Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МОДУЛЯ "ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВСПЛЕСКИ" НА ПСИХОМОТОРНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ'

ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МОДУЛЯ "ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВСПЛЕСКИ" НА ПСИХОМОТОРНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ПСИХОМОТОРНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЛЫЖНИКИ-ГОНЩИКИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / KINESIOLOGICAL MODULE / PSYCHOMOTOR FITNESS / RACING SKIERS / EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Головко Д.Е.

Цель исследования - изучение влияния кинезиологического модуля «Психоэмоциональные всплески» на психомоторную подготовленность юных лыжников-гонщиков 11-13 лет. Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО «ДЮСШ № 1 Томского района». В исследовании приняли участие 40 юных лыжников-гонщиков 11-13 лет (20 чел. в экспериментальной группе и 20 - в контрольной). Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование уровня проявления психомоторных способностей с помощью Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Спортивный психофизиолог», педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. В ходе исследования был разработан и внедрен в учебно-тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков 11-13 лет кинезиологический модуль «Психоэмоциональные всплески», направленный на развитие их психомоторных способностей. В содержание кинезиологического модуля входили упражнения, требующие быстрого определенного двигательного действия в ответ на соответствующий сигнал тренера (свисток, хлопок), что способствовало выработке адекватной реакции на внешние раздражители (стрессоустойчивости). Показано, что упражнения кинезиологического модуля, направленные на интеграцию психических качеств и двигательных способностей испытуемых, оказали положительное воздействие не только на уровень проявления психомоторики, но и на результаты их соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Головко Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINESIOLOGICAL MODULE "PSYCHOEMOTIONAL OUTBURSTS" AND ITS EFFECT ON PSYCHOMOTOR FITNESS OF RACING SKIERS

Objective of the study was to determine the effects of the kinesiological module "Psychoemotional Outbursts" on the psychomotor fitness of junior racing skiers aged 11-13 years. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of the Municipal Budgetary Institution of Additional Education "Children and Youth Sports School No. 1 of the Tomsk region". Sampled for the study were 40 young racing skiers aged 11-13 years, who were split into the Experimental and Control Groups, 20 people each. The following research methods were applied: analysis of scientific and methodological literature, Sports Psychophysiologist hardware and software complex for testing of the degree of manifestation of psychomotor abilities, educational experiment, mathematical statistics methods. Results of the study and conclusions. In the course of the study, we developed and introduced into the educational and training process of the 11-13 year-old racing skiers of the kinesiological module "Psychoemotional Outbursts" aimed to develop their psychomotor abilities. The kinesiological module consisted of exercises requiring a quick motor action in response to the relevant signal of the coach (whistle, clap), which contributed to the development of an adequate response to external stimuli (stress resistance). It is shown that the kinesiological module exercises aimed to integrate the subjects’ mental qualities and motor abilities had a positive impact not only on the level of their psychomotor development but also on the results of their competitive activities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МОДУЛЯ "ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВСПЛЕСКИ" НА ПСИХОМОТОРНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ»

ВЛИЯНИЕ КИНЕЗИ0Л0ГИЧЕСК0Г0 МОДУЛЯ «ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВСПЛЕСКИ» НА ПСИХОМОТОРНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 03.08.2020 г.

Аспирант Д.Е. Головко1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

KiNESiOLOGiCAL MODULE "PSYCHOEMOTiONAL OUTBURSTS" AND iTS EFFECT ON PSYCHOMOTOR FiTNESS OF RACiNG SKiERS

Postgraduate student D.E. Golovko1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: golowkodenisewgenevich@inbox.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

Аннотация

Цель исследования - изучение влияния кинезиологического модуля «Психоэмоциональные всплески» на психомоторную подготовленность юных лыжников-гонщиков 11-13 лет.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО «ДЮСШ № 1 Томского района». В исследовании приняли участие 40 юных лыжников-гонщиков 11-13 лет (20 чел. в экспериментальной группе и 20 - в контрольной). Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование уровня проявления психомоторных способностей с помощью Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Спортивный психофизиолог», педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и выводы. В ходе исследования был разработан и внедрен в учебно-тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков 11-13 лет кинезиологический модуль «Психоэмоциональные всплески», направленный на развитие их психомоторных способностей. В содержание кинезиологического модуля входили упражнения, требующие быстрого определенного двигательного действия в ответ на соответствующий сигнал тренера (свисток, хлопок), что способствовало выработке адекватной реакции на внешние раздражители (стрессоустойчивости). Показано, что упражнения кинезиологического модуля, направленные на интеграцию психических качеств и двигательных способностей испытуемых, оказали положительное воздействие не только на уровень проявления психомоторики, но и на результаты их соревновательной деятельности.

