в области международных отношений наряду с глубокими профессиональными знаниями и совершенным владением иностранным языком должны уметь осуществлять межличностные контакты, в том числе четко выражать, отстаивать позицию своего государства, оказывать эффективное воздействие на сознание партнеров, адекватно воспринимать и интерпретировать коммуникативное поведение партнеров, вести светскую беседу. Для профессионалов в области международных отношений основополагающим является наличие таких личностных качеств, как четкость целей и социально значимых ценностных ориентаций, креативность, творческое отношение к делу, готовность к компромиссу, стремление к непрерывному профессиональному росту и саморазвитию, готовность принимать решения и нести за них ответственность, толерантность к иной культуре. Эти личностные качества определяют их отношение к потребностям, интересам и приоритетам своего государства и государств потенциальных партнеров, убеждения, взгляды и мотивацию профессиональных поступков [5; 7] и являются показателем компетентности специалиста в области международных отношений. Кроме того, правила международной вежливости требуют от участников международного взаимодействия не проявлять явную категоричность, излишнюю эмоциональность, агрессивность, поскольку они препятствуют восприятию и пониманию речи, порождают конфронтацию. С другой стороны, умелая аргументация способна произвести изменения в системе потребностей, интересов, ценностей, приоритетов партнеров [5, c. 69]. Так, от дипломатов ожидают внимательное отношение к чувствам других людей, отсюда, в английском языке у слова "diplomatic", помимо значения «относящийся к работе дипломата», есть значение "tactful, sensitive" («тактичный, деликатный») [29].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, выпускники бакалавриата по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» должны быть готовы к осуществлению профессиональной деятельности в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия с зарубежными странами и регионами, способны обеспечивать дипломатические, внешнеэкономические и иные контакты с зарубежными странами и регионами, осуществлять межкультурную коммуникацию, организовывать проекты и программы международного профиля, представлять свою страну в сферах администрирования, дипломатических, экономических и иных связей органов власти, организаций сферы бизнеса и общественных организаций РФ; работать в сфере сотрудничества с международными финансовыми организациями и пр. [16, c. 3].
Проведенный анализ показывает, что ряд «мягких» навыков входит в состав универсальных и общепрофессиональных компетенций, обозначенных во ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» (2017): способность осуществлять социальное взаимодействие и реа-лизовывать свою роль в команде (УК-3); способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте (УК-5); способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК-6); способность участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности (ОПК-6) [Там же, с. 8-9].
Профессиональное языковое образование должно быть нацелено на формирование готовности обучающихся к предстоящей профессиональной деятельности в контексте межкультурного взаимодействия [7]. Уровень владения английским языком студентов-бакалавров направления «Международные отношения» зачастую высокий, что дает возможность организации работы не столько над языковым, сколько над профессионально-ориентированным материалом.
Анализ специфики профессиональной деятельности специалистов в области международных отношений, ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» [16], работ по проблеме «мягких» навыков и эмоционального интеллекта [2; 4; 9; 15; 17; 28] позволил нам выделить следующие группы «мягких» навыков, подлежащие формированию у специалистов в области международных отношений на занятиях по иностранному языку:
I. Личностные профессиональные способности - это способности человека, отражающие его эмоциональный интеллект и качества, обеспечивающие личностный рост и эффективность трудовой деятельности на международной арене. К ним относятся: 1) самоосознание и самоконтроль, 2) эмпатия, 3) критическое мышление, 4) самостоятельность в принятии решений, 5) навыки тайм-менеджмента, 6) личностное развитие, 7) самомотивация и стремление к достижению поставленной цели, 8) ответственность, 9) гибкость, 10) профессионализм, 11) позитивный настрой, 12) этика (профессиональная этика, этические нормы вежливого общения), 13) четкость ценностных ориентаций, 14) готовность к компромиссу.
II. Межличностные профессиональные способности - это группа «мягких» навыков, характеризующая отношения человека с другими людьми в ходе профессиональной деятельности в области международных отношений. Они включают в себя: 1) коммуникабельность, 2) навыки взаимодействия с инокультурны-ми собеседниками, 3) способность преодолевать трудности в общении, 4) лидерские качества, 5) способность работать в команде, в том числе интернациональной, 6) способность убеждать, 7) культурную чуткость, 8) умение вести переговоры.
Целью создаваемой методики является обучение студентов оперировать «мягкими» навыками в ходе межкультурной профессиональной коммуникации на английском языке.
