Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
436
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛЫЖНИКИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ АСИММЕТРИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гибадуллин Марат Рустамович, Файзрахманов Рустем Шамилевич, Гарифуллин Адель Ильшатович, Басин Дмитрий Игоревич, Есина Алина Вадимовна

Координационные способности, наравне с быстротой и выносливостью, имеют большое влияние на результат в лыжных гонках. Это обусловлено тем, что лыжнику-гонщику необходимо умение держать ритм, воспроизводить и отмерять временные, пространственные и силовые параметры, держать равновесие и т.д. Сенситивный период для развития координационных способностей приходится на возраст 8-11 лет, поэтому целесообразно заниматься их развитием на этапе начальной подготовки. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, отличаются своей разнообразностью и модификацией. Для наиболее эффективного их применения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Одной из таких особенностей является функциональная асимметрия. Материал. В данной статье рассматривается функциональная асимметрия лыжников 9-11 лет и ее влияние на развитие координационных способностей. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Он включал в себя упражнения циклического, акробатического характера, упражнения на лыжах и подвижные игры, в заключительной части проводились упражнения из ЛФК. Предполагалось не только развитие координационных способностей, но и снижение асимметричности движений. Первые две недели мы обучали лыжников правильному выполнению упражнений. Обучение начиналось с ведущей руки, также применялось зеркальное выполнение отдельно для праворуких и леворуких детей. По мере усвоения упражнения усложнялись посредством внешних факторов или элементов новизны. Заключение. Эффективность разработанного комплекса была доказана педагогическим тестированием из 6 контрольных тестов, оценивающих 6 координационных способностей. Достоверные различия показателей в начале и в конце эксперимента были выявлены в 4 из 6 контрольных тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гибадуллин Марат Рустамович, Файзрахманов Рустем Шамилевич, Гарифуллин Адель Ильшатович, Басин Дмитрий Игоревич, Есина Алина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATING ABILITIES DEVELOPMENT AMONG SKIERS AT THE STAGE OF INITIAL TRAINING TAKING INTO ACCOUNT FUNCTIONAL ASYMMETRY

Coordinating abilities, together with quickness and endurance, have a great influence on the results in cross-country skiing. It is conditioned by the fact that a racing skier should have the skill of rhythm holding, should reproduce and measure out time, spatial and strength parameters, keep the balance and etc. Sensitive period for coordinating abilities development is 8-11 years-old. That is why it is reasonable to develop them at the stage of initial training. The exercises directed toward coordinating abilities development are different and have different modification. For their effective use it is necessary to take into consideration individual characteristics of a child. One of such characteristics is a functional asymmetry. Materials. The article considers functional asymmetry of 9-11 year-old skiers and its influence on coordinating abilities development. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical observation, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We created a complex of exercises, directed toward coordinating abilities development. It included the exercises of a cyclic, acrobatic character, skiing exercises and outdoor games, the final part included the exercises from remedial gymnastics. We meant not only coordinating abilities development, but also asymmetry of movements decrease. The first two weeks we taught skiers to fulfill the exercises correctly. The instruction started from the leading hand, we also used reflecting fulfillment for right and left- handed children. As the skiers mastered the exercises, we made them more complicated by means of outer factors or the elements of novelty. Conclusion. The effectiveness of the created complex was proved by pedagogical testing. It included 6 control tests, estimating 6 coordinating abilities. Valid differences of the indices at the beginning and the end of the experiment were revealed in 4 out of 6 control tests.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ»

УДК 796.921 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-31-37

Развитие координационных способностей лыжников на этапе начальной подготовки с учетом функциональной асимметрии

Гибадуллин М.Р.*, Файзрахманов Р.Ш., Гарифуллин А.И., Басин Д.И., Есина А.В.

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

г. Казань, Россия ORCID: 0000-0001-6217-0054, gmr_001@mail.ru* ORCID: 0000-0002-6950-0009, fshrustam@gmail.com ORCID: 0000-0002-5234-7749, adel.garifullin@mail.ru ORCID: 0000-0002-9733-7210, ba.sindm@gmail.com ORCID: 0000-0002-0074-7214, yes.al99@icloud.com

