Научная статья на тему 'КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДОШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / KINESIOLOGICAL POTENTIAL / PRESCHOOLERS / PHYSICAL EDUCATION / KINESIOLOGICAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сосуновский В. С., Загревская А. И.

Цель исследования заключалась в изучении влияния кинезиологической образовательной технологии на двигательную подготовленность дошкольников в процессе физического воспитания. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в МБДОУ № 4 «Монтессори» г. Томска. В исследовании приняли участие 88 дошкольников в возрасте 5-6 лет (контрольная и экспериментальная группы, по 44 человека в каждой группе, из них по 20 девочек и 24 мальчика). Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности разработанной кинезиологической образовательной технологии осуществлялась в период с сентября 2018 г. по август 2019 г. В содержание физического воспитания дошкольников экспериментальной группы вошли 4 группы кинезиологических упражнений: 1) упражнения, пересекающие срединную линию тела; 2) переходные упражнения; 3) энергетические упражнения; 4) упражнения, развивающие стрессоустойчивость, навыки уверенного поведения. Результаты исследования и выводы. Как показали полученные результаты, уровень проявления скоростно-силовых качеств у девочек экспериментальной группы достоверно улучшился (р<0,05). В уровне проявления гибкости у девочек экспериментальной и контрольной групп после эксперимента достоверных различий не выявлено (р>0,05), однако у девочек экспериментальной группы прирост результата составил 23,8%, в то время как у девочек контрольной группы только 8,2%. После эксперимента у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой достоверно повысился уровень проявления ловкости. Аналогичные данные были получены и при анализе результатов изучения двигательной подготовленности мальчиков 5-6 лет под влиянием кинезиологической образовательной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сосуновский В. С., Загревская А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINESIOLOGICAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS

Objective of the study was to determine the impact of the kinesiological educational technology on the motor fitness of preschoolers. Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of the Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution No. 4 "Montessori", Tomsk. Sampled for the study were 88 preschoolers aged 5-6 years (Control and Experimental Group, 44 subjects each, 20 girls and 24 boys). The experimental work to determine the effectiveness of the developed kinesiological educational technology was carried out in the period from September 2018 through August 2019. The physical education program for the Experimental Group subjects included 4 groups of kinesiological exercises: 1) exercises for the median line of the body; 2) transition exercises; 3) power exercises; 4) exercises to develop stress tolerance and confidence. Results of the study and conclusions. The findings indicated that the speed-strength qualities in the Experimental Group girls improved significantly (p<0.05). There were no statistically significant differences in the degree of display of flexibility in the girls (p>0.05) of the Experimental and Control Group after the experiment; however, in the Experimental Group this indicator increased by 23.8%, while in the Control Group - by 8.2% only. After the experiment, the degree of display of agility was significantly higher in the Experimental Group compared to the Control Group. Similar data were obtained from the analysis of the motor fitness rates in the 5-6 year-old boys under the influence of the kinesiological educational technology.

Текст научной работы на тему «КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КИНЕЗИ0Л0ГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ дошкольников

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 03.08.2020 г.

В.С. Сосуновский1

Доктор педагогических наук, доцент А.И. Загревская1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

KiNESiOLOGiCAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY iN PHYSiCAL EDUCATiON OF PRESCHOOLERS

V.S. Sosunovsky1

Dr. Hab., Associate Professor A.I. Zagrevskaya1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: [email protected]

□ и

Аннотация

Цель исследования заключалась в изучении влияния кинезиологической образовательной технологии на двигательную подготовленность дошкольников в процессе физического воспитания.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в МБДОУ № 4 «Монтессори» г. Томска. В исследовании приняли участие 88 дошкольников в возрасте 5-6 лет (контрольная и экспериментальная группы, по 44 человека в каждой группе, из них по 20 девочек и 24 мальчика). Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности разработанной кинезиологической образовательной технологии осуществлялась в период с сентября 2018 г. по август 2019 г. В содержание физического воспитания дошкольников экспериментальной группы вошли 4 группы кинезиологических упражнений: 1) упражнения, пересекающие срединную линию тела; 2) переходные упражнения; 3) энергетические упражнения; 4) упражнения, развивающие стрессоустойчивость, навыки уверенного поведения. Результаты исследования и выводы. Как показали полученные результаты, уровень проявления скоростно-силовых качеств у девочек экспериментальной группы достоверно улучшился (р<0,05). В уровне проявления гибкости у девочек экспериментальной и контрольной групп после эксперимента достоверных различий не выявлено (р>0,05), однако у девочек экспериментальной группы прирост результата составил 23,8%, в то время как у девочек контрольной группы только 8,2%. После эксперимента у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой достоверно повысился уровень проявления ловкости. Аналогичные данные были получены и при анализе результатов изучения двигательной подготовленности мальчиков 5-6 лет под влиянием кинезиологической образовательной технологии.