Ключевые слова: кинезиологический модуль, психомоторная подготовленность, лыжники-гонщики, учебно-тренировочный процесс.

Annotation

Objective of the study was to determine the effects of the kinesiological module "Psychoemotional Outbursts" on the psychomotor fitness of junior racing skiers aged 11-13 years.

Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of the Municipal Budgetary Institution of Additional Education "Children and Youth Sports School No. 1 of the Tomsk region". Sampled for the study were 40 young racing skiers aged 11-13 years, who were split into the Experimental and Control Groups, 20 people each. The following research methods were applied: analysis of scientific and methodological literature, Sports Psychophysiologist hardware and software complex for testing of the degree of manifestation of psychomotor abilities, educational experiment, mathematical statistics methods. Results of the study and conclusions. In the course of the study, we developed and introduced into the educational and training process of the 11-13 year-old racing skiers of the kinesiological module "Psychoemotional Outbursts" aimed to develop their psychomotor abilities. The kinesiological module consisted of exercises requiring a quick motor action in response to the relevant signal of the coach (whistle, clap), which contributed to the development of an adequate response to external stimuli (stress resistance). It is shown that the kinesiological module exercises aimed to integrate the subjects' mental qualities and motor abilities had a positive impact not only on the level of their psychomotor development but also on the results of their competitive activities.

Keywords: kinesiological module, psychomotor fitness, racing skiers, educational and training process.

Введение. В современном лыжном спорте уровень спортивных результатов постоянно растет. Совершенствуются стили передвижения на лыжах, а также модернизируется спортивный инвентарь. Увеличивается тренировочный объём и интенсивность физических нагрузок, что значительно повышает требования к психомоторным показателям кинезиологического потенциала спортсменов. Специалисты отмечают важность развития психомоторных способностей спортсменов и их положительное влия-

ние на результативность спортивной деятельности [1, 2, 5, 6, 10].

В связи с этим актуализируется разработка методов и средств, способствующих повышению уровня проявления психомоторных способностей спортсменов для повышения активности нервной системы, формирования умения мобилизоваться в стрессовых ситуациях, ликвидировать неблагоприятные предстартовые состояния, что очень важно для успешного выступления на соревнованиях [3, 4, 8, 9].

22

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

Цель исследования - определить влияние кинезиоло-гического модуля «Психоэмоциональные всплески» на психомоторную подготовленность юных лыжников-гонщиков 11-13 лет.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО «ДЮСШ № 1 Томского района». В исследовании приняли участие 40 юных лыжников-гонщиков 11-13 лет (20 чел. в экспериментальной группе и 20 - в контрольной). Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование уровня проявления психомоторных способностей с помощью Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Спортивный психофизиолог» (время реакции на свет рукой, время реакции на звук рукой, воспроизведение длительности светового сигнала, воспроизведение длительности звукового сигнала, теппинг-тест рукой, определение критической частоты слияния мельканий, определение критической частоты различия мельканий), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования нами был разработан кинезиологический модуль «Психоэмоциональные всплески», под которым мы понимаем комплекс средств, направленных на повышение уровня проявления психомоторных способностей юных лыжников-гонщиков и их мобилизационных возможностей. В табл. 1 представлено содержание кинезиологического модуля «Психоэмоциональные всплески».

Для проведения педагогического эксперимента испытуемые были разделены на две группы, по 20 человек в каждой: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). При построении микроциклов учитывалось чередование средств и методов подготовки юных лыжников-гонщиков, характерных для соревновательного периода, а также объем предлагаемых тренировочных нагрузок (поддерживающий, восстановительный

и развивающий). Занятия проводились 4 раза в неделю с максимальной продолжительностью 2 ч. Основными методами тренировок в обеих группах являлись: равномерный, переменный, повторный, соревновательный. Продолжительность педагогического эксперимента составила 1 год. Отличительные особенности тренировочного процесса в ЭГ и КГ юных лыжников-гонщиков 11-13 лет представлены в табл. 2.

В табл. 3 показаны результаты изучения психомоторных способностей юных лыжников-гонщиков 11-13 лет до и после педагогического эксперимента.

Анализ данных, представленных в табл. 3, показывает, что у лыжников-гонщиков 11-13 лет ЭГ наблюдается достоверное улучшение результатов по всем тестируемым показателям в отличие от лыжников КГ, что может указывать на эффективность кинезиологического модуля «Психоэмоциональные всплески». Кроме этого, нами определялось количество участников ЭГ и КГ, имеющих высокий, средний и низкий уровень проявления психомоторных способностей. Для оценки уровня проявления психомоторных способностей участников педагогического эксперимента мы использовали рекомендации авторов-разработчиков АПК «Спортивный психофизиолог» [7].

