УДК 796.92
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РАЗВИТИИ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
И. В. Листопад, канд. пед. наук, профессор,
Республиканский научно-практический центр спорта,
Белорусский государственный университет физической культуры;
А. М. Кузьмич,
Белорусский государственный университет физической культуры
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы рационального планирования учебно-тренировочных занятий, направленных на развитие функциональной подготовленности и координационных способностей лыжников-гонщиков в группах начальной подготовки. Педагогический эксперимент, проведенный с лыжниками экспериментальной и контрольной групп, выявил преимущества в планировании учебно-тренировочных нагрузок в экспериментальной группе, когда удельный вес игрового метода проведения учебно-тренировочных занятий составил 45 %, равномерного 40 %, на развитие координационных способностей отводилось 15 % тренировочного времени, а в контрольной группе - 15 %, 80 % и 5 % соответственно.
MAKING USE OF THE GAMING TECHNIQUE OF CARRYING OUT TRAINING SESSIONS DURING UPGRADING THE LEVEL OF FUNCTIONAL READINESS AND DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF RACING SKIERS
IN GROUP OF BASIC TRAINING
Annotation
In the article are reviewed questions of rational planning of the trainnig sessions aimed at the development of the functional readiness and the coordinating abilities of racing skiers in groups of the basic training. Pedagogical experiment made with the skiers of the experimental and the control groups has revealed advantages of planning load in the experimental group, in which certain part - 45 % - of carrying out training sessions was occupied by gaming technique, 40 % was uniformed, 15 % of training time was alloted for development of coordination abilities. And the control group had 15 %, 80 % and 5 % pro tanto.
Введение
Популярность лыжного спорта постоянно возрастает, что проявляется в повышенном внимании подавляющего большинства стран мира к развитию этого вида спорта, и как следствие, - увеличении числа соревнований, расширении программ Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупнейших соревнований, увеличении числа стран - участниц этих соревнований, организационном и методическом совершенствовании систем подготовки спортсменов, бурном внедрении в спорт современных достижений науки и техники. Все это приводит к повышению конкуренции [1, 2, 3].
Особое место физкультура и спорт занимают в воспитании детей и подростков. Имеющаяся сеть спортивных школ и сооружений предоставлена в распоряжение детей и молодежи. В то же время гармоничное развитие юных спортсменов может быть осуществлено только при правильном применении средств и методов тренировки на протяжении многих лет и с учетом возрастных и других особенностей организма [4, 5].
Вопрос подготовки юных лыжников-гонщиков в настоящее время является одним из наиболее актуальных, поскольку от того, насколько рационально будет спланирован тренировочный процесс в молодом возрасте, зависит становление технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств и дальнейший рост спортивно-технических результатов [6, 7].
Достижения в современном лыжном спорте сегодня настолько велики, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокую результативность спортсмена в зрелом возрасте [8].
Актуальность работы.
От уровня развития координационных способностей во многом зависит способность овладения техникой передвижения на лыжах различными способами. В связи с этим развитию координационных способностей требуется уделять достаточно внимания.
Недостаточное развитие координационных способностей в юном возрасте не позволит улучшать техническое мастерство и может отрицательно сказаться на дальнейшем росте спортивных результатов.
Поскольку конкуренция в лыжном спорте становится все острее, нельзя пренебрегать ни одной из сторон подготовки.
Цель исследования - выявить средства и методы, обеспечивающие повышение уровня функциональной подготовленности и наиболее эффективное развитие координационных способностей путем применения игрового метода проведения учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки.
Гипотеза
Предполагалось, что использование в тренировочном процессе игрового метода проведения учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки для повышения уровня функциональной подготовленности и развития координационных способностей позволит улучшить физическую и спортивно-техническую подготовленность и укрепить здоровье юных лыжников в группах начальной подготовки.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков в группах начальной подготовки.
Предмет исследования - содержание и методологические аспекты учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков в группах начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Определить эффективность применения игрового метода проведения учебно-тренировочных занятий для повышения уровня функциональной подготовленности и развития координационных способностей в группах начальной подготовки.
2. Провести сравнительный анализ данных, полученных в результате проведения педагогического эксперимента.
Организация и методыс исследования
С целью правильного формирования контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента было проведено тестирование физических качеств спортсменов.
Для оценки уровня общей физической подготовленности спортсмены выполняли следующие тесты:
- для определения уровня развития быстроты - бег на отрезке дистанции длиной 10 м (с);
- для определения уровня общей выносливости - 5-минутный бег по стадиону (м);
- для определения уровня развития быстроты, координационных способностей и ловкости - бег «змейкой» 10 м (с);
- для определения уровня развития координационных способностей -удержание равновесия стоя на одной ноге в положении попеременного двух-шажного хода на бруске длиной 50 см, высотой 25 мм, шириной 45 мм (мин, с).
- для определения уровня развития скоростно-силовых качеств - прыжок в длину с места (м, см);
- для определения уровня силовой выносливости мышц верхних конечностей - подтягивание на перекладине (мальчики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки) (кол-во раз);
- для определения гибкости - наклон вперед из положения сидя (см).