Ключевые слова: кинезиологический потенциал, дошкольники, физическое воспитание, кинезиологическая образовательная технология.

Annotation

Objective of the study was to determine the impact of the kinesiological educational technology on the motor fitness of preschoolers. Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of the Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution No. 4 "Montessori", Tomsk. Sampled for the study were 88 preschoolers aged 5-6 years (Control and Experimental Group, 44 subjects each, 20 girls and 24 boys). The experimental work to determine the effectiveness of the developed kinesiological educational technology was carried out in the period from September 2018 through August 2019. The physical education program for the Experimental Group subjects included 4 groups of kinesiological exercises: 1) exercises for the median line of the body; 2) transition exercises; 3) power exercises; 4) exercises to develop stress tolerance and confidence.

Results of the study and conclusions. The findings indicated that the speed-strength qualities in the Experimental Group girls improved significantly (p<0.05). There were no statistically significant differences in the degree of display of flexibility in the girls (p>0.05) of the Experimental and Control Group after the experiment; however, in the Experimental Group this indicator increased by 23.8%, while in the Control Group - by 8.2% only. After the experiment, the degree of display of agility was significantly higher in the Experimental Group compared to the Control Group. Similar data were obtained from the analysis of the motor fitness rates in the 5-6 year-old boys under the influence of the kinesiological educational technology.

Keywords: kinesiological potential, preschoolers, physical education, kinesiological educational technology.

£ Г.

CL

4—

о

OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. В настоящее время значимость двигательной активности детей, подростков, студентов возрастает в связи с тем, что наблюдается резкое снижение их кинезиологиче-ского потенциала, т. е. функционального состояния организма, психофизического развития и двигательной подготовленности [1-3]. Для детей дошкольного возраста чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами - бегом, ходь-

бой, ходьбой на лыжах, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в игровой, а в дальнейшем и продуктивной учебной деятельности. Недостаточный уровень развития компонентов кинезиологического потенциала рассматривается специалистами как возможная предпосылка адаптационных трудностей детей в образовании, которые неизбежно возникнут в том случае, если при определении условий, форм и методов образовательного

процесса эти предпосылки не будут учтены [1, 4, 5]. В связи с этим актуализируется поиск эффективных средств и методов развития кинезиологического потенциала дошкольников в процессе физического воспитания.

Цель исследования - определить влияние кинезиологи-ческой образовательной технологии на двигательную подготовленность дошкольников в процессе физического воспитания.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в МБДОУ № 4 «Монтессори» г. Томска. В исследовании приняли участие 88 дошкольников в возрасте 5-6 лет (контрольная - КГ и экспериментальная - ЭГ группы, по 44 человека в каждой группе, из них по 20 девочек и 24 мальчика).

Разработанную образовательную технологию физического воспитания дошкольников мы назвали кинезио-логической, так как она направлена на повышение двигательной и психомоторной подготовленности детей, т. е. на развитие их кинезиологического потенциала. Под кинезиологической образовательной технологией мы понимаем системный метод организации, планирования и оценивания процесса развития психомоторных и физических способностей дошкольников в ходе решения двигательных задач для достижения более эффективной формы физического воспитания. Структура и содержание

разработанной кинезиологической образовательной технологии рассматривались нами ранее [6].

Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности разработанной кинезиологической образовательной технологии осуществлялась в период с сентября 2018 г по август 2019 г Главным отличием содержания физического воспитания дошкольников ЭГ было применение кинезиологических упражнений, которые по направленности действий делятся на 4 группы: 1) упражнения, пересекающие срединную линию тела; 2) переходные упражнения; 3) энергетические упражнения; 4) упражнения, развивающие стрес-соустойчивость, навыки уверенного поведения.

Упражнения из первой группы способствуют одновременной работе двух рук, глаз, ушей и ног, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате ребенок может двигаться и думать одновременно, обрабатывая информацию как от частного к целому, так и от целого к частному, легко пересекать срединную линию тела, что создает условия для свободного чтения, письма, развития крупной/мелкой моторики, координации тела и множества других навыков.