Реализация методики формирования «мягких» навыков базируется на принципах коммуникативной, межкультурной, профессиональной, личностно-ориентированной направленности обучения, междисциплинарных связей, модульности обучения. Специфика предмета исследования подсказала еще и выбор принципа социально-эмоциональной направленности обучения, который обуславливает отбор иноязычного текстового материала, выбор форм обучения, ориентированных на приобретение обучающимися социального и эмоционального опыта, такого, как понимание своих чувств и эмоций, управление ими, понимание эмоций инокультурных собеседников, способность преодолевать трудности в межкультурном профессиональном общении и пр.
Технология формирования «мягких» навыков предусматривает поэтапное построение учебного процесса и включает следующие этапы: информационно-мотивирующий этап, практический этап и этап оценивания.
Учебный материал распределен по двум модулям. Первый модуль предназначен для формирования личностных профессиональных «мягких» навыков, второй модуль служит обучению межличностным профессиональным «мягким» навыкам.
Информационно-мотивирующий этап направлен на формирование у обучающихся знаний, необходимых для становления «мягких» навыков (например, о сущности эмоционального интеллекта, видах «мягких» навыков, профессиональной этике специалистов в области международных отношений, особенностях межкультурной профессиональной коммуникации на английском языке и пр.), а также на формирование положительного отношения к осуществляемой деятельности. С этой целью используется информационно-рецептивный метод обучения, обеспечивающий сообщение студентам необходимой информации в форме вводной беседы, интерактивных лекций, мини-лекций, дискуссий. Кроме того, на данном этапе студентам предлагается выполнить упражнения и задания, которые дают возможность обучающимся сконцентрировать внимание на изучаемой теме, осознать роль «мягких» навыков в будущей иноязычной профессиональной коммуникативной деятельности.
Приведем пример заданий, направленных на формирование личностных профессиональных «мягких» навыков студентов-международников на информационно-мотивирующем этапе.
- Read the definitions of "soft skills". Discuss in groups if soft skills are necessary for IR (International Relations) professionals? Give your reasons.
- Work in small groups. Make a list of professional qualities that are especially useful for a successful career in IR? Study the list of soft skills. Which of the qualities from the list could be added to those you have discussed before?
Организация обмена мнениями в парах, малых группах содействует созданию мотивации к освоению «мягких» навыков.
Работа с аудио, видео и печатными иноязычными профессионально значимыми текстами, содержащими информацию о необходимых личностных и профессиональных качествах для международников, проявлениях профессиональной культуры дипломатов, позволяет актуализировать у обучающихся на занятиях по иностранному языку профессиональные ценности и приоритеты, повысить профессиональную квалификацию, определить задачи профессионального и личностного развития, служит примером профессиональной этики.
- Skim the article "Persuasion, trust, and personal credibility" by ambassador K. Rana to see what career attributes are important for diplomats [27]. Compare the author's views with your ideas. Discuss the following questions: a) Why does K. Rana treat the envoy and his/her team as "one of the arch-stones of diplomacy"?
b) In what way do diplomats depend on the personal connections they make with the concerned interlocutors?
c) Why is credibility a crucial quality for envoys?
Одной из значимых составляющих первой группы «мягких» навыков являются способности эмоционального интеллекта. Примером заданий для развития эмоционального интеллекта может служить следующее:
- Explain what each quotation relating to emotional intelligence means. Do you agree or disagree with the statements? Why?
1) "Whatever is begun in anger, ends in shame " (B. Franklin). 2) "No one cares how much you know, until they know how much you care" (Th. Roosevelt). 3) "Remember that failure is an event, not a person" (Z. Ziglar). 4) "To know how other people behave takes intelligence, but to know myself takes wisdom" (J. Heider). 5) "Diplomats are paid to have cool minds and even cooler temperaments" (Los Angeles Times, 2008).
Целью практического этапа является применение полученных знаний и опыта в новых условиях для непосредственного формирования «мягких» навыков. На данном этапе используются проблемный, эвристический и исследовательский методы, предполагающие творческую поисковую деятельность студентов по решению новых для них проблем. На данном этапе студенты активно экспериментируют в использовании «мягких» навыков в процессе решения кейсов, участия в ролевых играх, дебатах, драматизирования ситуаций, выполнения проектной работы.
Наиболее важными межличностными профессиональными способностями у бакалавров-международников, на наш взгляд, являются культурная чуткость и навыки взаимодействия с инокультурными собеседниками. Чуткость к культурным различиям - это ключевая характеристика успешного дипломата [29]. Во время встреч, переговоров культурные различия проявляются в порождаемом дискурсе, в том числе аргументативном, как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Оптимальное взаимодействие, достижение компромисса в ходе переговоров возможно в случае, если партнеры по коммуникации адекватно воспринимают и интерпретируют коммуникативное поведение друг друга, учитывают позиции друг друга, а это возможно при условии, что партнеры понимают внутренние причины, порождающие то или иное поведение [5], знают ценности, правила и нормы поведения соответствующей культуры, имеют представление о коммуникативных стилях той или иной культуры.