Аннотация: Координационные способности, наравне с быстротой и выносливостью, имеют большое влияние на результат в лыжных гонках. Это обусловлено тем, что лыжнику-гонщику необходимо умение держать ритм, воспроизводить и отмерять временные, пространственные и силовые параметры, держать равновесие и т.д. Сенситивный период для развития координационных способностей приходится на возраст 8-11 лет, поэтому целесообразно заниматься их развитием на этапе начальной подготовки. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, отличаются своей разнообразностью и модификацией. Для наиболее эффективного их применения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Одной из таких особенностей является функциональная асимметрия. Материал. В данной статье рассматривается функциональная асимметрия лыжников 9-11 лет и ее влияние на развитие координационных способностей. Методы исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результат. Был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Он включал в себя упражнения циклического, акробатического характера, упражнения на лыжах и подвижные игры, в заключительной части проводились упражнения из ЛФК. Предполагалось не только развитие координационных способностей, но и снижение асимметричности движений. Первые две недели мы обучали лыжников правильному выполнению упражнений. Обучение начиналось с ведущей руки, также применялось зеркальное выполнение отдельно для праворуких и леворуких детей. По мере усвоения упражнения усложнялись посредством внешних факторов или элементов новизны. Заключение. Эффективность разработанного комплекса была доказана педагогическим тестированием из 6 контрольных тестов, оценивающих 6 координационных способностей. Достоверные различия показателей в начале и в конце эксперимента были выявлены в 4 из 6 контрольных тестов.

Ключевые слова: функциональная асимметрия, координационные способности, лыжники, индивидуальный профиль асимметрии.

Для цитирования: Гибадуллин М.Р.*, Файзрахманов Р.Ш., Гарифуллин А.И., Басин Д.И., Есина А.В. Развитие координационных способностей лыжников на этапе начальной подготовки с учетом функциональной асимметрии. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(3): 31-37. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-31-37.

Coordinating abilities development among skiers at the stage of initial training taking into account functional asymmetry

Marat R. Gibadullin*, Rustem Sh. Fayzrakhmanov, Adel I. Garifullin, Dmitriy I. Basin,

Alina V. Esina

Volga region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

Kazan, Russia ORCID: 0000-0001-6217-0054, gmr_001@mail.ru* ORCID: 0000-0002-6950-0009, fshrustam@gmail.com ORCID: 0000-0002-5234-7749, adel.garifullin@mail.ru ORCID: 0000-0002-9733-7210, ba.sindm@gmail.com ORCID: 0000-0002-0074-7214, yes.al99@icloud.com

Abstract: Coordinating abilities, together with quickness and endurance, have a great influence on the results in cross-country skiing. It is conditioned by the fact that a racing skier should have the skill of rhythm holding, should reproduce and measure out time, spatial and strength parameters, keep the balance and etc. Sensitive period for coordinating abilities development is 8-11 years-old. That is why it is reasonable to develop them at the stage of initial training. The exercises directed toward coordinating abilities development are different and have different modification. For their effective use it is necessary to take into consideration individual characteristics of a child. One of such characteristics is a functional asymmetry. Materials. The article considers functional asymmetry of 9-11 year-old skiers and its influence on coordinating abilities development. Research methods. Information sources analysis and summarizing, pedagogical observation, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. We created a complex of exercises, directed toward coordinating abilities development. It included the exercises of a cyclic, acrobatic character, skiing exercises and outdoor games, the final part included the exercises from remedial gymnastics. We meant not only coordinating abilities development, but also asymmetry of movements decrease. The first two weeks we taught skiers to fulfill the exercises correctly. The instruction started from the leading hand, we also used reflecting fulfillment for right and left- handed children. As the skiers mastered the exercises, we made them more complicated by means of outer factors or the elements of novelty. Conclusion. The effectiveness of the created complex was proved by pedagogical testing. It included 6 control tests, estimating 6 coordinating abilities. Valid differences of the indices at the beginning and the end of the experiment were revealed in 4 out of 6 control tests. Key words: functional asymmetry, coordination abilities, skiers, individual asymmetry profile.

For citation: Marat R. Gibadullin*, Rustem Sh. Fayzrakhmanov, Adel I. Garifullin, Dmitriy I. Basin, Alina V. Esina. Coordinating abilities development among skiers at the stage of initial training taking into account functional asymmetry. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 31-37. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-31-37.