Вторая группа (переходные упражнения) направлена на снятие напряжения с мышц и сухожилий тела человека. При возвращении мышцы после ее растяжения в естественное состояние и длину, головной мозг получает информацию

Динамика показателей двигательной подготовленности девочек 5-6 лет ЭГ и КГ до и после педагогического эксперимента

Тест Этап эксперимента Контрольная группа (п=20 чел.) Экспериментальная группа (п=20 чел.) р

X ± а ± m X ± а ± m

До эксперимента 110,2 ± 18,4 ± 0,1 105,8 ± 15,6 ± 0,1 0,3

Прыжок в длину с места, см После эксперимента 113,6 ± 21,1 ± 0,7 117,6 ± 11,2 ± 0,1 0,1

р 0,2 0,01

До эксперимента 173,8 ± 25,5 ± 0,5 174,6 ± 35,8 ± 0,7 0,9

Метание набивного мяча весом 1 кг, см После эксперимента 190 ± 22,4 ± 0,3 226,1 ± 20 ± 0,1 0,04

р 0,1 0,01

До эксперимента 7,2 ± 0,9 ± 0,08 7 ± 0,7 ± 0,02 0,5

Челночный бег (3х5 м), с После эксперимента 6,7 ± 0,8 ± 0,03 6,5 ± 0,7 ± 0,01 0,6

р 0,01 0,01

До эксперимента 2,9 ± 2,9 ± 0,03 3,1 ± 3,1 ± 0,04 0,4

Наклон вперед из положения сидя, см После эксперимента 3,5 ± 2,5 ± 0,01 7,4 ± 4,1 ± 0,05 0,01

р 0,3 0,01

До эксперимента 2,4 ± 1,3 ± 0,01 2 ± 1,1 ± 0,04 0,5

Ловля мяча с 5 м, усл. ед. После эксперимента 2,8 ± 1,7 ± 0,06 4 ± 0,7 ± 0,08 0,02

р 0,1 0,01

До эксперимента 33,2 ± 11 ± 0,9 37,7 ± 16,1 ± 0,7 0,5

Стойка на одной ноге, с После эксперимента 57,1 ± 12,5 ± 0,5 86,5 ± 17,6 ± 0,6 0,04

р 0,01 0,01

До эксперимента 27,7 ± 9,6 ± 0,6 26,3 ± 8,5 ± 0,6 0,7

Упражнение «Восьмерка» После эксперимента 24,2 ± 9,9 ± 0,4 18,2 ± 4,8 ± 0,4 0,04

р 0,01 0,01

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

69

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

0 том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, он готов к познавательной работе. Упражнения активизируют кратковременную память, улучшают математические навыки вычисления, помогают концентрировать внимание и выражать свои мысли, способствуют улучшению координации, помогают легко двигаться и думать одновременно [1].

Третья группа упражнений (энергетические упражнения) обеспечивает необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения помогают сконцентрировать внимание, «насытить» мозг кислородом, снизить уровень стресса.

К четвертой группе упражнений относятся упражнения, развивающие стрессоустойчивость, навыки уверенного поведения. Упражнения из этой группы стабилизируют нервные процессы в организме, способствуют снижению эмоционального стресса, дают возможность настроиться на процесс обучения, улучшают социальную адаптацию; тренируют навыки саморегуляции, самоконтроля [4]. В разработанной технологии психомоторного развития детей дошкольного возраста кинезиологические упражнения внедрены в совместную организованную двигательную деятельность дошкольников. Кинезиологические упражнения дополняют учебно-тренировочный процесс в дошкольном учреждении, их можно включать как в подготовительную, основную, так и в заключительную части занятия.

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице представлены результаты изучения влияния кинезиологиче-ской образовательной технологии на двигательную подготовленность девочек 5-6 лет.

Из результатов, представленных в таблице, видно, что уровень проявления скоростно-силовых качеств у девочек ЭГ достоверно улучшился (р<0,05), что нашло отражение в тестах «Прыжок в длину с места» и «Метание набивного мяча весом

1 кг». В уровне проявления гибкости у девочек ЭГ и КГ после эксперимента достоверных различий не выявлено (р>0,05), однако у девочек ЭГ прирост результата составил 23,8 %, в то время как у девочек КГ только 8,2 %%. После эксперимента у девочек ЭГ по сравнению с КГ достоверно повысился уровень проявления ловкости, о чем свидетельствуют показатели тестов: «Ловля мяча с 5 м», «Стойка на одной ноге» и упражнение «Восьмерка» (р<0,05) (см. таблицу). Аналогичные данные были получены и при анализе результатов изучения двигательной подготовленности мальчиков 5-6 лет под влиянием кинезиологической образовательной технологии.