Показ коммуникационных различий у представителей разных культур может быть организован в форме ролевой игры. Например, студенты получают карточки заданиями по демонстрации норм невербального приветствия, принятых у представителей французской, американской, индийской, японской, немецкой и др. культур, и должны выполнить задание в соответствии с полученной ролью.
Student A. You have arrived in a foreign country. Your fellow countryman is to meet you in the airport. However, you don't know the way s/he looks and to find him/her you will have to perform the greeting ceremony customary in your country. The person who will greet you in the same way is your compatriot. You are not allowed to speak.
Student B. You need to meet in the airport a fellow countryman who you have never seen. To find him/her you must perform the greeting ceremony customary in your country. The person responding to your greeting in the same way is your compatriot. You are not allowed to speak [13, c. 55].
Для развития профессионализма, становления четкости ценностных ориентаций, ответственности и других качеств, актуальных для профессионалов в области международных отношений, обучающимся может быть предложено выполнение проектных работ. Например,
- Outside the class, interview a person/people that you believe have successful career (s) in International Relations, diplomacy, politics, etc. Record the answers to the following questions: 1) How would you define a successful career? 2) What qualifications does a person need to begin a successful career in IR, diplomacy, politics, etc. ? 3) What would you recommend to prospective IR professionals? Present the results of your survey to your groupmates.
Для развития способности к самоосознанию обучающимся может быть предложено следующее упражнение.
- Write down your ideas on the following questions (spend 3 min. on each question). Discuss with a partner how this activity helped you to recognize your feelings and emotions.
1) What I like most in my life is... 2) The biggest challenge in my life is... 3) What motivates me most in my future work/studies is... 4) The activity I like most is...? 5) The activity that makes me really stressed is...? 6) I am a comfortable leader, when... 7) I am an uncomfortable leader, when...
Целью этапа оценивания является рефлексивный анализ, самоконтроль студентами усвоенных знаний и сформированности «мягких» навыков, а также собственной учебной деятельности, контроль со стороны
преподавателя. На данном этапе реализуются методы контроля и самоконтроля. В качестве приемов предусмотрено использование вопросников, заполнение карты развития «софт скилз», обсуждение и оценивание уровня владения «мягкими» навыками студентов.
Таким образом, одним из важнейших аспектов подготовки бакалавров-международников на занятиях по иностранному языку в вузе является формирование и развитие «мягких» навыков. Несмотря на всю сложность освоения и корректировки такого рода навыков, работа по их формированию в ходе профессионально ориентированного обучения английскому языку в вузе позволяет привлечь внимание студентов к роли личностных, профессиональных и межличностных способностей для осуществления эффективной профессиональной деятельности, подготовить их к работе в контексте межкультурного, межгосударственного взаимодействия. На основе проанализированных классификаций «мягких» навыков, специфики профессиональной деятельности специалистов-международников, ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» нами выделены две группы «мягких» навыков, подлежащие формированию в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку: личностные профессиональные «мягкие» навыки и межличностные профессиональные «мягкие» навыки. В статье предложена методика обучения студентов «мягким» навыкам, актуальным для межкультурной профессиональной коммуникации на английском языке, реализация которой основана на принципах междисциплинарных связей, модульности обучения, а также коммуникативной, межкультурной, профессиональной, личностно-ориентированной, социально-эмоциональной направленности обучения. Формирование вышеназванных «мягких» навыков распределено по модулям, а также предусматривает поэтапное построение учебного процесса и включает три этапа: информационно-мотивирующий, практический и этап оценивания. Каждый этап направлен на достижение четко сформулированной цели, базируется на принципах, методах обучения и упражнениях.
Список источников
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам): словарь. М.: ИКАР, 2010. 448 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М. - Владимир: АСТ; АСТ МОСКВА; ВКТ, 2009. 351 с.
3. Греф Г. О непрерывном обучении [Электронный ресурс]. URL: http://pls.fsight.ru/blog/german-gref-nepreryvnoe-obuchenie/ (дата обращения: 25.12.2018).
4. Гришина Н. Ю. Формирование неосознанной компетентности у студентов-международников при обучении дисциплине «Межкультурная коммуникация» // Педагогический журнал. 2016. Т. 6. № 5А. С. 295-304.
5. Ермошин Ю. А. Обучение специалистов в области международных отношений профессиональному дискурсу: дисс. ... к. пед. н. М., 2010. 229 с.
6. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. С. 1-18. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 14.08.2019).
7. Костикова Л. П. Формирование концептуальной картины профессиональной деятельности у студента-международника в процессе изучения иностранного языка // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 4 (31). С. 323-327.