В исследовании приняли участие 16 учащихся в возрасте 10-11 лет, из которых по принципу подбора равноценных пар были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. В каждую из групп входило по 8 человек (4 девочки и 4 мальчика).
Тренировочные занятия в каждой из групп проводились по 3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница. Длительность каждого тренировочного занятия составляла 60 мин.
Тренировочные занятия в контрольной группе проводились по общепринятой для ДЮСШ программе, а в экспериментальной - по специально разработанному плану (в течение эксперимента 45 % тренировочного времени отводилось выполнению нагрузки игровым методом, 40 % - равномерным методом, а 15 % -развитию координационных способностей.
Повторное тестирование физических качеств было проведено после 12 месяцев учебно-тренировочных занятий. В феврале 2015 г. лыжники принимали участие в соревнованиях по лыжным гонкам классическим стилем: девочки - на дистанции 2 км; мальчики - на дистанции 3 км.
Результатыс исследования и их обсуждение
Результаты тестирования спортсменов контрольной и экспериментальной групп в начале проведения педагогического эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты тестирования спортсменов контрольной и экспериментальной групп в начале проведения педагогического эксперимента
Контрольные упражнения (тесты) Ед. изм. Средние значения результатов тестирования Достоверность различий, р
экспериментальная группа контрольная группа
1. Бег 10 м с 2,63 2,64 р>0,05
2. Бег 5 мин м 1140 1099 р>0,05
3. Бег «змейкой» 10 м с 3,45 3,45 р>0,05
4. Прыжок в длину с места см 158,5 152,2 р>0,05
5. Подтягивание на перекладине, (мальчики) кол-во раз 8,5 8 р>0,05
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки) кол-во раз 7,25 8 р>0,05
7. Наклон вперед см 9,3 9 р>0,05
8. Удержание равновесия на бруске в положении попеременного двухшажного хода с 36 37 р>0,05
В таблице 2 представлены результаты тестирования физической подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной групп в начале и конце эксперимента.
Из таблицы 2 видно, что после курса тренировок результаты тестирования улучшились в обеих группах. Вместе с тем в экспериментальной группе показатели выше, чем в контрольной группе, на что указывает высокая достоверность различий р < 0,05. Так, в беге на дистанции 10 м и беге «змейкой» время у лыжников экспериментальной группы сократилось на 0,2 с и 0,24 с, или 7,6 и 7,0 % соответственно. А у лыжников контрольной группы время пробегания 10 м осталось без изменений, а при беге «змейкой» сократилось на 0,16 с, или 3,5 %. То есть результаты спортсменов экспериментальной группы практически в 2 раза лучше, чем у спортсменов контрольной группы.
Таблица 2 - Результаты тестирования физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце проведения педагогического эксперимента
Контрольные упражнения (тесты) Ед. изм. Средние результаты тестов
Экспериментальная Контрольная
до после Р до после Р
1. Бег 10 м сек 2,63 2,43 <0,05 2,64 2,64 >0,05
2. Бег 5 мин м 1140 1223 <0,05 1099 1120 >0,05
3. Бег «змейкой» 10 м сек 3,45 3,21 <0,05 3,45 3,29 >0,05
4. Прыжок в длину с места см 158,5 161 <0,05 152,2 166,2 >0,05
5. Подтягивание на перекладине, (мальчики) кол-во раз 8,5 9,5 <0,05 8 8,5 >0,05
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки) кол-во раз 7,25 10 <0,05 8 8,2 >0,05
7. Наклон вперед см 9,3 11,37 <0,05 9 9,87 >0,05
8. Удержание равновесия на бруске в положении попеременного двухшажного хода С 36 115 <0,01 37 42 >0,05
Та же тенденция наблюдалась и по другим тестам. Лыжники экспериментальной группы за 5 минут пробежали на 103 м больше, чем лыжники контрольной группы. Результаты улучшились на 107,0 и 102,0 % соответственно.
В подтягивании на перекладине мальчики экспериментальной группы улучшили результат на 112,0 %, а контрольной - на 106,0 %, фактические показатели составили 9,5 и 8,5 подтягиваний соответственно. При выполнении теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» (девочки) показатели спортсменок экспериментальной и контрольной групп улучшились на 138,0 % и 102,5 % соответственно.
При выполнении теста «удержание равновесия на бруске в положении попеременного двухшажного хода» показатели у спортсменов экспериментальной группы улучшились на 319 %, а у спортсменов контрольной группы - на 113 %. Значительное улучшение результатов произошло вследствие увеличения времени выполнения тренировочных нагрузок, направленных на развитие координационных способностей.
В марте 2015 г юные лыжники участвовали в соревнованиях по лыжным гонкам классическим стилем: девочки - 2 км; мальчики - 3 км.