Введение

Координационные способности, наравне с быстротой и выносливостью, имеют большое влияние на результат в лыжных гонках. Это обусловлено тем, что лыжнику-гонщику необходимо умение держать ритм, воспроизводить и отмерять временные, пространственные и силовые параметры, держать равновесие и т.д. Сенситивный период для развития координационных способностей приходится на возраст 8-11 лет, поэтому целесообразно заниматься их развитием на этапе начальной подготовки. Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, отличаются своей разнообразностью и модификацией. Для наиболее эффективного их применения необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Одной из таких особенностей является функциональная асимметрия.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей лыжников 9-11 лет с учетом функ-

циональной асимметрией.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит»» г. Сыктывкар Республика Коми. В нем принимали участие 28 лыжников в возрасте 9-11 лет, которые составили контрольную и экспериментальную группы, по 14 человек в каждой. Обе группы тренировались по программе согласно федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» - 4 дня в неделю. В ходе исследования были использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

Было проанализировано 5 литературных источников, касающихся темы исследования. Рассматривались виды координационных способностей, эффективные методы и средства развития координационных способностей лыжников на этапе начальной подготовки и критерии их оценки. Также было изучено понятие функци-

ональной асимметрии и ее значение в развитии координационных способностей, в частности обучение сложным двигательным действиям.

2. Педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществлялось получение данных об уровне развития координационных способностей и определение индивидуального профиля асимметрии лыжников 9-11 лет. Для проведения педагогического наблюдения использовалась методика протоколирования, фиксирования результатов контрольных тестов.

3. Педагогическое тестирование.

Педагогическое тестирование проводилось с

целью получения показателей уровня развития координационных способностей лыжников-гонщиков 9-11 лет. Нами были определены следующие контрольные тесты для определения уровня координационных способностей:

1. Ведение мяча ведущей рукой в беге с изменением направления движения - для оценки абсолютных показателей координационных способностей в спортивно-игровых двигательных действиях.

2. Прыжки на разметку - для оценки способности к кинестетическому дифференцированию.

3. Балансирование на гимнастической скамейке - для оценки способности к динамическому равновесию.

4. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами - для оценки способности к статическому равновесию.

5. Спринт в заданном ритме - для оценки способности к ритму.

6. Перешагивание через гимнастическую палку - для оценки способности к согласованию [1]. '

Контрольные тесты проводились в 2 дня. В 1-й день были проведены следующие тесты: ведение мяча ведущей рукой в беге с изменением

направления движения, прыжки на разметку, балансирование на гимнастической скамейке. Во второй день спортсмены сдавали контрольные тесты: стойка на одной ноге с закрытыми глазами, спринт в заданном ритме, перешагивание через гимнастическую палку.

4. Педагогический эксперимент - применялся с целью доказательной проверки достоверности нашей гипотезы.

5. Методы математической статистики.

Обработка полученных данных выполнялась

при помощи метода математической статистики. Были найдены среднее арифметическая показателей лыжников и средняя ошибка среднего результата. Далее результаты педагогического тестирования контрольной и экспериментальной групп высчитывались критерием Стьюдента с целью определения достоверной разницы результатов в начале и в конце эксперимента.

Результаты и обсуждение

Лыжникам из экспериментальной группы было предложено включить в тренировочный план разработанный нами комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей. Перед проведением контрольных тестов мы определили индивидуальный профиль асимметрии каждого лыжника экспериментальной группы. Были проведены двигательные тесты для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. Доминирующее полушарие головного мозга определяли по формуле:

КА=(суммарное количество баллов)/(число тестов) хюо%,

где КА - коэффициент асимметрии [2,3].

Профиль функциональной асимметрии лыжников экспериментальной группы представлен на рисунке.

Профиль функциональной

асимметрии лыжников экспериментальной группы

14%

■ Выраженное левшество

■ Выраженное правшество

86%

Рис. Профиль функциональной асимметрии лыжников 9-11 лет экспериментальной группы

Как видно из диаграммы, 14%, или 2 ребенка, имели выраженное левшество, а 86%, или 12 детей, имели выраженное правшество. Амби-декстров в нашей группе выявлено не было.

При разработке комплекса упражнений мы учитывали, что в группе имеются как левши, так и правши. Для нас важно было не только повысить уровень развития координационных способностей, но и обучить детей выполнять различные сложно координационные упражнения на обе стороны и обе руки, чтобы нивелировать асимметрию, насколько это возможно в срок проведения нашего исследования.

Нивелирование асимметрии предполагает наиболее широкую базу двигательных навыков и экономизацию их выполнения в различных условиях. Особенно важно это при передвижении классическим попеременным двухшажным ходом, т.к. при разнице силы толчка, ведущая сторона (рука) берет на себя большую нагрузку, что приводит к более быстрому утомлению ребенка [3].