В ЭГ количество лыжников-гонщиков с высокими показателями психомоторных способностей существенно увеличилось. На констатирующем этапе педагогического эксперимента этот показатель составил 20 % юных лыжников, а в итоговом - 60 %. Со средним уровнем проявления психомоторных способностей стало 30 % лыжников, этот показатель не претерпел изменений. Существенно удалось снизить количество лыжников с низким уровнем проявления психомоторных способностей, всего 10 % (на констатирующем этапе было 50 %).

В КГ лыжников-гонщиков 11-13 лет после педагогического эксперимента с высоким уровнем проявления психомо-

Таблица 1. Содержание кинезиологического модуля «Психоэмоциональные всплески»

№ Название упражнения Описание упражнения Примечание

1 Всплески, лежа на животе Исходное положение лежа на животе, руки вдоль туловища. Задача - как можно быстрее встать на ноги, отреагировав на звуковой сигнал (свисток, хлопок) Повторить 15 раз

2 Всплески, лежа на спине Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Задача - как можно быстрее встать на ноги, отреагировав на сигнал, поданный жестом (поднять руку, махнуть рукой) Повторить 15 раз

3 Всплески в движении, повернувшись лицом вперед Исходное положение стоя, повернувшись лицом вперед, руки вдоль туловища. Задача испытуемого, увидев команду жестом «Вправо» или «Влево», своевременно отреагировать и добежать до фишки, расположенной в названной стороне, и вернуться обратно в исходное положение, как только испытуемый вернулся в и.п., звучит новая команда. Расстояние от центра до фишек с каждой стороны одинаковое Повторить команду «Влево» 3 раза. Повторить команду «Вправо» 3 раза

4 Всплески в движении, повернувшись спиной Исходное положение стоя, повернувшись спиной вперед, руки вдоль туловища. Задача испытуемого, услышав голосовую команду «Вправо» или «Влево», своевременно отреагировать и добежать до фишки, расположенной в названной стороне, и вернуться обратно в исходное положение, как только испытуемый вернулся в и.п., звучит новая команда. Расстояние от центра до фишек с каждой стороны одинаковое (3 или 5 м) Повторить команду «влево» и «вправо» по 3 раза

Таблица 2. Отличительные особенности тренировочного процесса в экспериментальной и контрольной группах юных лыжников-гонщиков 11-13 лет

№ Часть тренировки Время выполнения КГ ЭГ

1 Разминка (в подготовительной части тренировки) 30 мин Равномерная, аэробная работа (лыжная подготовка) ОРУ, бег (подготовка в спортзале) Комплекс упражнений «Психоэмоциональные всплески», далее равномерное катание на лыжах. Комплекс упражнений «Психоэмоциональные всплески», после следует основная часть тренировки

2 Разминка (перед соревнованиями) 30 мин ОРУ, бег, катание на лыжах (спокойный темп) Комплекс упражнений «Психоэмоциональные всплески», после следует равномерное катание на лыжах

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

23

Таблица 3. Результаты изучения психомоторных способностей юных лыжников-гонщиков 11-13 лет экспериментальной и контрольной групп до и после педагогического эксперимента

Тест Этап эксперимента ЭГ (n=20 чел.) КГ (n=20 чел.) р

—± а —± а

Время реакции на свет (рука), с До эксперимента 0,37±0,07 0,35±0,04 > 0,05

После эксперимента 0,22±0,09 0,37± 0,08 < 0,05

р 0,04 0,8

Время реакции на звук (рука), с До эксперимента 0,461±0,075 0,459±0,085 > 0,05

После эксперимента 0,323±0,040 0,421±0,055 < 0,05

р 0,04 0,4

Воспроизведение светового сигнала, с До эксперимента 3,8±0,7 4,3±0,5 > 0,05

После эксперимента 2,4±0,5 4,4±0,3 < 0,05

р 0,03 0,6

Воспроизведение звукового сигнала, с До эксперимента 7,8±0,6 7,6±0,4 > 0,05

После эксперимента 3,8±0,7 6,4±0,6 < 0,05

р 0,01 0,6

Теппинг-тест (рука), кол-во раз за мин До эксперимента 52,3±7,5 48,5±8,7 > 0,05

После эксперимента 62,3±8,6 55,59±10,2 < 0,05

р 0,03 0,04

Частота слияния мельканий, с До эксперимента 24,2±6,4 25,6±5,2 > 0,05

После эксперимента 18,3±4,2 26,6±4,6 < 0,05

р 0,02 0,5

Частота различия мельканий, с До эксперимента 32,5±5,3 30,6±4,8 > 0,05

После эксперимента 21,3±2,4 30,2±4,5 < 0,05

р 0,03 0,5

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

торных способностей выявлено 25 % лыжников, эта цифра по сравнению с исходными показателями не изменилась. Увеличилось количество испытуемых КГ со средним уровнем психомоторных способностей - 30 % (на констатирующем этапе эксперимента - 25 0%). С низким уровнем после педагогического эксперимента стало 45 % лыжников-гонщиков вместо 50 % при исходном тестировании. Кроме этого, в ЭГ увеличилось количество победителей и призеров районных и областных соревнований, улучшился соревновательный результат, а в КГ остался на прежнем уровне.