Таблица 3 - Результаты соревнований по лыжным гонкам, показанные лыжницами-гонщицами на дистанции 2 км классическим стилем (ДЮСШ, г. Минск)
№ Ф.И. Результат, мин с Место Возраст, лет Группа
1 2 3 4 5 6 7 8 С-а М. Ц-о А. Л-а О. М-ч Т. Б-ч Д. Ч-а О. М-о И. Б-н М. 13.10 13.11 13.16 13.17 13.24 13.31 13.44 13.47 1 2 3 4 5 6 7 8 10 10 11 10 10 10 11 10 Экспериментальная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Экспериментальная Контрольная Контрольная Контрольная
Таблица 4 - Результаты соревнований по лыжным гонкам, показанные лыжниками-гонщиками на дистанции 3 км классическим стилем (ДЮСШ, г. Минск)
№ Ф.И. Результат, мин (х) Место Возраст, лет Группа
1 2 3 4 5 6 7 8 В-к М. К-о В. А-к С. М-ч А. Ч-й П Х-ч А. П-к Д. Ш-к О. 17.17 17.19 17.20 17.23 17.33 17.40 18.00 18.04 1 2 3 4 5 6 7 8 10 11 10 10 10 10 11 10 Экспериментальная Экспериментальная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Контрольная Контрольная
На дистанции 2 км классическим стилем девочки экспериментальной группы показали в среднем лучшее время 13,16 мин, а девочки контрольной группы - 13,35 мин. То есть результат спортсменов экспериментальной группы лучше в среднем на 0,19 мин. При этом девочки экспериментальной группы заняли 1, 2, 4 и 5-е места, а девочки контрольной группы - 3, 6, 7 и 8-е места.
На дистанции 3 км классическим стилем мальчики экспериментальной группы также показали лучшее время по сравнению с мальчиками контрольной группы. Их результат был выше на 0,45 с и составил 17,22 мин, а у мальчиков контрольной группы - 17,57 мин. Мальчики экспериментальной группы заняли 1, 2, 3, 5-е места, а контрольной группы - 4, 6, 7 и 8-е места.
Выводы
1. Педагогический эксперимент, проведенный с лыжниками экспериментальной и контрольной групп, выявил преимущества в планировании учебно-тренировочных нагрузок экспериментальной группы, когда удельный вес игрового метода составил 45 %, равномерного 40 %, на развитие координационных способностей отводилось 15 % тренировочного времени, а в контрольной группе - 15 %, 80 % и 5 % соответственно.
2. Увеличение времени выполнения тренировочных нагрузок игровым методом и времени выполнения нагрузок, направленных на развитие координационных способностей, позволило спортсменам экспериментальной группы улучшить результаты тестов практически в 2 раза.
3. В соревнованиях среди юных лыжников-гонщиков спортсмены экспериментальной группы показали более высокие результаты. На дистанции 2 км классическим стилем девочки экспериментальной группы показали результат в среднем на 0,19 с лучше, чем девочки контрольной группы. На дистанции 3 км классическим стилем результат мальчиков экспериментальной группы был выше на 0,45 с.
4. Проведенный педагогический эксперимент показал, что предложенный план тренировок юных лыжников-гонщиков 10-11 лет эффективен и может быть использован в практической работе тренера.
Список использованных источников
1. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / А. П. Бондарчук. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 304 с.
2. Бутин, И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. М. Бутин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
3. Вайцеховский, С. М. Книга тренера / С. М. Вайцеховский. М., »Физкультура и спорт», 1971. - 312 с.
4. Кудрявцев, Л. И. Лыжный спорт. Учебник для техникумов физической культуры / Л. И. Кудрявцев. - Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 287 с.
5. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
6. Листопад, И. В. Лыжные гонки. Методика преподавания: учеб. пособие / И. В. Листопад. -Минск: БГУФК, 2012. - 504 с.
7. Пальчевский, В. Н. Лыжные гонки / В. Н. Пальчевский. - Минск.,1996. - 167 с.
8. Актуальные вопросы научно-методического обеспечения национальных команд науч.-практ. конф., г. Минск, 25 мая 2005 г / редкол.: П. М. Прилуцкий (гл. ред.) [и др.]. - Мн.: БГУФК, 2005. - 72 с.
03.05.2016
УДК 796.922.093.642+796.61
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИАТЛОНА И ВЕЛОСПОРТА
А. Г. Рамза, Я. Л. Сороколит,
Республиканский научно-практический центр спорта
Аннотация
В статье представлены результаты анализа функционального состояния сенсорных систем представителей биатлона и велоспорта Изучена (динамика изменения функциональных асимметрий с ростом спортивного мастерства, что является резервом повышения работоспособности в зависимости от вида спорта.
THE ANALYSIS OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF THE SENSOR-BASED SYSTEMS OF REPRESENTATIVES OF THE BIATHLON AND THE CYCLE RACING
Annotation
The article represents the results of the analysis of the functional condition of the sensor-based systems of representatives of the biathlon and the cycle racing. There was studied the dynamics of the change of functional asymmetries in the context of the increase of sportsmanship being a reserve of the increase of working capacity depending on a sport.
Введение
Известно, что нейрофизиологическую основу индивидуальных различий двигательной деятельности человека составляет индивидуальный профиль асимметрии. Профиль асимметрии мозга регламентирует функциональные характеристики произвольных движений и позы [1]. Отражая особенности регуляторных механизмов, он является одним из факторов, дифференцирующих резервы роста функциональных возможностей человека. Это определяет