Было составлено 4 комплекса упражнений на каждый тренировочный день с целью развития не только координационных способностей, но и тех, которые предполагались в соответствии с тренировочным планом экспериментальной группы лыжников. Можно говорить о том, что мы не просто добавляли новые упражнения в тренировочный план, но и меняли форму организации занятия так, чтобы оно способствовало развитию нескольких качеств. Также мы добавили 5-й тренировочный день в неделе, но не рассматривали его как полноценную тренировку, т.к. не ставили на это занятие конкретных задач. Оно было добавлено с целью активного отдыха детей и развития координационных спо-

собностей посредством игр комплексно. Занятие продолжительностью в 60 минут проводилось в спортивном зале [4,5].

Первые две недели мы обучали лыжников правильному выполнению упражнений. Обучение начиналось с ведущей руки, после освоения двигательного действия ведущей рукой упражнение выполнялось неведущей до тех пор, пока лыжники не выполняли его уверенно. Также применялось зеркальное выполнение упражнений отдельно для праворуких и леворуких детей. Можно выделить несколько общих положений организации занятий:

1. Комплекс упражнений применялся в первой половине основной части тренировочного занятия, т.к. координационно сложные упражнения необходимо выполнять до наступления утомления.

2. Подготовительная часть каждого занятия включала в себя упражнения на равновесие и прохождение равнинного участка 100 м в лыжне с закрытыми глазами, что способствовало развитию так называемого «чувства снега».

3. Заключительная часть каждого тренировочного занятия включала упражнения из ЛФК продолжительностью 10 минут. Такие упражнения необходимы для развития гибкости и способности к произвольному сокращению и расслаблению мышц.

5. Применялась симметризация движений: упражнения выполнялись в обе стороны (на обе руки) в равных пропорциях.

Комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей лыжников с учетом функциональной асимметрии, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей лыжников

9-11 лет

Тренировочный день (в неделе) Упражнения

1-й день Эстафета на лыжах на равнинном участке: 1. Ускорение 60 м 2. Ускорение змейкой 80 м 3. Ускорение с одной палкой 60 м х 2 4. Ускорение на одной лыже без палок х 2 6. Ускорение цепочкой 60 м

2-й день Прохождение полосы препятствий на лыжах (300 м): 1. Перешагивание через натянутую ленту на высоте 40 см (10 м) 2. Прохождение под натянутой лентой на высоте 1 м (10 м) 3. Преодоление заснеженного подъема уклоном 8-10° лесенкой (50 м) 4. Прохождение равнинного участка без палок с набивным мячом 1 кг в одной руке и теннисным мячом в другой руке (30 м) 5. То же со сменой набивных мячей (30 м) 6. Ползанье под натянутой лентой на высоте 40 см (10 м) 7. Прохождение спуска в высокой и низкой стойке по зрительному сигналу (100 м)

3-й день (спортивный зал) 1. Циклические упражнения (ходьба, бег, лазанье по гимнастической стенке) 2. Упражнение на расслабление 3. Акробатические упражнения (перекаты, кувырки) 4. Упражнение на расслабление 5. Упражнения с большим мячом (броски, ловля) 6. Упражнения с малым мячом (броски, подбрасывания, ловля, метания) 7. Упражнения на расслабление 8. Ходьба и бег под музыку 9. Упражнение на расслабление 10. Бег к пронумерованным мячам 11. Упражнение на расслабление

4-й день 1. Катание на лыжах по размеченной трассе 2. Катание на лыжах с изменением направления движения по сигналу 3. Катание на лыжах с изменением лыжного хода по сигналу 4. Прохождение круга в противоположную сторону

5-й день (дополнительный) Подвижные игры («Воробьи и вороны», «Пятнашки», «Хвостики», «Вышибала» и др.)

Достоверность различий независимых вы- таблице 2. борок до и после эксперимента представлена в

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей координационных способностей лыжников контрольной

и экспериментальной групп

Название упражнения Этап исследования ЭГ КГ Т йр Р

Ведение мяча ведущей рукой в беге с изменением направления движения 1 14,95±0,38 14,85±0,31 0,20 2,06 >0,05