Вывод. Для эффективной реализации кинезиологиче-ской образовательной технологии физического воспитания дошкольников 5-6 лет необходимо выполнить следующие организационно-педагогические мероприятия:

Провести педагогическую диагностику уровня проявления кинезиологического потенциала дошкольников 5-6 лет: определить уровень проявления соматических качеств (длина и масса тела, динамометрия правой и левой кисти), сомато-моторных качеств (гибкость, сила, быстрота, выносливость), психосоматомоторных качеств (кинематическая и динамическая координированность, моторная стабильность, моторная устойчивость, двигательная память), психомоторных качеств (реактивность простая, реактивность сложная, разномодаль-ная и разнотипная).

Организовать кинезиологическое пространство в группе, спортивном зале и на игровых площадках: подготовить и оформить методический материал для психомоторного

развития детей (карточки с фотографиями и описанием ки-незиологических упражнений, стимульные мешочки и мячи разного веса и размера, дидактический материал для кине-зиологических практик).

Обучить специалистов, педагогов и родителей кинезио-логическим упражнениям и их назначениям, методическим приемам с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Провести обучающий семинар для родителей «Гимнастика мозга. Braingym» и организовать индивидуальные консультации в течение учебного года.

Проводить регулярный мониторинг уровня проявления кинезиологического потенциала дошкольников и вносить коррективы в образовательно-воспитательный процесс.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Загревская А.И. Онтодидактика как основа развития кинезиологического потенциала студентов / А.И. Загревская, В.С. Со-суновский, О.В. Русалева // В сборнике: Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 91-95.

3. Загревский В.И. Моделирование вращения звеньев биомеханической системы вокруг оси с заданными параметрами угловой ориентации / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 4. - С. 83-85.

4. Ковалева М.С. Формирование психологической готовности юных теннисистов 8-9 лет к соревнованиям в учебно-тренировочном процессе / М.С. Ковалева, Е.С. Иноземцева, В.Г. Шилько // В сборнике: Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. - 2019. -С. 317-320.

5. Лубышева Л.И. Онтокинезиология - интегративное научное направление об управлении возрастным развитием физической активности человека / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 5. - С. 2-4.

6. Сосуновский В.С. Структура и содержание кинезиологической образовательной технологии физического воспитания дошкольников / В.С. Сосуновский // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 10. - С. 96-98.

References

1. Bal'sevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human Ontokinesiol-ogy]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2000. 275 p.

2. Zagrevskaya A.I., Sosunovskiy V.S., Rusaleva O.V. Ontodidaktika kak osnova razvitiya kineziologicheskogo potentsiala studentov [Ontodi-dactics as basis for development of students' kinesiological potential]. Nauchno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya i sportivnoy podgotovki studentov vuzov [Scientific and methodological support of physical education and sports training of university students]. Proc. international scientific and practical conference. 2018. pp. 91-95.

3. Zagrevskiy V.I., Zagrevskiy O.I. Modelirovanie vrashcheniya zvenev biomekhanicheskoy sistemy vokrug osi s zadannymi parametrami uglovoy orientatsii [Biomechanical system elements: axial rotation profiling model with preset angular orientation parameters]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 4. pp. 83-85.

4. Kovaleva M.S., Inozemtseva E.S., Shilko V.G. Formirovanie psikho-logicheskoy gotovnosti yunykh tennisistov 8-9 let k sorevnovaniyam v uchebno-trenirovochnom protsesse [Formation of psychological readiness of junior tennis players aged 8-9 years for competitions in educational process]. Fizicheskaya kultura, zdravookhranenie i obra-zovanie [Physical culture, health care and education]. Proc. XIII International research-practical conference in memory of V.S. Pirusky. 2019. pp.317-320.

5. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I. Ontokineziologiya - integrativnoe nauchnoe napravlenie ob upravlenii vozrastnym razvitiem fizicheskoy aktivnosti cheloveka [Ontokinesiology - integrative scientific direction on management of age-related development of human physical activity]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2016. no. 5. pp 2-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sosunovskiy V.S. Struktura i soderzhanie kineziologicheskoy obrazo-vatelnoy tekhnologii fizicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Kinesiological physical education model for preschoolers]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2019. No. 10. pp. 96-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.