8. Курпатов А. В. Управляйте мышлением: оно должно трудиться на вас [Электронный ресурс]. URL: https://www.bram-games.ru/blogs/avkurpatov/upravlyayte-myshleniem-ono-dolzhno-truditsya-na-nbsp-vas/ (дата обращения: 18.11.2018).
9. Локтаева Н. Н. Формирование «мягких навыков» у студентов вуза в процессе обучения иностранному языку // Academia: педагогический журнал Подмосковья. 2014. № 2. С. 24-26.
10. Лызь Н. А. Развитие личностных ресурсов и soft skills ИТ-специалистов в процессе обучения // Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, г. Курск, 21-22 апреля 2017 г.). М.: КРЕДО, 2017. С. 192-194.
11. Мазаева И. А. Профессионально значимые компетенции социального взаимодействия в системе подготовки студентов по направлению «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1. С. 11-16.
12. Россия 2025: от кадров к талантам [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_ Outline_web_tcm26- 175469.pdf (дата обращения: 20.11.2018).
13. Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. 223 с.
14. Сальная Л. К. О формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза средствами дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6. Ч. 2. С. 199-202.
15. Тан Ч. Ищи в себе / пер. с англ. О. Турухиной. М.: АСТ, 2017. 285 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/410305_B_3_07072017.pdf (дата обращения: 10.11.2018).
17. Яркова Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234.
18. Abbas A. Integrating the English language teaching and learning process with soft skills // International Conference on Education and Language. Lampung, Indonesia: UBL, 2013. Р. 303-310.
19. British Council [Электронный ресурс]. URL: http://learnenglish.britishcouncil.org/en/professionals-podcasts (дата обращения: 05.12.2018).
20. Doff A., Thaine C., Puchta H. Empower B2. Upper Intermediate: Student's Book. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 176 р.
21. Hofsteed G. Diplomats as cultural bridge builders [Электронный ресурс]. URL: https://www.diplomacy.edu/resources/ general/diplomats-cultural-bridge-builders (дата обращения: 10.10.2018).
22. Krepkaia T. N. The role of literature reading in soft skills development // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: материалы Международной науч.-метод. конференции (г. Санкт-Петербург, 11-13 мая 2016 г.). СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2016. С. 267-269.
23. McCarthy M., McCarten J., Sandiford H. Touchstone 3. Student's Book. Second ed. N. Y.: Cambridge University Press, 2014. 116 p.
24. Mitchell G. Essential soft skills for success in the 21st century workforce as perceived by Alabama business/marketing educators [Электронный ресурс]. URL: http://etd.auburn.edu/bitstream/handle/10415/1441/Mitchell_Geana_57.pdf (дата обращения: 20.10.2018).
25. Paajanen G. The EI Measures the Personality Characteristics behind Productive Job Behaviour. Employment Inventory Reports, Technology Based Solutions / Personnel Decisions, Inc. New Jersey, 1992. 95 р.
26. Parsons T. Definition: Soft skills [Электронный ресурс]. URL: https://searchcio.techtarget.com/definition/soft-skills (дата обращения: 20.10.2018).
27. Rana K. Persuasion, trust, and personal credibility [Электронный ресурс]. URL: https://www.diplomacy.edu/resources/ general/persuasion-trust-and-personal-credibility (дата обращения: 22.10.2018).
28. Robles M. Executive perceptions of the top 10 soft skills needed in today's workplace // Business Communication Quarterly. 2012. № 75 (4). P. 453-465.
29. Russell W. E. "Control yourself, Sir!": A call for research into emotional cultures in diplomacy [Электронный ресурс] / ed. by H. Slavik. URL: https://www.diplomacy.edu/resources/general/"control-yourself-sir"-call-research-emotion-cultures-diplomacy (дата обращения: 22.10.2018).
SOFT SKILLS FORMATION IN THE PROCESS OF TEACHING PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TO INTERNATIONAL RELATIONS STUDENTS
Slezko Yuliya Viktorovna, Ph. D. in Pedagogy Far Eastern Federal University, Vladivistok YuliaSlezko@mail. ru
Nowadays, an adequate soft skills level is a competitive advantage in the labour market. Employers indicate the unsatisfactory level of graduates' inter-personal, communicative and analytical skills. Soft skills are of special importance for international relations specialists. The discipline "Foreign Language" plays an essential role in soft skills formation. In this connection, the author proposes to integrate the methodology of soft skills formation into the process of international relations students' foreign-language training. The paper considers the notion "soft skills", identifies two groups of soft skills relevant for international relations specialists, suggests a methodology to form these skills.
Key words and phrases: soft skills; emotional intellect; international relations; foreign language; crosscultural competence.