2 13,05±0,33 14,09±0,36 2,11 2,06 <0,05

Прыжки на разметку 1 6,38±0,48 6,72±0,52 0,49 2,06 >0,05

2 5,49±0,36 6,52±0,4б 1,77 2,06 >0,05

Балансирование на гимнастической скамейке 1 9,19±0,25 9,30±0,4б 0,20 2,06 >0,05

2 7,99±0,21 9,07±0,4б 2,14 2,06 <0,05

Стойка на одной ноге с закрытыми глазами 1 12,1б±1,27 11,75±1,66 0,20 2,06 >0,05

2 1б,86±1,41 11,9б±1,72 2,20 2,06 <0,05

Спринт в заданном ритме 1 1,8з±0,10 1,86±0,08 0,24 2,06 >0,05

2 1,37±0,39 1,94±0,10 1,40 2,06 >0,05

Перешагивание через гимнастическую палку 1 19,28±0,31 19,13±0,41 0,30 2,06 >0,05

2 18,06±0,22 19,60±0,62 2,34 2,06 <0,05

Как можно заметить, результаты контрольных тестов на первом этапе у контрольной и экспериментальной групп находились на одном уровне. Наибольшая разница оказалась в контрольном тесте «Перешагивание через гимнастическую палку». После математической обработки данных результатов повторного тестирования можно сказать о достоверном улучшении показателей экспериментальной группы в 4 из 6 тестов. Следовательно, разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей, и способ его применения на основе составленного индивидуального профиля асимметрии каждого спортсмена можно считать эффективным.

Заключение

1. В результате анализа научно-методической литературы было выявлено, что координационные способности делятся на 3 группы: специальные, специфические, общие. Наиболее интенсивно показатели разных компонентов координационных способностей нарастают с 7 до 9 и с 9 до 11-12 лет. Были определены наиболее эффективные средства и методы. Самую широкую группу средств для развития координационных способностей составляют упражнения динамического характера, которые способны охватить сразу несколько основных групп мышц. К качественным критериям оценки координационных способностей, которые являются основными, относят: целесообразность, адекватность, инициативность и своевременность. А к количественным критериям относят стабильность, точность, экономичность и скорость.

Также во многих исследованиях отмечается, что важно учитывать индивидуальный профиль асимметрии не только для наиболее эффективного развития координационных способностей,

но и для формирования широкой базы двигательных навыков.

2. В первую очередь мы определили индивидуальный профиль асимметрии лыжников экспериментальной группы. Это необходимо для наиболее быстрого обучения новым двигательным действиям и их усвоения. 86% лыжников имели выраженное правшество и 14% -выраженное левшество. На основе этих данных был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей, который включал в себя упражнения циклического, акробатического характера, различные упражнения на лыжах, катание на лыжах различными способами. В заключительной части каждого тренировочного занятия выполнялись упражнения из ЛФК для развития гибкости и способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц. Мы также включили в тренировочный план дополнительное занятие с целью активного отдыха детей и комплексного развития координационных способностей. На этом занятии проводились подвижные и спортивные игры различного характера.

3. Разработанный и используемый нами комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей, можно считать эффективным, т.к. он показал достоверные различия в 4 из 6 контрольных тестов. Предполагается, что отсутствие достоверных различий в тестах «Прыжки на разметку» и «Спринт в заданном ритме» связано с недостаточной продолжительностью проведения эксперимента. Эти упражнения сложны для понимания и выполнения, поэтому для развития способности к ритму и к кинестетическому дифференцированию детей 9-11 лет необходимо больше времени на реализацию.

Список литературы

1. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион. 2006: 151-167.

2. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга : учебное пособие для студентов. Иркутск: ИГМУ. 2014: 46-56.

3. Бердичевская Е.М., Гронская А.С. Функци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ональная асимметрия и спорт: руководство по функциональной межполушарной асимметрии. Научное издание. М.: Научный мир. 2009: 647-691.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт. 1991: 47.

5. Иссурин В.Б., Лях В.И. Координационные способности спортсменов. М.: Спорт. 2019: 79.

Статья поступила в редакцию: 11.097.2022

Гибадуллин Марат Рустамович — кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 410031, Россия, г. Казань, Территория Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: gmr 001@mail.ru Файзрахманов Рустем Шамилевич — старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 410031, Россия, г. Казань, Территория Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: fshrustam@gmail.com Гарифуллин Адель Ильшатович — старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 410031, Россия, г. Казань, Территория Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: adel.garijullin@mail.ru Басин Дмитрий Игоревич — старший преподаватель, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 410031, Россия, г. Казань, Территория Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: ba.sindm@gmail.com

Есина Алина Вадимовна — студент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 410031, Россия, г. Казань, Территория Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: yes.algg@icloud.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.