Вывод. В ходе опытно-экспериментальной работы был разработан и апробирован в учебно-тренировочном процессе юных лыжников-гонщиков продуктивный кинезиологиче-ский модуль «Психоэмоциональные всплески», который доказал свою эффективность в педагогическом эксперименте и может быть рекомендован для применения в других видах спорта для повышения стрессоустойчивости и готовности спортсменов к соревновательной деятельности.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М., 1966. - 349 с.

3. Головко Д.Е. Кинезиологический потенциал спортсменов как фактор управления тренировочным процессом / Д.Е. Головко, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 11. - С. 80-82.

4. Загревская А.И. Онтодидактика как основа развития кинезиоло-гического потенциала человека / А.И. Загревская // В сборнике: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. -2018. - С. 281-287.

5. Загревский В.И. Моделирование вращения звеньев биомеханической системы вокруг оси с заданными параметрами угловой ориентации / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 4. - С. 83-85.

6. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной биомеханике с элементами кинезиологии. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Б. Коренберг. - М.: Советский спорт, 2011. - 206 с.

7. Корягина Ю.В. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» (АПК «Спортивный психофизиолог»)

№ 2010617789 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ... (офиц. бюл.). - 2011. - № 1. - Ч. 2. - С. 308.

8. Лубышева Л.И. В.К. Бальсевич - основоположник отечественной онтокинезиологии / Л.И. Лубышева // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА, 2013. - № 1 (16). - С. 189-191.

9. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. - Дубна: «Феникс», 2002. - 320 с.

10. Сурков В.И. Психомоторика спортсмена / В.И. Сурков. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 127 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bal'sevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human Ontokinesiol-ogy]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2000. 275 p.

2. Bernstein N.A. Ocherki po fiziologii dvizheniy i fiziologii aktivnosti [Essays on movements physiology and activity physiology]. Moscow: Meditsina publ., 1996, 166 p.

3. Golovko D.E., Zagrevskaya A.I. Kineziologicheskiy potentsial sports-menov kak faktor upravleniya trenirovochnym protsessom [Individual kinesiological resource mobilizing in training process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 11. pp. 80-82.

4. Zagrevskaya A.I. Ontodidaktika kak osnova razvitiya kineziolog-icheskogo potentsiala cheloveka [Ontodidactics as basis for development of human kinesiological potential]. Antropnye obrazovatelnye tekhnologii v sfere fizicheskoy kultury [Anthropic educational technologies in physical education]. Proc. iV national research-practical conference. Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. 2018. pp. 281-287.

5. Zagrevskiy V.I., Zagrevskiy O.I. Modelirovanie vrashcheniya zvenev biomekhanicheskoy sistemy vokrug osi s zadannymi parametrami uglovoy orientatsii [Biomechanical system elements: axial rotation profiling model with preset angular orientation parameters ]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2017. No. 4. pp. 83-85.

6. Korenberg V.B. Lektsii po sportivnoy biomekhanike s elementami ki-neziologii [Lectures on sports biomechanics with elements of kinesi-ology]. Study guide. [Electronic resource]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2011. 206 p.

7. KoryaginaYu.V., Nopin S.V. Apparatno-programmny kompleks «Sport-ivnyiy psikhofiziolog» (APK «Sportivny psikhofiziolog») # 2010617789 [Hardware and software complex "Sports psychophysiologist" (APC "Sports psychophysiologist") No. 2010617789]. Computer programs ... (official bul.). 2011. No. 1v. 2. P. 308.

8. Lubysheva L.I. V.K. Bal'sevich - osnovopolozhnik otechestvennoy on-tokineziologii [V.K. Balsevich - founder of Russian ontokinesiology]. BEREGINYa.777.SOVA, 2013. No. 1 (16). pp. 189-191.

9. Ozerov V.P. Psikhomotornye sposobnosti cheloveka [Psychomotor abilities of person]. Dubna: Feniks publ., 2002. 320 p.

10. Surkov V.I. Psikhomotorika sportsmena [Athlete' psychomotor skills]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 2007. 127 p.

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.